Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ НИЗКОЭМИССИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СЕКТОРА ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ ОТХОДАМИ В РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ НИЗКОЭМИССИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СЕКТОРА ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ ОТХОДАМИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмиссии / метан / отходы / свалки / полигоны / социально-экономическое развитие / сценарии / emissions / methane / waste / dumps / landfills / socio-economic development / scenarios

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колпаков Андрей Юрьевич, Лазеева Екатерина Андреевна

Национальные стратегические документы ставят амбициозные цели по снижению эмиссий парниковых газов. Это касается и сектора обращения с твердыми отходами, где наблюдается устойчивый динамичный рост эмиссий. Запланированные меры в рамках Национального проекта «Экология» не позволят добиться снижения объема захоронения твердых отходов и эмиссий от них. Позитивные сдвиги возможны только при одновременном наращивании мощностей ути-лизации новых отходов и запуске масштабного процесса рекультивации земель, занимаемых в настоящее время свалками и полигонами. Реализация таких действий носит ярко выраженный социальный характер, при этом их макроэкономическая эффективность является низкой. Низко-эмиссионная трансформация сектора обращения с отходами требует постоянного значитель-ного государственного стимулирования через финансовую поддержку, установление целевых по-казателей, мониторинг их выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колпаков Андрей Юрьевич, Лазеева Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOW EMISSION TRANSFORMATION OF WASTE SECTOR IN RUSSIA

National strategic documents set ambitious goals for reducing greenhouse gas emis-sions. This also applies to the solid waste management sector, which is experiencing a steady dynamic growth in emissions. The planned measures within the framework of the National Pro-ject “Ecology” will not be sufficient for reducing the volume of solid waste disposal and emis-sions from waste. Positive changes are only possible with a simultaneous increase in new waste recycling capacity and launching a large-scale process of reclaiming land currently occupied by landfills. Pursuing such a course of action has a pronounced social character while its macroeco-nomic effectiveness is low. The low-emission transformation of the waste management sector requires significant and continuous government incentives through financial support, setting tar-gets, and monitoring their implementation.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ НИЗКОЭМИССИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СЕКТОРА ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ ОТХОДАМИ В РОССИИ»

ПЕРСПЕКТИВЫ НИЗКОЭМИССИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СЕКТОРА ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ ОТХОДАМИ В РОССИИ

КОЛПАКОВ Андрей Юрьевич, к.э.н., [email protected], Институт народнохозяйственного прогнозирования, Российская академия наук, Москва, Россия ORCID: 0000-0003-4812-4582; Scopus Author ID: 55039903300 ЛАЗЕЕВА Екатерина Андреевна, [email protected], Институт народнохозяйственного прогнозирования Российская академия наук, Москва, Россия ORCID: 0009-0008-2065-4593

Национальные стратегические документы ставят амбициозные цели по снижению эмиссий парниковых газов. Это касается и сектора обращения с твердыми отходами, где наблюдается устойчивый динамичный рост эмиссий. Запланированные меры в рамках Национального проекта «Экология» не позволят добиться снижения объема захоронения твердых отходов и эмиссий от них. Позитивные сдвиги возможны только при одновременном наращивании мощностей утилизации новых отходов и запуске масштабного процесса рекультивации земель, занимаемых в настоящее время свалками и полигонами. Реализация таких действий носит ярко выраженный социальный характер, при этом их макроэкономическая эффективность является низкой. Низкоэмиссионная трансформация сектора обращения с отходами требует постоянного значительного государственного стимулирования через финансовую поддержку, установление целевых показателей, мониторинг их выполнения.

Ключевые слова: эмиссии, метан, отходы, свалки, полигоны, социально-экономическое развитие, сценарии.

Б01: 10.47711/0868-6351-205-137-148

О важности снижения эмиссий парниковых газов в секторе обращения с твердыми отходами. Задачи снижения эмиссий парниковых газов (ПГ) становятся неотъемлемой частью системы стратегического планирования в России. В 2021 г. утверждена Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года2 (Стратегия), согласно которой нетто-выбросы ПГ (с учетом сектора «Землепользование, изменения в землепользовании и лесное хозяйство») должны быть снижены на 60% за 2019-2050 гг. В 2023 г. актуализирована Климатическая доктрина Российской Федерации3 (Доктрина), в которой была зафиксирована цель: достижение баланса между антропогенными выбросами ПГ и их поглощением (т. е. обнуление нетто-эмиссий) не позднее 2060 г.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), транспорт, промышленность, сельское хозяйство обеспечивают определяющий вклад в формирование общего объема эмиссий ПГ как в России, так и на глобальном уровне. Поэтому дискуссия о потенциале снижения эмиссий ПГ сосредоточена преимущественно вокруг указанных секторов.

На сектор обращения с твердыми коммунальными и промышленными отходами (ТКО и ТПО, соответственно) также приходится существенная доля эмиссий, которая в 2021 г. составляла в России 3,2% [1]. В настоящее время значительная часть образуемых ТКО и ТПО вывозится на свалки и полигоны твердых отходов (СТО),

1 Статья подготовлена при поддержке гранта в форме субсидий из федерального бюджета на выполнение научных исследований и работ в рамках реализации инновационного проекта государственного значения «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ» (соглашение о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 01.03.2023 г. № 139-15-2023-003 между Минэкономразвития России и ИНПРАН).

2 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 3052-р.

3 Утверждена указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2023 г. № 812.

где происходит биологическое разложение органического материала отходов с выделением метана4 ^Щ). При этом особенность эмиссий от отходов заключается в их монотонном росте [2] на ретроспективном периоде, что обусловлено: а) постоянным накоплением ТКО и ТПО на СТО и полигонах, каждая прирастающая компонента которых продолжает создавать эмиссии метана в течение многих лет по мере разложения; б) преобладанием тренда на повышение уровня жизни в стране с сопутствующим ростом потребления населения [3-5]. Из-за отсутствия «накопительной» компоненты другие секторы в большей степени подвержены влиянию социально-экономической динамики и технологического перевооружения (рис. 1).

