- свое влияние могут оказать денежные запасы, на момент установления контроля находящиеся в тени;
- работа как в части установления постов контроля, так в части разработки методик расчетов ВНП достаточно трудоемка.
Положительные стороны методики таковы:
- в определенной степени появляется защита местного производителя. Во многих случаях посредники предпочитают осуществлять закупки в других регионах для сокрытия доходов (наиболее яркий пример — алкогольная продукция);
- появляется возможность регулировать совокупный спрос и совокупное предложение, так как становится известен дефицит денежных средств, реальное предложение и потребление товаров, потребности населения;
- появляется возможность использования финансовых инструментов — заменителей денег, поскольку основные денежные потоки становятся известны;
- затраты на осуществление мероприятий административного характера относительно невелики по сравнению с расходами на повышение эффективности государственного регулирования региональной экономики.
С.И. ГУСЕВ
руководитель Управления федерального казначейства по Алтайскому краю, зав. кафедрой государственного регулирования экономики Алтайского государственного технического университета, доктор экономических наук, профессор, г. Барнаул
e-mail: [email protected]
М.Т. ВАХИТОВ
помощник руководителя Управления федерального казначейства по Алтайскому краю, аспирант Алтайской академии
экономики и права, г. Барнаул e-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА ОТ БАНКОВСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА К КАЗНАЧЕЙСКОМУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ БАНКОВСКИХ ЭЛЕКТРОННЫХ СРОЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ (на примере Управления федерального казначейства по Алтайскому краю)
Анализируются преимущества использования казначейского исполнения федерального бюджета. Рассматривается процесс развития системы органов федерального казначейства с внедрением новых технологий — системы банковских электронных срочных платежей.
Ключевые слова: казначейство, система управления государственными финансами, казначейская система исполнения бюджета, банковские механизмы, система банковских срочных электронных платежей, ассоциированные участники расчетов.
УДК 336.717 ББК 65.9(2)262.5
Экономика современной России претерпела ряд существенных изменений. Если взять за точку отсчета советскую плановую экономику, затем проследить ее трансформацию в период перестройки в середине 80-х гг. прошлого века и последующий переход к рынку, то можно обра-
тить внимание на то, как заметно менялось влияние государства на все экономические процессы, происходящие в стране. Начало 1990-х гг. ознаменовалось серьезным кризисом в отечественной экономике: инфляцией, неплатежами, безработицей и т.д. Однако в течение последних шести-семи
лет отмечалась стабилизация экономической ситуации в стране.
Без сомнений, все эти позитивные изменения невозможны без четкой, отлаженной работы государства, всех его структур и систем. Кроме того, экономическое и социальное развитие любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получаемой информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также от возможности эффективного управления ими.
В настоящее время в России активно идет процесс развития системы органов федерального казначейства. Органам казначейства предстоит решать важные проблемы проведения государственной бюджетной политики. В реализации стратегии будущей финансовой системы страны казначейству отводится очень важная роль.
В нашей стране органы федерального казначейства были образованы сравнительно недавно — 15 лет назад. Основополагающими документами в процессе становления и развития казначейской системы явились указ Президента РФ «О федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 г. № 1556, а затем — Положение о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденное постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864.
В наиболее общем виде, с организационно-технической точки зрения, казначейство «замкнуло» на себе осуществление и учет всех операций со всеми государственными федеральными ресурсами, находящимися в ведении федерального правительства. Казначейство при этом опосредует осуществление операций с бюджетными средствами в безналичной форме. В результате обеспечивается принцип «единства кассы» в отношении федеральных средств. С созданием казначейской системы все платежи из федерального бюджета (или иных централизованных государственных финансовых источников) осуществляются с единого (главного) счета федерального казначейства, и благодаря этому они полностью подконтрольны.
Главная задача казначейства — контроль обеспечения правильного, в соответствии с законом, исполнения бюджета, а также ведение учета и подготовка отчетности о
его исполнении. Одновременно система органов федерального казначейства производит учет, ежедневное распределение и зачисление по уровням бюджетной системы поступающих доходов. Возникающая в процессе исполнения бюджета потребность в краткосрочном прогнозировании объема поступающих доходов реализуется также органами казначейства.
