Павел ТИМОФЕЕВ
ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ ЕС И ПОЗИЦИЯ ФРАНЦИИ
Европейское строительство идёт одновременно вглубь и вширь. Три волны расширения привели к тому, что вначале в 1970-1980-х годов количество членов Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) увеличилось с 6 до 12 стран, а затем в 1995, 2004 и 2007 годах состав теперь уже Европейского Союза вырос до 27 государств. Но и сегодня процесс расширения ЕС далёк от завершения. Существование на карте Старого Света более 20 государств, не входящих в Евросоюз, - благодатная почва для разговоров о новых волнах расширения Союза.
Особую роль в этом процессе сыграли окончание "холодной войны" и распад социалистического лагеря. Например, известный французский политолог Морис Дюверже в 1991 году отмечал, что ЕЭС не сможет сопротивляться желанию европейцев, проживающих в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, присоединиться к Сообществу. В числе потенциальных кандидатов на вступление он также называл Румынию, Югославию и Болгарию, которые, по его мнению, смогут вступить в Сообщество настолько скоро, насколько быстро они перейдут к демократии и "экономической эффективности". По мнению Дюверже, ЕЭС потребуется много времени, чтобы расшириться от мыса Нордкап до города Ираклион, и от Атлантики до устья Дуная1. Следует признать, что в целом прогнозы Дюверже оказались весьма точными: к настоящему времени большинство стран ЦВЕ уже входит в состав ЕС, тогда как, например, практически все страны бывшей Югославии пока лишь находятся на пути в ЕС.
Влияние Франции на расширения ЕЭС/ЕС (1973 2007)
Весьма заметную роль в политике "старых" стран ЕЭС/ЕС, касающуюся расширения группировки, играла Франция. Часто именно её позиция решающим образом влияла на итоговый результат той или иной волны расширения.
1 Le Monde, 07.06.1991.
© Тимофеев Павел Петрович - аспирант ИМЭМО РАН.
E-mail: p.timofeyev@gmail.com Ключевые слова: Франция, Европейский Союз, расширение ЕС, ЕАСТ, Балканы, Турция.
Вела себя Франция при этом по-разному. Хрестоматийным примером стали два вето, наложенные Ш. де Голлем в 1963 и 1967 годах на приём Великобритании в Сообщество: лишь в результате англо-французских переговоров при Ж. Пом-пиду Париж дал добро на присоединение Лондона к ЕЭС. Позитивное отношение Франции к вступлению в ЕЭС стран Средиземноморья обусловило появление в Сообществе Греции (1981 г.), а также Испании и Португалии (1986 г.). В результате, Франция смогла усилить свои позиции в конфигурации ЕЭС, став центральным связующим звеном между странами северной и южной Европы.
В то же время окончание биполярности и становление новой системы международных отношений серьёзно скорректировали французский подход к вопросу расширения в сторону большей осторожности. В ходе переговоров 1992-1994 годов о вступлении в Евросоюз стран ЕАСТ (Австрии, Финляндии, Швеции, Норвегии и Швейцарии), Франция заняла сдержанную позицию, опасаясь, что слишком быстрое расширение ЕЭС в момент, когда 12 стран согласовывали между собой условия Маастрихтского договора 1992 года, может повредить Сообществу. Кроме того, в Париже исходили из того, что чрезмерно быстрое движение на восток будет ему невыгодно, так как новыми членами Союза станут традиционные партнёры Германии и Великобритании, а наделение их особыми привилегиями ослабит гомогенность институциональной структуры Евросоюза, за которую традиционно ратовала Франция. Однако экономические успехи новых стран-кандидатов, принятие ими законодательства ЕС, переговоры с Берлином (в частности, согласие Германии ратифицировать Маастрихтский договор) позволили Франции сказать им "да".
