* * *
1. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. M.: Mysl', 1991.
2. Arzhanyh E.V., Gurkina O.A., Terekhova A.M. Kadrovaya rabota s vypusknikami s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v vuzah i kolledzhah goroda Moskvy // Professional'noe obrazovanie v Ros-sii i za rubezhom. 2016. № 1(21). S. 19-26.
3. Klimov E.A. Psihologiya professionala: Izbran-nye psihologicheskie trudy. M. - Voronezh, 1996.
4. Koncepciya formirovaniya i funkcionirova-niya sistemy sodejstviya trudoustrojstvu vypusknikov uchrezhdenij professional'nogo obrazovaniya [Elekt-ronnyj resurs]. URL: https://kcst.bmstu.ru/o-tsentre/ kontseptsiya-sstv (data obrashcheniya: 15.09.2017).
5. Kudryavcev T.V., Shegurova V.Yu. Psiholo-gicheskij analiz dinamiki professional'nogo samo-opredeleniya lichnosti // Vopr. psihologii. 1983. № 2. S. 51-59.
6. O plane meropriyatij po realizacii v sub#ek-tah RF programm soprovozhdeniya invalidov mo-lodogo vozrasta pri poluchenii imi professional'nogo obrazovaniya i sodejstviya v posleduyushchem tru-doustrojstve na 2016-2020 gg.: rasporyazhenie Pra-vi-tel'stva Ros. Federacii ot 16 iyulya 2016 g. № 1507-r [Elektronnyj resurs]. URL: http://base.garant. ru/71451326/#ixzz53KvqQXUG (data obrashcheniya: 21.10.2016).
7. Povarenkov Yu.P. Psihologiya stanovleniya professionala. Yaroslavl', 2000.
Professional development and employment of students with disabilities in pedagogical universities
The article deals with the issue of professional development and employment of students with disabilities in pedagogical universities. There are analyzed the theoretical and practical aspects of the university activity aimed at supporting the people of the category in professional self-determination, professional development, employment and career building. There are demonstrated the possible ways of solving these problems at the work of Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev.
Key words: students with disabilities, professional development, employment, pedagogical university.
(Статья поступила в редакцию 13.08.2019)
н.В. гречушкина
(рязань)
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАйН-КУРСОВ
в инклюзивном образовании
Идея инклюзии заключается в обеспечении условий и гарантий всем членам общества в социализации и равном доступе к образованию и составляет одно из направлений развития теории и практики современной педагогики. Сделана попытка обобщить и проанализировать возможности применения онлайн-курсов в контексте инклюзии.
Ключевые слова: педагогика, онлайн-курсы, электронное обучение, инклюзия, инклюзивное образование.
Сложность социально-экономической и демографической ситуации в современной России требует от государства и общества эффективной организации процессов образования и социализации лиц с нетипичным развитием и особыми условиями жизни не только в связи с тенденцией к увеличению количества последних [7], но в силу признания ценности каждого члена общества, что актуализирует проблему инклюзии в образовании для современной педагогики. Поиск, изучение и использование новых педагогических средств как ресурсов инклюзивного образования являются важными вопросами педагогической теории и практики. Использование онлайн-курсов при работе с обучающимися, которые не имеют признаков «нетипичности», вошло в практику, тогда как обращение к онлайн-курсам в контексте инклюзивного образования требует изучения особенностей их разработки, организации и внедрения, поэтому целью данной работы стало рассмотрение возможностей применения онлайн-курсов как инструмента инклюзии в сфере образования.
Инклюзивное образование - результат развития идей о равенстве прав всех обучающихся на получение образования и социализацию, о недопустимости принудительной изоляции или сегрегации (групп) обучающихся по какому-либо признаку и их дискриминации -действий, направленных на отмену или затруднение равного пользования правами [13]. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет инклюзивное образование как
О Гречушкина Н.В., 2019
«обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [6]. О.А. Близ-нюк определяет инклюзивное образование как обеспечение права человека на «доступ к образованию независимо от способностей, расы, пола, национальности или какого-либо другого фактора, и, следовательно, предоставление возможности быть включенным в целостный процесс обучения, воспитания, развития и социализации» [2, с. 23]. Ю.В. Мельник описывает инклюзивное образование как «наиболее продуктивную тактику обучения каждого ребенка, вне зависимости от проявления у него индивидуальных свойств нетипичности» [4, с. 153].
