Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРЕССИВНОГО ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРЕССИВНОГО ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / БЮДЖЕТ / ПОДОХОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА / НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сайфиева С. Н.

Предмет исследования - анализ действующего подоходного налогообложения и оценка перспектив внедрения прогрессивной налоговой шкалы в РФ. Основная цель работы - выявление резервов системы подоходного налогообложения в целях пополнения доходов бюджета в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией. При выполнении исследования применялись сочетание количественных и качественных подходов, метод финансового анализа. Новая прогрессивная система подоходного налогообложения проанализирована с точки зрения постулатов классической экономической теории. Изучена и обобщена официальная статистика в области начисления номинальной и реальной среднемесячной заработной платы работников в целом по России и по ее субъектам. Выполнен анализ действующего и нового прогрессивного подоходного налогообложения, вводимого в России с 1 января 2021 г. На практическом примере рассмотрен механизм взимания подоходного налога при использовании плоской и прогрессивных шкал, рассчитано приблизительное поступление в бюджет доходов от одного налогоплательщика. Выявлены и обобщены недостатки вновь вводимого налогового мероприятия: узкая налоговая база, низкая максимальная ставка, сохранение налогообложения низкодоходных слоев населения. Вводимая система не предусматривает стимулирующие рычаги, такие как суммы необлагаемого дохода (помимо указанных ранее стандартных вычетов), не содержит налоговые послабления на инвестируемые доходы. На основе анализа представительного массива научной литературы по проблеме повышения эффективности подоходного налогообложения предложены некоторые возможные решения. Сформулированные в статье предложения могут быть использованы для совершенствования системы подоходного налогообложения в дальнейшем для повышения его эффективности, усилния социальной направленности, преобладания стимулирующей функции над фискальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR PROGRESSIVE INCOME TAXATION IN RUSSIA

The subject of the study is the analysis of current income taxation and assessment of the prospects for the introduction of a progressive tax scale in the Russian Federation. The main purpose of the work is to identify the reserves of the Russian income tax system in order to replenish budget revenues in the fight against coronavirus infection. When performing the research, a combination of quantitative and qualitative approaches and the method of financial analysis used. The new progressive system of income taxation analyzed from the point of view of the postulates of classicaleconomic theory. Official statistics in the field of calculating nominal and real average monthly wages of employees in Russia as a whole by its subjects have been studied and summarized. The analysis of the current and new progressive income taxation introduced in Russia from January 1, 2021 performed.On a practical example, the mechanism for collecting income tax using flat and progressive scales considered, and the approximate revenue received from one taxpayer is calculated. The disadvantages of the newly introduced tax measure identified and generalized a narrow tax base, a low maximum rate, and the preservation of taxation of low-income segments of the population. The introduced system of progressive income taxation does not provide incentive levers, such as amounts of non-taxable income (in addition to the standard deductions mentioned above), and does not contain tax breaks on invested income. Based on the analysis of a representative body of scientific literature on the problem of improving the efficiency of income taxation, some possible solutions proposed. The proposals formulated in the article used to improve the system of income taxation in the future to increase its effectiveness, strengthen social orientation, and the predominance of the incentive function over the fiscal one.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРЕССИВНОГО ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ»

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРЕССИВНОГО ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ

Сайфиева С.Н.

САЙФИЕВА Светлана Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством, доцент кафедры экономики и управления, ЧОУ ВО «Академия управления и производства», Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация. Предмет исследования - анализ действующего подоходного налогообложения и оценка перспектив внедрения прогрессивной налоговой шкалы в РФ. Основная цель работы - выявление резервов системы подоходного налогообложения в целях пополнения доходов бюджета в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией. При выполнении исследования применялись сочетание количественных и качественных подходов, метод финансового анализа. Новая прогрессивная система подоходного налогообложения проанализирована с точки зрения постулатов классической экономической теории. Изучена и обобщена официальная статистика в области начисления номинальной и реальной среднемесячной заработной платы работников в целом по России и по ее субъектам. Выполнен анализ действующего и нового прогрессивного подоходного налогообложения, вводимого в России с 1 января 2021 г.

