Е.Н. Цыбикова*, И.П. Убеева*, А.Д. Санжижапова* *
перспективы использования бад «байкальский-8» в качестве общеукрепляющего средства
*Бурятский государственный университет (Улан-Удэ) **Школа-интернат№ 2 (Улан-Удэ )
В связи с неблагоприятной динамикой заболеваемости, высокой распространенностью хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений среди детей школьного возраста особую актуальность приобретает решение задач поиска и внедрения эффективных стратегий профилактики и оздоровления детей. При этом важнейшим институтом, который может выступать как центр укрепления здоровья и социального партнерства, рассматриваются общеобразовательные школы, школы-интернаты. В настоящее время в системе образования функционируют различные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — детские дома, школы-интернаты и учебновоспитательные комплексы, школы-интернаты с сиротскими группами.
Многочисленные исследования последних лет продемонстрировали эффективность общеукрепляющих и иммуномодулирующих растительных лекарственных средств и биологически активных добавок (БАД), повышающих резистентность организма.
Для профилактического приема детьми выбран БАД «Байкальский-8», состоящий из следующих видов растений: тимьяна ползучего (Thymusserpyllum L.), фиалки трехцветной (Viola tricolorL.), девясила высокого (Inulahelenium L.), укропа пахучего (Anethum graveolensL.), солодки уральской (Glycyrrhiza uralensis Fisch.). Данная БАД получена в лаборатории медико-биологических исследований Отдела биологически активных веществ Института общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения Российской Академии наук (регистрационное удостоверение № 003217.Р.643.11.2001). Указанная композиция была разработана с учетом фармакологических свойств, входящих в ее состав лекарственных растений. Флавоноиды уменьшают влияние токсических веществ, обладают противомикробным и противоаллергическим действием. Растительные полисахариды в композициях с флавоноидами оказывают потенцирующее действие последних. Витамин С — известный антиоксидант, защищает организм от инфекционных агентов, повышает иммунитет. Последние исследования показали, что бета-каротин играет большую самостоятельную роль в качестве антиоксиданта, активизирует функции лейкоцитов и улучшает работу иммунной и репродуктивной систем организма. В последнее время появились сообщения о наличии иммуностимулирующих свойств у растительных полифенолов. Кверцетин устраняет иммунодепрессивный эффект антибиотиков.
Целью настоящего раздела работы является оценка эффективности фитокомпозиции БАД «Байкальский-8» на физическое развитие детей школы-интерната № 2 г.Улан-Удэ.
Под наблюдением находились дети в возрасте от 7 до 15 лет из семей с преимущественно неблагоприятными социально-бытовыми условиями. Несмотря на обучение в данной коррекционной школе в течение 2 — 3 лет, у части детей сохраняется некоторое отставание в физическом и психическом развитии: они отличаются низкой успеваемостью, повышенной возбудимостью, высоким уровнем тревожности, конфликтностью, отчетливым психастеническим синдромом. Данный вид патологии является одним из факторов снижения адаптации к физическим и психическим нагрузкам. У детей наблюдается низкая масса тела, снижение физической выносливости, задержка физического развития.
Для изучения фармакотерапевтической эффективности БАД «Байкальский-8» из всего контингента школы были выделены 3 группы детей:
■ 1 группа (25 человек, контрольная группа) — находившаяся на обычном пищевом рационе. Дети контрольной группы получали плацебо (свежезаваренный индийский чай заливается кипятком 0,5 г, настаивается 15 — 20 минут, процеживается) в течение 21 дня. Принимают по 1/2 стакана 3 раза в день за 30 минут до еды.
■ 2 группа (27 человек, основная группа) — получавшая БАД «Байкальский-8» в течение 21 дня. Для приготовления БАД «Байкальский-5» заливается кипятком 1 г, настаивается 15 — 20 минут, процеживается. Принимают по 1/2 стакана 3 раза в день за 30 минут до еды.
■ 3 группа (27 человек, группа сравнения) — принимавшая поливитамины «Юникап» в течение 21 дня.
Для комплексной оценки состояния здоровья использовались следующие критерии: Физическое развитие оценивалось по общепринятым методикам. Определение соотношения массы и длины тела ориентировочно свидетельствует о состоянии питания ребенка. Данное соотношение позволяет определить и варианты физического развития: 1) нормальное (НФР) — в пределах 25 — 75 центиля; 2) дефицит массы тела 1 степени (ДМТ 1 ст.) — от 3 до 10 центиля; 3) дефицит массы тела 2 степени (ДМТ 2 ст.) — до 3 центиля; 4) избыток массы тела 1 степени (ИМТ 1 ст.) — до 90 центиля; 5) избыток массы тела 2 степени (ИМТ 2 ст.) — от 90 до 97 центиля и 6) общее низкое развитие (ОНР) — низкая длина тела.
