УДК 332.1
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ РЕГИОНА
А.Н. Макаревич
PROMISING DIRECTIONS OF A BUSINESS ACTIVIZATION IN THE REGION SOCIAL SPHERE
A.N.Makarevich
Институт экономики и управления НовГУ, [email protected]
Рассматриваются современные экономические реалии, обусловленные переносом рыночных механизмов на социальную сферу экономики в целом, возможностью применения предпринимательского подхода для решения социальных задач в регионе. Автором выделены основные предпосылки, проблемы и направления социализации национальной экономики в условиях коммерциализации видов экономической деятельности социальной направленности, определена роль предпринимательского сектора в сфере предоставления социально значимых услуг региона.
Ключевые слова: социально ориентированная экономика, социальная сфера, предпринимательство, некоммерческие предприятия, социализация бизнеса, регион
In this article the author considers the modern economic realities caused by transfering of market mechanisms to the social sphere of economy overall, and by possibility of business approach application for the solution of regional social problems. The author defines the main preconditions, problems and directions of national economy socialization in the conditions of commercialization of socially focused types of economic activity. He also defines the role of business sector in the sphere of providing socially important services in the region.
Keywords: socially responsible economy, social sphere, business, nonprofit enterprises, business socialization, region
Макроэкономические проблемы в России конца XX в. отодвигали на второй план политологиче-скую направленность социальной политики, которая многовариантно вкладывалась в конституционную формулу того времени, представляющую нашу страну как социальное государство, направленное на соз-
дание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. В период с 2000 г. российское государство стало трансформироваться от «патерналистского» (обязательство заботиться о всех членах общества) к «субсидиарному», предоставляющего субсидии отдельным категориям граждан [1]. Главной правитель-
ственной задачей того времени стало не производство необходимых социально значимых товаров или услуг, а субсидиарная забота о благополучии бедных и малоимущих в соответствии с правилами игры рыночной экономики, результатом чего явилось переключение части финансовых обязательств с государственного бюджета на бюджеты домашних хозяйств. Федеральный закон 2010 г. о реформе бюджетных учреждений (№83-ФЗ от 08.05.2010 г.) наиболее полно отвечает принципам субсидиарного государства, в котором существенно преобразуются экономика и финансы организаций социальной сферы, трансформируются не только их правовое положение, но и механизм финансирования. Кроме того, реформа предоставляет возможность учреждениям, производящим товары или услуги социальной направленности, обрести финансовый источник, в своей экономической основе имеющий рыночный характер, определяя тем самым проникновение коммерческих элементов в социальную сферу. Таким образом, социализация национальной экономики и, в частности, бизнеса как важнейшей социальной прослойки российского общества явилось актуальным и одним из важнейших итогов экономических реформ последнего десятилетия.
Актуальность темы данной статьи определяется трансформационными процессами в рыночной среде, обусловленными необходимостью переноса экономических механизмов предпринимательства на социальную сферу экономики, а также применения предпринимательского подхода для решения социально значимых проблем региона. Исследованию процесса формирования предпринимательского сектора в социальной сфере посвящены труды А.Смита, А.Мюллер-Армака, Л.Эрхарда, Й.Шумпетера и др. Среди отечественных ученых, изучающих совокупность и широкий спектр услуг социальной направленности, необходимо отметить научные разработки А.Я.Басс, И.М.Братищева, Н.Н.Иванова, А.И.Кузнецовой и др. Несмотря на обилие работ по исследуемой проблематике, отдельные теоретико-методологические и прикладные аспекты таковых нельзя признать полностью разработанными. Требуют углубления вопросы определения методических подходов и практических рекомендаций, обеспечивающих повышение эффективности функционирования бизнеса в социальной сфере экономики региона.