На практическом примере рассмотрен механизм взимания подоходного налога при использовании плоской и прогрессивных шкал, рассчитано приблизительное поступление в бюджет доходов от одного налогоплательщика. Выявлены и обобщены недостатки вновь вводимого налогового мероприятия: узкая налоговая база, низкая максимальная ставка, сохранение налогообложения низкодоходных слоев населения. Вводимая система не предусматривает стимулирующие рычаги, такие как суммы необлагаемого дохода (помимо указанных ранее стандартных вычетов), не содержит налоговые послабления на инвестируемые доходы. На основе анализа представительного массива научной литературы по проблеме повышения эффективности подоходного налогообложения предложены некоторые возможные решения. Сформулированные в статье предложения могут быть использованы для совершенствования системы подоходного налогообложения в дальнейшем для повышения его эффективности, усиления социальной направленности, преобладания стимулирующей функции над фискальной.

Ключевые слова: экономическая теория, бюджет, подоходное налогообложение, налоговые ставки, прогрессивная шкала, налоговые вычеты, перспективы.

Для цитирования: Сайфиева С.Н. Перспективы прогрессивного подоходного налогообложения в России // Экономические системы. 2020. Том 13. № 4 (51). С. 216-222. DOI 10.29030/2309-2076-2020-13-4-216-222.

Обусловленный отчасти и коронавирусными потрясениями, бюджетный дефицит сподвигнул Правительство РФ не только возобновить разговоры об изменении налогообложения состоятельной части населения страны, но и прибегнуть к решительным мерам.

С 1 января 2021 г. в России вводится прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц, так называемый налог на богатых: состоятельное население

РФ будет платить не 13, а 15% с доходов, превышающих 5 млн руб. [1]. Упомянутый законопроект был принят Госдумой 11 ноября 2020 г, одобрен Советом Федерации 18 ноября 2020 г

Изначально предполагалось параллельно с введением прогрессивной шкалы отменить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с малоимущей части населения. Рассматривался прогресс от 13 до 18% для доходов, превышающих 24 млн руб. [2]. Однако в окончательном варианте оставили двухступенчатую шкалу, повысили действующую ставку на 2% и указали о налогообложении только тех доходов, которые превышают законодательно установленный лимит. Вновь введенный закон не распространяется на единовременные доходы, такие как продажа имущества (за исключением ценных бумаг) или страховые выплаты.

По расчетам экономических ведомств, повышение ставки НДФЛ вызовет дополнительное привлечение бюджетных доходов в 2021 г. - 60 млрд руб.; 2022 г. - 64 млрд руб., 2023 г. - 68,5 млрд руб. [3]. Дополнительно собранные средства будут направлены на лечение детей с тяжелыми, хроническими и редкими заболеваниями.

Напомним, что введение плоской шкалы подоходного налогообложения - первый опыт, осуществленный в РФ. Во всех странах мира применялись прогрессивные варианты. Причем максимальная ставка составляла: в Великобритании -45% с размером годового дохода 150 тыс. фунтов стерлингов; Канаде - 50% (годовой доход - 136 270 канадских долларов); Испании - 52% (300 тыс. евро); во Франции - 75% (1 млн евро) [4]. Еще в 2000 г. в России действовала прогрессивная шкала - от 12 до 30% в зависимости от уровня доходов в год. С 1 января 2001 г. в целях избегания массовых уклонений от налога ввели плоскую шкалу с основной ставкой 13%.

В экономической теории налогов подоходное налогообложение в основном рассматривалось как прогрессивное. Если следовать положениям А. Смита, за высококвалифицированный труд оплата, как и налогообложение, должна быть выше. В противном случае теряется заинтересованность в результатах труда [5. С. 378].

По убеждению Дж.С. Милля, использование прогрессивного налогообложения доходов неприемлемо, но оно было бы «справедливым и полезным в применении к сборам с наследства по завещанию и без завещания» [6. С. 163].

Однако одним из важнейших постулатов Милля считаем следующий: «Доходы, не превышающие определенного уровня, вообще не облагаются налогом. Этот уровень не должен быть выше суммы, достаточной для удовлетворения существующих в данное время потребностей населения в предметах первой необходимости» [6. С. 191]. «Льгота, предоставляемая в пользу мелких доходов, не должна...распространяться далее той суммы дохода, которая необходима для жизни, поддержания здоровья и избавления от постоянных физических страданий» [6. С. 160].

