Д.В. Данилов
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АРХИВНЫХ САЙТОВ В ИНТЕРНЕТЕ
В статье рассматриваются современные тенденции развития архивных сайтов Интернета. Автор констатирует тот факт, что требования пользователей к онлайновому обслуживанию в последнее время возросли, увеличилось и количество пользователей. Для того чтобы пойти людям навстречу, необходимо совершенствовать организуемые в рамках ресурса сервисы. Автор выделяет следующие направления совершенствования: создание единых поисковых механизмов в области онлайнового НСА (примеры таких сервисов - британский A2A и шотландская SCAN), организация службы заказа/доставки оцифрованных копий документов через Интернет, развитие средств обратной связи с пользователями, создание площадок сетевого общения по архивной тематике (форумы, блоги), применение новых методов предоставления контента пользователям (RSS, подкастинг) и проектирование облегченных версий архивных сайтов, рассчитанных на мобильные устройства.
Ключевые слова: обслуживание пользователей, архивные сайты, новые технологии, сервисы онлайн, Интернет.
Современный Интернет давно перестал быть пространством для избранных. С каждым годом пользователями Интернета становится все большее количество людей, причем это далеко не только молодежь, как можно было бы подумать. Социальные сети, подобные «Одноклассникам», объединяют сейчас людей самых разных возрастов, проживающих в самых разных уголках мира. И чем доступнее становятся технологии, носящие дистанционный характер, тем больше новых пользователей прибывает в Интернет. Понятно, что людям, лишь недавно открывшим для себя глобальную сеть и
© Данилов Д.В., 2011
не связанным по природе своей деятельности с ^-сферой, гораздо сложнее ориентироваться в ней, чем тем, у кого за плечами многолетний опыт работы в Интернете. Последние способны достаточно быстро найти нужную им информацию самостоятельно, новичкам же порой приходится долго и упорно объяснять самые банальные и аксиоматичные, с точки зрения сетевого мира, вещи. Вместе с тем с развитием технологий возрастают и пользовательские требования к онлайн-обслуживанию. Все отчетливее проявляется желание пользователя получить необходимые ему сведения «здесь и сейчас», без промедления и по возможности с минимальными эвристическими усилиями. Данный тезис применим и по отношению к сайтам архивных учреждений. Если в прошлом, еще десять лет назад, сама возможность найти в Сети что-то полезное по архивной тематике могла показаться пользователю большой удачей, то сегодня нарекания будет вызывать уже отсутствие искомой информации. Причем пользователь может быть совершенно не в курсе того, с какими проблемами ежедневно приходится сталкиваться службе поддержки сайта (а проблем не так уж и мало), но все равно будет требовать первостепенного внимания к своему вопросу, все равно будет искать на него готовый, предельно ясный ответ. В результате появляется потребность в создании простых, интуитивно понятных веб-интерфейсов, в организации более удобных и эффективных сервисов. Адекватным решением проблемы возросших требований пользователей, равно как и проблемы увеличения общего количества пользователей, может стать лишь дальнейшая эволюция архивных сайтов, их многостороннее совершенствование. Попытаемся определить основные направления, по которым идет развитие архивных сайтов, проанализировав как отечественный, так и зарубежный опыт в этой области.
1. В области онлайнового НСА заметны тенденции к унификации и созданию единых поисковых механизмов. Подобные меры представляются вполне обоснованными, так как пользователю непросто ориентироваться во множестве разрозненных гипертекстовых и динамических1 справочников. Порой пользователь не знает, в каком именно архиве могут находиться интересующие его документы и, следовательно, вряд ли сможет определить, какой конкретный архивный справочник ему нужен. Вероятно также, что интересующие пользователя документы разобщены и хранятся в разных архивах. Еще одна проблема заключается в том, что некоторые справочники, размещенные в Интернете, сложно найти через поисковые системы. Единый поисковый механизм способен стать универсальным решением всех этих и многих других проблем, способен стать отправной точкой для исследователя архивов. Он
может быть реализован в различных формах, в том числе в форме специального портала. Подобный портал существует, например, в Шотландии под аббревиатурой SCAN (Scottish Archive Network)2. Электронный каталог портала предоставляет пользователям возможность производить поиск по 20 тыс. коллекций документов, хранящимся в 53 шотландских архивах. В Великобритании (Англия, Уэльс3) аналогом шотландской SCAN является сервис A2A (Access to Archives)4. Этот сервис включает около 30% всех британских архивных справочников, описывающих фонды 418 архивохранилищ страны. Если говорить о нашей стране, то в планы Росархива входит создание электронной сетевой версии ЦФК. Это, впрочем, дело будущего. В настоящий же момент объединение архивных справочников происходит в рамках базы данных «Путеводители по российским архивам», размещенной на субдомене портала «Архивы России»5. В базу данных включены как путеводители по ряду федеральных архивов (РГАДА, РГВИА, РГВА, РГАЭ, РГАСПИ, РГАЛИ), так и путеводители по региональным архивам. Электронные версии вошедших в базу данных путеводителей создавались на основе печатных изданий.
