ТВ. ИВАНОВ
Тимур Вадимович Иванов — соискатель Ивановского государственного энергетического университета.
В 1997 г. окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; в 2004 г. — Международную академию маркетинга и менеджмента.
Автор 20 публикаций.
Область научной специализации — структурирование финансирования
и управление крупными инфраструктурными проектами. ^ ^ ^
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ СООРУЖЕНИЯ АЭС НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА*
Проекты в атомной энергетике имеют ряд специфических характеристик, которые обусловливают повышенные риски при их реализации. Жизненный цикл АЭС, начиная от строительства и заканчивая выводом из эксплуатации и утилизацией отходов, — чрезвычайно длительный и капиталоемкий процесс. Особенностью современных проектов сооружения АЭС является комбинированное финансирование, включающее привлечение акционерного капитала и корпоративного долга с точечной государственной поддержкой на различных этапах проекта. На современном этапе развития конъюнктуры рынка сооружения объектов атомной энергетики синтез государственной поддержки проекта и участия частных инвесторов позволяет распределить и значительно снизить риски между участниками проекта, а также объединить интересы различных сторон — участников проекта.
В настоящее время во всех сферах мировой экономики наблюдается сдвиг к государственно-частному партнерству (Public Private Partnership) — участию частных инвесторов в финансировании проектов, которые ранее финансировались исключительно за счет государственных источников. Использование государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) представляет своего рода симбиоз государственных и частных компетенций и интересов, который позволяет правительствам стран решать проблемы с финансированием инфраструктурных объектов. Причины столь масштабного внедрения методов ГЧП с конца ХХ в. заключаются в том, что постоянно растет потребность в услугах, обеспечение которых — традиционная задача государства [1, с. 103]. В современном понимании ГЧП — это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых, проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ до обеспечения общественных услуг [2, с. 140].
Исторически проекты сооружения АЭС реализовывались за счет финансирования из государственного бюджета или государственных компаний. В случае предоставления кредита для экспортных проектов исторически первым источником финансирования являлся или межправительственный кредит, или кредит государственных агентств по кредитованию экспорта (под суверенные гарантии страны-получателя). С 1970-х гг., когда технологии АЭС перешли из разряда прототипных и полувоенных в коммерчески привлекательные бизнес-проекты, появились новый тип заказчиков АЭС и новые источники финансирования таких проектов. На данном этапе приватизированные компании, сооружая собственные АЭС, используют собственный капитал или привлекаемые под свои активы кредиты [4, p. 8].
Начиная с «атомного ренессанса» XXI в., компании используют все более гибкие финансово-организационные модели сооружения АЭС, привлекая различные источники финансирования в рамках так называемой модели смешанного финансирования. Основой возврата долга в таком случае являются долгосрочные соглашения о продаже электроэнергии (СПЭ). ГЧП имеет определенные преимущества по отношению к стандартным формам инфраструктурного и проектного финансирования строительства АЭС, поскольку оно обеспечивает распределение рисков между партнерами из государственного и частного секторов. В целом существуют
ГРНТИ 06.73.21 © Т.В. Иванов, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.М. Карякина.
следующие преимущества проектного финансирования на основе частно-государственного партнерства [7, p. 76]:
• защита других активов от дефолта и повышения рейтинга кредитных обязательств владельцев проекта;
• разделение рисков — кредиторы берут на себя часть рисков;
• финансовый леверидж — увеличение отношения заемного капитала компании к собственным средствам, приводящее к увеличению доходности акционерного капитала и уменьшению средневзвешенной стоимости капитала.
Можно с уверенностью сказать, что развитие финансовых и организационных моделей проектов сооружения АЭС откроет новую страницу развития мирового рынка сооружения АЭС. Гибкость и адаптируемость моделей частно-государственного партнерства к финансированию и организации проектов сооружения АЭС во многом способствуют конкурентоспособности проектов сооружения АЭС, особенно в современных экономических условиях. Финансовые модели сооружения АЭС в рамках ГЧП являются наиболее перспективными на современном этапе. Возможность организации на различных стадиях проекта смешанной изменяемой структуры финансирования в рамках частно-государственного партнерства обеспечивает проекту финансовую гибкость и переход на более эффективное финансирование в долгосрочной перспективе. Наиболее распространенной формой ГЧП, имеющей определенные референции, является модель смешанного финансирования проектов АЭС. В данной модели центральным звеном являются собственники или акционеры АЭС, которые выполняют следующие функции (комбинация может варьироваться в зависимости от условий конкретного проекта): заключает ЕРС-контракт на сооружение АЭС; владеет сооружаемой АЭС; владеет и распоряжается генерируемой электроэнергией АЭС (для собственных нужд или заключает долгосрочные соглашения на продажу электроэнергии); привлекает финансирование под сооружение АЭС (под свои активы и под долгосрочные соглашения на продажу электроэнергии); организует эксплуатацию АЭС.
