11 См.: Международное право: учебник / под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. М., 2006. С. 305; см. также: Международное право: учебник / под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 460; Международное гуманитарное право: учебник / под ред. А.Я. Капустина. М., 2009. С. 9.
12 Карташкин В.А Права человека: международная защита в условиях глобализации. С. 53.
13 Тиунов О.И. Современные проблемы международного гуманитарного права — к 100-летию второй Гаагской конференции мира // Российский ежегодник международного права. 2007. СПб., 2008. С. 25.
14 См., например: Права человека в международном и внутригосударственном праве: учебник для вузов / отв. ред. Р.М. Валеев. Казань, 2004. С. 110; Красиков Д.В., Липкина Н.Н. Международное право: учебно-методическое пособие. Саратов, 2010.
15 См.: Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права: курс, прочитанный в июле 1982 г. в Страсбургском университете в рамках информационной сессии, организованной Международным институтом прав человека. М., 1993. С. 6-7; Международное гуманитарное право: учебник / под ред. И.И. Котлярова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2009; БатырьВ.А. Международное гуманитарное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2011.
16 Aust A. Handbook of International Law. 2nd ed. Cambridge, 2010; International Law / ed. by M.D. Evans. 2nd ed. New York, 2006.
17 Конвенция о правах ребенка 1989 г. // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI, ст. 38.
18 Rome Statute of the International Criminal Court. URL: http://www.icc-cpi.int/nr/rdonlyres/ea9aeff7-5752-4f84-be94-0a655eb30e16/0/rome_statute_english.pdf (дата обращения: 01.10.2012).
19 Legality of the Threat or Use of Nuclear Weapons: I.C.J. Advisory Opinion // I.C.J. Reports. 1996. Р. 226. § 75.
20 О возникновении термина «международное гуманитарное право» подробнее см. : Батырь В.А. Международное гуманитарное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 11.
21 Пикте Ж. Указ. соч. С. 8.
22 Опарина М.В. К вопросу о соотношении и особенностях «международное гуманитарное право» и «право вооруженных конфликтов» // Международное право. 2008. № 3(35). С. 25.
23 Например, международное уголовное право регулирует вопросы обеспечения и защиты процессуальных прав лиц, в отношении которых осуществляется международное уголовное преследование. В п. 3 ст. 21 Римского статута Международного уголовного суда при определении применимого права сделана следующая общая оговорка: применение и толкование права согласно настоящей статье должно соответствовать международно признанным правам человека и не допускать никакого неблагоприятного проведения различия по таким признакам, как гендерный признак, возраст, раса, цвет кожи, язык, религия или вероисповедание, политические или иные убеждения, национальное, этническое или социальное происхождение, имущественное, сословное или иное положение. Римский статут перечисляет также ряд специальных прав лиц, подвергающихся уголовному преследованию в Международном уголовном суде. Как отмечено в подп. «с» п. 1 ст. 54, Прокурор в полной мере соблюдает права лиц, вытекающие из настоящего Статута. Статья 55 Римского статута Международного уголовного суда перечисляет права лиц в ходе расследования, а ст. 67 особо останавливается на правах обвиняемых и т. д. (см.: Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. с изменениями на основе протоколов от 10 ноября 1998 г., 12 июля 1999 г., 30 ноября 1999 г., 8 мая 2000 г., 17 января 2001 г. и 16 января 2002 г. // Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf (дата обращения: 12.05.2012).
24 Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: учебник. 2-е изд., перераб. М., 2009. С. 10.
Е.О. Пазына
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ВТО В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
В статье анализируются правовые особенности присоединения России к ВТО с учетом ее членства в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества. Анализируется опыт взаимодействия Европейского Союза и ВТО как успешная экономико-правовая модель для последующего ее возможного применения Российской Федерацией и ее партнерами по интеграционному образованию.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, Европейский Союз, Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество, Единый таможенный тариф, международная торговля.
