ИТ и лечебно-диагностический процесс
П.П.КУЗНЕЦОВ, В.В.БУДЕНКОВ, В.П.РЫЧКОВ,
A. П.СТОЛБОВ, Д.Р.БАЙБИКОВ, Р.С.НАРСИЯ,
Медицинский информационно-аналитический центр РАМН, г.Москва
B. И.ПЕРХОВ,
Российская академия медицинских наук, г.Москва
www.idmz.ru , Щ| 2007, т
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА ГЛАВНОГО ВНЕШТАТНОГО СПЕЦИАЛИСТА-ЭКСПЕРТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ НАСЕЛЕНИЮ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
□ дной из основных задач приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является повышение доступности и качества высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), оказываемой за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях (ФСМУ) (Стародубов В.И., 2006).
С 1992 года по настоящее время оказание высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях регламентируется соответствующими ежегодными приказами Минздрава России, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности России и Минздравсоцразвития России (последний - Приказ Минздравсоцразвития России от 29.03.2006 №220).
Вместе с тем необходимого уровня гармонизации интересов всех участников системы предоставления населению за счет средств федерального бюджета ВМП до настоящего времени не достигнуто, не урегулированы многие вопросы, касающиеся порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета, а также финансового и нефинансового планирования ВМП (Перхов В.И., 2006).
В этих условиях координирующая роль и экспертные функции главного внештатного специалиста-эксперта как федерального, так и территориального уровня становятся все более востребованными.
Институт главных внештатных специалистов-экспертов (создан Приказом Минздравсоцразвития России от 26.11.2004 №283) в настоящее время, к сожалению, работает недостаточно эффективно. Необходим качественный «прорыв» в этой области как на федеральном, так и на территориальном уровне национальной системы охраны здоровья граждан, результатом которого явится возможность активного участия экспертов в организации оказания населению качественной и доступной высокотехнологичной медицинской помощи.
© П.П.Кузнецов, В.В.Буденков, В.П.Рычков, 2007 г.
© А.П.Столбов, Д.Р.Байбиков, Р.С.Нарсия, В.И.Перхов, 2007 г.
ИТ и лечебно-диагностический процесс
Др
W-ЩШШ
ЬЖН
I и информационные
технологии
В связи с необходимостью достижения целей приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения усиливается роль, изменяются задачи, возрастают права и обязанности главных внештатных специалистов-экспертов органов управления здравоохранением. При этом на первый план выходят следующие задачи института главных федеральных и территориальных специалистов-экспертов:
1. Способствовать обеспечению доступности, качества и эффективности (конкурентоспособности) российских медицинских и медико-организационных технологий по соответствующей специальности на федеральном и территориальном уровнях (в первую очередь при исполнении государственного задания с учетом перспектив открытия национального рынка медицинских услуг при вступлении Российской Федерации в ВТО).
2. Определять потребность населения территорий в объеме высокотехнологичной медицинской
VIII ВЫСТАВКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
ЭКСПОМЕД
ПЕТЕРБУРГ
23-25 марта 2007 Петербургский СКК пр. Гагарина, д.8
Организатор НП «Торговый Петербург* при Официальной поддержке Ноннин г о здравоохранению С 9 и к г' Петербурга
В выставке принимают участие ведущие медицинские учреждении Санкт-Петербурга
вход СВОБОДНЫЙ
www.infotrade.fu/expomed Тел. (S12) 320-32-99
помощи (количестве пролеченных больных и оказанных услуг) по своей специальности, совместно с экономическими службами органов управления здравоохранением участвовать в планировании расходов на ее оказание.
3. Осуществлять стратегическое и текущее планирование разработки и практического внедрения высоких медицинских технологий по своей специальности.
4. Поддерживать в актуальном состоянии номенклатуру простых, сложных, комплексных услуг, протоколов, матриц, стандартов медицинской помощи, классификаторов, систему кодификации, формуляров лекарственных и вспомогательных средств по своей специальности.
5. Определять потребность в кадровых и материально-технических ресурсах для оказания необходимого объема специализированной, а также высокотехнологичной медицинской помощи на территориальном и федеральном уровнях.
6. Способствовать развитию вертикальных и горизонтальных связей между главными внештатными специалистами-экспертами по соответствующим специальностям (организация и поддержка преемственности в вопросах организации оказания ВМП).
7. Организовывать обмен информацией (прежде всего в электронном виде) с главными внештатными специалистами-экспертами территорий, заинтересованными медицинскими ассоциациями, союзами и научными сообществами, редакциями научных журналов и масс-медиа (для учета предложений и критических замечаний, популяризации технологий, повышения квалификации специалистов, Public Relations).
8. Определять перечень медицинских технологий по своей специальности, которые следует на текущий год отнести к понятиям:
♦ «разрабатываемые высокие технологии»;
♦ «апробируемые высокие технологии»;
♦ «внедряемые высокие технологии»;
♦ «распространенные высокие технологии».