Особенностью проектов сооружения АЭС является возможность организации на различных стадиях проекта изменяемой структуры финансирования. Это обеспечивает финансовую гибкость, возможность рефинансирования привлекаемого долга и переход на более эффективное финансирование в долгосрочной перспективе. На основе международной практики можно выделить несколько типов моделей смешанного финансирования: модель крупного энергопотребителя; модель «связанного инвестора»; модель альянса энергокомпаний; модель регионального альянса.
Модель крупного энергопотребителя. Данная модель представляет собой разновидность смешанного финансирования, при котором поставщик или группа поставщиков, выступающая в форме консорциума, обязуется построить АЭС за фиксированную цену. Члены консорциума возвращают свои затраты вместе с прибылью в процессе строительства станции, а инвестор — собственник АЭС покрывает свои расходы в процессе эксплуатации энергоблока. Данный вид финансирования на практике был реализован финской энергокомпанией TVO по сооружению третьего блока АЭС «Олкилуото». В рамках этого проекта ряд крупных энергетических компаний через совместное предприятие TVO инвестировали сооружение и эксплуатацию новой АЭС с целью последующего возврата вкладываемых финансовых средств путем получения электроэнергии (в первую очередь, для собственных нужд и продажи избытка на рынке электроэнергии «Нордель»). Проект АЭС «Олкилуото-3» финансируется собственными средствами в форме корпоративных кредитов, полученных акционерами при поддержке французского государственного экспортно-кредитного агентства КОФАС (COFACE) [3, p. 4]. Данная поддержка стала возможной, поскольку сооружение АЭС осуществляет консорциум Areva-Siemens.
Поскольку по ходу проекта возникали все новые расходы, которые не были изначально заложены в его бюджет, потребовалось привлечение нового долгового финансирования. Эволюция структуры финансирования проекта АЭС «Олкилуото-3» представлена на рис. 1.
Согласно проекту планируется, что около 30 % будущей энерговыработки АЭС будет потребляться самими акционерами. Около 60 % будущей электроэнергии законтрактовано в рамках долгосрочных соглашений о продаже электроэнергии. Оставшийся объем будет поставляться на свободный рынок [6, с. 15]. Принципы деятельности TVO по организации продаж электроэнергии представлены на рис. 2.
Еще одним примером успешной реализации модели крупного энергопотребителя является проект французской энергокомпании Electricite de France (EdF) по сооружению третьего блока АЭС «Фламанвилль». Данный проект был осуществлен при прямой поддержке правительства Франции с использованием технологий компании AREVA и акционерном участии консорциума крупных энергопотребителей Эксельтиум (Exeltium). В консорциум вошли компании Air Liquide, Alcan, Arcelor, Arkema, Rhodia и Solvay. EdF заключила с компаниями долгосрочные соглашения по продажам электроэнергии [7, p. 16]. Однако, в отличие от финского проекта АЭС «Олкилуото», консорциум Эксельтиум выступает по проекту лишь покупателем электроэнергии, не являясь при этом владельцем АЭС.
Субординированный заем — средства, предоставленные заемщику для увеличения его рабочего капитала. Используемые для расчета капитальной базы, субординированные займы включаются в собственные средства заемщика и могут быть возвращены только при его ликвидации.
Рис. 1. Изменение структуры финансирования проекта АЭС «Олкилуото-3» [4, р. 20]
- отказ от выплаты дивидендов н>™ И¥ЖД
Рис. 2. Принцип деятельности компании TVO (заказчика АЭС «Олкилуото-3») по организации продаж электроэнергии потребителям [там же, с. 6]
Модель «связанного инвестора». Согласно данной модели финансирования поставщик технологии АЭС предлагает схему структурирования финансирования с привлечением своего национального финансового партнера. Как правило, финансовым партнером по проекту выступают энергокомпании из страны происхождения самого поставщика технологии. Инвестор, связанный с поставкой определенных технологий, не имеет при этом мажоритарной доли в акционерном капитале АЭС. Альянс производителей и инвесторов из одной страны в данном типе проектов обеспечивает рост экспорта национальных технологий АЭС и уменьшает долговую нагрузку для соинвестора.