2. Одним из наиболее перспективных и полезных сервисов в рамках архивных сайтов может стать онлайновая служба заказа/ доставки оцифрованных копий документов. Уже сейчас этот сервис применяется на некоторых российских библиотечных сайтах, а также на ряде западных архивных ресурсов. Заказ документов онлайн позволяет человеку получить необходимую ему ретроспективную информацию без физического посещения архива, что особенно актуально в случае географической отдаленности места проживания пользователя. Впрочем, даже тем пользователям, которые имеют возможность посетить архив лично, иногда гораздо выгоднее и проще заказать документ через Интернет, не покидая виртуальной среды. С другой стороны, несмотря на вполне очевидную выгоду для пользователей, организация подобного сервиса является достаточно непростым и трудозатратным делом, хотя бы по той причине, что требует наличия в штате архива сотрудников, которые бы регулярно занимались оцифровкой документов. В этой связи услуги подобного рода, если они все-таки будут оказываться, целесообразно делать платными, причем плата, скорее всего, окажется немалой. Тем не менее исключение в ряде ситуаций может быть сделано для социально-правовых запросов, которые в обычном порядке исполняются бесплатно. Есть две базовые модели сервиса доставки оцифрованных копий документов. Первая предполагает заказ уже оцифрованных документов (таков, к примеру, сервис «Documents Online» на сайте национальных архивов Великобритании6), вто-
рая - заказ документов, которые будут оцифрованы по требованию пользователя (сервис «Digital Express» на том же сайте7). Ясно, что во втором случае документ обойдется пользователю дороже8, к тому же его доставка будет отсрочена на какое-то время, требующееся на прием, обработку и исполнение заказа. Созданию службы заказа / доставки оцифрованных копий документов на сайте может предшествовать организация онлайновой системы заказа документов в читальный зал. В этом случае пользователю все-таки придется посетить архив, но он сэкономит время и сможет без промедления начать ознакомление с искомыми материалами сразу же по прибытии в читальный зал. В идеале формы для заказа документов в читальный зал должны быть совмещены с размещенным на сайте НСА, так, чтобы, просматривая записи в архивных справочниках, пользователь в любой момент мог перейти к форме заказа, поля которой были бы уже частично автоматически заполнены необходимыми поисковыми данными.
3. Достаточно актуальным продолжает оставаться вопрос совершенствования средств обратной связи. Связь с пользователями посредством обычной электронной почты хоть и является распространенной и простой, не решает ряда существенных проблем. Самая главная проблема заключается в том, что пользователю приходится отправлять свой запрос по указанному на сайте адресу в произвольном виде, с произвольным заголовком. В результате запрос отправляется порой в плохо сформулированном виде. Понятно, что обработка такого запроса может вызвать определенные затруднения. Поэтому лучше использовать на сайте контактные формы. С помощью полей контактной формы можно придать четкую структуру обращению пользователя, избавившись от излишних подробностей, встречающихся в обычных письмах. Кроме того, формы позволяют скрыть e-mail архивного учреждения, создавая тем самым барьер для непрофильных обращений. Если на сайте размещено несколько контактных форм, каждая из них способна выполнять отдельную функцию (социально-правовой запрос, тематический запрос, генеалогический запрос, форма для замечаний по поводу работы сайта и др.). На практике для одних только социально-правовых запросов может быть использовано около десятка различных вариантов форм. В последнее время видна тенденция к организации службы «одного окна», когда на сайте создается специальный раздел (или отдельная страница), где пользователи могут задать любой профильный вопрос. Подобный раздел может быть озаглавлен следующим образом: «Задайте свой вопрос», «Прием запросов и обращений от граждан» и т. п. Для посетителей ресурса это вполне наглядно. Сама по себе служба «одного окна», скорее
всего, будет представлять собой множество контактных форм по разным вопросам для каждого отдельного случая. Не лишней для посетителей, как представляется, станет и дополнительная справочная информация о том, как правильно сформулировать свой запрос, какие сведения в нем указывать для наиболее эффективного поиска в архиве. Но при всех своих преимуществах связь через контактные формы все равно не создает ощущения интерактивности. Для этого нужны гостевые книги или форумы, о которых будет сказано ниже.
