Научная статья на тему 'Перспективные направления использования цифровых технологий в розничной торговле РФ'

Перспективные направления использования цифровых технологий в розничной торговле РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
988
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронный ритейл / digital бизнес-процессы / конверсия / causing сетевая внедрить торговля / потребитель / доставкой цифровые стано технологии / инновации / виртуальная causing реальность / омниканальность / электронный цифровая экономика. / retail / digital business processes / conversion / causing network to introduce trade / consumer / delivery of digital technologies / innovations / virtual causing reality / omnichannel / electronic digital economy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д М. Перепечаева, В А. Матосян, Р Р. Арсланов

В статье рассмотрены перспективные направления внедрения цифровых технологий в текущую хозяйственную деятельность современной розничной торговли, а также возможности их использования. Показана необходимость применения омниканального подхода в розничной торговле РФ. Обосновано то положение, что активное применение цифровых технологий формирует конкурентные преимущества торговых организаций. Авторы статьи рассматривают практику использования технологий виртуальной реальности и применения технологий искусственного интеллекта в бизнеспроцессах торговли. Сделаны обобщения и сформулированы основные выводы по развитию и применению цифровых технологий в розничной торговле РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMISING AREAS OF THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE RETAIL TRADE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the promising areas of the introduction of digital technologies in the current business of modern retail, as well as the possibilities of their use. The need for an omnichannel approach in the retail trade of the Russian Federation is shown. The situation is substantiated that the active use of digital technologies forms the competitive advantages of trading organizations. The authors of the article consider the practice of using virtual reality technologies and the application of artificial intelligence technologies in business processes. Generalizations are made and main conclusions are formulated on the development and application of digital technologies in the retail trade of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления использования цифровых технологий в розничной торговле РФ»

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ РФ

Д.М. Перепечаева, магистр В.А. Матосян, экстерн Р.Р. Арсланов, экстерн

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411 -0450-2020-10231

Аннотация. В статье рассмотрены перспективные направления внедрения цифровых технологий в текущую хозяйственную деятельность современной розничной торговли, а также возможности их использования. Показана необходимость применения омника-нального подхода в розничной торговле РФ. Обосновано то положение, что активное применение цифровых технологий формирует конкурентные преимущества торговых организаций. Авторы статьи рассматривают практику использования технологий виртуальной реальности и применения технологий искусственного интеллекта в бизнес-процессах торговли. Сделаны обобщения и сформулированы основные выводы по развитию и применению цифровых технологий в розничной торговле РФ.

Ключевые слова: электронныйритейл, digital бизнес-процессы, конверсия, causing сетевая внедрить торговля, потребитель, доставкой цифровые

стано технологии, инновации, виртуальная causing реальность, омниканальность, электронный цифровая экономика.

Быстрое развитие цифровых технологий, всё более широкое их использование в практической деятельности, коренным образом меняет всю хозяйственную деятельность организаций розничной торговли [2].

С одной стороны, применение цифровых технологий заметно повышает качество обслуживания, существенно оптимизирует затраты розничных торговых организаций за счет рационализации большинства бизнес-процессов. С другой стороны, современные потребители предпочитают удобство, экономию времени и индивидуальный подход, что и обеспечивается использованием цифровых технологий. Можно сказать, что цифровые технологии являются основой формирования различных каналов реализации, обеспечивая ом-никанальность процесса продаж [6].

Таким образом, основными сферами хозяйственной деятельности розничных торговых организаций, в которых происходит наиболее активное применение цифровых технологий, в настоящий момент являются: во-первых, цепочки товародвижения, хранения, обработки товарных потоков -

логистика в конкретных торговых организациях; во-вторых - операционные процессы непосредственно в торговом объекте; в-третьих - процессы обслуживания потребителей в организациях розничной торговли.

Конкурентные преимущества получают, в подавляющем большинстве случаев, те розничные продавцы, которые применяют цифровые технологии в большем количестве сфер своей хозяйственной деятельности [7].

Подробнее остановимся на главных признаках, характеризующих потенциальные выгоды розничной торговли при применении цифровых технологий и, как следствие, формирующие конкурентные преимущества.

Итак, логистика - включает непосредственно товародвижение, а также хранение и обработку товарных потоков (предпродажную подготовку). Каждую из перечисленных фаз логистического процесса необходимо как возможно более глубоко диджитализировать, ибо применение цифровых технологий в логистике (а это не только отслеживание товаропродвижения,

но и, например, соответствующая маркировка товаров при хранении или для определения их качества) дает существенную экономию в себестоимости реализуемых товаров, в накладных расходах торговых организаций, что, в конечном итоге отражается на розничных ценах, позволяет экономить время на выполнение необходимых, но второстепенных с точки зрения потребителя, операций.

