УДК 316.6; ББК Ю9563
DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021-2-11-16
© Арамян К.А. 2021
PERSONALIZED LEARNING AS THE MAIN TOOL OF DIGITAL EDUCATION
ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Karine A. Aramyan
Associate Professor of the Department of Sociology, Management Psychology and History of the State University of Management, Member of the Working Group on Digital Economy under the National Council for Professional Qualifications under the President of Russia, Candidate of Historical Sciences 99 Ryazan Ave., Moscow, 109542 Е-mail: [email protected]
Каринэ Арменовна Арамян,
доцент кафедры социологии, психологии управления и истории Государственного университета управления, член Рабочей группы по цифровой экономике при Национальном Совете при Президенте России по профессиональным квалификациям, кандидат исторических наук 109542, Москва, Рязанский пр-т, д. 99 Е-mail: [email protected]
Для цитирования: Арамян К.А. Персонифицированное обучение как главный инструмент цифрового образования. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2021. С. 11-16. Научная специальность: 19.00.05 - Социальная психология.
Abstract. Russia is undergoing a transition to a digital reality, a methodology and a national legal regulatory system are being developed, a state strategy for the development of the digital economy and education has been adopted, and organizational mechanisms for its implementation are being formed. The digital economy requires both new personnel for "industry 4.0", science and education, as well as new methods and technologies for managing and organizing training.
The article examines personalized learning as the main tool of digital education, compares approaches in domestic and foreign science, and examines the experience of China. Russia, as the heiress of Soviet science, has a serious reserve of outstanding achievements in psychological science and pedagogy.
Keywords: digital economy, personalized education, digital competencies, human resources
Аннотация. Россия переживает переход в цифровую реальность, вырабатывается методология и национальная правовая нормативная система, принята государственная стратегия развития цифровой экономики и образования, формируются организационные механизмы ее реализации. Цифровая экономика требует как новые кадры для «промышленности 4.0», науки и образования, так и новые методики и технологии управления и организации обучения.
В статье рассматривается персонифицированное обучение как основной инструмент цифрового образования, сравнивается подходы в отечественной и зарубежной науки, рассматривается опыт Китая. Россия как наследница советской науки имеет серьезный задел выдающихся достижений психологической науки и педагогики.
Ключевые слова: цифровая экономика, персонализированное образование, цифровые компетенции, человеческие ресурсы.
Четвертая промышленная революция (ЧПР), выступив на историческую арену в самом начале XXI века, со стремительной скоростью преображает окружающую действительность и саму сущность современных обществ, перекраивая мировоззрение и образ жизни людей. Ведущие аналитики мира однозначно констатируют направленность ЧПР на человека, препарируя последствия ее воздействия на человечество и возможности его использования для общего блага [30].
Самым заметным и чувствительным трендом ЧПР оказалась цифровизация, которая опирается на достижения прикладной математики и вычислительной техники - сеть Интернет, телекоммуникацию, Big Data, искусственный интеллект (ИИ), Блокчейн, криптовалюту и пр. Применение методов математического моделирования не только интегрирует большие базы данных и задачи, но и меняет саму природу организаций, осуществляющих этот процесс, превращая их в системных интеграторов. Вычислительная мощность и ана-
литика данных связывают воедино все области существования человечества - физическую, биологическую, цифровую (виртуальную), социальную. В социальной сфере смена парадигм развития проявляется в формах коммуникации и общения между людьми, социальными институтами и группами; способах труда, производства, обучения, здравоохранения, отдыха, ведения бизнеса, осуществления научной и культурной деятельности.
В условиях формирования нового социально-экономического уклада возникла задача обновления парадигмы высшего и дополнительного профессионального образования, разработки и внедрения новой методологии и технологий обучения (в том числе и самих педагогов). Для этого важно проанализировать подходы и концепции персонифицированного обучения как основного инструмента цифрового образования, роль преподавателя как источника знания и «творца» учебного процесса в новых условиях.
Материалы и результаты исследования. В XXI веке место и роль в обществе знания и обучения меняются. Институт ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни еще в 2011 году прогнозировал преобразование Information Society в Learning Society [1]. В Инчхонской декларации ЮНЕСКО «Образование - 2030» сформулирована новая концепция всемирного движения за образование, которая заключается в преобразовании жизни людей с помощью образования и отражена в предлагаемой Цели устойчивого развития 4: «Обеспечить инклюзивное и справедливое качественное образование и создать возможности для обучения на протяжении всей жизни для всех». Основными характеристиками концепции современного образования являются: непрерывность, гендерное равенство, справедливость и социальная интеграция, доступность, индивидуализация. Инструментом, который позволяет учитывать все факторы и реализовать все характеристики становится персонифицированное обучение.
Как подход персонализация зародился в Западной Европе. Категории «персона», «персонализм», «персонология», «персонификация» достаточно подробно представлены в концепциях К.Г. Юнга, У. Джеймса, г. Салливана, В. Штерна. Развивают эту концепцию современные зарубежные исследователи Т. Бентли, Р. Миллер, Дж. Брофи, К. Хар-кренен, П. Блюменфельд, Т. Кошман, Ф. Фелто-вич. Согласно их представлению, персонализация как подход в обучении дает возможность выстраивать индивидуальный маршрут обучающегося с целью удовлетворения своих образовательных потребностей и реализации своего потенциала.
