УДК 620.9
Пуртова Е.Е., Ермолаева Ю.В.
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕЛЕНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ РФ: SWOT - АНАЛИЗ
Пуртова Елена Евгеньевна, к.т.н., профессор кафедры ЮНЕСКО «Зеленая химия для устойчивого развития», Ермолаева Юлия Вячеславовна, магистрантка кафедры ЮНЕСКО «Зеленая химия для устойчивого развития»,
E-mail: [email protected]
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия, 125047, Миусская пл., 9.
В статье представлен сводный SWOT-анализ возможностей и ограничений использования возобновляемых источников энергии на территории Российской Федерации с учетом результатов анализа нормативно-правовых, экономических, экологических и социальных аспектов программы развития ВИЭ. Ключевые слова: ВИЭ, возобновляемая энергия, SWOT- анализ.
PROSPECTS OF USING GREEN ENERGY TO TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION: SWOT - ANALYSIS
Purtova E. E., Ermolaeva J.V., E-mail: [email protected]. D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia.
The article presents a consolidated SWOT - analysis of the possibilities and limitations of the use of renewable energy sources on the territory of the Russian Federation, taking into account the results of the study of legal regulatory, economic, environmental and social aspects of the RES development program. Keywords: renewable energy, renewable energy, SWOT -analysis.
Использование возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ) может характеризоваться системным воздействием на внутренние и внешние показатели развития промышленных секторов, изменения инфраструктуры и повышения качества жизни в регионах. В России существует программа по развитию ВИЭ в рамках общего энергетического плана введения мощностей до 2035 года, где подробно рассматривается технический и общий потенциал внедрения ВИЭ в различных регионах, однако не так много внимания уделяется экономическим, экологическим и социальным последствиям реализации ВИЭ, что и рассматривается в данной статье.
Метод SWOT-анализа является
междисциплинарным универсальным инструментом и включает в себя исследование сильных и слабых черт, возможностей и рисков для некого объекта или проблемы: это может быть структура, система, организация или предприятие. Аббревиатура «SWOT» означает: Strengths - сильные стороны; Weakness - слабые стороны; Opportunities -возможности; Threats - угрозы.
Для составления SWOT - анализа были проанализированы следующие виды данных: программа развития энергетики до 2035 года, нормативно-правовые аспекты развития ВИЭ, использующиеся экономические инструменты продвижения ВИЭ, социальные приоритеты и возможности использования ВИЭ (создание прямых и косвенных рабочих мест, долговременные положительные ожидания), экологические аспекты (положительные и негативные эффекты применения различных видов ВИЭ в регионах), вторичный анализ форсайт - исследований, анализ программ-кейсов развития ВИЭ в 2 макро регионах РФ (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и
Ленинградская область), 8 регионах РФ (история и оценка экономической, экологической и социальной эффективности применения ВИЭ в регионе в сопоставлении с показателями качества жизни региона). Итоговый анализ представлен в таблице 1.
Вклад каждого фактора в развитие ВИЭ в РФ с учетом мнения экспертов из литературных источников изменялся от 1 до 3 баллов, где «1» -низкий уровень влияния, «2», средний, «3» высокий (общенациональный) масштаб влияния. «Сильными сторонами» были выделены такие тенденции как современная экономическая схема,
самостоятельность регионов в принятии решений, улучшенная тендерная система с продвижением новых мощностей ВИЭ, экспертный капитал. Учитывая малый срок реализации новых программ, степень их влияния оценена как «средняя» по масштабу распространения внутри страны. Средний балл «сильных сторон» -1,83. «Слабые стороны» -это техническое состояние сетей, доминирование экспортно- сырьевой модели, антагонизм энергообеспеченности центра региона\периферии, отсутствие плана ВИЭ в городах. Слабые стороны доминируют над сильными, но они являются обратимыми при своевременной корректировке плана. Оказывают сильную степень и масштаб влияния на территории страны. Средний балл - 2,50. «Возможностями» отмечены экспорт ВИЭ, перераспределение прибыли от ВИЭ в другие отрасли, снижение нагрузки на окружающую среду. Имеют среднюю степень влияния на данный момент. Средний балл- 2,0. Как «угрозы» отмечены политика импортозамещения, особенности розничного рынка. Имеют среднюю степень влияния и вероятностный характер распространения. Средний балл - 2,0.
