CONCORDE, 2015, N 4
ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕАЛИИ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В КАЗАХСТАНЕ
С.Лукашова , доц. Е. Омиржанов, к.ф.н. Е.Чонгаров Университет им. Сулеймана Демиреля, Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби
Ныне в Казахстане функционируют более десяти международных и совместных вузов. Все они работают по казахстанским стандартам образования и находятся под контролем министерства образования и науки Республики Казахстан.
Ключевые слова: Международный казахско-турецкий университет имени Х. А. Яссави, Казахстанско-Американский свободный университет (КАСУ), Казахстанско-Немецкий университет (КНУ), Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ), Университет имени Сулеймана Демиреля (СДУ).
Казахстан - одна из демократических стран, уделяющая все больше внимания на предоставление возможностей развитию и реализации интеллектуального потенциала своих граждан. Согласно статьи 30 Конституции Республики Казахстан гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. А получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом.
В годы независимости Казахстан построил собственную образовательную систему, ориентированную на передовые мировые аналоги. В течении двадцати трех лет реформирована вся образовательная система, введены новые стандарты образования, наряду с государственными образовательными учреждениями открыты и платные учебные заведения. Эти нововведения коснулись и сектора высшего образования, за эти годы многие бывшие государственные высшие учебные заведения стали акционерными обществами, открылись множество частных вузов, стали открываться высшие учебные заведения разного вида. Согласно пункту 2, статьи 35 закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» профессиональные образовательные учебные программы высшего образования реализуются в высших учебных заведениях. Основными видами высших учебных заведений являются национальный исследовательский университет, национальное высшее учебное заведение, исследовательский университет, университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище). Среди вузов можно встретить и те, которые открылись совместно с иностранцами. Согласно пункту 4, статьи 65 закона «Об образовании» создание международных и иностранных учебных заведений в Республике Казахстан и (или) их филиалов осуществляется на основе международных договоров или по решению Правительства Республики Казахстан. Присвоение статуса международной школы осуществляется по решению Правительства Республики Казахстан в порядке, определяемом им.
В связи с новыми задачами, поставленными перед системой образования в таких программных документах, как «Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014-2018 годы» от 15 декабря 2014 года, «Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы» от 7 декабря 2010 года и Послание Президента народу Казахстана "Нурлы Жол - путь в будущее" от 11.11.2014 года в системе высшего и послевузовского образования главной целью работы на
75
CONCORDE, 2015, N 4
предстоящие годы станет достижение качества высшего образования, способствующего инновационному развитию экономики и обеспечению подготовки конкурентоспособных кадров. Для достижения этой цели государство выделяет огромные ресурсы, например, в рамках программы индустриализации определены 10 вузов, на базе которых будет обеспечиваться связь науки с отраслями экономики и подготовка кадров. Президент Республики Казахстан лично поручил сформировать материально-техническую базу этих учебных заведений, направив на эти цели до 10 миллиардов тенге до 2017 года. На данный момент все вузы страны ориентированы на подготовку конкурентоспособных кадров, каждый вуз по своему старается улучшить качество подготовки будущих специалистов. На этом фоне особо выделяются международные вузы, подготавливающие кадры со знанием нескольких языков. Сегодня некоторые из международных вузов обрели популярность среди населения и считаются одними из передовых вузов страны. Ниже мы хотим остановиться на некоторых из них.
