Научная статья на тему 'Перспективные пути и способы оптимизации адаптационных стратегий малого бизнеса в условиях финансово-экономического кризиса в современной России'

Перспективные пути и способы оптимизации адаптационных стратегий малого бизнеса в условиях финансово-экономического кризиса в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
761
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОПТИМИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / SMALL BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP / SMALL ENTREPRENEURSHIP / OPTIMIZATION / ADAPTATION / ADAPTATION STRATEGIES / FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гнатюк Александр Николаевич

Статья посвящена исследованию вопросов функционирования предприятий малого бизнеса в России. Отмечается, что существует ряд серьезных проблем, препятствующих развитию малого бизнеса в России, многие из которых связаны с последствиями финансово-экономического кризиса. Сложившаяся ситуация требует реализации комплекса мер, направленных на оптимизацию стратегий адаптации представителей малого бизнеса к условиям современного экономического кризиса, эффективное развитие предприятий данного сектора. Решению этой задачи призвана способствовать Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promising ways to optimize adaptation strategies of small business in the context of financial and economic crisis in modern Russia

The article examines the issues of small business enterprise functioning in Russia. The author notes that there are a number of serious problems impeding the effective development of small business in modern Russia. Many such problems are associated with the financial crisis effects. The current situation requires the implementation of measures aimed at optimizing adaptation strategies of small businesses to the recent economic crisis, the effective development of enterprises in the sector. This problem can be solved with the help of the Strategy for the Development of Small and Medium-Sized Entrepreneurship in the Russian Federation until 2030.

Текст научной работы на тему «Перспективные пути и способы оптимизации адаптационных стратегий малого бизнеса в условиях финансово-экономического кризиса в современной России»

УДК 334.012.64:338.124.4:336.74(470+571) Гнатюк Александр Николаевич

соискатель кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПУТИ И СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

https://doi.org/10.24158/spp.2017.5.3 Gnatyuk Aleksandr Nikolaevich

PhD applicant, Philosophy and Sociology Department,

Adyghe State University

PROMISING WAYS TO OPTIMIZE ADAPTATION STRATEGIES OF SMALL BUSINESS IN THE CONTEXT OF FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS IN MODERN RUSSIA

Аннотация:

Статья посвящена исследованию вопросов функционирования предприятий малого бизнеса в России. Отмечается, что существует ряд серьезных проблем, препятствующих развитию малого бизнеса в России, многие из которых связаны с последствиями финансово-экономического кризиса. Сложившаяся ситуация требует реализации комплекса мер, направленных на оптимизацию стратегий адаптации представителей малого бизнеса к условиям современного экономического кризиса, эффективное развитие предприятий данного сектора. Решению этой задачи призвана способствовать Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.

Ключевые слова:

малый бизнес, предпринимательство, малое предпринимательство, оптимизация, адаптация, адаптационные стратегии, финансово-экономический кризис.

Summary:

The article examines the issues of small business enterprise functioning in Russia. The author notes that there are a number of serious problems impeding the effective development of small business in modern Russia. Many such problems are associated with the financial crisis effects. The current situation requires the implementation of measures aimed at optimizing adaptation strategies of small businesses to the recent economic crisis, the effective development of enterprises in the sector. This problem can be solved with the help of the Strategy for the Development of Small and Medium-Sized Entrepreneurship in the Russian Federation until 2030.

Keywords:

small business, entrepreneurship, small entrepreneur-ship, optimization, adaptation, adaptation strategies, financial and economic crisis.

Современный финансово-экономический кризис оказывает существенное воздействие на функционирование малого предпринимательства в России, обусловив ряд изменений в рамках доминирующих адаптационных стратегий представителей малого бизнеса. В частности, доминирующими становятся такие стратегии адаптации, как стратегия выживания и простого воспроизводства в условиях кризисной рыночной среды, а не, например, стратегия развития, которая предусматривает выход на более высокий уровень предпринимательской деятельности. Значительная часть малых предпринимателей, ориентирующихся на стратегию развития (включает переход в категорию средних предприятий, внедрение инновационных технологий, перепрофилирование бизнеса, переобучение персонала и т. д.), не обладают достаточным объемом финансовых ресурсов для ее полной реализации.