Применение цифровых технологий при осуществлении операционной деятельность непосредственно в розничных торговых объектах - применяемые схемы выкладки товаров, использование электронных ценников, контроль результативности труда персонала торгового зала, составление разного рода отчетов и пр. - позволяют сократить расходы (особенно в части издержек обращения) и повлиять на повышение культуры обслуживания потребителей. К принципиальным особенностям информационных систем, разработанным специально для объектов розничной торговли, следует отнести возможности работы с большой и достаточно быстро обновляемой номенклатурой товаров при одновременной ориентированности на конкретных потребителей [5].

Использование цифровых технологий при обслуживании потребителей позволяет решать многие текущие вопросы, нацеленные, прежде всего, на повышение качества и культуры обслуживания в каждой конкретной розничной торговой организации, начиная от внедрения касс самообслуживания и системы бесконтактных платежей на кассах и заканчивая детальным таргетированием рекламы, основанном на технологиях распознавания потребителей, и демонстрационными приемами, основанными на технологиях виртуальной реальности [3]. Так, например, анализ покупательских потоков и распознавание конкретных покупателей позволяет сформировать точный портрет целевой аудитории. Кроме того, эта технология позволяет выявлять точки с недостаточным уровнем конверсии из посетителей в покупателей,

своевременно отслеживать результаты потребительской активности, накапливать статистические данные в режиме онлайн и сохранять историю трафика по каждой торговой точке за определённый период времени. А программные решения с функцией распознавания лиц используют видеокамеры для определения демографических особенностей покупательских потоков и запуска в торговом зале рекламных роликов с наиболее подходящим контентом [см. напр. 8 и/или 9].

Цифровые технологии, используемые при обслуживании потребителей, дают возможность поднять на более высокий уровень клиентоориентированность всего сегмента розничной торговли РФ.

Если затронуть такую проблему как темпы цифровизации, то безусловным лидером является такой сегмент розничной торговли, как торговля через Интернет. (Согласно действующим нормативным документам Интернет-торговля - это исключительно розничная торговля [1]). По разным оценкам доля интернет-продаж в общем объеме розничного товарооборота РФ к 2023 г. составит порядка 25%.

В заключение можно сделать вывод, что в розничной торговле на сегодняшний день происходит активное становление и применение цифровых технологий. Основной общей причиной происходящего является воздействие научно-технического прогресса, как в России, так и за рубежом. В результате внедрения и последующего активного использования в розничной торговле цифровых технологий образуются новые бизнес-модели, используемые как в сетевой, так и в неинтегрированной розничной торговле [7].

Перспективы скорости становления и дальнейшего развития цифровых технологий в розничной торговле РФ напрямую зависят от работоспособности функционирующей информационно-коммуникационной инфраструктуры [4], и разработки на федеральном уровне законодательства о системе единых технологических стандартов.

Библиографический список

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N612 «Об утверждении правил продажи дистанционным способом».

2. Баженов Ю. К. Розничная торговля в России: монография. - М.: ИНФРА-М, 2018. -239 с.

3. Депутатова Е.Ю., Перельман М.А. Аспекты изучения потребительского поведения в условиях инноваций в ритейле // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 11 (59). - С. 101-104.

4. Зверева А.О., Иванов Г.Г. Механизмы развития торговых организаций в неблагоприятных экономических условиях: монография. - М., 2010.

5. Иванов Г.Г. Экономика организации (Торговля) - учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Торговое дело" (бакалавриат). - М., 2012. Сер. Высшее образование

6. Леонова Ю.Г., Перельман М.А. Современные управленческие решения менеджмента торговых организаций в условиях цифровой экономики // в сборнике: Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин Материалы II Международного форума. Под общей редакцией П.В. Терелянского. 2018. С. 90-94.

7. Перельман М.А. Аспекты качества и культуры торгового обслуживания покупателей в розничных торговых предприятиях // в сборнике: Развитие сферы услуг: стратегии, инновации, компетенции. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 216-225.

8. Развитие цифровых технологий в современном ритейле - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://elibrary.ru (дата обращения: 18.02.2020).

9. Новые технологии для ритейла. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://new-retail.ru (дата обращения: 22.02.2020).

PROMISING AREAS OF THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE RETAIL

TRADE OF THE RUSSIAN FEDERATION

D.M. Perepechaeva, Graduate Student V.A. Matosyan, Extern R.R. Arslanov, Extern

Plekhanov Russian University of Economics (Russia, Moscow)

Abstract. The article discusses the promising areas of the introduction of digital technologies in the current business of modern retail, as well as the possibilities of their use. The need for an omnichannel approach in the retail trade of the Russian Federation is shown. The situation is substantiated that the active use of digital technologies forms the competitive advantages of trading organizations. The authors of the article consider the practice of using virtual reality technologies and the application of artificial intelligence technologies in business processes. Generalizations are made and main conclusions are formulated on the development and application of digital technologies in the retail trade of the Russian Federation.

Keywords: retail, digital business processes, conversion, causing network to introduce trade, consumer, delivery of digital technologies, innovations, virtual causing reality, omnichannel, electronic digital economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.