В ходе следующих волн расширения ЕС в 2004 и 2007 годах, когда членами Евросоюза стали ещё 12 стран1, позиция Парижа оказалась ещё более сдержанной. За президентом Ф. Миттераном в Европе надолго закрепилась слава противника расширения на восток2. У Парижа были на это веские причины. Прежде всего, Франция была озабочена тем, чтобы ЕС успешно "переварил" Маастрихтский договор, принятый с большим трудом. Кроме того, расширение ЕС на восток естественным образом усиливало бы вес ФРГ в Старом Свете, превращая Берлин в политический центр континента - перспектива, которая явно не радовала Париж, особенно после объединения Германии. Наконец, само расширение ЕС на восток ставило перед Европой ряд экономических проблем, начиная с увеличения взносов в бюджет ЕС для доведения экономик стран ЦВЕ до уровня ЕС, и заканчивая перспективой наплыва восточноевропейских иммигрантов в богатые страны Евросоюза. Учитывая всё это, становится понятным желание Ф. Миттерана не спешить с новым расширением, отложив его на более отдалённую перспективу. В результате непростых переговоров 1998-2007 годов преемник Ф. Миттерана Ж. Ширак всё же дал "зелёный свет" приёму новых
1 В 2004 г. в ЕС вступили Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, в 2007 г. - Болгария и Румыния.
2 Lequesne, Christian. La France dans la nouvelle Europe. P., 2008 P. 53.
членов, сумев сохранить позиции Франции как одного из лидеров ЕС, хотя при увеличении численности Союза сделать это было довольно трудно.
В результате увеличения Евросоюза до 27 стран Парижу пришлось столкнуться с новыми проблемами, главными из которых стали усиление Германии, укрепление проамериканских настроений в странах ЦВЕ, и проблемы иммиграции. Головной болью для французских властей стал наплыв значительного числа болгарских и румынских цыган. Нынешний президент французского государства Н. Саркози занял жёсткую позицию по вопросу высылки цыган: в 2009 году из Франции было отправлено более 10 тыс. цыган-нелегалов, две трети из которых, правда, затем вернулись обратно. Меры Н. Саркози были раскритикованы не только левыми партиями во Франции, но и Еврокомиссией, узревшей в действиях президента расизм и ксенофобию1. Этот вопрос лишний раз говорит о трудностях адаптации старых и новых членов ЕС друг к другу. По всей видимости, на это потребуется немало времени.
Вхождение Болгарии и Румынии в состав ЕС в 2007 году завершило очередной процесс расширения Союза. Его итоги не могут не впечатлять: количество членов ЕС достигло 27 стран, что означало не только численный рост, но и увеличение территории и населения ЕС примерно на треть, соответственно до 4,3 млн кв. км и до 492 млн человек. Сегодня это третье по размеру и сложности сообщество в мире после Китая и Индии2. Наиболее существенным следствием процесса можно считать тот факт, что теперь ЕС стал не просто абсолютно доминирующим актором на территории Европы, но и, расширив свои границы, соприкоснулся с европейскими государствами СНГ, получил выход на Балканы, а также - через острова Кипр и Мальту - приблизил свою морскую границу к Северной Африке и Ближнему Востоку. В целом, благодаря экономическому потенциалу новых членов, территориальному и демографическому росту Евросоюз значительно усилил свои позиции в мире.
1 декабря 2009 года в силу вступил новый базовый документ ЕС - Лиссабонский договор, ратифицированный 27 странами Союза, после чего вопрос расширения Евросоюза снова обрёл свою актуальность. В настоящий момент можно выделить пять категорий государств и государственных образований, которые в будущем теоретически могли бы стать членами ЕС. К первой из них относятся страны ЕАСТ - Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн; вторую составляют балканские государства - Хорватия, Македония, Албания, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, а также край Косово, признанный Францией и рядом стран ЕС независимым государством в 2008 году. Особняком стоит Турция, которую в силу непростой истории её отношений с ЕС следует, по-видимому, включить в отдельную, третью категорию в списке кандидатов. К четвёртой относятся европейские страны СНГ - Россия, Украина, Бе-
1 Le Monde, 28.07.2010, 14.09.2010.
2 Подсчитано автором по данным: Echkenazi, Jose. Guide de l'Union Europeene. P., 2009. P. 6-11; Горохов В.Н. Международные отношения в 2001-2010 годах. Учебно-методическое пособие. М., 2010. С. 16.
