Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4
ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТКРИЗИСНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
О.С. БЕЛОНРЫЛОВА,
д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории, Южный федеральный университет е-mail: [email protected]
А.А. БОЧНОВ
к.э.н., доцент, кафедра экономики предприятий, Кубанский государственный аграрный университет
е-mail: [email protected]
Статья посвящена экономико-теоретическому анализу модернизации и выявлению ее основных факторов и предпосылок, приоритетов, направлений и ресурсов в рамках перехода от трансформационной к инновационной модели развития.
Ключевые слова: модернизация; предпосылки модернизации; структурная модернизация экономики; приоритеты модернизации; технологические инновации; инновационные и финансовые ресурсы модернизации; институциональные изменения
Коды классификатора по JEL: O1, O31
Докатившийся до России мировой финансовый кризис обусловливает снижение темпов прироста ВВП с 7,8 % за январь-сентябрь 2008г. до прогнозируемых 4,5-5% по итогам года. Кроме того, стремительное падение мировых цен на нефть, а, следовательно, столь же стремительное снижение получаемой экспортерами и государством природной ренты объективно обусловливают сокращение финансирования бюджетных программ - в Ростовской области изъят в федеральный бюджет полученный за три квартала 2008г. профицит, а годовой бюджет секвестирован на 7,8% - провоцируют поиски фирмами новых ниш на рынке и стимулируют внедрение инноваций. Все эти последствия мирового финансового кризиса затормозили реализацию программы модернизации экономики. В целом в новейшей экономико-политической истории России четко тестируются следующие этапы экономического развития:
1. 1991-98гг. - этап трансформационного спада в условиях системных рыночных преобразований, этап постсоциалистической рецессии, сопровождавшийся следующими закономерными тенденциями:
- становление рыночной многосубъектности экономики - в начале 2008г. в России вместо 47 тыс. предприятий и организаций (конец 1980-х годов) функционировало 4,5 млн. предприятий и организаций и 3,0 млн. индивидуальных предпринимателей;
- трансформационный спад производства ВВП - на 40-45%;
- снижение жизненного уровня и углубление дифференциации населения по уровню получаемых доходов - среднедушевые денежные доходы населения упали более чем на 70%, а децильный коэффициент возрос до 16 в 1995г.;
- высокая инфляционность - в России ИПЦ только в 1992г. составил 2680%, а в 1993г. - 1008%;
© Белокрылова О.С., 2008 © Бочков А.А., 2008
- рост безработицы - до 10,2 % экономически активного населения в 1998г., однако оценки, например, английских транзитологов определяют его в границах 30% [13];
- экспортно-сырьевая направленность экономики;
- высокая дефицитность государственных бюджетов - дефицит госбюджета России составил в 1998г. по плану 132,4 млрд. руб., фактически - 143,7 млрд. руб. (5,3% ВВП);
- демонополизация экономики;
- высокий налоговый прессинг: налоги составляли в 1990гг. 22,2% ВВП, а вместе с социальными взносами - 34%, кроме того, они приходятся на законопослушных плательщиков, что увеличивает их налоговое бремя до 44% ВВП;
- использование из всего спектра инструментов государственной экономической политики лишь монетарного регулирования;
- инвестиционный кризис - за 1991-96гг. снизились более чем на 80%.
2. 1998-2002 гг. - этап восстановительного роста, когда российская экономика росла за счет двух факторов: расширяющегося сырьевого экспорта и постдефолтного эффекта для фирм, работающих на внутренний рынок. Особенностью этого периода являлось формирование финансовых ресурсов на основе активного расширения сырьевого экспорта, который потреблял их также активно, положительно влияя на общий рост экономики. Инвестиции в нефтегазовую отрасль абсолютно доминировали над всеми остальными. Обрабатывающая промышленность развивалась в основном за счет введения простаивающих мощностей, т.е. восстановительного роста [1]
2. 2003-2006 гг. - начало нового, инвестиционно-имитационного периода роста. С одной стороны, увеличивающийся поток экспортных доходов в страну стал достаточным для финансирования модернизации обрабатывающей (и перерабатывающей) промышленности и нефтегазового сектора, а с другой - в обрабатывающей промышленности появилось множество новых игроков, имеющих стратегические планы и готовых делать инвестиции. Этот период отличался активными инвестициями, высокими темпами роста ВВП (7,2%), развитием нефтегазовой отрасли и других сырьевых отраслей, которые обеспечивали заказами смежную обрабатывающую промышленность, что придавало росту особую устойчивость. Оживилась инвестиционная активность компаний, работающих на внутреннем рынке.
