Научная статья на тему 'Перспективы оптимизации предоставления муниципальных и государственных услуг населению на базе МФЦ'

Перспективы оптимизации предоставления муниципальных и государственных услуг населению на базе МФЦ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3891
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЗАЯВИТЕЛЬ / МФЦ - МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ / ПРИНЦИП "ОДНОГО ОКНА" / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губанова Наталья Владимировна, Димитров Ирина Леонидовна

В статье рассматривается актуальный для России вопрос о предоставлении государственных и муниципальных услуг населению через многофункциональные центры при участии органов государственной власти. Акцентируется внимание на проблемах оказания социальных услуг населению и перспективах практической оптимизации процедуры предоставления государственных услуг населению по принципу «одного окна». Приводятся данные об оценке отношения граждан к нововведениям при получении государственных и муниципальных услуг. Выявлены причины, повлекшие за собой невысокое качество предоставления муниципальных услуг населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Губанова Наталья Владимировна, Димитров Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы оптимизации предоставления муниципальных и государственных услуг населению на базе МФЦ»

УДК 338

Губанова Наталья Владимировна

кандидат экономических наук, профессор. Российский государственный университет туризма и сервиса nadya_gubanova@mail.ru

Димитров Ирина Леонидовна

кандидат экономических наук, доцент. Московская государственная академия физической культуры irinamark73@yandex.ru

Перспективы оптимизации

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ НА БАЗЕ МФЦ

Natal’ya V. Gubanova

candidate of economic Sciences, professor. Russian State University of Tourism and Service nadya_gubanova@mail.ru

Irina L. Dimitrov

candidate of economic Sciences, docent. Moscow State Academy of Physical Culture irinamark73@yandex.ru

Prospects of optimizing

THE PROVISION OF MUNICIPAL AND PUBLIC SERVICES ON THE BASIS OF THE MFC

Аннотация. В статье рассматривается актуальный для России вопрос о предоставлении государственных и муниципальных услуг населению через многофункциональные центры при участии органов государственной власти. Акцентируется внимание на проблемах оказания социальных услуг населению и перспективах практической оптимизации процедуры предоставления государственных услуг населению по принципу «одного окна». Приводятся данные об оценке отношения граждан к нововведениям при получении государственных и муниципальных услуг. Выявлены причины, повлекшие за собой невысокое качество предоставления муниципальных услуг населению.

Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, заявитель, МФЦ - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, принцип «одного окна», социальные услуги.

Annotation. The article considers topical for Russia, the issue of providing state and municipal services to the population through multifunctional centers with the participation of public authorities. The author focuses attention on the problems of providing social services to the population and the prospects of practical optimization procedures for the provision of public services on the principle of «one window», presents data on the assessment of the population's attitude to innovations in obtaining state and municipal services, reveals the reasons caused the low quality of municipal services to the population.

Keywords: state and municipal services, applicant, MFC - a multifunctional center providing state and municipal services, principle of «one window», social services.

На сегодняшний день в условиях развития информационного общества на публичный уровень поднимается современное государственное управление, используя знания, опыт и информацию как основные средства решения общественных проблем. Человек начинает рассматриваться как клиент и потребитель услуг, предоставляемых агентами - государственными учреждениями и ведомствами, и в связи с этим деятельность государственных учреждений рассматривается через призму удовлетворения конкретных запросов и потребностей потребителя. Выполнение дополнительных функций и развитие нетрадиционных видов обслуживания является источником успеха работы государственного учреждения.

Процесс предоставления государственных и муниципальных услуг регламентирован Феде-

ральным законом № 210-ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ (от 28.07.2012) «Об организации предоставления муниципальных и государственных услуг», (п. 1, 2 ст. 2). В Российской Федерации существуют 17 субъектов, в которых были приняты законы, закрепляющие стандарты качества предоставления государственных и муниципальных (бюджетных) услуг. В 6 субъектах Российской Федерации законодательно регламентируется межведомственное информационное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

На сегодняшний день в России предоставлением услуг населению занимаются органы публичной власти и организации, такие как:

195

- органы исполнительной власти субъекта РФ, подведомственные им учреждения;

- территориальные подразделения исполнительных органов государственной власти и федеральных органов исполнительной власти;

- органы местного самоуправления и подведомственные им учреждения.

В год с заявлениями для получения различных услуг обращается порядка миллиона человек.

Проведенное исследование по выявлению основных причин неудовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг показало следующее:

1. Необоснованный сбор заявителем документов и справок для оформления или подтверждения прав на получение услуг.

2. Временной срок подготовки конечных документов увеличен из-за большого количества процедур предоставления услуг.

3. Необходимость взаимодействия заявителя с сотрудниками органов публичной власти и подведомственных им организациями.

4. К потерям времени заявителей при получении услуг приводит отсутствие согласованного графика работы организаций и структур, которые занимаются обслуживанием заявителей на территории их проживания.

На вопрос «Как Вы оцениваете качество предоставления государственной (муниципальной) услуги?» были получены следующие ответы респондентов (см. диаграмму 1).

Причины, повлекшие за собой невысокое качество предоставления муниципальных услуг, следующие:

5. Различный уровень автоматизации процедур предоставления простых (элементарных) услуг, наблюдаемый в разных отраслевых органах власти, а также недостаточное применение информационно-коммуникационных технологий

для обеспечения эффективного решения задач межведомственного (межсистемного) электронного обмена информацией при реализации сложных (композитных) услуг.

