ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕРТИКАЛЬНОИНТЕГРИРОВАННОЙ КОРПОРАЦИИ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Мокрушин Александр Александрович, доцент кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета.
Аннотация: В статье представлено научное обоснование перспективных форм взаимодействия корпоративной вертикали с региональными системами, направленных на наиболее полное согласование хозяйственных интересов данных интегральных субъектов. Уточнены основные инструменты регулирования взаимодействия вертикально-интегрированной корпорации с
региональными системами.
Ключевые слова: региональные системы, вертикально-интегрированная корпорация, формы взаимодействия, инструменты регулирования, региональная социально-экономическая политика.
Контакты автора: E-mail: [email protected]
PERSPECTIVE FORMS OF INTERACTION OF VERTICALLY-BASED INTEGRATED CORPORATION AND REGIONAL SYSTEMS
Mokrushin Aleksandr, assistant professor of economy and management department of Adyghe State University
Summary: In the paper scientific substantiation of perspective forms of interactions between corporative vertical and regional systems are represented. These forms of interaction promotes corporation’s and regional systems' interests fulfillment. The base instruments of interaction between vertically - based integrated corporation and regional systems regulating are clarified.
Key words: Regional systems. vertically - based integrated corporation. Forms of interaction, instruments of regulating, regional social - economic policy.
Процесс структурной перестройки отечественной экономики, приватизация государственных предприятий, широкое применение современных финансовых и информационных технологий порождают такие новые для экономики хозяйствующие структуры как холдинги, финансово-промышленные группы, многопрофильные корпорации, франчайзинговые сети, технопарки и виртуальные компании. В системе межхозяйственного (внутригруппового) взаимо-
действия наиболее эффективных сфер не только российского, но и зарубежного бизнеса превалируют именно корпоративные связи и отношения. При этом ведущую роль в становлении и развитии подобного рода взаимоотношений играют вертикально-интегрированные корпорации национального (федерального) и транснационального уровней, способные обеспечить реальную управляемость значительными производственными и финансовыми ресурсами, консолидировать их и направить на те проекты, которые способны значительно увеличить общую эффективность функционирования субъектов интеграции.
Подобные корпоративные структуры, вертикаль интраэкономической власти которых по своему потенциалу зачастую многократно превосходит соответствующий потенциал региональных властей, стремясь занять наиболее прибыльные сектора экономики путем создания единых технологических цепочек, расположенных в различных административно-территориальных образованиях РФ, в большинстве случаев проводят политику финансовой экспансии в мезоэкономическое пространство РФ. Можно привести примеры функционирования таких российских общенациональных гипер- корпораций как Газпром, ЛУКойл, Роснефть, РЖД, в сферу финансово-хозяйственных интересов которых попали наиболее профильные активы соответствующих территориально-производственных комплексов
большинства субъектов РФ. В процессе своего развития корпоративные структуры способны не только трансформировать ресурсную базу и хозяйственный потенциал мезоуровня, но и перекраивать в своих интересах его социально-экономическое пространство.
В условиях развития корпоративной формы собственности и формирования межрегиональных холдингов происходит «стягивание» профильных активов, взаимопроникновение хозяйственных элементов корпоративной вертикали и функциональных пространственных подсистем в пространстве мезо-экономики. Поэтому решение задач стратегического развития целого ряда российских регионов во многом находится в плоскости взаимопересечения хозяйственных интересов, ресурсного потенциала таких интегральных образований как корпоративные структуры и региональные социально-
экономическое системы. Данные обстоятельства актуализируют проблему научного обоснования перспективных форм и инструментария эффективного взаимодействия вертикально-интегрированных корпораций и региональных систем, учитывающих комплекс их финансово-хозяйственных интересов и потребностей.
Отечественный и зарубежный опыт функционирования общенациональных гипер- корпораций свидетельствует, что основными формами их взаимодействия с территориальными (региональными) системами являются региональные кластеры и инвестиционные пулы. В условиях реализации Национального проекта развития отдельных сфер экономики РФ приоритетной и совершенно новой формой взаимодействия общенациональных корпораций с региональными системами может выступить Региональный проект. Вместе с тем, инвестиционная составляющая взаимодействия вышеуказанных субъектов может регулироваться посредством таких
интегративных структур как региональный банк развития, региональный трастовый фонд.
В пространстве мезоэкономики исторически сформировались разнообразные формы территориальной организации: агломерация и промышленная агломерация, промышленный узел, территориально-производственный комплекс, холдинг, финансово-промышленные группы, технополисы или наукограды. В настоящее время в пространственную организацию экономики и управления российскими регионами начинает внедряться и кластерная модель, актуальная на Западе: отдельные предприятия являются «точками роста», а кластеры как новый структурный элемент в региональной организации - уже целыми «районами развития». При этом участие российских общенациональных гипер- корпораций в создании структуры и элементов кластерной организации хозяйства в пространстве региона во многом предопределяет векторы интра -, мезоэкономического развития.
