Научная статья на тему 'Перспективы экономического и политического присутствия России и Китая в Центральной Азии'

Перспективы экономического и политического присутствия России и Китая в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1516
575
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / CENTRAL ASIA / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / REGIONAL INTEGRATION / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РЕГИОНЕ / INSTITUTIONAL REGIONAL COOPERATION / УЗЛЫ НАПРЯЖЕНИЙ / РОССИЙСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / RUSSIAN FOREIGN POLICY / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / FOREIGN POLICY OF CHINA / TENSION NODES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зеленева Ирина Владимировна

Статья посвящена выявлению точек пересечения интересов Российской Федерации и Китайской Народной Республики и определению перспектив экономической политики двух стран в Центрально-Азиатском регионе. На основе проделанного SWOT-анализа внешней политики РФ и внешней политики КНР автор делает вывод о нарастающем соперничестве в Центральной Азии и предлагает механизмы смягчения данного противостояния, которые будут отвечать как интересам России в сфере экономической интеграции, так и интересам Китая в вопросе сохранения политической стабильности в центральноазиатской политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of Economic and Political Presence of Russia and China in Central Asia

The article explores the intersection of interests between the Russian Federation and the Peoples Republic of China, as well as the perspectives of the economic policy implemented by each country in Central Asia. Basing on the SWOT analysis of the foreign policy of both the RF and the PRC it is concluded that the rivalry between the two countries increases with time. In conclusion, the author suggests the means to moderate said rivalry for the sake of both Russian interest in economic integration and Chinese interest in keeping the political situation in Central Asia stable.

Текст научной работы на тему «Перспективы экономического и политического присутствия России и Китая в Центральной Азии»

Зеленева И. В.

Перспективы экономического и политического присутствия России и Китая в Центральной Азии

Зеленева Ирина Владимировна

Санкт-Петербургский государственный университет

Профессор кафедры мировой политики факультета международных отношений

Доктор исторических наук

irina_zeleneva@mail.ru

РЕФЕРАТ

Статья посвящена выявлению точек пересечения интересов Российской Федерации и Китайской Народной Республики и определению перспектив экономической политики двух стран в Центрально-Азиатском регионе. На основе проделанного SWOT-анализа внешней политики РФ и внешней политики КНР автор делает вывод о нарастающем соперничестве в Центральной Азии и предлагает механизмы смягчения данного противостояния, которые будут отвечать как интересам России в сфере экономической интеграции, так и интересам Китая в вопросе сохранения политической стабильности в центральноазиатской политике.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Центральная Азия, региональная интеграция, институциональное сотрудничество в регионе, узлы напряжений, российская внешняя политика, внешняя политика КНР в Центральной Азии

< >

о о

Zeleneva I. V.

Prospects of Economic and Political Presence of Russia and China in Central Asia

Zeleneva Irina Vladimirovna

Saint-Petersburg State University (Saint-Petersburg, Russian Federation) Professor of the Department of World Politics of the International Relations Faculty Doctor of Science (History) irina_zeleneva@mail.ru

ABSTRACT

The article explores the intersection of interests between the Russian Federation and the Peoples Republic of China, as well as the perspectives of the economic policy implemented by each country in Central Asia. Basing on the SWOT analysis of the foreign policy of both the RF and the PRC it is concluded that the rivalry between the two countries increases with time. In conclusion, the author suggests the means to moderate said rivalry for the sake of both Russian interest in economic integration and Chinese interest in keeping the political situation in Central Asia stable.

KEYWORDS

Central Asia, regional integration, institutional regional cooperation, tension nodes, Russian foreign policy, foreign policy of China

Введение

Центральноазиатское направление во внешней политике России и Китая играет значительную роль — такой вывод можно сделать, если принять во внимание геополитическое положение этого региона: находясь в центре Евразии, он одновременно находится и на пересечении военно-политических, экономических интересов РФ и КНР. Китай и Россия никогда не являлись серьезными соперниками в Центральной Азии (ЦА), так как фазы экономической и политической активности двух

о стран в этом регионе приходились на разные исторические эпохи. В начале XXI в. ^ складывается уникальная в своем роде ситуация — параллельное нарастание при-^ сутствия РФ и КНР в Центрально-Азиатском регионе.

с!