лоруссия, Молдавия, а также Грузия, Армения и Азербайджан. Наконец, пятая категория - это европейские микрогосударства: Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино. Учитывая, что отношение Франции к тем или иным потенциальным кандидатам в ЕС серьёзно различается, имеет смысл рассмотреть каждую из категорий подробнее.
Страны ЕАСТ и Западных Балкан — "желанные гости " в ЕС?
Наиболее благоприятно во Франции, как и в ЕС в целом, воспринимают идею расширения Союза за счёт стран ЕАСТ. Преимущества этих стран очевидны: они не только отвечают "копенгагенским критериям" ЕС, являясь государствами с развитой экономикой и с высоким уровнем жизни населения, но и связаны с Брюсселем соглашениями 1972 года о свободной торговле. Все они, кроме Швейцарии, взаимодействуют с ЕС в рамках ЕЭП. В первую очередь, наименее проблемным стал бы приём в ряды Союза Норвегии и Швейцарии1. Тесно сотрудничая с Осло и с Берном по различным европейским направлениям, таким как ОПБО и Европол, Париж поощряет их дальнейшее сближение с ЕС. Еще один участник ЕАСТ, ЕЭП и Шенгенской зоны - Лихтенштейн, связанный таможенным союзом со Швейцарией, по мнению МИД Франции, "с большим интересом относится к европейскому строительству"2. Несмотря на то, что на сегодняшний день не видно каких-то особо серьёзных проблем, способных помешать вступлению этих стран в ЕС, Франция считает, что ни в Норвегии, ни в Швейцарии идея присоединения к ЕС не стоит на повестке дня3. Очевидно, то же можно сказать и о Лихтенштейне.
Однако четвёртый член ЕАСТ - Исландия, до недавнего времени не стремившаяся вступить в ЕС, в 2009 году подала заявку на членство в Союзе, и с 2010 года признана официальным кандидатом на вступление. Париж поддерживает кандидатуру Рейкьявика, однако, имея опыт переговоров с другой скандинавской страной - Норвегией, провалившей референдум в 1972 и 1994 годах, высказывает свою поддержку исландцам весьма умеренно. "Мы очень благоприятно относимся к вступлению Исландии [в ЕС. - П.Т.]" - заявил летом 2010 года госсекретарь Франции по европейским делам П. Лелюш. Однако, по его словам, ситуация не такая простая. "У меня совершенно нет впечатления, что исландцы очень одобряют [вхождение в ЕС. - П.Т.], если судить по социологическим опросам. Нужно иметь желание войти в Европу. (...) Мы не будем никого заставлять, и Европейский Союз не должен убеждать исландский народ" -добавил он. Наиболее сложной проблемой на пути переговоров Исландии с ЕС
1 http://www.ena.lu/elargissement_jusqu-1-17454; Le Monde, 30.10.2004
2 http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-
geo_833/liechtenstein_454/presentation_20469/presentation_87536.html
3http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/norvege_450/presentationnorvege_1009/index.html; http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/suisse_447/france-suisse 1233/index.html
может стать вопрос об открытии исландских вод для рыболовных компаний ЕС, а также проблема китобойного промысла, запрещённого в Евросоюзе, но до сих пор практикуемого в Исландии1.
