ПЕРСПЕКТИВЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Дручевская Лариса Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных знаний, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
В Российской Федерации состояние гостиничного фонда является одним из основных факторов, сдерживающих развитие туристской отрасли. Кроме того, на туристском рынке протекают процессы концентрации и интеграции, оказывающие самое непосредственное влияние на гостиничный бизнес. В статье проведен анализ существующих проблем в гостиничном бизнесе и определены возможные пути их решения.
Ключевые слова: туристическая отрасль, гостиничный бизнес.
THE FUTURE AND PECULIARITIES OF HOTEL BUSINESS DEVELOPMENT IN RUSSIA
Druchevskaya Larisa Evgenyevna, Candidate of economic sciences, Associate professor of“Philosophy and social-human knowledge department, larisa-nikusya@ yandex.ru,
"Russian State University of Tourism and Service",
Moscow, Russia
In the Russian Federation condition of hotel room stock is one of key factors binding the development of tourism industry. Besides that, processes of concentration and integration in tourism market have a direct influence on hotel business. The article includes the evaluation of current problems in hotel business and identifies possible ways of their resolving.
Keywords: tourism industry, hotel business.
В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина 12.12.2012 года четко обозначена задача повышения эффективности экономики, решение которой невозможно без инновационного развития отраслей отечественной экономики и сфер профессиональной деятельности.
Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 10.01.2003 г [2] туристская отрасль трактуется как полноценная отрасль национальной экономики России, что диктует необходимость определения возможных путей её поддержки и развития.
В последнее десятилетие в создании валового дохода страны увеличивается доля поступлений от туризма. В то же время развитие отрасли поддерживается государственными инвестициями, а также разработкой и реализацией государственной политики в сфере туризма и гостеприимства.
Правительством РФ планируется инвестировать в течение пяти лет в туристскую отрасль 332 млрд. руб. бюджетных средств, привлечь 211 млрд. руб. внебюджетных инвестиций и 25 млрд. руб. из местных и региональных бюджетов, основным направлением инвестирования в системе реформирования туристской отрасли является модернизация гостиниц, транспортных сетей и инфраструктуры. [4]
Эти вложения должны содействовать формированию и развитию в регионах туристско-рекреационных кластеров, что позволит регионам развивать туризм на основе собственных планов развития и понятия приоритетности этой отрасли в регионе.
Большинство регионов РФ в настоящее время обладают значительным туристским потенциалом, состояние которого определяется ресурсными возможностями и имиджем. В то же время реализация государственной политики и развитие туризма в регионах сдерживается в основном отсутствием доступных гостиничных услуг как обязательного компонента туристского комплекса.
Требования к гостиничной услуге отражены в определении всемирной туристской организации (ВТО): гостиница рассматривается как главный, классический тип
предприятий размещения, обладающий номерным фондом, набором обязательных и дополнительных услуг.
Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018годы)» заданы целевые индикаторы, определяющие, в том числе и развитие гостиничного сектора в туризме (табл. 1).
Таблица 1 - Прогноз развития гостиничного сектора туристической отрасли в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018годы)» [4]
Наименование индикатора 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 всего
Площадь номерного фонда (тыс. кв.м.) 14421 14619 14927 15389 16159 17368 18908 21547 21547
Количество койко-мест (тыс. ед.) 1305 1321 1347 1385 1448 1548 1675 1893 1893
Количество лиц, работающих в 521 527 536 550 572 608 654 732 732
гостиницах (тыс. чел.)
Объем платных
услуг гостиниц (млрд. руб.) 126 136 153 177 217 281 361 500 500
Данные таблицы позволяют сделать вывод о запланированном увеличении целого ряда показателей, но не отражают информации о предполагаемой структуре участников рынка гостиничных услуг.
В Российской Федерации состояние гостиничного фонда является одним из основных факторов, сдерживающих развитие туристских услуг отрасли [1]. Структура гостиничного бизнеса представлена сетевыми отелями и частными гостиницами. Международные сетевые гостиницы расположены в основном в столицах и оказывают услуги высокого качества, а несетевые по уровню комфорта и услуг не всегда в состоянии удовлетворить потребности потребителя.
При высоком спросе на недорогие гостиничные услуги в последние годы увеличивался гостиничный фонд категории «4 и 5 звезд», и сохранялась завышенная стоимость размещения, а регионы, несмотря на имиджевые и ресурсные различия, нуждаются в гостиницах эконом класса. В этой связи региональные рынки гостиничных услуг объединяет общая задача - необходимость формирования в туристских зонах объектов эконом класса и одновременно развития отелей высокого уровня обслуживания.
Рынок гостиничных услуг подвержен различным колебаниям, аналогично традиционным рынкам товаров и услуг. Основными факторами изменения туристских потоков принято считать популярность отдыха в регионе, политическую стабильность страны пребывания, проведение масштабных мероприятия международного значения (например, проведение Олимпийских игр в г. Сочи) и прочее.
Кроме того, на туристском рынке протекают процессы концентрации и интеграции, оказывающие самое непосредственное влияние на гостиничный бизнес. В последнее десятилетие в отечественном гостиничном бизнесе активно проходят процессы формирования стратегических альянсов, способствующих обеспечению стабильной загрузки каждой гостиницы на основе общей системы бронирования номерного фонда, оказанию качественной гостиничной услуги, проведению системных маркетинговых исследований потребительских предпочтений, требующих значительных финансовых, информационных и человеческих ресурсов.
Анализ практики потребительских предпочтений в г. Москве показывает, что наиболее востребованы в настоящее время гостиницы эконом класса. По данным на 01
мая 2012 года в г. Москве функционируют 293 гостиницы, чей номерной фонд составляет 93 тысячи мест. При этом гостиницы эконом класса (2-3 звезды) загружены на 80%, а более дорогие отели 4-х и 5-ти звезд имели в прошедшем году загрузку в среднем не более 70% [5].
