УДК 349.4
Е.Н. Карпов
канд. юрид. наук, доцент, кафедра права, философии и социальных дисциплин, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал»
А.В. Куликова
студент, факультет экономики и права, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены перспективы совершенствования Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и создания единой автоматизированной системы учета данных мониторинга земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственной деятельности на них. Сделаны предложения о том, как данные такой системы могут быть использованы для решения прикладных задач в сфере использования и охраны сельскохозяйственных угодий.
Ключевые слова: мониторинг, земли сельскохозяйственного назначения, качество почвы, общественный контроль, правовая информатизация.
E.N. Karpov, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas branch
A.V. Kulikova, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas branch
DEVELOPMENT PERSPECTIVES OF LEGAL REGULATION MONITORING OF AGRICULTURAL LAND
Abstract. The article deals with the prospects for improvement of the Conception of the state monitoring of agricultural land and create a single automated system of monitoring data of land and agricultural land and agricultural activities on them. Suggestions on how the data of such a system can be used for applications in the field of use and protection of agricultural land.
Keywords: monitoring, Agricultural land, public control, legal Informatization.
В настоящий момент во многих субъектах Российской Федерации снижается плодородие почв, продолжает ухудшаться состояние земель, используемых или предоставляемых для развития сельхозпроизводства. А именно снижается качество, плодородие земель сельскохозяйственного назначения, подвергается деградации и разрушению и теряет способность воспроизводства плодородия земель. Причиной данных проблем является недостаточный мониторинг качества и плодородия земель.
Статья 67 Земельного кодекса РФ определяет понятие и основные задачи государственного мониторинга земель. Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлен приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения», который как следует из названия, не распространяется не земли сельскохозяйственного назначения. Статья 16 федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» лишь приблизительно определяет понятие «мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
А что же реально регулирует мониторинг указанных земель? Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450 на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации возложены полномочия по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. А так же распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 № 1292-р одобрена «Концепция развития государственного
мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года» и утвержден план мероприятий по реализации.
Следует признать, что данная Концепция является весьма востребованной, и представляется необходимым ее развивать и реализовывать. Особенно это касается развития систем дистанционного мониторинга сбора Минсельхозом России данных и использования данных, собираемых органами Росреестра, федеральной службы государственной статистики, федеральным космическим агентством, Россельхознадзором и других в указанной сфере. В разделе IV указанной Концепции говорится о перспективе развития системы обработки и анализа данных о плодородии почв, состоянии произрастающей растительности и использовании сельскохозяйственных земель. При этом не говорится об очевидной потребности в создании автоматизированной системы Единого государственного реестра земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, качества плодородия их земель, видов сельскохозяйственной деятельности на них, и другой информации предусмотренной в разделе V указанной Концепции. Есть мнение, что подобные расширенные данные о качестве земельных участков могут быть включены в государственный кадастр недвижимости [2, с. 63-64], однако это приведет к частой смене кадастровой документации, а, следовательно, к ошибкам, в том числе технического характера, а ведь в кадастровой документации должны содержаться данные о самых важных характеристиках объекта.
При этом одной из задач Концепции ставится обеспечение доступа юридических и физических лиц к информации о состоянии сельскохозяйственных земель, а для этого необходима Единая автоматизированная система учета, информация в которой должна быть достаточно доступна для граждан. Как верно отмечается некоторыми учеными, информация по результатам мониторинга таких земель должна быть не только достоверной, но и доступной [1, с. 13].
Создание единой автоматизированной системы учета качества земель решит многие проблемы.
1. В частности, доступ граждан и юридических лиц к подобной единой доступной системе учета поможет привлечь внимание заинтересованной общественности к общественному земельному контролю. Лица, имеющие интерес в покупке земельного участка сельскохозяйственного назначения в определенной местности, где нет доступных участков на рынке или есть по невыгодной для них цене, а так же в ситуации, когда власти региона не имеют в резерве «лишних» таких участков, которые они считали бы возможными выставить на торги, могли бы эти участки получить следующим способом. Сверяясь с данными автоматизированной системы и реальными участками, они смогли бы находить земельный участки, не используемые по целевому назначению, и информировать административные надзорные органы (в первую очередь региональные, принимающие меры по изъятию участков), что об этом информации в Единой системе учета качества таких земель, а значит и они ничего об этом не знают и потребовать у них принудительно изъять такие участки и выставить их на торги.
2. Значительно быстрее выявлять ухудшения качества почвы, следственно, принимать меры по предотвращению деградации почвы. В случае если качество ухудшится по сравнению с предыдущим периодом проверки можно приравняв данные этой Единой автоматизированной системы к доказательствам по делу об административном правонарушении (по аналогии с «показаниями специальных технических средств», указанных в части 2 статьи 26.2 и статье 26.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях), более эффективно реализовывать принцип неотвратимости ответственности.
3. Статья 11 федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает разработку федеральных и региональных государственных целевых программ обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В частности Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 99 утверждена «Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года», предусматривающая поддержку, в том числе финансовую, лиц, использующих участки сельскохозяйственного назначения и желающих улучшить их качества. Думается, что срок действия этой программы будет продлен, и она фактически снова заработает. При этом обнародование полных данных о качестве земельных участков позволит выявить собственников участков, нуждающихся в государственной поддержке. Собственник участка с низкими показателями мог бы просить государство о помощи по указанному закону, в том числе «подключения» его к соответствующей государственной программе поддержки (например, софинансирования приобретения удобрений или установки сооружений мелиорации за государственный счет или льготное кредитование по покупке сельскохозяйственной техники). Действие этой программы позволило бы и выбирать правильно нуждающихся в такой помощи, и контролировать их не только в части целевого расходования бюджетных средств по представленным этим лицом документам, но и в динамике отслеживать улучшает ли он фактически качество земель и почв.
В настоящее время часто деятельность лиц, использующих участки сельскохозяйственного назначения, заключается только в получении максимальной прибыли, а не в сохранении и воспроизводства плодородия земель. Создание автоматизированной системы учета качества земель позволит выявлять деградацию почвы на ранних стадиях, улучшить качество участков и направить программы государственной поддержки земель, на те земли, которые действительно в этом нуждаются.
Список литературы:
1. Ибрагимов К.Х. О Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения // Российская юстиция. 2011. № 7. С. 12- 14.
2. Липски С.А. Зонирование территорий как механизм обеспечения целевого использования земель // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 6. С. 59-65.