В 2020 г. «стандартные налоговые вычеты составили: на первого и второго ребенка - 1400 руб.; на третьего и каждого последующего ребенка -

3000 руб.; на каждого ребенка-инвалида до 18 лет или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы, - 12 000 руб. родителям и усыновителям (6 000 рублей - опекунам и попечителям)» [7]. Вычет отменяется с месяца, когда доход сотрудника превышает сумму 350 000 руб.

Важнейшим экономическим макрорегулятором является минимальная заработная плата - норматив для определения размеров стипендий, пенсий и других выплат. Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2020 г. составил 12 130 руб. в месяц [8]. Последней установленной величиной является прожиточный минимум за II квартал 2020 г., причем прожиточный минимум для трудоспособного населения составил 12 392 руб. [9]. Несмотря на существенное сближение значений обоих макрорегуляторов, представляется проблематичным на сумму около 12 000 руб. (по Миллю) удовлетворить жизненные потребности, поддержать здоровье и высокую работоспособность человека.

По мнению Милля, «все сбережения за счет доходов, которые были инвестированы» [6. С. 192], следует освобождать от налогов. Он считает, что «низкий уровень общественной нравственности зачастую не позволяет выявить точный размер доходов» [6. С. 192] в целях их налогообложения. В настоящее время результатом цифровизации в налоговой сфере является тонкая настройка системы контроля, в результате которого удалось в разы повысить эффективность и прозрачность налоговых сборов.

Следует отметить, что отдельные положения классиков в области подоходного налогообложения актуальны и в настоящее время.

Рассмотрим современную концепцию прогрессивного подоходного налогообложения. Она простая, двухуровневая, не предусматривает стимулирующие рычаги, такие как суммы необлагаемого дохода (помимо указанных ранее стандартных вычетов), не содержит налоговых послаблений на инвестируемые доходы. Если разделить 5 млн руб. на 12 мес. в году, получим 416 667 руб. - среднемесячную заработную плату налогоплательщика, доход которого будет облагаться по повышенной ставке. По экспертным оценкам, в РФ граждан с такими доходами - менее 1%. Действующая и новая схемы прогрессивного налогообложения НДФЛ представлены в табл. 1.

Таблица 1

Действующая и новая схемы подоходного налогообложения*

Годовой доход физического лица Ставка 2020 г. Ставка 2021 г.

До 5 млн руб. 13% 13%

Свыше 5 млн руб. 13% 15%

*Составлено автором.

Предположим, что заработная плата руководителя одного из подразделений нефтегазовой компании ежемесячно составляет 415 000 руб. В марте ему вы-

платили премию по итогам работы за предыдущий год в размере 2 000 000 руб. Права на стандартные вычеты по НДФЛ у руководителя нет (табл. 2).

Таблица 2

Сравнение механизма налогообложения полученных доходов в 2020-2021 гг.*

Месяц Сумма месячного дохода,руб. Сумма НДФЛ, руб. Доход нарастающим итогом, руб.

2020 2021

Январь 415000 53 950 53 950 415 000

Февраль 415000 53 950 53 950 830 000

Март 2415000 313 950 313 950 3 245 000

Апрель 415000 53 950 53 950 3 660 000

Май 415000 53 950 53 950 4 075 000

Июнь 415000 53 950 53 950 4 490 000

Июль 415000 53 950 53 950 4 905 000

Август 415000 53 950 60 350 5 320 000

Сентябрь 415000 53 950 62 250 5 735 000

Октябрь 415000 53 950 62 250 6 150 000

Ноябрь 415000 53 950 62 250 6 565 000

Декабрь 415000 53 950 62 250 6 980 000

ИТОГО 6 980 000 907 400 947 000

* Расчеты автора.

Расчет за август 2021 г:

(5 000 000 - 4 905 000) = 95 000 х 13% = 12 350 руб.

(5 320 000 - 5 000 000) = 320 000 х 15% = 48 000 руб.

Всего размер налога за август 2021 г. составил 60 350 руб.

После введения новых правил расчета НДФЛ налогоплательщик из рассмотренного примера заплатит в бюджет налог на доходы в большем размере. Разница составит 39 600 руб. (947 000 - 907 400).

