ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО
УДК 004.056
Перспективы оптимизации политики обеспечения информационной безопасности российского общества
Я. С. Артамонова
Московский технический университет связи и информатики
Исследуются актуальные проблемы обеспечения информационной безопасности в России и в мировом пространстве в условиях глобализации. Приведены документы, призванные обеспечить информационную безопасность общества, например, защитить частную жизнь граждан от вторжения. Рассмотрены тенденции развития современной информационной цивилизации, возникающие в связи с этим правовые проблемы и пути их преодоления с помощью скоординированных действий органов власти и институтов гражданского общества.
Ключевые слова: информационная безопасность; вызовы и угрозы обществу; информационная глобализация; Интернет; вторжение в частную жизнь граждан; правовые документы.
Современные проблемы российского общества (политические, экономические, социальные, демографические и т. д.) порождают все больше споров и опасений, связанных как с продолжающимся распространением новых информационнокоммуникативных технологий в различных странах мира, так и с усиливающейся тенденцией актуализации информационной безопасности. На открытии VI Евразийского форума по вопросам информационной безопасности первый заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А. И. Денисов сказал: «Феномен информационной революции, наряду с несомненным позитивом, порождает в мире и принципиально новые вызовы и угрозы. О масштабе и актуальности данной проблематики говорит тот факт, что она нашла отражение в утвержденной Президентом Российской Федерации... “Стратегии национальной безопасности России до 2020 года”.
Наибольшую опасность представляет возможность использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) против других государств в военных, политических и иных целях, а также трансграничное применение ИКТ террористами и международной организованной преступностью.
С учетом глобальной значимости данной проблемы Россия с 1998 года ежегодно инициирует в ООН принятие резолюции “Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности”. В этом плане мы высоко оцениваем наше сотрудничество с партнерами на пространстве СНГ» [1, с. 5].
Вместе с тем необходимо отметить, что в российском обществе до сих пор не выработано четкого представления о целях и направлениях информационной безопасности и общественного развития и о возможных последствиях текущей информационной глобализации. В связи с этим обратимся к концепциям, рассматривающим данную компоненту в системе множества других факторов.
© Артамонова Я. С.
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014
145
_______________________Личность. Общество. Государство_______________
Доктор философских наук, профессор В. А. Бондаренко исследует феномен глобализации через призму идеи свободы вероисповедания и выделяет несколько стадий развития: первая возникла в Древнем мире и связана с осознанием необходимости свободы вероисповедания (на вновь завоеванных территориях завоеватели давали покоренному народу возможность молиться своим богам); вторым этапом развития идей глобализма стала эпоха Нового времени, ознаменовавшая развитие новой цивилизации (великие географические открытия, научно-техническая революция, промышленные революции и т. д.). Начиная с эпохи Возрождения наступил новый этап свободы вероисповедания, который привел к недавним официальным извинениям Ватикана за преследование ученых и сожжение их на костре инквизиции. Именно в этот период вектор развития общества поворачивается в сторону от религиозных воззрений и утверждению светскости как целостной позиции. Третий этап — современный (последняя четверть XX — начало XXI в.). Он характеризуется глобальным наступлением информационных технологий, формированием телекоммуникационной структуры государства. В этот период главный акцент делается на разграничении не таких понятий, как «теист» и «атеист», а теистов и сторонников светского образа жизни и мысли. И, по мнению Бондаренко, в современном обществе «...в социально-культурной области глобализм и свобода вероисповедания обострили проблему вероисповедной и национальной идентичности» [2].
Информационная глобализация — важный аспект современного глобализирующегося мира. Революционное воздействие новых информационно-коммуникационных технологий влечет за собой значительные изменения институтов гражданского общества, экономической и социальных сфер, науки, культуры и образа жизни людей. Современный уровень развития социума существенно расширил коммуникативные возможности как общества, так и каждого человека, открыл дорогу в мир знаний.