4. Гостевые книги и форумы на архивных сайтах, представляя собой одну из разновидностей средств обратной связи с пользователями, являются в то же время и чем-то большим. Они способны функционировать и в качестве площадок для сетевого общения9. Современный Интернет уже почти немыслим без таких площадок. Сетевые пользователи привыкли общаться между собой, обмениваться мнениями, советами, рекомендациями. Позиция других людей становится психологически очень важной, часто ей склонны доверять как своему второму «Я», противопоставленному «официальной» точке зрения администраторов или владельцев того или иного ресурса. Это можно считать проявлением чрезвычайно популярной ныне идеи Веб 2.0., идеи Сети, в которой взаимодействие между пользователями выходит на первый план и становится структурообразующим фактором. Как результат создание площадки сетевого общения в рамках архивного сайта позволяет повысить интерактивность работы ресурса, что в свою очередь благоприятно влияет на уровень доверия к нему со стороны пользователей. К тому же далеко не лишним для архива может оказаться привлечение на свою сторону квалифицированных пользователей (особенно профессиональных архивистов), когда они становятся своеобразными «внешними агентами» службы поддержки и помогают ей отвечать на вопросы людей менее компетентных, слабо знакомых с тонкостями архивного дела.
Гостевые книги дают пользователям не только общее ощущение интерактивности диалога, но и возможность прочитать сообщения, оставленные другими посетителями сайта, и на их основании скорректировать свой вопрос или предложение. Гостевая книга функционирует по линейному принципу «вопрос-ответ». Оперативность ответа зависит от текущей загруженности службы поддержки. Форумы сложнее гостевых книг в плане установки, отладки и мо-дерации, но они создают возможность многоуровневого общения. Сообщения разграничиваются здесь по темам и подтемам, формируя, таким образом, ветви для обсуждения. Количество участников обсуждения может быть достаточно большим. При этом представители службы поддержки сайта вовсе не обязаны принимать участие
в обсуждении каждой темы. Их присутствие может быть сведено к роли наблюдателя с правами модератора. Для больших, активных форумов целесообразным представляется наличие нескольких модераторов. Права модератора в ряде случаев могут быть переданы некоторым опытным, хорошо зарекомендовавшим себя на форуме пользователям.
К сожалению, в Рунете не так много полноценных площадок для общения по архивной тематике. Отраслевой форум на портале «Архивы России»10, открытый в марте 2008 г., можно считать приятным исключением, он явно подает позитивный пример другим ресурсам страны. За время, прошедшее с момента открытия, форум успел доказать свою состоятельность, показал, что способен привлекать как профессиональную аудиторию, заинтересованную в обсуждении архивоведческих проблем, так и людей, обращающихся сюда со вполне обыденными социально-правовыми, генеалогическими запросами. По состоянию на 30 ноября на форуме было зарегистрировано 540 пользователей, которые оставили свыше 1000 сообщений в 212 темах. Средний возраст участников форума - примерно 37 лет, при этом здесь присутствуют люди самых разных возрастов.
Необходимо, наконец, упомянуть и про такой перспективный инструмент сетевой коммуникации, как блоги. Практика создания архивных блогов пока распространена недостаточно, но, несомненно, имеет право на существование. Блоги могут функционировать как обособленно, на собственном хостинге, так и на массовых блог-хостингах, подобных livejournal.com. Первый вариант, безусловно, солиднее (за таким блогом проще будет закрепить официальный статус), однако второй вариант, особенно на первых порах, способен привлечь большую аудиторию и гораздо менее трудоемок в плане раскрутки. Блоги очень удобны для обсуждения текущих проблем, новостей. К тому же они не требует регистрации, как на форуме. Минусом блогов можно считать сравнительно быструю деактуали-зацию опубликованной информации.
