III. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА
КОНВЕРГЕНЦИИ И МЕДИАКОММУНИКАЦИИ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА
Е.А. Зверева, Т.Е. Самотойлова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
В Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина функционирует Центр студенческих СМИ, объединивший научно-образовательную лабораторию студенческого телевидения «ТГУ-ТВ» и газету «Регион. Молодежь». Центр позволяет осуществить новые подходы к теории медиа, способствует развитию творческих и исследовательских способностей студентов.
Ключевые слова: студенческие СМИ, практические навыки, конвергенция.
The Center of Student Media functions in Tambov State University named after G.R. Derzhavin, bringing together scientific and educational laboratory of student television "TSU-TV" and newspaper "Region. The Youth". The Center allows realizing new approaches to media theory, contributes to the development of creative and research abilities of students.
Keywords: student media, skills, convergence.
Конвергенция СМИ: понятие, уровни, функции
Вполне очевидно, что значительные технологические изменения СМИ ведут к изменениям масс-медиа, связанным с появлением новых медиапродуктов и медиауслуг. Среди таких технологических процессов исследователи современной журналистики особо выделяют конвергенцию в качестве основы структурных трансформаций медийной системы.
Словарь иностранных слов и выражений дает следующее определение слову «конвергенция» - это схождение, сближение (от лат. convergere - приближаться, сходиться) [3, с.301].Этот научный термин существует почти во всех дисциплинах. Так, в языкознании конвергенция - это процесс схождения, взаимоуподобления элементов языка, в биологии - приобретение в ходе эволюции сходного строения и функций неродственными организмами вследствие их приспособления к одинаковым условиям обитания, культурная конвергенция - это развитие сходных черт у нескольких разных культур. Общим во всех определениях является факт сближения разнородных объектов в силу разных причин, процесс схождения, взаимоуподобления, что позволило философам и социологам в 1950-1970-х гг. выдвинуть теорию конвергенции. Согласно этой теории, все различия между социализмом и капитализмом постепенно стираются, что ведет к слиянию этих систем и возникновению общества нового типа, опирающегося на информационную индустрию и технологию знаний (У. Ростоу, Я. Тинберген, Д. Белл). По мнению Е.Л. Вартановой, понятие «конвергенция» с 1970-х годов употребляется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических устройств - компьютеров, телефонов, телевизоров, а позднее - в качестве синонима магистральных преобразований в медиа-сфере: «Конвергенция представляется процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только системы средств массовой информации и коммуникации, но и различные, связанные с ними, индустрии» [2, с. 39-40]. Таким образом, конвергенция - это сближение разнородных электронных технологий в результате их быстрого развития и взаимодействия, создание объединенных каналов передачи информации в рамках общей инфраструктуры.
Конвергенция одновременно происходит на разных уровнях, важнейшими из которых являются технологический, профессиональный, экономический и аудиторный.
А. Технологический уровень. Это слияние технологий, которое позволяет разным техническим носителям - кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи - доставлять информацию пользователю или потребителю. В основе
технологической конвергенции медиа лежит процесс дигитали-зации, перевода содержания в цифровую форму, который позволяет «уравнивать» печатное слово и движущееся изображение. Технологическая конвергенция предполагает также, что интерактивность становится одной из важнейших составляющих современной коммуникации [2, с.40]. Свойственная новейшим коммуникациям интерактивность изменяет сущность взаимоотношений коммуникаторов и получателей информации. Зритель интерактивного телевидения может выводить на экран дополнительную текстовую информацию, изменять ракурс съемки отображаемого события, выбирая картинку с той или иной телекамеры, установленной на месте события, изменить план кадра, применить повтор интересующих его фрагментов передачи, участвовать в электронных опросах и голосованиях по проблемам, затронутым в передачах.
B. Аудиторный уровень. Конвергенция изменяет роль аудитории, которая из массового потребителя содержания трансформируется в более узкие специализированные группы с точечными характеристиками и потребностями. Кроме того, интерактивность конвергирующихся СМИ предоставляет потребителю возможности выбора контента, и он становится производителем новых медиапродуктов.
^ Экономический уровень. Экономическая конвергенция приводит к перераспределению медийного рынка: вместо исторически сложившейся системы индустрии печатных, вещательных и кабельных СМИ складываются новые структуры, интегрированные с телекоммуникационным сектором и информационными технологиями. Благодаря подобной многоуровневой конвергенции создаются мультимедийные конгломераты или мультимедиаконцерны, чаще всего многонациональные, объединяющие ранее не связанные секторы экономики.
D. Профессиональный уровень. Это слияние прежде различных и разобщенных медиа, в результате чего становится трудно определить, о каком же конкретно средстве идет речь. Передача функций одних СМИ другим, «перемена ролей» у разных каналов коммуникации, возможность получать одинаковые содержательные продукты разными каналами - все это ради-
кально меняет прежние представления о каналах коммуникации и информации [1].