Таблица 1. Итоговый SWOT- анализ потенциала использования ВИЭ в Российской Федерации
Описание Средний балл 1 2 3 Баллы
2 Возможность эффективно использовать все виды ВИЭ на территории РФ 1,83 X 3
= о & о Регионы самостоятельно развивают политику ВИЭ, согласуя с генеральной схемой x 2
н и Современный экономический аппарат функционирования ВИЭ X 2
'■J = А п - Участие экспертов ВИЭ из научной среды в коммерческих структурах с хорошей международной репутацией в контексте поддержки целей устойчивого развития X 2
и Уникальная система разработок в сфере геотермальной энергетики X 1
Финансовые гарантии для поставщиков ВИЭ X 1
Централизованная система в антагонизме с удаленными территориями 2,50 X 3
3 Зависимость от традиционных видов топлива внутри энергодефицитных регионов X 3
X о & о н и и ю « Экспортно-сырьевая модель экономики X 3
Нет правовых норм и технологических платформ для использования энергии твердых коммунальных отходов, волн, низкопотенциального тепла X 2
Нет плана применения ВИЭ крупных в городах и округах X 2
и Неявная схема получения прибыли X 1
Большой разброс между энергоизбыточными центрами и энергодефицитными областями X 3
Пропускная способность и техническое состояние энергосетей X 3
Разработать новую схему и практику управления ВИЭ 2,22 X 1
Существенно снизить нагрузку на окружающую среду X 3
Наличие огромного количества свободных площадей X 3
S Возможности для российских стартапов: малого, среднего бизнеса, научных предприятий на розничном и на оптовом рынке X 2
и о Налаженные связи с импортерами энергии с ВИЭ из Азии, Европы и странами Балтии X 3
о S м о Возможность адаптировать прибыль капитала ВИЭ для решения социальных, инфраструктурных, экономических проблем регионов X 3
СО Создать рынок индивидуальных потребителей (сети) в удаленных районах при участии граждан X 2
Модернизация иерархической энергосистемы с использованием современных интеллектуальных технологий X 2
Иностранные инвестиции X 1
Жесткая политика импортозамещения оборудования ВИЭ 2,00 X 2
м Конечная зависимость от цены на углеводороды для ВИЭ в общей энергосистеме X 2
О & - Законодательные поправки к розничному рынку тяжело адаптировать для реализации в краткосрочном перспективе, как для местных сетевых операторов, так и для ВИЭ X 1
Монополизм и давление структур традиционной энергетики x 3
Применимо к энергетической геополитике для России есть потенциал применения и реализации ВИЭ в странах Азии (Монголия, Китай, Япония), странах Балтии (Латвия), Скандинавии (Финляндия), СНГ (Белоруссия, Казахстан). В будущем Россия стремится совместить две экономико -энергетические модели в «системе связанных решений»: фундаментом является модель
«Энергоэффективность +» на основе экспортно-сырьевой экономики с приоритетом потребления и
экспорта природного газа с внедрением энергоэффективных технологий по уменьшению выбросов, где эта модель дополнена схемой развития ВИЭ с небольшим объемом вводимых мощностей[3,2]. По исследованным материалам на основе вторичного анализа выделились следующие общие выводы и тенденции.
• Правовая база ВИЭ формируется только для гидро-, солнечной и ветровой энергетики, не охватывая геотермальную энергетику, биоэнергетику,
энергию волн и приливов, энергию от сжигания осадков сточных вод и твердых коммунальных отходов. Правовая база учитывает энергетическую структуру РФ, имеющей центральные и автономные сети, влияние различных сторон: производителей, потребителей, государства. Распределение функций правовых субъектов и структур можно назвать целесообразным с учетом целей развития ВИЭ. Ввиду недавнего принятия правовой модели, апробация ее эффективности еще предстоит. В общей системе управления на данный момент преобладает федеральная централизация.
• По видам ВИЭ в наибольшей степени реализовывается потенциал гидроэлектростанций, а основное развитие направлено на рост вклада ветровой и солнечной энергетики.
