Серия 5. Социально-экономические науки.
5. Секерин В.Д., Нижегородцев P.M., Горохова А.Е., Секерин Д.В. Инновации в маркетинге / Под общей ред. В.Д. Секерина. - М.: МГУИЭ, 2013. - 252 с.
Перспективные направления развития автомобильной промышленности России в условиях перехода к инновационной экономике
Цыбульская Е.В.
Университет машиностроения, ОАО «ММЗ «Вымпел»
8(915)023-03-65, e_tsi@mail. ru
Аннотация. В статье на основе концепции «инновационных сдвигов» SINIC К. Татеиси определяются перспективные направления развития автомобильной промышленности России в XXI веке. Раскрывается роль системных инноваций как основного фактора устойчивой конкурентоспособности автомобильной промышленности. Обосновывается особая роль государства на новом этапе развития человечества - перехода к экономике знаний, обществу знаний, инновационной экономике.
Ключевые слова: инновационное развитие, конкурентоспособность, автомобильная промышленность, перспективные разработки, экономика знаний
Во второй половине XX столетия в высокоразвитых странах стали уделять большое внимание инновациям как основному фактору достижения конкурентоспособности. Характеризуя переход мировой экономики на инновационный путь развития, в научной информации отмечают активизацию инноваций, наличие мирового инновационного движения, формирующего принципиально новую инновационную экономику, инновационный тип воспроизводства. Ученые и исследователи говорят о формировании «новой экономики», «экономики инноваций», «экономики знаний» и «общества знаний», для которого характерны высокий уровень инновационное™ производства (от 70% и выше). Инновационный тип развития как способ экономического роста, увеличения объемов производства стал возможен при превращении большинства факторов-ресурсов в системные образования (системы машин, макротехнологические системы и технологические цепи, системный квалификационный ресурс, сочетающий в себе квалификацию аналитика, управленца, исследователя, служащего, рабочего и т.д.). Преобразуется совокупность тактических, а особенно, стратегических целей развития хозяйственных систем. Целями предприятий и хозяйствующих субъектов по-прежнему остаются рост конкурентоспособности, увеличение прибыли, дохода, рост благосостояния и качества жизни населения. Однако существенным является изменение направления и средств достижения целей хозяйственной системы. Важно отметить, что в инновационной экономике само создание нововведений становится самостоятельным видом деятельности. При инновационном типе развития важная роль отводится управлению, регулированию, стимулированию. Особые задачи призвано решать государство: формирование организационных, экономических и правовых условий для осуществления инновационного процесса, дифференцированно по отношению к каждому уровню экономики (предприятие, корпорация, комплекс, регион, отрасль и др.) Требуется существенный пересмотр целевых установок и механизмов, имеющих отношение к распределению ресурсов, привлечению инвестиций, использованию творческого потенциала кадров, а также формированию системы мотивации, стимулов для овладения знаниями и реального внедрения инноваций. Проведенные расчеты в ЦЭМИ РАН в рамках программы Президиума РАН «Экономика и социология знаний» показали, что переход от сырьевой направленности экономики к инновационной требует некоторых жертв в том смысле, что инвестиции в инновации дают отдачу не сразу, однако эффективность их внедрения очень высока и является основополагающим фактором устойчивой конкурентоспособности экономики, отраслей и предприятий в условиях глоба-
Серия 5. Социально-экономические науки. лизации и гиперконкуренции на мировых рынках XXI века. Экономике инноваций характерна высокая степень рисков, а также необходимость существенных инвестиций, которые не появятся без соблюдения как минимум двух исходных условий: доверия инвесторов к государству и четко сформулированной инновационной политики, затрагивающей все отрасли и подотрасли промышленности.