В Казахстане одним из первых был учрежден Международный казахско-турецкий университет имени_Х. А. Яссави. Согласно Общей декларации Алма-атинской встречи на высшем уровне, прошедшей с 29 апреля по 1 мая 1992 между президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и Премьер-министром Турецкой Республики Сулейман Демирель, между двумя странами было подписано «Соглашение о сотрудничестве в областях образования, науки, культуры, и спортивных состязаний» от 1 мая 1992, где было решено , что Туркестанский Государственный Университет должен стать университетом обеих стран. Меморандум о намерениях был подписан 28 сентября 1992 в Анкаре. «Соглашение о Создании Международного Казахско-Турецкого университета имени Ходжи Ахмета Яссави в городе Туркестан» было подписано 31 октября 1992 между правительствами двух стран на Встрече на высшем уровне президентов тюркоязычных стран в Анкаре. Соглашение вступило в силу после того, как оно было ратифицировано законодательным актом № 3904 от 29 апреля 1993 Турецкого Великого Национального Собрания (Парламента Турции). Данный акт был опубликован в 21571-й выпуске «Официальной Газеты», датированной 4 мая 1993 года.
Казахстанско-Американский свободный университет (КАСУ) является частным ВУЗом международного партнерства. В торжественных церемониях его открытия в 1994 году и вручения дипломов первым выпускникам личное участие принял Президент РК Н. Назарбаев, являющийся его первым «Почетным профессором». Модель вуза включает две программы: американскую и казахстанскую. В рамках Американской программы осуществляется подготовка бакалавров и магистров в сфере менеджмента, права, информационных систем и иностранного языка, докторов Ph.D. при содействии Попечительского, Наблюдательного Советов и Фонда (США). Их инвестиции в образовательные программы и поддержку технической базы вуза составляют около 300.000 долларов в год. Обучение ведется на английском языке с привлечением специалистов из США, Канады, Европы и Австралии.
К A2A КН-А MERIC А N FR ЕЕ VNIVERSITY '•*' City Unhvzrty of Msmefwaf Partnership / Sfefe Лстоа» AG 01Э7479 2b\J !»;*!' ito&Titfbiyiai eecrerbtatson AGBSP (USA} / tnst-mtiona) ana Bpaastized accreditation SOAA {Kazakhstan}
)■ State symbols A About the University
ik Academic Programs О International partnership
t Information for University Entrants ® information for Students
EI«free Students» newspaper
ф Personality and Career Development Center
£ Business Education and Professional Training Center
university president address
Yeretfiep A. UamteRiaNrev
AiMrmi'ОД'FAQ
*PRE£ students» newspaper
ISTUDENTT
76
CONCORDE, 2015, N 4
Казахстанско-Немецкий университет (КНУ) был основан в 1999 году по частной инициативе с целью подготовки специалистов по немецкому стандарту. Он является единственным немецким вузом в Казахстане и Центральной Азии. В 2004 году прошёл аттестацию Министерством образования и науки Республики Казахстан, аттестацию Германской службой академических обменов — подтверждение высокого качества обучения в КНУ. В том же году от Министерства образования и науки Казахстана было получено специальное разрешение на обучение по немецким учебным программам. В 2007 году было подписано Соглашение между Министерством иностранных дел ФРГ и Министерством образования и науки Казахстана, которое предусматривает интенсивную поддержку университета со стороны обоих государств. Лучшие студенты имеют возможность получить как казахстанский, так и немецкий диплом, которые будут признаваться как в Казахстане, так и в Германии и Европе. Обязательным условием получения немецкого диплома является учеба в немецком вузе-партнере в течение 2 семестров.
Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ) учрежден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 августа 2001 года № 1027 в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Министерством образования и науки Республики Казахстан и Британским Советом. С казахстанской стороны учредителем является Правительство Казахстана, уполномоченным органом - Министерство образования и науки Республики Казахстан. Становлению университета активно содействовали и продолжают оказывать содействие Администрация Президента, Министерство образования и науки, Министерство энергетики и минеральных ресурсов, Министерство финансов, Агентство по стратегическому планированию, Посольство Казахстана в Лондоне, Фонд образования Н. Назарбаева. Из них четыре ведомства представлены в Совете Директоров Университета. С британской стороны партнерами КБТУ стали Посольство Великобритании в Казахстане и его основной представитель - Британский Совет. Образовательные и сопутствующие консультативные услуги предоставляют: Абердинский университет и Университет имени Роберта Гордона ( г. Абердин); Университет Хериот-Уотт (г. Эдинбург) и Вестминстерский университет (г. Лондон). Эти университеты имеют углубленные учебные программы "Нефтегазовый промысел" и "Деловое управление". Более того, они занимают лидирующее положение на образовательном рынке нефтегазовой отрасли во всем мире.