Объективная невозможность для большинства представителей малого бизнеса реализовать стратегию развития подтверждается результатами антикризисного мониторинга малых предпринимателей, проведенного общероссийской общественной организацией «Опора России» [1]. Мониторинг показал, что основным приоритетом для большинства (71 %) субъектов как малого, так и среднего бизнеса является сокращение издержек. Четверть бизнесменов планирует сократить определенное число работников своего предприятия, еще четверть - снизить расходы на выплату заработной платы данным работникам (часть субъектов малого бизнеса также ориентирована на изменение ассортимента выпускаемой или реализуемой продукции, переориентацию деятельности компании, привлечение заемных средств и т. д.). Все это явно свидетельствует о том, что для абсолютного большинства субъектов малого бизнеса в настоящее время приоритетом является сохранение предприятий в сложных социально-экономических условиях, связанных с кризисом.

По мнению экспертов консалтинговой компании «2Б Диалог», проанализировавших изменение доходности и инвестиционной привлекательности малых предприятий, «заниматься бизнесом в России становится все менее выгодно» (в проведенном данной компанией исследовании «Тахо-

метр малого и среднего бизнеса» приняли участие 1,9 тыс. компаний из Москвы и Санкт-Петербурга стоимостью от полумиллиона рублей и работающих на рынке не менее трех лет). Так, в столице России произошло сокращение доходности и деловой активности бизнеса по большинству направлений предпринимательской активности, снизились показатели окупаемости бизнеса. Данные официальной статистики также свидетельствуют о том, что в течение последних лет динамика развития малого предпринимательства в Российской Федерации являлась отрицательной. Так, в соответствии с материалами Федеральной службы государственной статистики, доля малых и средних предприятий в обороте предприятий по экономике в целом поступательно снижалась: падение показателя только в 2014 г. по сравнению с 2013 г. составило 1,8 подпунктов - с 34,2 до 32,4 %. В настоящее время продолжает оставаться низкой инновационная и инвестиционная активность малых предприятий, наблюдается рост уровня неформальной занятости в сфере малого бизнеса, что связывается экспертами в первую очередь со сложными процедурами государственного регулирования, административным давлением, высоким уровнем финансовой нагрузки [2].

С точки зрения известного российского исследователя проблем функционирования малого бизнеса А.Ю. Чепуренко, все проблемы деятельности малых предприятий можно условно разделить на три большие группы [3].

К первой относятся проблемы, степень остроты которых в российских условиях остается практически неизменной и никак не связана с последствиями финансово-экономического кризиса. Это нехватка квалифицированных кадров (в настоящее время, судя по результатам антикризисного мониторинга «Опоры России», данная проблема актуальна для 66 % малых предпринимателей, ощущающих нехватку производственного персонала), сложная процедура получения лицензий, вымогательство чиновников, нехватка знаний и практических навыков ведения бизнеса, бухгалтерии, правовая незащищенность.

Вторая группа проблем включает те проблемы, степень остроты которых значительно возрастает в кризисные периоды развития национальной и мировой экономики. Сюда относятся вопросы, связанные с поиском оборотных средств в необходимом объеме, привлечением достаточного количества инвестиций, уплатой обязательных налоговых и иных платежей, приобретением оборудования, производственных и иных помещений, сырья и материалов, а также уплатой процентов по кредитам и возвратом самих кредитов.

Существует третья группа проблем, острота которых может, напротив, снижаться в кризисные периоды. К этой группе А.Ю. Чепуренко отнес криминальное давление на малый бизнес, рэкет и т. д. [4].