При этом совершенствование системы управления государственными финансами является задачей чрезвычайно сложной, многогранной. Она может решаться не только и не столько путем внесения ряда текущих поправок в действующий механизм бюджетного регулирования, но и в результате коренного изменения стратегии и принципов управленческого процесса.
Казначейство использует опыт банковской системы для осуществления основных функций исполнения бюджета, ведения бюджетного бухгалтерского учета и отчетности, улучшая, таким образом, обмен информацией со всеми финансовыми институтами государства.
Механизм казначейской системы исполнения бюджета отличается от банковского прежде всего тем, что казначейство концентрирует на одном счете оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, — доходный и расходный. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования. При этом нет необходимости дожидаться средств от вышестоящего органа казначейства. Поступление средств на счета территориального управления федерального казначейства в виде налогов и доходов создает устойчивую базу для оперативного финансирования расходов федерального бюджета на этой же территории. Сумма неиспользованных средств передается в центр, недостаток финансируется из федерального бюджета. Процесс исполнения бюджета более детализирован.
В этих условиях стало возможным четко контролировать следующие показатели: объемы бюджетных назначений, гарантированные лимиты финансирования, объемы произведенных авансовых платежей по заключенным договорам, суммы счетов, предъявленных к оплате, и т.д.
Таким образом, использование банковских механизмов в деятельности органов
федерального казначейства очевидно приносит свои положительные результаты. При этом выполнять банковские функции могут разнообразные кредитные организации и учреждения: государственные, кооперативные, взаимно-сберегательные и др.
Тем не менее в настоящее время не утихает дискуссия о роли государственных банков как источников финансовых ресурсов предприятий, об их роли в обеспечении экономического роста. Участие государства в банковском секторе в первую очередь объясняется тем, что этот сектор экономики входит в число ключевых.
Возрастающий в экономике страны спрос на срочные платежи, требующие более быстрого их осуществления при надежном управлении возникающими рисками, обусловил создание в России системы валовых расчетов в режиме реального времени.
Подобные системы действуют уже более чем в 80 странах мира, в том числе во всех странах Европейского союза и практически во всех промышленно развитых странах. Как правило, владельцем и оператором таких систем является центральный (национальный) банк. Система валовых расчетов в режиме реального времени Банка России именуется системой банковских электронных срочных платежей (сокращенно — система БЭСП).
Система БЭСП централизована на федеральном уровне и обеспечивает валовые расчеты в режиме реального времени по срочным платежам для всех участников системы независимо от их территориального расположения.
Система БЭСП создана как дополнительная система и функционирует наряду с системами внутрирегиональных электронных расчетов (ВЭР) и межрегиональных электронных расчетов (МЭР) независимо от этих систем. Участники системы БЭСП вправе также проводить свои платежи через платежную систему Банка России с применением систем ВЭР и МЭР.
Основными нормативными документами Банка России, определяющими порядок функционирования системы БЭСП, являются:
- положение Банка России «О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России» от 25 апреля 2007 г. № 303-П;
- указание Банка России «О порядке проведения платежей и осуществления расчетов в системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России» от 25 апреля 2007 г. № 1822-У.
Система БЭСП и ее участники представлены на рис. 1.
Рис. 1. Структура системы БЭСП и ее участники1
Участники системы БЭСП подразделяются следующим образом:
- ОУР — особые участники расчетов — подразделения расчетной сети Банка России, структурные подразделения Банка России, имеющие банковские идентификационные коды (БИК);
- АУР — ассоциированные участники расчетов — клиенты Банка России, не являющиеся кредитными организациями (их филиалами), кредитные организации (их филиалы), структурные подразделения Банка России, не имеющие БИК;
- ПУР — прямые участники расчетов — кредитные организации (их филиалы).
