Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2017. С. 113-120
УДК 615.851+271.2-46 Машкова Ирина Юрьевна Смоленский государственный университет
перспективы организации психологического консультирования в системе церковно-приходской помощи семьям зависимых
Ключевые слова: психологическое консультирование; семейная система; созависимость; семья зависимого.
В статье обсуждается возможность организации консультативной психологической помощи семьям зависимых на приходах на основе концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма и современных теоретических представлений в области семейной психотерапии.
Ведущей концепцией в понимании зависимости сегодня становится биопсихосо-циодуховный подход, в рамках которого рассматриваются все стороны проблемы: физиологические и психологические механизмы формирования зависимости, социальные факторы, главным образом, семейные системные условия, духовная составляющая (Е.А. Брюн, Д.А. Сычев, В.В. Макаров, В.В. Чирко, М.В. Дёмина, М.А. Винни-кова, А.М. Баринов, С.А. Кулаков, В.Д. Москаленко). Представление о зависимости как духовном недуге, формирующееся в историческом опыте Православной Церкви, становится сегодня все более востребованным, а предметом научных исследований выступают наряду с медико-психологическими — духовные факторы профилактики и преодоления аддиктивного поведения. Учитывая многофакторную природу недуга, представляется целесообразным создание модели комплексной помощи с воздействием на различные составляющие аддиктивного расстройства.
Цель работы: исследование перспектив организации психологического консультирования как компонента церковно-приходской помощи семьям зависимых. Задачи исследования:
— изучение организационно-правовых оснований для развития профессиональной психологической помощи семьям зависимых а рамках деятельности религиозных организаций Русской Православной Церкви;
— исследование теоретико-методологической базы и выработка рекомендаций по содержанию и формам психологического консультирования семей зависимых на православных приходах.
Материалы и методы: теоретико-методологическое исследование проблемы психологического консультирования и психотерапии проблем зависимости на основе
семейного системного подхода [2], теории объектных отношений [12], диалогического подхода [10, 11], православной антропологии [1, 4]; комплексное исследование семьи и родительства с использованием методов психологической диагностики на основе системных семейных представлений, количественных и качественных методов обработки данных о 370 семьях; анализ практики психотерапии созависимо-сти (проанализировано свыше 100 психотерапевтических случаев, реализованных автором в течение 15 лет); анализ промежуточных результатов проекта «Содействие» (подготовка специалистов епархиальной системы церковно-приходской помощи семьям с родственниками, страдающими алкогольной зависимостью) — победителя Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016—2017».
Условия церковно-светского взаимодействия определяются Основами Социальной Концепции Русской Православной Церкви [8]. Согласно этому документу областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются: «Дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ; наука, включая гуманитарные исследования; здравоохранение». Рассматривая недуг зависимости как проявление «духовной болезни не только отдельного человека, но и всего общества», Церковь не только определяет его причину — «это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров», но и уделяет особое внимание профилактике и преодолению различных форм зависимости [Там же].
В 2015 году заключено Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Русской Православной Церковью — документ, который, в частности, регламентирует вопросы взаимодействия «в сфере оказания духовной и медицинской помощи лицам, страдающим зависимостью» [9].
Построение системной работы является одной из задач в реализации Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, принятой в 2014 году [5]. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в обращении к участникам V Общецерковного съезда по социальному служению определил задачами такой работы «создание благоприятной духовной атмосферы» и квалифицированную профессиональную подготовку.
«Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера, излечение которого невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой», — говорится в Концепции. Утверждение трезвости определяется Концепцией, как вид социального служения Церкви [5].
Среди форм и методов реабилитационной деятельности Концепцией рекомендованы следующие [Там же]:
— индивидуальные консультации для страждущих и их родственников, к проведению консультаций привлекаются священнослужители, специалисты или добровольцы, имеющие необходимую подготовку;
— групповые беседы со страждущими и их родственниками проводятся для формирования мотивации к трезвому образу жизни;
— курсы или школы по избавлению от алкогольной зависимости;
— группы само- и взаимопомощи, которые создаются для обеспечения здоровой среды, поддержания и адаптации к трезвой жизни.
Представленные формы могут быть реализованы с использованием средств психологического консультирования.
«Важнейшей составной частью церковной реабилитационной работы, — говорится в Концепции, — является духовная помощь, приведение страждущего к изменению духовно-нравственных установок и постепенному избавлению от зависимости через сознательное вовлечение его самого и его близких в евхаристическую и общинную жизнь» [5]. В этой связи целесообразна система, которая бы сочетала в себе опыт церковной жизни и профессиональную помощь семьям. Поэтому мы считаем обоснованной организацию психологического консультирования на приходах.