Так, в современных научных публикациях до сих пор существует проблема соотнесения терминов «социальная инфраструктура» и «социальная сфера». В общем смысле слова социальная сфера отождествляется с совокупностью отраслей социально-культурного комплекса, предоставляющего перечень общественных услуг; с другой стороны — с совокупностью услуг и работ, осуществляемых объектами социальной инфраструктуры. Отдельные авторы (В.К.Докальская, С.С.Михеев, М.С.Мотышина) в своих работах определяют социальную сферу в составе отраслевой структуры сфер общественного производства как некий «территориально-отраслевой комплекс, складывающийся из социальной инфраструктуры и сферы социального обслуживания». От-
раслевой подход к социальной сфере является весьма условным, что обусловлено, с одной стороны, растущим многообразием потребностей человека (например, в современных условиях к социальным относятся услуги не только непроизводственной, но производственной сферы), с другой стороны — динамичным развитием самой отраслевой структуры. Таким образом, при определении социальной сферы как объекта исследования отраслевая ориентация не является определяющей. В этой связи проблема определения эффективности (социальной и экономической) функционирования социальной сферы заметно усложняет анализ данной категории. По мнению исследователей, социальный эффект заключается в удовлетворении аналогичных потребностей общества, что прямо влияет на качество жизни человека, тогда как экономический эффект от функционирования социальной сферы косвенно проявляется в увеличении объемов национального производства (например, посредством сохранения интеллектуального потенциала общества) [2].
В настоящее время для российской экономики приобретает актуальность проблема концептуальной смены модели экономического роста страны, в которой ключевая роль отводится государственному сектору как ведущему в условиях системных кризисов, в целях повышения эффективности которого необходимо расширить круг экономических подзадач на макроэкономическом уровне, включив в них инсти-туционализацию стратегически значимых отраслей. В первую очередь, необходимо направить усилия на создание единого социального пространства, формирование которого возлагается на субъекты хозяйствования государственного сектора и представляет из себя многослойный ареал действия социальных нормативов и норм, отражающих важнейшие потребности населения в материальных благах, общедоступных услугах в области здравоохранения, образования, культуры и других, гарантирующих соответствующий уровень их потребления для поддержания и повышения качества человеческого капитала. В связи с этим управление развитием государственным сектором, включая определение подходов к его финансированию, должно быть в основном нацелено на повышение социально-экономической эффективности деятельности организаций рассматриваемого элемента народно-хозяйственного комплекса [3]. На микроуровне немаловажное значение имеет высокий уровень социального развития персонала предприятия, обусловленный достаточной степенью развития социальных факторов, таких как материальное положение, социально-психологический климат в коллективе, перспективы карьерного роста, уровень удовлетворенности работой, социально-бытовое обслуживание, социализация личности и др.
Специфика функционирования коммерческого сектора социальной сферы заключается в том, что экономические модели рынка, способные эффективно работать в сфере материального производства, в чистом виде непригодны для нематериального производства. Среди специалистов, изучающих проблемы формирования предпринимательской среды в соци-
альной сфере, известна концепция, согласно которой коммерциализация социальной сферы посредством наложения на нее рыночных отношений может привести к резкому снижению ее качественного уровня и, как следствие, к вырождению духовного и нравственного потенциала общества [4].
Социализация предпринимательской деятельности зачастую происходит через распространение принципов работы некоммерческих предприятий. Закон РФ «О некоммерческих организациях» разрешает таковым выступать независимыми хозяйствующими субъектами и осуществлять определенные виды предпринимательства. Это означает, что некоммерческие организации (НКО) могут обладать правами собственности на имущество (здания, сооружения, оборудование), на неимущественные ценности (нематериальные активы, ценные бумаги, дебиторскую задолженность), получать доход от их использования. Среди организационно-правовых форм деятельности некоммерческих организаций в регионах России распространены прежде всего общественные объединения, негосударственные фонды, некоммерческие партнерства.
С принятием Федерального закона № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» под социальным предпринимательством понимаются исключительно НКО, и государственная поддержка направлена только на такие организации. В перспективе это может привести к злоупотреблениям и ситуациям, когда бизнес сознательно принимает форму НКО с целью получения государственных или муниципальных средств и активов. На наш взгляд, сущность социально ответственного предпринимательства заключается в определенном уровне отклика на социальные проблемы общества сверх требований норм и законов. Это новый способ осуществления экономической деятельности, форма влияния бизнеса на социальную сферу, предполагающая следующие особенности: социальное назначение организации, когда социальный эффект является заранее запланированным и ожидаемым результатом, а не побочным, как это происходит в обычном коммерческом предпринимательстве; предпринимательское новаторство, которое может быть реализовано путем использования новой идеи или новой комбинации ресурсов для решения социальной проблемы; достижение устойчивой самоокупаемости за счет получения дохода от продажи результатов деятельности [5].
