Научная статья на тему 'Перспективы организации стоматологической помощи детям города астаны'

Перспективы организации стоматологической помощи детям города астаны Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А Т. Жангереев

Четкое планирование работы врачей стоматологов по внедрению профилактической работы среди школьников, позволила увеличить эффективность работы. Так же можно отметить, что более рационально использовалось р абочее время кабинета и повысилась посещаемость к врачу-стоматологу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Рrospects of the organization of the stomatologic help to children of the city of astana

On introduction of preventive work among schoolboys, overall performance has allowed to increase accurate scheduling of doctors of stomatologists. As it is possible to notice that working hours of an office were more rationally used and attendance to the doctor-stomatologist has raised.

Текст научной работы на тему «Перспективы организации стоматологической помощи детям города астаны»

2. При лапароскопической диагностике плотного аппендикулярного инфильтрата объём вмешательства можно ограничить лапароскопическим дренированием области инфильтрата с установкой микроирригатора для местного введения антибиотиков

3. При лапароскопической аппендэктомии в условиях перитонита рыхлый аппендикулярный инфильтрат не является противопоказанием к выполнению лапароскопической аппендэктомии. При мобилизации инфильтрированной брыжейки червеобразного отростка наиболее безопасным является ее обработка биполярным каутером или УЗ- ножницами.

4. При гангренозно-перфоративном аппендиците с локализацией перфоративного отверстия у основания отростка, целесообразно выполнять погружение культи червеобразного отростка узловыми эндоскопическими швами

5. Предлагаемая методика лапароскопической санации при различных формах перитонита является рациональной, простой и эффективной. При местном и диффузном перитоните в ходе санационных мероприятий следует предотвращать распространение инфицированной промывной жидкости в непораженные отделы брюшной полости и проводить локальное промывание растворами антисептиков только пораженных областей брюшной полости.

Литература

1. В. К. Гостищев Инфекции в хирургии//Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2007г.

2. В. С. Савельев Руководство по неотложной хирургии органов брюшной полости//М., Издательство «Триада-Х», 2004г

3. И. А. Ерюхин, Б. Р. Гельфанд, С. А. Шляпников Хирургические инфекции//Питер 2003г

4. Андреев П.П., Галимов О.В., Ханов В.О. и др. Роль лапароскопии в лечении больных с пан-креонекрозом // Эндоскопическая хирургия. 2005,- № 1 .-С.7.

5. Буянов В.М., Родоман ГВ., Лаберко Л.А. и соавт. Программированная санационная лапароскопия при распространенном перитоните // Эндоскопическая хирургия. 1999.-№ 1. - С. 13-15.

6. Гостищев В.К., Сажин В.П., Авдовенко А.Л. Перитонит. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.-237 с.

7. Савельев B.C., Филимонов М.И., Подачин П.В. Выбор лечебной тактики при распространенном перитоните //Анналы хирургии. 1998. - № 6. - С. 32-36.

Расширение показаний для эндовидеолапароскопии в ургентной хирургии

C. Н. Кобландин, А. Д. Шакенов, Н. А. Биханов, М. С. Кобландин, А. К. Дюсупов, А. К. Купенов, А. А. Тажиев

Длительное время перитонит считался абсолютным противопоказанием к использованию оперативной лапароскопии. Использование лапароскопической технологии должно позволить оптимизировать хирургическую тактику, что неминуемо улучшит результаты лечения данного контингента больных.

Учитывая хороший лечебный эффект в раннем и позднем послеоперационном периоде, наша практика доказывает что лапароскопия наоборот является операцией выбора при перитонитах различного генеза.

Еxtension of indication for urgent surgery in endovideolaparoscopy

S.N. Koblandin, A.D. Shakenov, N.A. Bikhanov, M. S. Koblandin, K. Dyusupov, K. Kupenov, A. Tazhiev

For a long time peritonitis was considered an absolute contraindication to the use of operative laparos-copy. Using laparoscopic technology should allow to optimize the surgical tactics, which will inevitably improve the outcomes of this group of patients.

Given the good therapeutic effect in the early and late postoperative period, our practice shows that laparoscopy is the operation of choice for peritonitis of various genesis.