Сегодня наиболее востребованные СМИ перестали быть просто газетами, телеканалами, радиостанциями, интернет-порталами, а являются интегрированными редакциями, производственный процесс которых реализуется сразу на нескольких платформах и включает работу с видео, аудио, фото, текстом. Медиаиндустрия требует «конвергентных» специалистов, которые сочетают компетенции в области сбора, обработки и производства информации с компетенциями в области работы с новыми технологическими инструментами и технологиями.
Создание Центра конвергенции и медиакоммуникации ТГУ имени Г.Р. Державина
Отвечая на запросы медиаиндустрии, в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина, на базе Факультета филологии и журналистики создан Центр конвергенции и медиа-коммуникации (далее - Центр). Уникальность Центра, в первую очередь, заключается в подготовке «универсальных журналистов», ориентированных на работу в интегрированных (конвергентных) редакциях. Центр объединяет научно-образовательные лаборатории и научные студенческие объединения Факультета филологии и журналистики (научно-образовательную лабораторию студенческого телевидения, лабораторию теоретических и прикладных исследований рекламы, редакционно-издательский центр, радиостудию «Волна») и позволяет на основе модели конвергентной коммуникации осуществить новые подходы к теории медиа, а также удовлетворить потребности в обеспечении полного цикла получения медиапродукта.
Основное направление деятельности Центра связано с практической реализацией подготовки «специалиста-универсала», сочетающего знания в области сбора, обработки и производства информации для конвергентных СМИ (газеты, журналы, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ) и смежных информационно-коммуникативных сфер (издательства, пресс-службы, рекламные и PR-агентства).
Выработка навыков мультимедийной работы специалиста в сфере медиакоммуникации органически вводится в учебный
процесс, способствует активизации научного обмена среди исследователей в области медиаконвергенции. Одна из перспектив развития Центра связана с формированием стажировочной площадки для образовательных учреждений регионов России.
Первым и важным шагом на пути к этой цели стало проведение на базе Центра межвузовского конкурса студенческих работ «Новый формат». Конкурс проводился для выявления талантливой молодежи в сфере журналистики, рекламы, дизайна, издательских технологий и развитие творческой и общественной активности на региональном уровне.
Задачи конкурса:
а) выявить и поддержать начинающих журналистов, издателей, фотокорреспондентов и видеооператоров, создателей электронного контента, дизайнеров и рекламистов;
б) стимулировать активную деятельность, направленную на создание эффективного и соответствующего современным требованиям информационного продукта;
в) создать творческую среду для самосовершенствования личности молодого поколения;
г) повысить престиж массово-информационной деятельности, способствующей становлению гражданского общества.
К участию в конкурсе приглашаются студенты различных направлений подготовки высших учебных заведений. В этом году в конкурсе приняли участие, как индивидуальные авторы, так и творческие коллективы - всего более 50 человек из Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета, Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск), факультета журналистики ВГУ.
В рамках конкурса утверждены следующие направления:
1.Студенческие газеты рассматриваются по пяти основным номинациям: «Лучший дизайн студенческого издания»; «Лучшая интернет-версия студенческого издания»; «Самое многоканальное студенческое издание»; «Лучшее использование мультимедийных возможностей»; «Самое интерактивное студенческое издание».
2. Фотоработы студентов оцениваются по шести основным номинациям: «Лучший студенческий фотопортрет»; «Лучшая фотоидея»; «Лучший фоторепортаж о жизни студента»; «Учеба - главное»; «Учеба - не главное»; «Главное - это ...».
3. Видеоработы студентов распределены по девяти основным номинациям: лучший репортаж; лучший новостной блок; лучший художественный видеофильм; лучший документальный видеофильм; лучший презентационный видеофильм; лучший социальный видеоролик; лучший музыкальный клип; лучшее интернет-видео; лучшая компьютерная графика и спецэффекты.
4. Конкурс проектов сайта Центра конвергенции и медиа-коммуникации. Требования к содержанию проекта: материалы сайта должны быть на русском языке (возможно частичное использование иностранных языков - не более 20%); контент сайта должен повышать уровень образованности аудитории; рубрики сайта должны содержать актуальный контент, обновляться и пополняться новыми материалами; соответствовать современным требованиям к структуре, навигационным функциям и визуальному оформлению интернет-ресурса.
По итогам конкурса выпускается электронный каталог, в который входят образцы работ победителей, а победители конкурса награждаются ценными призами. В рамках финала конкурса и церемонии награждения для участников и победителей проводятся мастер-классы.