Трудно переоценить роль автомобилестроения в формировании конкурентоспособной национальной промышленности и экономики в целом. Автомобильная промышленность, во-первых, включает в производственную цепочку металлургическую, электротехническую, нефтехимическую, текстильную, электронную и ряд других отраслей, а во-вторых, является крупнейшим потребителем продукции других отраслей. За счет различных налогов, сборов и других регуляторов бюджета автомобиль является одним из наиболее прибыльных товаров для федерального и местного бюджетов. Анализ состояния автомобильной промышленности России в начале второго десятилетия XXI века показывает, что в основе низкого уровня конкурентоспособности автомобилей российского производства лежат следующие негативные факторы:
• нарушение и разрыв сложившихся в прошлом хозяйственных и производственных связей между предприятиями, вызванный приватизацией;
• дефицит оборотных средств, необходимых для замены техники и технологий, перехода на инновационный путь вследствие слабого развития фондового рынка;
• неподготовленность новых собственников эффективно управлять стратегическим развитием и текущей деятельностью предприятий в условиях полной открытости национального рынка;
• основные инвестиции и финансовые накопления сосредоточены в экспортноориентиро-ванных секторах;
• инновации не востребованы предприятиями. Используется лишь 8-10% инновационных идей и проектов (для сравнения в США - 62%, в Японии - 95%).
• отстранение государства от решения многих проблем из-за следования идеологии монетаризма и либерализма, что приводит к ослаблению позиций экономики, главным образом машиностроительного комплекса;
• меры по реструктуризации автомобильной промышленности не являются системными (попытки реструктуризации предприятий, образования вертикальных холдингов и др. меры не приводят к положительным результатам).
Состояние машиностроения, включая автомобильную промышленность, в 2013 году определяет необходимость поиска новых подходов и путей развития. Анализируя сложившееся положение, можно сделать вывод, что экономика России невосприимчива к инновационному типу развития. Это является следствием неопределенности государственной политики в данной области. Существующие федеральные программы, предусматривающие финансирование инновационных проектов, а также нормы, касающиеся создания и функционирования органов власти, осуществляющих формирование условий для эффективной инвестиционной деятельности и активного развития инноваций, реализуются крайне медленно. Механизмы привлечения средств (кроме бюджетных) в научно-техническую, образовательную, инновационную сферы фактически не действуют. Кредитные ресурсы используются неэффективно, большая часть полученных банковских кредитов направляется на краткосрочные финансовые вложения. Отсутствуют механизмы привлечения внешних инвестиций, подготовки и реализации инновационных проектов регионального, федерального, международного уровней. Не существует инструментов стимулирования субъектов хозяйствования для разработки и внедрения инноваций; человеческий капитал как реальный фактор экономического развития общества знаний пока не сформировался. Без осуществления инновационного прорыва России грозит потеря конкурентоспособности и национальной безопасности. Таким образом, переход на инновационный путь развития является сложной и необходимой экономи-
Серия 5. Социально-экономические науки. ко-организационной проблемой.
Для того, чтобы экономика инноваций получила развитие, необходимо осознать, что без государства переход на новый этап развития не возможен. Задача государственного регулирования в современном обществе состоит не в стимулировании отдельных инноваций, а в формировании и разработке эффективной инновационной государственной политики, включающей национальную государственную программу конкурентоспособного развития автомобильной промышленности. Необходимо определить критические для технологического развития технологии и сосредоточиться на приоритетной разработке и внедрении их на предприятиях промышленности в процессе посткризисного развития. Важно, чтобы эта политика опиралась на действенный механизм осуществления предварительной модернизации.
Для того, чтобы определить направления для поэтапного инновационного развития автомобильной промышленности России в целях создания конкурентоспособных на внешнем и внутреннем рынке автомобилей, рассмотрим концепцию SINIC - модель предсказания будущих технологий, впервые предложенную в 1970 году. Ее основателем считается японский предприниматель Кадзума Татеиси, глава электронной корпорации "OMRON Electronics".
Название концепции SINIC представляет собой аббревиатуру: первые буквы английских слов seed (зерно), innovation (инновация), need (потребность), impetus (побег), cycle (цикл), складывающихся в предложение «От зерна-инновации к побегу-потребности» [1]. Эта теория по своей сути схематически представляет историю человечества в виде двух циклических связей между наукой, технологией и обществом (рисунок 1).
Up cms Общество J 'es нлюгш Hay ь:и
I СЮ ODO J3 D н 1
12 ООО до н.э.
7ТЮ да н.э.