3. С 2006 г. начался период модернизационного роста, основанного на инвестициях в инфраструктуру. Динамика инвестиций этого периода отличалась от предыдущих лет высокой интенсивностью, инвестиции стали более объемными и долгосрочными. Отраслевая структура роста указывает на то, что рост определяется инвестициями в инфраструктурный капитал. Этот показатель имел устойчиво повышательный тренд, начиная с 2005 г., но в 2006 г. темпы удвоились, войдя в диапазон 20-30% в год. Новый этап роста связан со строительным бумом (жилая, офисная, промышленная недвижимость; склады, дороги, аэропорты, трубопроводы, коммунальные сети). В середине 2006 г. появилась потребность в формировании новой модели роста, которая предполагает возможность более длинных и более масштабных инвестиций. Российский рынок сам определил новую модель роста, в которой основным базисом модернизационного развития стало развитие инфраструктуры. Очевидно, посредством развития инфраструктуры, характеризующегося высоким мультипликационным эффектом, российская экономика могла бы подняться на принципиально новый уровень эффективности и возможностей.
4. Мировой финансовый кризис, докатившийся до России в сентябре 2008г.
Модернизационный этап развития российской экономики, характеризующегося
двойственностью результатов рыночно-трансформационных преобразований, - с одной стороны, высокая 9-летняя посткризисная динамика (только в 2007г. ВВП вырос на 8,1% при среднегодовом приросте глобального ВВП на 4% [10]), а с другой - глубокая и углубляющаяся дифференциация населения по доходам [5], поменял на противоположную направленность ряда переходных закономерностей, хотя «общие цели модернизации... не отличаются от целей трансформации в 1991г.: демократическое развитие
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4
общества; приближение уровня благосостояния граждан к европейскому; реорганизация государства с точки зрения эффективности его институтов» [3, С. 59].
Содержательно категория «модернизация» достаточно близка к категории «экономическое развитие», отражающей совокупность взаимосвязанных процессов накопления капитала (мобилизации ресурсов), развития производства и повышения производительности труда. Однако если экономическое развитие характеризует эволюционные тенденции, то модернизация связана с обновлением экономической, технико-технологической, политической, общественно-культурной сфер общества. Модернизация экономики делает возможным переход к инновационной модели развития, рассматриваемой в качестве одной из важнейших задач, стоящих перед Россией. При этом назревшая потребность ускорения модернизации экономического развития актуализируется необходимостью компенсации негативных эффектов глобализации и повышения конкурентоспособности отечественной экономики.
На предыдущих этапах реформирования экономики России задача модернизации перед ней, по сути, не вставала. В середине 1990-х гг. для России, экономика которой пережила «двойной шок» от дезинтеграции единого государства и одновременного перехода к рыночной системе хозяйствования, самой актуальной проблемой была макроэкономическая стабилизация, преодоление гиперинфляции, возрождение производства, решение проблемы неплатежей и др. Последовавший за коротким периодом оживления производства, торговли, финансового сектора дефолт 1998гг. вновь дестабилизировал макроэкономику, обострив проблему достижения макроэкономического равновесия и отодвинув задачу стимулирования государством масштабной модернизации экономики. Начиная с 2000г., так называемый «постдефолтный» период характеризовался существенным улучшением макроэкономической ситуации в стране: среднегодовые темпы прироста ВВП в период 1999-2006гг. составили 6,7%, объем промышленного производства повышался в среднем на 6,1% в год, сельхозпро-изводства - на 3,8%, инвестиций в основной капитал - на 10, 5% [6. С. 36; 7. С. 11, 39]. Особенностью этого периода стало формирование финансовых ресурсов государства на основе активного расширения сырьевого экспорта; инвестиции в нефтегазовую отрасль доминировали над всеми остальными, обрабатывающая промышленность развивалась в основном за счет введения простаивающих мощностей. В этой связи на рубеже 2004-2005гг. проявилась острая необходимость смены парадигмы реформирования и перехода от краткосрочных программ макроэкономической стабилизации к более глубоким структурным реформам, предполагающим модернизацию на основе внедрения инноваций. В середине 2006г. появилась потребность формирования новой модели модернизационного роста, основанного на инвестициях в инфраструктуру. Однако восстановление докризисного объема ВВП и прогнозирование его дальнейшего роста происходят при существенном отставании роста объемов ведущих отраслей материального производства и инвестиций в основной капитал, восстановление которых прогнозируется за пределами 2010г. (табл. 1).
