6. Наумов С. Б., Сыроваткина И. А., Хвалебо Г. В. Особенности физиологической и психологической адаптации студентов
на первых курсах в условиях первых недель учебного года по дисциплине физическая культура» // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2016.- № 2. - С 53-57.
7. Онищенко Г.Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детского населения Российской Федерации // Педиатриче-
ская фармакология. - 2013. - Т. 10.- № 2. - С. 10-18.
8. Полунина Н. В. Состояние здоровья детей в современной России и пути его улучшения // Вестник Росздравнадзора. -
2013. - № 5. - С. 17-24.
9. Семенкова Т.Н. Факторы «риска», влияющие на здоровье обучающихся в процессе обучения // Вестник КемГУ. - 2011. -
№ 2.- С. 38-46.
10. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков)». М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. - 123 с.
П.В. Хало, Л.И. Каранда, С.Б. Наумов
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФЕХТОВАНИЕМ В ОБУЧАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация. В статье проводится анализ возможностей использования различных видов фехтования в обучающем процессе в рамках системы современного педагогического образования. Рассматриваются возможность повышения уровня здоровьесбережения и воспитания гармонично развитой личности средствами фехтования. Проводится сравнительный анализ травмоопасности и методов ее снижения в данном виде спорта.
Ключевые слова: фехтование, образование, травмоопасность, общество риска, личность безопасного типа, мотивированность.
P.V. Halo, L.I. Karanda, S.B. Naumov
PROSPECTS FOR THE USE OF PRACTICAL EXERCISES FENCING IN THE TRAINING PROCESS
Abstract. The article analyzes the possibilities of using various kinds of fencing in the training process within the system of modern teacher education. Discusses the possibility of increasing the level of health-Robespierre and upbringing a harmoniously developed personality by means of fencing. A comparative analysis of injury and methods of its reduction in this sport.
Key words: fencing, education, injury risk, risk society, the identity of safe type, motivation.
Высочайшие темпы развития общества XXI века, предъявляют все более высокие требования к будущему выпускнику, его здоровью и функциональным возможностям. Современному выпускнику необходимы знания и навыки, которые еще 50 лет назад были уделом лишь небольшого числа узких специалистов. Также возрастают требования к таким параметрам организма, как объем кратковременной и долговременной памяти, способности к концентрации внимания, скорости сенсомоторной реакции и пр., что требует освоения широкого спектра функциональных состояний и высокого уровня здоровья. Развитие современной цивилизации постоянно диктует необходимость увеличения длительности и качества обучения. Данная тенденция, порождает другую - постепенный сдвиг среднестатистического возраста заключения браков (сейчас в большинстве стран он уже составляет 29-32 лет), что в конечном итоге может привести человечество к границе возможности воспроизводства. Кроме того, подобный вектор развития современного общества способствует повышению величины возраста обучающихся. Анализ проблемы здоровьесбережения в обществе в свою очередь показывает рост числа психосоматических заболеваний, причины которых, связывают не только с падением интереса к физкультурно-спортивной деятельности, пренебрежением рациональной организацией труда и отдыха, отсутствием культуры питания, наличием вредных привычек, но и с круглосуточным действием многих стрессогенных факторов антропогенного характера и демографическим старением населения. Все вышеуказанные проблемы, в трактовке последних исследований (У. Бек, Н. Луман, О.Н. Яницкий, Э. Гидденс, С. Лэш и др.), позволяют называть современное общество - обществом риска, в котором отражаются все имманентные процессы мирового производства опасностей различного характера: экономических, политических, социальных, техногенных и пр. В концепции «общества всеобщего риска» О.Н. Яницкого, «всеобщность» определяется как экстерриториальность производства опасностей, т.е., охват ими постиндустриального и индустриального общества, естественных экосистем и повседневной жизнедеятельности человека. В условиях российских реалий, характеризующихся низкой сформированностью социальных институтов, особенностями менталитета, риск становится нормой повседневной жизни. Для преодоления этой тенденции, необходимо формирование общества
безопасного типа, основу которого должны составить люди новой формации - личности безопасного типа поведения. Б.С. Гершунский замечает, что решение задачи глобального выживания человечества, должно принадлежать сфере образования. Решением проблемы, могут стать разработки и внедрение в образовательный процесс инновационных методик активации творческих способностей обучающихся и здоровьесберегающих технологий, в которых немаловажную роль должна сыграть физкультурно-спортивная деятельность. К подобной физкультурно-спортивной деятельности могут относится такие виды спорта, которые бы не только давали бы необходимый для здоровьесбережения уровень физической нагрузки, но и были малотравмоопасны, охватывали широкий возрастной диапазон, развивали когнитивные способности обучающихся, способствовали повышения уровня концентрации внимания, скорости сенсомоторной реакции, объёма памяти, формированию необходимых в современном обществе компетенций и таким образом, интенсифицировали процесс обучения, сокращая его сроки.