Основная характерная черта информационной глобализации — проникновение информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, а также формирование единого информационного пространства на основе новейших компьютерных технологий. Именно в этот период (конец 1960-х — начало 1970-х гг.) появляется сеть Интернет, что вывело мировое сообщество на принципиально новый качественный уровень развития социального пространства, где возможна коммуникация людей, находящихся за тысячи километров друг от друга, в разных социальных средах и системах. В связи с этим в социокультурном пространстве появился новый феномен — «глобальная деревня», под которым понимают типично сельскую открытость и простоту общения партнеров по интеракциям из самых различных социальных кругов. Например, у Президента Российской Федерации В. В. Путина есть свой официальный сайт и блог [3]. У Председателя Правительства России Д. А. Медведева тоже имеется свой видеоблог в сети Интернет, где каждый желающий может с ним пообщаться (задать интересующий вопрос или высказать свое мнение) [4].
Ряд ученых (социологи, политологи) наоборот считают, что виртуальные контакты в компьютерном сообществе больше напоминают отношения городского типа и поэтому следует говорить о феномене возникновения «телеполиса» [5].
Массовое использование информационных технологий привносит много нового в повседневную жизнь людей: приобретение товаров, поиск работы, получение информации о различных аспектах социальной структуры современного общества.
146
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014
______________________________Артамонова Я. С.___________________________
Благодаря развитию глобальных коммуникационных сетей, современные государства интегрированы в единую информационную систему, поэтому создаются предпосылки к обмену информацией и знаниями на планетарном уровне. Тем самым мировое сообщество все больше превращается в глобальную коммуникационную систему. По мнению ряда отечественных ученых, характерными признаками новой информационной среды являются: широкое использование телекоммуникационной инфраструктуры как на рабочих местах, так и в домашних условиях; развитие информатизации общественно-политической деятельности, а также информатизация средств распространения массовой информации для населения, социальной сферы, некоторых видов творчества (архитектура, дизайн, музыкальные клипы и т. д.) и сферы образования (дистанционное обучение) [5, с. 44-63].
Таким образом, информационная глобализация детерминировала существенные изменения в области делового общения, а также обмена, получения, передачи и хранения информации в целом; позволила создать глобальные сети, интегрирующие товарные рынки, включая рынки ноу-хау и профессиональных услуг. В своем докладе помощник секретаря Совета безопасности РФ В. П. Шерстюк следующим образом обозначил данный социальный феномен: «Мы прекрасно понимаем, что в процессе трансформации системы управления Интернетом важно не потерять то позитивное, что свойственно существующей системе управления. Эта система за сравнительно небольшой срок — около 20 лет — позволила добиться превращения сети в глобальную информационную инфраструктуру, содействовала становлению новых отраслей экономической деятельности, революционному изменению технологий информационного взаимодействия граждан, их общения с государством, становлению принципиально нового механизма распространения массовой информации, изменению технологий социального единения людей, повышению роли и значения общественных организаций, транспарентности власти и, соответственно, усилению ее зависимости от общества.
Проблема совершенствования системы управления Интернетом не имеет легких решений, но эти решения во многом определят потенциал дальнейшего развития сети Интернет на стратегическую перспективу» [6].
Однако, несмотря на обозначенные выше плюсы, существуют и негативные последствия развития и распространения информационной глобализации: углубление сложившегося разрыва между развитыми и развивающимися странами, рост экономической взаимозависимости и социальной взаимосвязанности на мировом уровне, что сопровождается высокой степенью политической фрагментарности и культурной гетерогенности. Государства, находящиеся в центре научно-технического прогресса, борются между собой за социально-экономическое и политическое господство; обостряется конфликт между центром (наиболее развитыми странами), куда стекаются интеллектуальные ресурсы, и периферией, роль которой сводится к поставке сырья и дешевой рабочей силы для государств центра, что как следствие влечет за собой прекращение научно-технического прогресса в неинформатизированных обществах (в государствах-донорах) [7].
Сегодня наблюдается еще одна тенденция современной информационной цивилизации — активное вторжение информационных технологий в частную жизнь людей. Важную роль в этом процессе играет сеть Интернет. И это является логичным этапом развития информационного пространства как в целом мире, так и в России. Сеть Интернет расширяет возможности конституционных прав и свобод граждан, повышает эффективность государственного управления, развивает экономический сектор страны. Интернет является необходимым условием эффективного
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014
147
________________________Личность. Общество. Государство__________________
формирования телекоммуникационной инфраструктуры современного общества. Вместе с тем, «...по данным МВД России, количество преступлений в этой области в 2009 году увеличилось по сравнению с 2008 годом на 25 %. При этом необходимо учитывать высокую латентность компьютерной преступности.
