людям, животным, растениям, независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.
Литература
1. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Монография. Шуя: Издательство «Весть». ГОУ ВПО «ШГПУ». 2006.
Prospects adaptation of graduates professional colleges in manufacturing plants
12 3
Najmiddinova Yo. , Abdullaeva N. , Davronova M. (Republic of Uzbekistan) Перспективы адаптации выпускников профессиональных колледжей на производственных предприятиях
** 1 2 3
Нажмиддинова Е. , Абдуллаева Н. , Давронова М. (Республика Узбекистан)
1Нажмиддинова Ёкутхон / Najmiddinova Yoqutxon - ассистент, кафедра технологических машин и оборудования; 2Абдуллаева Назима /Abdullaeva Nozima - старший преподаватель, кафедра информационных технологий, 3Давронова Мухайё /Davronova Mukxayyo - ассистент, кафедра технологии машиностроения, факультет технологии, Наманганский инженерно-педагогический институт, г. Наманган, Республика Узбекистан
Аннотация: для достижения эффективного сотрудничества в процессе развития колледжей необходим систематический диалог между профессиональными колледжами и производственными предприятиями. В рамках хорошо действующей региональной сети должна быть создана инновационная концепция для лучшего взаимодействия между начальным профессиональным обучением и переподготовкой, повышением квалификации кадров. В этой статье раскрываются вопросы перспективы адаптации выпускников профессиональных колледжей на производственных предприятиях.
Abstract: in order to achieve effective cooperation in the development of colleges required systematic dialogue between professional colleges and industrial enterprises. As part of a well-functioning regional network should be created an innovative concept for a better interaction between the initial vocational training and retraining and advanced training. This article presents issues prospects of adaptation of graduates ofprofessional colleges in manufacturing plants.
Ключевые слова: профессиональные навыки, профессиональное образование,
профессиональная подготовка, предприятие, сотрудничество.
Keywords: professional skills, vocational education, training, enterprise cooperation.
УДК 37
Правительством Узбекистана уделяется особое внимание вопросам образования. Государственная программа по подготовке национальных кадров является очень важным шагом в образовательной политике. Практика последних лет показывает, что схема девятилетнего общего среднего и трехлетнего среднего, специального
профессионального образования является наиболее прогрессивной, позволяющей подготовить новое поколение, отвечающее требованиям рынка труда, общества и повседневной жизни [1].
Как известно, рынок труда в Узбекистане отличается довольно развитой профессиональной структурой. По самым скромным подсчётам в составе рабочих мест насчитывается около 15 тысяч профессий и специальностей. Последние годы характеризуются появлением новых профессий и специальностей, в первую очередь операторских, связанные с возникновением новых отраслей, внедрением новых технологий и модернизацией предприятий. В то же время появление новых профессий не приводит к исчезновению старых, поскольку сохраняются производства с устаревшим оборудованием и значительной долей механизированных работ. Кроме того, зачастую внедрение новых технологий не носит комплексного характера и сопровождается ростом численности неквалифицированного персонала на вспомогательных работах [1].
Как изменить ситуацию, какие использовать рычаги, чтобы пришедший на предприятие выпускник профессионального колледжа чувствовал себя уверенно, мог сразу влиться в производство «без нянек», самостоятельно работать на участке, быть полноценным специалистом? С этой точки зрения реализуемая в областях республики полномасштабная программа по подготовке технических кадров среднего звена на основе накопленных опытов в процессе осуществления Узбекско-Швейцарского проекта «Развитие профессиональных навыков» позволит решить насущную проблему. В чем же особенность программы «Развитие профессиональных навыков» (РПН), основной задачей которой является разработка и внедрение моделей сотрудничества между предприятиями и профессиональными колледжами?
В первую очередь, в том, что в процесс подготовки и обучения молодых специалистов вовлечены промышленные предприятия, в этом вопросе делящие обязанности с колледжами поровну. То есть, изначальный подход к программе реализации был заложен на основе равноправного партнерства с активным участием специалистов производственных предприятий в учебной и практической деятельности профессиональных колледжей, вовлеченных в проект - начиная от разработки профессиональных концепций, вплоть до создания необходимой материальной базы для реализации этой концепции [7].
Во-вторых - это правильный выбор направления подготовки специалистов для данного региона. Вполне понятно, что внедрение новых отраслей влечёт за собой появление многих профессий, ранее не свойственных экономике Узбекистана. К примеру, в экономической сфере возникли такие новые профессии, как менеджер, налоговый агент, финансовый агент, таможенный агент. В сфере сельского хозяйства - фермер. Или же, с возникновением автомобильной промышленности начали динамично развиваться машиностроение, нефтехимия, электроника, и появились профессии, обучение по которым раньше некогда не проводилось в республике. И, в частности, это совершенно новая и наиболее востребованная специальность - мастер по наладке, ремонту и обслуживанию автоматизированных линий на стыке двух смежных профессий - механика и электронщика автоматических систем.
