УДК 343 ББК 67.4
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10069 © В.В. Копылов, О.А. Копылова, 2019
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Виталий Викторович Копылов,
профессор кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки»,
кандидат юридических наук
Тверской филиал Московского университета имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12)
E-mail: kopylov_70@inbox.ru; Ольга Александровна Копылова, заведующий кафедрой Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин,
кандидат психологических наук, доцент
Тверской филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
(170100, Тверь, ул. Вагжанова, д. 7) E-mail: okane.tver@mail.ru,
Аннотация. Исследуется проблема реализации исправительного воздействия на осужденных в отечественной пенитенциарной системе. В качестве возможных путей совершенствования механизма исправления осужденных рассматривается возможность использования духовно-просветительской деятельности Русской Православной церкви в местах лишения свободы ФСИН РФ.
Ключевые слова: отечественная пенитенциарная система, осужденные, исправление осужденных, средства исправления, священнослужители, духовно-просветительская деятельность, уголовная политика РФ.
PROSPECTS FOR THE USE OF SPIRITUAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH TO IMPROVE THE PROCESS OF RECTIFYING CONVICTS IN PRISON
Vitaliy V. Kopylov,
Professor of the Department of Tactical-Special, Fire and Physical Training,
Candidate of Law
Tver branch of Moscow University named after V.Ya. Kikotya (170040, Tver', ul. Krivichskaya, d. 12);
Ol'ga A. Kopylova, Head of the Humanities and Natural Sciences, Candidate of Psychology, Associate Professor Tver branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
(170100, Tver', ul. Vagzhanova, d. 7)
Abstract. The article is devoted to the problem of the implementation of the correctional impact on convicts in the domestic penitentiary system. The possibility of using the spiritual and educational activities of the Russian Orthodox Church in the places of deprivation of liberty of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation is considered as possible ways to improve the mechanism for the correction of convicts.
Keywords: domestic penitentiary system, convicts, correction of convicts, remedies, clerics, spiritual and educational activities, criminal policy of the Russian Federation.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Копылов В.В., Копылова О.А. Перспективы использования духовно-просветительской деятельности Русской Православной церкви для совершенствования процесса исправления осужденных в местах лишения свободы. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):110-4.
Уголовная политика РФ — это деятельность органов государственной власти и государственного управления в сфере противодействия преступности. Существует несколько взаимосвязанных форм реализации этой политики, среди которых уголов-
но-исполнительная политика, которая представляет собой совокупность взглядов, идей, принципов, связанных с исполнением наказания. Разработка и реализация исправительных методов, форм и способов воздействия на осужденных к различным
видам наказании осуществляется в рамках пенитенциарной педагогики, целью которой является их ресоциализация, заключающаяся в формировании у этих лиц уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование право-послушного поведения [1].
Насколько эффективно реализуется в отечественной уголовно-исполнительной политике механизм исправления осужденных?
Россия устойчиво занимает третье место в Мире и первое в Европе по количеству заключенных [25]. Более 61% заключенных находящихся в исправительных колониях ранее отбывали срок наказания [21], т.е. подвергались исправительному воздействию. В качестве сравнения в Швеции и Норвегии всего 20% осужденных вновь попадают в места лишения свободы в течение двух лет после освобождения, в Великобритании и США — 50— 60% [6]. Другими словами высокий уровень преступности в России во многом определен тем, что уголовно-исполнительная политика в нашей стране реализуется неудовлетворительно, эффективность исправления осужденных крайне низка, не выработаны эффективные технологий и механизмы, обеспечивающие процесс исправления и ресоциализа-ции осужденных.
Механизм исправления, как изменения сложившихся стереотипов сознания и поведения осужденных не результативен.
Отечественная пенитенциарная педагогика ищет новые формы социально-педагогических воздействий на осужденных, возможности гуманизации процесса исправления осужденных, подготовки педагогических кадров для исправительных учреждений, способы привлечением общественных и религиозных организаций.
В Европе пенитенциарная педагогика ориентирована на гуманизацию условий содержания и исправительного процесса осужденных. Она основывается на принципе — «Исправить, а не уничтожить!» и «Сделаем наши тюрьмы еще привлекательнее, чтобы преступнику хотелось обратно». Поэтому — пляжный отдых, конные поездки, лесные прогулки, языковые курсы, бассейны в каждой тюрьме — неотъемлемые средства исправления осужденных. В Англии отпускают в увольнение заключенных, даже
опасных преступников. В 2012 году не вернулись из увольнения 175 особо опасных уголовников, в их числе 37 осужденных за убийство [22].
