УДК 658.5
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВОГО МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА ISO 50001 (СИСТЕМА ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТА)
Г.Н. МАРЧЕНКО, И.Г. АХМЕТОВА, М.Д. МАРЧЕНКО Казанский Государственный Энергетический университет
Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития является одним из путей реализации энергетической стратегии России. Решение этой проблемы во многом зависит от внедрения на предприятиях страны стандарта ISO 50001, «Системы энергетического менеджмента».
Ключевые слова: энергоменеджмент, энергоэффективность, энергосбережение, стандартизация в области энергетики.
Активно обсуждаемые сегодня во всем мире проблемы энергоэффективности и энергосбережения заставили специалистов задуматься о скорейшей разработке стандартов в области энергоменеджмента как международного, так и регионального, национального статуса. Энергоменеджмент, как новая система управления, возник в странах Западной Европы, США и Японии в 80-х годах ХХ века на фоне общемирового энергетического кризиса. В 2008 году Международная организация по стандартизации (ISO), объединяющая 157 стран-членов, начала разработку нового международного стандарта ISO 50001 (система энергоменеджмента - требования с руководством по использованию) для обеспечения организаций соответствующим инструментарием и руководством по энергоменеджменту [1]. Для выполнения этой цели был создан новый технический комитет ИСО/ТК 242 "Энергоменеджмент", возглавил который Эдвин Пиньеро - представитель США. Комитет разработал и утвердил стандарт ISO 50001:2011, и в начале 2011 года он был принят мировым сообществом.
Новый стандарт, по словам Эдвина Пиньеро, будет иметь поистине глобальное значение, т.к. его влияние может затронуть до 60% мирового потребления энергии и «есть надежда, что применение стандарта ISO 50001 приведет к мировому взаимопониманию между всеми типами поставщиков и потребителей энергии» [2].
Полноправным членом в ИСО/ТК 242 Россия стала в мае 2009 года, а в июне был образован новый ТК 039 "Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент".
Стандарт ISO 50001:2011 разрабатывался на основе стандартов: американского ANSI/MSE 2000:2008, южно-корейского ^А 4000:2007, китайского GB/T 23331:2009 и общеевропейского стандарта энергоменеджмента EN 16001:2009 (см. рисунок).
Стандарт ISO 50001 применим для всех типов организаций: государственных и частных, производственных предприятий и предприятий сферы услуг, независимо от их размера. Он снабжает любую организацию полноценной стратегией действий и в менеджерской области, и в технических сферах, а главное - помогает организации интегрировать энергоэффективность в ее текущие управленческие дела и реально повысить свою энергоэффективность. Требования по стандарту к системам энергетического менеджмента сформулированы как предписывающие, стандарт
© Г.Н. Марченко, И.Г. Ахметова, М.Д. Марченко Проблемы энергетики, 2012, № 9-10
определяет то, что должно быть сделано, но не определяет как, т.е. дает ориентиры и структуру для действий по энергосбережению, но не дает детального, исчерпывающего руководства для энергоменеджера. Метод достижения требований стандарта предприятие выбирает само, исходя из собственных нужд и потребностей. В зависимости от вида деятельности организации, ее структуры вырабатываются различные способы выполнения требований стандарта. В стандарте ISO 50001 при описании требований использована методология Дэминга-Шухарта, получившая признание во всем мире и известная как Plan-Do-Check-Act («Планируй- Делай-Проверяй-Улучшай»).
Рис. Предшественники ISO 50001:2011
Цель стандарта ISO 50001 заключается в предоставлении странам, муниципалитетам, предприятиям и корпорациям структурированного и всеобъемлющего руководства по оптимизации и системному управлению процессами потребления энергетических ресурсов с целью непрерывного снижения энергетических и финансовых издержек.
Внедрение и функционирование системы [3,4] заключается в следующем:
Квалификация, обучение, и компетентность. Проект ISO 500001 требует от организации, чтобы она гарантировала, что любое лицо, выполняющее для нее или от ее имени задачи, которые связаны с использованием энергии, было компетентно на основе соответствующего образования, подготовки или опыта. Каждый уровень управленческого персонала должен быть соответствующим образом информирован и обучен в области энергоменеджмента, чтобы быть способным выполнять свои функции.
Стадия проектирования. Организация должна оценивать и вести записи факторов существенного использования энергии при разработке спецификации, проектировании, модификации или реконструкции систем энергопотребления, оборудования и/или зданий. Оценка возможностей улучшения энергоэффективности должна быть включена в планируемые действия на всех стадиях любого проекта.
Контроллинг. В этой части стандарт требует от организации верифицировать и планировать операции, которые связаны с факторами существенного использования энергии и могут гарантировать реализацию энергополитики, достижение энергоцелей и показателей.
Управление документами. Общий элемент всех систем менеджмента и потому неизменный раздел всех стандартов на такие системы, в т.ч. ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001. Он включен и в EN 16001, и в ISO 50001.0бычно в разделе излагается то, из чего должна состоять документация системы в бумажной или электронной форме, от каких факторов зависит степень документирования процессов и требований, © Проблемы энергетики, 2012, № 9-10
устанавливается необходимость периодического обновления документации по мере необходимости.