9. Обеспечить мониторинг показателей результатов реализации приоритетного национального
ИТ и лечебно-диагностический процесс
проекта в сфере здравоохранения в части обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью (ведение электронного листа ожидания высокотехнологичной медицинской помощи и контроль его движения). Готовить публичные ежеквартальные справки (с соблюдением конфиденциальности персонифицированной информации).
10. На федеральном уровне способствовать организации корпоративной работы ФСМУ по единым медико-организационным технологиям, основанным на принципах и стандартах управления качеством ISO серии 9000.
11. Участвовать в разработке порядка и состава публичной годовой отчетности ФСМУ, выполняющих государственное задание по ВМП.
12. Обеспечивать взаимодействие с Росздрав-надзором, позволяющее контролировать качество исполнения медицинских технологий (по своей специальности) в медицинских организациях вне зависимости от формы собственности и подчиненности через инструмент лицензирования, аккредитации, инспектирования.
13. Обеспечивать необходимое качество подготовки и переподготовки кадров при взаимодействии (подготовке планов и программ очного и дистанционного обучения) со специалистами профильных кафедр медицинских ВУЗов, институтов повышения квалификации, Высшей аттестационной комиссией Миннауки и образования, другими министерствами и ведомствами.
14. Организовывать и развивать взаимодействие с зарубежными специалистами-экспер-тами по вопросам обмена опытом организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи, получение информации о международном рынке высокотехнологичных и дорогостоящих медицинских услуг по специальности.
15. Участвовать в экспертизе при направлении на лечение за рубеж за счет средств соответствующего бюджета.
16. Обеспечивать формирование маркетинговой и статистической информации о специализированных, а также высокотехнологичных медицин-
www.idmz.ru
2007,
ГЧЯЯ
I Ы.МЯЯ
ских услугах, ее аналитическую обработку и ежегодную подготовку информационных материалов.
17. Способствовать использованию современных информационно-коммуникационных технологий для развития специализированных медицинских баз данных (доказательной медицины, классификаторов и др.), необходимых для обеспечния врачебных и управленческих решений.
18. Участвовать в создании, поддержке и актуализации Web-сайта главного внештатного специалиста-эксперта по своей специальности.
19. Готовить ежегодный публичный отчет главного внештатного специалиста-эксперта о проделанной работе.
Для повышения эффективности работы главных внештатных специалистов-экспертов необходима информационная связь между ними по вертикали и горизонтали, а также с головными (ведущими) медицинскими учреждениями по соответствующей специальности. Необходимо создать надежный канал вертикальной связи главного специалиста из головного клинического научного центра с соответствующими специалистами в регионах и горизонтальные каналы для связи главных внештатных специалистов-экспертов между собой. Должна быть обеспечена полная прозрачность их деятельности по формированию и движению «Листа ожидания» на ВМП.
С учетом необходимости разделения полномочий по организации оказания населению и финансированию медицинской помощи между городским (муниципальным), региональным и федеральным уровнями власти целесообразно более активно привлекать главных специалистов-экспертов для создания управленческой и административной вертикали, основанной на взаимодействии городского (муниципального) органа управления здравоохранением с главными специалистами-экспертами субъектов Российской Федерации и Минздравсоц-развития России, а также с руководителями ФСМУ, кафедр медицинских ВУЗов или других образовательных учреждений. Этому может способствовать информационная составляющая в работе глав-
41
ИТ и лечебно-диагностический процесс
Др
W-ЩШШ
kJH
I и информационные
технологии
ных внештатных специалистов-экспертов в виде «АРМ главного внештатного специалиста-экспер-та». С АРМ можно ознакомиться на сайте МИАЦ РАМН (www.mcramn.ru/glsp.htm).
На первой странице «Главные специалисты Минздравсоцразвития РФ», кроме ссылок на нормативные документы и приказы, перечня главных внештатных специалистов-экспертов и их контактов, предлагается проект типового плана работы на 2006 год и среднесрочную перспективу (20072008 гг.). План предусматривает организацию и учет высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. Этот типовой план предназначен для составления конкретного алгоритма работы главного внештатного специалиста-экспер-та по соответствующей медицинской специальности территориального органа управления здравоохранением.
Если необходимы сведения по конкретной специальности, можно выбрать ее и получить информацию об учреждениях соответствующего профиля в регионах, о главных специалистах и об оказываемых медицинских услугах. Перечень включает в себя все специализации от акушерства-гинекологии до физиотерапии.
В правой верхней части первой страницы расположено меню, состоящее из 5 пунктов:
♦ протоколы лечения;
♦ высокие технологии;
♦ медицинские услуги;
♦ лекарственные средства;
♦ план конференций.
При вхождении в пункты этого меню происходит углубление сведений об интересующем нас предмете. Например, в пункте «протоколы лечения», при выборе профиля «травматология-ортопедия» перечислено 9 лечебных учреждений: от ЦНИИТО им. Н.Н.Приорова до Кузбасского НИИ травматологии и реабилитации.