Несмотря на отсутствие в определениях инклюзивного образования явных указаний на совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и обучающихся без признаков «нетипичности» в смешанной учебной группе, именно такое понимание инклюзивного образования развивается многими теоретиками и практиками педагогики [3; 5; 11; 12]. Нам близка позиция Д.С. Райдугина, который понимает инклюзию как «процесс включения "нетипичных" социальных групп и субъектов в "типичное" сообщество на условиях, исключающих дискриминацию», а инклюзивное образование - как результат эффективной реализации идей инклюзии через инклюзивную социальную стратегию в образовании [7, с. 124-129]. Исчерпывающее определение нетипичности приводит Ю.В. Мельник, определяя ее как «наличие эксплицитных и / или имплицитных личностных характеристик, выраженных в отклонении от общепринятого императива в позитивную и / или негативную сторону вследствие воздействия экстернальных либо интернальных факторов или их совокупности» [4, с. 95]. Нетипичность может стать причиной невозможности полной реализации прав на образование обучающимся.
Субъектами, нуждающимися в инклюзивном образовании, называем носителей любых форм «нетипичности», выступающей барьером их успешного обучения и социализации, т. е. обучающихся с особыми образовательными потребностями, связанными с ограниченными возможностями здоровья как временного характера (травмы, заболевания), так и в связи с особенностями психофизического развития, в том числе с нарушениями интеллектуально-
кие науки -
познавательной сферы [10; 11]; с принадлежностью к расовым, этническим, религиозным, культурным, лингвистическим меньшинствам и др., в том числе живущих в иных культурных / религиозных традициях, в иной языковой среде [4; 8]; со сложным социальным контекстом: проживанием в малообеспеченных, неблагополучных, неполных, многодетных, приемных и фостерных семьях, в интернатах, исправительных учреждениях и детских домах [13; 15]; с выдающимися способностями (одаренностью) и связанной с ними потребностью в особом образовательном маршруте или режиме получения образования [4; 16]; с социальной изоляцией, ситуацией социального отторжения и сегрегации [12]; проживающих в удаленных и / или труднодоступных районах [13].
В работах отечественных и зарубежных исследователей рассмотрены разные аспекты инклюзивного образования, такие как реализация инклюзивной социальной стратегии (Д.С. Райдугин [7]), теория и практика современного инклюзивного образования (Г. Хорн-би [11], Н.Н. Малофеев [3]), его становление в России и за рубежом (O.A. Близнюк [2]), проблемы социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Л.И. Акатов [1], П. Мишра [13]), вопросы применения при обучении лиц с особыми образовательными потребностями информационных технологий (Н. хокли [10], Б. Мор-хаус [14]) и онлайн-курсов (T. Лиянагунавер-дена [12], С. Техера и С. Осуна-Оседо [8]) и др. Использование информационных технологий и средств дистанционного обучения - один из способов реализации идей инклюзии в образовании [16], активно применяемый в первую очередь тогда, когда реализация субъектом инклюзии права на образование затруднена в силу географических факторов [13]. Применение средств дистанционного и электронного обучения при инклюзивном образовании для повышения его доступности и эффективности отвечает принятому в нашей стране курсу на цифровизацию и информатизацию образования, декларацией и программой которого стал приоритетный проект на 2016-2021 гг. «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Однако использование онлайн-курсов как ресурса инклюзивного образования в настоящее время изучено недостаточно и не вошло в практику социализации и обучения субъектов инклюзии на регулярной основе.
