ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Косова Ю.А., аспирантка кафедры экономики социальной сферы МГУ имени Ломоносова
В данной статье рассматриваются основные направления государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта в России. Описываются близкие и среднесрочные перспективы развития отрасли. Указываются стратегические цели и задачи государственной политики, основные проблемы отрасли и возможные пути решения.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, направления государственного регулирования, перспективы развития, проблемы отрасли, стратегические цели и задачи, государственная концепция, программа.
PERSPECTIVE GUIDELINES OF GOVERNMENTAL POLICY IN THE FIELD OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS IN RUSSIA
Kosova Y., the post-graduate student, Lomonosov Moscow State University
The given article describes the perspective guidelines of governmental policy in the field ofphysical training and sports in Russia. The article gives the main strategic governmental goals and tasks and possible way to achieve the purposes. The short-term and long-term outlooks in developing the Russian sports are determined.
Keywords: physical training and sports, the main trends of governmental policy, the main strategic governmental goals, the short-term and long-term outlooks in developing, state concept, program.
Физическая культура и спорт (ФКС), в равной степени, как и здравоохранение, образование, культура - это важнейшие стратегические ресурсы развития полноценного и здорового общества и отдельного человека, которые не только зависят от социальной системы, но и сами активно воздействуют на различные стороны и сферы общественной жизни - политику, экономику, культуру и другие. Спорт обретает все более динамичный характер полноценного социального института. Он активно внедряется в систему образования и воспитания подрастающих поколений используется как средство отдыха и оздоровления различных социальных групп населения, реабилитации инвалидов, повышает стрессоустойчивость.
Социально-экономическое развитие современного общества приводит к снижению уровня физического труда и росту преобладания умственного труда, что снижает физическую нагрузку на костно-мышечный аппарат человека. В результате человек фактически утрачивает часть своих физических возможностей, что сказывается на здоровье человека и на его функциональных способностях связанных с физическими данными, и, в результате, сказывается на экономическом развитии страны и ее обороноспособности. Исследования показывают, что люди, систематически занимающиеся физкультурой и спортом, на 3-8% увеличивают среднедневную выработку, в отличие от ведущих пассивный образ жизни. Кроме того, 47,8% занимающихся физкультурой выполняют нормы труда, в то время как среди остальных групп данный показатель насчитывает всего 11,3% [3, стр. 12].
Виталий Мутко, действующий руководитель Минспорттуризма и молодежной политики, на одной из пресс-конференций отметил, что в настоящее время в России количество систематически занимающихся физкультурой и спортом составляет 26,3 млн. человек или около 19% от численности населения страны, в то время как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60 % населения [4].
В соответствии с этим, вопросы формирования основ физического воспитания человека имеют важное значение для экономического, социального и политического развития страны, что стало составной частью государственной социально-экономической политики. Основной целью государства в области развития физической культуры и спорта является эффективное использование их возможностей в оздоровлении нации, воспитании подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни населения и поддержание международного имиджа страны путем достойного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных аренах.
Эксперты указывают, что современная система управления физической культурой и спортом в России не отвечает насущным требованиям как на федеральном уровне, и, особенно, на региональном уровнях. Нормативно-правовая база регулирующая сферу физической культуры и спорта не позволяет: а) реализовывать в полном объеме конституционное право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, б) обеспечить полноценное становление и развитие профессионального спорта.
Бюджетное финансирование спортивных программ не обеспечивает как развитие массового и детского спорта, так и потребности профессионального спорта. Одновременно, для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие данной отрасли, не создаются необходимые условия. Не всегда эффективно используются возможности спорта высших достижений в решении экономических и социальных проблем общества.
Утрачивается ведущее положение российского спорта в международном олимпийском движении и международных спортивных организациях, что негативно сказывается на международном имидже страны.
