И.А.НАРКЕВИЧ, д.ф.н., проф., Е.О.ТРОФИМОВА, д.ф.н., С.-Петербургская химико-фармацевтическая академия
Перспективы обеспечения фармацевтической
промышленности кадрами нового типа
Вопрос о том, что фармацевтическая отрасль нуждается в хорошо подготовленных кадрах, способных решать широкий круг задач, стоящих перед современными фармацевтическими производственными компаниями, был поставлен на повестку дня еще задолго до разработки и принятия стратегии «Фарма-2020». Однако именно в этом документе задача подготовки и переподготовки кадров была впервые увязана с целями перехода отрасли на инновационную модель развития.
Ключевые слова: фармотрасль, фармпромышленность, высококвалифицированные кадры, переподготовка кадров, распределение выпускников
• КАДРОВЫЙ ЗАКАЗ
Согласно стратегии «Фарма-2020» потребность в высококвалифицированных кадрах, необходимых для реализации инновационного сценария развития фармацевтической отрасли, покрыта только на 10%, и в период до 2015 г. необходимо подготовить и привлечь для работы в инновационной сфере 10—11 тыс. специалистов (3,5 тыс. исследователей — химиков и биологов, 1,550 тыс. специалистов по доклиническим и клиническим испытаниям, 2 тыс. технологов, 3,950 тыс. менеджеров инновационной и научной сферы, в т.ч. 450 — имеющих опыт работы в индустриальной науке на международном уровне). В принятой федеральной целевой программе (ФЦП) в качестве одного из показателей социально-экономической эффективности ее реализации фигурирует создание 10 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест, что согласуется с оценкой потреб-
ности в кадрах, фигурирующей в стратегии. В то же время число специалистов, которые должны быть подготовлены в 2011—2020 гг., снижено в ФЦП до 5 тыс. (рис. 1) и относится, по-видимому, к результатам проведения курсов повышения квалификации и переподготовки кадров, запланированного в ФЦП за счет внебюджетных средств. Логично предположить, что остальные специалисты должны быть подготовлены прежде всего за счет бюджетных ресурсов и привлечены в инновационную сферу со студенческой скамьи. Помимо решения проблемы подготовки кадров для инновационной сферы, важную задачу для фармацевтической промышленности представляет также ликвидация кадрового дефицита как такового. Он является, с одной стороны, следствием естественной смены поколений работников отрасли, с другой — результатом процессов модернизации и строительства новых фармацевтических предприятий, которые достаточно
Key words: pharmaceutical industry, skillful manpower, people development, graduates assignment
The need for professional skillful staff able to solve a range of issues faced by pharmaceutical companies and manufacturers today was put on the agenda long before the development and approval of Pharma 2020 strategy. This document though was the first to link skills development and training of staff with the targets of the industry in its transition to innovation model.
I.A. NARKEVICH, Pharm.D., Prof., E.O. TROFIMOVA, Pharm.D., Saint-Petersburg Chemical Pharmaceutical Academy. NEW GENERATION OF MANPOWER FOR PHARMACEUTICAL INDUSTRIES.
активно протекали в новом столетии. Несмотря на очевидную актуальность изучения этого вопроса, пока никому не удалось достаточно точно посчитать число специалистов, работающих в отрасли, не говоря уже о планировании потребности в кадрах в долгосрочной перспективе.
В стратегии «Фарма-2020» указывается на то, что в фармацевтической промышленности в настоящее время работает 65 тыс. человек. Иногда называются и более значительные цифры — до 100 тыс. Дефицит кадров на уже действующих предприятиях с учетом сферы R&D различными экспертами оценивается в диапазоне от 10 до 30 тыс. человек.
Если попробовать оттолкнуться от данных официальной статистики, то цифры окажутся более скромными. Согласно данным Минпромторга РФ, в 2009 г. доля фармацевтической промышленности в общем объеме производства химической промышленности соответствовала 9%. Среднегодовая численность работников химической промышленности, по данным Росстата, в том же году составляла 441 тыс. человек. Если исходить из предположения, что производительность труда в фармацевтической промышленности такая же, как в среднем во всей химической промышленности, это означает, что там работает примерно 40 тыс. человек, из числа которых персонал с профильной подготовкой составляет примерно половину. Даже с учетом того, что уже на начало 2011 г. в отрасли были заявлены инвестиционные планы более чем на 40 млрд. руб., общий численный состав кадров фармацевтической промышленности России к 2020 г. вырастет, по всей видимости, не столь уж значительно. Этому будет способствовать рост производительности труда на фоне обновления производственных мощностей, который будет сопровождать процесс расширения отечественного производства.