Разделение обязаностей. Все должностные лица, работающие для и от имени организации, должны получить обязанности в секторе энергоменеджмента. Для выполнения этой цели путем распределения обязанностей должны быть установлены новые внутренние связи.
Закупки. В ISO 50001 предъявляются требования к приобретению только энергоэффективного оборудования. Организация должна определить и обеспечить процедуры, позволяющие оценивать энергопотребление закупаемого оборудования и класс его энергетической эффективности.
Вопросы покупки энергии, в т.ч.качества энергоресурсов. Организация должна определить и документировать технические требования и спецификации энергоресурсов.
Проверка эффективности системы.
Мониторинг и измерения. ISO 50001 требует от организации идентификации и описания требований, предъявляемых к измерениям и мониторингу.
Аудит системы энергоменеджмента. В ISO 50001 предусмотрено, что в запланированные интервалы организация должна выполнять аудиты системы, чтобы гарантировать, что система соответствует требованию стандарта, является эффективной, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.
График аудитов должен быть спланирован с учетом статуса и важности аудируемых процессов и областей, а также результатов предыдущих аудитов. Выбор аудитов и проведение аудитов должны гарантировать объективность и беспристрастность процесса аудита.
Анализ системы со стороны высшего руководства. Должен быть утвержден высшим руководством план анализа дееспособности системы энергоменеджмента.
Выполняя оценку соответствия стандарту, организация сможет: получить на периодической основе гарантии своего соответствия энергополитике, которая одобрена топ-менеджментом; демонстрировать это длящееся соответствие, прежде всего, своим бизнес-партнерам; получать в органе по сертификации подтверждение соответствия внедренной системы энергоменеджмента настоящему стандарту.
Стандарт ISO 50001 предназначен для обеспечения организаций общепризнанной основой для интеграции энергетической эффективности в практику управления [6]. Многонациональные организации получат доступ к одному, согласованному стандарту, включающему логичную и последовательную методику определения и реализации улучшений, для внедрения в рамках всей организации. Стандарт предназначен [6] для
- помощи организациям в более эффективном использовании существующих энергоемких активов;
- обеспечения прозрачности и упрощения информирования о рациональном использовании энергетических ресурсов;
- содействия внедрению лучшей практике управления энергетикой и стимулирования рационального использования энергии;
- помощи при оценке объектов и приоритетности внедрения новых энергосберегающих технологий;
- создания условий для повышения энергоэффективности в цели поставок;
- совершенствования энергетического менеджмента в проектах по сокращению выбросов парниковых газов;
- интеграции с другими системами управления организации, такими как экологические системы и системы менеджмента охраны труда.
Каковы же перспективы и преимущества от внедрения стандарта ISO 50001 "Энергоменеджмент на предприятии"? Стандарт даст возможность организациям различного уровня иметь действенный механизм повышения энергетической эффективности, сокращения расходов, улучшения экологических показателей за счет решения как технических, так и управленческих задач по рациональному использованию энергии. Внедрение стандарта ISO 50001 позволит предприятиям перейти на унифицированную модель менеджмента, общепринятую в мире, и постепенно снизить энергоиздержки до общеевропейского уровня, а также будет стимулировать модернизацию предприятий и муниципалитетов.
Кен Гамильтон (эксперт ISO/PC 242 ) определил ISO 50001 как «очень прагматичный стандарт», который поможет компаниям интегрировать энергетический менеджмент в бизнес-практику [7]. Это позволит компаниям сократить энергетические расходы и повысить эффективность потребления энергии во всей цепи поставок. Он привел в качестве примера опыт двух предприятий. Компания Dow Chemicals в течение двух лет сократила использование энергии на 17,9 %. В то же время принципы ISO 50001 успешно внедряются малым бизнесом. Так предприятие из Хьюстона, с количеством работающих 36 человек, за 2 года сумело сэкономить 14,9 %, что в стоимостном выражении составляет 250 тыс. долларов США, и все это с нулевыми капитальными инвестициями.
Российские компании не меньше, чем зарубежные заинтересованы во внедрении энергоменеджмента и повышении, тем самым, своей энергоэффективности, - и в этом реальная помощь стандарта ISO 50001 несомненна [8].
Элементы энергоменеджмента уже применяются на многих предприятиях России. Например, разрабатываются и реализуются программы и проекты по энергосбережению, на предприятиях внедряется более энергоэффективное оборудование, проводится анализ возможностей для улучшения энергоэффективности как отдельных производств, так и процессов, многими организациями выполняются энергоаудиты.
В рамках программы антикризисных мер правительства РФ политика повышения энергоэффективности экономики вошла в перечень семи основных приоритетов деятельности федеральной исполнительной власти [8]. Минэнерго России совместно с Минэкономразвития подготовлен комплекс мер, предусматривающих разработку современной правовой базы, формирование организационных структур повышения энергоэффективности, государственную поддержку и создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения бизнеса.