Следующая категория - балканские государства рассматривается Францией с точки зрения их вступления в ЕС также весьма благожелательно, хотя Париж и признаёт, что многим из этих стран предстоит долгий путь в Союз. Ещё в 1999 году Евросоюз признал страны бывшей Югославии "потенциальными кандидатами" на вступление. В 2000 году Ж. Ширак, выступая в Загребе, от имени ЕС предложил балканским странам постепенное создание зоны свободной торговли с ЕС и туманно пообещал, что стабилизация региона приведёт к сближению с Евросоюзом2. С 2000 года европейская перспектива Балкан регулярно подтверждается представителями ЕС3. Во Франции эта тема также поднимается как в СМИ, так и на уровне представителей власти. "Мы не рискуем ошибиться, если предскажем, что балканские дела будут серьёзно занимать нас в течение 10-20 ближайших лет" - отмечала "Монд" в 2004 году. "Фигаро", освещая в 2006 году перспективы "европейской интеграции Балкан", предупреждала, что перед Евросоюзом встанет задача стабилизировать регион с населением 23 млн человек, который подтачивают сепаратизм и последствия войны в бывшей Югославии4. В 2000 и 2003 годах Франция на саммитах "ЕС - Западные Балканы" в Загребе и в Салониках полностью поддержала "европейскую перспективу Западных Балкан"5. В 2010 году глава МИД Франции Б. Кушнер заявил: "Балканы находятся в сердце Европы. Их судьба - европейская, никто в этом не сомневается"6.
К настоящему времени дальше всего по пути вступления к ЕС продвинулась Хорватия. Подав заявку в Евросоюз в 2003 году, она была признана официальным кандидатом уже в 2004 году. Переговоры между Брюсселем и Загребом начались в 2005 году. Такое быстрое "продвижение" Хорватии в Европу привело к тому, что Ж. Ширак заявил о необходимости внести в конституцию Франции поправку, согласно которой после присоединения к ЕС Болгарии, Румынии
1 Le Monde, 28.07.2010
2 Chirac, Jacques. Mon combat pour la paix. Textes et interventions. 1995-2007. P., 2007 P. 324-328; http://www.ena.lu/cinquieme_elargissement-1-15672.
3 См. например:
http://www.ena.lu/conclusions_conseil_europeen_copenhague_extrait_elargissement_12_1 3_decembre_2002-1-15920;
http://www.ena.lu/communication_commission_politique_europeenne_voisinage_1er_juille t_2003-1-17842;
http://www.ena.lu/conclusions_conseil_europeen_bruxelles_extrait_elargissement_16_17_d ecembre_2004-1-28476
4 Le Monde, 30.10.2004; Le Figaro, 29.09.2006
5 http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/balkans_1056/index.html
6 http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/balkans_1056/union-europeenne-balkans_2572/chaque-etat-balkans-vocation-entrer-dans-union-europeenne-13.04.10 81598.html
и Хорватии, каждое следующее расширение Союза (особенно вступление в него Турции) должно было бы выноситься на референдум. В 2005 году эта поправка (ст. 88-5) была внесена в конституцию1. Летом 2011 года переговоры ЕС с Хорватией были завершены, и на Евросовете в Брюсселе 23-24 июня 2011 года было официально объявлено о том, что Хорватия с 1 июля 2013 года войдёт в ЕС. Предполагается, что договор о присоединении будет подписан до конца 2011 года2.
Позицию Франции относительно вступления Хорватии в ЕС в целом можно охарактеризовать как сдержанную поддержку. Налицо, с одной стороны, ряд заявлений первых лиц Французской республики, включая президента Н. Сарко-зи и премьер-министра Ф.Фийона о "полной поддержке" Парижем кандидатуры Загреба на его пути в "Единую Европу"3. С другой стороны, Франция обеспокоена состоянием правосудия и проблемой коррупции в Хорватии. Учитывая это, а также опыт трудной и незавершённой адаптации ЕС к Болгарии и Румынии, официальный Париж выступил со вполне логичной инициативой ввести мониторинг процессов, происходящих в Хорватии, в частности, с момента завершения переговоров вплоть до ратификации договора следить за тем, как Загреб выполняет свои обязательства перед ЕС. Как отмечала "Фигаро", в случае выявления нарушений, в качестве штрафных санкций может быть использовано не только официальное предупреждение, но и замораживание финансовой помощи хорватам4. Министр европейских дел Франции Лоран Вокьез открыто разъяснил данную инициативу: "У нас - прагматический подход. Мы не хотим провести расширение кое-как, но мы также не желаем и бесконечно затягивать вступление [Хорватии в ЕС - П.Т.] под предлогом, что у нас нет никаких средств, чтобы удостовериться в эффективности принятых [хорватскими властями - П.Т.] мер. Отсюда - идея мониторинга"5. В итоге французская инициатива была поддержана сначала Германией и Нидерландами, а затем - и всеми остальными членами ЕС6.