© Пазына Евгений Олегович, 2013
Кандидат юридических наук, доцент кафедры европейского права и сравнительного правоведения (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
E.O. Pazyna
THE PERSPECTIVES OF APPLICATION EUROPEAN UNION'S AND WORLD TRADE ORGANIZATION'S LEGAL INTERACTION MODEL IN THE CUSTOMS UNION OF THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY
In article the legal aspects of Russia's joining to the WTO being the member of the Customs Union of the Eurasian Economic Community are analyzed. Author investigates European Union's and World Trade Organization's economic and legal interaction models to find perspectives of its application by Russia and its integration structure's partners.
Keywords: World Trade Organization, European Union, Customs Union, Eurasian Economic Community, Unified customs tariff, international trade.
После распада СССР и перехода на рыночную экономику Российская Федерация все активнее участвует в мировых глобальных процессах. Особое значение имеет интеграция на постсоветском пространстве ввиду ее важного экономического, политического, культурного, социального и военного значения для нашей страны. В настоящее время Россия входит в состав целого ряда подобных межгосударственных объединений: Содружество Независимых Государств, Союзное государство России и Беларуси, Евразийское экономическое сообщество (далее — ЕврАзЭС) и др.
Одним из наиболее успешных интеграционных образований, имеющим более чем полувековую историю поступательного развития, является Европейский Союз (далее — ЕС, Евросоюз). В настоящее время достижения Евросоюза, в т. ч. в области экономического и финансового сотрудничества, позволили распро- Т странить сферу его компетенции на целый ряд областей внутренней и внешней к политики его 27 государств-членов. В этом контексте особое значение приоб- а ретает сотрудничество России с Евросоюзом. Целый ряд причин подчеркивает С важность взаимоотношений России и ЕС. Евросоюз является крупнейшим ино- г странным инвестором России. В 2010 г. объем его инвестиций составил примерно | 120 млрд евро или 75 % от всех прямых иностранных инвестиций. Наша страна т в этот же период инвестировала в европейскую экономику порядка 42 млрд евро1. н Обладая долей около 50 % во внешнеторговом обороте Российской Федерации, й
5
ЕС является крупнейшим торговым партнером нашей страны. В свою очередь Д
Россия занимает 3-е место во внешней торговле ЕС, а в области экспорта энерго- С
носителей в государства объединенной Европы — 1-е место. Общий объем экс- |
порта из Евросоюза в Россию в 2011 г. был равен 108,4 млрд евро, импорта — из Д
Российской Федерации в ЕС — 199,5 млрд евро. Таким образом, общий торговый |
оборот составил 308 млрд евро2, что в 2 раза превысило наднациональный бюджет •
га
ЕС в 2011 г., размер которого составил свыше 126,527 млрд евро в платежных 9 ассигнованиях и свыше 141,909 млрд евро в обязательственных ассигнованиях3. ~ Вступление в ЕС в 2004 и 2007 гг. стран Прибалтики, Центральной и Восточной 3 Европы привело к существенному увеличению протяженности наших общих границ, что порождает необходимость сотрудничества по целому ряду направлений.
Еще в 2002 г. Президент РФ В.В. Путин, отвечая на вопросы журналистов, отмечал важность сотрудничества с Евросоюзом, а также изучения и применения наиболее выигрышных его интеграционных достижений в рамках межгосударственных объединений с участием России и, в частности ЕврАзЭС4. 187
Президент России Д.А. Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г. также указывал на необходимость учета европейского опыта в отдельных сферах регулирования общественных отношений. Применение такого опыта могло бы существенно ускорить процесс поступательного развития интеграционных образований с участием России.
