ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДО 2020 ГОДА
А.И. ШАПОШНИКОВА
ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»,
ассистент
В исследовании рассмотрена проблематика реформирования финансового механизма современной системы здравоохранения. Проанализированы перспективы концепции развития здравоохранения до 2020 года. Представлен комплекс авторских предложений по совершенствованию финансового механизма здравоохранения.
Ключевые слова: финансовый механизм; концепция; здравоохранение; финансирование; налоговые льготы.
Коды классификатора JEL: Ю5, И2, И8.
Система российского здравоохранения на сегодняшний день находится в стадии реформирования, начатого еще в девяностые годы. Приоритетный национальный проект «Здоровье» стал новой ступенью совершенствования отрасли здравоохранения. В ходе его реализации сформирован проект концепции развития здравоохранения до 2020 года, обеспеченный следующими финансовыми ресурсами (табл. 1).
Таблица 1
Сводная таблица расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение с 2010 по 2020 годы (млрд руб.)
Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Объем финансирования 2558,3 2912,5 3455,8 3945,1 4510,0 5112,6 5817,1 6479,2 7239,3 8052,1 8960,2
В том числе по федеральному бюджету 521,7 550,4 711,9 798,2 920,6 1059,9 1293,2 1472,1 1712,5 1966,7 2271,1
Источник: http://www.minzdravsoc.ru [2]
Министерством здравоохранения и социального развития предлагается постепенно перейти на новую финансовую модель — одноканального финансирования системы ОМС. В эту систему должны быть поэтапно включены скорая и высокотехнологичная медицинская помощь, лекарственное обеспечение граждан в амбулаторных условиях, бюджетные инвестиции в отрасль. Результатом концепции развития должны стать увеличение годового минимального норматива госгарантий в здравоохранение с 9,4 тыс. руб. на человека в 2010 году до 30,4 тыс. руб. в 2020 году; увеличение численности населения с 142 млн до 145 млн чел. к 2020 году; увеличение средней продолжительности жизни до 75 лет (рис. 1), снижение коэффициента смертности в полтора раза к 2007 году. Планируемый в 2010 году страховой тариф в ОМС согласно концепции, равен 5,1%, в 2009 году он равен 3,1% [2].
Рис. 1. Динамика ожидаемой продолжительности жизни в России и в странах Евросоюза Источник: http://www.minzdravsoc.ru [2]
© Шапошникова А.И., 2009
ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
161
Положения концепции вызвали много дискуссий. Представители Правительства назвали концепцию «необоснованно оптимистичной» [2]. По их мнению, заявленные в документе показатели завышены по сравнению с прогнозными показателями Минэкономразвития, а сама концепция не содержит обоснования увеличения страхового тарифа в здравоохранении до 5,1%.
Заявленное увеличение прямых расходов бюджетов субъектов Федерации и муниципалитетов на здравоохранение «потребует дополнительной проработки исходя из новых макроэкономических параметров... Состояние и динамика современной социально-экономической ситуации в стране (высвобождение работников, сокращение числа налогоплательщиков) в период до 2011 года приведет к уменьшению доходной части бюджетов фонда ОМС и связанным с этим риском дефицита их бюджетов» [5, с. 6].
Неоднозначно воспринят проект концепции развития здравоохранения и научным сообществом, представители которого считают, что уменьшение смертности населения в Российской Федерации, запланированное как результат реализации концепции, в период до 2020 года связано с тем, что к этому времени происходит уменьшение числа людей, достигших «смертного возраста» (средней продолжительности жизни) за счет не родившихся в период Великой Отечественной войны [1, с. 57].
Выбор, сделанный в концепции в пользу страховой медицины, представляется необоснованным [6, с. 141]. В экономической теории признается, что социальные налоги, формально выплачиваемые работодателями, также, в конечном счете, оплачиваются работниками. Когда говорят «бесплатно», подразумевают только то, что граждане не платят в момент получения медицинской услуги. Но они ее оплачивают или через общие налоги, или с помощью страховых механизмов.