Указанная особенность означает, что трансформация сектора обращения с твердыми отходами должна быть запущена в обозримой перспективе, чтобы переломить повышательную тенденцию и гарантировать позитивный вклад сектора в достижение национальных целей снижения эмиссий ПГ. В противном случае потребуется ужесточение нагрузки на другие сферы экономики для компенсации углеродного следа от отходов.

Рис. 1. Сравнительная динамика эмиссий ПГ от разных секторов экономики (2021 г. = 100):

—•— ТЭК;---транспорт; —о— сельское и лесное хозяйство;

• • • промышленность;--— здания; — отходы

Источник: Росгидромет5.

В совокупных эмиссиях ПГ от отходов особо следует выделить метан, способность которого накапливать энергию в атмосфере (что сопровождается повышением температуры) значительно превышает таковую у СО2. Этот феномен принято описывать с помощью показателя «Потенциал глобального потепления» (ПГП, англ.: Global Warming Potential). В настоящее время ПГП метана составляет 28, т. е. на 100-летнем периоде с точки зрения эффекта потепления климата 1 т СН4 в атмосфере эквивалентна 28 т СО2. При этом эксперты МГЭИК (Межправительственная группа экспертов по изменению климата) за последние 30 лет несколько раз пересматривали оценки ПГП метана и накопленным итогом увеличили их на треть: сначала с 21 до 23, затем до 25 и, наконец, до 28. Такое соотношение определяет второй по значимости после углекислого газа вклад метана в глобальное потепление [6; 7].

4 Помимо метана на СТО образуются также незначительный объем диоксида углерода (С02) и закиси азота (N¡0).

5 Здесь и далее под данными Росгидромета понимаются ежегодные доклады о национальном кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемымМонреальским протоколом.

Метан является не только ПГ, но и включен в перечень загрязняющих веществ6, которые способны оказывать негативное воздействие на здоровье человека, и поэтому в отношении эмиссий СН4 применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Также, учитывая, что функционирование СТО сопряжено с загрязнением грунтовых и наружных вод [8-10], деградацией почв, истощением ресурсов растительного и животного мира, отвлечением земель из хозяйственного оборота [11], появлением очагов инфекционных заболеваний, которые переносятся птицами или насекомыми [12], решение проблемы отходов будет напрямую способствовать улучшению состояния окружающей среды и, соответственно, качества жизни в России [13].

Показатели сферы обращения с твердыми отходами. В табл. 1 представлена динамика и структура образования и захоронения ТКО и ТПО; в табл. 2 -эмиссий СН4 от них.

Объем образованных ТКО вырос более чем в 2,5 раза за последние 30 лет, превысив уровень 73 млн т в 2021 г. До последнего времени более 97% образованных ТКО направлялось на захоронение, и только к 2021 г. этот показатель уменьшился на 3 проц. п. благодаря повышению объема отходов, направленных на компостирование, который вырос в десять раз. Практика сжигания ТКО не получила широкого распространения в России: пиковые значения были достигнуты в 2010 г. на уровне 1 млн т, после чего они сократились на треть к 2021 г.

Таблица 1

Динамика и структура образования и захоронения ТКО и ТПО в России, млн т

Показатель 1990 г. 2000 г. 2010 г. 2015 г. 2021 г.

Объем образованных ТКО 26,4 31,8 49,4 56,0 73,4

ТКО, отправленные на сжигание 0,5 0,4 1,0 0,6 0,7

Переработка ТКО на компост 0,2 0,4 0,4 0,4 3,9

Объем захоронения ТКО, 25,7 31,0 48,0 55,0 68,8

в том числе:

бумажные отходы 6,3 9,3 19,9 23,9 29,9

текстильные отходы 1,5 1,3 1,9 2,2 2,8

пищевые отходы 9,6 12,9 14,9 16,2 20,3

древесные отходы 0,6 0,7 0,7 0,8 1,0

отсев 2,9 1,8 2,9 3,3 4,1

прочие (разлагаемые) 0,4 0,7 0,7 0,8 1,0

прочие (неразлагаемые) 4,4 4,3 7,0 7,7 9,6

Образовано и захоронено ТПО, 5,3 2,8 3,6 4,3 6,1

в том числе:

целлюлозно-бумажное, издательское и полиграфи-

ческое производство 1,68 0,88 1,61 1,04 1,58

текстильное и швейное производство 0,05 0,02 0,03 0,03 0,04

древесина и изделия из дерева, лесное хозяйство 0,53 0,28 0,23 0,47 0,42

кожа, изделия из кожи 0,03 0,01 0,01 0,01 0,03

строительство 1,90 1,00 1,07 1,85 2,99

производство пищевых продуктов 0,78 0,41 0,45 0,59 0,66

сельское хозяйство и охота, рыболовство

и рыбоводство 0,37 0,23 0,24 0,36 0,38

Источники: Росгидромет, Росстат.

Наибольшая доля в структуре разлагаемых ТКО, попадающих на полигоны, приходится на бумажные отходы, при этом их доля перманентно росла с 27,2% до 43,5% за 1990-2021 гг. Обратная динамика наблюдается у пищевых отходов: их доля достигла своего максимума в 2000 г. на уровне 41,5%, после чего уменьшилась до 29,5% к 2021 г. В настоящее время это второй по значимости тип ТКО

6 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р. Проблемы прогнозирования, 2024, № 4

в стране. На прочие типы разлагаемых ТКО приходится около 13%, и примерно столько же обеспечивают отходы, которые не производят эмиссии метана.