Следующая особенность проекта - это новые подходы к проведению учебно-производственных и производственных практик. В соответствии с учебным планом предусмотрено проведение трёх практик с общей продолжительностью 20 недель (2 недели на первом курсе, 10 недель на втором курсе, 8 недель на третьем курсе). Учитывая эти особенности, проектом РПН реализуется модульный подход при проведении вышеуказанных видов практического обучения:
- на первом году обучения - учебно-ознакомительная практика на базе всех производственных предприятий - партнеров проекта, состоящая из двух взаимосвязанных модулей;
- на втором году обучения - учебно-производственная практика на рабочих постах конкретного предприятия, состоящая из десяти модулей;
- на третьем году обучения - производственное обучение непосредственно на автоматизированной линии на рабочих местах, состоящее, по крайней мере, из шести модулей;
- после успешного завершения полного курса практического обучения аттестационной комиссией производственного предприятия выдаётся сертификат о присвоении той или иной квалификации и разряда.
Далее проект, помимо внедрения вышеуказанной производственной системы, нацелен на подготовку преподавательского состава и учащихся профессиональных колледжей к новым подходам в обучении. Вопрос ныне поставлен по иному: колледж - предприятие. Поэтому с первого курса учащиеся профессиональных колледжей закреплены за партнерскими предприятиями, участвующими в проекте. Одновременно развиваются в учащихся стремление к самообразованию, чтобы они хорошо для себя усвоили, что технологические процессы наиболее подвержены изменениям, их обновление и совершенствование происходят непрерывно. Чтобы не отстать от жизни, не потерять квалификацию, следует постоянно пополнять знания, быть в курсе всех новинок мировых разработчиков в области технического прогресса. Поиск и отбор нужной информации в Интернете, в зарубежной периодике, владение английским - те составляющие, которые формируют будущего специалиста [7]. Понятно, что определенными качествами должны быть наделены преподаватели, не в меньшей мере компетентные в современном производстве, способные расшифровать любой сложности схемы, разобраться в чертежах. Для этой цели осуществлена поэтапная совместная подготовка преподавателей специальных дисциплин на основе интеграции трёх взаимосвязанных форм обучения: обучение в колледже с привлечением международных и национальных экспертов; обучение за рубежом, где им в тесном контакте с немецкими коллегами было проще перенять новые методы образовательных технологий, и преимущества целевой системы обучения; обучение на предприятии (производственная практика учащихся совмещается с обучением преподавателей и инженеров-педагогов профессиональных колледжей).
И, наконец, немаловажный фактор - совместная организация и проведение заключительной государственной аттестации (итогового практического экзамена по профессиям и защиты выпускных квалификационных работ), целью которой является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника Государственному образовательному стандарту среднего специального, профессионального образования с учётом дополнительных требований промышленных предприятий - реальных заказчиков на специалистов. В результате выпускник профессионального колледжа имеет дополнительные сертификаты о подтверждении квалификации (разряда) в обслуживании той или иной автоматической линии и профессиональной подготовленности по избранной специальности.
Без сомнения, одним из главных результатов проекта является то, что региональные партнеры признали необходимость изменения партнерских отношений, и что процесс обучения в профессиональных колледжах будет наиболее успешным после признания его всеми заинтересованными лицами, а реализация этой сложной задачи возможна только в атмосфере сотрудничества и взаимной помощи.
Без заинтересованности и участия предприятий в подготовке новой смены, ожидания и надежды, что завтра придут в цеха молодые специалисты, способные сразу же включиться в производство, мало исполнимы. Для большинства европейских государств он не является новым и известен как дуальная система. Там давно пришли к мысли о пользе совместного сотрудничества в подготовке кадров. Учащиеся колледжа, находящиеся под опекой производственников, знают, на каком конкретном участке они будут работать по окончанию учебы. К примеру, на последнем курсе в
73
учебной программе на практику отведено до 80 процентов времени, за которое они осваивают навыки управления техникой.
Конечно, многое зависит от оснащенности и материально-технической базы самих предприятий, их финансовой самостоятельности и стабильности. Но, тем не менее, опыт этого проекта (возможно и небольшой) показывает, что подходы, основанные на равноправном партнерстве, когда обе стороны считают себя ответственными за качество подготовки специалистов, является наиболее эффективным и оптимальным вариантом в такой переходный период экономики Узбекистана. Совместная деятельность в проекте доказывает, что стандарты и программы обучения должны рождаться не в научных кабинетах, а при непосредственном заказе производственников на необходимые ключевые навыки специалиста. В свою очередь, это может служить индикатором успешной деятельности партнеров в профессиональной подготовке специалистов и позволит выпускнику профессионального колледжа достаточно уверенно реализоваться в напряженном производственном цикле.
В чём же заключаются основные положения и причины успешной реализации вышеуказанных программ сотрудничества.