Таблица 1
динамика основных социально-экономических показателей, в процентах к базовому году (100%) [составлено по данным ФСГС; 6, с. 42]
Годы Базовый _ Прогноз Факт МЭР
1998 2006 2007 2010
ВВП 1989 55,8 93,8 99,9 127,1
Продукция промышленности*** 1989 43,4 69,5 73,1 84,7
Продукция сельского хозяйства 1989 54,0 72,5 73,9 83,0
Инвестиции в основной капитал 1990 21,1 46,7 52,7 72,6
*** по ОКВЭД
Хотя в 2008г. ВВП превысил докризисный уровень и по этому критерию можно сделать вывод о выходе экономики России из трансформационного спада, но обеспечено это стремительным ростом объемов и доли сферы услуг (преимущественно финансо-
вых, торговых), а не восстановлением реального сектора экономики. Причинами сложившейся динамики является то, что экономический рост в значительной мере основан не на внутренних источниках, а на сложившейся внешнеэкономической конъюнктуре нефти, природного газа при одновременных устойчивых тенденциях ухудшения качественных показателей роста. Таким образом, достигнутая к 2008 г. общая макроэкономическая стабилизация и устойчивый экономический рост свидетельствовали о выходе российского общества из системного трансформационного кризиса и обеспечивали постепенный переход экономики от восстановительного к инновационно-инвестиционному типу экономического роста на основе модернизации.
Безусловно, развивающийся финансово-экономический кризис осложняет, тормозит развитие экономики России по модернизационному сценарию, однако предпринимаемые государством меры свидетельствуют о доминировании именно модернизаци-онной антикризисной стратегии, что четко проявляется в принятой Правительством. Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2020 года.
Четко вырисовывающиеся перспективы возвращения экономики России на новой постризисной траектории к модернизационному варианту экономического развития требуют углубления теоретического анализа модернизации как экономической категории, в том числе с позиций институциональных изменений, выявления ограничений развития модернизации, определения ее приоритетов, а также разработки инструментария и механизма модернизации, обеспечивающей решение традиционной дилеммы теории благосостоянии - повышение уровня социально-экономического развития экономики (социальная справедливость) на основе экономического роста (экономическая эффективность).
В настоящее время категория «модернизация» достаточно широко используется в научных исследованиях, политических дискуссиях, публицистике, образовании и традиционно трактуется как обновление, реформирование, развитие, позитивные изменения в социально-экономическом и общественно-политическом пространстве страны. В рамках западных теорий экономического развития (Developments economics) модернизация характеризуется как обусловленность индустриализации развивающихся стран переходом к демократическим формам правления. Политическая модернизация страны на основе демократических ценностей рассматривалась как залог встраивания страны в международное сообщество индустриальных демократий [7, с. 6]. В настоящее время политическая модернизация дефинируется как формирование, развитие и распространение политических институтов, которые в наибольшей степени способны улучшить позиционирование государства в международных экономических и политических отношениях. Политическая и экономическая модернизация находятся в определенном соответствии друг с другом, но их соотношение весьма индивидуально, отражая конкретные особенности осуществляющих их стран. Как правило, между политической и экономической модернизацией существует временной разрыв, иногда весьма значительный. В целом процессы модернизации охватывают все сферы общественной жизни, поскольку диктуются конкуренцией, в которую вовлечены все агенты общества, выполняющие социально значимые функции.