Рассматривая пространство ЮФО следует указать на формирование наиболее целесообразных для макрорегиона кластеров: топливно-энергетического, локализованного в Волгоградской и Астраханской областях; машиностроительного, объединяющего соответствующие предприятия Ростовской и Волгоградской областей; электронного, консолидирующего сохранившийся потенциал данной отрасли в Краснодарском крае, Ростовской области, КБР и РСО - Алания; туристско-рекреационного с активными зонами развития в Причерноморье и горной зоне Северного Кавказа.
В настоящее время наименее «проработанным» является именно инновациионно - образовательный кластер. В то же время современный этап развития постиндустриального общества выводит на первый план именно экономику знаний в качестве императива обеспечения конкурентных преимуществ не только макро-, микро-, но и мезо-, интраэкономиче-ских систем. Полиаспектный анализ ресурсного потенциала Краснодарского края и Республики Адыгея подтверждает, что перспективной формой взаимодействия вертикально-интегрированных корпораций с функциональными подсистемами региона (в контексте становления экономики знаний) является инновационно - образовательный кластер, объединяющий в себе комплементарные институты организационно-экономического обеспечения
технологической (инновационной) модернизации региональной системы: многоуровневый образовательный комплекс, элементы инновационной инфраструктуры (технопарков, венчурных предприятий, центров трансферта технологий)).
В частности, университетский комплекс играет значимую роль в построении региональной инновационной подсистемы, предполагающую [1, С. 36]: воспроизводство научно-технического и интеллектуального потенциалов, необходимых для разработки и коммерциализации инноваций; формирование инновационной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, обслуживающей потребности региональной инновационной системы; подготовка кадров для инновационной деятельности; производство инновационной продукции и услуг собственными силами; формирование инновационной культуры в бизнес-среде; инкубирование и генерация предприятий малого наукоемкого бизнеса, связанных с вузом. Инновационно - образователь-
ный кластер генерирует процесс развития управляемых инновационных знаний как фактора повышения синергетического эффекта, конкурентоспособности за счёт многоуровневости, многопрофильности, корпоративности и территориальной диверсификации образовательных услуг. Создание инновационно - образовательного кластера позволяет задействовать имеющиеся у данных метасистем (региональной системы и интраэконо-мической системы) ресурсы для ускорения роста и усиления конкурентных преимуществ и благодаря этому «встраиваться» в формирующиеся экономические оси развития.
Более совершенной формой территориальной самоорганизации интегрированных посредством мегауправляющего воздействия в стратегические альянсы базовых и поддерживающих кластеров, создающих единые цепочки накопления добавленной стоимости в условиях особой инновационной среды, выступает региональный мегакластер, концепция которого активно разрабатывается в настоящее время в отечественной экономической науке [3, С. 19].
Необходимость формирования управленческой вертикали комплекса стратегических проектов развития функциональных подсистем (АПК, образование, здравоохранение, строительство, ЖКХ и т.д.) на фоне целого ряда недостатков Национального проекта обусловливает целесообразность концептуального обоснования новой формы взаимодействия вертикально-интегрированной корпорации с региональной системой - региональный проект, муниципальный проект. Эффективность предложенной формы взаимодействия вертикально-
интегрированной корпорации с региональной системой определяется уровнем научной обоснованности следующих организационных составляющих:
идентификация приоритетных функциональных областей («точек роста») региональной системы на основе выделения «ядра развития» региональной системы и его «оболочки»; данные функциональные области становятся объектом государственной поддержки посредством реализации Регионального проекта;
создание управленческой структуры по реализации Регионального проекта (во главе с Советом при главе администрации региона по реализации Регионального проекта);
перераспределение властных прерогатив и управленческих функций между субъектами регионального и муниципального менеджмента в разработке и реализации Регионального проекта;
формирование правовой базы регулирования реализации Регионального проекта в мезоэкономи-ческом пространстве.
Ограниченность финансовых ресурсов многих субъектов РФ предусматривает необходимость участия в реализации Регионального проекта вертикально - интегрированных корпораций, и ориентирует Региональный проект на данную форму институций. При этом необходимо научное обоснование алгоритма разработки и реализации Региональных проектов в мезоэкономическом пространстве. Вместе с тем следует сделать акцент на инфраструктурную составляющую региональной системы, развитие институционально - организационная структура инновационной системы мезоуровня.