Что касается ТПО, то на полигоны направляются только те объемы, которые не являются опасными и могут относиться к категории твердых отходов, поэтому масштаб их захоронения существенно уступает таковому для ТКО. За 1990-е годы захоронение ТПО сократилось практически вдвое (до 2,8 млн т) на фоне сворачивания промышленных производств, после чего начался монотонный рост данного показателя до более 6 млн т в 2021 г.

Как и в структуре ТКО, важную роль играют отходы бумажного и пищевого происхождения - от целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности, соответственно. Однако наибольшую долю (около половины в 2021 г.) занимают отходы от строительства.

Таблица 2

Динамика и структура образования эмиссий метана от ТКО и ТПО, млн т

Показатель Содержание органического вещества в отходах, % 1990 г. 2000 г. 2010 г. 2015 г. 2021 г.

Эмиссии метана от ТКО, 0,85 1,11 1,62 2,02 2,52

в том числе:

бумажные отходы 27,1 0,40 0,51 0,85 1,18 1,56

текстильные отходы 24,2 0,07 0,10 0,11 0,13 0,15

пищевые отходы 12,6 0,26 0,35 0,47 0,52 0,59

древесные отходы 40,5 0,05 0,07 0,08 0,09 0,10

отсев 7,0 0,04 0,06 0,06 0,06 0,07

прочие (разлагаемые) 23,5 0,02 0,03 0,04 0,05 0,06

Эмиссии метана от ТПО, 0,20 0,22 0,23 0,25 0,28

в том числе:

целлюлозно-бумажное, издательское

и полиграфическое производство 40,0 0,11 0,12 0,13 0,15 0,16

текстильное и швейное производство 24,0 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

древесина и изделия из дерева, лесное

хозяйство 43,0 0,04 0,04 0,04 0,05 0,05

кожа, изделия из кожи 39,0 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

строительство 4,0 0,01 0,01 0,01 0,02 0,02

производство пищевых продуктов 15,0 0,02 0,02 0,02 0,02 0,03

сельское хозяйство и охота, рыболов-

ство и рыбоводство 20,0 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02

Источник: Росгидромет.

Типы ТКО и ТПО отличаются долей содержания органического вещества (DOC), которое в условиях протекающих на полигоне реакций превращается в метан. Наибольшее содержание DOC в ТКО находится в древесных отходах (40,5%); для бумажных и текстильных отходов DOC составляет 24-27%; для пищевых отходов -почти 13%; минимальные значения DOC у отсеиваемых отходов (7%). ТПО оказываются более интенсивными с точки зрения содержания органического вещества: DOC 39-43% наблюдается в отходах целлюлозно-бумажной, коже- и деревообрабатывающей промышленности; 24% - в текстильной промышленности; 15% - в пищевой; 4% - в строительстве.

Таким образом, в 2021 г. было образовано 2,8 млн т эмиссий СН4, причем 88% этого объема составляют всего четыре позиции: бумажные, пищевые, текстильные ТКО и ТПО от целлюлозно-бумажной промышленности.

Метод оценки образования ТКО и ТПО и выбросов метана от них с учетом социально-экономических факторов. В ИНП РАН создан подход для разработки сценариев социально-экономического развития России с низким уровнем нетто-выбросов

ПГ на основе межотраслевой макроструктурной модели экономики России, построенной на методологии «затраты-выпуск» [14]. Указанный подход был дополнен блоком моделирования сектора обращения с ТКО и ТПО, расчетный алгоритм которого представлен на рис. 2.

Параметры развития секторов, которые формируют ТКО и ТПО

Межотраслевая макроструктурная

модель (затраты- выпуск)

Изменение параметров потребления

Изменение цен на продукцию во всех отраслях (межотраслевые эффекты)

Инвестиции на снижение выбросов ПГ от ТКО и ТПО

€4

Утилизация

^^^ Рекультивация

Полигон твердых бытовых отходов

Новые отходы, которые могут выделять метан

Часть отходов, которая еще не выделила метан

Накопленный объем

отходов, который продолжает выделять метан, за предшествующие годы

Эмиссии метана

Рис. 2. Алгоритм разработки сценариев низкоэмиссионного развития сектора обращения с ТКО и ТПО с учетом социально-экономических факторов: *к = 1п(2)/Ь1/2 - коэффициент показывает, что попадающие на полигоны отходы выделяют метан постепенно в течение длительного периода времени (доля выделения метана от отходов максимальна в первый год и затем постепенно снижается)

Источник: составлен авторами.

Ключевой драйвер образования отходов - социально-экономическая динамика: рост благосостояния населения ведет к росту потребления, который требует увеличения производства, и оба этих фактора являются причиной образования ТКО и ТПО. Наличие межотраслевой модели позволяет использовать в качестве объясняющих переменных не только показатели среднедушевого ВВП и численности населения, но также проводить расчеты на уровне видов экономической деятельности (ВЭД), функционирование которых напрямую связано с основными типами разлагаемых отходов [15; 16]. Таким образом, базовая траектория образования отходов (без учета каких-либо мер борьбы с ними) формируется на основе регрессионных уравнений от выпусков соответствующих отраслей (при этом коэффициенты перед выпуском положительные, а Я2 находится в диапазоне 0,8-0,9 во всех случаях):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

к

- объем бумажных отходов: на основе выпуска ВЭД «Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них»;

- объем текстильных отходов: на основе суммарного выпуска ВЭД «Текстильное производство», «Производство одежды; выделка и крашение меха», «Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви»;

- объем пищевых отходов: на основе суммарного выпуска ВЭД «Производство пищевых продуктов, включая напитки», «Производство табачных изделий»;

- объем древесных отходов: на основе выпуска ВЭД «Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели»;

- объем строительных отходов: на основе выпуска ВЭД «Строительство»;

- объем сельскохозяйственных отходов: на основе выпуска ВЭД «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях».