Другая постюгославская страна - Македония также подала заявку на членство в Евросоюзе в 2003 году, и в 2005 году была признана Брюсселем официальным кандидатом на вступление. Однако камнем преткновения на её пути в
1 Ье Мопае, 30.10.2004, 03.07.2008
2 http://www.eu2011.hu/fr/news/sommet-europeen-signature-du-traite-d%E2%80%99adhesion-de-la-croatie-en-2011
3 http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/croatie_247/france-croatie_1146/visites_8477/visite-francois-fillon-croatie-09.07.10_83903.html; http://www.elysee.fr/president/les-actualites/communiques-de-presse/2010/janvier/lettre-du-president-de-la-republique-adressee.5177.html
4 ^ Figaro, 10.06.2011
5 http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/croatie_247/france-croatie_1146/presentation_4423/entretien-laurent-wauquiez-avec-quotidien-croate-jutarnji-list-30.05.11_92746.html
6 ^ Figaro, 24.06.2011
Европу остаётся конфликт с членом ЕС - Грецией, которая отказывается признать бывшую югославскую страну под названием Македония, имея одноимённую провинцию в своём составе. Четыре других балканских государства - Албания, Черногория, Сербия, Босния и Герцеговина подписали в 2006-2008 годах с ЕС Соглашения о стабилизации и ассоциации, предваряющие их путь в Брюссель. В 2008-2009 годах Черногория, Сербия и Албания подали заявки на членство в Евросоюзе, однако пока Брюссель не приступил к их рассмотрению. Франция, поощряя интеграцию Балкан в ЕС, рассматривает в качестве вероятного участника евроинтеграции и Косово1. Во Франции идея расширения ЕС на Балканы видится в положительном ключе, хотя Париж отдаёт себе отчёт в том, что региону предстоит сделать ещё очень многое, чтобы приблизиться к стандартам ЕС. Не случайно газета "Фигаро" отмечала, что после того, как Хорватия будет принята в ЕС, для остальных акторов Западных Балкан данный путь окажется гораздо сложнее, так как в отличие от католической Хорватии "ни Сербия, ни Черногория, ни Косово, ни Босния-Герцеговина, ни Албания не имеют в активе историческую близость с Западом", и "никакая из этих стран не пользуется также могущественным покровительством Германии", которым обладал Загреб с 1991 года2. Тем не менее, сам Евросоюз, с участием Франции, предпринимает конкретные шаги для стабилизации региона в своих интересах: например, запуск в 2000 году программы CARDS, в рамках которой финансируются восстановление хозяйства в регионе, демократические институты и рыночная экономика, отмена виз для граждан балканских стран в 2008-2009 годах.
Турция и "все-все-все": партнёрство, но не членство в ЕС?
Особое место среди кандидатов на вступление в ЕС занимает Турция. Ещё в 1963 году Анкара и Брюссель подписали соглашение об ассоциации, предполагающее вступление Турции в ЕЭС. Подав заявку на вступление в ЕЭС в 1987 году, Турция получила статус кандидата лишь в 1999 году. После этого до 2005 года Евросоюз постоянно поощрял продвижение вперёд турецких реформ, направленных на приближение страны к копенгагенским критериям. Переговоры с Турцией о её вхождении в Союз стартовали в 2005 году. Несмотря на то, что Ж. Ширак, едва став президентом Французской республики, сразу же поддержал вступление Турции в ЕС, уже в июле 1995 года заявив в Европарламенте, что "Европа не должна жалеть сил для поддержки и понимания турецкого правительства, желающего двигаться к нашим ценностям"3, эта идея не вызвала всеобщей поддержки как внутри страны, так и в ЕС в целом. Главным аргументом Ширака и других сторонников вхождения Анкары в ЕС стала необходи-
1 http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/kosovo_650/union-europeenne-kosovo_18387/index.html
2 Le Figaro, 24.06.2011
3http://elysee.fr/elysee/elysee.fr/francais_archives/interventions/discours_et_declarations/199 5/juillet/discours_de_m_jacques_chirac_president_de_la_republique_au_parlement_europe en-strasbourg.390.html
мость создания у границ Европы стабильной, демократической Турции, ориентирующейся на Брюссель и способствующей экспорту европейской политической модели для Ближнего Востока1. Противники членства Анкары в Евросоюзе ссылались на то, что Турция географически и политически - неевропейская страна, и что в случае её вхождения в ЕС природа последнего изменится настолько сильно, что он потеряет изначальный смысл2. Мнение, что пока что можно ограничиться договором о "привилегированном партнёрстве", казалось Ж. Шираку неубедительным. Он считал, что турки, стучащиеся в двери ЕС, не согласятся на этот проект3. Но однопартиец Ж. Ширака - премьер-министр Ж-П. Раффарен выступил в 2004 году против турецкой кандидатуры, заявив, что ни Брюссель, ни Анкара не готовы к приёму Турции в ЕС. "Что бы ни произошло, Турция не станет членом Союза до 2015 года" - заключил он4.