Эмпирические данные, полученные в результате указанного антикризисного мониторинга малого бизнеса и других социологических исследований положения малых предпринимателей в современной России, в целом подтверждают выводы, сделанные А.Ю. Чепуренко. По мнению аналитиков, представляющих «Опору России», финансово-экономическим кризисом в первую очередь были вызваны «изменения во внешнем окружении» малых компаний, связанные с доступностью необходимых для функционирования предприятий финансовых средств, персонала и недвижимости, поведением покупателей и поставщиков, административным давлением. Выделенные изменения во внешнем окружении малого бизнеса оказывают многостороннее, преимущественно негативное воздействие на различные аспекты деятельности данных компаний: под их влиянием, в частности, в отрицательную сторону меняются объемы продаж и рентабельность предприятий, снижаются численность сотрудников малых компаний и размеры их заработных плат, вырастают объемы задолженностей [5].

В настоящее время, к примеру, 28 % малых предпринимателей сократили численность своих работников, еще 28 % уменьшили им заработные платы. (Отметим, что данное сокращение выступает в качестве одной из причин, обусловивших падение реальных доходов населения страны, его покупательной способности, снижение которой, в свою очередь, приводит к невозможности приобретения частью населения некоторых товаров и услуг, производимых малыми предприятиями.) У малых компаний по сравнению с докризисным периодом в среднем на 60 % снизился объем продаж, 73 % респондентов-бизнесменов отметили сокращение рентабельности своих товаров и услуг. Другой важнейшей проблемой для малых предпринимателей, также во многом обусловленной финансово-экономическим кризисом, является перманентный рост различных задолженностей: перед поставщиками, по аренде и коммунальным платежам, по налогам и т. д. Сами предприниматели при этом считают для себя критичными задолженности перед поставщиками, а также задолженности по заработной плате. Рост просроченных платежей наблюдается более чем у трети (36 %) представителей малого бизнеса. В целом сами предприниматели выделяют в качестве наиболее неблагоприятных последствий финансово-экономического кризиса для функционирования малого бизнеса ослабление рубля и инфляцию, спад спроса на продукцию бизнеса, дефицит финансовых ресурсов [6].

В сложившейся ситуации у многих представителей малого бизнеса возникает необходимость в привлечении заемных средств. Как показывают результаты антикризисного мониторинга, сделать это удается далеко не всем. Так, 31 % респондентов-бизнесменов привлекали в течение последних нескольких месяцев заемные средства в определенном объеме, и примерно такому же количеству субъектов малого бизнеса было отказано в выдаче кредита. Отметим, что в половине случаев банки вообще не указывают причину отказа, еще в четверти случаев малой компании не удается предоставить требуемый залог или устраивающие кредитную организацию гарантии возврата взятого кредита.

Судя по результатам антикризисного мониторинга, большинство предпринимателей (73 %), привлекающих заемные средства, полагают, что взять кредит в банке крайне сложно или практически невозможно. Проблема здесь заключается еще в том, что многие банки регулярно производят увеличение ставок по кредитам (об этом увеличении заявили 80 % предпринимателей) [7]. В совокупности это способствует тому, что банковские кредиты становятся все менее доступными для малых предпринимателей, препятствуя реализации адаптационной стратегии развития для большей части предприятий малого бизнеса.

С началом финансово-экономического кризиса обозначился еще один негативный тренд, связанный с преобладающими стратегиями адаптации малых компаний: если в докризисный период большинство малых предпринимателей брали кредиты в основном для открытия или расширения бизнеса, то с наступлением кризиса средства стали расходоваться преимущественно на рефинансирование уже существующих обязательств. Интенсивное развитие сферы банковского кредитования малых предприятий, таким образом, сменилось упадком. Необходимо отметить, что по прогнозам малых предпринимателей в дальнейшем будет происходить снижение доступности заемных ресурсов (такой точки зрения придерживается половина опрошенных бизнесменов, тогда как противоположной точки зрения - всего 23 %). В странах Европейского союза доля таких оптимистов значительно выше, чем в России: в среднем она составляет 58 % (от 29 % в Греции до 73 % в Испании).

