Научная статья на тему 'Перспективные проекты строительства высокоскоростных магистралей Россия — Западная Европа с европейской шириной колеи'

Перспективные проекты строительства высокоскоростных магистралей Россия — Западная Европа с европейской шириной колеи Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
793
581
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ МАГИСТРАЛЬ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ / HIGH-SPEED RAILROAD LINE / PROMISING PROJECTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Минин К. Н.

Складывающаяся в настоящее время ситуация в вопросах железнодорожного международного сообщения позволяет выдвигать самые разнообразные проекты и дискутировать о перспективах их реализации. В статье рассматривается бизнес-идея по организации международного высокоскоростного железнодорожного сообщения между Россией и странами Западной Европы (Центр Западная Европа).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promissing construction projects for high-speed railroad russia-western europe with European rail gauge

Current situation in the domain of railroad international traffic permits to propose a variety of projects and to discuss the prospects for their implementation. The article covers the business idea of organization of an international high-speed railroad service between Russia and Western Europe (Centre Western Europe).

Текст научной работы на тему «Перспективные проекты строительства высокоскоростных магистралей Россия — Западная Европа с европейской шириной колеи»

УДК 658.53

К. Н. Минин

ОАО «Ленгипротранс»

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ РОССИЯ - ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА С ЕВРОПЕЙСКОЙ ШИРИНОЙ КОЛЕИ

Складывающаяся в настоящее время ситуация в вопросах железнодорожного международного сообщения позволяет выдвигать самые разнообразные проекты и дискутировать о перспективах их реализации. В статье рассматривается бизнес-идея по организации международного высокоскоростного железнодорожного сообщения между Россией и странами Западной Европы (Центр - Западная Европа).

высокоскоростная магистраль, перспективные проекты.

Предпосылки идеи

Переход российских железных дорог в 2003 г. на новую организационно-правовую форму собственности и управления с созданием компании ОАО «Российские железные дороги» вызвал необходимость разработки стратегии интеграции железнодорожного транспорта в международную транспортную систему.

На протяжении почти десяти лет существования политика компании ОАО «РЖД» связана с разработкой перспективных планов и с реализацией конкретных технических решений. К ним следует отнести:

• организацию скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов на главной магистрали Санкт-Петербург - Москва и в направлении Москва - Нижний Новгород с приобретением у компании Siemens нового современного подвижного состава «Сапсан» (Германия);

• строительство в содружестве с немецкими компаниями современного депо по обслуживанию и ремонту скоростного подвижного состава в Ленинградской области (депо «Металлострой»);

• приобретение подвижного состава («Ласточка) для организации скоростного движения в региональном сообщении;

32

• разработку технико-экономических обоснований на строительство выделенных высокоскоростных магистралей (ВСМ) на направлениях Москва - Санкт-Петербург (ВСМ-1), Москва - Казань - Екатеринбург (ВСМ-2), Москва - Адлер (ВСМ-3);

• реализацию проекта организации скоростного движения пассажирских поездов в международном сообщении Санкт-Петербург - Хельсинки (поезд «Аллегро»).

Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р, наряду с указанными направлениями предусмотрено строительство ВСМ Москва - Смоленск - Красное (до границы с Беларусью) протяженностью 463 км, что может служить отправной точкой для рассмотрения вопроса подключения железных дорог России к общеевропейской высокоскоростной железнодорожной сети. При этом следует учитывать, что данный участок российской части железных дорог является составной частью международного транспортного коридора № 2 Москва - Минск - Варшава -Берлин.

На основании указанных предпосылок очевидна целесообразность организации международного высокоскоростного железнодорожного сообщения Центр - Западная Европа.

Концепцией развития международного транспортного коридора № 2 в части высокоскоростного движения предусматривается интеграция проектируемых магистралей с имеющейся европейской сетью.

Интеграция железных дорог России в общеевропейскую высокоскоростную железнодорожную сеть, безусловно, будет иметь положительное влияние на укрепление политических, экономических и культурных связей нашей страны со странами Западной Европы и на повышение интереса к нашей стране со стороны деловых кругов и туристического бизнеса.