Экономико-теоретический анализ модернизации как любого экономического явления предполагает, прежде всего, выявление ее предпосылок как исходных причинных условий, экономической обстановки, объективно предполагающих изменение сущностных характеристик протекающих экономических процессов. На наш взгляд, еще на этапе посткризисного развития в экономике России сложились четко тестируемые объективные предпосылки перехода от трансформации к модернизации, агрегируемые в следующие блоки:
1) институциональные - достижение целостности институционально-правовых основ функционирования экономики на рыночных принципах; формирование товарных и факторных рынков, а также всех элементов рыночной инфраструктуры (банковского и ипотечного кредитования, страхования и перестрахования, консалтинга, аудита и др.);
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4
2) макроэкономические - таргетирование инфляции, повышение коэффициента монетизации ВВП, снижение налогового бремени, стабильные темпы экономического роста, высокая положительная динамика инвестиционной активности всех экономических субъектов, прежде всего, государства;
3) финансовые - накопление отечественного промышленного и финансового капитала; приток иностранных инвестиций, аккумуляция государством значительных доходов в стабилизирующих фондах;
4) социальные - повышение качества человеческого капитала, формирование рыночной ментальности населения и предпринимательской активности, постепенный выход их демографического кризиса и др.
Среди множества сформировавшихся предпосылок, детерминирующих новые качественные характеристик современной российской экономики, выделяются наиболее существенные, т.е. факторы. К числу факторов перехода от трансформации к модернизационному этапу развития хозяйственной системы, призванному сформировать адекватную достигнутому уровню социально-экономического развития структуру общественного производства, прежде всего, относится долговременная положительная динамика макроэкономических показателей в России, наблюдающаяся в последние 9 лет. В силу этого содержательно экономическая модернизация, по нашему мнению, характеризуется как структурные, технологические и институциональные изменения в национальной экономике, направленные на повышение ее глобальной конкурентоспособности.
При этом континуальный, непрерывный характер экономического развития в условиях модернизации, анализируемой в контексте историко-экономической динамики, трансформируется в циклический. Выявленные Н. Кондратьевым, Й. Шумпетером, Г. Меншем «длинные волны» экономической динамики как сменяющие друг друга технологические уклады отражают, с одной стороны, уровень развития науки и техники, а с другой, период создания и использования на этой основе производственных, сервисных и организационных технологий [2; 4]. При этом элементы новых технологических укладов сначала появляются как полюса нововведений в пространстве «старой экономики», расширяя путем технологической диффузии ареал «новой экономики» [7, с. 5-7].
Мировой опыт показывает, что модернизация экономики осуществляется при одновременном использовании усилий и ресурсов государства, частного бизнеса и общества, а также привлекаемых в страну иностранных инвестиций и инноваций. С позиции такого инновационно-инвестиционного аспекта выделяются два типа модернизации - креативная и адаптивная (рис. 1).
Как правило, в экономике креативный и адаптивный типы модернизации сочетаются в разных пропорциях, отражая уровень экономического и инновационного развития национальной хозяйственной системы.
Проблематика модернизации экономики институционализирована в официальных документах, прежде всего, в важнейшем программном документе долгосрочного характера - «Стратегии развития Российской Федерации до 2020 года», где подчеркивается, что даже начало преодоления сложившегося разрыва в уровнях экономического развития России и ведущих мировых держав предполагает принципиальное изменение хозяйственной жизни страны и значительных усилий государства, бизнеса и граждан. В качестве целей модернизации определены: создание высокотехнологичной и конкурентоспособной, экономики; создание современных экономических институтов, способствующих развитию предпринимательской активности и трудовой мотивации граждан; формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата; обеспечение высокого уровня экономической свободы и политической безопасности; интеграция экономики страны в систему мирохозяйственных связей; повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов. Достижение этих целей обеспечивается следующими ключевыми инструментами: обеспечение гарантий прав собственности, обеспечение равных и справедливых условий конкуренции, снятие административных барьеров, ответственная бюджетная и денежная политика [13].