77
CONCORDE, 2015, N 4
Хотелось бы подробнее рассказать о Международном Вузе , который собирается отпраздновать 20 -летний юбилей успешного функционирования в глобальном пространстве высшего образования Казахстана. Университет имени Сулеймана Демиреля (СДУ) образован 12 декабря 1996 года в соответствии с Постановлением Правительства РК с участием президента Республики Казахстан Н. Назарбаева, а также экс- президента Республики Турции Сулеймана Демиреля. Государственный орган управления - Министерство образования и науки. Высший орган управления - Учредитель: Международный общественный фонд «KATEV».
Исполнительный орган- Ректор СДУ- профессор Месут Акгюл.
По инициативе международного общественного фонда KATEV было запланировано построить кампус на 140000 кв.м. (на 14 га). Накануне 20-летия независимости Республики Казахстан были сданы в эксплуатацию 40000 кв.м. 2011-2012 учебный год начался в новом современном здании «Smart Campus», в г. Каскелен Алматинской области. Планируется завершение строительства всего проекта к 2018 году. По окончании строительства в кампусе будут функционировать 8 факультетов, рассчитанных на 7000 студентов. В проект строительства кампуса входят: ректорат, конференц-зал, аудитории, научно-исследовательские центры, Дом студентов на 2400 мест, поликлиника для студентов и персонала, столовая, крытый стадион, теннисный корт, а также жилой комплекс для профессорско-преподавательского состава и детский сад.
Университет стремится стать ведущим высшим учебным заведением страны, достойно представляющим отечественную высшую школу в мировом академическом, интеллектуальном, научном и деловом пространстве, предоставляющим обучающимся конкурентоспособное образование и навыки по компьютерным и математическим наукам, филологическим, юридическим, экономическим и бизнес-направлениям, международным отношениям, проводящим качественные научные исследования на благо национальной экономики Казахстана и соответствующим современным тенденциям развития человечества и мирового сообщества. Университет базируется на своих лучших традициях, накопленных годами. У вуза есть своя миссия - подготовка высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста через обеспечение многоуровневого инновационного образования, соответствующего международным стандартам качества, способствуя укреплению дружбы и братства казахского и турецкого народов, развивая и укрепляя философию совместного сотрудничества, разделяя ответственность, бережно относясь к прошлому и ориентируясь на будущее, внося посильный вклад в развитие Республики Казахстан, опираясь на общегуманистическую концепцию мира.
СДУ стремится добиться международного признания путем вхождения в число 10 лучших вузов Казахстана среди многопрофильных университетов, в число 5000 по мировому рейтингу вузов и в число 500 по международному рейтингу- QS. Основными конкурентами СДУ на рынке образовательных услуг являются: Казахский национальный университет имени аль Фараби; Евразийский национальный Университет им.Л.Гумилева; КазахстанскоБританский Университет; Международный университет информационных технологии; КИМЭП. Основными преимуществами СДУ перед университетами-конкурентами являются: осуществление непрерывной системы подготовки специалистов на уровнях: бакалавриатмагистратура- докторантура на английском языке; специализированная направленность подготовки кадров; реализация принципа доступности образования; финансовая независимость; высококвалифицированный кадровый состав, включающий известных ученых в области экономических, технических, физико-математических, филологических и юридических наук.