Онлайн-курсы являются современным педагогическим средством, а их рассмотрение в контексте инклюзивного образования обусловлено спектром их возможного применения в рамках как формального образования, так и неформального [5; 9; 14-16]. Частичный перенос учебного процесса в электронную образовательную среду позволяет обеспечить его необходимую вариативность в заданных границах (для российской школы - в пределах требований ФГОС), организовать обучение для каждого обучающегося в подходящем ему темпе и / или режиме и выстраивать индивидуальный образовательный маршрут обучающегося. онлайн-курсы не являются средством, использование которого само по себе означает реализацию инклюзивного образования, но могут применяться наряду с другими средствами в интересах обучающихся, если это целесообразно. Использование онлайн-курсов, замечает П. Мишра [13], не предполагает отказ от контактной работы с обучающимся. обучение на онлайн-курсе не требует его прохождения полностью с получением подтвержденного сертификата, за исключением случаев, когда обучающийся осваивает курс с последующим перезачетом соответствующей дисциплины, преподаваемой очно, в образовательной организации, к которой относится.
Инклюзивное образование встречается с многочисленными вызовами, среди которых Л.И. Акатов [1] отмечает создание специальных методов и средств обучения, особую организацию обучения, определение сроков, продолжительности и содержания образования, установление границ образовательного пространства и круга лиц, задействованных в образовании субъектов инклюзии и взаимодействии с ними и др. с учетом выделенных Л.И. Акатовым проблем частичный перенос образовательного процесса в электронную образовательную среду и использование онлайн-курсов в работе с субъектами инклюзии требуют особого подхода к проектированию и реализации специализированных инклюзивных онлайн-курсов. Очевидно, что он-лайн-курс, адресованный слушателям, которые не могут посещать занятия по причине болезни или особого режима, должен существенно отличаться от курсов, предназначенных для слушателей с нарушением зрения, слуха или интеллектуально-познавательной сферы, а проблема установления круга лиц, действующих в образовательном пространстве субъекта инклюзии, и самих границ этого пространства
требует обеспечения информационной безопасности обучающегося и формирования его информационной культуры и в современных условиях должно стать одним из узловых моментов электронного образования.
Привлечение онлайн-курсов как ресурса инклюзивного образования позволяет фактически передавать часть контактной работы педагога на выполнение третьей стороне, однако это не является самоцелью их использования. Задачей педагога, вводящего онлайн-курсы в образовательный процесс, становится отбор курсов в соответствии с образовательными потребностями обучающегося, встраивание их в его образовательную траекторию, сопровождение обучающегося во время его работы с курсом, разработка и применение достаточной, но не избыточной системы средств оценки образовательных результатов, непрерывный мониторинг учебных достижений обучающегося с тем, чтобы вывести учебный процесс из электронной образовательной среды, когда и если использование онлайн-курсов утратит актуальность, эффективность или целесообразность.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья временного характера - это лица, которые не в состоянии посещать занятия по причине травмы или заболевания, часто и / или длительно болеющие. М. Арат [8] замечает, что при организации учебного процесса с использованием онлайн-курсов они получают возможность работать по индивидуальному графику в собственном режиме. Онлайн-курсы предоставляют таким обучающимся качественный лекционный материал и возможность обращения к нему повторно при необходимости, систематический контроль усвоения изучаемого материала, поддержку преподавателя курса и других слушателей на форуме курса. задача педагога - скорректировать траекторию обучающегося с учетом возникших обстоятельств так, чтобы применение онлайн-курса дополняло его самостоятельную работу над материалом, подлежащим освоению.
Обучающиеся, для которых язык преподавания не является родным и которые проводят большую часть времени в иной языковой и, как правило, культурной среде, могут быть ограничены в возможностях для социализации и получения качественного образования в силу недостаточного владения языком страны пребывания. Образовательная организация не всегда имеет ресурсы для проведения дополнительных языковых и предметных занятий с
такими учащимися, и, как отмечает Г. Хорн-би [11], их семьи могут быть не заинтересованы в увеличении учебной нагрузки, даже если это не предполагает дополнительных расходов.