Систему БЭСП можно охарактеризовать следующими основными принципами:
- система БЭСП — это система валовых расчетов в режиме реального времени Банка России (с элементами «гибридизации») для проведения крупных / срочных платежей в валюте РФ;
- эволюционное встраивание — система БЭСП функционирует в платежной системе Банка России наряду (параллельно) с другими системами расчетов (т.е. вид платежа «срочные» — это дополнение к электронным, почтовым и телеграфным платежам);
- сохранение расположения счетов — при включении организаций в состав участников системы БЭСП расположение банковских счетов не меняется (для БЭСП отдельные банковские счета не открываются);
- архитектура БЭСП — централизованная на федеральном уровне с двухуровневым добровольным участием;
- добровольность участия — клиенты банка самостоятельно определяют необходимость проведения платежей и уровень участия (ПУР и АУР) в системе БЭСП;
- уровни участия — прямое для ПУР и ОУР и ассоциированное для АУР (прямое участие — непосредственный доступ к услугам системы БЭСП в режиме реального времени (при соблюдении позиции ликвидности), (ассоциированное участие — опосредованный доступ к услугам системы БЭСП (позиции ликвидности не предусматривается));
- средства для расчетов в системе БЭСП (ликвидность) для АУР — средства на счете в банке;
- осуществление расчетов в системе БЭСП по поручению АУР — путем списания средств со счета АУР-плательщика в платежной системе на уровне территориального управления банка, перераспределения ликвидности по позициям в системе БЭСП (ОУР-ОУР / ПУР), зачисления средств на счет АУР-получателя в платежной системе на уровне территориального управления банка (если платеж в пользу АУР);
- безотзывность платежа — с момента списания средств с банковского счета участника-плательщика;
- окончательность платежа — с момента зачисления средств на банковский счет участника-получателя;
- неделимость суммы платежа — расчет в системе БЭСП проводится только на полную сумму платежа (частичные платежи не допускаются);
- электронный обмен — проведение платежей, управление ликвидностью, оказание информационных услуг и другие виды взаимодействия базируются на обмене электронными сообщениями;
- форма расчетов — расчеты платежными поручениями (вид платежа «срочно»);
- регламент функционирования системы БЭСП — с учетом 11 часовых поясов практически круглосуточно (с 02:00 до 21:00 московского времени).
Место системы БЭСП в платежной системе Банка России представлено на рис. 2.
Система БЭСП предполагает две формы участия:
- прямое участие, при котором идентификация участника производится посредством БИК и обеспечивается его прямой доступ в систему БЭСП в режиме реального времени;
- ассоциированное участие, при котором идентификация участника производится посредством составителя электронных сообщений, а доступ к услугам системы БЭСП обеспечивается через платежную систему
Ограниченное время проведения платежей Круглосуточная работа ЦОиР и ПУР Независимость от часовых поясов Полный электронный документооборот
БЭСП
Централизованная система (единый центр обработки и расчетов — ЦОиР БЭСП)
Банк
Участники расчетов: ОУР, ПУР, АУР
Рис. 2. Место системы БЭСП в платежной системе Банка России
Банка России на уровне его территориального учреждения.
Ассоциированным участникам расчетов присваивается уникальный идентификатор составителя для участника электронного обмена, банковский идентификационный код и наименование обслуживающего особого участника расчетов. Составляется список банковских счетов ассоциированных участников расчетов, по которым могут осуществляться платежи в системе банковских электронных срочных платежей.
Управления федерального казначейства вступают в систему БЭСП в качестве ассоциированных участников расчетов системы БЭСП.
По согласованию с Центральным банком Российской Федерации территориальные органы федерального казначейства будут являться участниками системы БЭСП в части счетов, открытых на балансовых счетах № 40105 «Средства федерального бюджета» и № 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации».
Федеральным казначейством 15 мая 2008 г. было подано заявление о включении казначейства в состав ассоциированных участников расчетов системы БЭСП; 6 июня 2008 г. было получено согласие Центрального банка Российской Федерации; 30 июня 2008 г. был утвержден план-график мероприятий, связанных с включением федерального казначейства и его управлений в состав ассоциированных участников системы.
Управлением федерального казначейства (УФК) по Алтайскому краю 4 июля 2008 г. было подано заявление о включении управления в состав ассоциированных участников расчетов системы БЭСП; 22 июля 2008 г. было получено согласие Центрального банка Российской Федерации на его включение в состав ассоциированных участников расчетов системы БЭСП.
В УФК по Алтайскому краю по вопросу его включения в состав ассоциированных участников расчетов системы БЭСП Банка России было осуществлено следующее:
- 2 сентября 2008 г. успешно завершен тестовый обмен платежными документами в системе БЭСП с Государственным расчет-
но-кассовым центром ГУ Банка России по Алтайскому краю;
- 3 сентября 2008 г. направлен акт о готовности УФК к началу обмена электронными документами при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России в системе БЭСП в качестве АУР в ГУ Банка России по Алтайскому краю.