О

ш Россия — Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), ° единое экономическое пространство (ЕЭП) о и проект Евразийского союза (ЕАС)

с Структурная взаимозависимость, которая существует между Россией и государ-х ствами Центральной Азии в различных отраслях, до сих пор объясняется экономи-2 ческой и географической замкнутостью стран региона и все еще сохраняющейся н- российской монополией на транзит их энергоресурсов (по крайней мере в западен ном направлении). Однако с каждым годом эта взаимозависимость все больше с «размывается». Это ставит под вопрос возможность сохранения положения России как ведущего игрока в различных секторах экономик стран ЦА. В связи с этим вполне обоснованным выглядят усилия по укреплению сотрудничества России с центральноазиатскими государствами по линии ЕврАзЭС (2000 г.), ключевой целью которого является содействие формированию общего экономического пространства стран-членов.

Наиболее успешными проектами по экономической интеграции со стороны России стали Таможенной союз (ТС) и единое экономическое пространство (ЕЭП). В 2010 г. было объявлено о завершении формирования Таможенного союза, а 1 января 2012 г. — о создании единого экономического пространства между Россией, Белоруссией и Казахстаном. В рамках Центральной Азии эти два интеграционных образования стали особенно важны после совместной декларации президентов России, Белоруссии и Казахстана о Евразийской экономической интеграции 18 ноября 2011 г., связанной с формированием т. н. Евразийского союза, или Евразийского экономического союза (ЕАС).

Его важность заключается в первую очередь в том, что он предполагает расширение за счет Киргизии и Таджикистана (который сможет стать членом ТС — первого этапа интеграции в ЕАС — только после присоединения Киргизии ввиду отсутствия общих границ с членами — основателями ТС), то есть демонстрирует явную направленность на углубление интеграционных процессов вокруг Российской Федерации.

Китай — лидерство в Шанхайской организации

сотрудничества (ШОС) и усиление экономической составляющей

организации

Первоначально Шанхайская организация сотрудничества рассматривалась в качестве механизма поддержания безопасности на территории стран «Шанхайской пятерки». Однако с самого начала создания ШОС было понятно, что, несмотря на первоначально заявленные задачи по разрешению пограничных вопросов и борьбе против «трех зол» Центрально-Азиатского региона, круг рассматриваемых в рамках организации проблем будет расширен. К тому же экономический аспект присутствовал уже в уставном документе организации — хартии ШОС, что свидетельствует о первоначальной готовности всех государств-членов на многостороннее сотрудничество в рамках этой организации, в том числе и в сфере экономики.

На данный момент членами ШОС являются Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан; статус государств-наблюдателей имеют Афганистан,

Индия, Иран, Монголия и Пакистан; партнерами по диалогу признаны Белоруссия, о

Турция и Шри-Ланка. При этом уже на первых этапах формирования экономической ^

политики ШОС проявилась ее главная особенность — упор на привлечение него- ^

сударственного сектора экономик государств-членов, для чего был сформирован Е^

специальный орган — Деловой совет ШОС (ДС ШОС), начавший свою деятельность ^ в 2006 г.

ш

Китай инициирует расширение полномочий ШОС и ее превращение в эконо- о

со

мическую группировку, что ставит под вопрос возможность реализации уже за- о ключенных в рамках ЕврАзЭС соглашений между странами ЦА и Россией. В этой < связи развитие могут получить противоречивые варианты событий: во-первых, ^ если удастся сформировать зону свободной торговли ЕврАзЭС, то позиции ШОС х окажутся серьезно потеснены [1]. Напротив, влияние Шанхайской организации 2 сотрудничества может усилиться в свете присоединения к ВТО России и четырех н-центральноазиатских стран, поскольку это подчинит условия ведения внешне- ^ экономической деятельности всех этих государств единым принципам (как было щ упомянуто ранее, Киргизия присоединилась к ВТО в 1998 г.; из остальных государств ЦА к переговорам по вступлению в организацию начал готовиться Туркменистан).

Тем не менее не стоит полагать, что возможности Китая, реализуемые посредством ШОС, безграничны. Во-первых, в организации состоит также и Россия, которая в состоянии блокировать те решения, которые она считает неприемлемыми (Китай, в свою очередь, не может влиять на политику, проводимую в рамках ЕврАзЭС). Более того, реализуемый Россией в рамках ШОС проект энергетического клуба может привести в перспективе к частичной потере позиций, завоеванных Китаем в регионе посредством ШОС. Во-вторых, Китай, который является неформальным лидером ШОС и который противопоставляет ее западным организациям, налагающим серьезные политические и экономические условия на своих членов, в результате не обладает достаточными механизмами давления в организации для укрепления институциональных связей, что необходимо для углубления региональной интеграции в экономической сфере [2].

