Канд. экон. наук С. С. Карапетян
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассматриваются вопросы взаимосвязи оздоровления макроэкономической ситуации в стране с ростом экономической активности отечественных компаний, расширением их инвестиционной и инновационной деятельности. Особое внимание в этом контексте уделяется перспективам роста реального ВВП России на период до 2010 г.
В последние годы в России наметился перелом в экономическом развитии, связанный в первую очередь с оздоровлением макроэкономической ситуации внутри страны, улучшением политической стабильности и укреплением государственной власти, общим ростом цен на основные экспортируемые отечественные товары, а также повышением доходов населения. Это привело к росту экономической активности отечественных компаний, которые не только улучшили свое финансовое состояние по сравнению с девяностыми годами прошлого века, но также сумели качественно перестроить свои производственные комплексы, расширить инвестиционную и инновационную виды деятельности и определить новые каналы сбыта продукции как в самой России, так и за ее пределами.
В настоящее время темпы роста экономики Российской Федерации во многом опережают средний рост мировой экономики. За период с 2000 по 2006 г. среднегодовой рост внутреннего валового продукта страны составил порядка 6,4%, при этом прогнозируется, что данный темп будет сохранен и в будущем. Такая позитивная динамика, несомненно, положительно сказывается на инвестиционной деятельности отечественных промышленных компаний, так как экономический рост приводит к соответствующим потребностям в наращивании производственных мощностей с целью удовлетворения растущих потребностей рынка. На рис. 1 показаны темпы роста реального ВВП России за период с 2000 по 2006 г., а также приводится прогноз изменения данного показателя до 2010 г., составленный Министерством экономического развития и торговли РФ.
Министерство экономического развития и торговли РФ и независимые аналитики отмечают, что в будущем ожидаются следующие важнейшие изменения в экономике страны:
- активная диверсификация экономики, структурные сдвиги в пользу обрабатывающих отраслей промышленности и сектора услуг;
- реализация ряда новых масштабных инфраструктурных проектов в нефтегазовой и транспортной отраслях;
- увеличение добычи нефти вплоть до 2015 г. (до 530 млн. т) и значительное снижение энергоемкости экономики;
- дальнейшее улучшение инвестиционного климата, активный приток иностранного капитала, в том числе и в форме прямых инвестиций (в 2010 г. объем прямых иностранных инвестиций должен составить 3% от ВВП);
- значительный вклад инновационного фактора в прирост ВВП (за счет совокупного роста эффективности основных факторов производства);
- интенсивное изменение структуры инвестиций в пользу инновационного и высокотехнологичного секторов экономики;
- сокращение доли нефтегазового сектора к ВВП в 2010 г. с 27% в 2004 г. до 23%;
- сокращение доли экспорта энергоносителей при одновременном увеличении доли экспорта машин и оборудования.
—•— Рост реального ВВП России —■— Рост реального ВВП мировой экономики
Рис. 1. Фактический и прогнозный рост реального ВВП России за период с 2000 по 2010 г.
Экономический рост будет происходить не только за счет развития традиционных отраслей, таких, как нефть и газ, но и прочих, в первую очередь производственного и инновационного секторов. Все это позволяет прогнозировать увеличение в ближайшем будущем инвестиционной активности компаний данных сфер экономики, что также будет способствовать общему росту экономической активности в стране.
На рис. 2 приведены данные по росту инвестиций в основной капитал отечественных компаний за последние годы, а также дается прогноз на период до 2010 г.
Начиная с 2000 г. рост инвестиций в основной капитал не опускался ниже 10% в год (за исключением 2002 г.), что свидетельствует об экономическом прогрессе и росте деловой и инвестиционной активности российских компаний. На будущее прогнозируется сохранение данных тенденций и поддержание роста инвестиций на уровне 9,4-10% в год. Это, однако, возможно только в случае сохранения общих позитивных экономических трендов, роста экономики в целом, а также снижения инфляции и обуздания цен на электроэнергию и энергоносители.
Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал в реальном выражении (2000-2010)
Кроме того, следует отметить стабилизацию и улучшение взаимоотношений бизнеса и государства. Налоговое и прочее регулирование бизнеса стало более эффективным и прогнозируемым, а вопросы защиты прав собственности и инвестиций начали получать большее внимание со стороны государственных органов. Для сохранения темпов и динамики инвестиционной деятельности в стране необходимо четкое и качественное управление данными процессами с целью усиления доверия инвесторов к государственному аппарату и политике государства в области экономики.
До сих пор многие оценивают условия ведения бизнеса и предпринимательской деятельности в России как сомнительные и недостаточные для бурного роста деловой активности и инвестиций. К примеру, недавнее исследование Мирового банка по вопросам качества ведения бизнеса показало, что Россия занимает 95-е место из 155 попавших в выборку стран мира. Настоящее исследование базировалось на уровне бюрократизации государственного ап-
парата, удобстве налогового и таможенного законодательств, а также общих возможностях осуществления деловой активности (например, быстрота открытия новых фирм, движение денежных средств в страну и из страны и т. д.). По всем этим показателям Россия заметно отстает от других стран, что соответственно тормозит предпринимательскую деятельность, включая привлечение инвестиций.
В то же время Россия уже сейчас находится в выгодном положении с точки зрения потенциала привлечения иностранных инвестиций. Существует ряд индикаторов и рейтингов, определяющих место каждой из стран в списке привлекательности для прямых инвестиций. Одним из наиболее признанных и часто используемых является рейтинг международной консалтинговой компании A. T. Kearney, который основан на опросе руководителей, членов советов директоров и стратегических аналитиков 1000 крупнейших мировых компаний. На рис. 3 указана динамика рейтинга России в данном списке [1. С. 5052].
Рис. 3. Приток инвестиций в Россию и ее место в рейтинге
При составлении рейтинга учитывались параметры, наиболее важные для прямых инвестиций: качество регулирования и защиты инвестиций, объем внутреннего спроса, уровень бедности, уровень коррупции, качество защиты
прав интеллектуальной собственности, уровень образованности населения и т. д.
В 2005 г. Россия переместилась в рейтинге на седьмое место, что в первую очередь обусловлено повышением оценки перспектив прямых инвестиций в добывающий сектор отечественной экономики.
Вместе с тем данный потенциал в полной мере может быть реализован лишь при улучшении экономической среды функционирования и эффективной государственной политике по поддержке инвестиций и развития предпринимательства. Иначе инвестиционные процессы будут активизироваться исключительно в экспортно-ориентированных сырьевых отраслях, представленных крупными корпорациями, способными защищать интересы своих акционеров и инвесторов. Прочие компании и отрасли, и прежде всего инновации и перерабатывающая промышленность, будут продолжать находиться в аутсайдерах данного экономического развития и роста.
По данным Центрального банка РФ [6], общий объем направленных в российскую экономику иностранных инвестиций на конец 2005 г. составил порядка 100 млрд. долларов. При этом на долю прямых и долгосрочных стратегических инвестиций приходится не более 20 млрд. Все остальные иностранные инвестиции - портфельные и не связаны с долгосрочным вложением капитала. Из основного объема привлекаемых инвестиций наибольшая их доля приходится на отрасли по добыче полезных ископаемых, операции с недвижимостью, оптовую и розничную торговлю, финансовый сектор и пищевую промышленность. Все эти сектора экономики отличаются либо высоким экспортно-ориентированным потенциалом и закрыты для конкуренции с импортом (как, например, недвижимость или финансы), либо нацелены на удовлетворение растущего внутреннего спроса населения (к примеру, торговля или пищевая промышленность).
Еще одним немаловажным фактором, влияющим на динамику притока инвестиций в экономику страны и определяющим общую инвестиционную активность компании, служит кредитный рейтинг, определяемый ведущими международными рейтинговыми агентствами.
Данные таблицы показывают, что начиная с 2000 г. кредитные рейтинги Российской Федерации неоднократно изменялись в сторону их повышения, при этом в 2005 г. данный показатель достиг уровня инвестиционного (рейтинг ВВВ-). В целом рост рейтинга России за последние годы объясняется общим экономическим ростом, связанным в том числе с повышением мировых цен на энергоносители, стабилизацией макроэкономической ситуации и общим снижением объемов долговых обязательств. Все эти факторы прежде всего связаны с ростом бюджетных доходов, а также доходов внебюджетных источников (например, Стабилизационного фонда), что значительно снижает риски страны по неуплате обязательств своим кредиторам.