В целом, как видим, в настоящее время существует ряд серьезных проблем, препятствующих эффективному развитию малого бизнеса в современной России, многие из которых связаны с последствиями финансово-экономического кризиса. В рамках функционирования малого предпринимательства обозначились негативные тенденции, связанные и с количественными (уменьшение численности субъектов малого бизнеса), и с качественными (сокращение доли компаний, ориентированных на адаптационную стратегию развития, и увеличение доли малых предприятий, стремящихся к выживанию или простому воспроизводству) изменениями. Сложившаяся ситуация требует реализации комплекса мер, направленных на оптимизацию стратегий адаптации представителей малого бизнеса к условиям современного экономического кризиса, эффективное развитие предприятий данного сектора. Так, например, в Ростовской области, уже приняты меры, которые могут способствовать решению данной проблемы [8].

С точки зрения некоторых экспертов, падению доходности малого предпринимательства и сокращению инвестиций в предприятия малого бизнеса способствуют такие факторы, как рост внеплановых контрольных проверок и сопутствующих им затрат, увеличение числа уголовных дел против бизнесменов. Что касается проверок, то при формальном сокращении плановых проверок происходит одновременный рост внеплановых контрольных рейдов. Наряду с этим, несмотря на декларируемые государством намерения смягчить уголовное преследование бизнеса, в реальности наблюдается рост числа возбуждаемых против предпринимателей уголовных дел. Об этом, в частности, заявил Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмен) Б.Ю. Титов. По его словам, в 2015 г. наблюдался рост количества уголовных дел в отношении предпринимателей, в особенности по статьям Уголовного кодекса России, связанным с мошенническими действиями.

Обозначенные проблемы функционирования малого бизнеса в условиях современного финансово-экономического кризиса признаются на официальном уровне, что нашло отражение в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. В тексте Стратегии отмечено, что система административно-правового регулирования в отдельных отраслях и сферах экономики продолжает оставаться недружественной по отношению к предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования. Указанные обстоятельства в сочетании с сохраняющимся высоким уровнем фискальной нагрузки не позволяют малым компаниям, в особенности тем из них, кто находится на начальных этапах деятельности, добиться увеличения объемов реализуемой продукции, повышения уровня доходности, что могло бы позволить перевести малое предприятие в категорию средних или крупных. Несмотря на отдельные мероприятия, на государственном уровне сохраняется недостаточное

внимание к проблемам малого бизнеса, что проявляется в реализуемой социально-экономической политике государства. Это, в свою очередь, не способствует росту доверия предпринимательского сообщества к государству, значительная часть которого ориентирована на размещение своего бизнеса в теневом секторе экономики [9].

В сложившейся кризисной ситуации, характеризующейся негативными социально-экономическими и внешнеэкономическими условиями, возникла необходимость определить долгосрочную позитивную программу государственной политики в сфере малого бизнеса, что обусловило принятие рассматриваемой Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. В соответствии с замыслом разработчиков Стратегии, она призвана выступить в качестве механизма, позволяющего осуществить координацию действий органов государственной власти и местного самоуправления, представителей предпринимательских организаций и объединений с целью формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, функционирующей на основе ожиданий представителей бизнеса и населения страны в целом. Речь идет о создании благоприятных и комфортных условий для реализации предпринимательского потенциала граждан: в настоящее время в России, в соответствии с данными проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства 2014», только 4,7 % трудоспособных граждан являются начинающими предпринимателями. Во многих других странах фиксируется более высокое значение данного показателя, в том числе в странах БРИКС (в Бразилии - 17,2 %; Китае - 15,2; Индии - 6,6; в ЮАР - 7 %). В Соединенных Штатах Америки, к примеру, доля граждан, которые начинают собственный бизнес, составляет 13,8 % в общей численности трудоспособного населения [10].