Ii02 I
1765 и.». Первая
п р о м ышлсннак p-CB0.lHDll.Hfi
н.э. Нгорш про мыт-иен нал р С Bö J ЛОЦИЯ
1=045 и.з,
I *еВО ЛИЛ.И*. свя закная с авто MHHKD н
1074 н.э. Fe во лкдд н к. связанная с кибернетикой
3(Ю5 и.л. Р-е во: ни в •бион нгк е.
капо и ay кс
2i025 н.э. Ре-во.люиин в гкнхо н етнкс. нанонау ке
20S3 н.э. Револнзин ж. связанная с мета-пен х о н стико и
Рисунок 1. Диаграмма стадий развития общества (составлена по системе 8Ш1С К. Татеиси)
Серия 5. Социально-экономические науки.
Один цикл начинается с огромного прорыва в области научных знаний. В результате «высеиваются семена» новой технологии, что оказывает влияние на всю жизнь общества и становится причиной социальных преобразований в нем. Второй цикл направлен в обратную сторону, он возникает из потребностей общества. Острая нужда в новой технологии со временем удовлетворяется при помощи технической, технологической инноваций, которые, в свою очередь, стимулируют дальнейшую научную эволюцию. Таким образом, наука, технологии и общество развиваются циклично и взаимосвязанно. Изменение в одной из сфер концепции БШГС является либо причиной, либо следствием изменения в другой. А двигательной силой этой циклической эволюции является стремление человечества к непрерывному прогрессу.
Корректировки названий технологий девятого и десятого этапов сделаны автором с учетом реальных изменений и прогнозируемого развития.
Согласно теории БШГС, в истории человечества с древнейших времен до наших дней произошло десять главных инновационных сдвигов. Последние три - индустриализация, механизация и автоматизация - вместе образуют индустриальное общество. Затем общество в своем развитии достигает стадии информатики (кибернетики), оптимизации и автономности (общества знаний). Последняя стадия, на которую указывает экспонента БШГС, - это возникновение естественного общества. В соответствии с этой концепцией, находится в развитии этап, связанный с приоритетом развития био- и нанотехнологий. Основой следующего инновационного сдвига будет психонетика и нанонаука. Цикл заканчивается появлением ме-тапсихонетики и формированием на ее основе естественного общества, в котором человек переходит на принципиально новый уровень сознания.
Анализируя данную концепцию, в формировании автомобильной промышленности можно выделить несколько этапов ее развития на основе инноваций. Первые автомобили (в современном понимании - с компактным бензиновым двигателем) были сконструированы в конце XIX века. Официально производителями первых автомобилей считают немецких изобретателей Бенца и Даймлера, работающих одновременно, независимо друг от друга (в 1926 году они образовали компанию «Даймлер-Бенц», торговая марка которой «Мерседес-Бенц» является в настоящее время известнейшей в мире). Кустарные методы производства автомобилей сменились моделью «фордизма» в рамках второй промышленной революции (машинно-технической). Принцип конвейера впервые был использован в производственных процессах на чикагских бойнях в середине XIX века. В автомобильной промышленности конвейер впервые был применен в начале XX века в США на заводе Г. Форда для сборки автомобилей. До 1913 года машины на заводе компании «Форд» собирались бригадами рабочих, а в 1913 г. появился первый движущийся конвейер. Трудозатраты на операциях изготовления шасси легкового автомобиля сократились с 12 чел/ч до менее чем 1,5 или в 8 раз [2]. Этим было положено начало широкого применения конвейера практически во всех отраслях массового и крупносерийного производства. Длительное время именно конвейер играл роль своеобразного символа наиболее рациональной организации производства и высокого уровня его эффективности.
В период от Первой мировой войны до 40-х годов XX века разрабатываются и углубляются основы теории строения и расчета автомобиля, машины становятся более удобными и быстрыми, начинается эпоха массового автомобильного производства. На протяжении 5060-х годов повышалась мощность двигателя, росла скорость транспорта. Важными технологическими разработками стало использование дизелей, независимой подвески, более широкое применение впрыска топлива и растущее внимание к безопасности конструкции автомобиля. Модель Г. Форда, дополненная взглядами А. Слоуна, сменяется системой «гибкого производства» в результате перехода развитых стран от общества автоматики к обществу кибернетики. Предпосылка столь кардинальных изменений - крупные научно-технические достижения других отраслей промышленности, особенно электронной.