Сравнительная динамика объема отходов и выпусков соответствующих ВЭД в 2011-2021 гг. показана на рис. 3.

А: бумажные отходы

Б: текстильные отходы

Млн т

Трлн руб.

Млн т

Трлн руб.

35,0 1,6 3,0

2,8

30,0 1,4 2,6

1,2 2,4

25,0 _________ ' 2,2

- 1,0 2,0 -

20,0 1,8

- 0,8 1,6 -

15,0 0,6 1,4 -

1,2 -

10,0 -1-1-1-1-1-1-1-1-1-1- 0,4 1,0 -

1,0 0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2

¿V ^ ^ л* л4

В: пищевые отходы

Г: древесные отходы

30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

Млн т

Трлн руб. Млн т

Г 12,0 1,1

- 11,0 1,0

10,0 0,9

- 9,0 0,8

,0 0,7

7,0 0,6

6,0 0,5

5,0 0,4

Трлн руб.

1,4 1,2

1,0 0,8 0,6 0,4 0,2

0\ч ^ ^ ^ л® л4

¿V ^ ^ й\ь л4

Рис. 3. Сравнительная динамика объема отходов (сплошная линия, млн т) и выпусков соответствующих ВЭД (пунктирная линия, трлн руб. в постоянных ценах 2021 г.), правая шкала

Источники: Росгидромет, Росстат.

Объем образованных за год отходов корректируется на уровень их утилизации [17], и оставшаяся (неутилизированная) составляющая отправляется на захоронение на СТО. Под утилизацией подразумевается7 повторное полезное применение отходов, в том числе: а) рециклинг - использование по прямому назначению (например,

7 В соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2014 г. № 458-ФЗ.

целая стеклотара без дополнительной переработки); б) регенерация - возврат отходов в производственный цикл после переработки (например, переработка использованной бумаги в упаковочные материалы или измельчение шин и переработка в мягкое покрытие для городской среды); в) рекуперация - извлечение полезных компонентов из отходов для их повторного применения (например, из автомобильных шин извлекают металлокорд); г) использование ТКО в качестве топлива для производства электрической и тепловой энергии.

Захороненные на полигонах твердые отходы выделяют метан. Функции, описывающие данный процесс в модели, полностью соответствуют методическим рекомендациям МГЭИК5. Процесс разложения органического вещества твердых отходов составляет несколько десятилетий, даже если СТО закрыли и мусор на нее больше не вывозят. При этом каждые десять лет выделение метана от единицы захороненных отходов сокращается вдвое.

Сокращение эмиссий метана от уже накопленных за годы отходов можно осуществлять различными способами и технологиями [7], в том числе путем рекультивации земель. Рекультивация - это комплекс поэтапных мероприятий, нацеленных на восстановление ценности земель для хозяйственного использования, а также улучшение окружающей среды и экологического состояния территории. Примером таких работ является преобразование бывшего полигона «Левобережный» в часть городской среды г. Химки.

Масштабы реализации мер по утилизации и рекультивации являются сценарными параметрами. От них зависит объем захоронения отходов и образования метана. При этом осуществление таких мер требует инвестиций. Оценка удельных капиталоемкостей произведена на основе данных, представленных в паспортах федеральных проектов «Чистая страна» и «Комплексная система обращения с ТКО» в рамках Национального проекта «Экология»: стоимость утилизации9 твердых отходов составляет 29,1 тыс. руб. за тонну, рекультивации свалок -25,6 млн руб. за один гектар.

Инвестиции в утилизацию и рекультивацию имеют два эффекта. Во-первых, они приводят к росту производства в отраслях инвестиционного комплекса и смежных с ними ВЭД, обеспечивают накопление основного капитала и, тем самым, увеличивают валовый продукт страны. Во-вторых, для обеспечения окупаемости инвестиций повышаются цены на продукцию ВЭД «Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья». При этом в модели симулируется схема привлечения кредитных средств в сектор обращения с отходами со следующими параметрами: ставка составляет 12,5%"'°, срок кредитования - 15 лет. В каждый год рассчитывается объем финансовых средств, необходимых для обслуживания займов по всем запущенным инвестиционным проектам при обеспечении их рентабельности 10%, и в зависимости от этого устанавливаются цены на услуги сектора. Происходящий рост цен затем распространяется по цепочке на продукцию всех отраслей с учетом межотраслевых связей. Это негативным образом сказывается на параметрах потребления и замедляет экономическую динамику.

Таким образом, формируется замкнутая расчетная конструкция, когда социально-экономические параметры являются драйвером образования отходов и одновременно с этим несут в себе эффекты реализации инвестиционных проектов по утилизации и рекультивации.

8 Руководящие принципы национальных инвентаризаций парниковых газов. МГЭИК, 2006. Том 5: Отходы. URL: https://www.ipcc-nggip.iges.or.jp/public/2006gl/russian/vol5.html.

9 Капитальные затраты на тонну мощностей.

10 Это максимальный предельный размер ставки для проектов в сфере обращения с отходами в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 05. 2022 г. № 814.

Сценарии низкоэмиссионной трансформации сектора обращения с твердыми отходами. На основе описанного метода разработаны три сценария (табл. 3) для сектора обращения с отходами в рамках социально-экономического развития России с темпами не ниже среднемировых (среднегодовой темп прироста ВВП России на период до 2060 г. составляет 2,8%).

Таблица 3

Сценарии развития сектора обращения с твердыми отходами с разным уровнем

эмиссий метана

Показатель 2021 г. 2030 г. 2040 г. 2050 г. 2060 г.