В соответствии с государственной лицензией от 03.02.2010 г. на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, выданной Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК, СДУ осуществляет подготовку специалистов по 18 специальностям бакалавриата, 7 программам магистратуры и по 5 программам докторантуры. В университете обучаются студенты многих национальностей республики, а также из Турции, Китая, Монголии, Испании, Узбекистана, Кыргызстана. В профессорско-преподавательский состав (ППС) привлечены специалисты из
78
CONCORDE, 2015, N 4
Турции, Англии, Индии, Азербайджан, Филиппин, Канады, Швейцарии, США, а также высококвалифицированные казахстанские специалисты.
СДУ активно сотрудничает с 75 зарубежными и Казахстанскими вузами по программам внутренней и внешней академической мобильности. Уникальностью образовательных дисциплин в вузе является включение модулей, выходящих за рамки квалификации, который дает реальную возможность будущему специалисту освоить дополнительные компетенции, что позволяет ему расширить спектр деятельности. К примеру, турецкий язык является вузовским компонентом и дает возможность студентам проходить производственную практику в банках Турции второго уровня, учиться по программе академической мобильности в Турции.
В целях улучшения качества образования обучающимся университета предоставляются двудипломные программы. Обучающимся университета в рамках одной ОП предлагаются образовательные программы зарубежных университетов. Заключены Меморандумы о сотрудничестве с зарубежными вузами, такими как Университет Вистула (Польша), Университет Ататюрк (Турция), Университет Фатих (Турция), Университет Кастамону (Турция), Университет Бирмингем (Великобритания); Северно-Американский Колледж (США) и др. На данный момент в университете представлены двудипломные программы между СДУ и университетом Лидс Метрополитан ( Англия) по экономике (3+1) три года в СДУ и один год в Лидс Метрополитан. Имеется договор о предоставлении образовательной услуги по программе докторантуры между СДУ и Кебанг Сан (Малайзия) по специальностям инженерия и экономика (2+2).
СДУ принимает участие в общем рейтинге высших учебных заведений Казахстана, организованными НКАОКО, НААР. В инстуциональном рейтинге Университетов РК, принявших участие в данном мероприятии, СДУ занимает 16 место в РК. В 2014 году СДУ участвовал в рейтинге образовательных программ вузов Казахстана и вошел в «ТОП 10» ВУЗов по компетенциям выпускников, по мнению работодателей, готовящих наиболее конкурентоспособных специалистов, а также уделяющих должное внимание качеству знаний, развитию инициативности, коммуникативных навыков и творчества студентов.
В настоящее время СДУ имеет обязательства по выполнению научно-исследовательских работ в рамках государственного заказа по бюджетной программе "Научная и/или научнотехническая деятельность", по подпрограмме «Грантовое финансирование научных исследований": по приоритету: интеллектуальный потенциал страны на 2015-2017 г.г., по темам: 1) «Механизм сокращения неофициального рынка труда и неформальной занятости в Республике Казахстан»; 2) «Построение плюралистической модели общества в Казахстане»; 3) «Внедрение предметно-языкового интегрированного образования в учебный процесс в контексте государственной программы «Использование и развитие языков на 2011-2020 годы в Республике Казахстан».
По результатам социалогического опроса степень удовлетворенности ППС своей работой в вузе - достаточно высокая . Важными критериями были выделены : обеспечение каждого преподавателя комфортабельным рабочим местом - персональный компьютер, свободный доступ к Интернету, помещением (один кабинет для двух преподавателей); бесплатные обеды; учет мнения преподавателей при принятии решений; демократичность всей системы взаимоотношений между сотрудниками университета, включая руководство; организация детского сада для детей преподавателей; открытие тренажерного зала для занятий спортом; организация летнего отдыха для детей ППС; ежегодное финансирование ППС на поездку в зарубежную командировку для участия в конференции с докладом. Согласно положению “О научных гонорарах за опубликованные труды ППС” университет гибко поощряет публикацию работ ППС в различных изданиях. Размер стимулирующих премий колеблется от 100 до 1000 долл. США в зависимости от уровня публикации . Например , общая сумма вознаграждения 36 сотрудников в 2013 году составила 11.244 долларов США. В настоящее время научно-исследовательская работа университета согласно утвержденному плану НИР на 2010-2015 годы проводится по 42 научным проектам, охватывающих решение экономических, технико-технологических, социальных, образовательных, юридических и
79
CONCORDE, 2015, N 4
других актуальных проблем. Из них 14 являются фундаментальными, 8 - прикладными и 4 -опытно-конструкторскими, хоздоговорные проекты - 4. Эффективность зарубежных поездок профессорско-преподавательского состава заключается не только в повышении квалификации самих преподавателей, но и в возможности распространения своего опыта на уровне кафедры, факультета и университета, обмена опытом, разработки новых курсов, развитии и активизации научных интересов преподавателей, направленных на обеспечение качества преподаваемых дисциплин.