Динамика роста, как у мальчиков, так и у девочек аналогична, и характеризуется неуклонным возрастанием с годами. Можно отметить, что у девочек к 12-летнему возрасту происходят значительные прибавления
в совокупности по всем антропометрическим показателям. Средний рост в отдельно взятых возрастных группах не имеет существенного различия в зависимости от пола. Масса тела девочек в возрастных группах от 12 до 15 лет включительно несколько выше, чем у мальчиков этих же возрастных группах.
Воспитанники из групп контроля и сравнения прибавляют в росте, в среднем набирая 6,6 см в год (4,3 %) и 7,1 см (4,1 %) к своему прежнему росту. Достаточно хорошую динамику имели дети, принимавшие фитокомпозицию (в среднем 7,6 см (4,5 %)).
Воспитанники прибавляют в массе за год, набирая в среднем по 6,6 кг к своей прежней массе (13 %). Наибольшее увеличение массы тела (темп роста) отмечено у детей основной группы в 17,4 % (в среднем на 8,0 кг на воспитанника в год), при приеме ПВК «Юникап» — 15,0 % (в среднем на 7,8 кг на воспитанника в год), при приеме плацебо — 13,2 %. За период исследования наблюдалось достоверное (р < 0,05) увеличение всех соматометрических показателей у детей основной группы во всех возрастных группах. При этом средний по возрастным группам прирост всех соматометрических показателей у воспитанников основной группы был выше, чем у школьников контрольной группы и группы сравнения, но, особенно, по массе тела (соответственно, 13,0 к 9,9 %) и ВРИ (9,3 к 6,6 %).
Таким образом, можно полагать, что лекарственные растения, входящие в композицию БАД «Байкальский-8», содержащие полисахариды, флавоноиды, полифенолы, дубильные вещества, витамины, ненасыщенные жирные кислоты и микроэлементы оказывают положительное влияние на здоровье детей и подростков.
В ходе исследования была отмечена хорошая переносимость БАД «Байкальский-8» и отсутствие каких-либо отрицательных побочных реакций.
Темпы физического развития детей, принимавших фитосбор, по всем показателям опережают школьников контрольной группы и группы сравнения, при этом наибольшие различия наблюдаются в темпах увеличения массы тела и ВРИ, наименьшие — длины тела. Прирост этих количественных показателей физического развития по отдельным возрастным группам можно считать благоприятным признаком, характеризующим улучшение функциональных систем организма в целом.
литература
1. Антропова Л.М. Умственная работоспособность и состояние здоровья школьников, обучающихся по разным педагогическим системам / Л.М. Антропова // Физиология человека. — 1998. — Т. 24, № 5.
- С. 80-84.
2. Вайс Р.Ф. Фитотерапия. Руководство: Пер.с нем. / Р.Ф. Вайс, Ф. Финтельманн. — М.: Медицина, 2004. — 552 с.
3. Лесиовская Е.Е. Фармакотерапия с основами фитотерапии: Уч. пособие / Е.Е. Лесиовская, Л.В. Па-стушенков — М.: ГЭОТАРМед, 2003. — 592 с.
4. Мустафина Р.Г. Показатели умственной работоспособности подростков в условиях различного режима обучения / Р.Г. Мустафина, Ф.Г. Ситдиков, Г.Х. Самигулин // Казанский медицинский журнал.
— 2001. — Т. XXXII, № 6. — С. 466 — 467.
5. Поройкова С.И. Прогноз заболеваемости детей при поступлении в детские ясли с целью ее индивидуальной профилактики / С.И. Поройкова, И.А. Комисарова // Онтогенетические особенности адаптации у детей. — М., 1995. — С. 124 — 131.
6. Цветков Э.А. Аденотонзиллиты и их осложнения у детей. — СПб: ЭЛБИ СПб., 2003. — 124 с.
7. Часто и длительно болеющие дети: современные возможности иммунореабилитации: Руководство для врачей / Н.А. Коровина [и др.]. — М., 2001. — 48 с.
Е.Н. Цыбикова, В.М. Цыденжапова, Б.З. Цыбиков, Д.А. Доноева,
М.В. Суханов, Ю.М. Артемьева, В.Э. Борисов, С.А. Цыремпилов, Е.М. Шанарова
оценка морфологического статуса детей-бурят
Бурятский государственный университет (Улан-Удэ)
Проблема изучения адаптации человека как результата активного взаимодействия его с окружающей средой имеет большое значение, особенно при изменяющихся социально-экономических и экологических условиях внешней среды. К социально-экономическим факторам традиционно относят урбанизацию, жилищно-бытовые условия, образование и профессиональный статус родителей, калорийность питания, стресс и др. Климатические условия Бурятии отличаются суровостью и большим разнообразием, что диктует необходимость изучения физического развития, функциональных систем организма человека, возрастных особенностей процесса адаптации и выявления экологически обусловленных норм реакции. Большой интерес представляет изучение физического развития, морфологических и функциональных