Наверное, имеет смысл оценить среднемесячную заработную плату в РФ, чтобы прикинуть перспективы бюджетного наполнения от повышения ставки НДФЛ на 2 п.п. - прогрессивную шкалу для богатого населения России (табл. 3).

Согласно официальной статистике, реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников по субъектам Российской Федерации представлена только в относительных показателях и с 2018 г. неуклонно сокращается, при этом имея региональную дифференциацию. Так, по экономике в целом в 2019 г. по сравнению с 2018 г. снижение составило 3,7 п.п. По регионам это произошло неравномерно. Например, в Центральном федеральном округе - 2,6 п.п., Северо-Западном федеральном округе - 4,9 п.п., Южном федеральном округе - 5,7 п.п., Северо-Кавказском федеральном округе - 5,1 п.п., Приволжском

Таблица 3

Среднегодовая «номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике Российской Федерации в 2018-2020 гг.» [10]

Годы Среднегодовая номинальная начисленная заработная плата по экономике РФ, руб.

2018 43 724

2019 47 867

2020 (9 мес.) 49 398

федеральном округе - 3,1 п.п., Уральском федеральном округе - 3,2 п.п., Сибирском федеральном округе - 5,0 п.п., Дальневосточном федеральном округе - 4,9 п.п. [10].

Сопоставление представленных расчетов с официальной статистической информацией позволяет утверждать, что новая прогрессивная шкала налогообложения затронет небольшую группу «богатого» населения России. С учетом средней зарплаты по стране большинство граждан предлагаемое нововведение не коснется. Максимальная ставка налогообложения НДФЛ (15%) минимальна по сравнению с европейским уровнем.

Для того чтобы прогрессивное налогообложение работало и имело стимулирующий характер, следовало бы предусмотреть суммы необлагаемого дохода, помимо стандартных вычетов, освободить малоимущее население от подоходного налогообложения. Человек, получающий заработную плату 20 тыс. руб., и человек, зарабатывающий 100 тыс. руб., платят одинаковый 13%-ный налог, покупают продуктовую корзину одинаковой стоимости. Ставка 13% - равная, но не справедливая!

Во многих зарубежных странах в налогообложении существует такая категория, как иждивенцы. Согласно ст. 23 Налогового кодекса РФ, иждивенцами в России считаются только дети в возрасте «до 18 лет или до 24 лет, если они являются студентами очной формы обучения» [11]. Во Франции, например, это могут быть пожилые родственники или неработающая жена. Декларация подается от имени хозяйственной единицы, доход которой становится меньше, чем у одного налогоплательщика и применяется более низкая ставка [2. С. 43].

При переходе на прогрессивную шкалу многие аналитики предвещают массовый уход от подоходного налогообложения в тень. В настоящее время, благодаря цифровизации, налоговый контроль становится тотальным, сбор налогов прозрачен и эффективен, что признано на международном уровне [12. С. 25].

А закончить статью о перспективах прогрессивного налогообложения в России можно умозаключением от А. Смита, которое не потеряло актуальности и по сей день. Классик писал, что заработная плата чиновников не определяется рыночной конкуренцией, поэтому часто не соответствует характеру их занятия.

Смит полагал, что «лица, занимающие государственные должности, вызывают во всех странах общую зависть, и налог на их жалованье, даже если бы он был несколько выше, чем на другие виды дохода, всегда бывает популярным налогом» [5. С. 378].

Источники

1. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период: Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-Ф3. URL: https://rg.ru/2020/11/26/ nalog-ndfl-dok.html (дата обращения: 09.11.2020).

2. ДолженковА. Прогрессивная шкала будет работать только с вычетами // Эксперт. 2018. № 12 (19-25 марта). С. 41-43.

3. РБК. URL: https://quote.rbc.ru/news/article/5fbbb7689a7947930b825dbf?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop&nw=1606213608000 (дата обращения: 09.11.2020).

4. Сообщество профессионалов. URL: nalog-nalog.ru (дата обращения: 18.09.2020).

5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. II. Книга V. О доходах государя или государства. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935.

6. Милль Дж.С. Основы политической экономии. Т. III. Книга V. О влиянии правительства. М.: Прогресс, 1981.

7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.nalog.ru/rn77/ taxation/taxes/ndfl/nalog_vichet/standart_nv (дата обращения: 20.11.2020).

