УДК 338
Асламов Абдурафи Ильесович
кандидат экономических наук, докторант
кафедры мировой экономики
Российского экономического
университета им. Г.В. Плеханова
milena.555@mail .ru
Шарипов Бахром Махмудович
кандидат экономических наук, ведущий научный
сотрудник ИЭ АН Республики Таджикистан
milena.555@mail .ru
Abdurafi I. Aslamov
Candidate of Economic Sciences, the doctoral candidate of chair of world economy of the Russian economic university of G. V. Plekhanov milena.555@mail .ru Bakhrom M. Sharipov
Candidate of Economic Sciences, leading researcher of IE AN of the Republic of Tajikistan milena.555@mail .ru
Перспективы и проблемы развития рынка банковских услуг Республики Таджикистан в условиях вхождения во Всемирную Торговую Организацию
Prospects and problems of development of the market of banking services of the Republic of Tajikistan in the conditions of accession to the World Trade Organization
Аннотация. Статья посвящена анализу тенденций развития банковского сектора Республики Таджикистан. В ней детально рассмотрены состояние и уровень развития банковского сектора страны, отражены ее основные проблемы. Особое внимание уделено вопросам укрепления потенциала сектора банковских услуг и ее конкурентоспособности в условиях открытости национальных рынков.
Ключевые слова: Всемирная Торговая Организация, финансовая система, банковская система, конкурентоспособность, интеграция, либерализация, ми-ровохозяйственные связи, ГАТС, инвестиции, услуги, кредиты, депозиты.
Annotation: This article analyzes trends in the development of the banking sector of the Republic of Tajikistan. It discussed in detail the condition and level of development of the banking sector, reflected its main challenges. Particular attention is given to strengthening the capacity of the banking sector and its competitiveness in terms of openness of national markets.
Key words: World Trade Organization, the financial system, the banking sys-
tem, competitiveness, integration, liberalization, world economic relations,GATS, investment, services, loans, deposits.
Присоединение к ВТО было одним из стратегических ориентиров внешнеэкономической политики Республики Таджикистан (РТ) за последние годы. Правительство Таджикистана в 2001 года подало заявку на вступление во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), и по истечении 11 лет переговоров была принята в нее. 10 Декабря 2012г. был подписан Протокол о присоединении республики к этой организации. 2 марта 2013г. Таджикистан, после прохождения ратификационных процедур, стал 159 членом ВТО. Присоединение к этой организации - шаг на пути дальнейшей интеграции страны в мировую торговлю и мирохозяйственную систему
Членство в ВТО является стимулом к ускорению структурной перестройки экономики. Либерализация доступа в условиях глобализации, одновременно предоставляя больше возможностей, увеличивает риски для отечественных производителей товаров и услуг, ставят перед необходимостью выживания в условиях жесткой конкурентной борьбы. Это по идее должно привести к структурной перестройке отраслей экономики и укреплению экономического потенциала страны и ее позиций в мировом хозяйстве.
Один из основных вопросов, возникающих после присоединения страны в ВТО, это вопрос о том, сумеет ли страна воспользоваться на практике предоставляемыми в рамках ВТО благоприятными внешними условиями для расширения своего экспорта и достижения положительных результатов во внешней торговле и в системе международного разделения труда, сохранить способность управлять своей внешнеторговой политикой и обеспечить защиту национальной экономики в целом.
Поскольку ВТО - это механизм обеспечения свободной конкуренции на глобальном пространстве, основным фактором обеспечения эффективности взаимодействия страны в условиях глобализации, усиления открытости национальных экономик и свободной конкуренции, бесспорно, является повышение конкурентоспособности всех отраслей национальной экономики.
Несомненно, эффективное взаимодействие в системе международного разделения труда в условиях открытости национальных хозяйств предполагает наличие эффективного финансового сектора, прежде всего банковского сектора, который опосредует связь национальной экономики с мировым хозяйством.
Членство в ВТО предполагает открытость сектора услуг, в том числе финансового, банковского сегментов национальной экономики. Другими словами, она обязывает обеспечить свободную конкуренцию на рынке финансовых (банковских) услуг.