Эмпирические материалы, представленные GEM (Global Entrepreneurship Monitor, «Глобальный мониторинг предпринимательства»), показывают, что среди российских граждан наблюдается рост так называемого «страха провала», т. е. боязни начать свое дело, стать предпринимателем. В частности, большинство респондентов (59,5 %) указали, что от «открытия собственного дела их удерживает боязнь быть неуспешными». Следует отметить, что у такой боязни имеются определенные объективные причины. По данным исследования GEM 2014 г., подавляющее большинство создаваемых в России предприятий малого бизнеса не могут преодолеть начальный этап своего развития. Лишь 3,4 % из числа малых компаний существуют на рынке более трех лет, что является одним из самых низких показателей в мире. Такое положение складывается по причине существования труднопреодолимых административных барьеров, препятствующих входу малых предпринимателей на высокорентабельные сегменты рынка, а также высокой стоимости долгосрочных финансово-кредитных ресурсов. Согласно «Глобальному мониторингу предпринимательства», в России меньше, чем во многих других странах, людей, считающих, что они обладают достаточными знаниями и опытом для открытия собственного дела. В РФ таких всего 28,2 %, тогда как в США 55,7 % населения уверены в своих предпринимательских способностях, в странах БРИКС значение этого показателя составляет 46,8 %, а в Восточной Европе -45,9 % [11, с. 13-14].

По словам Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, государственная политика в сфере малого предпринимательства должна быть направлена в первую очередь на «упрощение доступа для малого... бизнеса к деньгам, к инженерным сетям, снижение административной нагрузки». Помимо того, требуется «поддержать спрос на товары и услуги», производимые малыми предприятиями, «в том числе через расширение квоты в системе закупок государственных компаний».

Решению этих и других задач развития малого бизнеса в современной России должна, в соответствии с замыслом главы исполнительной власти, способствовать Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. Основной целью ее является развитие сферы малого предпринимательства как одного из факторов инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики. Реализация данной Стратегии будет содействовать эффективной адаптации малых предприятий к условиям современного финансово-экономического кризиса, а в более широких масштабах - созданию конкурентоспособной, гибкой и адаптивной экономики. Разработчики Стратегии, в частности, планируют, что к 2030 г. благодаря предусмотренным ей различным мероприятиям, направленным на поддержку малого бизнеса, удастся увеличить долю малых и средних предприятий в ВВП страны в 2 раза (с 20 до 40 %), оборот малых и средних предприятий - в 2,5 раза, производительность труда в этом секторе -в 2 раза, долю обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) - до 20 % и долю количества занятых в этой сфере в общей численности занятого населения - до 35 % [12].

Реализация Стратегии развития малого и среднего предпринимательства базируется на пяти основополагающих принципах. Первый предполагает безусловный приоритет малого бизнеса при разработке и реализации любых государственных мероприятий, так или иначе затрагивающих интересы малых предпринимателей. В Стратегии акцентируется внимание на том, что

государство будет проводить свою политику таким образом, что создание каких-либо необоснованных преференций в пользу представителей крупного бизнеса будет исключено, а принятие решений, ухудшающих положение малых и средних компаний, в принципе невозможно.

Второй принцип связан со стимулированием предпринимателей к переходу в легальный сектор экономики и предусматривает создание у бизнесменов мотивации к тому, чтобы работать на законных основаниях. Необходимо отметить, что в соответствии со справедливым утверждением разработчиков Стратегии развития предпринимательства работать легально субъекту малого или среднего бизнеса будет выгодно в том случае, если взаимодействие данного предпринимателя с государственными контролирующими инстанциями будет сведено к минимуму, а отношения между государством и бизнесом в целом станут доверительными.

Третий принцип Стратегии включает оказание государством содействия ускоренному развитию малого бизнеса, что означает поддержку инновационных предприятий, обладающих потенциалом дальнейшего роста. Четвертый принцип связан со стимулированием органов государственной власти и местного самоуправления к проведению мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства, а пятый - с обеспечением «гарантированных и стабильных правил игры» (здесь имеется в виду устойчивость государственной фискальной политики и регулирования в сфере малого бизнеса, позволяющая предпринимателям формулировать долгосрочные планы по развитию компаний, проводить эффективную инвестиционную политику).