социально незащищенные или принадлежащие к этническим, культурным и другим меньшинствам обучающиеся могут иметь низкие образовательные результаты или находиться в принудительной социальной изоляции по ряду причин, не связанных с особенностями их здоровья или условиями их жизни. Такими причинами могут выступать сложившаяся модель отношений в группе, отсутствие в ней товарищей по интересам, особенности характера, поведения или мировоззрения, иной уровень материального достатка в семье по сравнению с другими членами группы, иной образ жизни, удаленное место жительства. Использование онлайн-курсов как элемента индивидуальной образовательной траектории таких обучающихся, пишет М. Бон-сак [9], позволяет ввести их в иной образовательный и социальный контекст, расширить границы образовательного пространства для более полного удовлетворения их образовательных потребностей, обеспечить вариативность образования.
Индивидуальная образовательная траектория одаренных обучающихся должна учитывать их особые потребности не только в вопросах содержания обучения, но и в его организации. Такие обучающиеся могут иметь жесткий распорядок дня, не учитывающий расписание занятий в образовательной организации, или отклоняться от установленного графика учебного процесса в период спортивных сборов, соревнований, гастролей, выездных выступлений, конкурсов, научных школ, олимпиад и т. д. Использование онлайн-курсов позволяет решить проблему особой организации обучения для данной категории обучающихся с целью построения интенсивной и высокоэффективной программы и предоставить им возможность углубленного изучения отдельных дисциплин на базе других образовательных организаций, в том числе зарубежных, за счет механизмов виртуальной академической мобильности для повышения качества их образовательной подготовки. сходной позиции придерживается С. Техера [16], которая отмечает, что такое решение не только дает обучающимся выбрать курс в соответствии с их познавательными или научными интересами, но и расширяет набор получаемых ими компетенций и круг лиц, участвующих в их образовании и
'кие науки -
социализации. оно позволяет наиболее полно удовлетворить образовательные потребности обучающихся при максимально возможном сохранении для них привычного образовательного и социального контекста.
Применение онлайн-курсов при работе с обучающимися с особенностями психофизического развития, в первую очередь с нарушениями интеллектуально-познавательной сферы, недостаточно изучено и развито [5; 9]. В России внимание, уделяемое государством социализации и образованию субъектов инклюзии данной категории, недостаточно, а их трудовой потенциал недооценен, не созданы условия для его реализации. Для частных же инвесторов производство подобных курсов экономически непривлекательно, поскольку требует больших затрат, а возможности их коммерциализации незначительны. Неспециализированные онлайн-курсы выступают средством дополнительной педагогической поддержки при формировании и реализации индивидуальной образовательной траектории названной категории субъектов инклюзии. Их применение позволяет организовать работу обучающегося в собственном режиме и по собственному графику, обеспечить вариативность образования и развивать навыки самоорганизации и самообразования. Для обучающихся данной категории важной оказывается возможность не разлучаться с семьей, чтобы получить образование, отмечает П. Мишра [13], или сократить время разлуки. Это становится возможным за счет переноса части образовательного процесса посредством технологий онлайн-обучения за пределы специализированного образовательного учреждения.
возможности использования онлайн-кур-сов как инструмента социализации сегодня изучены недостаточно, хотя виртуальное общение составляет значительную долю коммуникаций современного человека. Т. Лиянагу-навердена [12], исследуя проблему социальной изоляции пожилых людей, отмечает, что слушатели онлайн-курсов не только устанавливают социальные контакты в процессе обучения и поддерживают их по завершении курса, что позволяет им чувствовать себя менее одинокими, но также возобновляют контакты с родными и знакомыми, если связи с ними были ослаблены из-за их географической удаленности, и с младшими членами семьи (внуки, племянники и др.). Взаимодействие слушателей онлайн-курсов друг с другом и с преподавателем с использованием различных кана-
известия вгпу
лов общения, построение активных сообществ с установлением и расширением неформальных связей между участниками учебного процесса - направление развития онлайн-курсов, призванное решить проблему оттока слушателей с курсов и повысить оперативность поддержки обучающихся за счет внутреннего ресурса онлайн-курсов - сообщества слушателей, считает с. Осуна-Аседо [15]. в российском сегменте онлайн-обучения используемые каналы коммуникации - форумы, обсуждения, комментарии, чаты и мессенджеры, группы и беседы в социальных сетях, имеют референтный российскому законодательству набор правил, определенный провайдером курса и обязательный для всех участников, а потому интеграция слушателя в социальную среду виртуального сообщества онлайн-курса может рассматриваться как его виртуальная социализация, которая может стать реальной за счет мит-апов (meet-ups), очных встреч участников курса для совместной работы над материалами курса или организации совместного досуга.