В то же время не стоит забывать о финансовых возможностях КНР, которые превосходят возможности всех стран ЕврАзЭС вместе взятых: среди заявлений китайского руководства — готовность предоставить странам — членам ШОС займы на сумму 10 млрд долл. США (для сравнения — Антикризисный фонд ЕврАзЭС, собранный совместными усилиями всех его участников, составил около 8,5 млрд долл.)1. В целом именно стимулирование интеграции «снизу», за счет серьезных финансовых вливаний, которые мобилизуют предпринимательскую активность (и которую, в свою очередь, направляет Деловой совет ШОС), является главным инструментом региональной экономической интеграции для Китая. Россия же, за неимением столь обширных финансовых возможностей, старается реализовывать интеграцию «сверху», путем развития институционального сотрудничества, упрощения торговых процедур.

Таким образом, можно говорить о назревающем противоречии и борьбе за влияние России и Китая в Центральной Азии. Оценка возможностей и перспектив двух государств в регионе позволит сделать выводы о возможных сценариях развития ситуации.

1 Chinese President Hu Jintao said on Thursday that Beijing will offer $10 billion in loans to the member states of the Shanghai Cooperation Organization. Reuters, 6 June 2012. URL: http://www. reuters.com/article/2012/06/07/us-china-sco-loans-idUSBRE85602920120607 (дата обращения: 10.10.2013).

° Перспективы развития экономических отношений России и Китая

^ со странами Центральной Азии

<

^ Вопрос о будущем экономического присутствия России и Китая в Центральной

^ Азии, при наличии целого ряда объективных проблем, требует анализа сильных и слабых позиций сторон, наличия у них возможностей и угроз, которые могут встре-

о титься на пути продуктивного партнерства. Как было указано ранее, серьезной

о проблемой становится также и столкновение экономических интересов двух держав,

< что также может повлиять на развитие экономического сотрудничества в регионе.

Россия — развитие институционального сотрудничества

Как можно судить по рис. 1, на данном этапе сильной стороной внешней политики России является привязка стран региона через институты экономической интеграции. Несмотря на существующий до сих пор «перекос» торгового баланса в сторону торговли энергоносителями, металлами и химикатами, а также близость экспортно-импортных моделей России и стран ЦА (а значит, отсутствие четких предпосылок сближения экономик), будущее российско-центральноазиатских отношений — в интеграции. На это указывают несколько причин.

Во-первых, продолжение торгово-экономических отношений на ресурсной базе бесперспективно, необходимо формировать многоаспектную взаимную торговлю, в том числе с помощью многосторонней экономической кооперации. Во-вторых, продукция обрабатывающей промышленности, более высокие сектора производства являются главными двигателями экономической интеграции. В-третьих, схожесть экономических моделей России и ряда государств региона (ориентированность на экспорт энергоносителей) ставит перед всеми этими странами схожие задачи — развитие инновационных секторов экономики, что возможно для стран региона только через сотрудничество на многосторонней основе, а именно — через создание институтов и совместных производств, технопарков.

Развитие институционального сотрудничества также необходимо для решения болезненных вопросов контроля трудовой миграции, трансграничного перемещения товаров; оно также является ключевым звеном в стратегии улучшения существующих и формирования новых инфраструктурных связей как в сфере транспортных сетей и трубопроводов, так и в вопросах обслуживания приграничных ЛЭП.

Стоит отметить, что некоторые из слабостей РФ и угроз для страны могут трактоваться и в позитивном ключе. Так, ввиду отсутствия у России достаточных средств для инвестиционной привязки региона к экономическим нуждам страны, возможно формирование более открытых и равноправных отношений с государствами Центральной Азии, что позволило бы избавиться от все еще сохраняющихся опасений многих представителей региональных элит об имперских амбициях РФ, желании возродить СССР на новой основе. Учитывая нарастающее беспокойство централь-ноазиатских государств (в особенности приграничных) по поводу китайской угрозы — подчинения экономик стран потребностям Китая в энергоносителях и значительной трудовой миграции китайских рабочих в страны ЦА на открываемые Китаем в этих государствах предприятия — данный путь выглядит более чем приемлемым.

Достаточно интересен конфликтный аспект конкуренции России и Казахстана с Туркменистаном на китайском рынке энергоносителей. С одной стороны, он создает напряженность в отношениях стран и позволяет Китаю быть более настойчивым в снижении закупочных цен на сырье. С другой стороны, данная ситуация может быть выгодной для России в долгосрочной перспективе. В совокупности

Сильные стороны:

унаследованная от СССР инфраструктурная связь со странами региона — дороги, пограничные узлы ЛЭП, трубопроводы («Центральная Азия — Центр»);

зависимость центральноазиатских стран от России по транспортировке углеводородов (на Запад) через российскую территорию; привлекательность России как рынка рабочей силы для таких стран, как Кыргызстан и Таджикистан; востребованность продукции российского тяжелого машиностроения в странах ЦА;