Сеть Интернет предоставляет значительные возможности для нарушения права граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, для осуществления промышленного шпионажа, нарушения прав интеллектуальной собственности» [6]. Происходящие в современной информационной сфере процессы достаточно ярко были продемонстрированы на примере «дела бывшего американского разведчика Э. Сноудена», который предоставил конкретные доказательства того, что сотрудники Агентства национальной безопасности США допустили тысячи нарушений своих юридических полномочий, незаконно прослушивая телефонные переговоры и перехватывая переписку по электронной почте. Однако в газете Washington Post была напечатана информация, согласно которой «... прослушка и перехват почты со стороны АНБ происходили непреднамеренно — из-за ошибок в компьютерных программах.
Так, например, в 2011 году большинство из почти трех тысяч случаев вторжения в частную жизнь произошло в результате ошибок сотрудников. А в 2008 году АНБ перехватило “большое количество” звонков из Вашингтона из-за ошибки программного обеспечения, в результате которой вместо кода для международных звонков в Египет (20) использовался телефонный код столицы США (202), сообщает “Интерфакс”» [8]. Сегодня в США Сноуден подозревается в шпионаже и государственной измене. Экс-директор ЦРУ М. Хейден в интервью телеканалу CBS озвучил свое мнение о Сноудене. Он заявил, что «.считает Сноудена не предателем национальных интересов, а перебежчиком. Экс-директор ЦРУ сравнил разоблачительную деятельность аналитика с ударом урагана “Катрина”: стихия вызвала огромные разрушения, но благодаря ей были построены более крепкие и прочные дамбы» [9]. Россия предоставила временное убежище Сноудену. Выступая в «Вечернем шоу» на канале NBC, американский президент Барак Обама лично прокомментировал это решение, заявив о том, что Вашингтон «разочарован», поскольку Кремль «иногда скатывается к мышлению времен холодной войны» [10].
Таким образом, этот инцидент, всколыхнувший мировую общественность, является доказательством актуализации роли информационно-коммуникативных средств в реальности повседневной жизни. Эта проблема является сложной и многогранной, ей уделяют значительное внимание во всем мире. Так, в июне 2000 г. на саммите «Восьмерки» ведущих государств мира была подписана Окинавская хартия глобального информационного общества. В Хартии отмечена роль информационно-коммуникативных технологий в социально-политическом и экономическом развитии современной цивилизации. Этот документ обозначил важность «.согласованных действий международного сообщества по созданию безопасного киберпространства», которые должны сопровождать «усилия, направленные на развитие глобального информационного общества» [6].
В 2003 г. Всемирный форум по вопросам информационного общества заложил основу системного понимания вопросов информационных и коммуникационных технологий. По результатам форума была разработана концептуальная модель осмысления целей стратегии формирования информационного общества, принятой многими странами. Логичным продолжением осмысления проблем формирования нового постиндустриального общества стала Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества, состоявшаяся в 2005 г. в Тунисе. На ней была принята программа для информационного общества и подтверждена
148
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014
_____________________________Артамонова Я. С.________________________
«...необходимость общего понимания вопросов безопасности Интернета и дальнейшего сотрудничества с целью содействия сбору и распространению информации по вопросам безопасности и обмену передовым опытом между всеми заинтересованными сторонами в области мер по борьбе с угрозой безопасности на национальном и международном уровнях» [6]. Следующее важное международное событие в этой сфере было во многом инициировано Российской Федерацией: по решению 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, принявшей по инициативе России резолюцию 63/37 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности», был проведен Форум по международной информационной безопасности. По его итогам группе правительственных экспертов ООН было предложено подготовить доклад Генерального секретаря ООН на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи. Проведение аналогичных мероприятий создает базу научного осмысления международных проблем информационной безопасности, а также сотрудничества ученых и политиков различных стран мира. На открытии II Международной конференции «Россия — Балканы: информационное сотрудничество и информационная безопасность» первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности М. И. Гришанков высказал следующую официальную позицию: «Представляется, что обсуждение в рамках конференции актуальных вопросов информационного взаимодействия и информационной безопасности целесообразно ориентировать на выработку направлений взаимодействия стран в деле формирования глобальной культуры кибербезопасности путем создания необходимых технологических решений, организационных структур, развития образования и подготовки кадров, что позволит, в конечном счете, существенно снизить угрозы, которые несет глобализация инфокоммуникационных технологий, и повысить эффективность их применения во всех сферах жизнедеятельности» [11].