Серия 5. Социально-экономические науки.
В конце XX века производство автомобилей характеризовалось высокой степенью автоматизации и роботизации производственных процессов, ростом доли непрерывных технологий в индустрии, компьютеризацией всех стадий производства, внедрением гибких автоматизированных систем, ЧПУ, манипуляторов, обрабатывающих центров, а также информационных систем (баз данных, языков и программных средств переработки информации). В начале XXI веке внимание ведущих мировых автопроизводителей сосредоточено на улучшении экологических показателей двигателей внутреннего сгорания (дизели нового поколения, каталитические нейтрализаторы, новые типы топлива, в том числе биотопливо), создании гибридных автомобилей, электромобилей, повышении уровня безопасности, улучшению ходовых свойств, внедрению электронных систем помощи вождению, совершенствованию дизайна и комфортабельности современного автомобиля. Согласно концепции БШГС ожидаемые в перспективе до 2030 года научно-технические и технологические революционные изменения ориентированы (исходя из результатов научных исследований и их важности для общественного развития) на бионику, когнитивные и нанотехнологии, психонетику. Ряд стран уже активно включились в процессы подготовки формирования ожидаемых революционных изменений. Рассмотрим эти направления относительно применения их в автомобилестроении.
Концепция бионики, основанная на заимствовании у природы различных идей и реализации их в виде конструкторских, дизайнерских решений, новых информационных технологий, не является новой, но в конце XX века получила новый импульс к развитию, поскольку современные технологии позволяют копировать природные решения и конструкции все более точно. Основным направлением исследований ученых, использующих бионический подход, является создание уникальной адаптивной структуры, которая взаимодействует с окружающей средой и может приспосабливаться, изменяя свои свойства. Так, в автомобилестроении, ученые пытаются конструировать системы, способные приспособливаться к окружающей среде. Например, современные автомобили оборудованы многочисленными сенсорами, которые измеряют нагрузку на отдельные узлы и автоматически изменяют давление в шинах.
Для обеспечения устойчивой конкурентоспособности автомобильной промышленности России в перспективе должны рассматриваться вопросы конструирования не только новых автомобилей, но и возможности преобразования самих способов движения. Во многих развитых странах ведутся инновационные исследования в области разработок альтернативных видов транспорта на стыке автомобиле-, самолето-, вертолето- и судостроения. Такие разработки в России тоже ведутся. Так, одним из интересных проектов можно считать проектирование инновационного транспорта, сочетающего гибрид легкого вертолета и автомобиля. Этот проект направлен на реализацию взаимной заинтересованности государства, ОАО «УАЗ» и широкого круга потребителей в формировании новых многофункциональных транспортных средств с максимально расширенной средой их использования. Анализ проекта показывает высокую эффективность инвестиций учредителей в уставной капитал совместного предприятия. Так, чистая текущая стоимость проекта составляет 39 млн амер. долл.; внутренняя норма доходности - 29 %; дисконтированный срок окупаемости - 12 лет. [3] Разработка таких проектов связана с большими инвестиционными вложениями при большом сроке окупаемости и высоком уровне риска. Поэтому для их развития необходима значительная государственная поддержка, а также поддержка малого и крупного бизнеса.
В начале второго десятилетия XXI века нанотехнологии являются сравнительно новым научно-практическим направлением, подразумевающим использование методов и приемов, обеспечивающих возможность контролируемым способом создавать и модифицировать объекты, включающие в себя компоненты размерами менее 100 нм (хотя бы в одном измерении), и в результате приобретающие принципиально новые качества и свойства, позволяющие осуществлять их интеграцию в полноценно функционирующие системы любого мас-
Серия 5. Социально-экономические науки. штаба. По прогнозам ученых развитие этой области знаний сможет изменить жизнь человечества больше, чем паровая машина, электричество или компьютеризация. Их развитие открывает большие перспективы при разработке новых материалов, развитии микроэлектроники и компьютеров, биотехнологии, здравоохранения, вооружения и средств связи. Нанотехнологии дают импульс к развитию конкурентоспособных инноваций, к появлению новых видов бизнеса и являются наиболее перспективными направлениями развития промышленности в эпоху глобализации знаний.