Достижение позитивных результатов и эффективности проекта возможно с организацией скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения на полигоне Москва - Минск - Брест - Варшава - Берлин с перспективой его продления во Францию (Париж), Бельгию (Брюссель), Великобританию (Лондон). Следует также обратить внимание на западный проект Baltic Rail, предусматривающий строительство железной дороги из Польши в республики Прибалтики с организацией движения поездов по колее европейской ширины 1435 мм.

Общая протяженность полигона (Москва - Берлин) составляет 1868 км, предлагаемые к реализации скорости движения 160-200, 250-350 км/ч.

В микроэкономическом плане проект приведет к росту пассажиропотока в данном направлении, а в макроэкономическом будет способствовать более тесной интеграции нашей страны в мировое сообщество, что в целом должно положительно сказаться на экономической ситуации в России.

33

Реализация скорости движения поездов до 160-200 км/ч позволит обеспечить время в пути следования между Москвой и Берлином до 18-21 часа, что меньше нынешнего на 6-9 часов, а между Москвой и Варшавой - до 13-15 часов, т. е. меньше на 3-5 часов. Максимальная скорость 350 км/ч обеспечит время в пути между Москвой и Берлином 7,5-8 часов.

Условия и возможности реализации проекта

Создание высокоскоростной линии в международном сообщении ставит на первый план вопросы технической совместимости подвижного состава и инфраструктуры железных дорог различных стран, а также финансовые и правовые аспекты при прохождении трассы по территории, как минимум, четырех государств (России, Беларуси, Польши и Германии).

В рамках Европейского союза под эгидой Международного союза железных дорог (МСЖД) проблема технической совместимости в значительной степени была решена при создании единой Европейской сети высокоскоростных железных дорог, в рамках которой разработаны единые стандарты и системы обеспечения безопасности движения и СЦБ.

При строительстве ВСМ «Центр - Западная Европа», безусловно, должны быть применены стандарты МСЖД. Это позволит в значительной степени сократить расходы на проектирование и строительство магистрали за счет современных существующих и апробированных технологий и технических средств, высокоскоростного подвижного состава, а также расширить перечень корреспонденций пассажиропотока за счет захода поездов Европейской сети на новую линию. В связи с этим на ВСМ «Центр - Западная Европа» целесообразно применение колеи 1435 мм. В комплексе это должно обеспечить привлечение инвестиций в проектирование и строительство магистрали.

В настоящее время высокоскоростной железнодорожный транспорт при организации массовых перевозок пассажиров уверенно занимает транспортную нишу в диапазоне расстояний 400-800 км в дневных пассажирских поездах с местами для сидения и в диапазоне 1700-2500 км в купейных спальных вагонах ночных поездов. В этом диапазоне расстояний по сравнению с другими видами транспорта обеспечивается наименьшее суммарное время в пути следования пассажиров «от двери до двери», а в случае ночных поездов минимальным является время, затраченное из фонда полезно используемого времени пассажира.

Таким образом, на новой линии целесообразно движение как ночных поездов в сообщении между конечными пунктами (Москва - Берлин и далее), так и дневных (Москва - Минск, Минск - Варшава, Варшава - Берлин и т. д.).

В любом случае на стадии ТЭО необходимо углубленное изучение возможного спроса и определение перспективных пассажиропотоков не только

34

между конечными станциями, но и между промежуточными, а также в более дальних корреспонденциях (Париж, Лондон, Брюссель).

Одним из обязательных условий коммерческого успеха линии является возможность транзитного проследования высокоскоростных поездов на уже существующую и перспективную сеть высокоскоростных железных дорог Европы. В связи с этим необходимо учитывать специфику немецкой концепции развития национальной сети высокоскоростных железных дорог, которая заключается в комплексной реконструкции железнодорожных магистралей со строительством отдельных высокоскоростных участков и модернизацией имеющихся линий. На таких магистралях осуществляется смешанная эксплуатация высокоскоростных и обычных пассажирских поездов, а также ускоренных грузовых. В этом смысле высокоскоростные линии в Германии не являются, строго говоря, специализированными.

На стадиях проектирования и строительства ВСМ «Москва - Западная Европа» необходимо решить дополнительные вопросы финансового и правового плана, вызванные прохождением трассы через четыре государства (очевидно, что в рамках только Российской Федерации данное направление бесперспективно).

Ориентировочная стоимость проекта

Ориентировочная стоимость проекта строительства ВСМ «Россия - Западная Европа» отражена в табл. 1.