-Разрыв страницы-
Изменения уровня международного кредитного рейтинга России*
Год Рейтинг Краткое обоснование повышения рейтинга
2006 БББ+ Рост профицита бюджета и золотовалютных запасов, накопле-
ния Стабилизационного фонда. Негативное влияние: давление на бизнес со стороны государства, нестабильность политического курса, высокий уровень бюрократизации
2005 ВВВ, ВВВ—** Продолжение укрепления фискальной политики, рост цен на нефть, рост накоплений Стабилизационного фонда, сокращение объемов долговых обязательств, рекордный профицит бюджета (7,5%). Негативное влияние: непредсказуемое политическое давление, что влияет на приток инвестиций, коррупция, медленный процесс реформ естественных монополий
2004 ВВ+ Значительный экономический рост, продолжающийся рост цен на нефть и профицит бюджета. Негативное влияние: зависимость от цен на нефть, незавершенность процесса экономических и структурных реформ
2003 ВВ Улучшение макроэкономических показателей, рост доходов бюджета. Негативное влияние: затянувшееся решение структурных, экономических, правовых, институциональных и административных проблем; все еще формирующиеся демократическая культура и политические институты и чрезвычайно централизованный процесс принятия решений, что может привести к отдельным эпизодам политической напряженности
2002 ВВ Взвешенная экономическая политика и рост экономического развития, реформирование банковского сектора, повышение собираемости налогов
2001 В+ Экономический рост, взвешенная макроэкономическая политика
2000 В— Намечающийся рост экономики, улучшение состояния государственных финансов, реструктуризация долга России после дефолта 1998 г.
* Составлена по данным Министерства экономического развития и торговли РФ. ** Рейтинг ВВВ- означает минимальный уровень инвестиционного рейтинга.
С другой стороны, как подчеркивают международные эксперты, в России все еще присутствуют системные риски, тормозящие общий экономический рост и темпы притока в страну инвестиционных ресурсов. В общем виде к данным системным рискам относят:
— низкую диверсификацию экономики страны и зависимость экономического роста от мировой конъюнктуры цен на энергоносители. На протяжении последних лет цены на нефть оставались на высоком уровне, что привело к существенному улучшению экономического развития, однако при этом существуют значительные риски зависимости экономики от данного фактора. Следует продолжать работу в сфере диверсификации экономического развития и стимулировать рост новых сфер деятельности;
— все еще высокую политическую нестабильность и высокий уровень бюрократизации, что ведет к росту политических рисков, снижает инвестици-
онный потенциал, служит дополнительным тормозом для развития предпринимательства. Данные факторы отмечаются практически всеми экспертами и должны быть в ближайшее время минимизированы с целью недопущения снижения темпов экономического развития и эффективного использования потенциала российской экономики;
— медленный процесс реформ, включая реформы естественных монополий. Россия проводит значительные структурные и экономические реформы, от результата которых во многом будет зависеть экономический рост страны на перспективу. К сожалению, реализация многих из них тормозится, что увеличивает общие экономические и инвестиционные риски и снижает уверенность инвесторов в стабильности экономической системы. Для ослабления данной проблемы государство обязано активировать процессы реформирования, проводить четкую политику информирования общественности о результатах, а также придерживаться ранее намеченных планов и сроков их исполнения.
Дальнейшее повышение кредитного рейтинга страны будет означать продолжение снижения потенциальной стоимости инвестиционных ресурсов для отечественных компаний. Кроме того, высокий рейтинг страны позитивно влияет на возможность привлечения компаниями других форм финансирования, а также открывает больше возможностей по росту притока в страну иностранных инвестиций.
Список литературы
1. Инвестиционный климат в России: Доклад XV съезду РСПП // Вопросы экономики. 2006. № 5.
2. Промышленность России. 2005: Статистический сборник / Росстат. М., 2006.
3. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Росстат. М., 2005.
4. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
5. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 июля 2005 г., 3 июня 2006 г.).
6. www.cbr.ru
7. www.standardandpoors.ru