Научная статья на тему 'Перспективы освоения шельфа Баренцева моря и подготовка специалистов в этой области'

Перспективы освоения шельфа Баренцева моря и подготовка специалистов в этой области Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
301
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Лыхин Г. В., Лунин В. И., Пасечников М. А.

В статье поднимаются вопросы подготовки специалистов по освоению шельфа Баренцева моря, поиску и разработке нефтегазовых месторождений. Введение в учебные программы новых разделов в свете требований Конвенции ПДМНВ-78/95 "Подготовка и дипломирование моряков и несение вахты" ("International Convention STCW-78, as amended") (2002) позволит решить проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Лыхин Г. В., Лунин В. И., Пасечников М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы освоения шельфа Баренцева моря и подготовка специалистов в этой области»

Перспективы освоения шельфа Баренцева моря и подготовка специалистов в этой области

11 2 Г.В. Лыхин , В.И. Лунин , М.А. Пасечников

1 Судоводительский факультет МГТУ, кафедра УС и ПР

2 Судоводительский факультет МГТУ, кафедра судовождения

Аннотация. В статье поднимаются вопросы подготовки специалистов по освоению шельфа Баренцева моря, поиску и разработке нефтегазовых месторождений. Введение в учебные программы новых разделов в свете требований Конвенции ПДМНВ-78/95 "Подготовка и дипломирование моряков и несение вахты" ("International Convention STCW-78, as amended") (2002) позволит решить проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов.

Abstract. In the paper the problems of training of the specialists for development of the Barents Sea shelf, prospecting and working out of oil and gas fields have been considered. The authors have proved that it is necessary to introduce some new chapters in the educational programs according to the International Convention STCW-78/95 (Standards of Training Certification and Watchkeeping).

1. Введение

В последние 30 лет успешно развивается освоение прибрежного шельфа. В мировой практике накоплен больший опыт по добыче и транспортировке нефти и газа, по постройке стационарных и плавучих буровых платформ, буровых судов, судов обеспечения, научно-исследовательских судов. Глубины бурения возросли до 1000 и более метров против 200 м в 80-х годах и 10 м в 70-х.

В Российской Федерации темпы освоения северного шельфа снижены. Но интерес к вопросу разработки шельфа остается. На сегодняшний день шельф Баренцева моря достаточно хорошо изучен, и освоение данного региона в ближайшем будущем примет стремительный характер. Уже сегодня необходимо готовить специалистов в этой области, потому что безусловно потребуются высококвалифицированные специалисты: геофизики, гидрографы, нефтяники, буровики, механики буровых судов и судов обеспечения, судоводители, умеющие управлять судами с высокой точностью, использовать самые современные навигационные комплексы, владеть компьютерной технологией, обеспечивать безопасность мореплавания и безопасность жизнедеятельности на судах нефтегазовой промышленности.

2. Необходимость изменения учебных программ

Для решения данных проблем в свете требований новых правил ПДМНВ-78 необходимо дополнить учебные программы читаемых дисциплин или разработать специальные факультативные курсы, включающие следующие разделы:

- теория и устройство судов нефтегазовой промышленности (плавучих буровых установок (ПБУ); плавучих полупогружных буровых установок (ППБУ), буровых судов (БС), транспортных буксирных судов (ТБС), танкеров) в дисциплину "Теория и устройство судов";

- управление и эксплуатация судов нефтегазовой промышленности в дисциплину "Управление судном и его техническая эксплуатация";

- безопасность мореплавания судов нефтегазовой промышленности в дисциплину "Безопасность мореплавания";

- безопасность жизнедеятельности (НБЖС) на судах нефтегазовой промышленности в дисциплину "Безопасность жизнедеятельности".

Кроме того, учитывая, что "окружающая среда оказывает большое влияние на стоимость работ, и от полноты и качества данных о гидрометеоусловиях среды в значительной степени зависит определение параметров, технических характеристик и конструктивных особенностей уникальной и сложной морской техники нефтегазовых промыслов" (Скрыпник, 1989), необходимо ввести специальный факультативный курс по дисциплине "Гидрометеорологическое обеспечение морского судоходства, сырьевая база", направленный на практическое применение получаемой режимной, оперативной диагностической и прогнозной гидрометеорологической информации.

Лыхин Г.В. и др. Перспективы освоения шельфа Баренцева моря...

3. Влияние северных и арктических условий на специфику в обучении профессиональным навыкам плавсостава, обеспечивающего поиск и разработку нефтегазовых месторождений

На сегодняшний день успешно ведется разработка месторождений нефти на о. Колгуев и полуострове Медынский. Разработка прибрежного шельфа юго-восточной части Баренцева моря затруднена тем, что с октября по июнь эта часть моря покрыта льдом. Ни одна буровая установка не сможет противостоять натиску (подвижке) ледового поля. Глубины данного района колеблются в пределах от 4 до 50 метров. При разработке данного района бурение производят в летнее время. Возможен вариант намыва островов.

Опираясь на мировой опыт работы на шельфе, перекачку нефти и газа можно производить, используя как подводные станции, так и станции, оборудованные на берегу. Нефтяные хранилища оборудуются на берегу и под водой, могут также использоваться танкера, закрепленные на мертвый якорь.

Загрузку танкеров производят в море путем перекачки нефти и газа по трубопроводу в точку, оборудованную монобуем (швартовная бочка) для удержания танкера на месте или гибким шлангом для перекачки нефти. Если для хранения и перекачки используется танкер, стоящий на монобуе - как танкер "Крым" (150 тыс. т водоизмещением), установленный на Вьетнамском шельфе в 1985 г., то и в этом случае следует оборудовать отдельную точку для передачи нефти - для обеспечения безопасности (рис. 1, 2).