УДК: 614.2:616.314-053.2(574)(1-25) ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ГОРОДА АСТАНЫ

А.Т. Жангереев ГКП «УКЦ «Стоматология» г. Астаны

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Салауатты ^аза^стан» на 2011-2015 годы ставит задачу улучшения здоровья граждан Казахстана и формирование конкурентоспособной системы здравоохранения для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны. В рамках реализации данной программы по вопросам здоровья школьников и подростков предпологаются многогранные меры, в том числе развитие службы школьной

медицины, направленной на сохранение физической среды, укрепление физического, психического здоровья детей и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни [1, 2].

В ходе развития и совершенствования стоматологии в Республике были заложены основы профилактики как единой системы, представляющей целый комплекс мероприятий, направленных на устранение и предупреждение патологических изменений в полости рта и окружающих тканях [3].

По мнению ученых, стоматологическая профилактика как система медицинского обслуживания населения, включает организационные, профилактические и лечебные мероприятия, проведение которых складывается из целого ряда этапов [8, 9].

В соответствии с современными требованиями санированным считают ребенка, у которого запломбированы все пораженные кариесом молочные и постоянные зубы, удалены не подлежащие лечению зубы и корни, а также устранены воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта [5, 6].

Санация полости рта слагается из комплекса организационных мероприятий, требующих для своей реализации усилий целого коллектива, различных специалистов и средних медицинских работников [7, 12].

Организация стоматологической помощи детям осуществляется проведением лечебно-профилактических мероприятий, проводятся в тесном контакте с преподавателями и администрацией школы [4, 10, 11].

С целью планового и организованного проведения необходимых лечебно-профилактических мероприятий в общеобразовательных школах Министерство образования и науки РК и Министерство здравоохранения РК в 2011году создали специальную программу, который обязывает администрацию школ создавать необходимые условия для проведения лечебно-профилактических работ среди школьников. В соответствии с этой программой в школах составлялся план-график проведения лечебно-профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, в котором предусмотрено освобождение (при необходимости) учащихся от уроков для осуществления медицинского осмотра и лечебных мероприятий. На основании этих документов городской отдел образования должен издать внутренние приказы о выделении специальных дней в течение учебного года для проведения плановой санации полости рта.

Наш опыт работы показывает, что для оказания полноценной плановой стоматологической помощи детям и подросткам школьного возраста необходимо выделять каждому ученику не менее двух дней в учебном году. Эти дни должны быть предусмотрены для каждого класса в отдельности и учтены при составлении учебного плана и расписания занятий. Составленный график санации полости рта у детей согласовывается с завучем школы и подписывается директором школ и лицом, ответственным за её проведение (главный врач поликлиники, заведующим детским стоматологическим отделением).

Существуют три формы проведения плановой санации полости рта: централизованная, децентрализованная и смешанная.

При централизованной форме дети организованно с классным руководителем приходят в лечебное учреждение, в котором осуществляются все необходимые лечебно-профилактические мероприятия, включая рентгенологическое обследование, ортопедическое и ортодонтическое лечение. Эту форму целесообразно применять при наличии детского стоматологического отделения (не менее 5 - 6 кресел) и тогда, когда школы расположены близко от лечебного учреждения. Централизованная форма санации удобно тем, что она позволяет провести все виды стоматологической помощи. Кроме того под наблюдением педагогов, средних медицинских работников в ожидании приема дети читают книги, участвуют в беседах, изучают стенды, плакаты. В этом случае уместно провести беседу по гигиене полости рта, о значимости плановой санаций и своевременного лечения зубов. Такая обстановка воспитывает у детей уважение к врачу, дисциплинирует их, способствует росту санитарной культуры. Постепенно ребенок привыкает к обстановке и начинает понимать, насколько важно это мероприятие.

При децентрализованной форме санации дети лечатся непосредственно в школе или детском саду. Она используется чаще при отдаленности детских учреждений от поликлиники. Эта форма позволяет изучить обстановку на месте, наладить непосредственный контакт со школьным врачом, выяснить общее состояние здоровья ребенка, однако условия работы стоматолога и медицинской сестры в этом случае не позволяют осуществить весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Исключены рентгенологическое обследование, сложное хирургическое вмешательство, ортодонтическое лечение и др. Детей, нуждающихся в этих видах помощи, приходится направлять в поликлинику. Однако и эта форма санации полости рта вполне приемлема, если ее правильно организовать. Опыт работы ряда стоматологических учреждений показывает, что в данном случае наиболее рациональным и эффективным является бригадный метод обслуживания в составе двух врачей и медицинской сестры. Сестра обеспечивает вызов детей с урока, ведет документацию, готовит пломбировочный материал и инструментарий.