Организация площадки «Медиаконвергенция» на базе Молодежного Галдымского Саммита
Во время Молодежного Саммита, проходящего 19-24 мая на базе отдыха ТГУ имени Г.Р. Державина «Галдым», работает площадка «Медиаконвергенция». Ее организация обусловлена, в том числе, главной идеей саммита - созданием платформы для формирования механизма внутрироссийской мобильности, интенсивной сети межуниверситетского взаимодействия, где представители органов студенческого самоуправления разных вузов могут обсудить проблемы академической мобильности студентов и молодых ученых Центрально-Черноземного экономического региона. Площадка «Медиаконвергенция» выполняет две
главные функции: информирование широкого круга населения о деятельности Молодежного галдымского саммита и обучение его участников основам теории и практики журналистики. Также площадка преследует следующие цели и задачи: ^ обобщение результатов и подведение итогов каждого дня саммита в выпусках новостей, информирование участников саммита и о предстоящих событиях и мероприятиях, общение и обмен мнениями на страницах изданий и в эфирах программ; ^ формирование у студентов знаний, умений и навыков в
сфере массовых коммуникаций; ^ реализация актуальной сегодня концепции «универсала», конвергентного журналиста, способного по итогам одного и того же события подготовить материал для печатного, электронного или онлайн-ресурса; ^ самореализация участников саммита в сфере массовых коммуникаций;
^ информирование общественности о событиях саммита, подготовка материалов для региональных, федеральных и международных СМИ.
Инициаторами и организаторами площадки выступают преподаватели Факультета филологии и журналистики, которые вместе с аспирантами и студентами-активистами проводят обучающие семинары и мастер-классы. Занятия, материалами для которых являются мероприятия и события, происходящие во время саммита, а также личные инициативы студентов, проходят в игровой и тренинговой форме. Итогом становятся информационно-новостные выпуски журналистских программ, которые транслируются на официальных страницах и группах саммита в социальных сетях. Съемка, монтаж и выпуск видеороликов, клипов, опросов, - все это нашло отражение в телеэфире. Мастер-классы и обучающие семинары включают: ^ занятия по выпуску телепередачи (новостной выпуск, длительность 7-10 минут): определение концепции сюжета/ролика, съемка, написание закадрового текста для сюжета, озвучивание материала, монтаж сюжета, общий монтаж передачи;
^ занятия по выпуску газеты (формат А4, объем 8 полос): поиск информации, определение круга интервьюируемых, сбор информации, написание материала, корректура, подбор иллюстраций (фотографирование мероприятий), верстка издания, печать; ^ занятия по выпуску радиопередачи (новостные выпуски, длительность - 3-5 минут; объявления и иные трансляции по мере необходимости): сбор информации, написание материала, озвучивание, монтаж.
Участникам саммита дополнительно предлагается участие в следующих мастер-классах: ^ фотодело;
^ операторское искусство;
^ издательская деятельность в современных условиях; ^ формирование положительного имиджа персоны, или как вести себя перед камерой;
^ организация брифингов и пресс-конференций.
Проведение во время саммита площадки «Медиаконвер-генция» позволяет создать условия для развития социально активной, профессионально компетентной студенческой молодежи, предоставляет необходимые сервисы и услуги для реализации проектов, интегрирует усилия студенческих объединений различной направленности в совместном выявлении актуальных проблем, анализе и разработки путей решения существующих проблем молодежной политики; способствует развитию и поддержке творческого потенциала студенчества и молодежи; устанавливает продуктивный диалог и предоставляет базу для обмена опытом; создает условия для профессиональной, творческой, социальной самореализации молодежи.
О том, что идеи площадки и Центра в целом реализуются, подтверждают и статистика, отображаемая в социальных сетях. Значительное количество информации было размещено в молодежной соцсети «ВКонтакте», в официальной группе Научно-образовательной лаборатории студенческого телевидения. Статистика сообщества свидетельствует об увеличении количества просмотров материалов группы, а также расширении географии участников.
***
Думается, что главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка высококвалифицированных специалистов нового поколения, способных адаптироваться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям, и которые в условиях рыночной экономики, обострения конкуренции на рынке труда окажутся способными успешно решить проблему своего трудоустройства. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем используются инновационные методы обучения, в частности -деятельность в Центре конвергенции и медиакоммуникации. Такая форма деятельности, на наш взгляд, является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей студентов. Здесь создаются условия для самореализации в пространстве исследовательского творчества, формируется ценностное отношение к поисково-исследовательской, анали-тико-проектировочной деятельности. Причем речь идет о подготовке «универсальных журналистов», на которых сегодня большой спрос в средствах массовой информации. Уже сейчас многие ребята могут отправиться на съёмку в качестве корреспондента и видеооператора, а затем самостоятельно озвучить и смонтировать сюжет или программу.
Число потенциальных рабочих мест для «универсальных журналистов» постоянно растет по мере того, как перестраивается индустрия. Увеличивается количество СМИ и информационных интернет-проектов, производящих интерактивный мультимедийный контент на различных технологических площадках. Активно развиваются СМИ, представляющие из себя гибрид традиционных журналистских площадок и социальных сетей. При этом не только СМИ производят массовый контент, но и корпоративные блоги, тематические интернет-порталы и т.д. На обеспечение данных потребностей общества и направлена деятельность Центра конвергенции и медиакоммуникации.
Список литературы
1. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. Вып. 5. http://emag.iis.ru/arc/infosoc/.
2. Вартанова Е.Л. Конвергенция как неизбежность // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже тысячелетий / Отв. редакторы Я.Н. Засурский и Е.Л. Вартанова. М., 2000.
3. Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е.С. Зе-нович. М., 2002.