схожая бизнес-культура, общий язык делового сотрудничества; значительная нормативно-правовая и институциональная база по развитию экономической интеграции со странами региона (ЕврАзЭС, ЕЭП, ТС, ЕАС)

Слабые стороны:

отсутствие продуманной экономической стратегии в отношении стран ЦА в долгосрочной перспективе; небогатые возможности крупного инвестирования в регион; сближение структур экономики с ключевыми партнерами — уменьшение возможностей экономической интеграции

россия

Угрозы:

опасность перехвата лидирующей роли в торговле и экономической интеграции региона Китаем; конкуренция со странами региона в сфере торговли углеводородами с Китаем;

рост доли рабочих иммигрантов в России, опасность возрастания националистических настроений и требований ужесточения миграционной политики

Возможности:

сотрудничество в сфере совместного инвестирования в атомные энергетические проекты (Росатом в Казахстане);

формирование единого экономического пространства в регионе с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном;

развитие инновационного сотрудничества на базе существующих институтов для решения схожих проблем экономического развития государств

Рис. 1. Россия — развитие институционального сотрудничества

данные факторы позволяют говорить о перспективности развития институциональных отношений России со странами Центральной Азии.

Китай — влияние через инвестиции (рис. 2). Размеры китайской экономики позволяют КНР осуществлять значительные финансовые вливания в регион, в основном в объекты инфраструктурного характера — трубопроводы, автострады, желез-

Сильные стороны:

вторая по размеру экономика мира; приграничное положение с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном в регионе ЦА; развитые сектора тяжелого и автомобильного машиностроения, электроники, легкой промышленности; взаимодополняемость экономики Китая и экономик стран ЦА (модель «сырье в обмен на готовую продукцию»)

Слабые стороны:

региональные диспропорции — уязвимое положение экономики Западного Китая — Синьцзян-уйгурского автономного региона; зависимость от экспорта энергоносителей — постоянная необходимость диверсификации источников углеводородов;

отсутствие политической программы региональной экономической интеграции

китай

Угрозы:

• обострение сепаратистских настроений в СУАРе в случае провала экономической стратегии развития региона за счет инфраструктурной привязки к приграничным странам ЦА;

• обострение националистических настроений в приграничных централь-ноазиатских государствах в связи со значительной миграцией китайской рабочей силы и снижение темпов углубления экономического сотрудничества;

• риски для инвестиций — опасность потери материальных активов в случае политических потрясений и смены власти в государствах Центральной Азии

Возможности:

• усиление привязки экономик региона к потребностям Китая за счет продолжения политики инвестирования в инфраструктурные проекты как на двусторонней основе, так и в рамках ШоС;

• интенсификация предпринимательской активности (особенно, в приграничных районах) по линии Делового Совета ШоС;

• помощь развитию инновационного сектора экономик государств региона путем продажи и выдачи займов на приобретение технологий у Китая

Рис. 2. Китай — влияние через инвестиции

нодорожные пути. Важность этих объектов для экономического развития стран ЦА неоспорима, однако последствия данных вложений неоднозначны, и это становится очевидно уже на данном этапе. Во-первых, взаимный товарооборот по схеме «сырье на готовую продукцию» крайне выгоден Китаю, однако не способствует гармоничному развитию экономик ЦА. Во-вторых, как китайские, так и совместные предприятия на территориях стран Центральной Азии, которые должны способствовать привлечению местной рабочей силы, делают ставку на прибывающих китайских

работников, чем создают напряженную ситуацию на рынке рабочей силы региона о

и вызывают рост националистических настроений среди местного населения, а так- ^

же опасений по поводу китайской угрозы. В-третьих, само руководство этих стран ^

выражает недовольство сложившимися с Китаем отношениями, которые вряд ли Е^

можно назвать равноправными — происходит «подстраивание» региональных эко- ^ номик под нужды Китая, что выливается в еще большую зависимость государств

ЦА от экспорта энергоносителей, а значит, делает их уязвимыми перед колебани- о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

~ со

ями мировой экономической конъюнктуры. о

С другой стороны, политическая риторика и экономическая целесообразность < редко совпадают. Неоспоримое преимущество Китая — значительные финансовые ^ возможности — продолжают привлекать страны Центральной Азии. Развитие ин- х фраструктуры, которое происходит за счет китайских инвестиций и займов, влечет 2 за собой экономическое развитие ранее заброшенных районов центральноазиатских н-государств, что, в свою очередь, обеспечивает постепенный рост благосостояния ^ и, следовательно, снижает опасность возникновения социальной напряженности. щ

Заключение. На основе проведенного анализа можно назвать узлы напряжения, точки пересечения интересов России и Китая в Центральной Азии:

1. Борьба за рынки сбыта, которая проявляется в основном в конкуренции среди продукции машиностроения и химической промышленности. Несмотря на существующее условное разделение сфер влияния, которое проявляется в превалировании потребительских товаров со стороны Китая и продукции тяжелой промышленности и химикатов для металлургического производства в импорте России в страны региона, нельзя отрицать наличие борьбы за данный рынок, особенно ввиду его важности для конкурентоспособной в Центральной Азии российской продукции.