При смешанной форме санации полости рта учащихся в одних школах проводится централизованно, в поликлинике, другие - в школах или вначале осматриваются в школах, а затем нуждающиеся в лечении направляются в поликлинику. Эта форма наиболее приемлема в сельской местности.

Недостаток ее в том, что определенная часть детей не попадает к врачу-стоматологу.

Медицинская сестра должна установить личный контакт с каждым классным руководителем, который непосредственно следит за ходом санации своих учащихся. Если организован хороший контакт с классным руководителем и учащимися, в этом случае удается охватить плановой санацией максимальное количество детей.

Для успешного проведения плановой санации очень важно правильно организовать учет и отчетность. Основным учетным документом, в котором отражаются итоги стоматологической санации, является санационная карта. Она заводится на каждого ребенка и сохраняется в течение всего периода пребывания его в школе. В ней отражают все проведенные лечебно-профилактические мероприятия.

По нашим данным, только 7,3% детей - дошкольников регулярно чистят зубы, 19.3% чистят зубы иногда, 73.4% не чистят зубы совсем, причем гигиеническое состояние полости рта зависит главным образом от неумения правильно чистить зубы. В связи с этим возникает необходимость не только контролировать качество ухода за полостью рта, но и обучать детей уходу за зубами.

В г. Астане 2009 году школах №51 и №56 открыты кабинет гигиены полости рта, который оснащен необходимым оборудованием и средствами наглядной агитации.

В кабинет гигиены полости рта направляются учащиеся всех классов указанных школ. В кабинете работает специально обученная медицинская сестра, имеющая сертификат зубного гигиениста, которая объясняет родителям и детям, для чего нужно чистить зубы. Медицинская сестра для определения гигиенического состояния полости рта у ребенка, использует йод содержащий раствор.

Определив гигиеническое состояние полости рта ребенка, медицинская сестра показывает как надо правильно чистить зубы. Детям и родителям рекомендуется стандартный метод чистки зубов, который отрабатывается ребенком в присутствии классного руководителя и родителей на фантомах. Затем повторно определяется гигиенический индекс, чтобы наглядно показать ребенку и родителям, насколько уменьшается налет на зубах, если их чистить правильно. Здесь же проводится беседа с родителями о рациональном режиме питания ребенка, о том, какой пастой и щеткой лучше чистить зубы в каждом конкретном случае, о хранении индивидуальных средств гигиены полости рта, о необходимости профилактического посещения врача-стоматолога.

Ребенок посещает кабинет гигиены полости рта до тех пор, пока гигиенический индекс не станет приближаться к нулю. Через 7 дней назначается повторное посещение кабинета гигиены, чтобы осуществить контроль за полученными навыками и закрепить их.

Для учета и анализа проделанной работы в кабинете ведется журнал, где имеются следующие графы: Ф.И.О., кратность посещения, возраст, ГИ-1 (до чистки зубов) ГИ-2 (после чистки зубов), профессиональная гигиена полости рта.

За 2010-2011гг. обучено гигиене полости рта 1779 детей. Лишь 285 (16,7%) детей правильно и регулярно чистили зубы, 694(39,5%) ребенка чистили зубы удовлетворительно. Остальные дети чистили зубы нерегулярно, неправильно или не чистили совсем. У этой группы детей только после 4-6 кратного посещения кабинета гигиены удавалось добиться желаемого результата.

Опыт работы подсказал о целесообразности открытия аптечного киоска в поликлинике с обязательной продажей средств гигиены полости рта.

С целью повышения качества работы, занятия следует проводить не более, чем с двумя-тремя детьми.

Наметилась необходимость подключить к этой работе врача-стоматолога, чтобы не только обучать население гигиене полости рта, но в широком смысле слова проводить первичную комплексную профилактику стоматологических заболеваний у детей.

Необходимо более широкое внедрение гигиенического обучения и воспитания детей в организованных коллективах.

Таким образом, четкое планирование работы врачей стоматологов по внедрению профилактической работы среди школьников, позволила увеличить эффективность работы. Так же можно отметить, что более рационально использовалось рабочее время кабинета и повысилась посещаемость к врачу-стоматологу.