специализированных платформ или проектов для реализации инклюзивного образования с использованием онлайн-курсов в России не существует. Отдельные курсы, представленные на действующих платформах, равно как и отдельные проекты некоммерческих организаций, могут использоваться при организации работы с разными группами субъектов инклюзии.
Обучающиеся с сохранным интеллектом, осваивающие программы высшего образования, могут проходить обучение на курсах открытой в 2015 г. национальной платформы «Открытое образование» (openedu.ru). На платформе представлены академические он-лайн-курсы по разным дисциплинам вузовского цикла. Каждый курс снабжен аннотацией, в которой указано название дисциплины, формируемые компетенции и запланированные образовательные результаты, направление и направленность подготовки обучающихся, которым адресован курс, его трудоемкость и сроки обучения, названия тем с кратким перечнем рассматриваемых вопросов.
Интересным проектом являются онлайн-курсы, размещенные на платформе «Универса-риум» (universarium.org), такие как курс «Познаю мир на русском языке», адресованный детям младшего школьного возраста, для которых русский язык не является родным, и экспресс-курсы русского языка для иностранцев (уровни А1 и А2), направленные на совер-
шенствование навыков русского языка, подготовку обучающихся к решению социально-коммуникативных задач в различных ситуациях бытового взаимодействия. Привлечение онлайн-курсов как ресурса при освоении русского языка для данной категории обучающихся даст им возможность многократного обращения к цифровым обучающим материалам и проверки собственных результатов.
Для обучающихся, проявляющих интерес и способности к математике, проект «лектори-ум» (project.lektorium.tv) предлагает онлайн-курсы Георгия Вольфсона «Нескучная математика» для школьников 4-6-х классов и «Нескучная алгебра» для семиклассников, в которой изучаются отдельные задания повышенной сложности из курса алгебры. Другим примером работы с одаренными и мотивированными обучающимися является курс «Олимпи-адная математика», в рамках которого рассматриваются темы и задачи, выходящие за рамки школьной программы.
средством виртуальной социализации выступает проект «Академия Пушкинского» (www.pushkinmuseum.art), где размещены не только онлайн-курсы, но и информация об инклюзивных мероприятиях, организуемых музеем. во время прохождения курса в академии слушатели не только получают возможность удовлетворить свою потребность в общении виртуально, но и продолжить его в реальном мире, участвуя в жизни музея вместе с сокурсниками и преподавателями курсов.
Реализация идей инклюзии в образовании - важный шаг в социализации лиц с нетипичными особенностями развития и / или поведения, имеющий принципиально важное значение не только для субъектов инклюзии, но и для всякого общества, в котором принят принцип равенства и равной ценности всех его членов. Суть инклюзии в том, чтобы без какой-либо дискриминации были обеспечены условия для реализации в полном объеме прав каждого члена общества на образование и социализацию в интересах его самого, государства и общества, а потому актуально не только претворение идей инклюзии в жизнь, но и применение для этого новых педагогических средств, одним из которых являются онлайн-курсы.
Частичный перенос учебного процесса в электронную образовательную среду за счет использования онлайн-курсов создает ряд возможностей для обучения и социализации субъектов инклюзии. Применение электронных об-
разовательных технологий ставит вопросы об условиях, механизмах и моделях интеграции онлайн-курсов в инклюзивный образовательный процесс. Онлайн-курсы могут стать дополнительным средством социализации для слушателей, испытывающих недостаток общения. Онлайн-курсы могут быть использованы при построении индивидуальной образовательной траектории учащихся при изучении ими дисциплин в объеме школьной / вузовской программы; при углубленном изучении дисциплин; для удовлетворения специальных образовательных потребностей, возникших вследствие особенностей психофизического развития субъекта инклюзии.