К подобным видам спорта можно отнести различные виды фехтования. Практики фехтования позволяют осуществлять гармоничное развитие занимающихся, всестороннее совершенствовать их двигательные способности, стимулировать психические познавательные процессы, осуществлять общее укрепление здоровья, обеспечивая творческое долголетие. В процессе занятий формируются актуальные двигательные навыки и умения, воспитываются моральные и волевые качества. Фехтование наряду с шахматами и самбо входит в тройку самых интеллектуальных видов спорта. Однако, шахматы являются гиподинамичным видом спорта, а самбо по сравнению с фехтованием, в значительной степени более травмоопасно [1, 3, 9]. Фехтование - ациклический, сложно координационный вид спортивных единоборств, с применением спортивного оружия. В целом, единоборства являются видом спортивного состязания, где два участника противодействуют друг другу с целью выявить победителя, применяя или только физическую силу, или спортивные снаряжения. Цель спортивного единоборства - действуя в рамках принятых правил, поставить соперника в невыгодное положение [13]. Умение владеть спортивным оружием позволяет свести к минимуму преимущество физически более крупного соперника.
Обучение в рамках Болонского процесса требует от системы образования повышения творческих способностей обучающихся, формирование компетенций, способствующих самостоятельному овладению знаниями и применение их в реальной жизни без ухудшения здоровья молодых людей. Проведем анализ возможных перспектив применения практик фехтования в системе современного высшего образования с точки зрения формирования различных компетенций, входящих в образовательный стандарт ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки - «педагогическое образование». Для этого рассмотрим особенности существующих в настоящее время некоторых разновидности фехтования: спортивное, ветеранское, параолимпийское, мензурное, артистическое, историческое и сценическое.
Спортивное фехтование - главной целью данного состязания является нанесение укола противнику и, соответственно, уклонение от его ответного укола. Достаточно широко применятся в современной международной системе образования, военных и кадетских училищах, школах олимпийского резерва, секциях и пр. [4, 8, 10, 15, 23] В целом в настоящее время можно наблюдать расширение географии спортивного фехтования, в особенности за счет стран Азии, Африки и Америки [4, 5]. Победа присуждается фехтовальщику, первому нанесшему сопернику в соответствии с правилами большее количество уколов в установленный отрезок времени. Поединок между фехтовальщиками проходит на специальной дорожке, размером 1,5-2 м на 14 м и оценивается спортивным судьей. Удары и уколы, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются индикаторами, связанными обычно с проводной фиксирующей аппаратурой - провода проходящей через оружие фехтовальщика и его одежду. Оценка арбитра, основывается на показаниях регистрирующей системы с учетом особенностей правил в том или ином виде фехтования. Спортивном фехтованием можно начинать заниматься с 8 лет [14]. Поединок на различных разновидностях оружия имеет свои особенности. В спортивном фехтовании выделяют три вида единоборств: фехтование на шпагах, рапирах и саблях.
