Научная статья на тему 'Перспективы дистанционного обучения менеджеров здравоохранения в контексте реализации модели медицинского образования КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова'

Перспективы дистанционного обучения менеджеров здравоохранения в контексте реализации модели медицинского образования КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаксыгулова Г. К., Нурпеисова А. А.

В статье определены перспективы дистанционного обучения менеджеров здравоохранения в контексте реализации модели медицинского образования КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова. Выявлены достоинства дистанционной формы обучения в современных условиях образования. Авторами сделан вывод о том, что дальнейшее развитие дистанционного обучения менеджеров здравоохранения зависит от создания соответствующих организационных структур и при условии нормативного и финансового обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Денсаулық сақтау менеджерлерін С.Д.Асфендияров ат. ҚазҦМУ-нің медициналық білім беру моделін жҥзеге асыру барысындағы дистанциялық оқыту перспективалары

Мақалада денсаулық сақтау менеджерлерін С.Д.Асфендияров ат. ҚазҰМУ-нің медициналық білім беру моделін жүзеге асыру барысындағы дистанциялық оқыту перспективалары анықталған. Дистанциялық оқытудың қазіргі замандағы білім беру жағдайындағы артықшылықтары кӛрсетілген. Авторлар денсаулық сақтау менеджерлерін дистанциялық оқытуды ары қарай дамыту тиісті ұйымдастырушылық құрылымдарды жасау мен нормативті және қаржылық қамтамасыз ету жағдайына байланысты екендігі туралы қорытынды жасаған.

Текст научной работы на тему «Перспективы дистанционного обучения менеджеров здравоохранения в контексте реализации модели медицинского образования КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова»

Таким образом, через компетентностный подход в профессиональном образовании будет решаться задача профессионально-личностного развития обучающихся, а именно - профессиональной компетентности личности, что в свою очередь определит высокую способность к конкуренции на рынке труда в непростых современных условиях. Таким образом, становление системы образования врачей в современных условиях должно широко опираться на использование инновационных технологий обучения, позволяющих достичь высокого уровня их профессиональной компетентности.

Литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: ПЕР СЭ, 2006.

2. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2003.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996.

5. Н.К.Горшунова. Ннновационные технологии в подготовке врача в системе непрерывного профессионального образования. "Фундаментальные исследования", №2, 2009.

Денсаулык сактау мен фармациядагы мененджмент жоме бШм беру урдгсщдеп коммпетенттш

бшштшштщ дамуы Дэулетбакова А.Ш., Жаканова Т.А., Алибаева Р.Н.

Ка^рп заман талабыньщ шындыгы Казакстандагы ^лттьщ медицинальщ багдарламаларды жYзеге асыруда ез талаптарын ^сынады, ондагы басты мэселе баскару дагдылары бар менеджерлердi дайындау кажеттшп болып отыр. Б^л макалада «Денсаулык сактау мен фармация» факультет студенттерi Yшiн КБ дамыту перспективалары карастырылган. Осындай мамандыктарды дайындауда жана иновациялык эдiстер карастырылады, б^л бYгiнгi танда экономикалык элеуметтiк, саяси жагдайлардын езгерга барысынды онтайлы шешiм кабылдай алатын, кэсiби баскарушы- кешбасшыны дайындаудагы бiздщ заманауи медициналык бiлiм берудiн непзп мiндетi болып табылады.

Competence approach in professional training of future manages in Health care service

Davletbakova A.Sh., Zhakanova T.A., Alibaeva R.N.

The modern reality requires to implement national health programs in Kazakhstan, where one of the main parts will need to train managers who own managerial skills. This article discusses the prospects for the development of spacecraft for the students of the Faculty of Health Management and Pharmacy, which has its own peculiarities in the methods of training-managers. Consider new and innovative techniques in the preparation of specialists - to date this is the main task of our modern medical education in training of a professional manager, who is able to make optimal decisions in a changing economic, political and social reality.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В

КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗНМУ

ИМ.С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

Жаксыгулова Г.К., Нурпеисова А.А.

Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, г. Алматы

В статье определены перспективы дистанционного обучения менеджеров здравоохранения в контексте реализации модели медицинского образования КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова. Выявлены достоинства дистанционной формы обучения в современных условиях образования. Авторами сделан вывод о том, что дальнейшее развитие дистанционного обучения менеджеров здравоохранения зависит от создания соответствующих организационных структур и при условии нормативного и финансового обеспечения.

В системе современного медицинского образования Республики Казахстан происходят глобальные преобразования. Основная причина, которая делает преобразования необходимыми, носит объективный и глобальный характер: в последние годы произошли качественные изменения образовательного пространства.

Другой причиной, вызвавшей к жизни мощные процессы реформирования высшей школы, стали политические решения. Государственная политика в области образования является важнейшим фактором, она определяет стратегию развития высшего образования и ставит перед медицинскими вузами определенные цели и задачи. Так, одним из серьезных политических решений, определивших главное направление реформ в нашей стране, является присоединение Казахстана к Болонскому процессу.

Еще одна причина связана с реформированием систем здравоохранения и является отражением социально-экономической политики государства. Глава государства Н.А.Назарбаев главным приоритетом развития назвал вхождение в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Поэтому одной из приоритетных

задач высшего образования в современных условиях является подготовка специалиста новой формации, обладающего широкими фундаментальными знаниями, инициативного, способного адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда и технологий.

В свою очередь, можно сказать, что успех реформ в системе отечественного здравоохранения в немалой степени зависит и от способности руководителей здравоохранения эффективно использовать новые возможности и проводить необходимые преобразования. Для успешного решения задач рационального распоряжения финансовыми ресурсами, привлечения инвестиций, создания собственной команды руководитель здравоохранения кроме медицинского образования должен овладеть набором управленческих знаний и навыков.

В условиях формирования и развития постиндустриальной экономики повышается сложность управленческих задач. Именно резкое повышение сложности и комплексности управленческих задач привело к тому, что с конца XIX века начала формироваться специальная область знаний - менеджмент, которая концентрирует в себе опыт эффективной управленческой деятельности, а также соответствующие теоретические разработки [1]. К менеджменту, прежде всего, относятся приемы управления персоналом и организацией, а в расширенном смысле слова также маркетинг, финансовый менеджмент, управление качеством и информацией и другие смежные области знаний. Ясно, что повышение эффективности таких операций актуально и для здравоохранения. Так, одна из основных задач, стоящих сегодня перед руководителем здравоохранения, - это оптимизация лечебного процесса с целью предоставления конкурентоспособных по качеству и цене услуг. В условиях жесткого лимита финансирования отрасли со стороны государства необходимы навыки рационального распределения средств между всеми статьями расходов (медикаменты, заработная плата, питание больных, коммунальные услуги и др.). Еще один аспект менеджмента, актуальный для здравоохранения, - создание сплоченного коллектива, своей команды, способной решать задачи различной сложности в меняющихся условиях. Фактически руководителю здравоохранения сегодня необходимо кроме своей основной специальности получить и бизнес -образование.

Мировой тенденцией развития медицинского образования является широкий и открытый доступ к новым формам обучения. Для успешного решения задач профессиональной подготовки современных менеджеров здравоохранения необходима перестройка учебного процесса, ориентировка на развитие интеллектуальных способностей студентов, нравственных общечеловеческих ценностей, их логического клинического мышления, разработка и внедрение новых передовых педагогических технологий, в том числе информационных.

Новые потребности системы здравоохранения обуславливают создание новых технологий в обучении будущих специалистов-менеджеров с высшим образованием. Информационный бум требует подготовки студентов к активному самостоятельному решению жизненно важных вопросов, способности быстро ликвидировать пробелы в знаниях, равно как и использовать полученные знания в решении новых, диктуемых жизнью задач. Для этих целей в контексте реализации модели медицинского образования в КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова создаются новые условия: в образовательных стандартах увеличены нормативы времени на самостоятельную работу, разрабатываются и реализуются новые формы учебных занятий.

В свою очередь, на наш взгляд основным стратегическим направлением развития КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова должно стать внедрение технологий дистанционного обучения.