5. Постепенно происходит совершенствование методов доставки контента пользователю. Привычная модель, когда пользователь сам заходит на сайт и ищет нужную ему информацию, несколько устарела и нуждается в определенной корректировке. Иногда у человека нет возможности зайти на сайт из-за банальной нехватки времени. Возможно также, что он частично потерял интерес к сайту. В этих случаях полезно будет напомнить пользователю о существовании сайта, об обновлениях размещенных на нем материалов методом инициативного информирования. Наиболее проверенный способ подобного информирования - рассылка по электронной почте. Так можно оповестить заинтересованную аудиторию об изменениях на
сайте. Однако подписка на рассылку требует от пользователя как минимум указания адреса электронной почты, что может стать преградой, например, из-за подсознательной боязни спама. Да и в целом процедура подписки отнимает какое-то, пусть небольшое, но потенциально дорогое для пользователя время. В этой связи перспективно было бы обратить внимание на технологию RSS. Использование технологии RSS (в последней модификации - Really Simple Syndication) функционально во многом близко традиционной почтовой рассылке, но по ряду параметров представляет собой более совершенный механизм. С помощью данной веб-технологии пользователи обычно получают краткое описание обновлений материалов сайта и ссылки на страницы с этими обновлениями. RSS в сравнении с почтовой рассылкой отличается большей гибкостью и простотой. Потенциальному подписчику не нужно подтверждать заявку на подписку, не нужно указывать адрес электронной почты. Пользователю достаточно лишь ввести адрес RSS-канала в специальную программу RSS-ридер или в специализированный веб-агрегатор (наподобие Яндекс.Ленты). Это можно сделать очень быстро. Формат RSS является разновидностью XML. Код каждого RSS-сообщения обыкновенно содержит заголовок опубликованной на сайте новости / статьи, ее описание в нескольких фразах и ссылку на полный ее текст, размещенный на сайте. В рамках веб-ресурса может быть организовано несколько RSS-каналов по разной тематике. На архивных сайтах отдельные каналы могут быть заведены для новостей, анонсов публикуемых архивоведческих статей, информации о рассекречивании документов и т. п. Вполне обоснованным, допустим, представляется наличие двух каналов, первый из которых будет ориентирован на архивистов, а второй -на исследователей.
Другое новшество, ставшее достаточно популярным в Интернете в последние годы, - подкастинг. Сервис, называемый подкас-тингом11, позволяет организовать трансляцию аудио/видеоинформации с сайта на периодической основе. Он является подвидом RSS-вещания. Каждый выпуск подкастинга представляет собой отдельный аудио/видеофайл. Загрузка новых выпусков на компьютер или портативный плеер пользователя может производиться как в ручном, так и в автоматизированном режиме, что позволит человеку получить интересующую его мультимедийную информацию, не заходя на сайт. В качестве материала для подкастинга на архивных сайтах могут быть представлены мультимедийные анонсы выставок, репортажи с открытия выставок, репортажи о знаменательных событиях в архивной отрасли, интервью представителей администрации архивных учреждений и органов управления архивным де-
лом и т. п. На западных архивных сайтах подобным образом нередко размещаются записи специализированных лекций и семинаров по исторической тематике. Канал подкастингового вещания организован, к примеру, на сайте британских национальных архивов12, а также на сайте национальных архивов Австралии13. Трансляция на этих ресурсах ведется в популярном аудиоформате mp3.