Диаграмма 1 - Как Вы оцениваете качество предоставления государственной (муниципальной) услуги? (% от опрошенных)

В соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления муниципальных и государственных услуг» [1], МФЦ - российская организация, предоставляющая государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна».

Преимущество МФЦ по принципу «одного окна» состоит в том, что в центре такого типа гражданин имеет возможность получить тот итоговый результат, который ему требуется, хотя компетенция по оказанию простых услуг остается за отраслевыми органами исполнительной власти. МФЦ берет на себя все проблемы взаимодействия с ними. Исключается необходимость непосредственного общения граждан с исполнителями в органах власти (потенциально являющегося коррупционно опасным): оно заменяется межве-

домственным взаимодействием МФЦ и органа власти.

К примеру, только в Москве до принятия Правительством решения о создании центров предоставления государственных услуг жители города были вынуждены обращаться в многочисленные, порядка 1200, приемные органов власти, разбросанные по территории города, зачастую не имеющие условий для обслуживания населения.

В основу деятельности МФЦ входит ведение приема специальнымиоперационистами. В многофункциональных центрах есть сотрудники, отвечающие за согласование и сбор необходимых документов, которые раньше собирались усилиями заявителей.

196

Ведение приема по «оконному» принципу - вторая ключевая характеристика многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

По данным Министерства экономического РФ развития, к концу 2013 года в Российской Федерации уже действовало более 600 офисов МФЦ в 62 субъектах Российской Федерации; к концу 2014 года порядка 1000 МФЦ. Таким образом, к концу 20l 5 года планируемое количество МФЦ - 2400.

На сегодняшний день каждое подразделение МФЦ предоставляет от 50 до 250 наименований услуг. Несомненно, первенство принадлежит социальной сфере - «гациально значимым» услугам, пользующимися наибольшим спросом у населения и находящимися в ведении субъектов РФ. На втором месте сфера земельно-имущественных отношений. Здесь, при наличии значительного спроса со стороны граждан, большая часть государственных услуг относится к компетенции федеральных органов власти, а значит, требует согласования с соответствующими министерствами (ведомствами) федерального уровня. В административно-управленческие процессы МФЦ вовлечены территориальные подразделения самых востребованных федеральных органов исполнительной власти: ПФР, Росреестра, Роспотребнадзора, ФМС России, ФНС России, то есть всех тех органов исполнительной власти, что оказывают услуги либо владеют сведениями по описанным выше популярным социально-экономическим направлениям.

Проведение политики совершенствования государственного управления, привело к созданию новых видов информационных решений, автоматизирующих бизнес процессы с использованием новейших технологий, в области коммуникаций и связи, обеспечивающие деятельность МФЦ.

Сегодня решается задача создания портала государственных услуг, оплата с помощью электронной системы и перевода процесса предоставления части государственных слуг в электронную форму, путем создания единой точки доступа к информации об услугах, а также виртуального офиса предоставления «бюджетных» и государственных услуг.

Литература:

1. Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». URL: www.rg.ru

2. Распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2008 г. № 157-р «Об утверждении изменений, в распоряжении Правительства Российской Федерации» от 25 октября 2005 г. № 1789-р

3. Никонова Л.С. Модель «одно окно» современная технология управления в социальной сфере. Методическое пособие / Л.С. Никонова, Б. Ричман М. : ФИЭГ, 2012. C. 45-47.

4. Яковлева Н. Многофункциональный центр: новая модель взаимодействия государства и граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг // «Финансовая газета. Региональный выпуск». 2012. № 2.

В перспективе в каждом муниципальном районе и городском округе Российской Федерации граждане должны иметь возможность получить государственные услуги по принципу «одного окна», в том числе в МФЦ. Результаты работы многофункциональных центров демонстрируют:

- уменьшение межведомственной волокиты,

- сокращения затраченного времени на получение государственных услуг;

- исчезновение посредников, включенных в коррупционные схемы;

- за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с предоставляющими услуги служащими достигается существенный антикоррупционный эффект;

- повышение удовлетворенности граждан взаимодействием с государственными органами.

Основной идеей МФЦ является реализация принципа «одного окна». Граждан освобождают от получения справок в других государственных учреждениях, оплаты посредникам и хождения по инстанциям. Принцип «одного окна» предполагает создание единых общественных мест обслуживания и приема разных категорий заявителей. Возможность при разовом обращении заявителя получить несколько государственных услуг, а также услуги федеральных исполнительных органов власти и местного самоуправления, существующих на территории РФ. За счет регулирования взаимодействия сокращается время предоставления муниципальных и государственных услуг. Синхронизированное предоставление взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг различными ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в рамках многофункционального центра позволит получить комплексную услугу комфортно, качественно, своевременно. В результате создание МФЦ, как организационной единицы, сделает существенный вклад в повышение качества государственных услуг и степень комфортности их предоставления для граждан.

Literature:

1. The RF Federal law of July 27, 2010 № 210-FZ «On organization of provision of state and municipal services». URL: www.rg.ru

2. The decree of the RF Government dated 9 February 2008, № 157-p «On approval of amendments, in the order of the Government of the Russian Federation» dated October 25, 2005 № 1789-r.

3. Nikonova L.S. Model of «one window» modern management technology in the social sphere : methodical manual / L.S. Nikonova, B. Richman. M. : FIEG, 2012. P. 45-47.

4. Yakovleva N. Multipurpose center: a new model of interaction between government and citizens in the provision of public and municipal services // «Financial newspaper. Regional issue». 2012. № 2.

197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.