Насколько конкурентоспособна банковская система РТ, какие существуют риски и, следовательно, защитные меры для минимизации отрицательных последствий, в первую очередь для банковского сектора после присоединения страны к ВТО?
Одним из важнейших индикаторов, показывающих роль банковского сектора в экономике страны в целом и ее конкурентоспособность, является со-
отношение банковских активов к ВВП. В Таджикистане соотношение банковских активов к ВВП составляет 30,31. В странах с развитой экономикой она доходит до 300 (Гонконг, Япония, Швейцария, Германия, Нидерланды).
Конечно, это отражение экономического потенциала страны. Но, с другой стороны, это и экономическое состояние ее субъектов, уровень финансовых возможностей ее населения и степень доверия к банковской системе.
Несмотря на динамичное развитие рынка банковских услуг за период 1997- 2012 гг., достигнутая им емкость, основные ее параметры (табл. 1) остаются низкими и не вполне отвечают сегодняшним потребностям устойчивого развития экономики.
Таблица 1. Показатели развития банковской системы Республики Таджикистан за период с 1997-2012г. (млн. сомони) [2]
Темпы
1997 2000 2005 2008 2009 2011 2012 роста, в разы
Активы 43 311 1062 6169 4956 8223 9227 214,6
в % к ВВП 8,32 17,22 22,25 35,03 24,04 27,35 30,31 +21,99
Ликвидные активы 8 59 275 1044 1399 1585 2771 326,4
в % к ВВП 1,49 3,25 3,20 5,20 6,73 5,27 7,66 +6,17
Кредиты 12 239 1164 4675 2516 3957 4355 362
Пассивы 43 311 1062 6169 4924 8223 9227 214
Обязательства 37 273 1325 5082 3855 6639 7336 198
Капитал 6 38 277 1087 1069 1584 1891 315
в % к ВВП 1,22 2,12 3,20 6,20 5,19 5.27 5,23 +4,01
Банковская система Республики Таджикистан является не конкурентоспособной по сравнению с иностранными, уступая по всем параметрам. Несмотря на динамику роста, достигнутый уровень капитализации и концентрации кредитных организаций невысокий, отечественная банковская система остается слабой и уязвимой, растет ее зависимость от внешних шоков. Необходимость поддержки высоких темпов развития экономики требует проведения дальнейшего реформирования банковской системы, направленной, в частности, на рост ее капитализации и устойчивости.
Отечественная банковская система имеет значительный потенциал роста: соотношение внутренних банковских кредитов к ВВП составляет не более 13%, а привлечение депозитов к ВВП - не более 14%. Сравнению с другими развивающимися странами, где эти показатели колеблется - по кредитам на уровне 40-80%, а депозитам- 30-80%. соответственно, говорят о не использованных резервах его роста. Банковский рынок Таджикистана характеризуется как своей низкой капитализацией (6,35%), так и долей активов к ВВП (29,4%). Это обусловило проведение ранее правительством и Национальным банком Таджикистана политики протекционизма этого важного сегмента экономики, за-
трудняя вход иностранного капитала и субъектов в него. Ситуация коренным образом изменилась после мирового финансового кризиса 2008 года. На рынке государственным является один банк («Амонатбонк» с 100% долей государства), остальные 15 - негосударственные, из которых 13 функционируют с привлечением иностранного капитала. Из их числа 6 банков принадлежат полностью (100 %) иностранным учредителям. ОАО «Агроинвестбанк» выступает банком со смешанным капиталом, где учредителем является и государство (51%) и иностранный капитал (12% ЕБРР).
Одной из ключевых проблем банковского сектора Таджикистана является высокая степень концентрации банковского капитала, где на три крупнейших банка из 15 приходится около 59% актива всей банковской системы. Такая ситуация отражает слабость конкуренции на рынке банковских услуг, что является одним из факторов сдерживания развития банковского сектора страны.
