УДК 323.2
ПЕРСПЕКТИВЫ БРИКС В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ:
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
Н.А. ХАУСТОВА
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация
Введение. Реальность такова, что современный мир стремительно входит в эпоху нестабильно-стей, различного рода нетрадиционных угроз и вызовов, неуправляемых конфликтов и масштабных потрясений. Мы находимся накануне масштабных геополитических и технологических перемен. На смену прежнему идеологическому противоборству пришло геополитическое соперничество новых центров силы. Усиливается тенденция разрешения противоречий с применением военной силы, что приводит к дестабилизации обстановки в мире. В связи с этим, актуальным становится создание таких институтов международного взаимодействия, которые бы способствовали становлению справедливого миропорядка, отвечающего на вызовы и угрозы современного мира. Считаю, что таким альтернативным институтом в системе глобального управления может стать БРИКС1 как группа стран, связанных стремлением к утверждению многополярного мира и укреплению своего положения в геополитическом пространстве.
Деятельность БРИКС в последнее время является объектом пристального внимания со стороны отечественных и зарубежных исследователей. Этому вопросу посвящен ряд монографий и аналитических докладов, большое количество статей в периодических изданиях. Данная проблематика нашла свое отражение в работах таких российских ученых, как В.М. Давыдов, А.В. Кива, Е.А. Козловский, М.А. Комаров, С.Г. Лузянин, А.В. Лукин, В.Б. Мантусов, Мантусов В. Б., Растянни-кова Е. В., В.А.Никонов, Е.М.Примаков, Г.Д. Толорая, С.Р. Труш и др. Однако необходимо отметить тот факт, что в российской научной литературе особое внимание акцентируется в основном на экономических, а не политических аспектах отношений между странами-участницами.
Основная часть. Несмотря на сравнительно недавнюю историю возникновения и развития новой международной организации БРИКС, сам факт ее появления уже свидетельствует о том, что она начинает играть все более значимую роль на мировой шахматной доске. Однако ряд экспертов считают БРИКС политико-символическим и искусственным образованием, или же объединением, выгодным только Китаю. Более того, указывается и на различия и противоречия, существующие между ними, что в дальнейшем может привести к распаду данной организации [2, 77-81].
В данной статье автор утверждает, что группа стран БРИКС имеет долгосрочную перспективу и со временем станет играть решающую роль в мировой политике.
Распад Советского Союза в декабре 1991 года привел к изменению баланса сил в мире и обозначил стремление Соединенных Штатов к мировой гегемонии. Их доминирование в четырех областях - военной, экономической, технологической и культурной обеспечило такое политическое влияние, близкого которому, по словам З. Бжезинского, не имеет ни одно государство мира, и превратило Америку в единственную мировую сверхдержаву в полном смысле этого слова [1, с.36].
В этих условиях у ведущих стран третьего мира возникла необходимость объединения общих усилий для противостояния диктату Соединенных Штатов. Уже в середине 1990-х гг. появились первые идеи объединения стран-лидеров «незападного мира». Впервые концепцию о создании «стратегического треугольника», подразумевающего сотрудничество России, Индии и Китая (РИК), предложил Е.М. Примаков, бывший министр иностранных дел РФ, как ответ на расширение НАТО на Восток и диверсификации российской внешней политики от чрезмерной ориентации на страны Запада [3, с.21]. По целому ряду причин данная идея не могла быть реализована в 1990-е годы; первый саммит БРИКС состоялся лишь 16 июня 2009 г. в Екатеринбурге.
Как известно, термин «БРИКС» был выдвинут в 2001 году главным экономистом финансовой компании «GoldmanSachs» Джимом О'Нилом для стран с быстро развивающимися рынками. Эксперты утверждают, что экономический потенциал Бразилии, России, Индии и Китая таков, что они могут стать четырьмя доминирующими экономическими системами к 2050 году. Позднее в этот список была включена ЮАР.
1БРИКС (англ. ERICS - сокращение от Brazil, Russia, India, China, SouthAfrica) - это группа, состоящая из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.
