УДК 338.45:622(470.3)
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОПУТНОГО НЕФТЯНОГО ГАЗА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Н. Н. Тимонина Министерство развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми, Сыктывкар
Нтопта.ттргот @гкот{.ги
Сжигание попутного нефтяного газа на факелах приводит не только к потере невосполнимого энергетического ресурса, но и наносит значительный ущерб окружающей среде. Решение проблемы эффективного использования попутного нефтяного газа требует объединения усилий как со стороны государства, так и нефтедобывающих предприятий. Ключевые слова: попутный нефтяной газ, лицензирование, залежь, пункт сбора нефти.
ASSOCIATED PETROLEUM GAS UTILIZATION IN THE REPUBLIC OF KOMI
N. N. Timonina
The article speaks about the problem of associated petroleum gas utilization. This problem needs governmental and business efforts both.
Key words: associated petroleum gas, licensing, deposit, gathering of oil.
Утилизация попутного нефтяного (растворенного) газа продолжает оставаться крайне актуальной задачей для нашей страны в последние два десятилетия. За это время Россия вышла на первое место в мире по объемам сжигания попутного нефтяного газа на нефтепромысловых факелах, по некоторым данным в стране ежегодно сжигается около 20 млрд куб. м попутного нефтяного газа. В 2010 г. в России было извлечено 65.3 млрд куб. м попутного нефтяного газа при добыче нефти 505 млн т [2]. В среднем по России уровень утилизации попутного нефтяного газа составляет 74.5%. К сожалению, в Республике Коми этот показатель значительно ниже — 52 %.
Попутный нефтяной газ (ПНГ) — это ценнейшее химическое сырье и высокоэффективное органическое топливо. Попутный газ помимо метана содержит значительное количество этана, пропана, бутана и других предельных углеводородов, а также неуглеводородных компонентов. Рациональное использование ПНГ в современную эпоху при нарастающем дефиците энергоносителей является неотъемлемой частью эффективного недропользования.
Исторически сложилось так, что внимание общественности, контролирующих органов привлекают главным образом разливы нефти с последующим загрязнением земельных площадей и водных объектов. При этом часто не уделяется должного
внимания выбросам в атмосферу и другим негативным последствиям сжигания попутного газа на факелах. В то же время поступающие в окружающую среду продукты сгорания попутного нефтяного газа представляют собой потенциальную угрозу нормальному функционированию человеческого организма на физиологическом уровне. Сжигание ПНГ приводит к значительным выбросам твердых загрязняющих веществ и ухудшению экологической обстановки в нефтепромысловых районах. В прошлом году в атмосферу нашей республики было выброшено 58.5 тыс. т твердых загрязняющих веществ, более 180 тыс. т оксида углерода. Проблема эффективного использования попутного нефтяного газа неоднократно поднималась на различных уровнях, отмечалась необходимость разработки и принятия системы мер, нацеленных на стимулирование утилизации нефтяного (попутного) газа.
В настоящее время на территории Республики Коми зарегистрирована 71 организация-недропользователь, которые владеют 215 лицензиями на геологическое изучение, поиски, разведку и добычу углеводородного сырья, из них добычу нефти осуществляют более 20 организаций [4]. Основные объемы добычи нефти приходятся на три добывающих предприятия: на ООО «ЛУІКОЙЛ-ІКоми» — более 62 % нефти, 13 % — на ООО «РН-Северная нефть», около 8 % — на ООО «Енисей».
Центром нефтедобычи в республике является Усинский район, его доля в общем объеме добываемой нефти составляет 63 %, на втором месте Печорский район — 16.3 %, в Сосногорском районе добывается 8.9 %.
В прошедшем 2010 г. добыча нефти в республике достигла 13 млн т. В соответствии с планами компаний добыча нефти в Республике Коми в ближайшие годы будет расти, что приведет к увеличению объема добываемого растворенного газа, который к 2015 г. может достигнуть 2.2 млрд куб. м (рис. 1). В то же время ситуация в газовой отрасли Республики Коми продолжает оставаться сложной: в 2010 г. эта отрасль обеспечила добычу 2.52 млрд куб. м природного газа (99.2 % от уровня 2009 г.). В 2015 г., если не произойдет кардинальных изменений, объем добычи свободного газа снизится до 1.95 млрд куб. м вследствие истощения сырьевой базы. Это обстоятельство делает еще более актуальной проблему рационального использования попутного нефтяного газа.
В настоящее время коэффициент использования попутного (растворенного) нефтяного газа в Республике Коми достигает 52 %, что выше уровня 2009 г. [3] В 2010 г. вместе с нефтью из недр республики было извлечено 1364.3 млн куб. м попутного газа, из которых 712 млн куб. м утилизировано, что составляет 52 %, из них 202 млн куб. м (14 %) продано. Потери попутного газа в 2010 г. составили 652 млн куб. м (48 % от добычи). Ситуация с
зооо т
2500 ■■
2000 --
1500
1000 ■■
Млн куб. м
2463.3 2519.5
2604 2591.3
2252.5 2244.Е
1530
1588.7
500 " В
■ III
2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
i I утилизация сжигание на факеле ф добыча ПН Г, млн куб. м
Рис. 1. Планируемые объемы добычи и использования попутного нефтяного газа
использованием попутного газа выглядит примерно следующим образом.