креативная
(пионерная)
модернизация
адаптивная
(имитационная)
модернизация
реализуется при условии, что осуществленные в стране технологические или институциональные
человеческий
капитал
нововведений, что связано с
осуществляется путем внедрения заимствованных
издержками (выплатой инновационной ренты) на приобретение авторских прав, патентов, лицензий, оборудования, сервис и т.д.
нововведения
распространяются в
мировом сообществе, что приносит стране рентный
доход
рис. 1. Модернизация экономики: составляющие, ресурсы, типы
Таким образом, в качестве одного из важнейших условий обеспечения устойчивого развития страны и задачи долгосрочной стратегии признана модернизация экономики, прежде всего, модернизация ее институциональной и отраслевой структуры. С позиции императивов глобализирующегося мира современная модернизация - это не индустриализация (как это было в Х1Х-ХХ вв.), а трансформация индустриальных структур, не отвечающих современным реалиям, и движение к постиндустриальному обществу. Современные концепции модернизации экономики укладываются в рамки постиндустриальной теории с принципом доминирования технологических аспектов организации общественного производства. Структурная модернизация экономики предполагает радикальные структурные сдвиги через взаимодействие основных элементов экономической структуры. Механизм структурной модернизации как любой экономический механизм, включает ее субъекты (хозяйствующие субъекты, от домохозяйства до государства), объекты и их взаимодействия и является механизмом разрешения противоречия между структурой производства, распределения, обмена и потребления и структурой общественных интересов и потребностей, продуцирующим новые системные качества. Объектами структурной модернизации, наряду с интересами и потребностями названных субъектов хозяйствования, являются экономические пропорции, качественные и количественные характеристики и показатели (например, уровень жизни, ВВП, уровень обеспеченности жильем и т.п.) на макро-, мезо-, микро- и наноуровнях. Внутренним содержанием данного механизма является система производственных отношений, обеспечивающая соответствие сдвигов в структуре производства (распределения, обмена и потребления) со сдвигами в структуре интересов и потребностей основных субъектов.
Главной целью структурных преобразований в промышленности является создание конкурентоспособной высокотехнологичной продукции на основе внедрения современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. При этом приоритетное развитие получает выпуск наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих видов продукции, а также потребительских товаров и продукции, изготавливаемой на основе собственных сырьевых ресурсов. Структурная модернизация АПК осуществляется, прежде всего, за счет приоритетного развития экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей, приоритета ресурсосберегающих технологий, развития адаптивного производства, снижающего нагрузки на окружающую среду, производство экологически чистой продукции. Именно на это нацелена разрабатываемая Доктрина продовольственной безопасности РФ. Структурная модернизация
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4
и техническое переоснащение строительного комплекса происходит на основе новых технологий, обеспечивающих снижение материало- и энергоемкости строительной продукции на всех этапах инвестиционно-строительного процесса. Модернизация экономики предполагает также всестороннее развитие сферы услуг, призванной формировать такие важные факторы экономического роста как производственная инфраструктура, научные знания, информационные технологии, связанных с обслуживанием отраслей народнохозяйственного комплекса (услуги транспорта, связи и т.д.).
Таким образом, модернизация рыночного хозяйства как коренное обновление на современной основе его материально-вещественных и организационно-экономических структур предполагает качественное преобразование технического базиса производства путем внедрения высоких технологий. Динамичное освоение национальных и заимствованных (имитационных) технологических инноваций, а также внедрение организационных и управленческих инноваций является важнейшим приоритетом модернизации российской экономики.
Инновационные ресурсы модернизации формируются в системе общественных институтов, обеспечивающих производство, распространение и использование знаний и превращение их в инновации и включающих: учреждения образования, научно-исследовательский сектор, систему научно-технических коммуникаций, включая систему научно-технической информации, специальные структуры для внедрения новых технологий (бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, демонстрационные зоны).
