Научная статья на тему 'Перспективы использования Звукового корпуса «Один речевой день» в преподавании русского языка как иностранного'

Перспективы использования Звукового корпуса «Один речевой день» в преподавании русского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
349
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУКОВОЙ КОРПУС РУССКОГО ЯЗЫКА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ / НАПРАВЛЕННОЕ АУДИРОВАНИЕ / СПОНТАННАЯ РЕЧЬ / АДЕКВАТНАЯ РЕЧЕВАЯ РЕАКЦИЯ / РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ / SPEECH CORPUS OF THE RUSSIAN LANGUAGE / THE METHOD OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE TEACHING / SPONTANEOUS SPEECH / APPROPRIATE SPEECH REACTION / THE DEVELOPMENT OF SPEECH COMMUNICATIVE SKILL / DIRECTED AUDING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зобнина Елена Алексеевна

Статья посвящена проблемам использования записей спонтанной русской речи в практике преподавания русского языка как иностранного. Показано, что: 1) материалы Звукового корпуса русского языка могут быть использованы для обучения студентов различных уровней владения русским языком, 2) существует возможность использования разнообразных методических приемов в процессе работы с записями спонтанных диалогов и монологов. Эти приемы представлены и проиллюстрированы в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Speech Corpus of Russian Everyday Communication «One Speaker Day» in Russian as a Foreign Language Teaching

This article is concentrated on the problems of using the records of natural Russian speech at the Russian lessons for foreign students. The main ideas of the article are following: 1) it is possible to use records of natural Russian speech for foreign students on different levels, 2) the professor may use various tasks working with natural dialogs and monologs. Different methods such as how to work with the speech records are illustrated in this article.

Текст научной работы на тему «Перспективы использования Звукового корпуса «Один речевой день» в преподавании русского языка как иностранного»

Е. А. Зобнина

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ЗВУКОВОГО КОРПУСА «ОДИН РЕЧЕВОЙ ДЕНЬ»

В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

ELENA A. ZOBNINA

THE SPEECH CORPUS OF RUSSIAN EVERYDAY COMMUNICATION «ONE SPEAKER DAY»

IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Статья посвящена проблемам использования записей спонтанной русской речи в практике преподавания русского языка как иностранного. Показано, что: 1) материалы Звукового корпуса русского языка могут быть использованы для обучения студентов различных уровней владения русским языком, 2) существует возможность использования разнообразных методических приемов в процессе работы с записями спонтанных диалогов и монологов. Эти приемы представлены и проиллюстрированы в данной статье.

Ключевые слова: Звуковой корпус русского языка, методика преподавания РКИ, направленное аудирование, спонтанная речь, адекватная речевая реакция, развитие речевых коммуникативных навыков.

This article is concentrated on the problems of using the records of natural Russian speech at the Russian lessons for foreign students. The main ideas of the article are following: 1) it is possible to use records of natural Russian speech for foreign students on different levels, 2) the professor may use various tasks working with natural dialogs and monologs. Different methods such as how to work with the speech records are illustrated in this article.

Keywords: speech corpus of the Russian language, the method of Russian as a foreign language teaching, directed auding, spontaneous speech, appropriate speech reaction, the development of speech communicative skill.

Елена Алексеевна Зобнина

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Института международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета ► [email protected]

Неотъемлемой частью процесса обучения на всех этапах преподавания русского языка как иностранного (РКИ) является формирование и дальнейшее развитие навыков слухового восприятия русской звучащей речи, а также навыков порождения высказывания, адекватного для каждой конкретной речевой ситуации, то есть обучение речевой коммуникации, что, в сущности, и является главной задачей учебного процесса в сфере иностранных языков. Методически данные навыки формируются, закрепляются и получают свое дальнейшее развитие при помощи особого типа заданий: аудирование, заучивание диалогов и монологов наизусть, восстановление пропущенных реплик диалога, формулирование ответов на поставленные вопросы, формулирование вопросов по заданному контексту, трансформация услышанных высказываний по заданным моделям, пересказ услышанного или прочитанного, ролевые игры.