Вся существующая на территории Тимано-Печорской провинции инфраструктура по транспорту и переработке нефти и газа размещена в Республике Коми и включает в себя: Ухтинский НПЗ, Усинский ГПЗ, Сосногорский ГПЗ, магистральные неф -те- и газопроводы, Печорскую и Сосногорскую ТЭЦ.
Сбор попутного газа с месторождений, расположенных в южных районах Республики Коми, осуществляется на четырех действующих центральных пунктах сбора нефти (ЦПС). Часть добываемого попутного газа расходуется на собственные нужды нефтяных промыслов. Избыток собираемого на ЦПС-Кыртаель попутного газа направляется для использования в качестве топлива на Печорскую ГРЭС.
По путный газ с Харъягинского, Возейского и Усинского месторождений транспортируется по промысловому газопроводу «Харъяга» — головные сооружения «Уса» на Усинский ГПЗ.
ОАО «ЛУКОЙЛ-Усинский ГПЗ» осуществляет переработку (подготовку) нефтяного (попутного) газа для дальнейшей его реализации для промышленного и коммунального бытового назначения. Газ компримирует-ся, подвергается сероочистке и направляется потребителям Усинского района и на Печорскую ГРЭС. Мощность установки по компримирова-нию газа — 1.07 млрд куб. м/год.
Получаемый при добыче нефти попутный (растворенный) нефтяной газ в большинстве случаев используется недропользователями на собственные нужды, в основном для подготовки и транспорта нефти, а также получения электроэнергии для нужд
промыслов (рис. 2). Нефтяной газ Шапкинской группы месторождений в связи с отсутствием газотранспортных систем потребителям не подается. «Избыточные» ресурсы этого газа полностью сжигаются на факелах УПН месторождений.
Крупными потребителями газа являются:
• Харъягинский промузел (на подогрев воды для закачки в пласт Харъягинского месторождения, подготовка нефти, прогрев нефти для транспортировки) — 70 млн куб. м;
• Усинский промузел (на работу парогенераторов на пермокарбоновой залежи Усинского месторождения, подготовка нефти, прогрев нефти) — 320 куб. м нефти, добытой с использованием термических методов);
• г. Усинск (бытовые и промышленные нужды) — 160 млн куб. м в год).
• Печорская ГРЭС — до 1200 млн куб. м в год.
Из малых и средних месторождений углеводородного сырья, разраба-
тываемых на территории Республики Коми (за исключением месторождений, где недропользователем является ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»), ресурсами нефтяного газа в объеме от 50 млн куб. м и выше, обладают Западно-Сы-натыское (недропользователь ООО «: Енисей»), Северо-Баганское (ОАО «Роснефть»), Южно-Ошское (ЗАО НК «Нобель Ойл») месторождения.
В настоящее время уровень утилизации попутного нефтяного газа на Западно-Сынатыском месторождении достигает 96 %, на месторождениях Баганской группы — более 90 %, на Южно-Ошском месторождении (включая Северо-Костюкскую площадь) — около 15 %. В то же время у целого ряда компаний коэффициент использования попутного газа остается достаточно низким: у ЗАО «Колва-нефть» — не превышает 18 %, у ЗАО «Нефтус» — 7 %, на месторождениях ОАО «Комнедра» этот коэффициент достигает 6 %. Многие нефтяные месторождения не охвачены объектами транспорта газа, на ряде месторождений в последние годы развиваются системы производства электроэнергии на промысловых газоэлектрос-танциях [2]. ООО «РН-Северная нефть» начала эксплуатацию газогенераторных установок, работающих на попутном газе. Постепенно планируется перевести все электроснабжение на попутный газ и довести степень утилизации до 95 %. ООО «Енисей» направляет попутный газ на нужды жилищно-коммунального хозяйства г. Усинска. ООО «Енисей» реализует инвестиционный проект «Строительство первой очереди «Комплекса по подготовке и переработке нефти и газа производительностью 1 млн т сырой нефти в год».
Рис. 2
использование на собственные технологические нужды получение электроэнергии подача потребителям как топливо - д— подача для последующей переработки утилизация
Направления использования попутного нефтяного газа
Предполагается одновременная переработка попутного газа мощностью 86.06 тыс. т в год.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, с 2009 г. проектными технологическими документами на разработку нефтяных месторождений предусматривается утилизация попутного нефтяного газа на уровне 95 %. Все крупные нефтяные компании уже имеют свои программы утилизации ПНГ, благодаря которым они стремятся сократить объем его сжигания до 5 % от добытого, чтобы не платить повышенные экологические штрафы. При этом ремонтные работы на факелах потребуют существенных затрат, а перспектива оборудования факельных установок счетчиками ПНГ выглядит нерентабельной при отсутствии дифференциации по уровню сложности разработки месторождений и их удаленности от инфраструктуры. Направления использования попутного нефтяного газа на территории Республики Коми главным образом связаны с использованием его на подачу потребителям в качестве топлива, на собственные технологические нужды и выработку электроэнергии. Отдаленность северных месторождений от основной нефтяной инфраструктуры, отсутствие газотранспортных систем требуют значительных затрат со стороны предприятий, это обуславливает необходимость разработки механизма возмещения затрат на добычу и транспортировку газа, особенно для малых и средних компаний.