Будем считать, что в период до 2020 г. кадровый состав промышленности должен быть обновлен как минимум на 50%. Тогда вместе с дополнительными человеческими ресурсами, которые необходимо привлечь в сферу исследований и разработок, кадровый заказ отрасли в десятилетней перспективе можно оценить примерно в 20—25 тыс. человек.
• РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Оценив приблизительно параметры кадрового заказа, необходимо также представить себе потенциальные возможности образовательной сферы по его выполнению. По данным Росстата, в сфере химической технологии и био-
технологии в 2008 г. среднее профессиональное образование получили 5 тыс. человек. По этому направлению было подготовлено также 1,6 тыс. бакалавров и магистров и 11,3 тыс. специалистов. Общее число выпускников вузов, таким образом, составило 12,9 тыс. человек, из которых 5,8 тыс. прошли очную форму обучения.
Применив все те же 9%, но теперь уже к сфере распределения выпускников учебных заведений, можно приблизительно оценить число подготовленных специалистов, которые потенциально могли бы пополнить кадровый состав отрасли. Не вызывает сомнения, что в количественном отношении это адекватно базовой потребности в обновле-
нии персонала, которая существует в фармацевтической промышленности. Другое дело, что далеко не все выпускники идут работать по специальности. Среди представителей инженерно-технических специальностей, согласно опросам общественного мнения, по профилю образования работает не более 1/3.
В настоящее время подготовку специалистов для фармацевтической отрасли осуществляют Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева, Московская академия тонкой химической технологии, С.-Петербургский технологический университет, Курский медицинский университет. Приступили к реализации образовательных программ в сфере фармацев-
тического производства Первый МГМУ, Ивановский государственный химико-технологический университет, Тверской государственный университет и другие вузы.
Несмотря на увеличение предложения на рынке образовательных услуг, ориентированных на фармацевтику и биотехнологию, ведущим вузом в этой области, как и все последние 65 лет, остается С.-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия (СПХФА), ежегодно выпускающая около 150 дипломированных инженеров-технологов. Наличие отдельного технологического факультета и специализированных кафедр (биотехнологии, технологии лекарственных
форм, химии и технологии лекарственных веществ, промышленной технологии лекарственных препаратов, технологии фитопрепаратов) позволяют академии осуществлять подготовку качественных специалистов для основных видов фармацевтических производств.
Помимо выполнения сугубо производственных функций, выпускники академии способны участвовать в различных стадиях разработки лекарственных препаратов. Они имеют необходимую подготовку для того, чтобы вести поиск новых перспективных биологически активных веществ синтетического и природного происхождения; обеспечивать разработку инновационных лекарственных форм (с модифицированным высвобождением и действием, таргет-ного действия и др.); масштабировать разработанные технологии производства; разрабатывать нормативно-техническую документацию по стандартизации, контролю качества и производству инновационных лекарственных препаратов (в т.ч. фармакопейные статьи и лабораторные и пусковые регламенты производства лекарственных препаратов, технологические инструкции); разрабатывать внутрипроизводственную документацию (стандарты предприятия, мастер-файл предприятия, маршрутные карты, стандартные инструкции и т.п.).