Применение онлайн-курсов в контексте инклюзии требует решения вопросов о популяризации и системном внедрении инклюзивных онлайн-курсов, о кадровом и ресурсном обеспечении их производства, размещения и поддержки. Использование потенциала онлайн-курсов требует высокой осведомленности в обществе о такой возможности, а значит, необходимо проводить просветительскую работу с людьми, имеющими в своем окружении или на иждивении субъектов инклюзии или работающими с ними. Внедрение инклюзивных онлайн-курсов в педагогическую деятельность или социальную работу предполагает доступность таких курсов, следовательно, целесообразно создание библиотеки или каталога подобных ресурсов по принципу «единого окна».
Разработку и реализацию инклюзивных онлайн-курсов должны вести трудовые коллективы, включающие не только контент-менеджеров (методистов), сценаристов, монтажеров и т. д., но и педагогов, психологов, де-фектологов, социальных и медицинских работников, поэтому необходимо формировать сообщество готовых к такой работе специалистов (в том числе в формате волонтерской деятельности), разрабатывать структуры и механизмы для координации их совместной работы над проектом курса.
При высокой затратности на создание и реализацию инклюзивные онлайн-курсы не могут и не должны быть объектом коммерциализации, а значит, необходима системная поддержка со стороны государства и частных меценатов, некоммерческих и благотворительных организаций. Решение этих вопросов педагогическим сообществом позволит воспользоваться преимуществами и скомпенсировать существующие недостатки применения он-лайн-курсов в образовании.
жие науки -
Список литературы
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. Близнюк О.А. Формирование понятия «инклюзивное образование» в зарубежной педагогике в контексте развития инклюзии // Педагогика. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2016. № 4(04) C. 20-24.
3. Малофеев Н.Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2018. № 190. С. 8-15.
4. Мельник Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение нетипичного ребенка в инклюзивном классе: компарация западной и российской рефлексии // Науч.-пед. обозрение. 2018. № 2(20). С. 95-105.
5. Морозов А.В. Информационно-образовательная среда в практике инклюзивного образования на основе современных здоровьесберегаю-щих технологий // Инклюзия в образовании. 2016. № 2(2). С. 99-111.
6. Об образовании в Российской Федерации: фед. закон от 29 дек. 2012 г. № 2730ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70291362/#fr iends#ixzz3qq5FE2Mj (дата обращения: 01.08.2019).
7. Райдугин Д.С. Теоретико-методологические основы реализации инклюзивной социальной стратегии // Международная научно-практическая конференция «Инвалид в XXI: образование, трудоустройство, социальная интеграция». М.: МГГЭУ,
2015. С. 120-126.
8. Arrarte M.E. From Homework to Home Learning // Action Research for Inclusive Education: Participation and Democracy in Teaching and Learning. F. Armstrong, D. Tsokova (eds.). UK, London: Rout-ledge, 2019. P. 146-156.
9. Bohnsack M., Puhl S. Accessibility of MOOC // Proceedings of the 2014 Computers Helping People with Special Needs Conference, K. Miesenberger et al. (eds.), Cham: Springer International Publishing, Paris, France, 2014. P. 141-144.
10. Hockly N. Special Educational Needs and Technology in Language Learning // ELT Journal.
2016. Vol. 70(3). P. 332-338.
11. Hornby G. Inclusive Special Education: Development of a New Theory for the Education of Children with Special Educational Needs and Disabilities // British Journal of Special Education. 2015. Vol. 42. P. 234-256.
12. Liyanagunawardena T.R., Williams S.A. Elderly Learners and Massive Open Online Courses: A Review [Electronic resource] // Interact Journal of Medical Research. 2016. Vol. 5(1). URL: https://www.i-jmr.org/2016/1/e1 (дата обращения: 24.08.2019).