Тюрьма Хальден Фенгсель, где отбывает срок наказания А. Брейвик, расстрелявший в июле 2011 г. 77 человек. Это комплекс в лесу с культурным центром, студией звукозаписи, комнатами для творчества, библиотекой, зимним садом, спортивным центром, дорожками бега, отдельными домиками для длительных свиданий с родственниками, помещением для школьных и лабораторных занятий, медицинским центром и производственными мастерскими. Стандартная камера имеет площадь 12 кв. м с современной мебелью, телевизором и душем. Помещения тюрьмы украшены произведениями искусства, на приобретение которых был потрачен почти миллион долларов. Режим тюрьмы предполагает свободное перемещение заключенных по территории. А. Брейвик содержится в одиночной камере площадью 24 кв. м, состоящей из трех комнат: спальни, кабинета и спортзала. Он имеет возможность вести переписку, прогуливаться во внутреннем дворике под надзором охраны. Каждый день, кроме основного 3-х разового питания, А. Брейвику выдаваться 8 евро на свежие овощи и фрукты, продукты питании, напитки. Большая библиотека. Бесплатная медицина, в том числе бесплатная современная стоматология. На деньги, которые А. Брейвик будет получать, он может нанимать себе девушек по вызову, но не чаще одного раза в месяц. В случае попытки побега разрешено применять только резиновые пули, чтобы не нанести травмы заключенному. В случае если с заключенным будут обращаться негуманно, он имеет право обратиться в суд, за компенсацией морального вреда. Служащие тюрьмы ежедневно проверяют комнату заключенного на наличие грязного белья. Камеры особо опасных заключенных убираются каждые два дня, вне зависимости от желания заключенного. В случае хорошего поведения, через три года А. Брейвик может получить в свою камеру ЖК телевизор размером — 32 дюйма и игровую приставку. Для заключенных проводятся ежедневные физические тренировки. Кроме этого, А. Брейвику будет предоставлена возможность выбора цвета стен в камере и предоставлены три матраса разной мягкости на выбор [12]. В Италии (Венеция), если
администрация не обеспечивает заключенным санитарную норму жилой площади — 7 кв. м, то по решению суда она должна выплачивать каждому за неудобства по 100 евро в сутки [14].
По понятным причинам, прежде всего экономическим, в нашей стране, в ближайшее время подобное невозможно. Поэтому одним из перспективных направлений совершенствования исправительного процесса осужденных, отбывающих срок наказания в местах лишения свободы — это привлечение религиозных организаций.
Традиционно наиболее распространенной религиозными конфессиями в нашей стране является — Русская Православная Церковь. Она объединяет 58,8 млн или 41% граждан РФ и последователи ислама — 9,4 млн или 6,5% [2; 5]1.
Авторитет Церкви в обществе не оспорим, и это позволило, ей активно оказывать содействие государственным структурам в различных сферах, в том числе и в вопросах связанных с профилактикой правонарушений. Президента РФ В.В. Путина в своем обращении подчеркивал: «У нас ведь много очень направлений сотрудничества между государством и Церковью. Это и духовно-нравственное воспитание людей вообще, молодежи, прежде всего. Это поддержание института семьи. Это воспитание детей. Это забота о тех, кто нуждается в особой помощи и поддержке. И Церковь здесь — естественный партнер для государства» [19].
Среди главных задач Русской Православной Церкви сегодня патриарх назвал в том числе — снижение уровня преступности, помощь заключенному в местах лишения (ограничения) свободы [24]. Участие священнослужителей РПЦ ставит своей целью: духовно-нравственное возрождение осужденного, сохранение в нем или обретение им заново способность к возвращению в гражданское обще-
1 В вопросах исправления осужденных мусульман, находящихся в местах лишения свободы очевидна необходимость включения священнослужителей мусульман в деятельность исправительных учреждений на штатной основе, в регионах, где Ислам является доминирующей религией. Священнослужителями (мусульманами) уже неоднократно было отмечено положительное воздействие религии на заключенных так по статистике среди повторно осужденных гораздо меньше тех, кто, будучи вне воли впервые, регулярно посещали мечеть или церковь. Есть положительный опыт в местах заключения РФ, который необходимо учесть и распространить. Так, по словам начальника ИК-2 г. Казани Фаргата Галлямова, за шестнадцать лет на путь ислама встало более 1 600 человек. Из них только 2 человека вернулись к своей прошлой жизни, то есть попали в тюрьмы снова.
