Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контейнер / погрузка / выгрузка / металлолом / сыпучие грузы / container / loading / unloading / scrap metal / bulk cargo

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Денисов Владимир Васильевич, Прусов Максим Владимирович, Михайлов Максим Николаевич

В данной статье рассматриваются существующие и перспективные перевозки различных видов грузов в универсальных и специализированных контейнерах транспортом, а также представлена технология загрузки универсальных контейнеров насыпными грузами, металлоломом и т.д. Расширение перевозки номенклатуры грузов в контейнерах позволит увеличить развитие контейнеризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Денисов Владимир Васильевич, Прусов Максим Владимирович, Михайлов Максим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMISING TECHNOLOGIES FOR THE TRANSPORTATION OF GOODS IN CONTAINERS

This article examines the existing and promising transportation of various types of goods in universal and specialized containers by transport, as well as the technology of loading universal containers with bulk cargoes, scrap metal, etc., is presented. Expanding the transportation of the range of goods in containers will increase the development of containerization.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ»

УДК 656.212.9

Б01: 10.24412/2071-6168-2024-12-411-412

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ

В.В. Денисов, М.В. Прусов, М.Н. Михайлов

В данной статье рассматриваются существующие и перспективные перевозки различных видов грузов в универсальных и специализированных контейнерах транспортом, а также представлена технология загрузки универсальных контейнеров насыпными грузами, металлоломом и т.д. Расширение перевозки номенклатуры грузов в контейнерах позволит увеличить развитие контейнеризации.

Ключевые слова: контейнер, погрузка, выгрузка, металлолом, сыпучие грузы.

Контейнеры на железнодорожном транспорте - это стандартизированная универсальная тара разных типов, в виде металлической емкости установленных размеров, выполненной из высокопрочного, обладающего высокой жесткостью профилированного листа из стали или более легкого, устойчивого к ржавчине, обладающего эстетичным внешним видом профилированного листа из алюминия. Основными элементами конструкции контейнера являются:

- рама, воспринимающая основные нагрузки из профильного металла;

- верхние, нижние, торцевые и боковые стенки;

- поперечные и продольные профили с толщиной стенки 3-6 мм;

- угловые фитинговые элементы;

- полноразмерная торцевая дверь с одной или двух сторон;

- уплотнители для герметичного закрывания;

- элементы предотвращения самопроизвольного открывания дверей, служит для установки запирающего и пломбирующего устройства.

В условиях повышения эффективности транспортных технологических процессов конкурентоспособность транспорта обеспечивается широким применением инновационных технологий. Традиционные схемы, используемые на протяжении многих лет, содержат массу недостатков обусловленных низким уровнем проработанности и нежеланием принимать и использовать на практике современные технологии и технические средства. Способы модернизации транспортных технологических процессов могут быть универсальные, применимые для широкой номенклатуры грузов и индивидуальные, используемые для грузов с уникальными, присущими только для этих грузов свойствами.

Номенклатура грузов перевозимых в универсальных контейнерах достаточно широка и включает в себя как тарно-штучные грузы различных наименований так и наливные, сыпучие и навалочные. Однако задачи повышения эффективности использования вместимости и грузоподъемности контейнеров до сих пор не потеряли актуальности.

Частичное использование доступных технических характеристик сильно сокращает эффективность перевозок.

Сыпучие грузы различной номенклатуры используемые в различных отраслях народного хозяйства представлены в виде гранул, порошка или имеют хлопьевидную форму частиц.

Транспортно-технологические схемы контейнерной доставки данных грузов, как правило, реализуются:

1) с использованием стандартной конструкции контейнера;

2) с внесением постоянных или временных модификаций в конструкцию контейнера.

Использование технологии № 1 предусматривает установку в контейнере ограничительного щита с загрузочными и разгрузочными проемами (рис. 1). Заполнение контейнера осуществляется через загрузочный проем с использованием средств механизации процесса высокой производительности для сокращения продолжительности процесса погрузки, стандартные двери контейнера в этот момент открыты. В качестве средств механизации погрузки применяются машины непрерывного транспорта с транспортирующем органом пружинного, ленточного, скребкового или винтового типа или без такового. [1].

Рис. 1. Загрузка контейнера сыпучими грузами: 1 - деревянный щит; 2 - загрузочный проем;

3 - двери контейнера

411

Совместно с использованием щитов в полость контейнера размещают однообъемные вкладыши из высокомолекулярных соединений для обеспечения изоляции внутренней поверхности контейнера от грузов размещаемых в них. К основным недостаткам рассмотренной технологии относится - большой объем подготовительной работы по установке вкладыша и ограничительного щита и трудности равномерного заполнения внутреннего объема

Крупнотоннажные контейнеры легко адаптируются для бестарной перевозки сыпучих грузов путем модификации его конструкции, рисунок 2.

Так как стандартная конструкция рассчитана на перевозку тарно-штучных грузов она не оснащена устройствами для загрузки и выгрузки грузов сыпучих. Следовательно, объектом модификации становятся устройства для загрузки и выгрузки, которые не должны нарушать герметичность в закрытом состоянии. Большинство средств загрузки транспортных модулей сыпучими грузами предусматривают их заполнение через верхнюю стенку и именно там устанавливают люки для загрузки. А выгрузка осуществляемая за счет сил гравитации не оставляет другого места для размещения устройства для выгрузки кроме нижней части контейнера.

Проверка надежности технологии перевозки сыпучих грузов в модифицированных контейнерах показала неоднозначные результаты. Грузы, обладающие повышенной адгезией, прилипают к внутренним поверхностям, затрудняют выгрузки, со временем уменьшается полезный объем контейнера, растет коэффициент тары. Основные меры противодействия выявленным недостаткам (использование антиадгезионных покрытий или материалов для внутренней облицовки) не обеспечивают полной эффективности.