Обсуждая теоретико-методологические основания психологического консультирования по вопросам помощи семьям зависимых на православных приходах, обратимся к представлениям о механизмах аддиктивного поведения, сложившимся в современной психологии и психотерапии [2; 3; 6; 7]. Психологическим ядром зависимости является потеря себя, что описывается в разных моделях как «отрицание», «нарушение Я-концепции», «деперсонализация». Эти изменения характерны для самого зависимого, его родственников, семейной системы в целом, что приводит к нарушению структурно-ролевых отношений, размытости границ, нарастанию напряжения, возникновению кругового цикла патологического поведения в семье. Одним из путей выхода из этого порочного круга может быть включение членов семьи в функциональные системы, способствующие укреплению целостности личности. Это могут быть терапевтические группы, группы самопомощи, родительские сообщества. Создаваемые на приходах такие группы получают неоценимый духовный ресурс и религиозный опыт.
Понимание греховной сути проблемы зависимости и созависимости позволяет применить для исцеления от нее принципов духовного врачевания. Более 300 лет тому назад вышла книга «Грешных спасение», написанная афонским иноком Ага-пием (Ландосом). Переведенная на разные языки, она многократно переиздавалась и остается востребованной современным читателем [1]. Рассматривая «средства от грехов», воспользуемся прямыми цитатами из этой книги. «Первое врачество — осознание причиняемого грехом вреда... как причины зла и вечного наказания. Второе врачество — это осознание благородства и величия своей души, созданной Триединым Богом по Своему образу и подобию ... Третьим врачеством является уклонение от причин и мест обитания греха. Четвертым врачеством является частое участие в Таинствах Исповеди и Божественного Причастия. Эти таинства наивеличайшие благодеяния Троичного Бога человеку, ибо ими он исцеляется от ранее содеянных грехов и, подобно духовной броне, защищается от падений будущем. Пятым вра-чеством является борьба с нерадением, праздностью и матерью всех страстей — ле-ностью.Шестым врачеством является ежевечернее размышление и анализирование прошедшего дня.Седьмым врачеством является полное презрение мира и осознание его тщетности» [Там же, с. 23—27].
Средства врачевания недуга, описанные в святоотеческих трудах [1; 4], перекликаются с содержанием и целями психологического консультирования по преодолению проблем зависимости на основе семейного системного [2] и диалогического подхода [11]. Психологическое консультирование осуществляется с использованием следующих постулатов:
1. Принятие собственного несовершенства позволяет принимать свои чувства, мысли, осознавать внутренние противоречия.
2. Принятие себя и осознание собственного несовершенства становится условием для принятия Другого.
3. Несовершенство Другого и собственное несовершенство, воспринимается как следствие «поврежденной грехом человеческой природы».
4. Человек несет ответственность за собственное духовное развитие и не пытается влиять на Другого в его духовном становлении.
5. Осознание несовершенства не мешает видеть лучшее в себе и в Другом, воспринимать любого человека как «Божье творение».
Понимание духовной сути проблемы ведет к поиску исцеления в лоне Православной Церкви. «Православная Церковь — это общее прибежище и врачебница, где может излечиться каждый болящий и страждущий», — пишет Архимандрит Иерофей Влахос в святоотеческом курсе лечения «Православная психотерапия» [4, с. 11].
Проблемы зависимости затрагивают семейную систему в целом, поэтому психологическое консультирование должно быть направлено на работу с семьей [2; 6; 7]. На основе семейного системного подхода М. Боуэна [2] в интеграции с представлениями о базовых механизмах психического симптома О. Кернберга [6] выделяются основные стадии структурно-функциональной организации семейной системы: монада, диада, триада. Структурно-функциональный уровень являются индикатором функциональной зрелости личности и системы в целом, выступает в качестве условия, определяющего спектр духовно-нравственных проблем и ресурсов, особенности становления религиозного мировоззрения [6]. Эти стадии отражают различный уровень процессов дифференциации и отделения в системе, определяя цели и содержание психологического консультирования и психотерапевтической помощи семье.
В недифференцированной системе монады мать и ребенок в симбиотическом слиянии функционируют как единый комплекс. Монадный тип организации может быть следствием, и регресса личности взрослого сына или дочери, и системы в целом в результате неудачной попытки отделения. Семейная система уровня монады грубо дисфункциональна, характеризуется высоким уровнем тревоги, отсутствием «базового доверия к миру» и условий для полноценного развития личности членов семьи, целостное представление о себе не сформировано или разрушено, основная форма коммуникации в недифференцированной монадной системе — монолог без четкого адресата и обратной связи. При актуализации духовных аспектов жизни усиливается тревога с риском формирования реактивных психотических включений.