ство. Даже после выхода на свободу помогать ему находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления утраченных им в местах лишения свободы социальных связей, «помощь в нравственном исцелении искалеченных душ» [11].
Исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы РФ и РПЦ выступают в качестве агента социализации и ресоциализации, для осужденных. С одной стороны осуществляется приобретение заключенными желаемых для общества: образцов поведения, моральных норм, жизненных ценностей, с другой стороны — повторная социализация (для ранее отбывавших осужденных к которым уже применялись средства исправления) устранение сложившихся негативных моделей поведения, мировоззренческих установок.
Цели РПЦ в данном направлении и Уголовно-исполнительной политики нашего государства совпадают.
Одна из главных, фундаментальных проблем стоящих перед законодательством УИС РФ — это пересмотр и корректировка положений изложенных в ч.2 ст. 9 ФЗ-1. В этой статье определяются: основные средства исправления осужденных и сам процесс исправления осужденных. Наибольших нареканий вызывает ч. 2 этой статьи, в которой указывается, что основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
Соблюдение осужденными распорядка дня, воспитательная нравственно-просветительская работа, получение и закрепление трудовых навыков, образовательный процесс — все это, несомненно, необходимые условия для формирования уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и правопослушного поведения, но не первостепенные, а вспомогательные. Потому что исправление это процесс, который осужденный должен выбрать осознано и добровольно. Насильно человека исправить невозможно. Как в свое время утверждал Гиппократ — «Тому, кто не хочет изменить свою жизнь помочь невозможно». Исправительный процесс должен строиться с позиций оказаний психологиче-
ской и духовной, душевной помощи осужденным, исключительно со стороны тех, кому осужденные доверяют, от людей, которые смыслом своей жизни выбрали воспитание и просвещение, утверждение в обществе духовных и нравственных ценностей, проповедь честного и достойного образа жизни. Все это есть — деятельность священнослужителей в местах лишения свободы. Они процесс исправления реализуют (в соответствии со ст. 9 ФЗ-1) через общественное воздействие на осужденного, с помощью духовно-нравственное воспитания, в целях его морального возрождения.
Но, подходы к исправлению заключенных абсолютно разные. РПЦ воздействует на сознание с помощью духовно-нравственного воспитания, Уголовно-исполнительная система РФ с помощью средств исправления: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие [11]. Другими словами с одной стороны используется добровольность с другой принуждение.
В отечественной пенитенциарной педагогике в полной мере реализована парадигма советской системы воспитания — перевоспитание и приспособление преступника к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия и карательно-воспитательного процесса [18, с. 63—64], воспитание в коллективе и через коллектив. Данное утверждение основывается на идеи советского педагога А.С. Макаренко: «Воспитание в коллективе, для коллектива, посредством коллектива, воспитание в трудах». Для этого создана отрядная система в исправительных учреждениях, режимные требования, организация отрядов на основе требований методики коллективного педагогического воздействия и исправления, предусмотренных ч. 2 ст. 9 ФЗ-1. Но как отмечалось ранее, если процент лиц, возвращающихся в места лишения свободы, высок, то необходимо содержательно пересмотреть технологии социально-психологического и педагогического воздействия на осужденных.
Преимущества РПЦ в исправлении осужденных в том, что церковь видит причину побудившую лицо совершить преступление как — помраченное состояние человеческой души, т.е. болезнь души
вызванная грехом. Технология исправления (нравственного возрождения) осужденных проста, эффективна и универсальна, потому что направлена персонально на человека и его нравственное сознание. Основывается она утверждение, что нравственность, то есть представления о грехе и добродетели, всегда предшествуют закону, который возник из этих представлений. Вот почему эрозия нравственности всегда, в конце концов, ведет к разрушению законности» [10].
Руководство УИС РФ понимает необходимость и эффективность участия священнослужителей РПЦ в деятельности исправительных учреждений. Для этого в исправительных учреждениях построено 642 культовых объектов: 485 храмов, 77 часовен, 6 колоколен (звонниц), более 700 молитвенных комнат [7].
В 2010 году Федеральная служба исполнения наказаний РФ (далее ФСИН) начало эксперимент по включению православных священнослужителей в деятельность исправительных учреждений в шестнадцати исправительных учреждений на штатной основе.
В результате включения священнослужителей в деятельность исправительных учреждений на штатной основе будет получен существенный положительный экономический и социальный эффект для общества и государства. Восстановление института тюремного духовенства в ФСИН РФ это с одной стороны возвращение к истории тюремного свя-щенослужения и ее положительным результатам. С дрогой стороны деятельность тюремных священников (в Европе тюремные капелланы) это общепринятая мировая практика.