В 2003 году в исследовательском докладе под заголовком «Мечты БРИК - Путь в 2050 год» был сделан прогноз о том, что к 2050 году БРИК, который превзойдет развитые в экономическом плане страны Запада, вместе с США, Японией станет лидировать в мировой экономике в качестве новых шести глобальных крупных экономических субъектов [7].
С момента создания БРИКС состоялось шесть саммитов, последний из которых был проведен в Бразилии, 15-16 июля 2014. В ходе данных мероприятий обсуждались вопросы, касающиеся преодоления последствий глобального экономического кризиса, международной торговли, инвестиционной политики, противодействия терроризму, сотрудничества в области науки и образования и т.д.
В настоящий момент, когда социально-экономические модели за пределами Евро-Атлантики доказывают свою эффективность, а действующая Вестфальская система международных отношений даже в Европе переживает глубокий кризис, назревают предпосылки для формирования новой системы международных отношений. Образование G20 признало за странами с развитыми и развивающимися рыночными экономиками мира право голоса и, одновременно, создало предпосылки для формирования иных структур глобального управления.
Создание БРИКС отразило эти две тенденции - увеличение роли новых субъектов в мировой политике и кризис системы международных отношений, что, безусловно, стало значительным шагом в направлении формирования новых принципов мирового порядках [3, с.9-10]. Это означает, что БРИКС становится перспективным не только экономическим, но и политическим институтом, хотя и экономики этих стран имеют большой потенциал, обеспечивая примерно 60% прироста. Существующая в настоящее время архитектура международной безопасности не способствует эффективному функционированию системы глобальной безопасности. В ней по-прежнему доминируют инструменты и структуры, созданные в эпоху биполярного мира и «холодной войны». Практически отсутствуют механизмы, способные обеспечивать стратегическую стабильность [5,
9].
В таком случае, ни ООН, ни ОБСЕ как институты универсальной и региональной систем безопасности, как показали события на юго-востоке Украины, пока не в состоянии предоставить гарантии безопасности, полноценно способствовать разрешению конфликта и обеспечению защиты прав человека. Что касается НАТО, олицетворяющую модель региональной безопасности, то здесь налицо ее стремление сохранять лидирующие позиции в мировой политике и вытеснять оттуда неугодных ей международных организаций. Зачастую ее деятельность приводит к эскалации военно-политической напряженности в «горячих точках», как, например, в Ираке, Ливии или Сирии. Как нам представляется, уровень международной безопасности будет значительно снижаться в условиях утверждения многополярного мира и развития институтов, таких как БРИКС.
Обозначая место БРИКС в новых геополитических условиях, Президент Российской Федерации В.В. Путин в интервью ИТАР-ТАСС 15 июля 2014 года в преддверии саммита заявил, что страны БРИКС не планируют создавать военно-политический альянс, а будут расширять практику взаимных консультаций, совместных действий в международных организациях, и прежде всего в ООН. «Настало время поднять роль БРИКС на новый уровень, сделать наше объединение неотъемлемой частью системы глобального управления в интересах устойчивого развития», - подчеркнул Президент [6]. Данный формат взаимодействия между такими влиятельными государствами, каковыми являются члены БРИКС, оказался востребованным.
В этой связи утверждаем, что БРИКС как новый политический институт имеет долгосрочную перспективу и со временем станет играть решающую роль в мировой экономике и политике.
Участие в БРИКС для России также станет действенным инструментом для укрепления своих собственных позиций в системе глобального управления, поскольку в одиночку ей будет непросто вернуть утраченное внешнеполитическое влияние.
Более того, участие России в многосторонних форматах по типу БРИКС необходимо для реализации ее базовых интересов, а именно тех, которые на совпадают с американскими: адекватное развитие военного потенциала РФ; продуктивные отношения со странами СНГ; законные интересы РФ в ключевых регионах мира; справедливые, с точки зрения Москвы, условия экономического обмена; регулирующая роль международных институтов типа МВФ [6, с. 56].