Отрицательным в данной концепции также назван перевод государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в автономные и иные формы собственности, разрешенный в рамках концепции [3]. Это означает снятие субсидиарной ответственности государства и не может не отразиться на условиях деятельности медицинских учреждений. Отсутствие гарантированного финансового обеспечения медучреждений, делает их коммерческими организациями.
Мы считаем, что однозначно отрицательной или положительной оценки концепции развития здравоохранения до 2020 года быть не может: кроме положительных тенденций реформирования были выявлены проблемы, которые должны быть учтены в процессе дальнейшего совершенствования концепции.
В настоящее время состояние здравоохранения не соответствует уровню, который необходим для ускоренного развития и роста всей отечественной экономики. Не удалось построить систему планирования и финансирования расходов на здравоохранение, которая способствовала бы рациональному использованию финансовых ресурсов отрасли.
Для успешной реализации финансовой политики в области здравоохранения необходим достаточный объем финансирования и эффективный финансовый механизм социальных инвестиций, причем в условиях кризиса и ограниченного объема финансовых ресурсов разработка эффективного финансового механизма системы здравоохранения играет все большую роль.
Финансовый механизм рассматривается автором как составная часть хозяйственного механизма, представленная совокупностью видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения, используемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития [4].
Мы считаем, что необходимо дальнейшее совершенствование элементов финансового механизма системы здравоохранения.
Важная роль принадлежит дополнительным источникам финансирования медицинских учреждений. Ресурсы здравоохранения — это не только материально-техническая база и квалифицированные кадры, но и лекарства. Одним из дополнительных источников финансирования отрасли здравоохранения может стать развитие отечественной фармацевтической промышленности с контрольным пакетом государства.
Реальным источником финансирования ряда учреждений здравоохранения могут стать финансовые ресурсы организаций. Для этого, по нашему мнению, необходимо вернуться к отмененной главе Налогового кодекса — системе налоговых льгот по налогу на прибыль юридическим лицам, содержащим на своем балансе объекты социально-культурной сферы, так как после ее отмены предприятия вынуждены были отчуждать собственные медико-стационарные части и другие лечебные объекты.
Необходимо создать благоприятные условия для привлечения благотворительных взносов государственных и частных учреждений, которые должны быть освобождены от налогов. В России сегодня юридические лица могут расходовать на благотворительность только чистую прибыль предприятия, что не создает условий для развития меценатства. То есть необходимо предоставление в соответствии с законом налоговых льгот гражданам и юридическим лицам, оказывающим медицинским организациям финансовую поддержку.
На наш взгляд, также необходимы меры, стимулирующие организации и население приобретать медицинские услуги за счет собственных средств путем упорядочения налоговых льгот:
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
162
А.И. ШАПОШНИКОВА
по налогу на прибыль — увеличить налоговые вычеты до уровня полного возмещения затрат организации, осуществляющей добровольное медицинское страхование своих сотрудников; по налогу на доходы физических лиц — дополнить социальные налоговые вычеты суммой расходов по договорам добровольного медицинского страхования.
Таким образом, кроме прямого государственного финансирования необходимо широко использовать методы косвенного бюджетного финансирования медицинских учреждений через систему налоговых льгот.
Комплекс авторских предложений может быть использован при дальнейшем совершенствовании механизма финансирования здравоохранения для создания условий эффективной работы отрасли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комаров Г. Системный кризис здоровья населения и здравоохранения в России // Стандарты и качество. 2009. № 4. С. 57.
2. Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. Официальный сайт Министерства образования и социального развития. Режим доступа: http://www.min-zdravsoc.ru.
3. Материал для участия в Парламентских слушаниях Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ на тему «Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. Законодательные аспекты». Председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ М.М. Кузьменко [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.przrf.ru.
4. Попова Л. Финансово-кредитный механизм воспроизводства капитала в агроформированиях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vak.ed.gov.ru.
5. Федоров Н. Несвоевременная концепция // БОСС. 2009. № 3. С. 6.
6. Чубарова Т. Система здравоохранения в России: экономические проблемы теории и практики // Вопросы экономики. 2009. № 4. С. 141.