Структурно-функциональный уровень диады формирует расщепленную «Я-кон-цепцию», полярные компоненты которой не складываются в единую структуру. Такой поляризованный образ своего «Я» создает основу для непрерывной конфрон-
тации в отношениях «Я — Другой», которые проявляются в модели созависимости. Для системы в целом характерна деформация структурно-ролевых отношений, размытость внутренних границ, нарушение взаимодействия и иерархии подсистем, дисфункциональные межпоколенческие коалиции. Основная форма диалога — это конфронтация. Межличностная конфронтация отражает внутренний конфликт между расщепленными компонентами личности. Становление религиозного мировоззрения на начальных этапах активизирует конфронтацию и ведет к усилению конфликтности в отношениях членов семьи.
Только в условиях полноценного функционального треугольника развивается интегрированное целостное представление о себе с возможностью принятия противоречивых компонентов собственной личности, способность дифференцировать чувства, подвергать критике и корректировать когнитивные установки, формировать стабильные внутренние образы «Я» и значимых объектов. Многообразие психической жизни складывается на основе дифференциации и интеграции. Структурно-функциональный уровень триады предполагает четкость ролевых позиций и границ, эффективность внутренних и внешних коммуникаций, своевременное отделение, необходимое для развития семьи. Такая семья социально активна, интегрирована в общество. Триада — наиболее дифференцированная система, в которой развиты эффективные коммуникации. Духовные аспекты жизни актуальны для такой системы, а структурно-функциональный уровень организации способствует полноценной интеграции нового опыта в становлении религиозного мировоззрения.
Используя представления о структурно-функциональной организации семейной системы как уровневую модель, мы поставили задачу разработать рекомендации по содержанию и формам психологического консультирования и семейной психотерапии в преодолении проблем зависимости с использованием диалогического подхода. Далее мы говорим об особенностях психотерапевтического диалога, определяемых уровнем структурно-функциональной организации семейной системы, и рисках в развитии религиозного мировоззрения.
Установление продуктивных отношений с монадной системой — это сложнейшая задача. Получение религиозного опыта сопряжено с риском развития патологической религиозности психотического круга в виде реактивных образований. Важнейшим шагом для развития такой системы является формирование доверия и разделение элементов (матери и сына/ дочери) в процессе психотерапии для обеспечения последующего диалога. Каждому из элементов этой системы необходима психотерапевтическая поддержка на этапе становления собственных контактов с миром. Включение в группу осуществляется постепенно по мере приобретения диалогического опыта в процессе индивидуальной терапии. Такой опыт, полученный каждым из элементов системы, способствует принятию собственного Я, установлению полноценного диалога в системе и системы с внешним миром. Низкая продуктивность отношений и недостаточная эффективность процесса в целом частично компенсируются созданием надежных стабильных принимающих условий. Поэтому так важны для этой категории семей регулярные встречи, заданная структура занятий, отлаженный механизм взаимодействия, эффективная система поддержки.
Основная задача в работе с диадной системой — ослабление конфронтации. Это достигается через стратегию дифференциации, принятие отвергаемых частей своего Я наряду с принятием несовершенства Другого. Основной задачей становится интеграция личности в результате осознания собственных проблем и ресурсов. Отрицая недуг, человек находится в его власти, тогда как, принимая свой недуг, отстраняется от него и приобретает способность управлять своим поведением. Важно понимать: «Я не равно недуг». Для этого необходимо видеть и принимать свои ценные качества. Такая интеграция собственной личности способствует целостному восприятию Другого с его проблемами и сильными качествами. Эти задачи наиболее эффективно решаются в группе. Конфронтация неизбежна в работе с системами данного уровня. Религиозный опыт в условиях диадной системы на первых порах выполняет структурно организующую функцию, способствуя установлению правил, границ, иерархии. Основные риски духовного развития связаны с формированием деструктивной модели диалога, описанной Е.Т.Соколовой, «Богоподобный Я — Небогоподобный Другой» [8]. Для такой системы важно создать механизмы преодоления конфронтации и восстановления отношений, которые могут быть прерваны в результате конфликта. Рассматривая особенности психотерапевтического диалога с семьями зависимых, стоит отметить необходимость профессиональной и духовной поддержки специалисту, работающему с регрессивными семейными системами.