Таблица 1

Ориентировочная стоимость высокоскоростной магистрали (транспортный коридор № 2)

Магистраль Протяженность, км В ценах 2000 г., тыс. руб. В ценах на 1 кв. 2013 г., тыс. руб. (без НДС)

Россия (Москва -Смоленск -Красное) 463 109 446 060 718 148 565

Беларусь (Орша -Минск - Брест)* 580 137 103 056 844 486 638

Польша (Варшава -Лодзь - Познань -Репин) 450 106 373 061 605 968 464

Итого 1493 352 922 178 2 168 603 667

* Аналог ВСЖДМ «Москва - Санкт-Петербург».

35

Естественно, что приблизительная стоимость может быть определена на более конкретной стадии. О ее более или менее реальных цифрах по стоимости 1 км пути свидетельствуют таблицы 2 и 3, взятые из официальных информационных источников.

Таблица 2

Общая мировая цена всех осуществленных проектов ВСМ по состоянию на 2005 г., млрд евро

Проектные работы и управление проектами 8,5

Мировые инвестиции в ВСМ (всего) 170

В том числе путевой комплекс (без искусственных сооружений) 30

устройства электроснабжения 15

устройства управления, обеспечения безопасности движения и сигнализации 20

другие объекты 105

подвижной состав 26

Таблица 3

Основные показатели ряда европейских ВСМ

Страна Наименование линии Длина линии, км Цена всего проекта, млн евро Цена 1 км, млн евро1

Великобритания Тоннель2 - Лондон, 1-й участок 70 3008 43

Тоннель2 - Лондон, 2-й участок 39 5225 134

Италия Рим - Неаполь 204 9500 46,6

Болонья - Флоренция 78 7800 100

Милан - Болонья 182 11 000 60

Турин - Милан 125 5400 43,2

Германия Кёльн - Франкфурт-на-Майне 177 6000 34

Штутгарт - Ульм 65 4100 63

Нидерланды Южная ВСМ 100 5300 53

Швейцария Матштеттен - Ротрист 45 972 21,4

Испания Мадрид - Сеговия 76 1600 21

Мадрид - Барселона -граница с Францией 796 7813 9,8

Франция ВСМ «Средиземноморье» 250 4100 16,3

Франция Восточная ВСМ 300 3130 10,4

Бельгия Лёвен - Льеж 60 540 9

1 По данным Railway Gazette International. 2 Тоннель под Ла-Маншем.

36

Заключение

Для успешной реализации этого проекта помимо решения технических задач потребуется в первоочередном порядке принять политические решения на уровне правительств всех четырех государств, регламентирующих правовой статус линии, ее целесообразность; проработать вопросы, связанные с реализацией, финансированием на этапах строительства и с дальнейшей эксплуатацией. В этом плане может возникнуть потребность в изменении или дополнении законодательства ряда государств - участников проекта. Велики при этом роль и значение инициатора проекта, позиция государственных органов управления.

Примером принятия такого решения может служить совместная с железнодорожными администрациями ОАО «РЖД» разработка проекта организации железнодорожного сообщения с использованием колеи 1520 мм на направлении Россия - Украина - Словакия - Австрия.

По мнению института, к предлагаемому проекту со стороны европейских стран будет проявлено заинтересованное внимание.

В любом случае идея строительства ВСМ «Москва - Западная Европа» имеет право на жизнь, а целесообразность ее сооружения в обозримой перспективе с учетом обозначенных проблем должна быть определена на первичной стадии технико-экономического обоснования.

Рассматривая перспективный полигон высокоскоростного движения, целесообразно предложить варианты строительства ВСМ на основе европейской ширины колеи 1435 мм.

Данное решение позволит:

• создать единую нормативно-техническую базу проектирования, строительства и эксплуатации ВСМ для всех стран - участников проекта;

• использовать существующий парк высокоскоростных поездов, минимизировав капитальные затраты на подвижной состав;

• увеличить объем перевозок международного транспортного коридора

№ 2;

• увеличить транспортную доступность районов страны;

• увеличить мобильность населения;

• увеличить конкурентоспособность транспортной сети России на мировом рынке транспортных услуг;

• реализовать дополнительные возможности для привлечения в регионы инвестиций, включая иностранные;

• расширить торговый обмен между странами.

© Минин К. Н., 2015

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.