Думается, что просветительская деятельность тюремного священника в местах лишения свободы будет ничуть, ни хуже, чем психологическая помощь психолога или психотерапевта.
В настоящий момент в исправительных учреждениях УИС РФ отбывают срок наказания — 567 789 чел. [10], все они по окончанию срока вернутся домой, в семью, в общество. Очень важно, «чтобы вернувшись из мест лишения свободы, человек не совершал новых преступлений» [16], в этом и заключается общность целей РПЦ и отечественной пенитенциарной системы.
Завершить хотелось бы словами Святейшего Патриарх Московского и всея Руси Кирилла, по-
сле посещения федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве»: «Но самое главное, я думаю, каждый из нас должен помнить: вне зависимости от социального, общественного статуса, вне зависимости от того, чем мы занимаемся, мы все дети Божии, и нас всех Бог любит — и тех, кто живет благочестиво, и тех, кто грешит, кто нарушает законы. Он единственный, Кто нас любит вне зависимости от всяких обстоятельств» [4].
Литература
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) / Собрание законодательства РФ. 1997 г. № 2. Ст. 198.
2. Вероисповедания в России. Государственная религия и другие вероисповедания современной России // http://fb.ru/article/224761/ veroispovedaniya-v-rossii-gosudarstvennaya-religiya-i-drugie-veroispovedaniya-sovremennoy-rossii
3. В России стали меньше убивать и брать взяток // http://rupor73.ru/118-narodnyj-rupor/10155-v-rossii-stali-menshe-ubivat-i-brat-vzyatok
4. В тюрьму вместе со священником. Фоторепортаж из следственного изолятора временного содержания // http://ulpressa.ru/2015/03/31/v-tyurmu-vmeste-so-svyashhennikom-fotoreportazh-iz-sledstvennogo-izolyatora-vremennogo-soderzhaniya
5. Гайнутдин Р. Духовенство готово помочь ФСИН подготовить заключенных к возвращению в нормальную жизнь // dumrf.ru/dumer/documents/4025.
6. Как исправляют взрослых бандитов// http:// maxpark.com/
7. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // http://фсин.рф/structure/inspector/ iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20ШS/
8. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Преступность, наказания, исправление. М., 2000. Гл. 10.
9. О духовном отце / http://www.liveinternet.ru/ users/iglar/post275312549/
10. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. Права человека в христианском миропонимании и в жизни общества. М., 2008.
11. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Преступность, наказания, исправление. М., 2000. Гл. 9.
12. Условия содержания Андерса Брейвика в тюрьме pravda-tv.ru/2012/08/27/16092
13. Уровень преступности в странах мира 2016 // http://total-rating.ru/1700-uroven-prestupnosti-v-stranah-mira-2016.html.
14. Преступление и наказание № 3 //Зарубежная тюремная хроника/ ОАО Мпк, 2014.
15. Покаяние — очищение от греха/ http://stsl. ru/news/all/pokayanie-ochishchenie-ot-grekha
16. Подписано Соглашение о сотрудничестве Федеральной службой исполнения наказаний России с Церковью /http://www.pravoslavie.ru/44907.html
17. Русский пилигрим /http://palomnik2013.ru/
18. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Особенной части. М., 1985.
19. С.Б. Филимонов. Роль Русской правл-славной Церкви в процессе духовно-нравственного воспитания осужденных к лишению свободы, «взаимодействие русской православной церкви с государственной системой исполнения наказаний: опыт, проблемы, перспективы Материалы Международной научно-практической конференции (16—17 октября 2013 г.) Печатается в авторской редакции Корректоры: С.А. Ардашева, О.А. Кейзи-на, Е.В. Одекова Компьютерная верстка С.В. Ануфриев. Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1. Ст. 141.
20. Состояние преступности — январь—декабрь 2015 года/ /https://мвд.рф/folder/101762/ ^/7087734
21. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых // http://fsin. su/structure/inspector/iao/statistika/Xarka%20lic%20 sodergahixsya%20v%20
22. Хочу в тюрьму, или Тюрьма по-европейски// http://maxpark.com/community/5652/content/3560318
23. 1986 году в России насчитывалось лишь 6 800 православных храмов, а сегодня их 27 тыс.../ http://vgil.ru/2012/04/11/1986-godu-v-rossii-naschityivalos-lish-6800-pr/
24. http://novchronic.ru/4053.htm / Названы главные цели Русской православной Церкви.
25. http://www.prisonstudies.org/about-us.