П.В. ПАВЛОВ
ПЕРСПЕКТИВЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
В статье рассмотрено сложившееся положение дел в авиационной отрасли промышленности России с учетом глобальных мировых тенденций, сделан анализ произошедших изменений в связи с созданием в России Объединенной авиастроительной корпорации (ОАО «ОАК»). Сделана попытка осуществления прогноза перспектив развития оте-
чественного авиастроения и предложены стратегические направления его развития для сохранения действующих рыночных позиций, получения конкурентных преимуществ и в возможной перспективе завоевания большей доли на внутреннем и мировом рынках.
Авиационная промышленность, конкуренция на международных рынках, конкурентные преимущества, стратегия развития.
Современная социально-политическая и макроэкономическая обстановка в России неблагоприятна для осуществления активной деятельности в сфере реальных инвестиций. Основные аспекты сложившейся ситуации, с наибольшей силой сказывающиеся на инвестиционной активности и затрудняющие осуществление инвестиционных проектов, следующие:
- общая нестабильность и непредсказуемость развития событий во всех сферах экономической деятельности страны;
- специфика рынка финансовых ресурсов, характеризующегося отрицательной реальной стоимостью денежного капитала;
^ Ш Я^Г ОБЪЕДИНЕННАЯ Д. Щ АВИАСТРОИТЕЛЬНАЯ
КОРПОРАЦИЯ
- несовершенство действующего законодательства, не позволяющее в полной мере учитывать отрицательное воздействие высоких темпов инфляции;
- сокращение бюджетного финансирования, вызванного мировым финансовым кризисом.
Все эти проблемы напрямую относятся и к отечественной авиационной отрасли промышленности, в которой в настоящее время продолжается реструктуризация компаний путем их вхождения в открытое акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) [1]. Её действующая структура представлена на рис. 1 [2].
Открытое акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация»
Компания «Сухой» (93,17%) Ш
КнААПО
(100%)
НАПО і
(100%) 1
НАЗ Сокол
(68,27%)
ИФК
(49,64%)
Корпорация «Иркут» (94,44%) '
ИАЗ
(филиал Иркут)
Авиастар-СП
(100%)
ВАСО
(73,73%)
Рис. 1. Структура ОАО «ОАК» 1
Туполев
(95,52%)
КАПО
(100%)
ТАВИА
(87,12%)
(%) - доля ОАО "ОАЙ
-доля Российской Федерации
По состоянию на декабрь 2010 г.
Стратегия развития ОАО «ОАК», принятая в 2008 г., предусматривает три этапа реализации:
1. Реорганизация и антикризисное управление (2007 -2010).
2. Развитие ключевых проектов (2010 - 2015).
3. Устойчивое развитие в нэвой модели (2015 - 2025). Текущее состояние мирового авиационного рынка
и прогнозы компаний Airbus и Boeing, а также отечественного ГосНИИГ А по развитию мирового рынка примерно одинаковы и показывают, что в ближайшие 20 лет мировая потребность авиакомпаний в новых самолетах составит около 29 000 штук, при этом России необходимо около 1000 самолетов (рш. 2) [3].
Вместе с тем и Airbus, и Boeing полагают поделить российский рынок гражданской техники пополам, не оставив там места отечественным производителям. По -нимая это, Правительство России ставит перед ОАК довольно амбициозную цель - достигнуть к 2025 г. третьего места в мире по производству гражданских воздушных судов, увеличив долю своего присутствия на мировом рынке с существующих 2-3% до 15-20%. В связи с этим коренным образом должна измениться структура производства: приносящая сегодня основной доход деятельность по выпуску военных самолетов должна уступить место производству гражданских воздушных судов, возрастающая роль поставок
которых в мире за последние 40 лет имеет явно выраженный тренд (рис. 3) [4].