В автомобилестроении возможности применения нанотехнологий очень широкие. В XXI веке автомобили станут более интеллектуальными, основанными на легких и прочных материалах, способных к саморегенерации и «самозалечиванию», миниатюризации, и работающих на экологических видах топлива. В связи с осознанием мировым сообществом энергоэкологического кризиса, особое внимание уделяется гибридным транспортным средствам, электроавтомобилям, а также автомобилям на топливных элементах. Нанотехнологии внедряют многие крупнейшие автопроизводители, среди них Mersedes-Benz, Volkswagen и др.
Так, продолжаются интенсивные исследования по повышению эффективности литий-ионных аккумуляторов. Новый материал, разработанный японской компанией Sumitomo Electric, может существенно повысить емкость литий-ионных аккумуляторов - в 1,5 - 3 раза, а это позволит увеличить дальность поездки электрических автомобилей на 50 - 200% или позволит сократить объем и вес аккумуляторных батарей на 2/3 при неизменной дальности передвижения. Этот материал, имеющий пористую структуру, называется Aluminium-Celmet. Помимо электромобилей, этот микропористый алюминиевый материал может успешно применяться и в аккумуляторных батареях, предназначенных для хранения энергии возобновляемых источников, таких как ветер, солнце или водородные топливные элементы.
Компания Fiat намерена применить устройство, которое будет отображать полезную информацию непосредственно в лобовое стекло. Инженеры Fiat намерены внедрить излучающий индикатор на лобовом стекле, который активно используется в военной авиации. Исследовательский центр итальянского производителя участвует в европейском проекте NaPANIL, целью которого является разработка коммерческой пригодности технологии создания трехмерных наноструктур на различных поверхностях, включая стекло.
Исследователи из бельгийского центра микро- и наноэлектроники IMEC создали MEMS - чип, способный питать датчики системы контроля давления в шинах автомобиля. MEMS - генератор преобразует энергию вибраций в электрическую для питания датчика, встроенного в золотник колеса.
Ниже приводится обзор возможностей применения нанотехнологий в автомобилестроении.
Наноструктурированные материалы:
• легкие каркасные материалы;
• термостойкие, огнеупорные материалы;
• стекла с управляемыми оптическими свойствами;
• антифрикционные, противоизносные покрытия;
• умные, сверхмягкие рессоры;
• долговечные шины;
• краски и покрытия: самоочищающиеся, самовосстанавливающиеся, нецарапающиеся, те-плоотражающие, радиопоглащающие, аннтикоррозионные, различные цветовые эффекты.
Наноэлектроника:
• системы GPS-навигации;
• сверхточные анализаторы и сенсоры;
• сверхточные микроакселерометры;
• мониторинг перемещения, давления, заклинивания, повреждений, износа.
Серия 5. Социально-экономические науки. Обработка, передача информации:
• автомобильная телематика;
• обработка изображений;
• мультимедиа;
• дистанционное управление;
• элементы искусственного интеллекта.
Биометрические системы:
• дисплеи, внешнее и внутреннее освещение;
• мониторинг климата;
• интеллектуальное управление климатом;
• электроника, работающая в широком диапазоне температур;
• датчики контроля безопасности и окружения;
• противоугонные системы;
• акселерометры подушек безопасности;
• сверхъемкие аккумуляторы, способствующие широкому внедрению электромобилей и гибридных автомобилей.
Комфорт и безопасность:
• гигиена;
• шумоизоляция и снижение вибраций;
• эргономичный интерактивный дизайн;
• системы эвакуации.
Производство:
• автоматизация, телеуправление;
• инструменты, станки, машины;
• контроль и измерение;
• снижение энергопотребления и стоимости сырья.
Экология:
• очистка и фильтрация выхлопных газов;
• переработка старых автомобилей;
• биодеградируемые материалы;
• топливные элементы.