Шпага является колющим спортивным снарядом массой не более 0,77 кг (иногда фехтовальщики используют утяжеленные клинки) и длиной не более 110 см с круглой гардой диаметром 13,5 см. Клинок имеет трёхгранное сечения. Уколы могут наносится во все части тела спортсмена, кроме затылка. Правила поединков здесь наиболее просты: очко засчитывается тому, кто первым нанесет укол. Аппарат хронометража, фиксирует уколы - когда у фехтовальщика срабатывает наконечник, на его стороне загорается индикатор соответствующего цвета. Наконечник шпаги представляет собой электрическую кнопку, срабатывающую при усилии в 7,4 Н. Более слабые уколы не засчитываются. Одновременными считаются уколы нанесённые с разницей во времени 0,25 с, и менее. В настоящее время проводной способ электрофиксации укола заменяется беспро-
водным. Данный способ фиксации дает ряд преимуществ: исключается возможность запутывания проводов, полностью отсутствует сопротивление движению фехтовальщика.
Рапира является колющим спортивным снарядом массой не более 0,5кг и длиной не более 110 см с круглой металлической гардой диаметром 12 см. Клинок рапиры имеет четырёхгранное сечение и длину не более 90 см. Наконечник рапиры срабатывает при усилии 4,9 Н. Судейская оценка данного вида состязаний более сложна. Здесь действует правило правоты атаки - фехтовальщик начавший атаку первым, получает приоритет. Действительными считаются лишь уколы нанесенные в электрокуртку, прочие уколы регистрируются белым индикатором и не засчитыва-ются. Пересечение участником поединка границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе участников поединка за боковые границы фехтовальной дорожки бой останавливается, и уколы, нанесенные впоследствии, аннулируются.
Сабля - рубяще-колющий спортивный снаряд, массой не более 0,5 кг и длиной не более 105 см с гардой специальной формы защищающей кисть спереди и сверху. Клинок имеет трапециевидное сечение и длину не более 88 см. Уколы и удары могут наносится во все части тела противника выше талии, включая маску и руки. В поединке на саблях - атакующий также, как и в поединке на рапирах, обладает преимуществом перед контратакующим в случае одновременно нанесённых уколах или ударах. Фехтовальная фаза определяется от атаки к парированию, в результате чего происходит переход приоритета действия от одного спортсмена к другому. Основное отличие в том, что саблей уколы наносятся реже, чем удары, защититься от ударов сложнее, и бой становится значительно динамичней. В отличие от шпаги и рапиры, в фехтовании на саблях запрещается скрестный шаг назад или вперёд [4].
Данные ряда исследований в спортивном фехтовании свидетельствуют, что этот вид спорта, помимо достаточно высокого уровня физической нагрузки, способствует совершенствованию сенсорно-моторной реакции, повышению общей скорости протекания нервных процессов, способности к быстрой адаптации в неожиданных ситуациях, развитию когнитивных способностей, оптимизации процессов обработки зрительной информации и пр. [5, 7, 19, 24]. Еще одним из достоинств спортивного фехтования является широкий возрастной диапазон, о чем свидетельствует наличие такой разновидности спортивного фехтования как ветеранское фехтование, к которому допускаются мужчины только по достижении сорокалетнего возраста, а к участию в чемпионатах мира - с пятидесятилетнего. Ветеранское фехтование в настоящее время является одним из самых быстро развивающихся видов спорта. По мнению А.В. Голец практики спортивного фехтования способствуют формированию культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование» [6].
Параолимпийское фехтование - фехтование на колясках. Здесь поединок происходит на дорожке длиной 4 метра и в статичном положении - коляски спортсменов фиксируются на месте при помощи металлических конструкций. Правилами не разрешается также отрывать ноги от подножки или приподниматься на коляске, а, тот из участников поединка, у кого руки более короткие, выбирает дистанцию. Во время состязания параолимпиец должен держаться свободной рукой за коляску. Поражаемая поверхность тела у параолимпийских саблистов и рапиристов такая же, как в спортивном фехтовании, у шпажистов - все тело выше пояса. В параолимпийском фехтовании выделяют следующие категории фехтовальщиков: «А» спортсмены с ампутацией нижних конечностей и детским церебральным параличом; «В» - спортсмены с травмами грудного отдела позвоночника; «С» - спортсмены с травмами шейного отдела позвоночника. В России параолимпийское фехтование получило распространение с 2005 года.