Материально-техническая база (МТБ) по некоторым видам спорта практически не соответствует современным требованиям, что не позволяет на данных сооружениях проводить качественную подготовку к Олимпийским играм и крупнейшим международным соревнованиям. Физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОК) для занятий массовой физической культурой и спортом из-за своего недостаточного количества не могут охватить всех желающих провести свой досуг активно в занятиях физкультурой или в качестве зрителей спортивных мероприятий. Физкультурные сооружения в большинстве случаев размещены крайне неравномерно по территории Российской Федерации.
Также необоснованное многократное повышение стоимости физкультурно-спортивных услуг сделало практически недоступными основные учреждения физической культуры и спорта, спортивно-оздоровительного туризма и отдыха для многих российских граждан.
В соответствии с этим, вся система действий при реализации государственной политики направлена на достижение двух стратегических целей.
1. Содействие вовлечению населения в систематические занятия физической культурой и спортом.
2. Обеспечение конкурентоспособности российского спорта в мировом спортивном движении.
Для достижения первой стратегической цели предстоит решить следующие тактические задачи:
Обеспечение содействия развитию массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения. Состояние современного общества требует возрождения массового спорта, как одного из направлений ориентации общества на здоровый образ жизни, сохранения здоровья и работоспособности, как основы материального благополучия. Путь к решению обозначенной проблемы - это развитие МТБ ФКС, строительство и реконструкция комплексных спортивных сооружений, обеспечение плоскостными спортивными сооружениями места жительства и отдыха населения, создание на предприятиях физкультурно-оздоровительных центров и восстановительных центров, обеспечение каждого образовательного учреждения, в соответствии с нормативными требованиями, спортивными сооружениями, инвентарем и оборудованием.
Обеспечение содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов. Обеспечение физической, социальной и профессиональной адаптации инвалидов средствами физической культуры и возвращение граждан страны с ограниченными физическими и умственными возможностями в современное общество и полноценную жизнь.
Обеспечение вовлечения в систематические занятия физической культурой и спортом детей и юношей в спортивных школах. Задача направлена на максимальное вовлечение детей и подростков в регулярные занятия спортом в спортивных школах. Это позволит в определенной степени решить комплекс проблем, связанных с формированием здорового образа жизни, отвлечения молодежи от прогрессирующих негативных явлений, таких как наркомания, пьянство, табакокурение, преступность и пр.
В ходе реализации второй стратегической цели осуществляются мероприятия по проведению спортивных мероприятий с участием сборных команд России, финансовому, материально-техническому, научно-методическому и медико-биологическому обеспечению сборных команд России.
В рамках реализации второй стратегической цели необходимо осуществить мероприятия по проведению спортивных мероприятий с участием сборных команд России, финансовому, материально-техническому, научно-методическому и медико-биологическому обеспечению сборных команд России.
Основным документом, определяющим основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации и устанавливающим общие правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта является Федеральный Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации №329-ФЗ от 4 декабря 2007 года.
Более конкретные задачи по развитию сферы физической культуры и спорта на близкую и среднюю перспективы ставятся и решаются в рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы» [1]. Остановимся на ней в данной работе подробнее.
Цель Программы заключается в создании условий для укрепления здоровья населения путем приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и развитие спортивной инфраструктуры для достижения результата. Задачи, выставляемые в Программе, заключаются:
- в развитии интереса населения Российской Федерации к занятиям физической культурой и спортом;
- в формировании инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства по принципу «шаговой доступности»;
- в создании и внедрении в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков;
- в целевой поддержке научных и методических разработок в области спорта высших достижений;
- в развитии материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва [1].
Как видим, задачи Программы в большей степени уделяют внимания развитию детского и юношеского спорта и учреждений физической культуры, а так же профессиональному спорту. В меньшей степени обращается внимание на развитие условий занятий физической культуры и спортом взрослого населения страны и инвалидов. Данная ситуация может происходить по ряду причин:
1. Наличие, хоть и в ненадлежащем состоянии материально-технической базы, преподавательских кадров учреждений физической культуры и спорта детского и профессионального, что требует меньше финансовых вложений, и повышает имидж страны на международном уровне.