Именно "турецкий вопрос", по мнению некоторых политиков и СМИ, стал основной причиной того, что французы не поддержали Конституцию ЕС в 2005 году5. С избранием Н. Саркози президентом Франции, её позиция в отношении Турции ещё больше ужесточилась. "Возможность вхождения Турции в состав ЕС представляется мне абсурдом. Стратегические надежды, которые лежат в основе намерения, можно осуществить в рамках соглашения о стратегическом партнёрстве. Похоже, Европа не хочет отказываться от обещаний, сформулированных в 1963 году в геополитическом контексте, не имеющих ничего общего с нынешним", - заявил Саркози6. В связи с этим можно считать, что кандидатура Турции в члены ЕС пока как минимум заморожена, не в последнюю очередь из-за ужесточения позиции Парижа. В качестве компенсации Франция предложила Турции партнёрство в рамках проекта Средиземноморского союза.
Что касается четвёртой категории потенциальных кандидатов в члены ЕС -европейских стран СНГ, то во Франции перспектива их возможного вступления
1 См. например: Libération, 12.12.1997; Revue du Marché commun et de l'Union européenne. Avril 2000, №437, P. 213-214; http://www.ena.lu/conclusions_conseil_europeen_bruxelles_extrait_implications_budgetair es_institutionnelles_elargissement_octobre_2002-1-28337;
http://www.ena.lu/conference_presse_tony_blair_conseil_europeen_copenhague_16_decem bre_2002-1-17689
2 См. например: Le Monde. 13.06.1995; Frankfurter Allgemeine Zeitung, 30.06.2004;
3 Chirac, Jacques. Op.cit. P. 357-363
4 Débat à l'Assemblée nationale sur la candidature de la Turquie à l'Union européenne, Allocution du Premier Ministre M. Jean-Pierre Raffarin (Paris, 14 octobre 2004) (http://www.ena.lu/allocution_jean_pierre_raffarin_candidature_turquie_lue_paris_14_octo bre_2004-1-17481)
5 Le Monde, 13.03.2007. Supplement "Jacques Chirac ou Sisyphe a l'Elysee". P.IV-V; Саркози Н. Моё мнение. СПб, 2009 С.167. В то же время К.Лекен, опираясь на итоги соц-опроса, проведенного Евробарометром в 2005 г., указывает, что нежелание видеть Турцию членом ЕС было лишь седьмой среди причин, заставивших французов голосовать против Конституции ЕС. См.: Lequesne, Christian. La France dans la nouvelle Europe. P. 102.
6 Саркози Н. Указ. Соч. С. 166-168.