Несмотря на общую мировою тенденцию расширения географии спортивного фехтования, по данным В.Н. Баранова, Б.Н. Шустина (2015), за последние 27 лет в России в 2,1 раза сократилось общее число диссертаций по спортивному фехтованию, в то же время возросло число диссертаций по использованию практик фехтования в адаптивном спорте. Первую тенденцию можно объяснить, тем, что в ввиду коммерциализации спорта высших достижений происходит переориентация научных разработок на те виды спорта, которые в нашей стране более успешны с точки зрения получения олимпийских медалей. Вторя тенденция очевидно связана с активной политикой государства в области адаптивного спорта. Стоит отметить, что в соответствии с государственной программой «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» к 2020 году планируется увеличить долю лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения до 2,5 миллионов человек, что составит 20% от общего количества инвалидов в Российской Федерации. При этом в Российской Федерации физкультурно-оздоровительную работу с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидами осуществляют 11467 учреждений из которых на долю сферы образования приходится более 6700 учреждений [1, 2].
Мензурное (от нем. Mensurfechten - фехтование в ограниченном пространстве) фехтование - было особенно распространено в Германии в XVI веке среди молодёжи, и более всего в студенческой среде, когда являло собой своеобразную форму не смертельной дуэли. Теперь это, как правило, обряд посвящения в студенты в элитных учебных заведениях Евросоюза и отчасти США. В современном уставе мензурного фехтования отмечается, что целью мензура является воспитание уверенности в себе и мужества, а также данью предкам. Оружие, которым пользуются мензурные фехтовальщики, называется «шлегер» (от нем. Schlager - ударялка), оно в 3 раза тяжелей современной спортивной сабли и более приближенно к боевому холодному оружию.
Артистическое фехтование - разновидность спортивной деятельности, целью которой является демонстрация судьям и зрителям условного постановочного поединка или выполнении упражнений с холодным оружием в соответствии с правилами соревнований. Широко применяется в театральных ВУЗах. Артистическое фехтование объединяет в себе фехтовальное искусство различных исторических эпох. Оружие, используемое в артистическом фехтовании, должно иметь исторический аналог, а его описание должно присутствовать в каком-либо печатном издании. При судейской оценке выступлений предпочтение отдается действиям с оружием, имеющим максимальное сходство с историческим аналогом, в особенности по габаритным и весовым характеристикам.
Сценическое фехтование - направленно на зрелищный показ владения оружием. Также, преподается как дисциплина в театральных учебных заведениях.
Историческое фехтование - использует старинную тактику и технику поединка, с применением точных копий старинного снаряжения. В современном мире все больше набирают популярность неофициальные спортивные соревнования по историческому фехтованию на тяжелом клинковом оружии, чаще всего - одно- или двуручные мечи весом от 1,2-5 кг. Эта разновидность состязаний получает все большую известность благодаря энтузиастам - историческим реконструкторам и любителям данного направления. По мнению Р.С. Наговицына данная разновидность фехтования может быть использована как инновационная физкультурно-оздоровительная система физических упражнений при подготовки будущих педагогов по профилям история и культурология [12]. Здесь можно отметить, достаточно большое сходство исторического фехтования со сценическим, артистическим и отчасти мензурным, что позволяет говорить об их возможной взаимозаменяемости.
В целом, по мнению ряда авторов, различные практики фехтования могут быть использованы как элемент патриотического и нравственного воспитания [6, 10, 12, 23]. В фехтовании решающим фактором успеха является способность к творческому мышлению и умение ориентироваться в быстро изменяющейся ситуации. В течение поединка фехтовальщик вынужден мгновенно принимать множество самостоятельных решений. Что вполне отвечает условиям формирования компетенции ПК-7 - способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности. Яркий эмоциональный фон тренировки по фехтованию позволяет легко переносить физические нагрузки, тем самым, повышает мотивированность, развивая как специальную, так и общую выносливость. По мнению И.В. Кривенцова занятия фехтованием являются эффективным средством здоровьесбережения [8]. С этой точки зрения они вполне подходят для формирования компетенции ОК-8.