Важным шагом в развитии экономической интеграции на постсоветском пространстве стало начало функционирования в 2010 г. Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества с участием Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (далее — Таможенный союз). Его создание было встречено неоднозначно со стороны Европейского Союза. Во многом оно получило негативную оценку. В частности, Европейская комиссия отмечает, что введение Единого таможенного тарифа на территории Таможенного союза привело к повышению расходов европейских экспортеров на 860 млн евро в год в рамках трех его государств-участников, или на 540 млн евро в год в пределах России вследствие увеличения пошлин. Кроме того, по ее мнению, процесс гармонизации в области лицензирования ввоза ряда продукции, в частности алкогольных напитков, не был обеспечен соответствующими административными подготовительными процедурами, вследствие чего европейские поставщики понесли финансовые потери из-за невозможности своевременного оформления ввоза соответствующих товаров на территорию Таможенного союза. И наконец, некоторые санитарные, ветеринарные и фитосанитарные требования, применяемые на территории Таможенного союза, в частности к антибиотикам или продуктам животного происхождения, являются более строгими, чем в Евросоюзе5. а Одна из целей введения Единого таможенного тарифа, служащего инстру-
? ментом торговой политики Таможенного союза, является защита экономики его а. государств-членов от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, но в то же время и обеспечение условий для эффективной интеграции Таможен-
1 ного союза в мировую экономику6. Важнейший шаг на пути такой интеграции — | вступление во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО), созданную | 1 января 1995 г. с целью регулирования торговых отношений государств-членов | и ставшую преемницей системы Генеральных соглашений по тарифам и торгов-| ли, существовавшей с 1948 г.7 В настоящее время данная международная орга-
2 низация включает 157 членов, в т. ч. Евросоюз. После 18-летних переговоров о ° вступлении 22 августа 2012 г. Российская Федерация первой из своих партнеров « по Таможенному союзу вошла в ее состав8. По состоянию на 2011 г. наша страна | занимала 9-е место в мире по объему экспорта с объемом товарооборота примерно е 522 млрд долл. США и 17-е место по объему импорта с объемом товарооборота ° примерно 323,8 млрд долл. США, обладая долями в мировой торговли в 2,86 %
0
° и 1,86 % соответственно9.
¿5 Генеральный директор ВТО Паскаль Лами, выступая в Национальном иссле-
1 довательском университете «Высшая школа экономики» 18 января 2013 г., от-| метил, что в результате вступления в ВТО в России произошло снижение средних
значений импортных пошли с 10 % до 7,8 %, в сфере промышленных товаров — с 9,5 % до 7,3 %, в сфере сельскохозяйственной продукции — с 13,2 % до 10,8 %10.
В ряде отраслей снижение импортных пошлин более значительно. Так, в сфере автомобильной промышленности произошло их снижение с 30 % до 25 %, а через 7 лет — до 15 %. Данные меры сэкономят ежегодно европейским экспор-188 терам порядка 2,5 млрд евро и позволят увеличивать объем экспорта ежегодно
на 3,9 млрд евро11. Это потребует от отечественных производителей приложения определенных усилий для предотвращения потери своих позиций на рынке.
Основными статьями экспорта из ЕС в Россию в 2011 г. стали автомобили (7 млрд евро), медицинские товары (6 млрд евро), автозапчасти (3,5 млрд евро), телефоны и их запчасти (2,5 млрд евро) и тракторы (1 млрд евро). Импортировал ЕС из России в 2011 г. в основном сырье: нефть (130 млрд евро) и газ (24 млрд евро)12. Представляется, что такое соотношение экспортируемых и импортируемых товаров говорит о целесообразности скорейшей модернизации экономики России с целью увеличения сегмента конкурентоспособных промышленных товаров.
Опыт членства в ВТО таких бывших республик СССР, как Украина, Киргизия и Латвия, свидетельствует о том, что без соответствующих политических и экономических мер национальных правительств доля экспорта страны может резко упасть и напротив возрасти доля импорта, что приведет к упадку целого ряда отраслей экономики13.
Необходимо также учитывать, что Россия приняла на себя определенные обязательства в рамках Таможенного союза, которые не должны противоречить правилам ВТО. В то же время партнеры нашей страны по Таможенному союзу — Беларусь и Казахстан — в настоящее время являются лишь наблюдателями в ВТО, хотя и ведут переговоры о получении статуса полноправных членов с 1993 г. и 1996 г. соответственно14.