Социальный бизнес является предпринимательством гибридного вида, объединяющим элементы коммерческого подхода и некоммерческих принципов организации работы, своевременно исполняющим свои обязательства перед различными социальными группами (работниками, акционерами и т. д.). Кроме того, в современных условиях хозяйствования существует более сильная мотивация в экономическом поведении производителя, обусловленная утверждением социальной престижности экономического субъекта. Речь идет об эффективности функ-
ционирования бизнеса в той среде, в которой он работает, возможности не только приспосабливаться к условиям данной среды, но и активно работать с ней с тем, чтобы обеспечивать себе благоприятный для успешного ведения дел социальный климат. На наш взгляд, главной особенностью и отличием российской практики является то, что первостепенную важность будет иметь критерий реализуемости и устойчивости идеи социального предпринимательства на основе получения дохода от продажи результатов деятельности. Гранты и благотворительные пожертвования могут рассматриваться только в качестве дополнительных финансовых ресурсов, так как из-за низкого уровня жизни значительной части населения страны частная благотворительность пока не получила в РФ широкого распространения. Также следует учитывать недостаточную развитость инфраструктуры поддержки социальных предприятий. В настоящее время в качестве основного источника социальных инициатив население, бизнес и само государство рассматривает главным образом государственные ресурсы. В данной связи бизнес представляется не только как инициативная экономическая деятельность, связанная с вложением средств с целью получения прибыли, но и как деятельность, в основе которой гармонично сочетаются личная выгода и общественная польза.
Любое предпринимательство развивается в рамках конкретной территории, в пространстве регионального хозяйства, в масштабах которого пересекаются интересы множества субъектов управления и хозяйствования. Наиболее важным оказывается то, что между региональными властями и бизнес-сектором обнаруживается немало общих целей и задач, а связующим звеном такой активности выступает население данного региона, которое постоянно формирует спрос на благоприятные условия жизни, товары и услуги лучшего качества, а также на возможности духовного развития. В свою очередь, органы местной власти должны способствовать эффективному функционированию хозяйственного комплекса региона, развитию местной социальной инфраструктуры в целом. В этой ситуации власти заинтересованы в вовлечении бизнеса в решение социальных проблем, помогая обществу функционировать более эффективно. При этом в некоторых сегментах экономики местная власть может выступать как партнером, так и конкурентом частного бизнеса. Однако с появлением в регионе большого числа собственников и предпринимателей разделение функций владения, распоряжения региональными ресурсами приобретает приоритет при выборе направлений, методов и границ воздействия региональных органов управления на развитие социального территориального комплекса. Именно на региональном уровне наиболее последовательно проявляются особенности таких процессов как создание новой стоимости государственной собственности и механизма ее финансового обслуживания; приватизация сферы личностных интересов на основе их перераспределения между государственно гарантированными функциями самоуправляющихся структур, социальными гарантиями со стороны общества и личными потребностями, оплачиваемыми из личных
доходов; формирование принципиально различных социальных групп [6]. Кроме того, в настоящих условиях наблюдается несоответствие между экономическими интересами, связанными с повышением объема производимых товаров и услуг, и социальными интересами трудоспособного населения регионов в области оплаты и условий труда, в сфере удовлетворения потребностей. Такая ситуация предопределяет появление комплекса проблем, связанных с отсутствием координации экономических и социальных интересов, решение которых возлагается на органы местного самоуправления. При этом необходимо отметить, что различные группы интересов по предоставлению, потреблению и регулированию процесса производства товаров и услуг неоднозначны, так как различны и группы населения по уровню доходов, образования на различных территориях региона.
Концептуальное начало в социализации общества принадлежит нематериальному производству и, в частности, сфере услуг, выполняющей важнейшие социальные функции по удовлетворению многообразных потребностей. В отечественной предпринимательской практике сервисного сектора распространены различные организационно-экономические и правовые формы собственности: государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества, общества, кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и др. Особенно многообразными являются разновидности организационно-экономических форм предприятий сервиса социальной направленности, где имеется значительный объем невещественных факторов и результатов производства. Многосторонняя заинтересованность в продукте данной сферы различных субъектов экономики не позволяет генерировать в данной области услуги чисто коммерческого характера, формируя различные организационно-экономические виды предпринимательства, к которым непосредственно можно отнести социальное предпринимательство. Бизнес берет на себя часть забот, связанных с развитием доступного медицинского обслуживания и образования; разработкой специальных программ по развитию трудовых ресурсов, расширению возможностей трудоустройства населения региона на основе их адресной селективной поддержки, а также по социальным группам (молодежь, женщины, инвалиды); внедрением мероприятий по поддержке социально незащищенных слоев населения; сохранением и развитием культурных и исторических ценностей; проведением активной политики по защите окружающей среды, реализацией спонсорских и благотворительных проектов и т.д.