Литература

1. Постановления Правительства РК №2136 от 15.12.2009 г.

2. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системы здравоохранения» от 8 ноября 2010г.№2.

3. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Салауатты ^аза^стан» на 2011-2015 г.г.

4. Белоусов В.Г. Определение функций медицинских сестер стоматологических учреждений. Автореф. Дисс. Канд М., 1974.

5. Габович Р.Д. Овруцкий Г.Д. Фтор в стоматологии и гигиене. Казань, 1969.

6. Кошовская В.А. Общее состояние здоровья и развития дошкольников при профилактике кариеса. В кн.:Проблемы терапевтической стоматологии. Киев, 1974. В.9. с. 48 — 51.

7. Маллабиу Г.А., Орлов А.С. Физические лечебные средства в стоматологии. Л., 1973.

8. Пахомов ГН. Кариес зубов и его профилактика. Рига. 1976.

9. Рыбаков А.И. Основы стоматологической профилактики. М., 1968.

10. Синицин Р.Г., Пилипенко Л.И., Кузнецов В.Н. Организация плановой стоматологической санации детского населения и критерии оценки его эффективности. Одесса, 1973.

11. Федоров Ю.А. Гигиена полости рта. Л., 1972.

12. Хамидуллина С.А. К оценке механизма противокариозного действия витамина С. - В кн.: Современные вопросы проблемы кариеса зубов. Казань, 1968, с. 133 — 150.

Астана каласыныц балаларга стоматологиялык кемек уйымдастыруыныц болашагы

А.Т. Жангереев

Тю дэр^ерлершщ накты жоспарлы тYPде мектеп о^ушыларыньщ арасында алдын-алу шарала-рын жYрriзулерiнщ аркасында окушылармен жумыс жYргiзудщ тиiмдiлiгi артты. Сондай-ак, стоматолог-д8р^ершщ кабылдауы ескендИн жэне жумыс белмесшщ жумыс уакыты утымды колдангандыгын атап етуге болады.

Перспективы организации стоматологической помощи детям города астаны

А.Т. Жангереев

Четкое планирование работы врачей стоматологов по внедрению профилактической работы среди школьников, позволила увеличить эффективность работы. Так же можно отметить, что более рационально использовалось рабочее время кабинета и повысилась посещаемость к врачу-стоматологу.

Prospects of the organization of the stomatologic help to children of the city of astana

A.T. Jangereev

On introduction of preventive work among schoolboys, overall performance has allowed to increase accurate scheduling of doctors of stomatologists. As it is possible to notice that working hours of an office were more rationally used and attendance to the doctor-stomatologist has raised.

УДК 616-089;617.5

ЛЕЧЕНИЕ МЕЖПАЛЬЦЕВЫХ ФЛЕГМОН КИСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРЕПАРАТА «ЦИТЕАЛ» В

КОМБИНАЦИИ С АНТИБИОТИКОМ «ПРЕФИКС»

К. К. Кенжалина Городская поликлиника № 4, г.Астана

Проблема лечения флегмон кисти остается одной из актуальных, полностью не решённых проблем в гнойной хирургии и составляют 10-15% в структуре хирургических амбулаторных больных [1]. Это связано с тем, что флегмона кисти развивается в результате незначительной производственной или бытовой травмы и приводит к значительным срокам не трудоспособности. В современной литературе все виды флегмон кисти в основном классифицируется:

1. по анатомическому признаку,

2. по локализации,

3. по распространенности гнойного процесса:

а) надапоневротическая флегмона ладони,

б) подапоневротическая флегмона ладони,

в) межпальцевая флегмона,

г) флегмона в тыльном подкожном пространстве,

д) флегмона возвышения 1 пальца,

е) флегмона гипотенара,

ж) перекрестная флегмона кисти [2,3].

В быстром развитии острого гнойного процесса на кисти способствуют её анатомические особенности. При всех видах флегмоны кисти, процесс может распространяться по всей кисти, на предплечье с развитием флегмоны пространства Пирогова, в связи с чем может возникнуть флегмона лучевой, локтевой, синовиальных сумок, перекрестная флегмона. При распространении процесса на сухожилия, суставы, кости наблюдается тотальное поражение кисти [4].

В связи с этим поиск лекарственных средств, направленных на эффективное лечение гнойно-воспалительного процесса остаётся по прежнему актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.