Сценарий С1

ВВП, 2021 = 100 100,0 121,4 163,5 218,2 290,0

Накопленный ВВП, 2021 = 100 100,0 1080,0 2518,0 4445,0 6999,0

Выпуск образующих отходы ВЭД*, 2021 = 100 100,0 128,6 180,4 258,1 347,1

Уровень утилизации отходов, % 6 22 22 22 22

Доля рекультивации земель из-под СТО, % 0 0 0 0 0

Инвестиции, млрд руб. (2021), накопленным итогом 33 507 754 1147 1707

Утилизация 33 507 754 1147 1707

Рекультивация 0 0 0 0 0

Динамика цен на услуги сектора обращения с отходами,

2021 =100 100 298 230 188 144

Образовано способных к разложению ТКО и ТПО, млн т 79 94 141 215 319

Захоронено способных к разложению ТКО и ТПО, млн т 75 73 110 167 248

Эмиссии СН от сектора обращения с отходами, млн т 2,80 3,54 4,66 6,60 9,69

Сценарий С2

ВВП, 2021 = 100 100,0 121,4 163,4 217,9 289,6

Накопленный ВВП, 2021 = 100 100 1080 2518 4442 6993

Выпуск образующих отходы ВЭД*, 2021 = 100 100,0 128,6 180,3 257,9 346,8

Уровень утилизации отходов, % 6 22 38 65 80

Доля рекультивации земель из-под СТО, % 0 0 0 0 0

Инвестиции, млрд руб. (2021), накопленным итогом 33 507 1317 3437 6264

Утилизация 33 507 1317 3437 6264

Рекультивация 0 0 0 0 0

Динамика цен на услуги сектора обращения с отходами,

2021 =100 100 298 418 619 542

Образовано способных к разложению ТКО и ТПО, млн т 79 94 141 214 318

Захоронено способных к разложению ТКО и ТПО, млн т 75 73 87 75 64

Эмиссии СН от сектора обращения с отходами, млн т 2,80 3,54 4,38 4,91 4,77

Сценарий С3

ВВП, 2021 = 100 100,0 121,1 163,1 217,4 289,4

Накопленный ВВП, 2021 = 100 100 1078 2514 4435 6983

Выпуск образующих отходы ВЭД*, 2021 = 100 100,0 128,3 180,1 257,3 346,6

Уровень утилизации отходов, % 6 22 38 65 80

Доля рекультивации земель из-под СТО, % 0 15 31 65 80

Инвестиции, млрд руб. (2021), накопленным итогом 33 1981 4385 9816 14121

Утилизация 33 507 1317 3428 6259

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рекультивация 0 1474 3068 6387 7861

Динамика цен на услуги сектора обращения с отходами,

2021 =100 100 509 663 865 617

Образовано способных к разложению ТКО и ТПО, млн т 79 94 140 214 318

Захоронено способных к разложению ТКО и ТПО, млн т 75 73 87 75 64

Эмиссии СН от сектора обращения с отходами, млн т 2,80 3,05 3,11 1,92 1,16

* Целлюлозно-бумажное производство, текстильная промышленность, пищевая промышленность, дерево-

обработка, строительство, сельское хозяйство.

Источник: расчеты авторов.

Сценарий С1 предполагает выполнение целевых значений Национального проекта «Экология» по наращиванию мощностей утилизации ТКО до 18,5 млн т к 2030 г., что, согласно нашим оценкам, позволит увеличить степень утилизации твердых отходов до 22%. После 2030 г. сценарий предполагает поддержание нормы утилизации на достигнутом уровне, при этом из-за наращивания объема образования отходов потребуются дополнительные мощности утилизации. Объем суммарных

капитальных вложений по направлению «утилизация» в таком случае оценивается в 0,5 трлн руб. (здесь и далее в ценах 2021 г.) в период до 2030 г.; 1,1 трлн руб. -до 2050 г.; 1,7 трлн руб. - до 2060 г.

Сценарий С2 рассматривает вариант продолжения амбициозных действий по наращиванию мощностей утилизации отходов [18-20] и после 2030 г. Предполагается, что к 2050 г. удастся выйти на уровень утилизации в 65%, в 2060 г. - 80%. Для сравнения: сопоставимый уровень утилизации (80% и более) в настоящее время уже достигнут"" в Японии, Южной Корее, Германии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии. Накопленный объем капитальных вложений по направлению «утилизация» вырастает до 3,4 трлн руб. в период до 2050 г. и 6,3 трлн руб. - до 2060 г.

Сценарий С3 предусматривает дополнительные действия по рекультивации земель, отданных в настоящее время под свалки и полигоны, начиная с 2026 г. Предполагается, что к 2050 г. будет рекультивировано 65% всех земель, к 2060 г. - 80% (такие темпы синхронизированы с масштабами утилизации новых твердых отходов, что будет снижать потребность в СТО). Это потребует еще более существенного объема капитальных вложений, накопленный объем которых по направлениям «утилизация» и «рекультивация» оценивается в 9,8 трлн руб. до 2050 г. и 14,1 трлн руб. - до 2060 г.

Выполненные расчеты демонстрируют, что запланированные на сегодняшний момент меры в рамках Национального проекта «Экология» при позитивной социально-экономической динамике не позволят [21] добиться снижения объема новых образующихся твердых отходов, которые нужно будет вывозить на СТО (сценарий С1). Только в более амбициозных сценариях С2 и С3 в районе 2040 г. получится выйти на пик захоронения отходов, а к 2060 г. оно снизится примерно на 15% по сравнению с современными значениями - такой скромный спад объясняется резким нарастанием базы формирования отходов за последующие почти четыре десятилетия. Причем следует иметь в виду, что реализуемые в настоящее время инициативы по прекращению использования пластиковой упаковки могут вести к более высокой востребованности упаковки из бумаги и картона, что усугубит ситуацию с бумажными отходами, характеризующимися относительно высоким DOC.