Фехтование побуждает контролировать свои эмоции, повышает способность к самоконтролю у импульсивных людей, а излишни осторожных - идти на определенный риск. Поэтому высока и психотерапевтическая роль фехтования, здесь практически отрабатывается весь спектр архети-пических представлений, сформировавшихся в процессе развития человеческой цивилизации, как внутрипсихических, так и социальных. Это отражается в таких технических приемах как - демонстрации открытых и закрытых позиций (для установки контроля над вниманием партнера по поединку), угроз, скорости, темпа, опережения и ожидания, изменчивости и непрерывности передвижений, удержания равновесия, перехвате инициативы, проявлении неожиданной разнонаправленной активности и т.д. Впервые использование фехтования в качестве специфической психотехники было предложено в 50-х годах прошлого века К. Дюркхаймом. Он считает, что меч является идеальным инструментом моделирования взаимоотношений человека с окружающим его миром. Использование меча позволяет усилить и сконцентрировать внимание на работе как с внутренним миром человека, так и со внешним, поэтому можно утверждать, что как человек фехтует, так он и ведет себя в жизни. Холодное оружие, даже если оно исторически и трансформировалось в специфические спортивные снаряды, все равно архетипически остается ярко и тесно связанным с образом героя, защищающим мироздание от зла. В отличи от иных разновидностей единоборств (бокс, карате, борьба и пр.), образ героя здесь изначально связан с архетипом несущим в себе благородство, доблесть, кодекс чести, рыцарства и пр. В фехтовальном бою формируется своеобраз-
ная обратная связь между соперниками, не позволяющая участнику стимулировать внутреннею психическую работу. Особый интерес с этой точки представляет шпага, так как исторически обладает наиболее широким арсеналом различных движений и приемов. Для реализации психотерапевтических аспектов спортивного фехтования К. Дюркхайм предлагает работать индивидуально, в паре и группе. Работа в паре (бесконтактно или контактно, отрабатывая заданное движения или фехтовальную фазу, в свободном спарринге и пр.), участники обучаются адекватности своих движений в ответ на действия или намерениям партнера. Работа в группе позволяет использовать в психотерапевтическом процессе групповую динамику, рефлексию, и создать групповую обратную связь, что делает процесс освоение функций произвольного полимодального внимания более продуктивным. При введении фазы шеринга (от англ. to share - делиться, обсуждать) интенсифицируются импринтиговые эффекты, в результате чего можно добиться существенного увеличения эффективности обучения [12, 19]. При индивидуальной работе отработка любых движений со спортивным оружием постепенно наращивает объем произвольного полимодального внимания. В начале работы обучающийся концентрируется на своих ладонях, удержании равновесия и траектории движений клинка, что позволяет развить целостное ощущение схемы своего тела. Далее от ощущения тела внимание перемещается на окружающее пространство: аудиторию, того, что происходит вне помещения и т.д. Расширение объема восприятия является одним из признаков состояния сверхсознания, позволяя охватить вниманием больший спектр феноменов жизни, что ведет к лучшему пониманию как своих действий так и поступков окружающих. При этом восприятие мира и себя в нем, формируется в целостный гештальт. Таким образом, фехтование практически связанно со всеми этажами пирамиды А. Маслоу, - т.к. это творческий вид спорта, он позволяет личности свободно развиваться и самоактуализороваться. Благодаря особым ритуалам проведения поединков, свойственным фехтованию, у спортсменов воспитывается особая манера поведения, включающая в себя галантность и вежливость, уважение к противнику и пр., которая затем переносится в повседневную жизнь. Фехтование часто называют - «физкультурными шахматами», потому, что также, как и в шахматах, все возможные действия соперника нужно просчитывать заранее, поэтому, считается, что этот вид спорта позволяет развивать мышление не хуже шахмат и других логических игр. Для успешных действий фехтовальщика в спарринге необходимо, чтобы ловкость сочеталась умением произвольного расслабления и напряжения, со специализированным проявлением выносливости, силы, быстроты, гибкости и т.