Странам-участницам БРИКС также выгодно нахождение с Россией в одной группе. Так, например, Китай также не удовлетворен степенью своего влияния в ситуации однополярного мира и сложившейся политической и экономической архитектуры в пользу интересов европейских стран. Россия и Китай имеют не только общую границу и существующие между ними взаимоотношения на протяжении последних 400 лет, но и факт того, что в период с 1949 г. до начала 196044
х гг. обе страны находились в состоянии конфронтации с США в условиях «холодной войны». В последнее время их сближение усилилось на фоне антироссийских санкций со стороны ЕС и США. Эксперты ждут настоящего прорыва в развитии взаимного сотрудничества после встречи Председателя КНР Си Цзиньпина с Президентом Владимиром Путиным 8 мая 2015 года.
Несомненно, что большое значение для усилий России и Китая в противодействии политике однополярности, проводимой Соединенными Штатами, будет иметь поддержка Индии, Бразилии, и ЮАР. В свою очередь, тесные отношения сотрудничества с Россией и Китаем, как постоянными членами Совета Безопасности ООН, помогут усилить шансы этих трех стран на возможное обретение аналогичного статуса. Таким образом, считаю, что нахождение в группе БРИКС обеспечит ее членам наиболее выгодные условия участия в мировой политике.
Заключение. В связи с тем, что в настоящий момент международные отношения стали более сложными и противоречивыми, непредсказуемыми, возникает необходимость в формировании такой системы глобального управления, которая бы учитывала интересы всех политических акторов, отстаивающих свое право на независимую позицию в мировой политике. БРИКС отвечает этим вызовам, так как все страны-участницы объединены в стремлении играть влиятельную роль на геополитической арене и изменить мировой порядок, основанный на гегемонии США.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бжезинский, З. Великая шахматная доска /З. Бжезинский. - М.: Международные отношения, 1998. -256с.
2. Восходящие государства-гиганты БРИКС: роль в мировой политике, стратегии модернизации: Сборник научных трудов / Отв. редакторы Л.С. Окунева, А.А. Орлов. - М.: МГИМО-Университет, 2012. - 392 с.
3. Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты: сб. статей / под ред. В.А. Никонова, Г.Д. Толорая. -М.: РУДН, 2013. - 429 с.
4. Хаустова, Н.А. Контуры стратегической нестабильности XXI века: Геополитические игры на мировой шахматной доске: Прогнозы до 2030 года / Н.А. Хаустова, О.Н. Глазунов. - М.: ЛЕНАНД, 2014. - 176 с.
5. Труш, С.М. Россия между Китаем и США: миропорядок, БРИКС, интеграция в АТР / С.М. Труш // Сравнительная политика. 2014. 1 (14). - с.
6. Интервью информационному агентству ИТАР-ТАСС URL: http://www.kremlin.ru/news/46218 (дата обращения 23.10.2014)
7. Мяло, Е. БРИКС: Становление многополярности мира к 2050 году. Новые угрозы и возможности / Е. Мяло, Г. Диких [Электронный ресурс]: Информационно-аналитический портал Геополитика. - Режим доступа : http://www.geopolitica.ru/Articles/1425/. - Дата доступа : 23.10.2014.
PROSPECTS OF BRICS IN SYSTEM OF GLOBAL MANAGEMENT:
RUSSIAN EXPERIENCE
N.A. HAUSTOVA Summary
The author of article pays special attention to prospects of BRICS in system of global management taking into account interests of modern Russian society and other countries. It is obvious that today there is a need for formation of special system of global management which would consider interests of all political subjects (actors) asserting the right for an independent position in world politics. BRIX answers these calls as the interested states are joint in aspiration to play an influential role on the geopolitical arena and to affect the existing world order and to call into question hegemony of the USA on the world scene.
Key words: geopolitical space, multipolar world, social and economic models, crisis of system of the international relations.
© Хаустова Н.А.
Поступила в редакцию 1 апреля 2015г.