Создание совершенной нормативно-правовой базы энергосбережения является одним из главных механизмов повышения энергоэффективности, но пока эта база на региональном и федеральном уровне несовершенна. В России в настоящее время имеются несколько десятков государственных стандартов на промышленное оборудование, машины, приборы, в которых регламентируются показатели энергопотребления. Показатели энергетической эффективности нашли отражение в ряде нормативных и методических документов. Как правило, они часто не выполняются из-за отсутствия реально действующих организационных структур, координирующих работу объектов и субъектов правого регулирования в области энергосбережения и осуществляющих государственный контроль. В России, с учетом вступления в силу 23.11.2009 Федерального закона №261-Ф3 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", внедрение стандарта ISO 50001 (системы энергоменеджмента) становится весьма актуальным и необходимым. Достижение © Проблемы энергетики, 2012, № 9-10
реального улучшения энергетической и экологической эффективности предприятий должно основываться не только на технических решениях, но и на более совершенном управлении. Энергетический и экологический менеджмент являются финансовыми инструментами, которые могут обеспечить предприятиям экономию средств за счет проведения грамотной политики закупки и использования природных ресурсов и утилизации отходов производства. Необходимым условием успешной реализации энергетической политики на уровне предприятия является присвоение проектам повышения энергетической эффективности равного статуса с проектами модернизации производственной технологии [8].
Стандарт ISO 50001:2011 позволяет организациям:
- разработать политику для более эффективного использования энергии;
- установить цели для реализации этой политики;
- более рационально использовать имеющиеся данные, с целью принятия решений относительно потребления энергии;
- измерять результаты;
- оценивать результативность политики;
- постоянно улучшать систему энергетического менеджмента.
Основное предназначение ISO 50001 — интегрировать энергоэффективность в текущие управленческие практики организаций.
Внедрение систем энергоменеджмента, как одного из ключевых инструментов реализации политики энергосбережения на российских предприятиях, основанного на требованиях стандарта ISO 50001, является весьма актуальным, а причины, обуславливающие необходимость внедрения систем энергоменеджмента и соответсвующих стандартов в России [9], следующие:
1. Система энергоменеджмента и стандарты служат составной частью национальных программ по энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии.
2. Системы энергоменеджмента и стандарт ISO 50001 применимы во всех отраслях промышленности.
3. Системы энергоменеджмента формируют развитие сервиса в области энергоэффективности, включая создание новых рабочих мест.
4. Система энергоменеджмента ускоряет модернизацию технологий и внедрение инноваций.
Таким образом, стандарт ISO 50001:2011 поможет организациям разработать стратегию, позволяющую повысить эффективность использования энергии, снизить издержки и улучшить экологическую составляющую деятельности. Одним из существенных преимуществ внедрения системы энергетического менеджмента станет также повышение инвестиционной привлекательности компании.
Summary
Increase of efficiency of use of fuel and energy resources and creation of necessary conditions for transfer of national economy to an energy saving way of development is one of ways of realization of power strategy of Russia. The solution of this problem in many respects depends on introduction at the enterprises of the country of the ISO 50001 standard, "System of power management".
Keywords: power management, power efficiency, energy saving, standardization in the field of power.
Литература
1. Хохлявин О.А. ISO 50001 - системный подход к энергоменеджменту//Энергоаудит. 2009. №3/11.С.36-39.
2. Эдвин Пиньеро. Будущий стандарт ISO 50001 на системе энергетического менеджмента//Мир стандартов. 2009. №9(40). С.66-67.
3. Хохлявин С.А. Каким будет стандарт ISO 50001 в области энергоменеджмента?//Энергобезопасность и энергосбережение. 2008. №3. С.12-17.
4. Электронный ресурс: http://www.ecosys.com.ua/em/energymanagement.html.
5. Хохлявин С.А. Стандарт в области энергоменеджмента США, Европа, Корея и другие страны//Энергоаудит. 2009. №2(10). С.34-39.
6. Электронный ресурс: http://www.so/org/iso/ru/pressrelease.htm.
7. Романов Г.А. Повышение энергоактивности и перспективы энергоменеджмента в России//Энергосбережение. 2009. №5. С.21-32.
8. Электронный ресурс: http://www/iso.org/iso/ru/pressrelease.htm?
9. Электронный ресурс: http://www/rosenergo.gov.ru/press/press/2667.
Поступила в редакцию 25 апреля 2012 г.
Марченко Герман Николаевич - д-р техн. наук, профессор кафедры «Экономика и организация производства» (ЭОП) Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ), чл.-корр. АН РТ. Тел.: 8 (843) 554-53-74. E-mail:[email protected].
Ахметова Ирина Гареевна - канд. техн. наук, доцент кафедры «Экономика и организация производства» (ЭОП) Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). Тел.: 8 (917) 2593001. E-mail: [email protected].
Марченко Матвей Дмитриевич - выпускник кафедры «Экономика и организация производства» (ЭОП) Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). Тел.: 8 (843) 554-53-74. E-mail: [email protected].