Важность дистанционного обучения, или, точнее, электронного (от принятого в англоязычных странах термина e -learning) обучения для подготовки менеджеров здравоохранения в настоящее время мало у кого вызывает сомнения. Технологии дистанционного обучения способны оказать значительное влияние, повысить качество и эффективность подготовки менеджеров в области здравоохранения Республики Казахстан. Применение таких технологий призвано обеспечить непрерывную подготовку и повышение квалификации менеджеров в условиях происходящих реформ образовательной системы, быстро меняющейся среды, без их отрыва от рабочих мест с наиболее эффективным расходованием средств. Отметим, что по приблизительным оценкам целевая группа таких образовательных сервисов в Казахстане составляет сотни тысяч человек.

История дистанционного образования имеет, как ни странно, советские корни. Во второй половине XX века британских ученых заинтересовал советский опыт организации заочного образования. Тогда все силы были брошены на разработку нового проекта, а первый в мире университет дистанционного образования был учрежден самой королевой и назывался open university [2]. Направление оказалось очень перспективным не только потому, что появилась возможность учиться «где хочется» и «когда хочется». Развитие интернет-технологий только ускорило развитие дистанционного обучения.

Дистанционное образование, или его новое философское содержание e-learning образование, в современном Казахстане получило свое новое развитие в соответствии с решениями Алма-Атинской конференции Министров образования государств-участников Содружества Независимых Государств (2002г.). Советом по сотрудничеству в области образования была разработана Концепция развития дистанционного образования в странах СНГ [3]. Головным ВУЗом по разработке этой Концепции был определен Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Главная цель Концепции - подготовка нормативных правовых документов, регламентирующих применение технологий дистанционного электронного образования в учебном процессе на территории Евразийского континента.

Не останавливаясь подробно на эволюции развития дистанционного обучения в нашей стране, скажем, что данная Концепция получила поддержку научно-педагогической общественности не только России, но и государств-участников СНГ.

Прежде чем, определить перспективы развития дистанционного обучения, рассмотрим, что же оно означает, каковы его преимущества в отличие от традиционного.

Существует несколько принципиально различных подходов к этому феномену. Первый предполагает, что дистанционное обучение можно рассматривать как образовательные технологии, основанные на ИКТ. По определению экспертов ЮНЕСКО, дистанционное обучение (E-Learning) - это образование посредством Интернета и мультимедиа [4, с.23].

Согласно второму подходу, дистанционное обучение - это специфическая инновационная форма обучения, принципиально отличающаяся от заочной, притом, главным образом, за счет активного, организованного на постоянной основе взаимодействия субъектов обучения и в связи со сменой образовательной парадигмы, подразумевающей переход от репродуктивной модели к личностно ориентированной [5].

В настоящее время, согласно принятым на государственном уровне нормативным документам, в Республике Казахстан под дистанционным обучением понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [6].

Выделяют три основных технологии, которые можно комбинировать друг с другом рядом способов [7] :

• Кейс-технология - учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются обучаемым для самостоятельного изучения с периодическими консультациями у преподавателей-наставников (тьюторов) в созданных для этих целей региональных учебных центрах (РЦ);

• ТВ-технология (учебное телевидение), которая базируется на использовании телевизионных лекций и консультаций у преподавателей-тьюторов;

• Сетевая технология, основанная на использовании Интернета для обеспечения обучаемых учебно-методическим материалом и для организации интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.

Как правило, организация дистанционного и электронного учебного процесса исходит из наличия следующих субъектов деятельности обучения - участников учебного процесса:

- Обучающийся.

- Тьютор (преподаватель).

- Автор учебного курса (контента).

- Куратор (менеджер).

- Администратор.

Внедрение дистанционной формы обучения обусловливает необходимость изменения отношения к своей деятельности главных субъектов образовательной системы - студентов и преподавателей. Процесс передачи суммы готовых знаний трансформируется в процесс активного, преимущественно самостоятельного поиска и приобретения знаний. Дистанционная форма обучения делает акцент на самостоятельную работу, на формирование и реализацию способностей к самообразованию и саморазвитию. Студент является наиболее активным участником образовательного процесса, а преподаватель выступает как организатор, консультант, руководитель.

