Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2017. Том 7. № 6
Ю: 2017-06-3883-^14659 Тезис
Алайцев И.К., Данилова Т.В., Мареев Г.О.
Перспективы применения хирургических симуляторов в системе обучения хирургов
оториноларингологов и стоматологов
ФГБОУ ВО Саратовский ГТУ им. Гагарина Ю.А.
Получение практических навыков обращения с хирургическими инструментами является одной из сложнейших задач, стоящих перед студентами хирургических специальностей.
Традиционно в обучении хирургов применялась система мастер-ученик: обучающийся наблюдает за проведением операции опытным хирургом и, в дальнейшем, допускается к проведению операций самостоятельно. Несмотря на возможность обмена опытом и знаниями, такой подход имеет и недостатки. В частности, приобретение практических навыком непосредственно в процессе обучения сводится к минимуму.
Применяемые для привития практических навыков фантомы, а также трупный материал, хотя и являются незаменимым источником получения знаний, дороги и труднодоступны. При этом отсутствует возможность контроля за анатомическими особенностями изучаемого объекта.
Эффективным и современным решением проблемы приобретения практических навыков является применение систем виртуальной хирургии. Такие системы позволяют многократно проводить одни и те же операции, без опасности причинения вреда чьему-либо здоровью, а также без излишних затрат, связанных с использованием расходных материалов.
Одной из таких систем является разработанная авторами система хирургической симуляции «Асклепия». Данная система позволяет проводить различные операции на костных структурах с использованием бормашины со сменными борами различного диаметра и типа. Применённые модели и алгоритмы позволяют с высокой степенью реализма воспроизвести все нюансы использования бормашин в оториноларингологии и стоматологии.
Помимо непосредственного проведения операций, возможно также проведение виртуальных диссекций, являющихся бесценным источником информации об анатомии человека и пространственном взаиморасположении различных анатомических структур.
Применение систем, подобных системе «Асклепия» может значительно удешевить обучение хирургов и повысить качество усвоения ими материала.
Ключевые слова: виртуальная реальность, гаптик-технологии, тактильная обратная связь, симуляционное обучение
© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2017
www.medconfer.com