д. Подготовка в фехтовании - это, процесс технико-тактического совершенствования спортсмена, который может начинаться с юных лет и продолжаться до окончания спортивной карьеры. Занятия фехтованием укрепляют тело, улучшая эластичность и силу мышц, подвижность и гибкость суставов. Для фехтовальщика важна скорость сенсомоторной реакции, осанка и длина выпада, здесь происходит развитие практически всех основных групп мышц: спины, брюшного пресса, шеи и рук. Увеличение затрат энергии позволяет сжигать избыток калорий, что способствует снижению веса и формирует сообразно развитую фигуру. Тренировки по фехтованию лишены монотонии, кроме того, фехтование повышает общую стрессоустойчивость организма, улучшают кровообращение, работу желудочно-кишечного тракта, кардиореспираторной системы, состояние опорно-двигательного аппарата, тренирует глазомера, способствует психологической разгрузки - это лучший способ расслабиться, снять психическое напряжение и стресс, улучшить настроение и обрести гармонию. Таким образом, в фехтовании развивается и поддерживается процесс возникновения и удержания произвольного полимодального внимания на связях между различными иерархическими уровнями человеческого бытия, формируется способность к регуляции поведения и восприятия. Совершенствование практики произвольного полимодального внимания обеспечивает понимание и изменение поведенческих стереотипов, позволяя решать проблемы личностного роста. По мнению О.В. Лукьянова поединок в фехтовании не имеет ничего общего с борьбой, дракой, ссорой, конфликтом или битвой, это временное объединение соперников в своеобразном дискурсе, отражающем различные экзистенциальные аспекты их бытия. Он считает, что занятие фехтованием в течении двух часов, при соответствующих психологических установках, может быть аналогичным традиционному двадцатичасовому психотренингу [19].
Все вышеперечисленное позволяет рассматривать фехтование как специфическую психотехнику, способствующую самоорганизации личности, толерантному отношению к социальным, культурным и личностным различиям с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей индивида, способностью работать в команде что должно помогать в формировании таких компетенций как ОК-5, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3.
В целом фехтование является наименее травмоопасным видом спорта. Максимум, что останется на теле после самой неудачной тренировки по фехтованию - несколько синяков от удара или укола. Однако в спорте высших достижений, где функционирование всех систем организма фехтовальщика как правило находится в зоне абсолютных психофизиологических пределов, поединок
нередко может сопровождаться спортивными травмами. У фехтовальщиков чаще всего наблюдали ушибы от ударов и уколов тыльной поверхности кисти, предплечья и плеча, в области грудины и правого бедра. При занятиях на шпагах и рапирах, кроме того, наблюдаются травмирование в области правой голени, иногда уколы в область подмышек. Рубящие удары саблей чаще всего становятся причиной травм и ушибов фронтальной поверхности шеи. Типичные последствия неправильной нагрузки в спорте высших достижений для фехтовальщиков являются периостоз шиловидного отростка локтевой кости, артрозы в области запястья и в первом пястно-запястном суставе. Анализ отечественной и зарубежной специализированной научно-методической литературы показывает, что в современной практике спортивной подготовки фехтовальщиков недостаточное внимание уделяется профилактике заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата. Вместе с тем, передвижения фехтовальщиков по дорожке отличается особой динамикой и кинематикой, оказывающей существенное воздействие на функционирование разных органов и систем организма. При этом высокая динамичность разнонаправленых перемещений по фехтовальной дорожке сочетается со значительными напряжениями, возникающими из-за усилий по сохранению требуемого положения корпуса и ног в боевой стойке, что зачастую приводит к травмам опорно-двигательного аппарата. Известны только отдельные работы, в которых отмечается необходимость применения специальных физических упражнений с целью профилактики данного вида травм и заболеваний. В частности, по данным И.В. Бурнацева, И.