Научная статья на тему 'Перспективы развития акмеологии телесности в рамках медицинской акмеологии и психологии здоровья'

Перспективы развития акмеологии телесности в рамках медицинской акмеологии и психологии здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
152
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ТЕЛЕСНОСТЬ / МЕДИЦИНСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ / MEDICAL ACMEOLOGY / АКМЕОЛОГИЯ ТЕЛЕСНОСТИ / ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH PSYCHOLOGY / КРИТЕРИИ ТЕЛЕСНОСТИ / CRITERIA OF A BODYNESS / БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДОРОВЬЯ / SAFETY OF HEALTH / СПОРТ / SPORT / BODYNESS / BODYNESS ACMEOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колобаев Сергей Андреевич

Статья посвящена проблематизации результатов эмпирического исследования психолого-акмеологического феномена телесности. В данной работе делается попытка очертить контуры развития акмеологии телесности как составляющей акмеологической дисциплины изучения феномена телесности. Показаны обширные психологические связи феномена телесности с основными акмеологическими понятиями и категориями. Обозначена перспектива, актуальность и значимость исследований телесности в русле медицинской акмеологии и психологии здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT THE AKMEOLOGY OF THE BODYNESS WITHIN MEDICAL ACMEOLOGY AND PSYCHOLOGY OF HEALTH

The article is devoted the development by results of empirical research of a psychological-acmeological phenomenon of a bodyness. In this work attempt to outline contours of development by akmeology the bodyness as the making akmeological discipline of investigation of a phenomenon the bodyness becomes. Extensive psychological communications of a phenomenon of a bodyness with the basic akmeological concepts and categories are shown. The prospect, relevance and the importance of researches of a bodyness in line with medical akmeology and psychology of health is designated.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития акмеологии телесности в рамках медицинской акмеологии и психологии здоровья»

рактеристиками фасилитирующего общения являются: обучающе-воспитательный характер, субъектность, диалогичность, креативность, этичность» [4, с. 273]. Данный стиль общения обеспечивает не только гуманистический, очеловеченный характер взаимодействия субъектов учения, а также влияет как на языковое, так и на личностное развитие обучаемых.

Курс обучения иностранному языку в вузе является, по сути, одним из главных этапов в системе «школа - вуз - послевузовское обучение» (повышение квалификации, самообразование). Данный курс продолжает школьный и обеспечивает подготовку к дальнейшей самостоятельной работе по специальности, требующей применения иностранного языка в условиях конкурентной профессиональной среды. Обладая огромным образовательным потенциалом процесс обучения иностранному языку в вузе, с одной стороны, активизирует лингвистическую подготовку, за счет пополнения знаний по профессиональной деятельности, межкультурной коммуникации, а с другой стороны, формирует индивидуальные, личностно-деятельностные характеристики, достигающиеся во всех взаимосвязях.

Таким образом, развитие языковой личности средствами иностранного языка происходит в профессионально-ориентированном и личностно-ориентированном направлениях. В данной связи прослеживается акмеологическая составляющая, позволяющая формировать искомые профессиональные и личностные качества будущего специалиста и проецировать их дальнейшее развитие в пост-учебной деятельности.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что создавшаяся в настоящее время ситуация в образовательной среде, позволяет преподавателям иностранного языка в неязыковом вузе разрабатывать и внедрять в практику специализированные курсы, авторские программы обучения в рамках своего предмета, что дает дополнительный стимул к развитию вариативности и непрерывности системы языковой подготовки в контексте единого образовательного пространства и общих требований к современной, конкурентоспособной языковой личности.

Литература

[1]. Козина, О.В. Мир науки, культуры, образования. 2010. № 1. С. 141-145.

[2].Ромашина, С.Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога: уч. Пособие для студентов педагогических вузов. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002.

[3]. Мясникова, О.В., Козина, О.В. Акмеология. 2014. № S3-4. С. 119120.

[4]. Козина, О.В., Майер, А.А. Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7-2. С. 272-275.

ACMEOLOGICAL COMPONENT IN THE PROFESSIONAL'S LINGUISTIC DEVELOPMENT

Kozina Oksana Viktorovna (Barnaul, Russia) - an assistant professor of the international economic affairs professorial chair, I.I. Polzunov Altai State Technical University, 46, Lenin street cck2004@ mail.ru

Abstract

The article is devoted to the problem of the professional's linguistic development. In accordance with the requirements to the level of a linguistic preparation of a future specialist, special conditions of his further development and personal development in a process of a foreign language teaching in high school are made. Key words: person's linguistic development, professional, interaction between the participants of the educational process, conditions.

УДК 159.9

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АКМЕОЛОГИИ ТЕЛЕСНОСТИ В РАМКАХ МЕДИЦИНСКОЙ АКМЕОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ

Колобаев Сергей Андреевич (Москва, Россия) - аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, Институт общественных наук,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; Apeiron_serg@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена проблематизации результатов эмпирического исследования психолого-акмеологического феномена телесности. В данной работе делается попытка очертить контуры развития акмеологии телесности как составляющей акмеологической дисциплины изучения феномена телесности. Показаны обширные психологические связи феномена телесности с основными акмео-логическими понятиями и категориями. Обозначена перспектива, актуальность и значимость исследований телесности в русле медицинской акмеологии и психологии здоровья. Ключевые слова: телесность, медицинская акмеология, психология здоровья, критерии телесности, безопасность здоровья, спорт, акмеология телесности.