Швартовная бочка (монобуй) крепится якорной цепью к мертвому якорю, который представляет собой забитую в грунт на глубину до 30 м металлическую толстостенную трубу, наполненную цементом.

В частном случае, погрузив на палубу транспортно-буксирного судна (ТБС) типа "Нефтегаз" подъемный кран, оборудованный для забивания свай, можно оборудовать надежную якорную стоянку (швартовную бочку) (рис. 3).

Подход танкера к монобую производится самостоятельно или при помощи буксира. Буксир передает на танкер проводник швартова и шланг. Проводник швартова и шланг имеют положительную плавучесть и подводятся к бую с подветренней стороны. Суда обеспечения, типа "Нефтегаз", буксиры, имеющие носовое подруливающее устройство на заднем ходу, управляются лучше, чем на переднем ходу, но подходить к бую следует с осторожностью, чтобы не намотать на винт. При двухвинтовом судне при подходе к бую (судну) работают враздрай (одна машина на передний ход, другая на задний), чтобы избежать сбоя в работе главного двигателя (ГД) при реверсе).

Одна буровая установка требует, как минимум, двух судов снабжения и дежурного судна (пожарного). Для прокладки труб требуется трубоукладчик - это плавучий кран, у которого один борт оборудован под конвейер сварки, изоляции и опускания трубы на дно (рис. 3). Трубоукладчик удерживается на восьми якорях и передвигается за счет выбирания и потравливания якорного каната. Вес якорей до 15 т.

Обслуживает трубоукладчик морской буксир завозчик якорей (МБЗЯ) мощность двигателя до 5 тыс. л.е., водоизмещение 1000 т, осадка 4,5 м, с малой высотой надводного борта до 1 м. Якоря оборудуются якорными буями, которые показывают местонахождения якоря и крепятся за якорь буйрепами. При помощи буйрепа можно поднимать якорь и переставлять в нужное место.

На глубинах около 50 м на трубу ставится понтон, чтобы поддержать трубу и избежать перелома. Понтон крепится таким образом, чтобы при помощи буя можно было открыть замок и снять понтон для повторного использования.

Якорный буй оборудуется проводником (8-10 м, капроновый пропиленовый конец), а конец проводника оборудуется кухтылем, обозначенным светоотражающей маркой. Судно подходит кормой с подветренной стороны и против течения и при помощи кошки или багра ловит проводник. Буйреп крепится с тросом лебедки (якорной, буксирной). Якорь "подрывается" над грунтом на 5-10 м и доставляется по пеленгу в точку, которую укажет трубоукладчик. При хорошей практике и благополучной погоде все 8 якорей можно переставить, менее чем за 1,5 ч. В свежую погоду заводка якорей переходит в категорию работ, связанных с опасностью.

Заводка якорей плавучих полупогружных буровых установок (ППБУ) схожа с заводкой якорей трубоукладчика. Вес якорей достигает 20 т. Буй по размерам больше, чем якорный буй. Буйреп большего диаметра, диаметр якорного каната более 160 мм и калибр цепи более 76 мм, с разрывным усилием более 490 т.е. и поэтому работа становится труднее. Как правило, ППБУ разрабатываются и строятся для какого-либо конкретного района с остойчивостью по критерию погоды К > 1,5 с 3 % обеспеченностью по ветру и волнению за последние 50 лет. Прочность некоторых ППБУ такова, что может выдержать 30-метровое волнение и силу ветра, при скорости 100 м/с. Заводку якорей может успешно произвести ТБС "Нефтегаз", но перестановка якорей является сложной задачей, поскольку из-за высоты надводного борта при подходе к бую буй не видно за кормой. Работа представляет опасность для моряков, занятых этой операцией на корме, даже в благоприятную погоду.

Первоначально ППБУ, используя свой кран, грузит на палубу МБЗЯ якорь и буй с буйрепом. МБЗЯ выходит в нужную точку и ставит якорь. Для перестановки якоря МБЗЯ подходит к бую, "подрывает" якорь и переставляет его в нужную точку. Момент передачи якоря на МБЗЯ и обратно на ППБУ - трудоемкая и опасная работа - зачастую происходит в тяжелых погодных условиях.

Рис. 3. Схема укладки трубы

Лыхин Г. В. и др. Перспективы освоения шельфа Баренцева моря.

4. Заключение

Суда нефтегазовой промышленности имеют свои конструктивные особенности, размеры и условия эксплуатации, а северные и арктические условия работы специалистов по освоению шельфа Баренцева моря по поиску и разработке нефтегазовых месторождений обладают определенной спецификой проблем, требующей высокой квалификации. Обеспечение высокого уровня современных требований к специалистам возможно при условии дополнения учебных программ читаемых дисциплин или разработкой специальных факультативных курсов.

С развитием флота нефтегазовой промышленности для подготовки высококвалифицированных кадров плавсостава потребуется, в том числе, разработка методических и учебных пособий по эксплуатации технических средств, предназначенных для освоения морских, нефтяных и газовых месторождений. В рамках рассматриваемой статьи - это средства связи и навигации, техника по изучению окружающей среды, техника для геофизических работ, технические средства подготовки и транспорта нефти и газа, а также другие специализированные технические средства.

Литература

Конвенция ПДМНВ-78/95 с поправками "Подготовка и дипломирование моряков и несение вахты"

("International Convention STCW-78, as amended"). СПб, ЗАО ЦНИИМФ, 2002. Скрыпник С.Г. Техника для бурения нефтяных и газовых скважин на море. М., Недра, 310 е., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.