В. Осадченко (2016), среди хронических травм опорно-двигательного аппарата у фехтовальщиков высокой квалификации можно выделить травмы и заболевания спины - 60,2%, хронические травмы нижних конечностей - 25,9% и повреждения верхних конечностей - 13,9%. В 41,0% случаев у спортсменов обнаруживалось несколько травм различной локализации. По степени тяжести заболевания спины и хронические травмы распределяются следующим образом: легкие - составляют 32,6%, в основном это асимметрия осанки; средние - 57,1% и тяжелые - 10,3% от общего числа. Стоить отметить, что легкие травмы не сопровождаются острыми болевыми ощущениями, и поэтому не мешают соревновательному и тренировочному процессу, но при отсутствии необходимой профилактики, они могут привести к травмам средней тяжести, например, протрузии (от лат. protrudere - выступать за) межпозвоночного диска. Протрузия межпозвонкового диска является патологическим процессом в позвоночном столбе, при котором межпозвонковый диск выпячивается в позвоночный канал не разрывая фиброзное кольцо. В случае обострения, данная травма может привести к длительному отлучению от тренировочной и соревновательной деятельности, что негативно сказывается на росте спортивного мастерства и спортивных результатов. В свою очередь, протрузия межпозвоночного диска является одной из стадий остеохондроза, которая может привести к травме тяжелой степени - межпозвоночной грыжи - смещению пульпозного ядра межпозвонкового диска уже с разрывом фиброзного кольца. Эта тяжелая травма может стать причиной преждевременного завершения профессиональной карьеры фехтовальщика, и к большим проблемам со здоровьем -вплоть до паралича и инвалидности. По статистическим данным И.В. Бурнацева, И.В. Осадченко 77,9% травм в спортивном фехтовании приходятся на пояснично-крестцового отдел, что является следствием специфики фехтовальной стойки и передвижения, на грудной отдел позвоночника приходится 16,2% всех травм и 5,9% шейный [1]. Вместе с тем, в спорте высших достижений по сравнению с другими видами единоборств, например, боксом и борьбой удельный вес травм при занятиях фехтованием составляет лишь 3,2 %, от общего числа [2].
Выводы:
1. Практики фехтования в системе современного высшего педагогического образования, по нашему мнению могут способствовать формированию таких педагогических компетенций бакалавра как: ПК-7, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОПК-2, ОПК-3.
2. Использование практик фехтования как элемента технологии здоровьесбережения позволяет охватить широкий контингент общества, как по возрастному диапазону: от 8-лет и до преклонного возраста, так и по состоянию здоровья (инвалиды, лица с ослабленным здоровьем и пр.).
3. Фехтование относится к наименее травмоопасным видам спорта, однако во избегании возможных проблем со здоровьем в процессе тренировочных занятий желательно использование дополнительных профилактических упражнений, направленных на укрепление мышечно-связочного аппарата.
4 Фехтование может быть использовано, как элемент патриотического и нравственного воспитания. Возможно, поэтому в западных странах, практики фехтования до сих пор широко используются при воспитании правящих элит.
5. Помимо спортивной компоненты фехтование одновременно служит мощным психотерапевтическим инструментом, затрагивающим все иерархические уровни регуляции организмом индивида, оказывает общеукрепляющее действие и может быть использовано для формирования упреждающей фазы адаптации к образовательному процессу [8, 9, 16-22].
Таким образом, занятия фехтованием могут входить как составной элемент разрабатываемых инновационных методик направленных на активацию творческих способностей обучающихся, их здоровьесбережение, обучение произвольному управлению функциональным состоянием организма, оптимизации внутрипсихических процессов, формирование личности безопасного типа поведения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ахмерова К.Ш. и др. Медицинское обеспечение спортивных соревнований: нормативно-правовые основы, современное состояние и перспективы // Спортивная медицина. 2014. № 4. - С. 119-131.
2. Баранов В.Н., Шустин Б.Н. Сравнительный анализ развития диссертационных исследований в сфере физической культуры и спорта за 1935-2015 годы (СССР и российская федерация) // Вестник спортивной науки. 2015. № 4. - С.3-9.
3. Бурнацев И.В., Осадченко И.В. Исследование травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата фехтовальщиков для выявления их локализации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 36-41
4. Викулов А.Д. Особенности профессионального физкультурного образования в современных условиях // Ярославский педагогический вестник. 2007. № 1. - С. 78-84
5. Гамалий В.В., Шевчук Е.Н. Совершенствование технико-тактического мастерства спортсменов, специализирующихся в единоборствах, на разных этапах многолетней подготовки (на примере фехтования) / Наука в олимпийском спорте. 2014. № 4. - С. 64-73
6. Голец А.В. Влияние ценностно-смысловой сферы квалифицированных спортсменов на успешность спортивной деятельности (на примере фехтования) // Материалы международной научной конференции «Рудиковские чтения». — М., 2008. — С. 76-80.