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что проблемы активизации бизнеса в социальной сфере, направленной на удовлетворение покупательной способности населения, непосредственно связаны с особенностями ее эволюционного развития в нашей стране — возрастающей ролью макроэкономического регулирования на фоне внедрения рыночных принципов работы в органы государственного управления. При этом необходим учет общемировых тенденций социализации общества, в осуществлении
которой концептуальное начало принадлежит нематериальному производству, сфере услуг в частности. В данных условиях максимизация социальной функции бизнеса может быть достигнута, если государство проводит соответствующую социально-экономическую, финансово-бюджетную и налоговую политику, формирует направленную на данную цель законодательную базу. Существующая взаимосвязь социального и экономического не вызывает сомнения и заключается как в достижении социальных целей, основанном на экономическом росте, так и в экономическом развитии на основе эффективного использования социальных факторов. Одной из проблем современных социальных отношений является желание оперировать по принципу «выигрыш-проигрыш», когда бизнес стремится соблюсти свои интересы, мало заботясь об интересах общества, частью которого он является. Однако развитие общества и бизнеса можно улучшить, применяя тактику «выигрыш-выигрыш». При ее использовании на фоне противоречивых интересов ресурсы будут не накапливаться у выигрывающей стороны, а перераспределяться благодаря тому, что одна сторона станет пользоваться выигрышем другой.
1. Любимцев Ю. Социальная реформа «субсидиарного государства» // Экономист. 2010. №12. С.44.
2. Мотышина М.С и др. Механизмы управления организациями социально-культурной сферы в трансформируемой экономике России. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2010. С.56.
3. Шориков А.Ю. Сущностные основы и роль общественного сектора сферы услуг в современной экономике // Вестник Российской академии естественных наук. 2011. №15(4). С.127.
4. Штрайт М.Е. Есть ли еще шанс у рыночной экономики? // Социальное рыночное хозяйство: Теория и этика экономического порядка в России и Германии / Пер. В.С.Автономова. СПб: Экон. шк., 1999. С.35-36.
5. Макаревич А.Н., Сазонова Т.Ю. Сущность и специфика социального предпринимательства в России // Российское предпринимательство. 2012. №24(222). С.53.
6. Цапиева О.К., Омарова К.А. Социально-экономические и организационные аспекты развития малого и среднего бизнеса в сфере услуг в современных условиях // Вестник Дагестанского государственного университета. 2011. Вып. 5. С.47-55.
Bibliography (Transliterated)
1. Liubimtsev Iu. Sotsial'naia reforma «subsidiarnogo go-sudarstva» // Ekonomist. 2010. №12. S.44.
2. Motyshina M.S i dr. Mekhanizmy upravleniia organiza-tsiiami sotsial'no-kul'turnoi sfery v transformiruemoi eko-nomike Rossii. SPb.: Izd-vo SPbGUP, 2010. S.56.
3. Shorikov A.Iu. Sushchnostnye osnovy i rol' obshchestven-nogo sektora sfery uslug v sovremennoi ekonomike // Vest-nik Rossiiskoi akademii estestvennykh nauk. 2011. №15(4). S.127.
4. Shtrait M.E. Est' li eshche shans u rynochnoi ekonomiki? // Sotsial'noe rynochnoe khoziaistvo: Teoriia i etika eko-nomicheskogo poriadka v Rossii i Germanii / Per. V.S.Avtonomova. SPb: Ekon. shk., 1999. S.35-36.
5. Makarevich A.N., Sazonova T.Iu. Sushchnost' i spetsifika sotsial'nogo predprinimatel'stva v Rossii // Rossiiskoe pred-prinimatel'stvo. 2012. №24(222). S.53.
6. Tsapieva O.K., Omarova K.A. Sotsial'no-ekonomicheskie i or-ganizatsionnye aspekty razvitiia malogo i srednego biznesa v sfere uslug v sovremennykh usloviiakh // Vestnik Dagestan-skogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. Vyp. 5. S.47-55.