8. О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон от 27.12.2019 № 463-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/law/ref/ mrot/2020 (дата обращения: 10.09.2020).

9. Приказ Минтруда России от 28.08.2020 № 542н. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.09.2020).

10. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_ market_employment_salaries?print=1 (дата обращения: 26.11.2020).

11. Налоговый Кодекс РФ. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671 (дата обращения: 26.11.2020).

12. Долженков А., Обухова Е. Потерянный для бизнеса год // Эксперт. 2020. № 4. С. 24-26.

PROSPECTS FOR PROGRESSIVE INCOME TAXATION IN RUSSIA

Sajfieva S.N.

SAJFIEVA Svetlana Niko I aevna - Ph.D. in economic sciences, associate professor, 08.00.05 -economy and management of the national economy, associate professor of the Department of Economics and Management «Academy of Management and Production», Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The subject of the study is the analysis of current income taxation and assessment of the prospects for the introduction of a progressive tax scale in the Russian Federation. The main purpose of the work is to identify the reserves of the Russian income tax system in order to replenish budget revenues in the fight against coronavirus infection. When performing the research, a combination of quantitative and qualitative approaches and the method of financial analysis used. The new progressive system of income taxation analyzed from the point of view of the postulates of classical

economic theory. Official statistics in the field of calculating nominal and real average monthly wages of employees in Russia as a whole by its subjects have been studied and summarized. The analysis of the current and new progressive income taxation introduced in Russia from January 1, 2021 performed.

On a practical example, the mechanism for collecting income tax using flat and progressive scales considered, and the approximate revenue received from one taxpayer is calculated. The disadvantages of the newly introduced tax measure identified and generalized a narrow tax base, a low maximum rate, and the preservation of taxation of low-income segments of the population. The introduced system of progressive income taxation does not provide incentive levers, such as amounts of non-taxable income (in addition to the standard deductions mentioned above), and does not contain tax breaks on invested income. Based on the analysis of a representative body of scientific literature on the problem of improving the efficiency of income taxation, some possible solutions proposed. The proposals formulated in the article used to improve the system of income taxation in the future to increase its effectiveness, strengthen social orientation, and the predominance of the incentive function over the fiscal one.

Keywords: economic theory, budget, income taxation, tax rates, progressive scale, tax deductions, prospects.

For citation: Sajfieva S.N. Prospects for progressive income taxation in Russia. Economic Systems. 2020. Vol. 13. No. 4 (51). P. 216-222. DOI 10.29030/2309-2076-2020-13-4-216-222.

References

1. On amendments to part two of the Tax code of the Russian Federation regarding the taxation of income of individuals that exceeds 5 million rubles for the tax period: The Federal law of 23.11.2020. No. 372-FZ. URL: https://rg.ru/2020/11/26/nalog-ndfl-dok.html (accessed: 09.11.2020).

2. Dolzhenkov A. Progressive scale will work only with the deductions. Expert. 2018. No. 12. March 19-25. P. 41-43.

3. RBC. URL: https://quote.rbc.ru/news/article/5fbbb7689a7947930b825dbf?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop&nw=1606213608000 (accessed: 09.11.2020).

4. Community of professionals. URL: nalog-nalog.ru (accessed: 18.09.2020).

5. Smith A. Research on the nature and causes of the wealth of peoples. Vol. II. Book V. On the income of the sovereign or the state. M.: State socio-economic publishing house, 1935.

6. Mill J.S. Fundamentals of political economy. Vol. III. Book V. On the influence of the government, Moscow: Progress, 1981.

7. Official website of the Federal tax service. URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ ndfl/nalog_vichet/standart_nv (accessed: 20.11.2020).

8. On amendments to article 1 of the Federal law «About the minimum wage»: The Federal law of 27.12.2019 No. 463-FZ. URL: http://www.consultant.ru/law/ref/mrot/2020 (accessed: 10.09.2020).

9. The order of the Ministry of labor of Russia from 28.08.2020 No. 542h. URL: http://www. consultant.ru (accessed: 10.09.2020).

10. Federal state statistics service. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_ salaries?print=1 (accessed: 26.11.2020).

11. Tax Code of the Russian Federation. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19671 (accessed: 26.11.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Dolzhenkov A., Obukhova E. Lost for business year. Expert. 2020. № 4. P. 24-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.