7. Евсеева Л.Ф. и др. Типологические особенности в проявлении основных свойств нервной системы спортсменов, специализирующихся в спортивных играх // Мат. VII Всесоюзн. конф. «Психология физического воспитания и спорта». -М., 1973. - C. 89-90.
8. Кривенцова И.В. Фехтовальная направленность физического воспитания будущих педагогов / Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта: материалы Всерос. заоч. науч.-практич. конф., 10 октября 2014 г. / НИУ «БелГУ»; под общ. ред. И.Н. Никулина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. - С. 197-200
9. Михайлова Т.А. Социокультурные аспекты спорта и профессиональной деятельности спортсменов в современной России. Дис. ... канд. социол. наук, Краснодар, 2016. - 166 с.
10. Мохова И.Н., Эффективные формы работы по формированию гражданско-патриотической позиции воспитанников детского дома / Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Межрегиональная научно-практическая конференция Вологда, 15-16 февраля 2012 года Вологда 2012. - С. 270-273.
11. Мухрыгина О.И. Мотивационная саморегуляция состояний профессиональных спортсменов как фактор их самоопределения / Профессиональное и личностное самоопределение молодежи современной России: материалы IV Всерос. науч. - практ. - конф. Самара, 26-27 сентября 2013 г. / отв. ред. А.В. Капцов. - Самара: СамЛюксПринт, 2013. С.157-160.
12. Наговицын Р.С. Формирование физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза (на основе мобильного обучения) / Диссертация ... д-ра пед. наук. М., - 2014. - 444 с.
13. Турсунов Н.Б., Газиев Ш.Ш. Структурный анализ травматизма у спортсменов-единоборцев // Молодой ученый. - 2016. - № 16. - С. 404-409.
14. Тышлер Д.А. Спортивное фехтование: учебник для вузов физической культуры / М.: Физкультура, образование и наука, 1997, - 389 с.
15. Фехтовальная карта России / URL: http://www.rusfencing.ru/engine/documents/document35662.pdf (дата обращения: 16.03.2017).
16. Хало П.В. Оптимизация предстартового состояния спортсмена на основе концепции о трех основных уровнях управления организмом человека / Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2016. № 2. - С. 275280.
17. Хало П.В., Инновационные методы развития и оценки творческих способностей обучающихся / «Информационные и инновационные технологии в образовании» - сборник материалов региональной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог, 1-2 ноября 2016 г. Таганрог: Изд-во Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2016. -С. 67-69
18. Хало П.В., Хвалебо Г.В., Туревский И.М. Системный подход к разработке модели формирования оптимального предстартового состояния // Теория и практика физической культуры. 2015. № 12. - С. 71-73.
19. Хало П.В., Щеткин Ю.Ю., Хвалебо Г.В., Практики фехтования и туристического похода как внеаудиторные методы повышения профессиональной компетентности будущих бакалавров / Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2014. № 2. - С. 205-210.
20. Хало П.В. Концепция активации резервных возможностей человека как полииерархической функции или в чем смысл жизни // Концепт. 2013. Т.4. № 34. - С. 1956-1960.
21. Хало П.В. Эмоциональные компоненты в формировании расширенных состояний сознания // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2009. № 2. - С. 350-353.
22. Хало П.В., Хвалебо Г.В., Лебединская И.Г. Повышение качества физкультурно-спортивной деятельности с помощью произвольного полимодального внимания // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2013. № 1c. - С. 166-171.
23. Юдин В.В. Кадетское образование: понятие, содержание, значение / Вестник ОГУ. 2011. №11 (130). С. 247-254.
24. Taddei F., Viggiano M.P., Mecacci L. Pattern reversal visual evoked potentials in fencers / Psychophysiol. - 1991. - Vol.11. - P. 257-260.