Для достижения этой цели в 2005 г. Правительством РФ была принята федеральная целевая программа поддержки авиапрома, в рамках которой общее финансирование отрасли из федерального бюджета выросло к 2008 г. в 10 раз, а в 2009-м с учетом антикризисных мер - более чем в 20 раз. В частности, в 2009 г. на капитализацию ОАК было направлено 6 млрд руб. Ос -тальные средства выделяются на реализацию конкретных проектов в области авиастроения, включая производство регионального самолета Sukhoi Superjet 100.
Сама ОАК также перестраивает свою управленчес -кую структуру под требования мировых стандартов. С этой целью в 2009 г. в ОАК были созданы три бизнес-единицы (БЕ), каждая из которых включает инженерные ресурсы и производственные мощности [5]:
1. БЕ «Коммерческие самолеты»:
- инженерные ресурсы ОКБ ОАО «Ил», ОАО «Яковлев» и ОАО «Туполев» (гражданская тематика);
- производственные мощности ЗАО «Авиастар-СП» (Ульяновск), ОАО «ВАСО» (Воронеж) и ПАЗ (Иркутский филиал ОАО «Корпорация «ИРКУТ»») с перспективой подключения ОАО «Авиакор-АЗ» (Самара) после его вхождения в ОАК.
Потребность авиакомпаний в новых самолетах составит 29 ООО единиц общей стоимостью $3,2 трлн.
Число поставок: 29 000
2 №09 - 2Ш
20.000
Я 15,000
3 Ш
о
0
1 5,DM
2
D
II
я
2,100 ' 19,4«! 1 6,7» 1 740
Стоимость рынка: $3,2 трлн.
2Ш-2Ш
ijfiffl---------------------------
региональные узко широко сверх
7% фюзеляжные фюзеляжные вмеетктельные 674 Ж Н
$70млрд Л,420млрд $1,510млрд $220млрд
региональные узко широко сверх
2% фюзеляжные фюзеляжные вместительные
' ++% т 7%
Рис 2. Потребности мирового рынка в новых самолетах до 2028 г.
\ \ - Производство военных самолетов | | - Производство гражданских самолетов
Рис 3. Изменение тенденции выпуска военных и гражданских воздушных судов в мире
2. БЕ «Боевые самолеты»:
- инженерные ресурсы ОКБ ОАО «ОКБ Сухого» и ОАО «РСК «Миг»;
- производственные мощности ОАО «КнААПО» (Комсомольск-на-Амуре), НАЗ «Сокол» ( Нижний Новгород), ОАО «НАПО» (Новосибирск) и ОАО «РСК «Миг» (Москва, Луховицы).
3. БЕ «Специальные самолеты»:
- инженерные ресурсы ОКБ ОАО «Туполев» (военная тематика), ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» и ОАО «ЭМЗ им. Мясищева» (после его вхождения в ОАК);
- производственные мощности ОАО «КАПО» (Казань) и ОАО «ТАВИА» (Таганрог).
Требует пересмотра и существующий продуктовый ряд компаний, входящих в ОАК, который на ближайшие 15 лет выглядит, как представлено в табл. 1.
Необходимо отчетливо понимать, что ОАК нужно не только бороться за долю мирового рынка с существующими конкурентами в области производства гражданских (европейский Airbus, американский Boeing, бразильский Embraer и канадский Bombardier и др.) и военных (европейский EADS, американский Lokheed Martin и Boeing Military, израильский IAI и др.) воздушных судов, постепенно отвоевывая ее у них за счет предложения более дешевой и качественной аналогичной продукции, но и осуществлять маркетинговые исследования по поиску хотя бы одного уникального глобального продукта, позволяющего занять долю рынка в 40-50%, а может быть, и стать абсолютным монополистом в этом сегменте (сверхтяже-лый транспортный самолет, гидроавиация специального назначения, беспилотные авиационные комплек-сы, истребители пятого поколения).