6. Широкое распространение различных мобильных устройств в мире все чаще заставляет разработчиков сайтов задумываться о необходимости создания мобильных версий проектируемых сетевых ресурсов. Это обусловлено и высокой (по сравнению с обычными каналами связи) стоимостью мобильного интернет-трафика для пользователей, и небольшими размерами экранов мобильных устройств, отображающими гораздо меньше информации, чем стандартный экран персонального компьютера. Даже если пользователь имеет с собой в дороге ноутбук, работать с ним на улице крайне проблематично, тем более на ходу. В то же время PDA или смартфон позволяют что-то быстро посмотреть в Интернете, даже если человек находится в движении. Так, в оперативном порядке пользователю, к примеру, может потребоваться информация о точном месторасположении архива, режиме работы его читального зала и т. п. Версия сайта, ориентированная на мобильные устройства, должна быть эргономичной и компактной по своему интерфейсу. На практике это задача решается созданием WAP-версии ресурса, доступной по WAP-протоколу14 через WAP-браузер на мобильном устройстве пользователя. Для написания кода WAP-сайтов используется специальный, отличающийся от HTML, язык разметки - WML (Wireless Markup Language). В то же время сейчас идет переход от применения WML к применению XHTML. В рамках мобильной версии пользователю должна предоставляться только самая актуальная и нужная информация, причем в как можно более лаконичной форме. Это могут быть часы работы читального зала, адрес организации, наиболее важные контактные телефоны и т. п. Объем текста, размещенного на каждой из страниц, должен быть минимален (в идеале - не больше нескольких фраз). Пример мобильной версии архивного сайта до недавнего времени можно было найти на веб-ресурсе национальных архивов Великобритании. Она содержала следующие разделы: «Home» (стартовая страница), «About us» (о национальных архивах), «News» (новости), «Document releases» (рассекреченные документы), «Visit us» (условия посещения), «Contact us» (контактная информация).
Итак, можно предположить, что в ближайшие годы произойдет переход на новый уровень развития архивных сайтов, характери-
зующийся повышением эффективности онлайнового обслуживания пользователей. Такой переход станет возможным благодаря применению современных технологических решений, уже апробированных на других веб-ресурсах Интернета. Впрочем, в каждом конкретном случае введению новых сервисов должен предшествовать строгий анализ того, насколько их создание и поддержка могут быть подкреплены в финансовом, кадровом и иных планах. Сервис, который некому и не на что поддерживать, быстро теряет свою привлекательностью, становясь головной болью владельцев ресурса. Следует, кроме того, отметить, что совершенствование сервисов в рамках ресурса не должно происходить в ущерб расширению его контента. Именно взаимное развитие контентной и сервисной составляющих архивных сайтов способно сделать Интернет тем местом, где сойдутся интересы архивов и их пользователей.
Примечания
То есть таких, в которых информация выдается из базы данных по запросу пользователя.
Scottish Archive Network [Электронный ресурс]. URL: http://www.scan.org.uk (дата обращения: 29.11.2008).
Национальные архивы Шотландии, равно как и национальные архивы Северной Ирландии существуют автономно от национальных архивов Великобритании.
The National Archives [Электронный ресурс]. URL: http://www.nationalarchives.gov. uk/A2A/default.aspx (дата обращения: 29.11.2008).
Путеводители по архивам России [Электронный ресурс]. URL: http://guides. rusarchives.ru (дата обращения: 29.11.2008).
Documents Online [Электронный ресурс] // The National Archives. URL: http://www. nationalarchives.gov.uk/documentsonline/ (дата обращения: 29.11.2008). Digital express [Электронный ресурс] // The National Archives. URL: http://www.na-tionalarchives.gov.uk/digitalexpress/ (дата обращения: 29.11.2008). Так, заказ документа с помощью упомянутого сервиса Documents Online обойдется пользователю примерно в 2-3 раза дешевле, чем заказ документа через Digital Express.
Гостевые книги - в меньшей степени. Их прямое предназначение - контакт с администрацией сайта. Однако случаи, когда гостевые книги становятся средой взаимодействия между пользователями, не так уж и редки. Форум портала «Архивы России» [Электронный ресурс]. URL: http://forum. rusarchives.ru (дата обращения: 29.11.2008).
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11 Слово образовано от английских IPod (аудиоплеер компании Apple) и broadcasting (широковещание).
12 The National Archives Podcast Series [Электронный ресурс]. URL: http://www.nation-alarchives.gov.uk/rss/podcasts.xml (дата обращения: 29.11.2008).
13 Podcast service [Электронный ресурс] // National Archives of Australia. URL: http:// www.naa.gov.au/info/rss/podcasts.aspx (дата обращения: 29.11.2008).
14 WAP (Wireless Application Protocol) - протокол беспроводного доступа. Разрабатывается с середины 1990-х годов.