Дальнейшая дифференциация и выход на структурно-функциональный уровень триады позволяет решать задачи принятия ответственности за собственное духовное развитие и уважать свободу выбора Другого. Стратегии совладания со стрессом в такой системе достаточно зрелые и эффективные, что предотвращает развитие патологической религиозности и является условием духовного становления. Такой уровень системной организации, как условие функционирования семьи, практически исключает формирование зависимого поведения у ее членов, и скорее может рассматриваться в качестве ориентира развития системы.
Содержание основных этапов психологического консультирования на основе системного подхода в рамках церковно-приходской помощи семьям зависимых может быть представлено следующим образом:
1. Осознание и дифференциация различных форм психической активности: чувств, мыслей, поведения.
2. Принятие ответственности и актуализация целей духовного развития.
3. Формирование, осознание и принятие семейных и социальных ролей. Выявление внутриличностных межролевых конфронтаций. Формирование внутреннего диалога между различными ролевыми позициями Я.
4. Исследование и налаживание диалога в межличностных отношениях путем дифференциации каналов обмена информации: обмен чувствами, мыслями, межролевое взаимодействие.
5. Формирование навыков поддержания границ и управления дистанциями в отношениях.
6. Выявление конфронтации и противоречий в рамках отдельных ролей или тем, искажающих качества диалога.
7. Интеграция личности на основе принципов духовного врачевания.
Подчеркнем, что различные формы психологического консультирования, реализуемые на приходах, могут применяться в работе с семьями на этапе долгосрочной реабилитации зависимых и как средство профилактики аддиктивного поведения. Активный период заболевания при сформированной зависимости требует медицинской помощи страждущему, а психологическая помощь в этот период оказывается членам его семьи.
Организация психологического консультирования как одна из форм помощи семьям зависимых на приходах требует создания и укрепления профессионального сообщества на основе ценностей Православия. Помимо профессиональной подготовки специалистам, работающим в религиозных организациях, необходимы знания основ Православного вероучения и собственный религиозный опыт.
Выводы:
— документы государства и Православной Церкви регламентируют вопросы взаимодействия в сфере помощи зависимым, определяя необходимость, содержание и формы этой работы;
— теоретико-методологической базой профессиональной психологической помощи семьям зависимых может служить теория семейных систем, диалогический подход в интеграции с православной антропологией;
— учет структурно-функционального уровня организации семейной системы позволяет определить особенности организации процесса и содержание психологической помощи семье, прогнозировать типичные кризисы духовно-религиозного развития;
— для реализации системных задач организации психологической помощи в сотрудничестве с религиозными организациями необходима подготовка специалистов и укрепление профессионального сообщества на основе православного мировоззрения.
Литература
1. Агапий (Ландос), инок. Как спастись / Перевод с новогреч. Протоиерея Димитрия Гоцка-люка. М.: Отчий дом, 2013. 192 с.
2. Боуэн М. Теория семейных систем / под ред. К. Бейкер, А.Я. Варги. М.: Когнито-центр, 2005. 493 с.
3. Григорий Григорьев, протоиерей, доктор медицинских наук. Грех как аддиктивное поведение: богословские основания и медико-психологический опыт исследования // Диссертация на соискание ученой степени доктора богословия, 2015 http://trezvenie.org/new/library/thesis_ grigoriev.pdf (дата обращения: 16.09.2017)
4. Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. 2-е изд. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. 368 с.
5. Концепция Русской Православной Церкви об утверждении трезвости и профилактике алкоголизма.
6. Машкова И.Ю., Семакова Е.В. Преодоления созависимости в контексте биопсихосоци-одуховной парадигмы: религиозный копинг или воцерковление // Наркология. 2017. № 5. С. 75-76.
7. Москаленко В.Д. Зависимость: Семейная болезнь. 8-е изд., стереотип. М.: Институт консультирования и системных решений, 2015. 368 с.
8. Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви.
9. Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Русской Православной Церковью http://www.patriarchia.ru/ (дата обращения: 18.08.2017)
10. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика // Е.ТСоколова. М.: Академия, 2010. 368 с.
11. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. Наука о душе // ТА. Флоренская http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=918 (дата обращения: 06.07.2017)
12. Kernberg O. Severe personality disorders. New York, 1984.
Mashkova I.Yu.
Smolensk State University
The prospects of the organization of psychological counselling in the system of parish assistance to families dependent
Key words: counseling; family system; codependency; family dependent.
In the article discussed the possibility of organizing psychological counseling on the parish. It is based on the conception of the Russian Orthodox Church about sobriety and modern theoretical ideas in the field of family therapy.