Так в чем заключаются преимущества дистанционного обучения? Это, прежде всего то, что доказано мировой практикой [4, с.337]:

- свободный доступ к огромным массивам информации, что особенно ценно для пользователей, удаленных от научных центров, что создает, таким образом, равные условия в распределении информации между регионами в пределах одной страны, открывая доступ к ценной научной, образовательной информации и для учащихся других стран;

- стоимость доставки информации в Интернет значительно ниже, а скорость несоизмеримо выше, чем при пересылке традиционным способом, даже с учетом затрат на компьютеры и программное обеспечение. Достаточно напомнить, что в Интернете можно за символическую совокупную плату пользоваться мировыми энциклопедиями, такими, как «Britannica Online» (www.eb.com), словарем «Merriam-Webster Online» (www.m-w.com/netdicthtm), атласом «Altapedia Online» (www.eb.com);

- образовательные программы осваиваются в 2-3 раза быстрее;

- контент актуализируется в реальном времени (учебники могут переиздаваться непрерывно);

- адаптация выпускников к практической деятельности происходит в 3 -4 раза быстрее;

- выпускники более востребованы;

- возможность обмена образовательными ресурсами между образовательными учреждениями.

Дистанционное обучение, на наш взгляд, это наиболее эффективная технология для:

- профилированного обучения;

- развития преподавателей;

- дополнительного образования и поддержки квалификации на протяжении всей жизни;

- поиска и развития талантов;

- самообразования.

Дистанционное обучение базируется на трех составляющих: технологической, содержательной и организационной.

Технологическая составляющая немыслима без соответствующей материальной базы и программного обеспечения, что требует как единовременных капиталовложений (компьютеры, сети, программное обеспечение), так и постоянных (техническая поддержка, сопровождение программного обеспечения и т.д.).

Содержательная часть требует не меньших, если не больших затрат. Сюда входят создание информационных ресурсов в виде курсов дистанционного обучения, специализированных сайтов и порталов, методическая поддержка.

Организационная часть предусматривает обучение и переподготовку преподавателей дистанционного обучения, педагогическое сопровождение студентов в процессе обучения, т. е. организацию и проведение учебного процесса.

Самым «видимым», заметным звеном этой цепочки является наличие (разработка, создание и поддержка) информационных ресурсов. Однако при практической реализации программ дистанционного обучения, уже после того, как решены проблемы технического и содержательного плана, остро встают организационные проблемы, связанные в Казахстане в немалой степени с низкой деловой культурой всех субъектов образовательного процесса, традиционное использование «бюрократических» методов работы образовательных учреждений, низкой мотивацией и самоорганизацией обучающихся, что является серьезным барьером для развития практики дистанционного обучения.

Ключевым вопросом внедрения дистанционного обучения менеджеров здравоохранения становится соответствующая техническая среда, используемая для организации дистанционного и e-learning.

В дальнейшем, на наш взгляд университету необходимо развивать следующие компоненты:

1) инфраструктура компьютерной сети;

2) образовательная платформа или LMS (Learning Management System) - система управления обучением;

3) авторский инструментарий представления контента - разработки электронных учебных курсов.

Чтобы дистанционное обучение было эффективным, используемая в нем технология должно обладать

такими характеристиками, чтобы оно доставляло удовольствие и обучаемому и преподавателю. Ничто так не гасит энтузиазм новоявленных учеников, как технические проблемы, создаваемые сложным в использовании программным обеспечением.

Одним из секретов успешного внедрения дистанционного обучения является правильный выбор программного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям. Эти требования определяются потребностями обучаемого, потребностями преподавателя и, во многих случаях, администратора, который должен контролировать ход и результаты обучения.

При выборе программного обеспечения для дистанционного обучения независимо от его уровня необходимо учитывать пять потребительских характеристик:

- надежность в эксплуатации;

- совместимость;

- удобство использования;

- модульность;

- обеспечение доступа.

В целом, система дистанционного обучения менеджеров здравоохранения в КазНМУ должна внедряться как часть государственной политики, с детальной проработкой нормативно-правового, методологического и информационно-технологического обеспечения.