Сложившаяся ситуация с крупными банками, ограничивая притоки внешних ресурсов как основы для роста вложений в модернизацию экономики, развитие отечественного предпринимательства, обуславливают необходимость мобилизации и использования ими депозитов населения. Вынужденное замещение очень «дорого» обходится крупным банкам, так как их привлечение вызывает рост процентных расходов.
Вследствие низкого эффекта масштаба, недостаточной остается как эффективность, так и результативность рынка банковских услуг Таджикистана.
Как показывает анализ кредитного рынка Таджикистана по срокам их вложений, на нем продолжают преобладать кредитные продукты с короткими сроками вложений, что ограничивает потенциал развития производственного предпринимательства. Так, доля кредитов, выданных по срокам возврата до года, составила в 2010г. 79,5 % и снизилась в 2012г. до 69,1% , или на 10,4 процентных пункта. Доля кредитов, выданных сроком свыше 1 года, за этот период возросла с 20,5% до 30,9%. Однако, эта положительная тенденция стала результатом больше улучшения доступа к внешним долгосрочным ресурсам для средних банков и крупных микрофинансовых организаций, чем изменений на внутреннем рынке депозитов.
Для улучшения доступа к долгосрочным кредитам на рынке банковских услуг получили развитие и такие его сегменты, как лизинг и рынок банковских гарантий. Однако объемы лизинговых операций в целом по кредитным организациям сократились с 17 млн. в 2007г. до 2,3 млн. в 2012г., то есть в 7 раз, а в частных банках с 16,9 млн. сомони до 1,9 млн. сомони. В микрофинансовых организациях за этот период наблюдается рост лизинговых операций - с 139 тыс. сомони в 2007г. до 315 тыс. сомони.
Рынок гарантийных услуг в основном сосредоточен в крупных отечественных банках и обеспечивает привлечение внешнего долгосрочного финансирования на реализацию инвестиционных проектов их крупными клиентами, которые они не могут обеспечить самостоятельно. Так, динамика частного негарантированного государством внешнего долга по Таджикистану следующая: в 2008 его объем составил 898,7 млн. долларов США; в 2009г. - 873,8 млн. долларов США; 2010г. - 927,3 млн. долларов США и 2011г. он превысил 939 млн.
долларов США. Его доля в совокупном внешнем долге Таджикистана за соответствующие годы составляла 39,9%; 34,8; 32,6 и 31,2% и имеет тенденцию сокращения.
На рынке банковских услуг остаются недостаточно развитыми операции с ценными бумагами, факторинг, форфейтинг и учетно-вексельный бизнес, что не только снижает общую ликвидность, но и сужает доходную базу кредитных организаций, по сравнению с развитыми рынками банковских услуг за рубежом.
Стратегией повышения благосостояния народа Таджикистан на 20132015 гг. определена приоритетом задача обеспечения экономики необходимыми объемами финансовых ресурсов, в первую очередь долгосрочными и объемными кредитами с низкими процентами по их обслуживанию. Это обуславливает принятие следующих мер:
- проведение пенсионной реформы и использования частных накопительных счетов как базы для формирования «длинных» денег в национальной валюте, со сроками вложений более 5 лет.
- реформирование фондовой биржи, ее вторичного рынка, для активизации и привлечения средств населения, внутренних и внешних инвесторов.
- активизация и появление новых иностранных банков на отечественном рынке банковских услуг.
Банковский рынок услуг и далее будет развиваться динамично и представлять интерес как для иностранных, так и внутренних инвесторов. А, учитывая вхождение Таджикистана в ВТО, продолжится процесс либерализации рынка банковских услуг и его интеграции в мировой рынок.
Правовые нормы ВТО дают каждому участнику многочисленные возможности для защиты национальной экономики. В сфере услуг в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима (НР) применяются со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС1* в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.
