Научная статья на тему 'Перспективы подготовки и переподготовки инженерных кадров на основе технологий e-Learning'

Перспективы подготовки и переподготовки инженерных кадров на основе технологий e-Learning Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Позднеев Борис Михайлович, Косульников Юрий Алексеевич, Сутягин Максим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы подготовки и переподготовки инженерных кадров на основе технологий e-Learning»

Б.М. ПОЗДНЕЕВ, профессор Ю.А КОСУЛЬНИКОВ, доцент М.В. СУТЯГИН, канд. тех. наук Московский государственный технологический университет «Станкин»

В рамках проведения III Международной конференции «MOSCOW Education Online 2009 » по инициативе Московского государственного технологического университета «Станкин», Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области автоматизированного машиностроения (УМО АМ) и Технического комитета по стандартизации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (ТК 461) создана новая секция «Распределённое и трансграничное инженерное образование с использованием e-Learning».

С учётом перспективности и особенностей систем распределённого и трансграничного образования для подготовки и переподготовки инженерных кадров на заседании секции будут обсуждаться следующие вопросы:

• стандартизация и сертификация компонентов информационно-коммуникационной среды для e-Learning в инженерном образовании;

• создание интегрированной информационно-коммуникационной среды для распределённой и трансграничной системы инженерного образования на основе технологий e-Learning;

• обеспечение качества и защита интеллектуальной собственности в системе распределённого и трансграничного образования;

• опыт применения e-Learning в целевой подготовке и переподготовке инженерных кадров для предприятий;

• разработка электронных учебнометодических комплектов для инженерного образования;

Перспективы подготовки и переподготовки инженерных кадров на основе технологий e-Leaгning

• создание учебных тренажеров, учебно-лабораторных практикумов с удалённым доступом и межвузовских центров коллективного пользования;

• аппаратно-программные комплексы для моделирования и автоматизации (CAD/CAE/CAM/PDM/PLM/ ERP).

Актуальность поставленных вопросов обусловлена современными тенденциями интернационализации и глобализации образования, проблемами обеспечения непрерывности образования, широким применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для развития трансграничного или транснационального образования. В условиях информационного общества границы государств становятся технологически проницаемыми. На фоне необходимости развития внешнеэкономической деятельности и увеличения экспорта российской научной и технической продукции весьма перспективным направлением является создание систем трансграничного образования для подготовки зарубежных специалистов как в отечественных учебных заведениях, так и в филиалах российских вузов за рубежом [1]. Очевидно, что при выработке государственной политики в области экспорта образовательных услуг должны учитываться не только правовые и организационные аспекты, но и вопросы технического и технологического обеспечения создания таких систем, тем более что в последнее время наметилась тенденция к сокращению числа иностранных студентов, обучающихся

в российских вузах [2, 3]. При этом наблюдается сокращение приёма по таким специальностям, как электронная техника, радиотехника и связь, авиационная, ракетно-космическая техника и др.

Ещё одна важная тенденция в области образования связана с повышением требований к качеству обучения. По мнению Т. Рау, председателя ИСО/ТК 232 «Услуги по обучению в области неформального обучения и профессиональной подготовки », сегодня для провайдеров образовательных услуг существуют две основные проблемы: первая - удовлетворять потребности общества в знаниях, вторая - систематически повышать качество образовательных услуг, основываясь на прозрачных и сопоставимых стандартах [4].

Развитие трансграничного и транснационального образования, основанного на применении ИКТ и новых форм обучения, в значительной степени зависит от базовых принципов формирования образовательного информационного пространства на региональном, отраслевом, национальном и межгосударственном уровнях [5-7]. Основу образовательного информационного пространства отечественной системы инженерного образования составляют информационно-коммуникационная сеть и корпоративная информационная система. В качестве исходных концептуальных предпосылок его формирования следует рассматривать следующие положения.

1. Обеспечение открытости корпоративной информационной системы, мобильности приложений, сетевой интероперабельности, дружественного отношения к пользователям, применения открытых спецификаций в области стандартов.

2. Формирование профиля международных стандартов, учитывающего специфику разработки и применения

технологий электронного обучения на основе использования базовых международных стандартов, разрабатываемых ИСО/МЭК СТК1/ПК 36 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке» [7].

3. Разработка комплекса национальных стандартов по информационно-коммуникационным технологиям в образовании (ИКТО), гармонизированного с основополагающими международными стандартами и учитывающего специфику отечественной системы образования.

В перспективном плане наибольший практический интерес представляет реализация положения, связанного с разработкой и профилированием требований основополагающих международных и национальных стандартов в области электронного обучения. Разработку международных стандартов в области электронного обучения обеспечивает ИСО/МЭК СТК 1/ПК 36 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке», взаимодействующий с международными и национальными ассоциациями и объединениями CEN/ISSS Ws-LT, CEN/lSSS CDFS, CEN/ISSS WS on Privacy, AUF, IMS, AICC, DCMI, IEEE LTSC, ADL [6].