На наш взгляд, необходима стратегия развития дистанционного образования по пути его адаптации к условиям общества, основанного на знаниях, где e -learning и m-learning (технологии мобильного обучения) станут базовыми технологиями этой стратегии (технологиями управления национальными знаниями, обучения на протяжении жизни).

Во-первых, дистанционное обучение требует наличия телекоммуникаций, вычислительной техники и программного обеспечения. Поэтому в перспективе большое внимание требует развитие IT-инфраструктуры, в частности развитие веб-технологий, IP TV и видеоконференцсвязей. Сегодня эти инструменты применяют большинство пользователей e-learning.

Во-вторых, программные продукты должны быть чрезвычайно гибкими, простыми во внедрении, управлении и эксплуатации, и самое главное на наш взгляд, пройти всестороннюю апробацию именно в системе подготовки менеджеров здравоохранения в РК.

В-третьих, дистанционная подготовка менеджеров должна вестись на базе серьезной психолого-педагогической поддержки и проработки вопросов обучения взрослых на основе электронных и коммуникационных технологий. Необходимо знать основные психолого-педагогические требования к подготовке менеджеров, разработке электронных курсов, подготовке к коммуникационным мероприятиям, промежуточной и итоговой сертификации, а также требования к деятельности тьюторов. Осуществление подготовки тьюторов для обучения менеджеров здравоохранения в учебных центрах КазНМУ должно стать приоритетной задачей «виртуальной службы».

В-четвертых, для обеспечения процесса дистанционного обучения менеджеров здравоохранения требуется значительное число преподавателей/тьюторов дистанционного обучения. Подготовка остальных субъектов дистанционного и электронного обучения - кураторов, авторов курсов, администраторов может вестись на базе подготовки тьюторов.

Следует отметить, что профессорско-преподавательский состав программы дистанционного обучения, который должен осуществлять помощь, может не иметь большого опыта в этой области, поэтому им необходимо обучение по оказанию помощи без отрыва от производства и постоянная информационная поддержка.

Таким образом, мировой опыт развития системы дистанционного обучения говорит о том, что задача дистанционного обучения менеджеров сферы здравоохранения в КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова в условиях происходящих реформ может быть решена лишь на базе информационных технологий с созданием соответствующих организационных структур и при условии нормативного и финансового обеспечения.

Имеющийся позитивный опыт применения технологий дистанционной подготовки специалистов в мировой практике должен быть учтен в процессе внедрения дистанционного обучения в подготовку менеджеров в области здравоохранения в ведущем университете страны - КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова. Один из важных уроков этого опыта - необходимость создания служб и учебных центров, где дистанционным обучением, разработкой контента для электронного обучения, его внедрением и управлением обучением занимались бы профессиональные специалисты в области обучения, в то же время хорошо знакомые со спецификой здравоохранения и фармации и обладающие необходимыми компетенциями в области внедрения и эксплуатации LMS (систем управления обучением), инструментов создания электронного контента. Важным компонентом подготовки таких специалистов является владение ими технологическими приемами разработки сценариев электронных учебников и учебных курсов, оценки качества подготовки с помощью разных типов тестов и проектных работ, использование коммуникационных технологий (электронной почты, чатов, форумов и т.д.) для управления учебным процессом и дистанционной поддержки обучаемых.

Проблемой организации таких центров является то, что в настоящее время вузами Казахстана не ведется подготовка специалистов для организации дистанционного образования, тем более взрослого контингента обучаемых, и с учетом особенностей специфики сферы здравоохранения.

По нашему мнению, электронные учебные издания, разрабатываемые в помощь студенту, должны содержать программу курса, основные теоретические положения лекционного курса по каждой теме, вопросы для проверки теоретических знаний по данной теме (на предмет закрепления лекционного материала), вопросы проблемного характера (на предмет поиска дополнительной информации), задания для практических занятий (предпочтительно выполняемых на материалах предприятия) и конкретные методические указания (рекомендации) по их выполнению, тематику рефератов, докладов, исследовательских и творческих работ, конкретные задания для самостоятельной работы студента (на предмет приобретения практических умений и навыков профессиональной деятельности) и методические указания (рекомендации) по ее выполнению, а также список рекомендуемой литературы, материалы для контроля знаний, критерии оценки.