В пункте «Высокие технологии» даны все документы, относящиеся к оказанию высокотехноло-
гичной медицинской помощи (ВМП), в том числе Приказ Минздравсоцразвития России №220 от 29.03.2006 «Об оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи...» с Приложениями (№1 - «Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета», №2 - «Государственное задание по оказанию ВМП гражданам РФ.», включая примерную форму соглашения о выполнении государственного задания по оказанию ВМП, плановое количество больных для выполнения государственного задания, №5 - «Перечень ФСМУ и профилей оказываемой ими ВМП»).
«Медицинские услуги» раскрывают «Номенклатуру работ и услуг в здравоохранении», утвержденную 12.07.2004 г. заместителем Министра здравоохранения и социального развития России В.И.Стародубовым (от раздела A - «Простые медицинские услуги» до F - «Услуги медицинского сервиса»). В них имеется Приложение «Реестр работ и услуг с указанием условных единиц трудозатрат».
«План конференций» пока состоит из 253 мероприятий, в том числе научных конференций, семинаров, международных, российских и региональных симпозиумов. Удобство использования этого плана состоит в возможности и календарного (по месяцам), и тематического (по специальностям) объединения заявленных научных и научно-практических мероприятий. Это может оказать действенную помощь специалистам конкретной медицинской специальности при планировании своей научной деятельности.
Программный комплекс «АРМ главного внештатного специалиста-эксперта» апробирован в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН и зарекомендовал себя как один из инструментов управления качеством медицинской помощи (Кулаков В.И. и др., 2006). После электронной обработки направлений на ВМП и целенаправленного отбора пациентов число «непрофильных» пациентов снизилось в 2,5 раза. Основные связи и порядок взаимодействия главных специалистов-экспертов отражены на рис.1.
ИТ и лечебно-диагностический процесс
гчшш
www.idmz.ru . Щ|
2007, №1
ПН
Федеральный орган
упряалеаия здравоохранением
Главные
специалисты-
эксперты
Примечание: В системе взаимосвязей участвует Фонд социального страхования в связи с Приказом Минздравсоцразвития России от 05.09.2005 №547
Главные
специалисты-
эксперты
ЛПУ субъекта РФ
Рис. 1. Схема информационного взаимодействия главных специалистов-экспертов в процессе организации и оказания ВМП
Создание в Internet «АРМ главного внештатного специалиста-эксперта» сотрудниками Медицинского информационно-аналитического центра РАМН - вклад в активизацию деятельности системы главных внештатных федеральных и территориальных специалистов-экспертов и в создание информационного пространства для их взаимодействия. Техническое и методическое разделов АРМ «Протоколы лечения», «Высокие технологии», «Медицинские услуги», «Лекарственные средства», «План конференций» осуществляется Федеральной медицинской справочной (www.med09.ru).
Следует отметить важную роль специалистов территориальных органов управления здраво-
охранением в своевременном и полном предоставлении сведений для поддержания системы АРМ главных внештатных специалистов-экспертов в актуальном состоянии.
Предложенный Медицинским информационноаналитическим центром РАМН вариант организации работы главных внештатных специалистов-экспертов - лишь одна из возможных моделей их деятельности. Проект открыт для предложений, дополнений и изменений.
Рост сложности процессов управления в настоящее время требует принципиально новых подходов к их информационно-аналитическому обеспечению. Немаловажная роль в процессе управления отво-
43
ИТ и лечебно-диагностический процесс
Др
W-ЩШШ
kJH
I и информационные
технологии
дится более широкому внедрению информационных компьютерных технологий. Именно данные технологии обеспечивают необходимое качество управления и позволяют держать под контролем многие процессы, происходящие в современной системе охраны здоровья населения.
Развитие и совершенствование института главных специалистов-экспертов как территориального, так и федерального уровней, основанное на адекватном обеспечении информационной составляющей их деятельности, безусловно, будет способствовать гармонизации интересов всех участ-
ников процесса оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи, достижению целей приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
Авторы выражают надежду на активное участие главных внештатных специалистов-экспертов всех уровней и профилей в развитии, совершенствовании и практическом внедрении АРМ, что придаст новый и мощный импульс созданию и развитию института главных специалистов-экспертов, а также корпораций и ассоциаций однопрофильных специализированных медицинских учреждений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.03.2006 №220 «Об оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, Федеральному медикобиологическому агентству и Российской академии медицинских наук, во II-IV кварталах 2006 г.».
2. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.11.2004 №283 «О главных внештатных специалистах-экспертах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
3. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.09.2005 №547 «О внесении изменений и дополнений в порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №328».
4. Кулаков В.И., Кирбасова Н.П. Как повысить качество медицинской помощи?//Нацио-нальные проекты. - 2006. - №2 (2). - С. 38-39.
5. Номенклатура работ и услуг в здравоохранении. Утверждена 12.07.2004 заместителем Министра здравоохранения и социального развития России В.И.Стародубовым.
6. Перхов В.И. Проблемы организации оказания населению дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения «Здоровье»//Менеджер здравоохране-
ния. - 2006. - № 6. - С. 21-30.
7. Стародубов В.И. Приветствие участникам YII Всероссийской научно-практической конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоро-вье»//Врач и информационные технологии. - 2006. - №4. - С. 3.
8. URL Федеральной медицинской справочной www.med09.ru