известия вгпу
13. Mishra P. Bottlenecks in Inclusive Education // International Journal of Advanced Research. 2019. Vol. 7. P. 1327-1329.
14. Moorhouse B. Adopting e-Learning to Cater for Students with Special Educational Needs in the Junior Secondary English Classroom [Electronic resource]. URL: https://www.edb.gov.hk/attachment/en/ curriculum-development/kla/eng-edu/professional-de velopment-programmes/JS_SEN_20180202.pdf (дата обращения: 24.08.2019).
15. Osuna-Acedo S., Tejera S. ECO European Project: Inclusive Education Through Accessible MOOCs // Proceedings of the Fourth International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality (TEEM '16), F.J. Garcia-Penalvo (ed.). Salamanca, Spain: ACM, 2016. P. 881-886.
16. Tejera S., Osuna-Acedo S. ECO Project MOOCs. MOOCs for Everybody // Proceedings of the International Conference on Innovations in Digital Learning for Inclusion (D4Learning, 2015), E. Korsgaard et al. (eds.). Aalborg, Denmark: Aalborg
University Press, 2015. P. 180-184.
* * *
1. Akatov L.I. Social'naya reabilitaciya detej s ogra-nichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Psihologi-cheskie osnovy: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2003.
2. Bliznyuk O.A. Formirovanie ponyatiya «in-klyuzivnoe obrazovanie» v zarubezhnoj pedagogike v kontekste razvitiya inklyuzii // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota. 2016. № 4(04) S. 20-24.
3. Malofeev N.N. Ot ravnyh prav k ravnym vozmozhnostyam, ot special'noj shkoly k inklyuzii // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2018. № 190. S. 8-15.
4. Mel'nik Yu.V. Psihologo-pedagogicheskoe so-provozhdenie netipichnogo rebenka v inklyuzivnom klasse: komparaciya zapadnoj i rossijskoj refleksii // Nauch.-ped. obozrenie. 2018. № 2(20). S. 95-105.
5. Morozov A.V. Informacionno-obrazovatel'naya sreda v praktike inklyuzivnogo obrazovaniya na osno-ve sovremennyh zdorov'esberegayushchih tekhno-logij // Inklyuziya v obrazovanii. 2016. № 2(2). S. 99111.
6. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: fed. zakon ot 29 dek. 2012 g. № 2730FZ [Elektronnyj resurs]. URL: http://base.garant.ru/70291362/#friends# ixzz3qq5FE2Mj (data obrashcheniya: 01.08.2019).
7. Rajdugin D.S. Teoretiko-metodologicheskie osnovy realizacii inklyuzivnoj social'noj strategii // Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferen-ciya «Invalid v XXI: obrazovanie, trudoustrojstvo, social'naya integraciya». M.: MGGEU, 2015. S. 120126.
Prospects of online courses use in inclusive education
The article deals with the idea of inclusion that consists in providing the conditions and warrants of socialization and equal access to education for all the members of the society and is considered to be one of the directions of developing the theory and the practice of modern pedagogy. There is made an attempt to summarize and to analyze the possibilities of online courses use in the context of inclusion.
Key words: pedagogy, online courses, e-learning, inclusion, inclusive education.
(Статья поступила в редакцию 26.08.2019)
н.В. крюковская
(Гродно, республика Беларусь)
использование дифференцированного подхода как условие обучения математике учащихся с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции*
Описывается применение дифференцированного подхода к построению процесса обучения математике учащихся с задержкой психического развития в пропедевтическом периоде в первом классе. Рассматриваются вопросы, касающиеся определения уровневого содержания обучения таких учащихся в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: обучение математике, пропедевтический период, задержка психического развития, дифференцированный подход, разноуровневое обучение.
Процесс обучения любой категории учащихся с нарушениями развития рассматривается с точки зрения успешности овладения определенной системой знаний, умений и на-
* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
О Крюковская Н.В., 2019