По результатам другого социологического опроса студентов 1-го курса СДУ выбирают по положительным рекомендациям, качеству преподавания, позитивного/дружественного климата, месторасположения университета, приемлемой ценовой политики. Особенно следует отметить, что одной из причин выбора СДУ абитуриентами является факт отсутствия коррупции в вузе. Основная работа по развитию социально-общественной жизни обучающихся в СДУ проводится через студенческие клубы-25 студенческих организаций, так называемые клубы по интересам , что также привлекает абитуриентов.
Трудоустройством выпускников и поддержанием дальнейшей связи с ними занимается Отдел связи с общественностью и карьеры СДУ. За 2014 год в центр карьеры обратилось 366 человек, 272 из которых были трудоустроены, что составляет 73% от числа обратившихся. Отдел осуществляет устройство студентов на практику и стажировку в компании, которые являются партнерами СДУ. Список компаний регулярно обновляется и дополняется, так в 2014году 30 предприятий предоставили места практики и стажировки для студентов. В 2014 году при университете была открыта Ассоциация выпускников СДУ, назначен Президент и 10 членов попечительского совета.
Мы полагаем, что модель «Университет им. Сулеймана Демиреля» может быть использована для создания других международных вузов в Республике Казахстан.
В рамках вышеописанного, создание и функционирование любых международных ВУЗов в Казахстане имеет свои преимущества и перспективы развития. На наш взгляд, увеличение числа международных ВУЗов благоприятно повляет на развитие образования и науки в Казахстане.
Мы уже перечислили ряд международных ВУЗов в Казахстане, которые свободно функционируя, положительно влияют на образовательную и научную атмосферу Казахстана. Среди международных ВУЗов Казахстана мы отметили: СДУ (Университет имени Сулейман Демиреля), КАСУ (Казахстанско-Американский Университет), КБТУ (КазахстанскоБританский Технический Университет), КНУ (Казахстанско -Немецкий Университет).
В настоящий момент рассматривается идея создания и формирования КазахстанскоФранцузского университета в рамках увеличения числа международных ВУЗов и усиления темпов развития корпоративного образования. На наш взгляд, функионирование такого международного университета в Казахстане имеет множество перспектив и позитивных моментов.
Влияние французской культуры на Казахстан и на все страны СНГ имеет исторические корни. Франция и ее культура во все времена оказывала определенное влияние как на Россию в эпоху Петра I, так и на другие страны мира. А в эпоху СССР огромной популярностью пользовались книги французских писателей: А. Моруа, О. де Бальзака, В. Гюго, Стендаля, М.
Пруста и т.д. В рамках полиязычного образования в СССР обучение трем основным языкам: английскому, французскому, немецкому, было очень популярным и востребованным. Французская культура и в эпоху Советского союза и на сегодняшний день в странах СНГ, да и в других странах мира, ассоциировалась и ассоциируется с понятиями: утонченности, вежливости, высокообразованности, чести, достоинства и «особого стиля». На сегодняшний день Франция, наряду с другими европейскими странами, является законодательницей моды. Французский язык входит в число рабочих языков ООН и является одним из популярных мировых языков.