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. предполагает реализацию следующих приоритетных направлений поддержки малого бизнеса: интеграция функций поддержки малого и среднего предпринимательства; стимулирование спроса на продукцию малых и средних компаний на основе расширения их доступа к государственным закупкам; создание условий для повышения производительности труда на предприятиях данного вида; обеспечение доступности финансовых средств для малого бизнеса; совершенствование налоговой государственной политики и повышение качества государственного регулирования в сфере малого предпринимательства; стимулирование предпринимательской активности в отдельных регионах страны. В тексте рассматриваемой Стратегии особое внимание уделяется поддержке различных форм взаимодействия государственных органов и учреждений с представителями предпринимательского сообщества. Стратегия также предусматривает создание специальной Корпорации малого и среднего бизнеса (АО «Корпорация "МСП"»), выступающей в роли системного интегратора мер поддержки малого и среднего бизнеса. Корпорация призвана выполнять функции создания единого центра финансово-кредитной поддержки субъектов малого бизнеса, разработки стандартов оказания поддержки соответствующих мероприятий, пропаганды занятий предпринимательством, организации информационно-консультационной и маркетинговой поддержки малого бизнеса [13].

С целью осуществления технологического развития малых предприятий создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Стратегия развития предпринимательства предполагает реализацию ряда мероприятий, направленных на повышение квалификации руководства и рабочих кадров малых предприятий. Малые компании также примут участие в программах по импортозамещению. Как неоднократно отмечалось выше, одним из существенных препятствий на пути развития малого предпринимательства является нехватка финансовых средств: с целью осуществления финансовой поддержки малых компаний Стратегия предусматривает целый комплекс мер, включающих стимулирование коммерческих банков к расширению кредитования малого бизнеса, микрофинансирование, долгосрочное финансирование, программы субсидирования затрат субъектов малого бизнеса, инструменты прямого финансирования и т. д. Большое внимание также уделено фискальной политике государства в отношении субъектов малого бизнеса: в рамках этого направления предполагается принять ряд мер по поддержке малых предприятий [14, с. 130-131].

В целом Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. направлена в первую очередь на снижение давления различных государственных органов и учреждений на субъекты малого бизнеса, увеличение обеспеченности малых предприятий необходимыми финансовыми ресурсами, расширение программ субсидирования малых компаний и т. д. В случае успешной реализации Стратегии малый бизнес в России сможет развиваться более эффективно, приспособиться к негативным условиям внешней среды, в том числе последствиям финансово-экономического кризиса, реализовать адаптационную стратегию развития в рамках осуществляемой предпринимательской деятельности.

Ссылки:

1. Антикризисный мониторинг «Опоры России» [Электронный ресурс]. 2016. Май. URL: http://www.spbopora.ru/pro-jects/anticrizis (дата обращения: 20.05.2017).

2. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в России // Мир России. 2001. Т. 10, № 4. С. 130-161.

4. Там же.

5. Антикризисный мониторинг ...

6. Там же.

7. Там же.

8. Posukhova O.Y., Zayats P.V. Social Engineering as a Mechanism of Optimization of Human Resources Management in Rostov Region // Middle East Journal of Scientific Research. 2014. Vol. 19, no. 3. P. 424-428.

9. Дятлов А.В., Верещагина А.В., Самыгин С.И. Предпринимательство и экономическая безопасность России в условиях вызовов информационной эпохи: теоретические аспекты социологической рефлексии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11/3. С. 71-74.

10. Об утверждении Стратегии ...

11. Верховская О.Р., Дорохина М.В., Сергеева А.В. Глобальный мониторинг предпринимательства : нац. отчет. СПб., 2014.

12. Об утверждении Стратегии ...

13. Там же.

14. Михалева О.В., Мутылина К.О. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 г. // Juvenis scientia. 2016. № 2. С. 129-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.