2. Развитие учреждений физической культуры и спорта для взрослого населения отдается интенсивно развиваемой сфере услуг, которая предлагает наиболее «модные» услуги, но не прошедшие сертификации на должном уровне.
3. Формирование учреждений для массового спорта, возможно, предполагается на базе учебных заведений, что позволит им в результате предоставления услуг повысить качество своей материально-технической базы и кадрового потенциала.
Общий объем финансирования Программы с учетом прогноза цен на соответствующие годы составляет 106655 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 53613 млн. рублей (включая сред-
ства, поступившие от проведения лотереи, - 26894 млн. рублей), средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 47962 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 5080 млн. рублей. На капитальные вложения предполагается направить 105192 млн. рублей, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 241 млн. рублей и на прочие нужды - 1222 млн. рублей [1].
Анализ затрат говорит о невозможности развития спорта в дотационных регионах, где выделение сумм из местного бюджета затруднительно. Для всей остальной части страны данных средств так же может быть недостаточно, так как выделено всего около 1000 рублей на человека на несколько лет. Соответственно, говорить о развитии материально-технической базы практически невозможно. В данном случае большой простор получают платные услуги по физической культуре и спорту. Одновременно бюджет Программы показывает, что стоимостной объем реализуемых услуг значительно больше сумм заложенных под Программу [2, стр. 6].
Ожидаемые результаты реализации Программы к 2015 году предполагают:
• увеличить долю граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 30 % от общего числа граждан Российской Федерации;
• увеличить показатель обеспеченности спортивной инфраструктурой до 30 объектов на 100 тыс. жителей (1 объект на 3000 человек);
• увеличить количество квалифицированных тренеров и тре-неров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, до 300 тыс. человек (примерно на 420 человек 1 тренер);
• обеспечить ежегодный прирост количества граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, на 30 %;
• обеспечить 100-процентный охват российских спортсменов антидопинговым контролем;
• снизить количество российских спортсменов, дисквалифицированных на международных соревнованиях в связи с выявлением употребления допинговых препаратов, до нуля;
• обеспечить снижение среднего числа дней временной нетрудоспособности по всем причинам на 15 % по сравнению с 2004 годом;
• обеспечить увеличение расходов граждан Российской Федерации на физическую культуру (в расчете на душу населения);
• обеспечить ежегодный экономический эффект от реализации Программы в размере 13 млрд. рублей (в ценах 2006 года) [1].
Последний пункт очень интересен: при бюджете Программы в 106655 млн. рублей, прирост в 13 млрд. рублей за 10 лет должен перекрыть ее полностью. Сложно говорить о выполнимости данного пункта, так как не понятно, из чего будет состоять финансовый результат.
Анализ Программы показывает, что для развития услуг по физическому развитию в России существуют большие возможности. Практически Федеральной целевой программой развития материально-технической базы будут охвачены центры подготовки профессиональных спортсменов, а так же школьники и студенты. Все остальное общество должно будет использовать имеющийся ресурс, предоставляемый, как правило, платно.
Развитие физкультуры и спорта в стране является необходимым условием здорового развития нации в современном обществе. При улучшении социально-экономических условий и повышении жизненного уровня населения возможен дальнейший рост основных показателей развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Применение программно-целевого подхода, сбалансированность мероприятий федерального и регионального уровней приведет к коренным изменениям в развитии массовой физической культуры и спорта высших достижений.
Литература:
1. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 11 января 2006г. №7).
2. Аристова Л.В. Управление инвестициями в создание инновационной инфраструктуры сферы физической культуры и спорта - стратегический ориентир долгосрочного социально-экономического развития отрасли.// Вестник спортивной науки № 4 2008.
3. Экономика массового спорта: учебное пособие/Авторский коллектив М. И. Золотов, Н. А. Платонова, О. И. Вапнярская - М.: Физическая культура, 2005.
4. http://www.allsportinfo.ru/index.php?id=48781 // Виталий Мутко. Спортивная политика. 30.03.2011.