Значительным потенциалом для подготовки кадров для фармацевтической промышленности, наряду с другими профильными вузами и факультетами, обладает также фармацевтический факультет СПХФА. В настоящее время в России действуют три фармацевтические академии и 44 фармацевтических факультета, которые ежегодно только на бюджетной основе принимают более 2,6 тыс. абитуриентов. Анализ действующего государственного образовательного стандарта (ГОС) по специальности «Фармация», а также проекта ГОСа 3-го поколения позволяет сделать вывод о том, что по уровню своей теоретической и практической подготовки провизоры могут обоснованно претендовать на должности в отделах контроля качества (ОКК), физико-химических, биологических и бактериологических лабораториях, разра-
таблица 1 План подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в СПХФА
Специалисты 2011 2012 2013 2014 2015
Специалисты высшей квалификации в области фармацевтических и биотехнологий (включая: специалистов по GMP, уполномоченных лиц, специалистов в области надзора и аудита для работы в государственных контрольных органах и саморегулируемых организациях) 250 300 400 500 500
Дополнительно по программам переподготовки и повышения квалификации 450 550 600 600 600
Научные сотрудники, владеющие глубокими знаниями современных фармацевтических технологий 15 15 30 30 50
Профессиональная переподготовка/дополнительное образование/повышение квалификации инновационных предпринимателей и управленцев — — 50 75 75
Подготовка специалистов среднего звена — технологов фармацевтического производства — — 200 200 200
батывать спецификации на сырье, материалы, готовую продукцию в отделах обеспечения качества (ООК) и управления качеством (ОУК), сертификации поставщиков, подразделениях и службах логистики, маркетинга, управления персоналом и т.д. Студенты фармацевтических вузов и факультетов перспективны также и в качестве научных сотрудников, инновационных менеджеров и индустриальных научных специалистов. Наряду с ними найти себе достойное место в инновационной сфере способны также выпускники и других университетов, медицинских, технологических и гуманитарных вузов. Только на базе СПХФА в период, включая 2015 г., может быть подготовлено около 2 тыс. специалистов, проведена переподготовка и повышение квалификации около 3 тыс. работников, занятых на производстве, проведено обучение с учетом специфики фармацевтической отрасли 200 управленцев и инновационных менеджеров (табл. 1). Помимо этого в интернатуре и аспирантуре СПХФА может быть подготовлено не менее 100 научных исследователей по основным направлениям разработки лекарственных препаратов. Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что имеющийся потенциал образовательных учреждений достаточен для выполнение кадрового заказа, который предъявляет фармацевтическая промышленность и стратегия «Фарма-2020». И тогда получается, что проблема кадрового дефицита определяется не столько возможностями образовательных учреждений, сколько другими факторами.
• КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД
Одним из основных факторов, определяющих кадровый дефицит, является несоответствие локализации предприятий фармацевтической промышленности и центров подготовки кадров для них. Основная часть уже существующих фармацевтических предприятий расположена в Нижегородской, Курской, Курганской, Пензенской областях, Алтайском крае, республиках Башкортостан и Татарстан, в Западной Сибири — с центрами в Новосибирске, Томске и Омске. В то же время подго-
товка специалистов-технологов сосредоточена в С.-Петербурге, Москве и нескольких городах Центрального федерального округа. Очевидно, что выпускники московских и петербургских вузов неохотно покидают пределы этих мегаполисов, а фармацевтические предприятия еще очень мало делают для того, чтобы привлекать молодых специалистов.
Опрос, проведенный в марте 2011 г. среди студентов выпускного 5-го курса технологического факультета СПХФА, показывает, что 69% из них планируют работать в С.-Петербурге, хотя 60% — сами не петербуржцы. Среди факторов, ограничивающих поиск работы в отрасли, 64% выпускников отмечают низкий уровень оплаты труда, 25% — ограниченные возможности трудоустройства в регионе, откуда они родом (рис. 2). 22% молодых людей отмечают отсутствие возможности решения квартирного вопроса в местах потенциальной работы. Промышленные предприя-
тия занимают достаточно пассивную позицию в этом вопросе. Проведенный в 2007—2008 гг. опрос потенциальных работодателей показал, что 61% респондентов не готовы финансировать обучение студентов и 72% из них не считают необходимой индивидуальную подготовку кадров для своих предприятий.
Разрешение данного противоречия лежит в создании эффективных механизмов взаимодействия между образовательным сообществом и работодателями по вовлечению выпускников вузов в орбиту интересов отрасли. Выработка таких механизмов является сложнейшей и кропотливой работой обеих сторон и общества в целом. Речь идет о целой системе мер, начиная с отбора профессионально ориентированных абитуриентов еще на школьной скамье до работы с выпускниками, давно закончившими вуз. Среди задач, требующих оперативного решения, для большинства вузов актуальными
рисунок 2 Мнение студентов 5 курса факультета промышленной технологии лекарств СПХФА о тех факторах, которые ограничивают возможности трудоустройства в фармпроизводстве (% от числа опрошенных), март 2011 г.
остаются: обеспечение достаточного количества баз практики; участие работодателей в научно-исследовательской деятельности, образовательном и воспитательном процессах; деятельность представителей отрасли по профессиональной ориентации студентов и выпускников.