Во-первых, изначальный подход к программе реализации проекта был заложен на основе взаимовыгодного и равноправного партнерства, с активным участием специалистов производственных предприятий в учебной и практической деятельности профессиональных колледжей - начиная от разработки профессиональных концепций, вплоть до создания необходимой материальной базы для реализации этой концепции. Одновременно реализуется программа развития углубленной модели сотрудничества между профессиональными колледжами и производственными предприятиями с учётом потребностей малого бизнеса регионов. В настоящее время поиск партнёров и налаживание с ними взаимовыгодных взаимоотношений продолжается, и отрадно отметить, что в этот процесс, наряду с крупными производственными предприятиями, вовлечены более 100 малых предприятий проектных регионов.
Во-вторых, правильный выбор пилотных колледжей и специальности, направления подготовки для проектного региона. По решению Центра ССПО, в проект всего были вовлечены 20 профессиональных колледжей. На основе исследования рынка труда регионов были определены пилотные направления подготовки: специальность «Ремонт, наладка и техническое обслуживание автоматизированных систем» и 4 родственные специальности к ней. Во всех пилотных профессиональных колледжах на новый учебный год сформирован контингент учащихся по пилотной или родственным специальностям, под которые разработаны новые формы учебно-нормативных документов, гибкие и мобильные по содержанию учебные планы и программы, учитывающие специфику специализаций и сектора малого бизнеса регионов.
Далее, формирование рабочих групп из преподавателей профессиональных колледжей и ведущих специалистов производственных предприятий с целью разработки стандартов обучения, учебных планов и программ, учебно-методических пособий, а также целенаправленного отбора учащихся в экспериментальные группы и разработки необходимого списка оборудования для теоретической подготовки учащихся. Разработан комплект учебно-методических пособий из 4-х книг по результатам первой фазы проекта, в котором представлен весь накопленный опыт работы проекта. Проведены ряд обучающих семинаров на базе профессиональных колледжей по внедрению разработанных моделей и форм сотрудничества с производственными предприятиями, новых форм проведения государственной аттестации выпускников профессиональных колледжей, новых подходов и методологий проведений всех видов практики учащихся на предприятиях, а также по разработке и совершенствованию учебно-нормативных и учебных пособий. В работе
74
семинаров приняли участие и обучены более 110 представителей пилотных профессиональных колледжей и новых партнерских организаций проекта.
Следующий фактор - поэтапная совместная подготовка преподавателей специальных дисциплин и специалистов предприятий (партнеров проекта) на основе интеграции трёх взаимосвязанных форм обучения: обучение в колледже с привлечением международных и национальных экспертов; обучение за рубежом; обучение на предприятиях.
Важным критерием послужила целевая и качественная подготовка учебной и производственной практики учащихся на модульной основе, логическим завершением которых является аттестация учащихся после каждой производственной практики специалистами производственных предприятий. В результате выпускники профессионального колледжа получили дополнительные сертификаты о наличии практических навыков в обслуживании сложного технологического оборудования [6].
Определена сфера профессиональной деятельности в разрезе по профессиям или направлениям подготовки по классификации Международной Организации Труда (МОТ) в единой форме во всех проектных регионах, в которую включены более 20 рабочих профессий и специальностей. Разработаны обучающие пакеты учебно -методических материалов на примере двух технических профессий для подготовки (переподготовки) лиц временно незанятых и для предоставления платных образовательных услуг населению, которые основаны на модульной технологии профессиональной подготовки, в соответствии с требованиями МОТ. Сформирован контингент, и реализуется обучение в региональных центрах профессиональной подготовки по профессиям «Электрогазосварщик», «Токарь», «Оператор станков с программным управлением», «Электромонтёр», «Газорезчик», «Фрезеровщик» как из числа незанятого населения по заказу районных (городских) центров содействия занятости, так и по категории дополнительное образование (образовательные услуги) и профессиональная переподготовка (по заказу производственных предприятий) с использование модульной технологии и традиционных методов обучения.
Мы твёрдо убеждены в том, что совместное сотрудничество уже преподносит свои положительные результаты, и страна получает именно те кадры, которые отвечают требованиям рынка труда, обладающие высокой профессиональной компетентностью и способные управлять современными производственными технологиями и техническими возможностями на уровне мировых стандартов.
Литература
1. Каримов И. А. «Высокая духовность — непобедимая сила» - Ташкент, Узбекистан, 2008 г.
2. Материалы международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» - «Узбекистан», 2012 г.
3. Голиш Л. В. «Современные образовательные технологии» — Ташкент, ТАССИС, 2001 г.
4. Ибрагимов Г. И. «Формы организации обучения» - Казань, 2000 г.
5. Мартынов Л. С. «Реализация интерактивных технологических модулей в профессиональной подготовке специалистов сферы государственной службы» Автореф. Диссертация кандидата педагогических наук - Москва, 2000 г.
6. «Программа, ведущая страну к прогрессу» Газета «Учитель Узбекистана», 2012 г. 30 марта.