Согласно плану развития туризма в Москве к 2025 году в столице планируется увеличение количества гостиниц до 535, а номерного фонда до 150 тысяч мест. Увеличение количества гостиниц ужесточит конкуренцию на рынке, что должно сказаться на изменении цены на гостиничную услугу в сторону понижения.
Возможные вариации гостиничного продукта приводят к многообразию концептуальных решений в организации гостиничного бизнеса и, соответственно, к большому разнообразию гостиниц.
Недостаток доступных по категории «цена-качество» гостиничных номеров привел к изменению структуры рынка гостиничных услуг и активному увеличению предложений от частных предпринимателей, предлагающих туристам свои услуги для размещения -квартиры и апартаменты. В связи с недостаточным количеством недорогих гостиниц в России эксперты прогнозируют рост использования таких предложений, что связано со следующими основными факторами:
- рост интереса к самодеятельному туризму и самостоятельному планированию тура, сопровождающийся стремлением к минимизации затрат;
- повышение мобильности граждан, в том числе студенческой молодежи и лиц с невысоким уровнем дохода;
- рост предложений на внутреннем рынке туризма (прогнозируемое увеличение потока 40%);
- повышение информатизации общества и, как следствие, расширение возможности выбора услуги на основе сравнения нескольких параметров для определения лучшего соотношения «цена-качество»;
- развитие Интернет поисковых систем бронирования.
Развитие глобальных дистрибутивных электронных систем бронирования в гостиничном бизнесе привело к изменению гостиничного бизнеса и его структуры.
В таблице 2 приведены данные по предложениям дистрибутивной системы а1гЬиЬ в различных городах мира, включая г. Москву.
Таблица 2 - Сравнительный анализ предложений частных услуг по размещению туристов по состоянию на 1 декабря 2012г. в системе а1гЬиЬ [6]
Город Количество предложений
Париж 13546
Нью-Йорк 19008
Лондон 13564
Рим 4866
Пекин 253
Будапешт 1372
Москва 920
Независимые предложения гостиничных услуг во всем мире имеют значительно большие возможности в области ценовой политики и уровню сервиса, а уникальность предложений становится их главным инструментом в продвижении гостиничных услуг, обеспечивая тем самым для себя узкую, но стабильную рыночную нишу.
Следует отметить, что данные гостиничные услуги не требуют их классификации ни по одной из сложившихся в мировой практике систем. Выбор потребителя основывается на отзывах лиц, уже воспользовавшихся данной услугой и оставивших свой отзыв о ней на сайте соответствующей системы поиска и бронирования.
В то же время в Российских условиях существуют определенные проблемы развития данного вида предложений, основными из которых являются:
- развитие гостиничных сетей (мировых и отечественных);
- нерешенная проблема классификации гостиниц в соответствии с мировыми стандартами, что усложняет выбор потребителя услуг;
- повышение интереса инвесторов к гостиничному бизнесу и, как следствие, увеличение номерного фонда сетевых и несетевых гостиниц;
- отсутствие гарантий безопасности при пользовании услугой;
- трудности государственного контроля исполнения налогового режима владельцами;
- правовой статус данного бизнеса.
Определяя тенденции развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации можно сделать следующие выводы:
- мировое технологическое развитие изменило рекламно-информационные возможности продвижения гостиничной услуги, создав равные условия как для сетевых, так и для несетевых гостиниц, а также для частных предложений;
- развивается деятельность по формированию отечественных гостиничных сетей;
- растут потребности в гостиницах эконом класса и хостелах, обеспечивающих интересы значительной части потребителей гостиничной услуги, что предполагает развитие этого сегмента на рынке гостиничных услуг;
- в гостиничном бизнесе ощущается нехватка линейного и технического персонала и прогнозируется переизбыток менеджеров;
- сохраняется проблема взаимоотношений туроператоров и гостиниц, связанная с нарушением договорных отношений;
- прослеживается тенденция развития сегмента экзотических и экологических («зеленых») гостиниц.
Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» запланировано значительное увеличение количества граждан РФ и иностранных граждан, которые смогут воспользоваться гостиничными услугами в России (рис. 1).
Рисунок 1 - Прогноз развития предложений гостиничных услуг в РФ
Быстрый рост туристского потока, повышение мобильности граждан, растущая популярность внутреннего туризма в России, а также эффективный государственный менеджмент в национальной туристской отрасли должны обеспечить развитие отрасли и увеличение удельного веса доход в валовом доходе отечественной экономики.
Развитие туристской отрасли невозможно без развития гостиничного бизнеса на основе долгосрочных стратегических планов, определяющих состав и структуру рынка гостиничных услуг, требований к качеству этих услуг, клиентоориентированности и эффективного менеджмента.
Литература
1. Современные подходы к оценке стоимости и повышению эффективности деятельности многофункциональных туристских комплексов: монография / Н.А. Зайцева, А.А. Ларионова, С.А. Сурова, АН. Чубарин. - М.: МИГУ, ФГОУВПО «РГУТиС», 2011.
2. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3 «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской
Федерации).
3. Приказ Минспорттуризма РФ от 25.01.2011 г. № 35 «Об утверждении порядка
классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи». [Электронный ресурс] //
http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 12.12.2012).
4. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в
Российской Федерации (2011-2018 годы)». [Электронный ресурс] //
http://www. £ер .economy.gov.ru. (Дата обращения: 18.12.2012).
5. Программа города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 20122016 годы» Постановление Правительства Москвы от 07.10.2011 № 476-ПИ (ред. от 22.02.2012) «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы»
6. https://www.airbnb.com. (Дата обращения: 18.12.2012).