За последние два года, во многом благодаря обсуждению и принятию стратегии «Фарма-2020», наметилась положительная динамика по сближению вузов и работодателей. Об этом свидетельствуют и широкая профессиональная дискуссия по кадровой проблеме, и конкретные мероприятия различного уровня. Например, в СПХФА начали активно внедряться модели целевой подготовки специалистов для конкретных биотехнологических и фармацевтических производств. Начиная с 2010 г. осуществляется подготовка специалистов-исследователей по заказам фармацевтических предприятий, входящих в фармацевтический кластер С.-Петер-
бурга (НТФФ «Полисан», «Вертекс», «Ге-рофарм», НИИ ОЧБ и др.). От вузов требуются значительные усилия для обеспечения кадрами вновь создаваемых предприятий и исследовательской инфраструктуры. Очевидно, что кластерный подход, заложенный в программные документы развития фармацевтической отрасли, является наиболее эффективным способом преодоления кадровых рисков. Об этом свидетельствует тот факт, что фармацевтические кластеры наиболее активно развиваются в тех регионах (С.-Петербург, Калуга, Ярославль), где имеется развитая образовательная и исследовательская инфраструктура. Для стимулирования научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов в СПХФА активно внедряется система привлечения грантов и субсидий из городского и федерального бюджета, а также различных фондов поддержки инновационной и научно-исследовательской деятельности. При-
зовой фонд студенческого научного общества академии практически полностью формируется компаниями, являющимися резидентами фармацевтического кластера С.-Петербурга. Студенческая конференция вуза, ежегодно проводимая во второй половине апреля, аккредитована для участия в программе «У.М.Н.И.К», реализуемой фондом содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере.
Важной составляющей решения проблемы кадрового дефицита и для кластеров, и для отрасли в целом является также развитие сети учреждений начального и среднего профессионального образования. Фармацевтической промышленности не меньше, чем инженеры и исследователи, необходимы операторы, слесари КИПа, наладчики оборудования, лаборанты и другие специалисты. В настоящее время СПХФА приступила к подготовке программ среднего профессионального образования, актуальных для предприятий фармацевтического кластера С.-Петербурга. Подготовка специалистов среднего звена для фармпроизводства с участием компании Nycomed запущена в Ярославле.
• ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Помимо ликвидации кадрового дефицита, еще острее стоит вопрос повышения качества профессиональной подготовки, что предполагает укрепление материально-технической базы вузов, развитие их кадрового потенциала, активное включение профессорско-преподавательского состава и учащихся в инновационную деятельность, создание внешней независимой системы оценки качества профессионального образования с участием всех заинтересованных сторон.
В рамках ФЦП на развитие материально-технической базы высших учебных заведений и научных организаций, осуществляющих прикладные НИОКР в области создания инновационных ЛС, медицинской техники и изделий медицинского назначения, предполагается выделение почти 18 млрд. руб. Из этих средств 6,89 млрд. руб. будет направлено в вузы (табл. 2), что обес-
таблица 2 Планируемые инвестиции федерального бюджета в развитие материально-технической базы высших учебных заведений, осуществляющих прикладные исследования и разработки в области создания инновационных ЛС, медтехники и изделий медназначения
Высшее учебное заведение Годы Общая стоимость работ, млн. руб. Объем финансирования за счет средств федерального бюджета, млн. руб.
МГУ им. М.В.Ломоносова 2011—2014 859 789
Уральский ФУ им. Первого
Президента РФ Б.Н.Ельцина 2011—2014 370 370
Казанский (Приволжский) ФУ 2011—2014 899 629
МФТИ (государственный
университет) 2011—2014 865 865
Ярославский ГПУ
им. К.Д.Ушинского 2011—2014 677 677
СПХФА 2012—2014 700 700
Волгоградский ГМУ 2012—2015 990 990
Нижегородский ГУ
им. Н.И.Лобачевского 2012—2015 1530 1130
6890 6150
Источник: ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу»
печит развитие необходимой инфраструктуры, ориентированной на создание инновационной продукции, а также позволит существенно повысить качество образовательного процесса, усилив его интеграцию с научной сферой.
Не вызывает сомнения, что отраслевая потребность в развитии исследовательской инфраструктуры будет способствовать развитию кадрового потенциала вузов. Вовлечение профессорско-преподавательского состава в инновационную деятельность позволит закрепить талантливых выпускников в вузах, а также более активно внедрять в образовательный процесс результаты научных исследований, востребованных реальным сектором экономики.