Вклад новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, в прирост ВВП развитых стран, по оценкам, составляет 70-85%. Объем мирового рынка наукоемкой продукции в начале нынешнего десятилетия оценивался в 2,3 трлн. долл., из них примерно 39% приходится на США, 30% - Японию, 16% - Германию, на Россию - 0,5%, Украину - 0,1%. По оценкам, к 2010 г. объем мирового рынка наукоемкой продукции возрастет до 3,5 трлн. долл. Сегодня в России инвестиции в инновации составляют около 1,6% ВВП, тогда как в США этот показатель приближается к 15%. Реализация отечественного научно-технического потенциала позволит России претендовать на 8-12% этого рынка, или на 280-420 млрд. долл. в год.
До начала нового столетия в России наука, инновационно-технологическая сфера были фактически исключены из числа стратегических (государственных и межгосударственных) приоритетов экономического развития. Потребовалось около 10 лет для осознания значимости формирования национальных инновационных систем как важнейшего направления модернизации экономики. За последние 5 лет в России приняты государственные программы, в которых переход к инновационному пути развития определен как главная цель государственной политики в области науки и техники, в том числе в «Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.» и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ». В результате реализации системы мер, направленных на решение задач модернизации инновационного сектора экономики, на первом этапе инновационного развития 2009-2012гг. должны быть достигнуты основные целевые индикаторы (табл. 2).
Таблица 2.
Целевые макроэкономические индикаторы первого этапа инновационного развития (2012 г. к 2007 г.) [13; 6]
Увеличение ожидаемой продолжительности жизни, лет 2,5
Рост валового внутреннего продукта (ВВП), % 137-138
Рост производительности труда, % 140-141
Снижение энергоемкости ВВП, % 81-83
Рост реальных располагаемых доходов населения, % 153-154
Рост инвестиций в основной капитал, % 180-185
Расходы на НИОКР* на конец периода, % к ВВП 1,4-1,6
Расходы на образование* на конец периода, % к ВВП 5,5-5,7
Расходы на здравоохранение* на конец периода, % к ВВП 5,2-5,4
Одним из ограничений, обусловливающим более вероятное осуществление модернизации преимущественно по адаптивному типу, является несоответствующее требованиям креативности качество сформировавшегося человеческого капитала как относительно профессионально-квалификационного уровня населения, так и его экономического сознания, не позволяющими homo economicus овладеть модер-низационной парадигмой. Действительно, темпы и направленность экономического развития и его модернизационный характер, зависящие от макроэкономических параметров, влияют в первую очередь на поведение экономических агентов. Их предпочтения, их склонность (или несклонность) инвестировать в повышение качества своего человеческого капитала, в развитие собственного бизнеса предопределяют конкурентоспособность национальной экономики и динамику уровня жизни населения [14]. В этом проявляется значимость социального аспекта модернизации экономики России, выделенная Е. Ясиным, обосновывающим необходимость изменения системы общественных ценностей как глубинное содержание модернизации хозяйственной системы, формирующей ее социальный контекст [16, с. 4]. Таким образом, дальнейшее развитие человеческого потенциала включает в себя системные преобразования двух типов:
а) направленные на развитие конкурентоспособности человеческого капитала, рабочей силы и социальных секторов экономики;
б) улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей [13].
Они охватывают среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирование эффективных рынков труда и жилья.
Модернизация предполагает изменение правил поведения экономических акторов, задекларированных в соответствующих документах, стратегиях, концепциях, в которых определяются цели и задачи развития, инструменты их достижения. Подготовка таких документов - процесс хотя и достаточно сложный, но осуществляемый в краткосрочном периоде. Значительно большее время требуется для того, чтобы сформировались национальные институциональные системы, начали действовать институциональные нормы и регулирующие организации, изменилась структура экономики и повысилась инновационность как самой экономики, так и общества в целом. Значимость институциональных изменений (эволюции) в экономике обусловлена также тем фактом, что институциональная составляющая выполняет роль системообразующего ядра в структуре механизма государственного регулирования макроэкономического развития и экономической политики. Таким образом, следующим приоритетом модернизации российской экономики выступает адекватная намечаемой модернизационной стратегии динамика институциональной среды, каждый из элементов которой оказывает воздействие на экономическую политику и, в свою очередь, модернизируется в условиях изменения ее стратегии.