Большинство названных методических приемов предполагает создание искусственных условий, отличных от естественных ситуаций восприятия и порождения устной речи, что формирует у обучаемых речевой барьер для использования полученных знаний и навыков по их пряВ настоящее время работа по созданию Звукового корпуса русского языка поддержана Министерством Образования РФ (проект № 2.1.3/2023 «Звуковое описание грамматических единиц русского языка: информационно-коммуникативный подход») и грантом РГНФ (проект 09-0412115 «Разработка информационной среды для мониторинга устной русской речи»).

мому назначению, а именно — применению для повседневного общения в различных ситуациях. Перед методистами и преподавателями РКИ стоит задача преодоления этого речевого барьера.

Использование на занятиях аудиоматериа-лов из Звукового корпуса русского языка «Один речевой день» (ОРД) может помочь в решении этой задачи. Работа по созданию корпуса ведется на факультете филологии и искусств СПбГУ. Приоритетная задача данного проекта заключается в получении записи русской спонтанной речи в максимально естественных условиях. Это достигается особой методикой проведения записи, отличной от обычной практики интервьюирования информантов (как в работах, напр., Е. А. Земской). Информанты записывают свою речь и речь своих собеседников в течение всего дня в абсолютно обычных для них условиях: дома, на работе, в транспорте и т. п. Запись проводится с использованием цифрового диктофона Olympus WS-320M, обеспечивающего более 35 часов качественной записи.

Проект направлен на исследование фонетических, лексических, синтаксических особенностей порождения спонтанной речи людьми с разными социально-психологическими характеристиками, в разных жизненных ситуациях. Собранный аудиоматериал может служить базой для создания пособий по аудированию и развитию навыков разговорной и письменной речи для студентов, изучающих русский язык.

В настоящее время Звуковой корпус русского языка (ЗКРЯ) содержит в своем составе более 250 часов звучания русской речи, записанной по данной методике от 37 информантов (20 женщин и 17 мужчин разного возраста).

Широко и в разнообразных аспектах представлены в базе данных следующие речевые ситуации: покупки (продукты, одежда, мебель, техника (компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны, диски, автомобили), здоровье, посещение врача (стоматолог, терапевт, хирург, оформление медицинской карты в регистратуре), посещение столовой, кафе, бара, учеба в вузе, транспорт, путешествия, хобби, домашние животные, аренда жилья, автомобили (покупка, продажа, ремонт,

эксплуатация, вождение, отношения с ГАИ), спорт, посещение спортзала, кулинария, музыка, политика, быт, домашние дела, общение с коллегами по работе (официальный и неофициальный уровень), отношения с родственниками (братья, сестры, родители, бабушки, дедушки), черты характера и поведение людей, межличностные отношения (влюбленность, брак, свадьба, развод, ссоры, проблемы взаимопонимания), взаимоотношения с различными государственными структурами, Интернет.

Этот материал можно использовать для аудирования на всех этапах изучения языка. От элементарного уровня (например, ситуация заполнения карточки в регистратуре поликлиники: четкие, произносимые в медленном темпе вопросы и ответы об имени, фамилии, возрасте, образовании, месте работы, домашнем адресе и т. д.) до уровня практически свободного владения языком (например, лекция по истории древнего мира).

Варианты работы с аудиоматериалом разнообразны. Традиционный в практике РКИ — письменное изложение услышанного. Например, прослушивание аудиозаписи, в которой информант рассказывает о своей жизни. Условно это можно назвать монологом, несмотря на реплики и уточняющие вопросы. После первого предъявления дается задание записать всю усвоенную информацию об этом человеке. Это широко используемый методический прием изложения, развивающий навыки аудирования и порождения письменной речи. Затем аудиоматериал может быть предъявлен еще несколько раз, при этом дается конкретное задание по уточнению информации, формулируется конкретный вопрос, например: Почему рассказчик переехал в другой город? Сколько времени он прожил в Архангельске? Когда он пошел служить в армию?