Очевидно, что в сценарии С1 эмиссии метана от твердых отходов продолжат динамично повышаться, что заметно усложнит выполнение целей, зафиксированных в национальных стратегических документах в сфере климатической политики. В сценарии С2 удается обеспечить достижение пика выбросов от отходов к 2050 г. на уровне порядка 175% современных значений; далее к 2060 г. выбросы от отходов хоть и снизятся, но все равно будут существенно превышать сегодняшние.

Это означает, что из-за длительного процесса формирования эмиссий метана от отходов только мероприятия по наращиванию мощностей утилизации не позволят улучшить показатели выбросов ПГ в рассматриваемом секторе в ближайшие несколько десятилетий. Решение проблемы требует дополнительных активных действий по рекультивации земель из-под СТО с накопленными отходами: в сценарии С3 к 2040 г. удается достичь пика эмиссий, и в 2050 г. они будут примерно на 30% ниже современных значений; в 2060 г. - на 60%.

В действительности лишь сценарий С 3 соответствует целям Стратегии и Доктрины. Однако для окупаемости инвестиций [22; 23], необходимых для реализации сценария С3, услуги по обращению с отходами должны быть дороже на 70% уже в 2030 г., а к середине века - в несколько раз (в реальном выражении, по сравнению со сценарием С1). Рост цен неизбежно окажет негативное воздействие на параметры потребления в экономике, превышающее выгоды от накопления капитала и задействования межотраслевых связей: согласно выполненным

11 Расчет на основе: URL: https://sensoneo.com/global-waste-index/

оценкам, накопленный объем ВВП в сценарии С3 будет на 21 трлн руб. (в ценах 2021 г.) ниже, чем в сценарии С1.

* * *

Реализация мероприятий по сокращению негативной нагрузки на окружающую среду со стороны сектора обращения с твердыми отходами (включая снижение эмиссий метана) носит ярко выраженный социальный характер. Макроэкономическая эффективность таких решений, принимающая во внимание только величину добавленной стоимости и не учитывающая социальные выгоды (прежде всего, для здоровья людей) - по сути, финансовая отдача на инвестиции - является низкой. Поэтому без мощного государственного стимулирования (как в виде бюджетной поддержки, так и через установление индикаторов развития и контроль за выполнением целевых показателей) движение в сторону низкоэмиссионной трансформации сектора будет крайне маловероятно. Учитывая значительную инерционность, связанную с многолетним выделением метана отходами, вывезенными на СТО, государственное стимулирование должно также иметь непрерывный характер.

С точки зрения управления процессом указанные требования означают, что целесообразно появление компоненты, которая бы монетизировала потенциальные социальные выгоды от борьбы с захоронением отходов и обосновывала необходимость стимулирующих действий со стороны государственного сектора. В том числе это касается продолжения активных действий по трансформации сектора обращения с твердыми отходами и после завершения Национального проекта «Экология».

Важно отметить, что в международной практике применение механизмов экономического регулирования (углеродный налог или система торговли выбросами) эмиссий от отходов ограничено Южной Кореей, Новой Зеландией, Австралией"'2 (а также еще несколькими юрисдикциями, но в отношении только к сжигаемым отходам). Вопрос об использовании таких механизмов в России целесообразно рассмотреть при формировании национальной системы регулирования выбросов'5.

Литература / References

1. Рогачев Н.С. Методика учета региональных особенностей России при разработке мер по снижению выбросов парниковых газов от сферы обращения с твердыми коммунальными отходами / Глобальные вызовы. и национальные экологические интересы: экономические и социальные аспекты: Сб. материалов XVII международной научно-практической конференции Российского общества экологической экономики. Новосибирск. 03-08 июля 2025 г. / Под ред. Т.О. Тагаевой, Л.К. Казанцевой. Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2023. С. 525-555. [Rogachev N.S. Methodology for taking into account the regional characteristics of Russia when developing measures to reduce greenhouse gas emissions from the municipal solid waste management system / Global'nye vyzovy i nacional'nye ekologicheskie interesy: ekonomicheskie i social'nye aspekty: Sbornik materialovXVII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Rossijskogo obshchestva ekologicheskoj ekonomiki. Novosibirsk. 05-08 iyulya 2025 g. /Pod redakciej T.O. Tagaevoj, L.K Kazancevoj. Novosibirsk. Institut ekonomiki i organizacii promyshlennogo proizvodstva SO RAN, 2025. S. 525-555. (In Russ.)]

2. Говорушко С.М., Лазарев С., Петухов В.И., Зелинская Е.В. Обращение с твердыми коммунальными отходами: Россия на фоне мира //Астраханский вестник экологического образования. 2021. № 2 (62). С. 4-51. DOI 10.56698/2504-5957-2021-2-4-51. [Govorushko S.M., Lazarev S., Petukhov V.I., Zelinskaya E.V. An overview of municipal solid waste management: Russia on the background of the world // Astrahanskij vestnik ekologicheskogo obrazovaniya. 2021. No. 2 (62). Рр. 4-51. (In Russ.)]

5. Ying-Chu Chen. Effects of urbanization on municipal solid waste composition // Waste Management. 2018. Vol. 79.

Pp. 828-856. URL: https://doi.org/10.1016/j.wasman.2018.04.017 4. Кейно Н. Усилия ЕС и ЕАЭС в рамках концепции устойчивого развития // Наука и инновации. 2021. № 7 (221). С. 58-45. DOI 10.29255/1818-9857-2021-7-58-45. [KejnoN. The EUandEAEUefforts in the framework of the sustainable development // Nauka i innovacii. 2021. No. 7 (221). Рр. 58-45. (In Russ.)]

12 International Carbon Action Partnership. Emissions Trading Worldwide: Status Report 2023; World Bank. State and Trends of Carbon Pricing 2023.