начала рассматриваться в СМИ и в политических кругах с 1990-х годов. Признавая историческую принадлежность и культурную связь России, Белоруссии, Украины, Молдавии и трёх закавказских республик с Европой, официальный Париж, всё же, не считал, что это служит достаточным основанием для присоединения к Евросоюзу. Например, в 1994 году премьер Франции Э. Балладюр заявил на страницах "Монд", что расширение ЕС на Россию, Украину и Белоруссию нежелательно по политическим и стратегическим причинам. "Все европейские нации "от Атлантики до Урала", если использовать формулу генерала де Голля, должны сотрудничать как можно теснее в сфере экономики и безопасности", - отметил он. Однако, продолжил Балладюр, "это не значит, что ЕС должен расширяться за пределы восточных границ Польши и Румынии, так как в этом случае его равновесие окажется нарушено, он будет обречён на паралич и неэффективность"1. Его коллега Ален Жюппе, возглавлявший французский кабинет министров в 1995-1997 годах, в 2002 году заявил, что "Европа от Ванкувера до Владивостока уже не будет Европой", и потому предложил предоставить соседним с ЕС странам статус "углублённого партнёрства" (partenariat renforcé). По мнению Жюппе, этот статус можно было бы применять в отношении "таких стран, как Украина, Белоруссия или Марокко, что позволило бы Европе сохранить свою самобытность"2. Учитывая, что ни одна из стран СНГ пока не подавала заявки на вступление в ЕС, данный вопрос явно не стоит в повестке дня Парижа или Брюсселя, но общую позицию Франции можно охарактеризовать следующим образом. Европейские страны СНГ рассматриваются во Франции как необходимые партнёры по европейскому сотрудничеству, особенно в сфере безопасности. Тем не менее, как и страны Магриба (пример Марокко здесь показателен), а также Турция, они воспринимаются в Париже в качестве вроде бы близкого, но внешнего окружения Евросоюза, отношения с которым требуется регулировать в рамках не расширения, а "стратегического партнёрства" или Европейской политики соседства (ЕПС). Учитывая, что Брюссель отдельно строит отношения с Россией, признавая за ней статус региональной державы, и практически не поддерживает отношений с Белоруссией, обвиняя её руководство в авторитарном правлении, основными объектами ЕПС (прежде всего проекта "Восточное партнёрство") являются Украина, Молдавия и страны Закавказья3. На политическом, а может быть, даже скорее на психологическом уровне, французы пока не могут признать за этими, безусловно, культурно близкими им странами, право называться "своими" европейцами и состоять в ЕС.
Наконец, последняя категория стран, которые могли бы претендовать на членство в ЕС - микрогосударства Европы: Андорра, Ватикан, Монако и Сан-
1 Le Monde, 30.11.1994.
2 L'Express, 28.03.2002. P. 112.
3 http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/europe_828/union-europeenne-monde_13399/politique-voisinage_12990/index.html.
Марино1. Они связаны с Брюсселем как через свои особые отношения с более крупными соседями - членами ЕС (Францией, Испанией, Италией), так и через участие в общеевропейских проектах. Все четыре микрогосударства отменили контроль на границах с Шенгенской зоной, все четыре используют в качестве валюты евро2, и все, кроме Ватикана, состоят в таможенном союзе с ЕС. Несмотря на то, что ни одно из микрогосударств не подавало заявку на членство в ЕС, такой вариант теоретически возможен. Главными препятствиями в данном случае могли бы стать, во-первых, чрезмерная, по мнению Евросоюза, концентрация власти в руках монархов Монако и особенно теократического Ватикана, а во-вторых, статус микрогосударств как оффшорных зон (свободных от налогов). Однако если урегулирование обеих проблем с ЕС возможно, то пока нет ясного ответа на вопрос, в чём именно выиграют как первая, так и вторая стороны от вхождения данных государств в Евросоюз. В 2005 году ректор университета Париж-ГУ Ж-Ф. Дюмон в статье, посвящённой вопросу будущих границ ЕС, отмечал, что вступление в него Монако, Андорры, Лихтенштейна и Сан-Марино "предполагало бы особые условия вхождения, учитывая размер этих микрогосударств". По его мнению, "термин "расширение" был бы в этом случае чрезмерным, если помнить о том, что на четыре этих микрогосударства приходится лишь 762 кв. км и 200 тыс. жителей"3. Для сравнения, площадь Берлина в 2010 году составила 892 кв.км, население- 3,4 млн чел. Кроме того, нельзя не отметить, что четыре микрогосударства уже в большой степени отдали прерогативу своих внешних сношений и своей безопасности своим сюзеренам -Франции, Италии и Испании, поэтому де-факто могут рассматриваться как особые микрорайоны в составе коммунитарного пространства, для которых официальное присоединение к ЕС не обязательно может произойти путём классического расширения Союза.