Регулирование вопросов использования нефтяного попутного газа с начала рыночных отношений в России осуществлялось в соответствии с нормативными правовыми актами: федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации. До недавнего времени нормы использования ПНГ не были установлены. Целевой показатель сжигания ПНГ на факельных установках на 2012-й и последующие годы в размере не более 5 % от объема добытого попутного нефтяного газа определен постановлением Правительства Российской Федерации № 7 от 8.01.2009 г. Экономические и финансовые механизмы государственного регулирования связаны с проведением налоговой политики и политики ценообразования, с созданием выгодных налоговых условий для проведения деятельности и выделением
прямых государственных инвестиций для реализации проектов [1].
Следует отметить, что в решении Правительства РФ лишь дано указание довести уровень утилизации ПНГ до 95 % к 2012 г., но нет механизма реализации — стимулов для недропользователя, системы контроля за выполнением и т. д. Если решение будет ограничиваться лишь штрафами, то можно предполагать разорение большинства мелких нефтяных компаний.
Следовательно, основными факторами, предопределяющими проблемное отношение к ПНГ и его низкий процент использования, являются: законодательный фактор — слабое нормативно-правовое регулирование рационального использования ПНГ, не обеспечивающее немедленное распоряжение этим ресурсом самого недропользователя, доступа к нему заинтересованных в переработке сторонних хозяйствующих субъектов, не определяющее функции и роль государства в этих процессах, а также отсутствие механизмов мотивации и принуждения к обязательному использованию ПНГ;
инфраструктурный фактор — большое количество малых и средних объектов добычи ПНГ на территории Республики Коми, их удаленность от магистральных трубопроводов (для транспортировки сухого газа), газоперерабатывающих заводов, линий электропередачи (для вырабатываемой на ПНГ электроэнергии), железных дорог (для транспортировки жидких продуктов переработки), отсутствие или плохое качество подводящей к объектам добычи системы автодорог;
экономический фактор — относительно высокие затраты на отделение от нефти ПНГ по сравнению с добычей природного газа, высокие инвестиционные затраты на создание инф -раструктуры по доставке ПНГ к объектам газопереработки, низкая рентабельность либо убыточность строительства собственных объектов переработки на малых и средних месторождениях, отсутствие возможности вовлечения ПНГ в хозяйственный оборот на удаленных месторождениях;
регуляторный фактор — нежелание владельцев газотранспортной системы принимать «чужой» сухой газ (частично связанное с загруженностью сети и традиционно низким качеством поступающего в систему продукта).
Для успешного решения проблемы рационального использования попутного нефтяного газа необходи-
мо реализовать целый комплекс мероприятий, первоочередными среди которых являются следующие.
1. Разработка недропользователями проекта на стадии изучения и подготовки должна быть начата с расчета экономики с учетом использования ПНГ: к примеру, выработка тепло- и электроэнергии на парогазовых установках (ПГУ) или поставка газа на переработку, или обратная закачка газа в пласт. И предоставлять свои экономические и прочие выкладки (с обоснованием наиболее приемлемого способа утилизации) государству как собственнику недр для принятия решения о системе разработки месторождения.
2. Увеличение тарифов за выбросы в атмосферу, поскольку в настоящее время эта плата ничтожна.
3. Разработка методов экономического стимулирования: налоговые послабления для компаний, активно занимающихся попутным газом. Предусмотреть дифференцированный налог на добычу полезных ископаемых на попутный газ в зависимости от достигнутого коэффициента его использования и предоставить нефтяным компаниям право направлять высвобождаемые средства на развитие газотранспортной системы попутного нефтяного газа.
4. Принятие нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию проектов использования ПНГ и предусматривающей:
— создание механизмов мотивации и принуждения недропользователей к использованию ПНГ;
— совершенствование форм лицензионных соглашений;
— эколого-экономическое регулирование выбросов в атмосферу.
Литература
1. Беляев С. Н. Энергия «попутки» // Нефтехимия, 2010. № 2. С. 28—30. 2.Орлов В. П. Попутный газ снижает риски // Нефть России, 2008. № 11. С. 80—81. 3. Тимонина Н. Н. Особенности государственного регулирования в ведущих сферах экономики (на примере топливно-энергетического комплекса Республики Коми) // Управление социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации: Сб. статей. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2010. Вып.1. С. 160—179. 4. Стратегия развития минерально-сырьевой базы углеводородов / А. П. Боровинских, В. И. Гайдеек, Л. 3. Аминов и др. // Горный журнал, 2007. № 3. С. 52—56.
Рецензент к. г.-м. н. И. Н. Бурцев