Модель «связанного инвестора» была успешно реализована американскими компаниями в альянсе с японскими и корейскими энергокомпаниями при осуществлении проектов строительства третьего и четвертого блоков АЭС «South Texas» и АЭС «Comanche Peak». Центральными участниками проектов выступили японские компании — поставщики технологий и оборудования Toshiba и Митцубиши (MHI), а также энергокомпания TEPCO, осуществившая частичное финансирование проектов [5, p. 18].
Модель альянса энергокомпаний. Возможность реализации крупных проектов и сбалансированное распределение рисков при реализации проектов строительства АЭС позволяет достигнуть модель альянса энергокомпаний, при которой несколько энергокомпаний могут объединиться и владеть долями в акционерном капитале АЭС. В данном виде партнерства достигается снижение негативного влияния на балансы и кредитные рейтинги компаний-инвесторов, обеспечивается защита от банкротства одного из участников. В основе реализации проекта лежит совладение и разделение всех затрат по проекту на этапах сооружения и эксплуатации и совместное принятие стратегических решений между участниками альянса.
Финансирование проекта в условиях альянса энергокомпаний обеспечивается за счет собственных средств альянса акционеров АЭС, поддержки кредитно-экспортных агентств, а также за счет банковских займов, в том
числе под долгосрочные соглашения о поставках электроэнергии. В то же время в условиях применения данной модели финансирования партнерский альянс компаний может столкнуться с рядом организационных трудностей, таких как определение лидера проекта, сложности голосования и принятия решений и управления проектом в случае несостоятельности и банкротства одного из участников.
Примером модели альянса энергокомпаний может служить проект строительства АЭС «Чернавода» (Румыния). Проект АЭС разработан канадской компанией Atomic Energy of Canada Limited (AECL). В финансировании проекта приняли участие Европейское сообщество по атомной энергии («Евроатом») и экспортно-кредитные агентства Канады, Италии и США. В августе 2007 г. Nuclearelectrica SA (Румынская государственная энергетическая компания, SNN) опубликовала приглашение стратегическим партнерам участвовать в совместном строительстве третьего и четвертого блоков АЭС «Чернавода». Следующим этапом стало подписание инвестиционного соглашения Nuclearelectrica SA и шести компаний-инвесторов (CEZ, Electrabel, Enel, RWE, Iberdrola и ArcelorMittal) о сооружении и пуске в эксплуатацию третьего и четвертого блоков АЭС «Чернавода». На основе этого соглашения был создан альянс и образована новая компания — EnergoNuclear SA, ответственная за сооружение и эксплуатацию энергоблоков.
Модель регионального альянса. Модель регионального альянса реализуется в рамках регионального сотрудничества нескольких государств и подразумевает наличие одной страны — лидера проекта и нескольких стран, выступающих соинвесторами и покупателями электроэнергии. Данный вид партнерства предполагает разделение финансовых и инфраструктурных рисков по проекту использования объединенного сетевого хозяйства. В этом случае финансирование проекта осуществляется при государственном финансировании из национальных бюджетов и кредитов государственных банков и национальных агентств по кредитованию экспорта. Сложность данного вида финансирования заключается в присутствии региональных рисков, экономических, культурных и исторических аспектов стран-партнеров. Кроме того, на стабильность и качество проекта оказывают влияние политическая стабильность, системы принятия решений, общее сетевое хозяйство и др. Данный вид финансирования используется в перспективном проекте строительства новых блоков АЭС «Игналина» при партнерском участии балтийских стран.
На основе рассмотренных моделей можно констатировать, что финансово-организационные формы смешанного финансирования реализуются в формате ГЧП и, как было отмечено, имеют многочисленные опции. Для каждого конкретного проекта сооружения АЭС участники проекта гибко развивают собственную финансово-организационную модель смешанного финансирования. Именно благодаря указанной гибкости модели смешанного финансирования являются самыми востребованными на современном этапе развития мирового рынка сооружения новых АЭС.
Новый подход к смешанному финансированию. Проекты Build — Own — Operate — Transfer и
Build — Own — Operate. За последние два десятилетия в мире широко распространилась практика реализации инфраструктурных проектов с финансированием с ограниченной ответственностью заемщика в формате BOOT («строй — владей — эксплуатируй — передай») и BOO («строй — владей — эксплуатируй»). Данные типы проектов включают ГЧП, их строят и эксплуатируют на частной основе по заниженной цене за счет государства или государственного органа. Общая схема организационно-финансовой модели для данного варианта финансирования проектов сооружения АЭС представлена на рис. 3.