В результате анализа современных психологических и ак-меологических исследований [1; 2; 3; 4; 5] в сфере психологии здоровья и здоровьесберегающих технологий показано магистральное направления изучения и анализа феномена телесности. Телесность как междисциплинарное понятие в акмеологической науке и практике рассматривается как психолого-акмеологический феномен в структуре психического здоровья. В исследованиях Казакова Ю.Н. показаны потенциал санационного мышления, феномен внутренней позиции личности в сохранении своего здоровья [3]. Медицинская акмеология рассматривает психологические предикторы формирования здоровой позиции личности, в процессе движения субъекта по жизненному пути, в условиях самореализации и профессиональной деятельности. «Безтелесная» психология [1; 2] изучает психические процессы в отрыве от соматической составляющей, что требует обращения к изучению образа тела, спектра психологический переживаний телесного опыта. В русле клинической психологии телесные переживания занимали одно из первый мест, в медицинской акмеологии феномен телесности ставиться актуальной задачей и рассматривается в новых горизонтах психологических взаимосвязей с акме личности.

Акмеологическая категория возраста, пика личностного и профессионального развития сопрягается с определённой системой переживания личностью своего телесного опыта. В настоящем исследовании система психических процессов, состояний и свойств переживания и восприятии личностью своего телесного опыта обозначена психолого-акмеологиче-ским феноменом телесности. Представлены уровни изучения феномена телесности согласно уровням рефлексии феномена телесности: высокий, средний, низкий. Обоснован анализ феномена телесности через критерии феномена телесности: адаптационный, семантический, семиотический, аксиологический, информационный, лингвистический, метафорический, статистический, структурный, экзистенциальный. Предложены показатели исследования феномена телесности: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, социальный, перцептивный.

На материале эмпирической выборке спортсменов (n=30) получены данные исследования по батарее стандартизированных психологических тесто (Mini-Mult, FPI, опросник самоактуализации Шострома), по акмеологическим методикам («Личность и темперамент» Маноловой О.Н., составление акмеограммы), так и по авторским методикам, разработанным и апробированным в процессе выполнения работы - полустандартизированное интервью, методика «Уровень рефлексии телесности», «Методика рефлексии ощущений в формировании технических действий и технической подготовки спортсмена», «Самооценка телесных параметров (эффективности функционирования тела в последовательности актуальных отрезков спортивной деятельности), «Ранжирование телесных параметров (по степени субъективной значимости)».

Доказательно представлена характеристика психических процессов, состояний и свойств личности в переживании и восприятии своего телесного опыта.

Спортсмены в ходе своего профессионального тренинга устанавливают особую организацию тела и соотношения сомы с психикой. Тело становиться подготовленным, способным переносить нагрузки, и психика адаптируется под сложные стрессовые ситуации. В условиях спортивной дея-

тельности требуется непрерывное профессиональное развитие, установка на саморазвитие, саморегуляцию, самопомощь. Спортсмены обладают высокой стрессоустойчивостью при высоком уровне рефлексии телесности, выделенных на основе корреляционного и факторного анализа факторов телесности: когнитивном, эмоциональном, поведенческом, социальном, перцептивном. На пике спортивной формы аналогичном акме в профессиональной деятельности спортсмен показывает созревший психолого-акмеологический феномен телесности.

Устремлённость к акме определена сформированными психологическими взаимосвязями между психическими процессами, состояниями и свойствами. Высокий уровень активности, притязания на самооценку, уровень семейного благополучия, готовности совершать поступки и брать ответственность на себя по психологическим шкалам коррелирует с самооценкой телесных параметров. К телесным параметрам отнесены удовлетворённость движением, качеством и наполненностью двигательного акта, сопровождающей работой сердца, уровня пульса, дыхания и давления. Установлены корреляционные взаимосвязи между уровнем агрессивности, доминантности, способности строить социальные отношения с новыми телесными качествами силы, выносливости, двигательными качествами.

Феномен телесности формируется и функционирует в ходе развития профессиональной деятельности, одновременно с обретением внутренней акмеологической позиции личности в сохранении и укреплении своего здоровья.

Феномен телесности подлежит направленному изучению в контексте медицинской акмеологии, психологии здоровья и превентивной безопасности как базовый феномен организма, индивида и личности. На протяжении жизненного пути телесность претерпевает самые необычные изменения -взросление, обретение социального статуса, формирование собственного имиджа, хобби, стиля отношения и поведения к окружающим. Также личность обустраивает систему отношений и ценностей с различными сферами жизни - медициной, коммунальными службами, политикой и др. На основании изучения психических процессов, состояний и свойств рекомендовано создание программы акмеокоррекции и коррекции превентивной безопасности феномена телесности.

Литература

[1]. Газарова Е.А. Тело и телесность: психологический анализ// Сб. Психология телесности: между душой и телом». М. Издательство «Аст». 2007.