Положения ГАТТ и ГАТС разрешают членам ВТО применять широкий круг мер, которые могут быть направлены на защиту определенных национальных интересов членов ВТО при условии, что эти меры не будут применяться путем, который являлся бы произвольным или неоправданно дискриминационным или скрытым ограничением международной торговли (ГАТТ 1994 ст.20). Есть и другие возможности по защите национальной экономики от негативных последствий свободной конкуренции в рамках ВТО. Это опыт других стран-членов ВТО. С точки зрения опыта стран - участников ВТО в сфере банковского сектора необходимо отметить, что ограничения на деятельность иностранных банков сами по себе не считаются нарушением норм организации. Во многих странах - членах ВТО существуют разные виды ограниче-
1 ГАТС - Генеральное Соглашение по торговле услугами
ний, однако страны должны четко определить перечень изъятий из режима наибольшего благоприятствования. Любой член ВТО может в течение 60 дней, начинающихся спустя четыре месяца после даты вступления в силу соглашения по ВТО, перечислить в приложении об изъятиях из обязательств меры, относящиеся к финансовым услугам, которые несовместимы с пунктом 1 статьи 2 Соглашения (о предоставлении РНБ) [6, с.283].
Таким образом, в рамках ВТО содержится широкий спектр мер оформленных в виде правовых норм, которые позволяют защищать банковский сектор страны от неблагоприятных последствий свободной конкуренции. Однако эти методы защиты могут осуществляться только в рамках правил ВТО и на основании этих правил при условии, что эти правила включены в национальное законодательство.
В целом перспективы развития банковского сектора Республики Таджикистан и баланс приобретений и потерь национальной экономики от присоединения к ВТО зависит от реализации структурной модернизации экономики страны и повышения конкурентоспособности национальной экономики, в том числе банковского сектора.
Литература:
1. Статистический ежегодник Республики Таджикистан 2012. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан .Душанбе - 2013 г.
2. Банковский статистический бюллетень Официальное издание \ Душанбе,, НБТ, № 10 (219)
3. Анализ статистических данных членов Амфот за 2013гг, http://www.amfot.tj/ amfot/publications/directory/ Analysis_4Q_2013_ rus.pdf ( просмотр 20.02.2014 г.)
4. Отчет о состоянии частного негарантированного внешнего долга и иностранных инвестиций Республики Таджикистан. Душанбе, 2010г. с.15 Материалы сайта Национального банка Таджикистана //просмотр 19.07.2013г. http://www.nbt.tj /files/pl_balanc/vnesh_dolg_2009_ru.pdf.
5. Платежный баланс и внешний долг Республики Таджикистан за 2012г. Душанбе, 2012 г. с. 70 / Материалы сайта Национального банка Таджикистана http://www.nbt.tj/files/pl_balanc/PB_2012_ru.pdf / Просмотр 19.07.2013г.
6. Дюмуленн И И Международная торговля услугами.-М.: ЗАО " Издательство "Экономика ", 2003. - 315 с.
7. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО .-М.: ЗАО " Издательство "Экономика ", 2000. - 363 с.
Literature:
1 . Statistical year-book of the Republic of Tajikistan 2012. Agency statistically at the President of the Republic of Tajikistan. Dushanbe - 2013.
2 . Bank statistical bulletin \Officialpublication Dushanbe, NBT, No. 10 (219)
3 . The analysis of statistical these members of Amfot for 201388, http://www.amfot. tj/amfot/publications/directory/Analysis_4Q_2013_ rus.pdf (viewing of20.02.2014)
4 . Report on a condition of a private unwarranted external debt and foreign investments of the Republic of Tajikistan. Dushanbe, 2010 of page 15 Materials of a site of National bank of Tajikistan//viewing 19.07.20138. http://www. nbt.tj/files/pl_balanc/vnesh_dolg_2009_ru.pdf.
5 . The balance of payments and external debt of the Republic of Tajikistan for 2012 of Dushanbe, 2012 pages 70 / Materials of a site of National bank of Tajikistan http://www.nbt.tj/files/pl_balanc/PB_2012_ru.pdf / Viewing 19.07.20138.
6 . Dyumulenn I And International trade in services. - M.: Joint stock company" Ekonomika Publishing house, 2003. - 315 pages.
7 . Actual problems of accession of Russia to the WTO. - M.: Joint stock company" Ekonomika Publishing house, 2000. - 363 pages.