* * *
Таким образом перспективы расширения ЕС с учётом позиции Франции наиболее благоприятны для Хорватии и Исландии, а также, возможно, Македонии. Вероятнее всего, что именно эти страны станут новыми членами Союза. Помимо
1 По площади Андорра превосходит члена ЕС Мальту, хотя уступает ей по численности населения примерно в 5 раз. Сан-Марино, Монако и Ватикан значительно уступают как по площади, так и по численности населения даже Андорре.
2 Любопытно, что Андорра использует евро без соответствующего разрешения ЕС, поскольку ранее она не имела своей валюты, а использовала французский франк и испанскую песету. В связи с переходом Франции и Испании на евро, новая валюта в 2002 г. автоматически заменила в Андорре и франк, и песету. http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/andorre_448/index.html
3 Dumont, Gérard-François. Quelles frontières pour l'Union européenne?// Liberté politique, № 26, été 2004 (http://www.libertepolitique.com/les-extraits-de-la-revue-liberte-politique/4571)
этого, налицо позитивное отношение Франции к дальнейшему увеличению состава ЕС за счёт Балкан в целом, однако маловероятно, что регион со столь непростой на сегодня политической обстановкой войдёт в Союз сразу и одновременно. В целом же, дальнейшие расширения Евросоюза в ближайшие 10-20 лет могут произойти в три-четыре круга, затронув, помимо указанных стран, также некоторые государства ЕАСТ. Перспективы вступления Турции и стран СНГ представляются маловероятными, и позиция Франции здесь, скорее всего, вряд ли изменится.
Предполагаемые волны расширения ЕС на оставшиеся государства ЕАСТ и Балкан были бы в целом выгодны Франции. Во-первых, потому что тем самым укрепились бы традиционные связи Парижа с балканскими странами, союзниками Французской республики в двух мировых войнах. Правда, сегодня ситуация на Балканах не столь однозначная. Укрепление Германии и США в регионе в ходе балканских кризисов 1990-2000-х годов нанесло ущерб французским позициям, а сохранение в регионе двух потенциальных очагов новых кризисов -Боснии и Герцеговины и края Косово, способно дестабилизировать ситуацию и усилить напряжённость на всём полуострове. В условиях, когда часть государств Балкан, таких как Хорватия или Албания, вполне вероятно, будут рассчитывать на поддержку Германии в вопросе вступления в ЕС, Франции, вероятно, останется лишь укреплять свои позиции среди своих исторических союзников - в Сербии и Черногории, а также, вероятно, в Македонии. Кроме того, албанские власти края Косово, для независимости которого больше всего постаралась именно Франция, также рассчитывают на поддержку как Парижа, так и Берлина и Вашингтона. В связи с этим между Парижем и Берлином вполне возможна негласная конкуренция за сферы влияния в регионе. А это, в свою очередь, способно сказаться на том, какие страны и в каком порядке станут следующими членами Евросоюза.
Во-вторых, новые волны расширения выгодны Парижу, потому что в этом случае центр тяжести ЕС сместился бы несколько к югу, позволив частично "растворить" среди новых членов ярко выраженное германское преимущество в органах ЕС. Расширение ЕС на Швейцарию также, вероятно, было бы поддержано Францией, поскольку Берн является традиционным торговым партнёром Парижа. Присоединение Норвегии и Исландии, очевидно, не дало бы Франции особых преимуществ, поэтому нельзя сказать, что их кандидатуры будут активно поддерживаться Елисейским дворцом. В целом же можно прогнозировать, что осторожность останется константой французской позиции при расширении ЕС в ближайшие 5-10 лет.