13 Одним из возможных вариантов является использование социальной цены углерода [24; 25], однако анализ и обоснование целесообразности и эффективности такого решения требуют специального исследования.

5. Жукова Ю.М., Никулина С.Н., Яковлева О.В., Чериканова Е.А. Анализ основных тенденций развития системы обращения с отходами в России: проблемы и перспективы // Экология и промышленность России. 2020. Т. 24. №8. С. 66-71. DOI 10.18412/1816-0395-2020-8-66-71. [YuM. Zhukova, S.N. Nikulina, O.V. Yakovleva, E.A. Cherikanova. Analysis of the main trends in the development of the waste management system in Russia: problems andprospects //Ekologiya i promyshlennost'Rossii. 2020. Vol. 24. No. 8. Pp. 66-71. (In Russ.)]

6. IPCC, 2023: Summary for Policymakers. In: Climate Change 2023: Synthesis Report. Contribution of Working Groups I, II and III to the Sixth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change [Core Writing Team, H. Lee and J. Romero (eds.)]. IPCC, Geneva, Switzerland. 34 p.

7. DeFabrizio S., Glazener W., Hart C., Henderson K., Kar J., Katz J. Pozas Pratt M., Rogers M., Ulanov A., Tryg-gestad C. Curbing methane emissions: How five industries can counter a major climate threat. McKinsey and Co, September 2021. 58 p.

8. Килин И.Ю. Влияние фильтрата полигонов ТКО на геологическую среду в Пермском крае //Геология и полезные ископаемые Западного Урала. 2023. № 6 (43). С. 251-255. [Kilin I.Y. The effect ofMSW landfill filtrate on the geological environment in the Perm region // Geologiya i poleznye iskopaemye Zapadnogo Urala. 2023. No. 6 (43). Pp. 251-255. (In Russ.)]

9. Шулепова О.В., Смирнова А. О влиянии твeрдых бытовых отходов на почву: региональный аспект // Аг-ропродовольственная политика России. 2019. № 2 (86). С. 44-47. [Shulepova O.V., Smirnova A. O vliyanii tvyordyh bytovyh othodov napochvu: regional'nyj aspekt // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2019. No. 2 (86). Pp. 44-47. (In Russ.)]

10. Хертек С.Г., Татаренко В.И. Мониторинг состояния почвенного покрова земли в местах размещения твердых коммунальных отходов // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2022. Т. 6. С. 275-280. DOI 10.33764/2618-981X-2022-6-275-280. [Hertek S.G., Tatarenko V.I. Creation of 3D model of the object for real estate cadastre purposes //Interekspo Geo-Sibir'. 2022. Vol. 6. Pp. 275-280. (In Russ.)]

11. Мамыкина Ю.Т. Влияние свалок и полигонов твердых коммунальных отходов на почвенный покров // Инновационное развитие науки и образования: сборник статей VIIМеждународной научно-практической конференции. Пенза. 5 сентября 2019 г. Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. С. 202-204. [Mamykina Yu. T. Impact of landfills and landfills of municipal solid waste on soil cover // Innovacionnoe razvitie nauki i obrazovaniya: sbornik statej VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza. 5 sentyabrya 2019 g. Penza: «Nauka i Prosveshchenie» (IP Gulyaev G. YU.), 2019. Рр. 202-204. (In Russ.)]

12. Курочкина В.А. Основные экологические проблемы в сфере обращения с отходами на примере Архангельской области // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № 2. DOI 10.15862/33NZVN223. [Kurochkina V.A. Main environmental problems ofwaste management by the example of the Arkhangelsk region // Vestnik ev-razijskoj nauki. 2023.Vol. 15. No. 2. (In Russ.)]

13. Шилкина С.В. Мировые тенденции управления отходами и анализ ситуации в России //Интернет-журнал «Отходы и ресурсы». 2020. № 1. DOI: 10.15862/05EC0R120. [Shilkina S.V. Global trends in waste management and analysis of the situation in Russia // Internet-zhurnal «Othody i resursy». 2020. No. 1. (In Russ.)]

14. Широв А.А., Колпаков А.Ю. Целевой сценарий социально-экономического развития России с низким уровнем нетто-выбросов парниковых газов до 2060 года // Проблемы прогнозирования. 2023. № 6 (201). С. 53-66. DOI: 10.47711/0868-6351-201-53-66. [ShirovA.A., KolpakovA.Yu. Target scenario of low greenhouse gas emissions socio-economic development of Russia for the period until 2060 // Problemy prognozirovaniya. 2023. No. 6 (201). Pp. 53-66. (In Russ.)]

15. Узякова Е.С., Остах О.С., Остах С.В. Анализ и прогноз динамики и структуры отходов во взаимосвязи с экономическим развитием страны // Проблемы прогнозирования. 2020. № 1 (178). С. 135-145. [Uzya-kova E.S., Ostah O.S., Ostah S. V. Analyzing and forecasting trends and composition of waste in the context of national economic development // Problemy prognozirovaniya. 2020. No. 1 (178). Рр. 135-145. (In Russ.)]

16. Гильмундинов В.М., Тагаева Т.О., Бокслер А.И. Анализ и прогнозирование процессов обращения с отходами в РФ // Проблемы прогнозирования. 2020. № 1 (178). С. 126-134. [Gil'mundinov V.M., Tagaeva T.O., Boksler A.I. Analysis and forecasting ofwaste management processes in Russia // Problemy prognozirovaniya. 2020. No. 1 (178). Рр. 126-134. (In Russ.)]

17. Ключникова Е.М., Орлов А.Н., Корппоо А.М. Индустрия переработки твердых коммунальных отходов на пути к «зеленому» росту // ЭКО. 2022. № 8. С. 67-88. DOI: 10.30680/ECÜ0131-7652-2022-8-67-88. [Klyuchnikova E.M., Orlov A.N., Korppoo A.M. Solid municipal waste recycling industry on the track to green growth // EKO. 2022. No. 8. Рр. 67-88. (In Russ.)]