После этого УФК по Алтайскому краю ожидало распоряжения Банка России о включении управления в состав участников системы БЭСП в качестве АУР, а также указаний федерального казначейства по условиям, включаемым в дополнительные соглашения к договору банковского счета и к договору об обмене электронными документами при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России.
До конца 2008 г. было обеспечено заключение дополнительных соглашений к договору банковского счета и к договору об обмене электронными документами при осуществлении расчетов через расчетную сеть Центрального банка Российской Федерации между территориальными учреждениями Центрального банка и управлениями федерального казначейства по субъектам Российской Федерации о включении с 1 января 2009 г. управлений федерального казначейства по субъектам Российской Федерации в состав ассоциированных участников расчетов системы банковских электронных срочных платежей Центрального банка Российской Федерации.
13 января 2009 г. от Центрального банка было получено подтверждение включения УФК по Алтайскому краю в систему БЭСП и в Справочник участников системы БЭСП в качестве ассоциированного участника расчетов с 13 января 2009 г.
Подобные нововведения способствуют становлению казначейства как полностью интегрированной системы управления государственными финансами. А поскольку эти механизмы только начинают набирать обороты в отечественной практике, многое зависит от эффективности работы всех звеньев финансовой системы, в том числе и органов федерального казначейства. При этом актуальность исследования данного вопроса обусловлена необходимостью повышения эффективности денежного обращения на основе банковских электронных срочных платежей, поиском
адекватных форм расчетно-платежных систем, обеспечивающих резкое сокращение времени и затрат на обслуживание платежей, реальную экономию материальных и финансовых ресурсов, что является весьма важным при исполнении бюджетов.
Примечание
1 Прямое участие — прямой доступ ко всем услугам; ассоциированное участие — доступ к услугам через учреждения Банка России; ОУР — участник электронных расчетов; ПУР, АУР — участники электронного обмена.
УДК 631.16.658.14 Н.Э. ЭЛЬГЕРТ
ББК 65.261.532 доцент Иркутской государственной сельскохозяйственной академии
e-mail: [email protected], [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КАК СТИМУЛ К УВЕЛИЧЕНИЮ СОБСТВЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНВЕСТИРОВАНИЯ
Обусловливается необходимость сохранения темпов развития аграрного комплекса страны, набранных в ходе реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.». На первый план выходит задача повышения эффективности использования средств федеральной и региональной поддержки сельскохозяйственными производителями и другими их получателями.
Ключевые слова: государственная поддержка, сельское хозяйство.
Российский аграрный сектор добился в 2008 г. хороших производственных показателей. За последние 15 лет был собран самый большой урожай зерна — более 100 млн т.
В агропромышленном комплексе Иркутской области благодаря эффективным мерам федеральной и региональной поддержки села с 2006 по 2008 г. объемы валового производства продукции увеличились на 42%. За эти годы удалось остановить снижение численности сельского населения, создать свыше 1 200 новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве. В 2008 г. в эксплуатацию введен 21 животноводческий объект на 5 285 скотомест и 124 тыс. птицемест.
За 2006-2008 гг. аграрный комплекс области получил из федерального бюджета в виде субсидий более 1,5 млрд р., из регионального бюджета — 2,4 млрд р. Принятие Правительством Российской Федерации, администрацией области ряда решений о субсидировании процентных ставок до ставки рефинансирования ЦБ РФ по привлеченным краткосрочным кредитам и долгосрочным
инвестиционным кредитам, а также появившаяся благодаря этому у сельскохозяйственных товаропроизводителей возможность приобретения высокоэффективных технологических комплексов, сельскохозяйственных машин и оборудования (в том числе на условиях финансовой аренды (лизинга) при субсидировании на региональном уровне до 50% цены приобретения) позволили значительно обновить производственные фонды в растениеводстве и животноводстве. Сельскохозяйственные предприятия на условиях софинансирования проводимых мероприятий по повышению эффективности производства только за последние два года изыскали и направили на реализацию намеченных мероприятий не менее 2 млрд р. собственных средств. В сельском хозяйстве региона, как и в агропромышленном комплексе России в целом, вместо ежегодного небольшого, «ползучего» прирастания объемов сельскохозяйственного производства стали отмечаться более высокие темпы прироста объемов производства.