Материал на уточнение информации предъявляется до тех пор, пока монолог не будет воспринят, во всех деталях. Подобный вид работы можно назвать направленным аудированием.

По подобной схеме возможна работа с любым диалогом или полилогом. Перед первым прослушиванием формулируется общий вопрос: Где

происходит этот разговор? Возможные ответы студентов зависят от выбранного аудиоматериа-ла: в магазине, в кабинете врача, в кафе, в столовой и т. д. Перед повторным прослушиванием необходимо задать уточняющий вопрос, например: Что хочет купить информант? (см. диалог ниже):

— м-м / так / и мне еще диск нужен //

— какой?

— вот / сидиэрка TDK //

— так это / восемнадцать рублей // — // тридцать шесть восемьдесят //

— спасибо //

При третьем прослушивании уточняются качественные характеристики и количество покупок. Перед четвертым прослушиванием — вопрос о стоимости покупки. Если покупка не состоялась, выясняется причина. Например, один из информантов хотел купить диск с фильмом, которого на тот момент не было в наличии.

Пример направленного аудирования — диалог в кабинете стоматолога:

— да / вот шестёрка / которая... / была... / да // а... / её дико переделывали // так // снимки свежие есть? это свежие?

— свежие?

— ну-ка дайте посмотреть // шестёрка многострадальная / да я уж на её уж на память / я уже её знаете как... //

— там просто вот мне... /рентгенолог сказала что... //

— тут либо (...) резать / либо (...) зуб удалять // никаких / надо делать резекцию либо курс... //

— либо какие-то антибиотики?

— нет / антибиотики загасят это дело на время / но...

— а что это такое?

— это гранулёмы / ну понимаете / пломбировки-то неплохие / но всё равно не ушли гранулёмы //

— это у шестого / да?

— у шестого // а / то есть это / всё та же киста / как бы вот то что было // вроде всё сделано / и всё так неплохо //

— а с пятым всё нормально?

— пятый нормальный //

— мне кажется / что пятый болит у меня такое ощущение / что пятый болит //

— нет всё нормально тут все одной веткой нари... вот у меня шейный снимок пятого // нет /

в пятом в пятом в пятом в пятом не проблема / Люба это проблема / то есть это все прошло

— а в четвёртом / мне сказали / еще и кариес появился / под пломбой / вот который ноет //

— ой слушайте / на четвёрке у вас еще и грану-лёмка на четвёртом такая легкая // и корни слегка лизированы //

— и вот я чувствую / что у меня эта часть / все... всегда вот / (...) болит //

— значит Люба вам надо делать резекцию шестого зуба // это что?

— это что такое? это вырезать это нужно?

— это / да / это кусочек / это (...) по на десне делать разрез / и кисту эту оттуда убирать //

При повторном предъявлении аудиома-териала могут быть сформулированы вопросы: На что жалуется информант? Что послужило поводом для посещения врача?

Третье прослушивание будет направлено на восприятие вопросов, которые врач задает пациенту. Четвертое предъявление звукового материала должно быть связано с результатами врачебного осмотра и консультации: Какой диагноз поставлен? Какие рекомендации даны? Какое дальнейшее лечение назначено?

В качестве следующего этапа работы с тематическими диалогами и полилогами может быть предложена ролевая игра. Например, продавец или покупатель в ситуации «Покупки», врач или пациент в ситуации «У врача», клиент или официант в ситуации «В кафе» и т. д. Задание — разыграть в лицах многократно прослушанный текст. Основная задача этого этапа работы — развитие навыков порождения устной речи.

Непременным условием успешной работы с тематическими речевыми мизансценами является предварительное знакомство обучаемых не менее чем с 80 % предъявляемого лексического материала. Перед первым прослушиванием предъявляется не более 6-7 слов.