С целью обеспечения гармоничного взаимодействия Таможенного союза и ВТО в случае вступления в последнюю какого-либо его члена на заседании Межгосударственного совета ЕвАзЭС 19 мая 2011 г. был заключен Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой ш системы, вступивший в силу 22 августа 2012 г. Данный договор, в частности, н предусматривает в указанной выше ситуации включение соглашений ВТО в С
а
состав правовой системы Таможенного союза и приведение ее в соответствие с т
о
ними, а также снижение ставок импортных пошлин Единого таможенного тари- к
о
фа до уровня, предусмотренного Протоколом о присоединении соответствующего о' государства к ВТО, и гармонизацию данных ставок для различных членов Та- | моженного союза15. Вследствие принятых данных мер, с правовой точки зрения, в
препятствия для нахождения государства в составе и ВТО, и Таможенного союза нн
о
отсутствуют, даже если не все участники последнего являются полноправными Ю членами первой. и
Ярким примером успешного взаимодействия экономического интеграцион- с
к
ного блока и ВТО является членство в ней с момента ее создания Евросоюза. а Европейская комиссия представляет в данной организации все 27 государств- Л членов ЕС, обеспечивая европейские компании новыми рынками, наблюдая за | соблюдением прочих членов правил международной торговли и создавая условия • для стабильного развития торговли в развивающихся странах16. По состоянию 29 на 2011 г. Европейский Союз был крупнейшим в мире экспортером и импортером товаров, обладая долями в 14,86 % от мирового экспорта (объем товарооборота к составил примерно 2,133 трлн долл. США) и 16,17 % от мирового импорта (объем товарооборота составил примерно 2,35 трлн долл. США)17, опережая по этим показателям Соединенные Штаты Америки, которые имеют 8,11 % (примерно 1,48 трлн долл. США) и 12,29 % (2,266 трлн долл. США) соответственно18.
Торговля Евросоюза с третьими странами осуществляется в рамках его общей торговой политики, правовые основы которой закреплены в Договоре о функцио- 189
нировании ЕС. Она базируется на единообразных принципах применительно к изменению тарифных ставок, заключению тарифных и торговых соглашений, относящихся к торговле товарами и услугами, коммерческим аспектам интеллектуальной собственности, прямым иностранным инвестициям, достижению единообразия мер либерализации, экспортной политики и мер по защите торговли, которые должны быть приняты в случае демпинга и субсидий. Инструментами унификации общей торговой политики служат регламенты, принимаемые по общему правилу совместно Европейским парламентом — независимым наднациональным институтом, представляющим граждан всех государств-членов, и Советом ЕС — институтом межгосударственного сотрудничества, в состав которого входят министры государств-членов ЕС, на основе обычной законодательной процедуры. Данные нормативные акты обладают прямым действием на всей территории ЕС и не требуют отдельной ратификации в его государствах-членах. В случае, если необходимо провести переговоры или заключить соглашение с третьими государствами или международными организациями, применяется специальная законодательная или консультативная процедура, в которой главенствующую роль играет Совет ЕС19.
Европейская комиссия в своем обращении к Европейскому парламенту, Совету ЕС, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов в 2010 г. отметила тройной положительный эффект для ЕС от развития внешней торговли. Во-первых, это экономический рост, который при успешном завершении Дохийского раунда переговоров ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли и соответствующих двусторонних соглашениях может к т 2020 г. быть выше на 1 % валового внутреннего продукта ЕС, чем без осущест-й вления данных мер. В денежном эквиваленте это составит 120 млрд евро в ценах й 2010 г. Во-вторых, это ежегодная выгода, получаемая средним потребителем » от расширения спектра предлагаемых товаров и услуг, которая составляет 600 I евро, к ней прибавляется уменьшение расходов, связанное со снижением цен. | В-третьих, это расширение рынка труда, благодаря интеграции ЕС в мировую ! экономику. 36 млн рабочих мест зависят от внешней торговли Евросоюза, более § 4,6 млн рабочих ЕС трудятся в компаниях, большая часть которых принадлежит I Японии и США20.
| Развивая международную торговлю, Евросоюз в то же время всегда уделял
'§ большое внимание поддержке своих собственных производителей. Наиболее | существенной финансовой помощью со стороны наднационального бюджета ЕС Ц пользуется сельскохозяйственная отрасль. С первых лет создания указанного финансового инструмента наибольшее количество его средств тратилось на общую сельскохозяйственную политику ЕС. Доля соответствующих расходов § достигала 90 % от общих21. Удачные результаты данных вложений и ограни-§ чения на финансирование, введенные по решению институтов ЕС, позволили | повысить эффективность функционирования данной отрасли и несколько сни-| зить расходы. Однако они все еще весьма значительны. В 2011 г. размер данных бюджетных обязательственных ассигнований составил более 57,292 млрд евро или примерно 40,37 %22.