Процесс институционализации инвестиционного взаимодействия вертикально-интегрированной корпорации с региональной системой предполагает образование и развитие отдельных институциональных форм, консолидирующих ресурсы элементов региональной системы и корпоративной структуры для согласованного, скоординированного достижения сопряженных интересов. Перспективной формой сопряжения интересов вертикальноинтегрированной корпорации с региональной системой выступает инвестиционный пул, объединяющий хозяйственные элементы региональной системы, элементы ее финансовой инфраструктуры (финансово - кредитные учреждения), а также корпоративные структуры федерального уровня при непосредственном участии представительных органов вертикали государственной власти. Преимущество инвестиционного пула заключается в обеспечении значительного интегративного и кумулятивного эффектов вследствие реализации интересов их субъектов. Инвестиционный пул в данном случае является экономическим координатором взаимоотношений институтов власти и институтов собственности в мезоэкономическом пространстве.
При осуществлении единой инвестиционной стратегии, предприятиями и институтами, входящими в инвестиционный пул, финансовые средства на осуществление указанных программ аккумулируются в виде резервов, формирующихся за счет прибыли предприятий и части инвестиционных расходов регионального бюджета. Роль финансовых институтов здесь заключается в обеспечении создания инвестиционного пула посредством применения соответствующего инструментария, например, эмиссии векселей и организации механизма их обращения на вторичном рынке, что послужит дополнительным источником инвестиционных ресурсов. Органы государственной власти, выступая соучредителями пула, могут также предоставлять его участникам налоговые льготы и инвестиционные налоговые кредиты, что будет способствовать высвобождению части средств при формировании резервов.
Объединяющим звеном при внедрении данного механизма являются органы поддержки малого предпринимательства при администрации региона и входящих в его состав муниципальных образований. При этом первоначальным ресурсом выступают бюджетные средства, направляемые на развитие промышленности, средства предприятий малого и крупного бизнеса, имеющие темпы роста производства, обусловленные интеграционными процессами. Применение подобного рода стабильной сетевой структуры, основной на инвестиционных механизмах консолидации финансовых ресурсов, направленных на развитие инфраструктурных звеньев (в особенности, социальной, инновационной и транспортной инфраструктуры) региональной системы, позволяет интегрировать элементы данных метасистем (региональной системы и вертикальноинтегрированной корпорации) в глобальную институциональную среду межфирменного взаимодействия.
Немаловажной составляющей взаимодействия корпоративной вертикали с региональными системами является формирование стратегической коалиции крупного (в лице вертикальноинтегрированной корпорации) и мелкого предпринимательства. Большая часть малых предприятий
регионального бизнеса либо тяготеет к крупным предприятиям региона, федеральным мегакорпорациям, либо образует с ними экономический симбиоз. Основными формами и механизмами хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса являются субконтрактинг, лизинг, франчайзинг, венчурный бизнес, а также региональные структуры, возникшие на их основе - предпринимательские сети, инкубаторы малого бизнеса, научные парки. В данном отношении представляют интерес выделенные д.э.н. Веретенниковым Н.П. [2, С. 39] стратегии взаимодействия вертикальноинтегрированных корпораций и субъектов малого бизнеса в регионе, предусматривающие разукрупнение корпоративной структуры, либо высвобождение части функций, сфер деятельности: стратегия сужения или устранения конгломератной (несвязанной) диверсификации; стратегия регрессивной вертикальной дезинтеграции; стратегии регрессивной вертикальной дезинтеграции.
Реализация стратегии сужения или устранения конгломератной (несвязанной) диверсификации фактически означает полную передачу путем полной передачи путем продажи непрофильных, прочих видов деятельности (активов) транснациональных, общенациональных (естественно-монопольных) и межрегиональных промышленных и инфраструктурных корпораций для осуществления их (видов деятельности) как самостоятельных направлений бизнеса региональным предпринимательским организациям. При реализации этой стратегии, как правило, должно происходить уменьшение активов указанных корпораций путем их продажи на торгах, либо предоставления региональным компаниям в аренду или в лизинг.
При реализации стратегии регрессивной вертикальной дезинтеграции договоры франчайзинга заключаются при взаимном согласии и с учетом интересов обоих сторон, то есть их вполне можно квалифицировать как способы совмещения экономических интересов общеотраслевых и других крупных корпораций и регионального бизнеса.
При реализации стратегии регрессивной вертикальной дезинтеграции договоры аутсорсинга (как и франчайзинга) заключаются при взаимном согласии и с учетом интересов обоих сторон, то есть их вполне можно квалифицировать как способы совмещения экономических интересов крупных корпораций и представителей регионального бизнеса.
Кроме того, мировая практика государственного регулирования инвестиций в период проведения масштабных преобразований экономики показывает, что одним из самых распространенных и эффективных методов активизации инвестиционной деятельности является создание государственных кредитных организаций, специализирующихся на долгосрочном инвестиционном кредитовании приоритетных отраслей экономики. Одними из наиболее распространенных форм таких кредитных организаций выступают региональный банк развития, региональный трастовый фонд. Создание трастового фонда во многих регионах позволило бы аккумулировать финансовые ресурсы под гарантии администрации региона и направлять их в развитие выделенных приоритетных отраслей.