[2]. Дрознин А.Б. Дано мне тело... что мне делать с ним? М., NAVONA, 2009.

[3]. Казаков Ю.Н. Медико-акмеологическая основа феноменологии личностного здоровья превентивной безопасности субъекта государственной службы// Акмеология. № 1-2 (специальный выпуск). 2014. С. 90.

[4]. Кудряшов Н.И. Целительное движение. Пружинная сила// М. Питер. 2002.

[5]. Фрумкин К.Г. Человеческая телесность в структуре будущего мира// М. Свободная мысль - XXI, 2005. № 1.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT THE AKMEOLOGY OF THE BODYNESS WITHIN MEDICAL ACMEOLOGY AND PSYCHOLOGY OF HEALTH

Kolobaev Sergey Andreevich (Moscow, Russia) - Post-graduated student Department of akmeology and psychology of professional activity, Institute by social sciences, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration pr. Vernadsky, 84, Moscow, Russia, 119606 Apeiron_serg@mail.ru

Abstract

The article is devoted the development by results of empirical research of a psychological-acmeological phenomenon of a bodyness. In this work attempt to outline contours of development by akmeology the bodyness as the making akmeological discipline of investigation of a phenomenon the bodyness becomes. Extensive psychological communications of a phenomenon of a bodyness with the basic akmeological concepts and categories are shown. The prospect, relevance and the importance of researches of a bodyness in line with medical akmeology and psychology of health is designated.

Key words: bodyness, medical acmeology, health psychology, criteria of a bodyness, safety of health, sport, bodyness acmeology.

УДК 159.947.35

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СПАРТИАНСКИХ ИГР РЕГИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)

Коршунов Василий Леонидович - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Дальневосточный государственный гуманитарный университет; ул. КМаркса, 68, Хабаровск, Россия,680000.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме воспитания школьников в системе олимпийского образования. Проведен анализ терминов, отражающих исследование - воспитание, система олимпийского образования, акмеологические аспекты воспитания, спартианские игры, региональный компонент физического воспитания школьников. Описаны сущность, факторы, педагогические условия, предпосылки, закономерности, принципы гармоничного воспитания школьников. Автор выделяет и описывает акмеологические аспекты воспитания подрастающего поколения - ценностно-по-требностный, когнитивный и деятельностный. Даны основные рекомендации по оптимизации воспитания школьников с учетом акмеологической направленности.

Ключевые слова: воспитание, физическое воспитание, оздоровление, саморазвитие, самоактуализация, система олимпийского образования, акмеологические аспекты воспитания школьников, спартианские игры.

Введение

Проблема оздоровления подрастающего поколения является одной из приоритетного направления современного российского образования, здоровье россиян и подрастающего поколения рассматривается как один из важнейших показателей состояния человеческого потенциала государства. Анализ современной образовательной практики в сфере олимпийского образования показывает, что она не в полной мере оправдывает социальные и личностные ожидания. Выпускники общеобразовательных школ в своем большинстве не являются активными и самостоятельными носителями и трансформаторами ценностей, накопленных за период существования современных Олимпийских игр. Данное положение значительно ограничивает перенос полученных знаний и практических умений на культуру учебного труда, быта, отдыха и снижают в целом гуманитарно-личностное развитие с учетом региональных особенностей жизнедеятельности (географических, физиологических, этнических, социальных, культурных) [9,10].

Становление личности мы рассматриваем через призму олимпийского образования. В исследованиях отечественных ученых (Ю.Н. Чернецкий, А.А. Сучихин, С.П. Евсеев, Г.М. Поликарпова, М.В. Прохорова, Н.В. Печерский, В.И. Усаков) [8,10] обоснована необходимость использования идеалов и ценностей олимпизма в воспитательной работе с молодежью, рассматрены отдельные методы организации и осуществления олимпийского образования школьников. Отмечено, что приобщение школьников и учащейся молодежи к ценностям общекультурного мирового процесса происходит через физ-культурно-спортивную деятельность.

По мнению исследователей (Б.П. Андриевского, В.К. Григоровой, Н.В. Гришиной, Г.И. Мызана, В.Г. Невструе-ва, В.Н Никитенко, А.М. Печенюка, В.И. Прокопенко, Л.А. Степашко и др) [6, 7], успех регионализации образования на Дальнем Востоке во многом зависит от того, насколько она будет опираться на принципы, специфичные для дальневосточной системы образования: сопряженность регионального образования с общероссийским; полинациональный и поликультурный характер образования; опора образования на ценностные ориентиры коренных дальневосточников и др. Проблема гармоничного воспитания школьников неотделима от акмеологического аспекта развития личности. В связи с этим значимыми для нашего исследования стали работы А.А.Деркача, С.А.Анисимова, В.Г.Зазыкина, В.Н.Маркова, Е.В.Селезневой, А.В.Гагарина, Р.Л. Лившица, Е.Г. Врублев-ской, Е.Л. Горбатюк, Л.Н Куликовой, О.Л. Подлиняева, Е.В. Шишмаковой и др.[3,4,5,]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.