Обеспечение конкурентоспособности отечественных летательных аппаратов на мировом рынке требует создания такого комплекса предприятий, который смог бы предоставить весь диапазон услуг, начиная от проектирования самолетов и заканчивая их сервисным обслуживанием. Однако не имея в запасе ни временного, ни финансового задела, ОАК планирует не строить новые заводы, а совершенствовать действующие производственные площадки; обновить
кадровый состав отрасли к 2025 г. на 50%, существенно омолодив его и повысив уровень компетенции.
При этом уже сегодня ОАК придется столкнуться с рядом прогнозируемых проблем. Даже при предварительном анализе проиллюстрированной продуктовой линейки (табл. 1) возникает ряд вопросов:
1) в линейке гражданских самолетов внутри самой ОАК имеются прямые конкуренты - Ту-334 и SSJ-100, МС-21 иТу-204/214;
2) ОАК не имеет в существующей производственной линейке ни малых, ни сверхдальних самолетов, заранее уступив эти ниши иностранным производителям;
3) создание военно-транспортной авиации на базе Ан-124 и Ил-476 связано с большими финанс о-выми вложениями;
4) имеются политические риски при строительстве самолета Ан-148 (сложная кооперация с украинс-кими предприятиями, нестабильность политичес-ких отношений);
5) в военной тематике не определены контуры и нет заказчика на перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) и беспилотный авиационный комплекс.
Кроме того, на самих предприятиях ОАК существует множество разноплановых проблем, основными из которых являются:
- вертикальная система управления со стороны ОАК без горизонтальных связей по всем элементам БЕ;
- отсутствие трансферта технологий между предприятиями как из одной и той же, так и из различных БЕ;
- децентрализация вопросов переоснащения производственных линий различных предприятий БЕ, с различными путями реализации и выбора технологий;
- неудовлетворительная взаимозаменяемость агрегатов, выпускаемых для однотипных моделей самолетов на разных производственных площадках одной и той же БЕ;
- дублирование производственных площадок (заводов), производящих одни и те же типы воздушных судов с неравномерной загрузкой на каждой из них;
- высокая себестоимость и низкая выработка на одного работающего, связанная с малым объем производства продукции (табл. 2).
Таблица 1
Продуктовый ряд ОАО «ОАК» до 2025 г. [6]
Проекты Бизнес-единица
Гражданская авиация Военная авиация Военно-транспортная авиация
Текущие проекты Ил-96 (min), Ту-214 (min), Ил-114 (250 шт.), Ту-334 (min), Ан-148 (min), Бе-200 (min) Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3 (модификация), Су-27/30, Миг-29, Су-34 Создание грузовых модификаций на базе Ил-96, Ту-204 и Ил-114; Ил-476 (перенос производства - 150 шт.)
Перспективные проекты нишевого позицион ирован ия SSJ-100 и SSJ-M (1200 шт.), Ту-204 иТу-204 СМ (150 шт.), ШФ Б СМС (200 шт.) Су-35, Миг-35, Як-130, ПАК ДА Ил-112 (370 шт.)
Нишевые проекты глобального позицион ирован ия МС-21 (500 шт.) Беспилотный авиационный комплекс, ПАК ФА Ан-124 (10-15 шт.); МТА (380 шт.)
ВСЕГО: 2600 шт. 2300 шт. 900 шт.