18. ДжамаловР.Г., Карлссон А., Юшманова С.И. и др. Обращение с бытовыми отходами в странах Северной Европы и России //Муниципальная академия. 2021. № 1. С. 208-217. DOI 10.52176/2304831X_2021_01_208. [Jamalov R.G., Karlsson A., Yushmanova S.I. (i dr.). Waste management in the countries of Northern Europe and Russia //Municipal'naya akademiya. 2021. No. 1. Рр. 208-217. (In Russ.)]

19. Гирич М.Г., Левашенко А.Д. Разделяй и властвуй: скрытые возможности рынка отходов в России и мире //Международная торговля и торговая политика. 2019. № 1. С. 72-84. URL: https://doi.org/10.21686/2410-7395-2019-1-72-84 [Girich M.G., Levashenko A.D. Separate and dominate: hidden potential of waste market in Russia and in the world// Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovayapolitika. 2019. No. 1. Рр. 72-84. (In Russ.)]

20. Тагаева Т.О. Реформирование управления деятельностью по ликвидации отходов в РФ // ЭКО. 2020. № 9. С. 46-61. DOI: 10.30680/ЕСО0131- 7652-2020-9-46-61. [Tagaeva T.O. Reforming of Waste Management Activities in the Russian Federation // ЕСО. 2020. No. 9. Pp. 46-61. (In Russ.)]

21. Кривошеева О.И., Филимонова И.В. Прогноз выбросов парниковых газов в секторе «Отходы» как часть углеродного следа Новосибирской области до 2030 года / Глобальные вызовы и национальные экологические интересы: экономические и социальные аспекты: Сборник материалов XVII международной научно-практической конференции Российского общества экологической экономики. Новосибирск. 03—08 июля 2023 г. / Под редакцией Т. О. Тагаевой, Л.К. Казанцевой. Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2023. С. 120-126. [Krivosheeva O.I., Filimonova I.V. Prognoz vybrosovparnikovyh gazov v sektore «Othody» kak chast' uglerodnogo sledaNovosibirskoj oblasti do 2030 goda / Global'nye vyzovy i nacional'nye ekologicheskie interesy: ekonomicheskie i social'nye aspekty: Sbornik materialov XVII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Rossijskogo obshchestva ekologicheskoj

ekonomiki. Novosibirsk. 03-08 iyulya 2023 g. /Pod redakciej T.O. Tagaevoj, L.KKazancevoj. Novosibirsk: Institut ekonomiki i organizacii promyshlennogo proizvodstva SO RAN, 2023. Рр. 120-126. (In Russ.)]

22. Потравный И.М., Баах Д. Энергетическая утилизация твердых коммунальных отходов в контексте низкоуглеродного развития // Управленческие науки. 2021. № 11 (3). С. 6-22. DOI: 10.26794/2404-022X-2021-11-3-6-22. [Potravny I.M., Baah D. Energy management of municipal solid waste in the context of low carbon development // Upravlencheskie nauki. 2021. No. 11 (3). Рр. 6-22. (In Russ.)]

23. Седаш Т.Н. Зарубежная и российская практика использования механизмов финансирования в системе твердых коммунальных отходов // Экономика. Налоги. Право. 2021. № 14 (2). С. 109-118. DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-2-109-118. [Sedash T.N. Foreign and Russian practice of using financing mechanisms in the municipal solid waste system // Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2021. No. 14 (2). Рр. 109-118. (In Russ.)]

24. Pindyck R.S. The social cost of carbon revisited // Journal of Environmental Economics and Management. 2019. Vol. 94. Pp. 140-160. URL: https://doi.org/10.1016/jjeem.2019.02.003

25. Tol R.S.J. A social cost of carbon for (almost) every country // Energy Economics. 2019. Vol. 83. Pp. 555-566. URL: https://doi.org/10.1016/j.eneco.2019.07.006

Статья поступила в редакцию 08.02.2024. Статья принята к публикации 05.03.2024.

Для цитирования: А.Ю. Колпаков, Е.А. Лазеева. Перспективы низкоэмиссионной трансформации сектора обращения с твердыми отходами в России // Проблемы прогнозирования. 2024. № 4 (205). С. 137-148. DOI: 10.47711/0868-6351-205-137-148

Summary

LOW EMISSION TRANSFORMATION OF WASTE SECTOR IN RUSSIA

A.YU. KOLPAKOV, Cand. Sci. (Econ.), Institute of Economic Forecasting, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

ORCID: 0000-0003-4812-4582, Scopus Author ID: 55039903300

E.A. LAZEEVA, Institute of Economic Forecasting, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

ORCID: 0009-0008-2065-4593

Abstract. National strategic documents set ambitious goals for reducing greenhouse gas emissions. This also applies to the solid waste management sector, which is experiencing a steady dynamic growth in emissions. The planned measures within the framework of the National Project "Ecology" will not be sufficient for reducing the volume of solid waste disposal and emissions from waste. Positive changes are only possible with a simultaneous increase in new waste recycling capacity and launching a large-scale process of reclaiming land currently occupied by landfills. Pursuing such a course of action has a pronounced social character while its macroeco-nomic effectiveness is low. The low-emission transformation of the waste management sector requires significant and continuous government incentives through financial support, setting targets, and monitoring their implementation.

Keywords: emissions, methane, waste, dumps, landfills, socio-economic development, scenarios.

Received 08.02.2024. Accepted 05.03.2024.

For citation: A.Yu. Kolpakov and E.A. Lazeeva. Low Emission Transformation of Waste Sector in Russia // Studies on Russian Economic Development. 2024. Vol. 35. No. 4. Pp. 566-574. DOI: 10.1134/S1075700724700114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.