В настоящее время разработано 12 международных стандартов в области электронного обучения, в рабочих группах ведется активная работа по подготовке более 30 нормативных документов (международных стандартов и технических отчетов), которые должны быть введены в действие в 20092011 гг.

Указанные международные стандарты и проекты документов составят основу международного профиля стандартов для развития индустриальных технологий электронного обучения (рис.). От Российской Федерации функции постоянно действующего на-

ИСО/МЭК 2382-36

Обеспечение

качества

e-learning

ИСО/МЭК 19796

Языковые, культурные и индивидуальные особенности e-learning

ИСО/МЭК 24751

ИСО/МЭК 15288 ИСО/МЭК 12207 ИСО/МЭК 9126

Рис. Структура профиля требований для формирования образовательного информационного пространства в системе трансграничного образования

ционального рабочего органа ИСО/ МЭК СТК1/ПК36 выполняет ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».

В рамках выполнения «Плана национальной стандартизации на 2009 г.» ТК 461 разрабатывает 10 национальных стандартов по информационно-коммуникационным технологиям в образовании. Необходимо отметить, что указанные стандарты согласованы с международными стандартами, разрабатываемыми в ПК 36. Благодаря этому заложена нормативная база для создания профиля требований к образовательному информационному пространству в соответствии с международными стандартами.

Помимо национальных и международных стандартов в профиль требований могут быть включены своды правил, стандарты организаций и иные нормативно-технические документы, разрабатываемые научными и образовательными учреждениями и ассоциациями [6]. В целом можно заключить, что созданные к настоящему моменту международные и национальные стандарты содержат все необходимые основополагающие требования для формирования образовательного информационного пространства на региональном, отраслевом и национальном уровнях.

В рамках конференции предусмотрено проведение круглого стола с уча-

стием руководителей федеральных органов исполнительной власти, ректоров и проректоров технических вузов, ведущих специалистов в области eLearning и представителей промышленности, на котором предполагается обсудить перспективы и принципы создания системы трансграничного образования для подготовки и переподготовки инженерных кадров.

Литература

1. Филиппов В.М., Краснова Г.А., Гринш-кун В.В. Трансграничное образование // Платное образование. 2008. № 6. С. 36-38.

2. Айдрус И.А. Позиция России на мировом

рынке образовательных услуг (Аналитический обзор) // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2009. № 2. С. 10-16.

3. Михайлова Т.А. Проблемы интеграции

России в мировое образовательное пространство // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2009. № 3. С. 67-72.

4. Рау Т. Требования к качеству обучения // Менеджмент: горизонт ИСО. 2009. № 1. С. 17-20.

5. Позднеев Б.М. Обеспечение качества и

конкурентоспособности российского образования на основе гармонизации национальных и международных стандартов в области e-Learning // Сборник тезисов докладов конференции Moscow EDUCA ’08. М., 2008. С. 2-11.

6. Позднеев Б.М. Качество - это соответ-

ствие стандартам // Качество образования. 2009. № 1-2. С. 46-49.

7. Позднеев Б.М. Стандартизация и серти-

фикация - основа гарантий качества в сфере e-Learning // Высшее образование в России. 2008. № 11. С. 40-44.

И.А. КОЛЕСНИКОВА, профессор Открытое °браз°вание:

Директор агентства перспективы, вызовы,

«КОМЕНИУС» риски

Феномен открытого образования в глобальном мире рассмотрен с позиций новых шансов и рисков для участников процесса обучения. Показана его связь с появлением новых видов информационно-образовательных сред, новых субъектов обучения, с инновационными преобразованиями содержания и технологий образовательного процесса, стратегическими изменениями в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы педагогические, психологические, технологические предпосылки успешного вхождения человека в сетевое пространство социального и виртуального взаимодействия. Обозначен круг проблем и рисков, связанных с развитием теории и практики открытого образования.

Ключевые слова: открытое образование, характеристики открытого образовательного процесса, новые информационные среды, сетевое взаимодействие, информационно-коммуникационные технологии, индивидуальный маршрут, шансы и риски открытого информационно-образовательного пространства.

Следствием и формой становления фицируя известные формы обучения с

открытого общества становится ин- помощью коммуникационных и теле-

тенсивное развитие открытого обра- коммуникационных технологий. Этим

зования. Развиваясь в русле тенденций обеспечиваются:

глобализации, информатизации, де- • свобода доступа к обучению за мократизации, система современного счёт установления и поддержания прообразования использует принцип от- цессов обмена информацией в любое

крытых информационных сетей, моди- время в любом месте;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.