2. Борьба за формирование направлений сбыта углеводородов — строительство нефте- и газопроводов. В этой связи положение России скорее оборонительное, поскольку такого интенсивного строительства, которое ведет Китай, РФ проводить не может, и российской стороне остается лишь отстаивать существующие маршруты транзита центральноазиатских ресурсов на Запад через свою территорию. Китай в этом отношении проводит наступательную политику, самостоятельно формируя новую трубопроводную инфраструктуру, которая обеспечивает его относительно недорогими нефтью и газом из Казахстана, Туркменистана и Узбекистана.

3. Соперничество на рынке инвестиций также достаточно условно — такой вывод можно сделать, приняв во внимание значительный разрыв в возможностях инвестирования России и Китая. Тем не менее в качестве инструмента экономической привязки и политического влияния их используют обе стороны. Однако, как и в случае с торговлей, в сфере инвестиций существует некоторое разделение сфер влияния. Можно сказать, что политика Китая строится вокруг инфраструктурных проектов, которые включают не только трубопроводы, но и формирование транспортной оси «Запад-Восток» с помощью строительства автострад и железнодорожных путей. Одна из ключевых задач Китая — установление экономической взаимозависимости на приграничных территориях Казахстана, Киргизии и Синь-цзяна. Россия же старается установить свое первенство в проектах, связанных с атомной энергетикой (особенно в Казахстане), инновационными технологиями (в рамках ЕврАзЭС), а также сотрудничать с приграничными государствами в вопросах электроэнергетики и эксплуатации приграничных линий электропередач (ЛЭП).

Итак, мы видим, что в сфере экономики как Россия, так и Китай имеют долгосрочные планы в отношении региона Центральной Азии. Существующее соперничество в различных сферах может смягчаться отраслевым разделением внешне-

о экономической деятельности двух держав, что отчасти происходит уже сейчас. В то

^ же время те процессы, которые происходят в данный момент вокруг Киргизии

^ и привлекают внимание российских, китайских и западных аналитиков, являются ЕЗ «пробой сил» в регионе, которая необходима Китаю для осознания своих возмож-

^ ностей в условиях новой, более наступательной внешней политики.

Обострение ситуации недопустимо, поскольку оно с высокой долей вероятности

о может повлечь за собой экономические проблемы в самой Киргизии, которые могут

со

о вылиться в рост социальной напряженности и повысить риск политических волнений.

< Напротив, от двух держав требуется сотрудничество в выработке экономической

с стратегии региона. Необходимо формирование согласованных подходов России и Ки-

х тая к экономическому развитию Центральной Азии. Только многопрофильное, раз-

2 ностороннее развитие экономик государств ЦА позволит процветать региону в долго-

н- срочной перспективе, что будет отвечать как интересам России в сфере экономической

^ интеграции, так и интересам Китая в вопросе сохранения политической стабильности

с в центральноазиатской политике.

Литература

1. Бородин Е. А. Интеграционные процессы Центральной Азии [Электронный ресурс] // Мир и Политика. URL: http://mir-politika.ru/846-integralnye-processy-asii.html (дата обращения: 07.04.2014).

2. Cooley A. The Stagnation of the SCO. Competing Agendas and Divergent Interests in Central Asia // PONARS Eurasia Policy Memo № 85. URL: http://www.ponarseurasia.org/sites/default/ files/policy-memos-pdf/pepm_085.pdf (дата обращения: 10.10.2013).

References

1. Borodin E. A. Integration processes of Central Asia [Integratsionnye protsessy Tsentral'noi Azii] [Electronic resource] // World and Politics [Mir i Politika]. URL: http://mir-politika.ru/846-inte-gralnye-processy-asii.html (date of the address: 07.04.2014).

2. Cooley A. The Stagnation of the SCO. Competing Agendas and Divergent Interests in Central Asia // PONARS Eurasia Policy Memo N 85. URL: http://www.ponarseurasia.org/sites/default/ files/policy-memos-pdf/pepm_085.pdf (date of the address: 10.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.