Государство -
принимающая Сооружен не, владение и эксплуатация АЭС Финансирование
сторона
Рис. 3. Финансирование проектов сооружения АЭС по схеме BOO
Данные схемы особенно подходят для применения в развивающихся странах, которые в большинстве своем не обладают финансовыми ресурсами, достаточными для сооружения АЭС, общая стоимость сооружения кото-
рой составляет не менее 4-7 млрд долл. В этих случаях государству приходится обращаться к частному капиталу.
В проектах по схеме BOO/BOOT правительство и частный сектор, как правило, создают совместное предприятие для реализации проекта. Для осуществления конкретных энергетических проектов основание целевых компаний с публичным размещением акций может гарантировать уменьшение многих рисков, потому что правительство как совладелец компании является самым надежным гарантом.
В рамках модели «строй — владей — эксплуатируй» предполагается многоуровневая система отношений между правительствами и компаниями страны — реципиента проекта и страны — поставщика проекта АЭС. Это обусловило сложность и относительную дороговизну реализации данной финансово-организационной модели. Указанная модель никогда раньше не применялась для проектов по сооружению АЭС в мире. В зависимости от условий конкретного проекта данная модель может иметь элементы различных типов моделей смешанного финансирования, например модели «связанного инвестора» или «альянса энергокомпаний». С использованием данной схемы в стадии реализации находится проект первой АЭС в Турции, которая сооружается в партнерстве с Госкорпорацией «Росатом».
При наличии большого количества преимуществ данные схемы финансирования в то же время являются достаточно сложными и требуют хорошо разработанной структуры проекта, которая обеспечит должное распределение рисков. Для того чтобы инвестировать капитал и получить проектное финансирование для проекта сооружения АЭС, структура распределения рисков и, в частности, права и обязанности проектной компании в соответствии с условиями контракта и по закону должны соответствовать ожиданиям акционеров. Существует значительный инвестиционный риск, связанный с вероятностью того, что в процессе развития, сооружения и эксплуатации проекта недостатки в нормативно-правовой базе принимающего государства могут привести к задержкам и дополнительным затратам.
Реализация проекта ВОО является очень длительным по времени и дорогостоящим мероприятием и требует от инвестора серьезной мотивации. На начальном этапе для успешного осуществления проекта ВОО важна оценка страны и заказчика. В этом случае экономическая стабильность страны выступает одним из важнейших факторов при принятии решения о реализации проекта. Немаловажной здесь является и законодательная, нормативная и административная поддержка правительства страны-заказчика.
Со своей стороны инвестор должен показать, что проект будет приносить достаточный доход для возврата кредитов и собственных средств акционеров, а также что запланированная прибыль соизмерима с рисками инвесторов. Государство, выступающее как заказчик, со своей стороны может обеспечивать осуществление займов под проект, предоставлять землю под строительство, гарантировать в той или иной форме сбыт электроэнергии.
На основе рассмотренных моделей смешанного финансирования можно констатировать, что привлечение моделей финансирования в рамках государственно-частного партнерства в проектах сооружения АЭС в современных экономических условиях позволяет значительно повысить конкурентоспособность предложений. В настоящее время модели государственно-частного партнерства в энергопромышленном комплексе широко применяются в западной практике. Реализация данных механизмов финансирования в российских проектах позволит открыть новые перспективы экспортного потенциала атомного энергопромышленного комплекса России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жизненный цикл транспортабельных атомных энергетических установок и отдельные вопросы его правового и институционального обеспечения. Международный проект ИНПРО. Задача «Правовое и институциональное обеспечение атомной энергетики на основе транспортабельных атомных энергетических установок» Вып. 3 // Исследовательский проект ИНПРО, РНЦ «ОКБ "Курчатовский институт"», 2009.
2. Федосова (Черняховская) Ю.В. Коммерческий атом, или Хиты и трюки атомного бизнеса. СПб.: Изд-во «Конструкт», 2008.
3. Financing Nuclear New Build: analysis of financial routes Alexandra Boleslawski Managing Director & Global Head of Power Natural Resources, Infrastructure & Power Calyon. 2009.
4. Geusau A. Pre-Conditions for Financing Nuclear Power // Wholesale Bamking ING, 2006. URL: http://www.euronuclear.org
5. Murphy P. Business Models For Financing Nuclear Power Plants // IAEA Working Group on Alternative Contracting and Ownership Practices for Nuclear Power Plants. Vienna, 2010. 13 October.
6. Piekkari L. Workshop on Economics and Financing of Nuclear Power, IAEA // Teollisuuden Voima Oyj. Vienna, 2009. 11 February.
7. Vinter G., Price G. Project Finance. A Legal Guide. Third ed. London: Sweet&Maxell, 2006.