В процессе своего исторического развития Европейские сообщества сталкивались и с негативными последствиями участия в системе Генеральных соглашений по тарифам и торговле — предшественников ВТО. Либерализация международ-190 ной торговли привела к снижению таможенных пошлин. Проводимая общая
сельскохозяйственная политика вызвала повышение объема производимой в Сообществах продукции данного вида и, как следствие, снижение объемов импорта, с которого шли отчисления в бюджет23. Система собственных средств, являющаяся основным источником дохода бюджета ЕС и гарантом его финансовой независимости от отдельных государств-членов, в 80-х гг. ХХ в. с учетом указанных выше условий оказалась неспособной обеспечить все возрастающие потребности Европейских сообществ. В 1987 г., анализируя состояние бюджета, Комиссия охарактеризовала его как находящийся на гране банкротства24. Одним из решений сложившихся проблем стало введение нового ресурса, основанного на персональном Валовом национальном продукте государств-членов, размер которого должен был определяться ежегодно в ходе бюджетной процедуры в зависимости от количества остальных средств25. Он успешно применяется с небольшими изменениями26 и в настоящее время, нивелируя влияние негативных экономических факторов, в т. ч. и от внешней торговли. В то же время, обладая долей около 75 %, данный источник бюджетных поступлений во многом сходен со взносами государств-членов, применяемыми до внедрения системы собственных средств, и ослабляет финансовую независимость интеграционного образования.
Представляется, что вхождение в ВТО в составе регионального сплоченного экономического блока, объединяющего участников общими приоритетами в международной торговле и укрепляющего их экономики, более целесообразно и эффективно, чем получение членства государствами, имеющими небольшой экономический вес и неспособными на равных с сильнейшими мировыми игроками вести конкурентную борьбу. Опыт взаимодействия Евросоюза и ВТО подтверждает это. Российская Федерация, опираясь на партнеров по Таможенному союзу, расширяя его и учитывая европейский опыт внешнеторговой деятельности, может повысить эффективность своего членства в ВТО, защитив своих производителей и обеспечив их новыми рынками сбыта, что, в конечном счете, должно привести к увеличению благосостояние наших граждан.
1 Russia // Сайт Европейской комиссии. URL: http://ec.europa.eu/trade/creating-opportunities/bilateral-relations/countries/russia/ (дата обращения: 19.01.2013).
2 EU welcomes Russia's WTO accession after 18 years of negotiations // Сайт Европейской комиссии. URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/press/index.cfm?id=827 (дата обращения: 19.01.2013).
3 Introduction. Definitive adoption of the European Union's general budget for the financial year 2011 // Official Journal L 068, 15/03/2011. P. 0001-1277.
4 См.: Путин В.В. Ответы на вопросы журналистов по окончании заседания Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества // Официальный сайт Президента России. URL: http:// www.kremlin.ru/text/appears/2002/05/28901.shtml (дата обращения: 05.09.2007).
5 Customs Union between Russia, Belarus and Kazakhstan: implementation - state of play // Сайт Европейской комиссии. URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2010/december/tradoc_147124.pdf (дата обращения: 07.12.2012).
6 См. ст. 1 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. // Сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/S_edin_tam-tar_reg.aspx (дата обращения: 19.01.2013).
7 What is the World Trade Organization? // Сайт Всемирной торговой организации. URL: http://www. wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/fact1_e.htm (дата обращения: 19.01.2013).
8 Russian Federation and the WTO // Сайт Всемирной торговой организации. URL: http://www.wto.org/ english/thewto_e/countries_e/russia_e.htm (дата обращения: 19.01.2013).