Каким образом реализуется концепция развития информационной сферы в России, поможет понять анализ правового поля, регулирующего и защищающего развитие постиндустриальной цивилизации в нашей стране. В 2008 г. Президент РФ В. В. Путин утвердил Стратегию развития информационного общества до 2015 г., в которой одним из принципов развития информационного общества в России было объявлено обеспечение национальной безопасности в информационной сфере. Среди важных приоритетов развития этот документ определяет: практическую реализацию конституционных прав граждан на доступ к информации; обеспечение равных возможностей для пользования базовыми услугами связи; активное развитие и распространение массового применения информационных технологий в социально-экономической сфере государства [12]. В целях реализации стратегии был создан Совет при Президенте России по развитию информационного общества. Правительство России одобрило Концепцию формирования в Российской Федерации электронного правительства. Президент и правительство страны приняли акты, направленные на обеспечение информационной безопасности информационно-телекоммуникационных сетей. При поддержке Комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации ФС РФ 7 декабря 2012 г. в Центральном доме журналиста состоялась расширенная пресс-конференция «Информационное общество в России: итоги года», на которой было отмечено, «что в последние годы отрасли информатизации уделялось особое внимание государства, знаком чего является вхождение ИТ в пятерку стратегических сфер модернизации экономики, и значительного укрепления Россией своих позиций в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства (27-е место — против 59-го в 2011 году)» [13].
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014
149
_________________________Личность. Общество. Государство__________________
Федеральные органы власти и органы местного самоуправления уделяют большое внимание развитию информатизации государственного сектора и информационной безопасности. Начальник Управления координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы В. Л. Кадацкий отметил основные направления деятельности власти по обеспечению информационной безопасности современного мегаполиса [14]:
1) мониторинг угроз информационной безопасности, при проведении которого важным является установление стадий развития опасных ситуаций и их ранжирование по степени опасности;
2) совершенствование законодательного, нормативно-методического и технологического направлений информационной безопасности;
3) взаимодействие органов власти и негосударственных структур города в целях решения сложных проблем обеспечения информационной безопасности города;
4) создание штатного органа для обеспечения концептуального подхода и выполнения координирующих функций в рамках обеспечения информационной безопасности Москвы.
Таким образом, поступательное развитие Российской Федерации по пути технического и технологического прогресса является важным аспектом информационной глобализации современного глобализирующегося мира. Информационные технологии становятся эффективным инструментом взаимодействия власти и населения страны, выступают фактором социальной и политической стабильности. Вместе с тем глобальный характер информационных угроз, являющихся следствием информационной революции, диктует необходимость совершенствования системы информационной безопасности государства, а также скоординированных действий государственных органов власти и институтов гражданского общества по обеспечению информационной безопасности.
Политика информационной безопасности РФ сегодня в первую очередь нацелена на сохранение социально-политического пространства страны, имеющего свою логику информационного «построения», сформированную ее самобытностью и уникальностью, что позволяет индивидам понимать состояние и поведение друг друга. Функции информационной безопасности при этом сводятся к поддержанию целостности социально-политического пространства страны, так как любое вмешательство «извне» ввергает ее в состояние жесточайшего кризиса и запускает механизм дезинтеграции государства как политического института (социально-политическое пространство выступает как биологическая система, стремящаяся к целостности и сохранению жизнеспособности). В этом отношении политику информационной безопасности сегодня нельзя назвать неэффективной.