Рис. 2. Переоборудованный контейнер для насыпных грузов: 1 - загрузочные люки; 2 - люк для выгрузки

Значительное время, затрачиваемое на организацию и выполнение работ, по погрузке и выгрузке наталкивает на мысль об оптимизации этих операций.

Приемлемость технологий выполнения грузовых операций устанавливается по следующим критериям:

- минимизация времени нахождения вагонов и контейнеров в процессе погрузки и выгрузки;

- невысокая сложность организации погрузки и выгрузки;

- простота обеспечения процесса ресурсами;

- доступная стоимость организации погрузки и выгрузки;

- высокое качество использования технических характеристик вагонов и контейнеров [3]. Нестандартный подход к организации процесса заполнения контейнеров сыпучими и навалочными грузами может быть реализован путем установки контейнера в вертикальное положение.

Специальные гидравлические кантователи для контейнеров серийно выпускаются промышленностью и находят все большее применение на практике, на рисунке 3 приведен контейнер в вертикальном положении при осуществлении загрузки зерна.

Эта технология загрузки обладает рядом преимуществ:

- высокий уровень производительности и механизации процесса;

- возможность контроля веса размещаемого в контейнере груза;

- сокращение времени загрузки по сравнению с другими известными способами;

- возможность максимально использовать вместимость и грузоподъемность;

- дистанционное управление

- выгрузка контейнеров с автотранспорта и установка их обратно на автоплатформу после загрузки. Аналогичная технология с применением при загрузке гидравлического кантователя успешно используется при перевозке металлолома, рисунок 4.

Рис. 4. Погрузка металлолома в контейнер на опрокидывателе

Причем в момент выполнения погрузки металлолома обеспечивается полное отсутствие рабочих в опасной зоне, что существенно повышает безопасность процесса.

Позитивным изменениям подвергаются и классические технологии размещения грузов в контейнерах путем максимального использования погрузочного объема, упрощения и удешевления вариантов крепления грузов, сокращения времени и трудоемкости погрузки.

Неиспользуемый объем в верхней части контейнера может быть занят грузом с применение поддерживающих устройств рамной конструкции, рисунок 5.

Рис. 5. Двухъярусная погрузка автомобилей в контейнере

Поддерживающие устройства рамной конструкции предварительно размещают в контейнере используя стандартное оснащение для их закрепления.

Груз размещают с соблюдением условий по допускаемому смещению общего центра тяжести в продольной и поперечной плоскости без превышения его допускаемой высоты расположения.

В условиях высокой стоимости расширения транспортной инфраструктуры с одной стороны и увеличения объемов перевозок различных грузов с другой наиболее перспективным путем увеличения провозной способности остается повышение эффективности транспортно-технологических схем погрузки, выгрузки, размещения и крепления различных грузов.

Формирующиеся в настоящее время и становящиеся все доступнее технологии не допустят возврата к ручным способам погрузки, размещения и крепления грузов.

Список литературы

1. Варламов А.В., Денисов В.В., Андрианова И.Р. Анализ транспортно- технологических средств доставки и хранения сырья на комбикормовые предприятия: Управление. Логистика. Экономика.: сб. науч. тр. 4-й выпуск / Самарский гос. ун-т путей сообщения. - Самара : СамГУПС, 2009. - 200 с.

2. Третьяков Г.М., Денисов В.В., Кононов И.И. Повышение эффективности перевозки зерновых грузов железнодорожным транспортом [Текст]: VI Международная научно-практическая конференция посвященная 40-летию Самарского государственного университета путей сообщения «Наука и образование транспорту: материалы», 5-7 ноября 2013 г. - Самара: СамГУПС, 2013.

3. Третьяков Г.М., Денисов В.В., Фокеев А.Б. Повышение безопасности работы железнодорожной транспортной системы на основе технологии крепления груза в вагоне// Проблемы безопасности на транспорте : Материалы XII Международной научно-практической конференции, посвященной 160-летию Белорусской железной дороги. В 2-х частях, Гомель, 24-25 ноября 2022 года / Под общей редакцией Ю.И. Кулаженко. Том Часть 1. - Гомель: Учреждение образования "Белорусский государственный университет транспорта", 2022. - С. 70-72. - EDN CWPTTV.

Денисов Владимир Васильевич, канд. техн. наук, доцент, Vdenisoff@mail. ru, Россия, Самара, Приволжский государственный университет путей сообщения,

Прусов Максим Владимирович, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Самара, Приволжский государственный университет путей сообщения,

Михайлов Максим Николаевич, аспирант, [email protected], Россия, Самара, Приволжский государственный университет путей сообщения

PROMISING TECHNOLOGIES FOR THE TRANSPORTATION OF GOODS IN CONTAINERS V. V. Denisov, M. V. Prusov, M.N. Mikhailov

This article examines the existing and promising transportation of various types of goods in universal and specialized containers by transport, as well as the technology of loading universal containers with bulk cargoes, scrap metal, etc., is presented. Expanding the transportation of the range of goods in containers will increase the development of contain-erization.

Key words: container, loading, unloading, scrap metal, bulk cargo.

Denisov Vladimir Vasilyevich, candidate of technical sciences, dоcent, Vdenisoff@mail. ru, Russia, Samara State Transport University,

Prusov Maxim Vladimirovich, candidate of technical sciences, dоcent, mak-prusov@yandex. ru, Russia, Samara State Transport University,

Mikhailov Maxim Nikolaevich, postgraduate, mixaylov@yandex. ru, Russia, Samara, Volga State University of Railway Engineering

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.