Важное значение для развития образовательной системы имеет независимая система оценки качества профессионального образования, создание которой в российской фармацевтической отрасли уже фактически начато. Всероссийская фармацевтическая олимпиада, проведенная в Ярославле, убедительно показала, что образовательное сообщество в целом готово к независимой оценке уровня профессиональной подготовки выпускников. Дальнейшее развитие в этом направлении предполагает участие ведущих фармацевтических компаний в разработке профессиональных стандартов, формировании моделей аттестации и сертификации профессиональных квалификаций выпускников, создании системы общественной аккредитации образовательных программ и экспертизы результатов профессионального образования. Задача образовательной системы при этом состоит в том, чтобы перевести квалификационные требования, сформулированные работодателями, на язык образовательных стандартов, учебных планов и рабочих программ и осуществлять подготовку кадров в соответствии с этими требованиями.
Движение отрасли к мировым стандартам предполагает не просто ликвидацию кадрового дефицита, а решение насущной проблемы подготовки специалистов, способных транслировать передовой международный опыт в
практику российских фармпредприя-тий и исследовательских центров. Кадры нового типа должны обладать необходимой совокупностью междисциплинарных знаний, позволяющих им эффективно проводить исследования на стыке наук.
• ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ
Преследуя цель модернизации системы подготовки и переподготовки кадров, ФЦП предусматривает финансирование разработки новых образовательных программ для высших и средних специальных учебных заведений, программ послевузовского и дополнительного профессионального образования, практикумов по современным технологиям производства ЛС, в т.ч. с использованием потенциала формируемых фармацевтических кластеров. На эти цели в ближайшие 8 лет (2011—2018) запланировано финансирование в размере 275 млн. руб.
Анализ возможных вариантов реализации образовательных траекторий в сфере послевузовского и дополнительного образования позволяет сделать вывод о том, что весьма перспективным вариантом модернизации образовательных программ и образовательных модулей и насыщением их современным содержанием является превращение профильных вузов в центры трансфера передового опыта. Это подразумевает комплекс системных мер по повышению квалификации и переподготовке профессорско-преподавательского состава, а затем трансляцию их знаний через программы дополнительного профессионального образования в отрасль. К системе таких мер могут быть отнесены международные образовательные проекты с зарубежными университетами, стажировки в лабораториях ведущих исследовательских центров, активная научно-исследовательская работа, курсы повышения квалификации преподавателей и многое другое.
Актуальным направлением является также разработка междисциплинарных обучающих программ, подготовленных представителями различных вузов. Одним из очевидных направлений приложения такого рода усилий является институт уполномоченных лиц, определенный в ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Формулирование компетенций, разработка образовательных программ и адекватной методологии обучения должны явиться плодом совместных усилий компетентного образовательного сообщества, а не результатом келейных потуг, выдаваемых за истину в последней инстанции. Кооперация вузов необходима также в инновационной деятельности. В настоящее время СПХФА в содружестве с С.-Петербургским государственным технологическим институтом, С.-Петербургским государственным медицинским университетом им. И.П.Павлова создан межвузовский научный центр, цель которого — интеграция в сфере научных исследований и образовательных услуг на фармацевтическом рынке России. Кооперация вузов позво-
лит им более оперативно и качественно вести научные исследования, реали-зовывать инновационные проекты, осуществлять коммерциализацию разработок в области живых систем, конструирования фармацевтического оборудования и производств, фармацевтической экологии и т.д. В целом задачи, стоящие в настоящее время перед вузами, масштабны и требуют новых подходов. Однако, ориентируясь на западный опыт, не следует с пренебрежением относиться к достижениям национальной школы подготовки кадров. В связи с этим целесообразным представляется обсуждение вопроса о создании Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки «Промышленная фармация» (квалификация — бакалавр, магистр) как основного направления подготовки инженеров для фармацевтической отрасли. Тем самым будет адекватно определен нормативно-правовой статус специалистов, занятых на фармацевтическом производстве, более четко очерчены квалификационные требова-
ния, структурировано предложение на рынке труда.
Необходимость разработки такого стандарта вытекает из многолетнего опыта целевой подготовки кадров для фармацевтической промышленности, накопленного на факультете промышленной технологии лекарств СПХФА. Об этом свидетельствует также анализ ФГОСов по направлениям подготовки «Биотехнология» и «Химическая технология», являющихся в настоящее время базовыми для инженеров-технологов и не отвечающих в полной мере требованиям работы в фармацевтической отрасли. Представляется также, что в условиях перехода на систему двухуровнего образования обучение в магистратуре по направлению подготовки «Промышленная фармация» открывает возможности получения полноценного высшего профильного образования для выпускников фармацевтических факультетов, и таким образом проблема подготовки кадров для промышленности будет решена.
Ф