В составе Звукового корпуса ОРД широко представлены разговоры по телефону. В практике преподавания РКИ они могут быть использованы для простого или направленного аудирования, для реконструкции отсутствующих реплик из услышанного контекста. Специфика данного звукового материала состоит в том, что предъяв-

ляются реплики только одного из собеседников. Реконструировать из контекста ответы на вопросы довольно затруднительно. Но если реплики информанта представляют собой ответы на вопросы коммуниканта, то реконструкция вопросов — задача вполне возможная.

Таким образом, используя звуковой материал телефонных разговоров, можно развивать навыки не только аудирования, но и порождения речи.

Следующим этапом может стать ролевая игра, в процессе которой студенты проигрывают в лицах предварительно реконструированный ими телефонный разговор.

Большой интерес для студентов высокого уровня владения РКИ представляют те разделы Звукового корпуса, где речь идет о взаимоотношениях с родственниками и членами семьи. Чаще всего эта тема возникает в телефонных разговорах, в разговорах за вечерним чаепитием, иногда в общении с коллегами на работе (неофициальный уровень). Высказывания информантов, насыщенные актуальной лексикой и фразеологией по теме «Характер человека», включают косвенную речь информанта (например: А она мне сказала, что я..., а я ответила, что она...).

Подобный речевой материал может быть использован по-разному. Во-первых, общее аудирование с обобщенным заданием: Что вы узнали о характере бабушки информанта, прослушав рассказ об их вчерашнем разговоре?

Следующий аспект работы — направленное аудирование, конкретный вопрос с выбором одного из предложенных ответов и последующей аргументацией своего выбора: Как вы думаете, бабушка информанта заботливая или эгоистичная женщина? Почему вы так думаете? Как вы думаете, информант воспитанная или грубая девушка? Что вы можете сказать о характере девушки? Почему?

Можно предложить учащимся также игру-анкету с прилагательными, называющими положительные и отрицательные черты характера: заботливая — эгоистичная, вежливая — грубая, мягкая — резкая, активная — пассивная, трудолюбивая — ленивая и т. п.

Вопрос Как вы думаете, информант уважает свою бабушку? Почему вы так думаете?

предоставляет широкие возможности для практики порождения высказывания с использованием грамматических конструкций косвенной речи. У студента нет другой возможности объяснить, почему он так думает, кроме как сослаться на услышанное им на этапе аудирования: Я так думаю, потому что она говорит, что...

Третий аспект работы с данным тематическим материалом — упражнение на перевод косвенной речи в прямую. Можно предложить студентам сначала прослушать и записать высказывания информанта или коммуникантов, представляющих собой косвенную речь (пересказ разговора, состоявшегося накануне), а затем переписать эту информацию в виде конструкций с прямой речью. На следующем этапе занятия диалог может быть разыгран студентами в виде ролевой игры.

Четвертый аспект работы с прослушанным материалом может быть начат с вопроса преподавателя, насколько симпатичны студенту те или иные участники разыгранного диалога и симпатичны ли они ему вообще, насколько студенты одобряют ту или иную линию речевого поведения. В случае неодобрения может быть задан вопрос: А что бы вы сказали или сделали на его (ее) месте?

Звуковой материал по темам «Путешествия», «Хобби», «Учеба в вузе», «Домашние животные», «Музыка», «Политика», «Интернет», «Межличностные отношения» может также использоваться как для общего, так и для направленного аудирования. Контролем выполнения задания может быть устный пересказ и письменное изложение услышанного.

Материал ЗКРЯ представляет собой базу для создания разнообразных методических разработок. Вычленив определенные мизансцены, подходящие аудитории по уровню сложности и тематике, можно удалить часть реплик, вытекающих из окружающего контекста, и предложить студентам самостоятельно заполнить пробелы в звучании. Данный прием готовит студентов к участию в реальной ситуации общения.