Приведенный выше список является общим, но он показывает, какие огромные возможности предоставляют нанотехнологии при использовании в автомобилестроении, а перспективные разработки по данному направлению определяют формирование автомобиля будущего и являются важнейшими составляющими устойчивой конкурентоспособности автомобильной промышленности в XXI веке.
Таким образом, основными направлениями развития автомобильной промышленности в свете ожидаемых научно-технических революционных изменений, являются био-, нано- и когнитивные технологии. Для обеспечения устойчивой конкурентоспособности автомобильных предприятий России государству необходимо финансировать инновационные проекты и способствовать проведению исследований и разработок по отмеченным перспективным направлениям, включающим расширение интеллектуальных возможностей машин, создание полифункционального адаптивного человеко-машинного интерфейса, биоробототехнических систем, разработки альтернативных видов транспорта, а также особое внимание необходимо уделить реформированию системы управления предприятиями на базе современных эффективных методов управления (включая бенчмаркинг). Вследствие осознания мировым сообществом проявлений глобального энергоэкологического кризиса следует отметить важность разработок и внедрения энергоресурсосберегающих технологий.
Серия 5. Социально-экономические науки. Выводы
Государству необходимо осуществлять активную политику по всесторонней поддержке автопроизводителей России в проведении НИОКР, опираясь на критические для технологического развития технологии; формировать благоприятные условия использования инновационных идей и стимулировать автопроизводителей к внедрению системных инноваций и прорывных технологий на предприятиях; способствовать созданию инновационного климата. Необходима национальная государственная программа конкурентоспособного развития автомобильной промышленности, определяющая опережающую роль инновационных систем, и предусматривающая создание федерального научного центра, ответственного за техническую инновационную политику автостроения, координирующего деятельность всех НТЦ автостроения. В результате форсированного развития по данным направлениям в первые три десятилетия XXI века России предоставляется возможность качественного повышения конкурентоспособности национальной автомобильной промышленности на основе перехода к обществу знаний и инноваций.
Статья подготовлена с использованием системы КонсультантПлюс.
Литература
1. Татеиси К. Вечный дух предпринимательства: Практическая философия бизнесмена / Пер. с англ. М.: Московский бизнес, 1990;
2. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Ковалева. - М.: Юристъ, 2003. - 604 е.;
3. Маркетинг в России и зарубежом. №3, 2012;
4. Ефимова О.В. Развитие взглядов на формирование корпоративной отчетности в условиях инновационной парадигмы развития экономики. М.: Финансовая академия, 2010;
5. Ефимова О.В. и др. Актуальные проблемы аналитического обеспечения управленческих решений. М.: Финансовый университет, 2010.
Особенности коммерциализации знаний в постиндустриальной экономике
Баев В.В., к.э.н. доц. Дзакоев З.Л. Университет машиностроения, ООО «Эксперт-Менеджмент»
уу. Ъаеу@уапёех. ги
Аннотация. Исследованы подходы к методам коммерциализации знаний, представлена классификация основных моделей и методов цены знания, проведен сравнительный анализ вариантов установления договорных цен в условиях индустриальной экономики и в экономике знаний.
Ключевые слова: знания, коммерциализация, информация, цена, труд, модели, методы, стоимость, себестоимость, производство, факторы
Важнейшим условием развития экономических систем в XXI веке считается совокупность движущих сил, выступающих в виде образования, науки, технологий, компетенций персонала, инноваций, сформировавших экономику, базирующуюся на знаниях, или экономику знаний [1; 2; 3]. Данный термин используется для идентификации такого типа экономики, в которой знания становятся источником устойчивого роста, играют решающую конкурентную роль, изменяя тем самым всю экономическую архитектонику мира [4; 5].
Под знанием далее понимается проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека [6]. Экономический аспект разработки и применения знаний требует рассмотрения особенностей их коммерциализации и превращения в готовый продукт, имеющий цену и предлагаемый на рынке.
Коммерциализация знаний представляет собой результат сложного взаимодействия составляющих ее элементов, специфики, законов спроса и предложения, стоимости воспроиз-