В целом, выделяются следующие основные приоритеты модернизации экономики: инновационный, в том числе инновационно-технологический, кадровый, институциональный.
Решение столь масштабной задачи как модернизация экономики требует мобилизации огромных финансовых и материальных ресурсов. Для успеха модернизации важно не только (и даже не столько) наращивать объемы инвестиций, но и использовать их в приоритетных отраслях и производствах, быстрое развитие которых позволит в недалеком будущем сделать экономику страны высокотехнологичной и конкурентоспособной. В России наблюдается значительное оживление инвестиционной деятельности и непрерывный рост объема инвестиций в основной капитал (табл. 3), которое, очевидно, несколько затормозится в условиях финансово-экономического кризиса.
Однако особенностью предпринимаемых антикризисных мер является не просто поддержка банковской системы и реального сектора, а приоритетное финансирование тех банков и предприятий, которые осуществляют и планируют осуществлять инвестиционные программы.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4
Таблица 3
инвестиции в основной капитал [составлено по данным ФСГС]
1992 1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Инвестиции в основной капитал (в фактических ценах), млрд. руб. (до 2000г. трлн. руб.)
2,7 267 1165 1762 2186 2865 3611 4730 6626
Индексы физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах):
в % к пред. году 60 90 117 103 113 114 111 117 121
в % к 1995 г. 166 100 85 96 108 122 136 158 192
Таким образом, на наш взгляд, возвращение российской экономики на траекторию модернизации является наиболее вероятным следствием финансово-экономического кризиса. Последовательная реализация стратегии модернизации призвана превратить технологические и организационные нововведения в главный фактор количественной и качественной динамики российской экономики на основе освоения национальных и заимствованных технологических, управленческих, организационных и кадровых инноваций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гайдар Е.Т. Состояние мировой конъюнктуры и перспективы экономической политики в России // http://sps.m/?id=225150
2. Глазьев С. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: Наука, 1993.
3. Григорьев Л., Тамбовцев В. Модернизация и общество // Вопросы экономики. 2008. № 1.
4. Кондратьев Н. Проблемы экономической динамики. М.: Наука, 1989.
5. Коэффициент фондов в 2007г. достиг 15,3, т.е. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходится 30% общего объема денежных доходов. Между тем, с точки зрения поддержания социальной безопасности государства критическим считается 7-8-кратный разрыв доходов крайних доходных групп населения (Ре-формационный прагматизм как основа модернизации // Российский экономический журнал. 2007. № 3. С.16).
6. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. 2007. № 5.
7. Проблемы постсоветских стран. Сб. № 8. Модернизация экономики: факторы инструменты, проблемы. М.: Изд-во РАН, 2006.
8. Проект доклада Правительству РФ «О повышении эффективности деятельности государственного сектора науки» от 28 июля 2004 г. № 3944.
9. Проект Плана мероприятий по повышению эффективности деятельности госсектора науки на 2005-2006гг. от 26.05.05. // www.govemment.ru.
10. Реформационный прагматизм как основа модернизации // Российский экономический журнал. 2007. № 3. С. 5.
11. Российский стат. ежегодник. 2006: Стат. сб. / Росстат. М., 2006.
12. Россия 2007: Стат. справочник. М.: Росстат, 2007.
13. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года // www.edu.ru; Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ // http://www. economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/pressservice/ eventschronicle/doc1217949648141.
14. Яковлев а.а.Агенты модернизации. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006.
15. Яковлева И. Класс, который мы потеряли // Экономика и жизнь. 1998. № 49. С. 1.
16. ЯсинЕ. Модернизация экономики и система ценностей // Вопросы экономики. 2003. № 4.