Можно предложить и другой методический прием. Первый этап — аудирование. Второй — создание представления о ролевой модели речевого поведения каждого из коммуникантов,

о его коммуникативных задачах и мотивации. Третий — выбор одного из коммуникантов, с коммуникативными задачами и мотивацией которого он не согласен. Четвертый этап — формулирование собственной мотивации и коммуникативных задач в подобной мизансцене. Пятый этап — ролевое проигрывание мизансцены с новым речевым наполнением в соответствии с новыми коммуникативными задачами. Данная методическая

V ОБЛАСТНОЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ И В ПЯТЫЙ РАЗ —

Уже пять лет в Ивановском государственном химико-технологическом университете по инициативе кафедры русского языка проводится студенческий конкурс ораторов среди первокурсников вузов Ивановской области. Пять лет турнир красноречия собирает в гостеприимном ИГХТУ талантливых молодых риторов, их наставников — преподавателей гуманитарных кафедр, всех любителей искусства слова. Для организаторов конкурса — преподавателей кафедры русского языка — это своеобразная круглая дата. А вот для тех, кто 22 апреля 2009 года пришел выступить с речью, всё происходило в первый раз.

Так уж получается, что каждый год конкурс становится премьерой: новая концепция, новые темы, новые победители... Конечно, и на пятом риторическом турнире не обошлось без премьер.

Первой такой премьерой можно считать тот факт, что риторический турнир был посвящен 210-й годовщине со дня рождения А. С. Пушкина и проходил под знаком года молодежи в Ивановской области. Участники, гости и группы поддержки по-своему откликнулись на это посвящение.

Второй премьерой оказался мастер-класс по риторике, который накануне конкурса провела заслуженная артистка России, актриса Ивановского драматического театра Г. В. Лобачёва. Участники мастер-класса познакомились с важнейшими аспектами теории красноречия, опробовали на себе эффективный комплекс речевых упражнений, с помощью которого можно научиться контролировать дыхание, четко произносить звуки, грамотно расставлять паузы в монологе. К выступлению на конкурсе участники подготовились успешно.

Третья премьера заключалась в новой системе оценок выступления участников. В этом году члены жюри, среди которых были представители государственных органов власти, деятели культуры и образования Ивановской области, оценивали речь начинающих ораторов не по трем (как в предыдущие годы), а по пяти критериям: 1) содержание речи, 2) композиция речи, 3) правильность и чи-

модель может быть использована на продвинутом этапе изучения языка.

Таким образом, материалы Звукового корпуса «Один речевой день» предоставляют разнообразные возможности использования в практике преподавания русского языка в иностранной аудитории для студентов различного уровня подготовленности.

[хроника]

КОНКУРС ОРАТОРОВ В ИГХТУ: КАК В ПЕРВЫЙ...

стота речи, 4) выразительность речи, 5) мастерство и артистизм оратора.

Четвертая премьера — это, конечно, ораторские дебюты наших начинающих ораторов. Кто-то стремился добиться победы с помощью высокого эмоционального уровня выступления, кто-то показал талант общения со слушателями, умение сосредоточить внимание публики на своем выступлении.

Призовые места в конкурсе получили сильнейшие. Две участницы от Шуйского государственного педагогического университета, блестяще раскрывшие темы «В чем мудрость жизни?» (третье место в конкурсе) и «За нами будущее!» (второе место в конкурсе), были награждены дипломами и ценными подарками. Первое место в конкурсе занял студент из медицинской академии. За свою речь «Мир проклятых душ» он был награжден дипломом первой степени и ценным призом от Департамента образования Ивановской области.

Но на этом премьеры конкурса не закончились. Пятая премьера — новый тур в рамках турнира, получивший название «Импровизация». Три участника, набравшие максимальное количество баллов по итогам первого этапа, сразились за Гран-при соревнования. В течение трех минут они подготовили спонтанную речь на тему, выбранную жюри наугад из множества других тем, запечатанных в конверты.

Пять премьер состоялось на риторическом соревновании, и пять лет исполнилось в этом году самому Областному студенческому конкурсу ораторов, но каждый год конкурс проходит как в первый раз. Пять лет премьер: веселых и грустных, традиционных и оригинальных, больших и маленьких. Конкурс растет, меняется, развивается. Живет! Пожелаем же ему еще много раз отметить свои премьерные пять лет!

И. В. Долинина,

канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.