• Экономическая схема согласована в двух направлениях. Это регулируемые надбавки на тариф по ВИЭ в рамках общей энергетической системы и тендерной модели (региональные конкурсы на поставку гарантированной мощности в сеть на определенны срок). Главными стейкхолдерами как для оптового, так и для розничного рынка отрасли ВИЭ являются государство внутри централизованной энергетической системы (здесь же министерства, государственные департаменты и агентства), бизнес-сектор, научные представительства, и конечные потребители. Наиболее активным драйвером инноваций и предложений по реализации ВИЭ выступает частный бизнес сектор. Неэффективным инструментом показала себя система кредитования у зарубежных банков на развитие проектов ВИЭ и под вопросом остается принцип локализации производства оборудования. Ожидается, что интегральный эффект для экономики России от развития возобновляемой энергетики составит около 200 млн.руб, ожидаемый суммарный годовой положительный эффект, составит 68,561 млрд руб., без учета снижения затрат на защиту окружающей среды и здоровья населения[1].
• Социальная эффекты ВИЭ. В отрасли ВИЭ планируется создать 125000 рабочих мест, где по отрасли лидирует солнечная энергетика - 9,1 чел. На 1 Мвт вводимой мощности. Налоги от ВИЭ планируется направить в государственные пенсионные, медицинские фонды, распределить прибыль в инвестиции ВИЭ и смежные отрасли [1,5]
• Экологический эффект. Предполагается, что к 2020 году за счет вводимых мощностей ВИЭ удастся сэкономить 2200 млн.куб м. воды, сократить выбросы углекислого газа на 8700 тыс. тонн, окислов азота на 18 тыс. тонн, снизить затраты на экологические мероприятия по уменьшению загрязнений на 18,5 млрд. руб и перераспределить бюджет от сэкономленных средств с учетом иных приоритетов экологической политики[4].
• Качество жизни. Наиболее энергоизбыточные регионы имеют высокий уровень зарплат до - 50 тыс. руб.(Мурманская область, Камчатский Край, Калининград, Республика Крым), энергодефицитные регионы в целом имеют гораздо меньший уровень средних зарплат (от 18 000 до 22 000 рублей по
данным РОССТАТ). Одним из показателей, рассматриваемых в параметрах качества жизни является соотношение средних зарплат и доступного тарифа на услуги ЖКХ, в том числе и на электроэнергию. В энергоизбыточных регионах более высокий процент обеспечения доли дешевой энергии ВИЭ в общем энергобалансе, поэтому тарифы на электроэнергию ниже - 1,5 - 2 р. за Квт в час. Для энергодефицитных зон при низком уровне зарплат существуют разные тарифы - от 2 до 4 рублей за Кв.т в час, что обусловлено разными энергетическими ценовыми зонами, которые в государственной программе не нормируются на энергоизбыточность или энергодефицитность, а также не всегда учитывают уровень качества жизни на территории, соотношения энергообеспечения центра и периферии. Ситуация с необходимостью обеспечения низкого уровня тарифов на электроэнергию существенно затрагивает
республики и области Северного Кавказа, Алтайского края, Республики Калмыкия, Республики Крым, где сосредоточились регионы с низким уровнем жизни. Здесь следует ориентироваться на понижение тарифа за счет услуг ВИЭ и увеличения их доли в энергобалансе. Показатели экономико-отраслевой специализации региона актуально учитывать для Камчатского, Мурманского, Краснодарского края, Республик Крыма и Калмыкии и изучать их потребности с учетом включения автономных территорий и их возможной модернизации по отношению к выгодам развития ВИЭ. В данных региона располагаются зоны с большим потенциалом развития сельскохозяйственных территорий, существует возможность поддержки форм традиционного промысла. Кейсы приведенных регионов можно проецировать на регионы со схожими показателями по качеству жизни и инфраструктуре.
Список литературы
1. Возобновляемые источники энергии в России. Аналитический доклад итоги 2014 года. М.: Некоммерческое партнерство «Совет участников рынка возобновляемых источников энергии», 2014.
2. Княгинин В. Н. Энергетический форсайт (видение будущего энергетики). М.: Фонд ЦСР «Северо-Запад», 2010.
3. Копылов А. Е. Экономика ВИЭ. М.: Грифон, 2015.
4. Маслеева О.В., Пачурин Г.В. комплексная экологическая оценка жизненного цикла альтернативной энергетики//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -№ 8-(2), 2014.
5. Правительство Российской Федерации. Постановление от 28 мая 2013 г. N 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Список изменяющих документов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.02.2014 N 116, от 10.11.2015 N 1210).