Кроме того, «охранительная» стратегия информационной безопасности хотя и приводит к консервации, закрытости информационного пространства, тем не менее, имеет ряд значимых преимуществ по сравнению с политикой информационной открытости. Во-первых, стратегия охраны информационного пространства обеспечивается введением жесткого контроля государства над информационными сетями, что гарантирует неуязвимость от угроз, без труда поражающих открытые пространства. Во-вторых, в замкнутом информационном пространстве правила создания и распространения информации более жесткие, но они устанавливаются государством, кодифицированы, нормативны и едины для всех участников информационных коммуникаций. В-третьих, плюрализм и открытое информационное пространство создают препятствия для реализации единой государственной
150
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014
_______________________________Артамонова Я. С._____________________________
политики информационной безопасности. Наконец, единство государственного контроля в области содержания информации и технологий позволяет минимизировать ошибки и просчеты исполнителей, курирующих отдельные участки обеспечения информационной безопасности.
Литература
1. Денисов А. И. Информационное взаимодействие и безопасность в странах Евразии // Инфо-форум. Бизнес и безопасность в России. 2011. № 57 (январь). С. 5.
2. Бондаренко В. А. Глобализм и свобода вероисповедания // Глобализация как многомерный процесс и ее влияние на национальную безопасность Российской Федерации: Мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. (Москва, 22 мая 2011 г.). М.: Пограничная академия ФСБ России, 2012. С. 52—55.
3. Путин.ру: Независимый информационный ресурс. URL: www.http://putin.m/ (дата обращения 16.08.2013).
4. Видеоблог Дмитрия Медведева [Электронный ресурс]. URL: http://blog.da-medvedev.ru/ (дата обращения: 16.08.2013).
5. Кулаков А. В. Россия в глобализационных процессах современности. М.: Нац. ин-т бизнеса, 2010. 246 с.
6. Шерстюк В. П. Проблемы международного сотрудничества в области обеспечения безопасности сети Интернет // Безопасность России: Информационно-аналитический журнал. 2010. № 3. С. 47.
7. Осипов Г. В. Российская социология в XXI веке // Российское общество и социология в XXI веке: Социальные вызовы и альтернативы: Мат-лы II Всероссийского социологического конгресса (Москва, 30 сентября — 2 октября 2003 г.). М.: МГУ, 2003. С. 14—15.
8. Спецслужбы США вторгались в жизнь американцев по ошибке // НТВ Новости [Электронный ресурс] / Cop. ОАО «Телекомпания НТВ». 2013. 16 августа. URL: http://www.ntv.ru/ novosti/645236#ixzz2c9MBV0bM (дата обращения: 16.08.2013).
9. Бывший директор ЦРУ сравнил Сноудена с ураганом «Катрина» // НТВ Новости [Электронный ресурс] / Cop. ОАО «Телекомпания НТВ». 2013. 12 августа. URL: http://www.ntv.ru/novosti/643401/ (дата обращения: 16.08.2013).
10. Обама обвинил Россию в «мышлении времен холодной войны» // НТВ Новости [Электронный ресурс] / Cop. ОАО «Телекомпания НТВ». 2013. 07 августа. URL: http://www.ntv.ru/novos-ti/641106/ (дата обращения: 16.08.2013).
11. Гришанков М. И. Вступительное слово на открытии II Международной конференции «Россия — Балканы: информационное сотрудничество и информационная безопасность» // Инфофо-рум. Бизнес и безопасность в России. 2011. № 57 (январь). С. 96.
12. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 / /Российская газета: Федеральный выпуск [Онлайн-версия]. 2008. № 4591 (16 февраля). URL: http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html (дата обращения: 17.08.2013).
13. Подведение итогов информатизации России за 2012 год // БИТ. Бизнес & информационные технологии [Электронный ресурс]. URL: http://bit.samag.ru/news/more/103 (дата обращения: 02.03.2013).
14. Кадацкий В. Л. Информационная безопасность в системе обеспечения комплексной безопасности мегаполиса // Инфофорум. Бизнес и безопасность в России. 2011. № 57 (январь). С. 104—105.
Артамонова Ярославна Сергеевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры «Политическая экономия и политология» Московского технического университета связи и информатики. E-mail: artamonova@etspir-mtuci.ru
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014
151