Вопросы совершенствования методики преподавания в системе дистанционного обучения требуют пристального внимания, изучения, разработки, активного обсуждения и обмена опытом ведущих преподавателей.

Применение информационных технологий в обучении позволит активно использовать научный и образовательный потенциал университета, привлекая лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного образования, расширяя аудиторию обучаемых, и будет способствовать широкомасштабной подготовке и переподготовке специалистов-менеджеров здравоохранения вне зависимости от места жительства.

Полагаем, что применение технологий дистанционного обучения позволит студентам КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова развивать способность к профессиональному самосовершенствованию в современной системе непрерывного медицинского образования. Список литературы:

1. Парахонский А.П., Венглинская Е.А. Технологии медицинского образования на основе компьютерной техники // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 6 - С. 79

2. [email protected]

3. Абдыгаппарова С. Б. и др. Основы кредитной системы обучения в Казахстане. - Алматы, 2004.

4. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: Специализированный учебный курс / пер. с англ. / Майкл Г. Мур, Уэйн Макинтош, Линда Блэк и др. - М.: Издательский дом «Обучение-Сервис», 2006. с. 632.

5. Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы в образо-вании//Педагогическая информатика 1995 -№1

6. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Организация дистанционного обучения. Основные положения. ГОСО РК 2009, утвержденный приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 04 июня 2009 года № 266.

7. Гузеев В.В. Образовательная технология от приема до философии - М.: ФиС, Сентябрь, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Денсаулык сактау менеджерлерш С.Д.Асфендияров ат. ^аз¥МУ-нщ медициналык бШм беру моделш жузеге асыру барысындагы дистанциялык окыту перспективалары

Жаксыг^лова Г.К., Нурпеисова А. А.

Макалада денсаульщ сактау менеджерлерш С.Д.Асфендияров ат. К^аз¥МУ-нщ медицинальщ бшм беру моделш жузеге асыру барысындагы дистанциялык окыту перспективалары аныкталган. Дистанциялык окытудыц казiргi замандагы бшм беру жагдайындагы артыкшылыктары керсеплген. Авторлар денсаулык сактау менеджерлерш дистанциялык окытуды ары карай дамыту тшсп ^йымдастырушылык к¥рылымдарды

жасау мен норматива жэне каржылык камтамасыз ету жагдайына байланысты екендiгi туралы корытынды жасаган.

Prospect of remote training of public health services managers in a context of a medical education model realisation in KazNMU of S.D.Asfendiyarov

Zhaksygulova G. K. Nurpeisova A.A.

In this article the prospects for distance learning health care managers in the context of a model of medical education KazNMU them. Asfendiyarov. Identified advantages of distance learning in the modern conditions of education. Authors concluded that further development of distance learning health managers depends on the development of appropriate institutional structures and subject to regulatory and financial security.

ЦАЗАЦСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЬЩ ДЕНСАУЛЬЩ САЦТАУ ЖУЙЕСШДЕ МАРКЕТИНГТ1

ЦОЛДАНУ ПРИНЦИПТЕР1 МЕН ШАРТТАРЫ

Жаксьн^лова Г.К., Т^рсымбаева М.Ж.

С.Ж. Асфендияров атындагы Казак ^лттьщ медицина университет^ Алматы

Медициналыц цызметтер маркетингi бэсекелт KYpec цуралы, тутынушылардыц талгамына цызмет внд1р1с1н бешмдеу элементi, взара байланысты MYдделер мен цажеттiлiктi ескеруге багътталаган нарьщ субъекттерШц взара цатынасы ЖYйесiн уйымдастыру цуралы болып есептеледi.