9 Trade profiles. Russian Federation // Сайт Всемирной торговой организации. URL: http://stat.wto.org/ CountryProfiles/RU_e.htm (дата обращения: 19.01.2013).
10 Lamy Pascal. WTO accession puts Russia in a better position to address its domestic challenges // Сайт Всемирной торговой организации. URL: http://www.wto.org/english/news_e/sppl_e/sppl263_e.htm (дата обращения: 20.01.2013).
11 EU welcomes Russia's WTO accession after 18 years of negotiations // Сайт Европейской комиссии. URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/press/index.cfm?id=827 (дата обращения: 19.01.2013).
12 Ibid.
13 См.: Полищук Е. Постсоветские страны проиграли от вступления в ВТО // Деловой квадрат: сайт журнала. 2012. 24 мая. URL: http://www.d-kvadrat.ru/dk/promo/8399.html (дата обращения: 20.01.2013); Гапоненко А., Соколова О. Ужасы ВТО: глядя из Латвии // Сайт информационного агентства Росбалт. URL: http://www.rosbalt.ru/exussr/2012/07/18/1011700.html (дата обращения: 20.01.2013).
14 Accessions Belarus // Сайт Всемирной торговой организации. URL: http://www.wto.org/english/ thewto_e/acc_e/a1_belarus_e.htm (дата обращения: 20.01.2013); Accessions Kazakhstan // Сайт Всемирной торговой организации. URL: http://www.wto.org/english/thewto_e/acc_e/a1_kazakhstan_e.htm (дата обращения: 20.01.2013).
15 См. ст. 1, 2 Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы // Сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.tsouz.ru/MGS/MGS-15/Pages/P-87. aspx. (дата обращения: 20.01.2013).
16 EU & WTO // Сайт Европейской комиссии. URL: http://ec.europa.eu/trade/creating-opportunities/ eu-and-wto/ (дата обращения 07.12.2012).
17 Trade profiles. European Union (27) // Сайт Всемирной торговой организации. URL: http://stat.wto. org/CountryProfiles/E27_e.htm (дата обращения: 07.12.2012).
18 Trade profiles. United States // Сайт Всемирной торговой организации. URL: http://stat.wto.org/ CountryProfiles/US_e.htm (дата обращения: 20.01.2013).
19 Arts. 206-207, 218 Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union // Official Journal C 115, 09/05/2008. P. 0047-0388.
20 Communication from the Commission to the European Parliament the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Trade, Growth and World Affairs. Trade Policy as a core component of the EU's 2020 strategy C0M(2010) 612 final / European Commission. Brussels, 2010. P. 2.
21 Table 1 The Community Budget: the facts in figures / European Commission. Luxembourg, 2000. P. 28-29.
22 Definitive adoption of the European Union's general budget for the financial year 2011.
23 Jacques Le Cacheux. European Budget the poisonous budget rebate debate // Notre Europe Studies & Research. June 2005. № 41. P. 5.
24 Introduction Report by the Commission to the Council and Parliament on the financing of the Community budget, C0M(87) 101 final / Commission. Brussels, 28/02/1987. P. 1.
25 Art. 2 (1(b-d), 3) Council Decision of 24 June 1988 on the system of the Communities' own resources (88/376/EEC, Euratom) // Official Journal L 185, 15/07/1988. P. 0024-0028.
26 В настоящее время это отчисления, основанные на персональном валовом национальном доходе государств-членов, который представляет собой общий доход, получаемый организациями-резидентами, в состав которого входят: выплаты служащим, налоги на производство и импорт, доходы от имущества, валовой резервный капитал и валовой смешанный доход. ВНД равен ВНП минус основной доход, выплачиваемый организациями-резидентами нерезидентам, плюс основной доход, получаемый резидентами в секторе «остального мира». Подробнее об этом см.: Council Regulation (EC, Euratom) № 1287/2003 of 15 July 2003 on the harmonisation of gross national income at market prices (GNI Regulation) (Text with EEA relevance) // Official Journal L 181, 19/07/2003. P. 0001-0003.