Комплекс институциональных (договоры о совместной инвестиционной деятельности, программы сотрудничества, частно - государственное партнер-
ство) и экономических (инструменты бюджетного процесса, участие государственной собственности, специальный режим ведения хозяйственной деятельности, применение процедур банкротств и реструктуризации, управление долговыми обязательствами) инструментов регулирования взаимодействия корпорации с региональными системами должны быть ориентированы на полноценное, комплексное включение потенциала данных метасистем в процесс их интеграционного взаимодействия, на паритетное распределение получаемых в этом процессе результатов.
Одним из ключевых институциональных инструментов регулирования интеграционного взаимодействия корпоративной вертикали с региональной системой выступает система Договоров (соглашений) о сотрудничестве (Соглашений о намерениях), о комплексном участии в развитии региона между управляющим звеном корпоративной структуры и региональной администрацией. Договора регионов с крупнейшими гипер - корпорациями регламентируют систему взаимных обязательств, а также преференций, получаемых стратегическим инвестором. В условиях развития межрегиональной интеграции применяются Договора интегрирующихся регионов с крупнейшими инвесторами о вкладе в программы интеграции и преференциях, получаемых инвесторами - гипер - корпорациями. Данный институциональный инструмент ориентирован на полноценное, комплексное включение потенциала, которым обладают стратегические инвесторы, в процесс интеграционного взаимодействия региональных систем, а также на справедливое распределение полученных в этом процессе результатов. Поскольку речь идет о трех участниках отношений (властях двух регионов и инвесторе), то наиболее конструктивным будет трехсторонний договор о вкладе в межрегиональные программы интеграции и преференциях, предоставляемых инвестору каждым из взаимодействующих регионов.
Таким образом, выделенные формы взаимодействия вертикально-интегрированных корпораций и региональных системам направлены, прежде всего, на сопряжение их бизнес - интересов и призваны обеспечить существенное приращение синергетического эффекта. Необходимость наиболее полной реализации потенциала взаимодействия указанных субъектов предопределяет существенный научный интерес к разработке механизмов регулирования подобного рода сотрудничества.
4. Керашев, А.А. Функциональное содержание и принципы управления макрорегиональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием / А.А. Керашев. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2005.
5. Наймушин, В.Г. Корпоративная собственность в трансформационной экономике: Специфика становления и развития: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук / В.Г. Наймушин - Ростов-на-Дону, 2002. - 43 с.
Федеральное агентство по образованию
Адыгейский Адыгэ
Государственный Н«1Л) Къэралыгъо
Университет
АДРЕС: 385000, Республика
Университет
Отзыв .
на статью Мокрушина Александра Александровича «Перспективные формы взаимодействия вертикально-интегрированной корпорации с региональными системами»
В пространственной системе современной России приоритетным фактором эволюции региональных систем становится их взаимодействие с вертикально-интегрированными корпорациями, обладающими мощной вертикалью интраэкономической власти и возможностью концентрации инвестиционных ресурсов на важнейших направлениях развития. Поэтому одним из доминантных направлений, обеспечивающих согласованное развитие воспроизводственных процессов в регионе, выступает эффективное 'управление организационно-экономическим взаимодействием корпоративной вертикали с региональными социально-экономическими системами, основанное на учете их хозяйственных интересов и потенциала. При этом важное значение играет научное обоснование форм и инструментов подобного рода взаимодействия.
Высокой оценки заслуживает тот факт, что автор уделил внимание обоснованию такого кластера как инновационно — образовательный. Выявленные формы эффективного взаимодействия корпорации и региональных систем являются отправными точками в идентификации механизмов стратегического управления взаимодействием данных субъектов. Представленные автором результаты имеют существенную теоретическую значимость. Статья Мокрушина Александра Александровича «Перспективные формы взаимодействия вертикально-интегрированной корпорации с региональными системами» рекомендуется к изданию в журнале «Бизнес в законе».
Научный консультант: д.э.н., профессор
А.А. Керашев
Список литературы:
1. Астафьева, Н.В. Методология управления инновационным развитием университетских комплексов: Автореф. ... дис. д-ра экон. наук / Н.В. Астафьева. -Саратов, 2008. - 43 с.
2. Веретенников, Н.П. Теоретические основы управления деятельностью общеотраслевых корпораций на региональном уровне: императивы, факторы, функции, инструменты: Автореф. . дис. д-ра экон. наук / Н.П. Веретенников. - Хабаровск, 2008. -51 с.
3. Иваненко, Л.В. Управление регионом на основе концепции мегакластерной организации: Автореф. ... дис. д-ра экон. наук / Л.В. Иваненко. - Оренбург, 2008. - 40 с.