Казакстандагы нарыктык катынастын казiрri жагдайларында эрбiр адамнын денсаулыгы халык денсаулыгынын к¥рамдас бвлiгi ретшде, онын тiршiлiгiнiн толыкк¥ВДы багасын гана емес, сонымен катар онын мумшнджгершщ элеуетiн аныктайтын факторга айналып отыр. Халык денсаулыгы жагдайынын денгейi вз кезепнде, елдiн элеуметпк-экономикалык, мэдени жэне индустриялык даму влшемiн аныктайды. Медициналык квмек кврсетудiн колжетiмдiлiгiн, уактылыгын, сапасы мен сабактастыгын камтамасыз етуге ж^мылдыратын элеуметтiк багдарлы жYЙенi ^сынатын денсаулык сактау саласы, халык эл-аухатынын бiркалыпты жэне теракты жаксаруы т^ргысынан алгандаРеспубликадагы негiзгi жэне басымдык берiлетiн саланын бiрi. Казакстан Республикасынын Президентi Н.Э. Назарбаевтын «Казакстан- 2030. Барлык казакстандыктардын всiп-вркендеуi, кауiпсiздiгi жэне эл-аукатын жаксарту» атты Казакстан халкына Жолдауында халыктын денсаулыгын сактау денгейiн жаксарту кажет екендiгi жвнiнде «Когамымызды к¥руымызга карай азаматтарымыздын вз вмiрiнiн аягына дешн сау болуы жэне коршаган табиги ортанын таза болуы Yшiн ^ш салу керек» деп айтылган, ол медициналык жэне сол сиякты медициналык емес сипатка ие к¥рамнан тирады.

Сонгы онжылдыктын iшiнде Казакстанда жYрriзшп отырган денсаулык сактау саласындагы саясат экономикалык жэне саяси трансформациялардын салдары болды, сонымен бiрге денсаулык сактаудагы реформаларга квзкарас бiрнеше рет тYбегейлi взгердi. Казiргi танда Казакстаннын денсаулык сактау жYЙесi онын к¥рылымдарын перспективалык максаттардын айкын кврiнiсiне, барлык секторлармен ыкпалдастыруга негiзделген жана стратегияларды енпзе отырып, сондай-ак дамудын казiргi замангы гылыми, элеуметтiк жэне институционалдык технологияларды колдану негiзiнде одан эрi жетiлдiрудi талап етедi.

Президент Н.Э. Назарбаев «Жана элемдеп Жана Казакстан» атты Казакстан халкына Жолдауында елiмiздiн дамуынын жана кезенiндегi мемлекеттiк саясаттын бiр багыты медициналык кызмет кврсету сапасын жаксарту жэне денсаулык сактаудын жогары технологиялык жYЙесiн дамыту болуы керек деп атап кврсеттi. Медициналык кызметтердщ сапасы кешендi тYсiнiк болып табылады жэне ол квптеген квлемдi себептерге байланысты, олардын iшiнде медициналык ^йымдардын материалдык-техникалык жабдыкталуын, кэсiби денгейiн жэне клиникалык мамандардын оны арттыруга деген уэждемесшщ болуын, медициналык квмектi ^йымдастыру мен кврсету процестерiн баскарудын казiргi замангы технологияларын енгiзудi, медициналык квмекке акы твлеудiн тиiмдi эдiстерiн енгiзудi бвлек атап вткен жвн. Казакстаннын денсаулык сактау саласын 2020 жылга дейiн стратегиялык дамыту багдарламасында медициналык кызметтердщ сапасын баскаруды жетiлдiру манызды орын алады.

Жогарыда кврсетiлгендерге сэйкес, сондай-ак халык денсаулыгынын казiргi замангы жагдайына жэне Казакстан Республикасынын денсаулык сактау жYЙесiне жYргiзiлген талдау непзщде Казакстан Республикасынын денсаулык сактау саласын дамытудын 2011 - 2015 жылдарга арналган «Салауатты Казакстан» мемлекеттiк багдарламасынын (б^дан эрi - Багдарлама) стратегиялык басым багыттары жэне iске асыру тетiктерi аныкталган.

Багдарламада ведомствоаралык жэне сектораралык ыкпалдастыкты ескере отырып, жоспарланган к-шараларды орындауды заннамалык, инвестициялык, к¥рылымдык, экономикалык жэне кадрлык камтамасыз ету жвншдеп шаралар квзделген. Саланын нарыктык катынастарга бейiмдеу квзделген: меншж нысандарынын квпт^рпаттылыгын дамыту, медициналык кызметтердщ нарыгын к¥ру, медициналык ^йымдардын арасындагы бэсекелестiк катынастар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.