80
CONCORDE, 2015, N 4
В духовной и материальной культуре независимого Казахстана, Франция и все что ассоциируется с ней, занимают особое место. Французские фильмы наряду с японскими, корейскими, турецкими являются востребованными телезрителями Казахстана. В Казахстане функционирует французский культурный центр, работают французские рестораны. В г. Алматы построен Французский дом и маленькая модель Эйфелевой башни. Франция наряду с Италией, Испанией, Германией, является одной из популярнейших европейских стран для туристического отдыха казахстанцев.
Французский язык, разумеется, уступая по значимости и популярности русскому и английскому языкам, наряду с такими языками как китайский, немецкий, испанский, арабский, является одним из привлекательных и востребованных языков. Очень много представителей из казахстанской молодежи желают овладеть французским языком. Множество абитуриентов мечтают учиться во Франции.
О популярности французского языка в Казахстане свидетельствуют такие факты, как: преподавание этого языка в КазНУ имени Аль - Фараби, КазУМОиМЯ имени Аблай хана, СДУ, АГУ и в других ВУЗах. В Казахском национальном педагогическом университете имени Абая в сентябре 2013 года был подписан Меморандум с Университетом Сорбонны города Парижа об открытии Института «Сорбонна-Казахстан».
Данный международный проект, несомненно, расширит возможность получения престижного европейского образования для каждого казахстанца и граждан стран Центральной Азии. В Дополнительных Соглашениях , подписанных 30 мая 2014 года, рассмотрены вопросы: подготовки специалистов по двудипломной программе специальностей магистратуры: «Международный диалог в условиях глобализации» (Международные отношения) и «Управление изменений в современном мире» (Менеджмент); а также запланированы открытые лекции профессоров Университета Сорбонна города Париж в КазНПУ имени Абая в течение 2014 года.
Одной из немаловажных перспектив открытия Казахстанско - Французского ВУЗа является тот факт, что французский и казахский языки в грамматике и фонетике имеют схожие явления. Таким образом, изучения французского языка имеет свои стимулы. Для наглядности вышесказанного мы предоставим несколько явлений из области казахской и французской грамматики и фонетики:
-во французском языке множественное число существительных не читается.
-в казахском языке отсутствует множественное число существительных.
-множество звуков в казахском и французском языках похожи: казахские гласные имеют эквиваленты во французском языке.
81
CONCORDE, 2015, N 4
Суммируя все вышесказанное, мы хотели бы отметить, что открытие КазахстанскоФранцузского Университета имеет свою значимость и благоприятно скажется на развитии международного образования в Казахстане. Мы надеемся, что Казахстанско-Французский Университет займет свое достойное место среди международных ВУЗов, не только Казахстана.
Список использованной литературы
1. Высшее образование Казахстана в контексте Болонского процесса - научно-методический сборник. - Алматы, 2014
2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. -Астана, 2010
2. Отчет по итогам самооценки в соответствии со стандартами институциональной аккредитации. - СДУ , Каскелен , 2014
3. Послание Президента народу Казахстана "Нурлы Жол - путь в будущее" от 11.11.2014 года
4. http://ksu.ednkz/files/nauka/materialy_konferencii/3/gumanitagnie_nauki/ajtmuhambetov_a_a_ardaba eva f zh.pdf
5. ht.tp://univision.kz/vHzy/kat.egory/%D7%E0%F1%F2%ED%FB%E9.ht.ml
6. https://m.wikipedia.org/wiki/Междvнародный казахскотурецкий университет имени Х. А. Яссави
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Казахстанско-Британский технический университет
8. http://www.mathnet.ru/php/organisation.phtmKoption lang=rus&orgid=2828
9. http://univerlife.kz/kz/university/view/id/15
10. http://sorbonne.kaznpu.kz/rii/3/news/
82