Таблица 2
Экономические показатели мировых лидеров авиапрома в 2009 г. [7]
Компания Выручка компании Численность работников компании Выработка на одного работника
Airbus 36,6 млрд $ 52 000 чел. 703,8 тыс. $
Boeing 28,3 млрд $ 68 000 чел. 416,1 тыс. $
OAK 3,6 млрд $ 92 000 чел. 39,1 тыс. $
Для понимания будущей роли и места ОАК на мировом рынке авиации необходимо представлять, как пойдет ее дальнейшее развитие в ближайшие годы. В связи с прогнозами начала экономического подъема в среднесрочном периоде и ежегодным ростом пассажиропотока в мире на 5,4% в России произойдет резкое нарастание потребностей в авиационном обслуживании. При этом наиболее «лакомый кусок» в пассажирских перевозках приходится на нишу среднемагистральных самолетов (от 90 до 175 мест) с объемом рынка до 2030 г. в 16 430 самолетов [3], в которой в настоящий момент играют всего лишь два игрока - Airbus и Boeing. Установившаяся олигополия в данном сегменте связана с созданными этими компаниями барьерами входа на рынок, такими как высокая стоимость участия в глобальной кооперации, сильный бренд конкурентов, сложная система послепродажного обслуживания, ограничения на получение новых технологий и кредитных ресурсов, переход к новой индустриальной модели и др. При этом по законам олигополии, если преодолеть эти барьеры, то потенциальный покупатель будет приветствовать появление нового игрока, позволяющего ему занимать более сильные переговорные позиции с продавцами самолетов.
Таким образом, магистральный путь вывода рос -сийского авиапрома из системного кризиса заключается в переходе к новой индустриальной модели и интеграции в глобальную экономику с соответствующим разделением труда (рис. 4).
Очевидно, что продолжение штучного выпуска самолетов «советского периода» (Ил-96, Ту-204 и др.) принципиально не может обеспечить необходимой рентабельности и расширения производства. Переход
2010 г.
* Фипгільпіія liîf i pii; Ат І (TTC]
.ПИОКР
* ГІТТ111
* Металлурга;:
► Механообработка ■ Агрегатная: сборка » пт.д.
к новой индустриальной модели возможен только в случае успешного развития программ производства современных воздушных судов. К их числу относятся региональные (ближнемагистральные) SSJ-100 и Ан-148, серийный выпуск которых начался в 2010 г., и проектируемый в настоящий момент среднемагистральный самолет МС-21, планируемый к выходу на рынок в 2015 г. [8].
ЛИТЕРАТУРА Указ Президента РФ от 20.02.2006 №140 «Об открытом акционерном обществе “Объединенная авиастроительная корпорация”».
Информационный портал ОАО «ОАК» //
www.uacrussia.ru.
Информационный портал компании Boeing // www.boeing.com.
Из выступления первого вице-президента ОАК М.А Погосяна на 3-м сессионном модуле программы подготовки кадрового резерва ОАО «ОАК» в МШУ «СКОЛКОВО». Москва 19 апр. 2010. Скицын Я. Бизнес-единичная интеграция // Авиаиндустрия. 2010. №1.
Основные положения Стратегии развития открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» до 2025 г. Утверждены решением Совета директоров ОАО «ОАК» 12 февраля 2008 г. (Протокол №9).
Отчетность компаний Boeing (www.boeing.com), Airbus (www.airbus.com) и ОАО «ОАК»
(www.uacrussia.ru) за 2009 г.
Пруткоеский В.Б. «Объединенная авиастроительная корпорация» в условиях мирового экономичес-кого кризиса // Гражданская авиация. 2009. №77.
2G3G г.
1.
2.
3.
4.
5.
б.
7.
I Ipo ö од Ств с нн ajr Комітанігл
TT:tivit4ioHiiji
Otkjïh от и^реде^іон:
• ПС приносящим
доба тіл енноіг
ОТОІ-ПГОСТИ ■ имєіґчііі-іх |1:ЬГіїіІІ'І О Н
конкурентным
рьшок
* Марки пшг
* AjjxTTTOimpo продукта
* Лрхнтеїітури
і і н [ :\.'і і ) і ft и
* Лр\-нтет-.тор НІКЖГ
* Продажи
* Ці'ІН НЧ К! І І ІС Jl т. і КОК
* Фттиалытая cfiopro
* */[ L 11 і и її. ити i ,it' jwiiúiV
K{>[>ii і; інші
hjieil,-l-ІЛі:і|іііГи м чкк-
ІТі пеірагор
Рис. 4. Переход к новой модели ведения бизнеса 4