Подходы современных российских исследователей базируются на мощном фундаменте выдающихся советских ученых, прежде всего, исследовательского кластера теории активности познавательной деятельности и творчества (Л.С. Выготский
[14], АН. Леонтьев [19], С.Л. Рубенштейн [24] и структуры личности (Б.Г. Ананьев [6], С.Л. Рубинштейн [24] и др.). Исследование проблем индивидуализации и персонализации ведется многими отечественными учеными: Абульхановой К.А. [4], Асмоловым А.Г.[8], Гребенюк О.С. и Гребенюк Т.Б.
[15], Леонтьевым А.Н. [19], Петровским В.А. [21], Стариченко Б.Е. [26, 27] и др. Формируется пул экспертов по вопросам цифровизации образования: Андреев А.А. [7], Аствацатуров Г.О. [9], Роберт И.В. [23] и многие другие.
Отечественное видение персонифицированного обучения базируется на идеях личностно-ори-ентированного подхода и включает следующие элементы:
- интересы и запросы обучающихся над заданной извне программой;
- вариативное содержание образования для различных субъектов усвоения;
- ориентация на выработку собственных взглядов у специалистов;
- преобладание творчества над «схематизмом»;
- диалога над монологом;
- цифровая платформа трактуется как базис и центр управления учебной деятельностью,
- проектирование идет от результата; развитие личности обучающегося формулируется как цель и результат персонифицированного образования;
- культура учения;
- индивидуальные траектории;
- развитие soft skills.
Главные проблемы отечественной школы:
- отставание от требований, предъявляемых цифровой экономикой и общественной жизнью,
- излишняя приверженность традиционным методикам и технологиям;
- система образования продолжает игнорировать цифровые инструменты, которые дети и взрослые успешно применяют в своей повседневной жизни, либо выхолащивать потенциал новых технологий обучения.
- не существует единого перечня умений и навыков, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернет [18].
Роль педагога. Западный вариант персонализированного обучения составляют следующие элементы: применение поискового, проблемного и проектного обучения, которые формируют
у учащегося навыки научно-исследовательской деятельности, умение ставить цель и задачи, искать пути решения самостоятельно, аналитическое и критическое мышление, умение сформулировать оценочное суждение. Неотъемлемой частью персонализированного обучения является осознанный выбор учащимся своего образовательного маршрута. Западные специалисты четко определяет и роль педагога: он сопровождает и контролирует учащегося, обсуждает с ним его идеи. Этот фактор существенно отличает его от отечественного подхода.
В разработке находиться вопрос о цифровых компетенциях. Наиболее полно перечень цифровых компетенций представлен в модели S. Carretero, R. Vuorikari, Y. Punie, она включает восемь уровней квалификации и примеры использования [3].
Сформирован комплекс технологий в персонифицированном образовании:
- Цифровые технологии включают компьютерное аппаратное и программное обеспечение, сетевые и коммуникационные технологии, а также средства разработки прикладного программного обеспечения. С развитием высоких технологий (связь, интернет-маркетинг, облачные вычисления, большие данные, искусственный интеллект и т.д.) содержание современных информационных технологий постоянно пополняется и расширяется. Цифровые образовательные приложения и сервисы, инновационные методики.
- Дистанционное обучение: использованием современных информационных технологий (сетевые технологии и мультимедийные технологии, а также онлайн-обучение), основанное на современных электронных информационных и коммуникационных технологиях, с аудиовизуальным сопровождением, с очным и заочным обучением.
- Цифровые учебные ресурсы.
- Электронное образование: осуществляется с помощью аудиовизуальных материалов с использованием проекторов, слайд-проекторов, магнитофонов, телевизоров, видеомагнитофонов, видеокамер и специализированных электрифицированных аудиторий, языковых лабораторий и других объектов.
- Геймификация: привнесение принципов разработки игровых технологий, которые удерживают внимание и мотивацию обучающегося.
Интересен опыт Китая, который быстро воспринял и успешно внедрил теорию и технологии персонифицированного обучения. Тотальная цифровизация экономики и системы образования в Китае обусловила запрос на «цифровых» специалистов, прежде всего, по IT-специальностям.
С 2000 г. информационные технологии становятся ведущей силой модернизации промышленности КНР. В Китае реализуется комплекс государственных планов и программ по развитию цифрового образования: «План действий по возрождению образования в XXI в.» Министерства образования Китая 1998 г.; «План развития искусственного интеллекта нового поколения» 2017 г.; «План действий по возрождению образования в XXI в.» (утвержден Госсоветом КНР в январе 1999 г.); «10-я пятилетняя программа национального образования» Министерства образования Китая (июнь 2002 г.), включает «Проект информатизации образования» как один из шести образовательных проектов периода десятой пятилетки»; «План одиннадцатой пятилетки национального развития образования» Госсовета КНГ (май 2007 г.); «План национальных среднесрочных и долгосрочных реформ и развития образования (2010-2020 гг.)» Министерства образования Китая (июль 2010 г.); «Национальный среднесрочный и долгосрочный план реформы и развития образования (2010-2020 гг.)»; «Десятилетний план развития информатизации образования в Китае (2011-2020 гг.)»; Программа «три звена и две платформы» 2012 г. как ключевые задачи формирования информатизированного образования в КНР; «План действий по информатизации образования 2.0»; План «Модернизация в Китае до 2035 года» и др.
Министерство науки и высшего образования КНР еще в начале 1999 г. начало уделять электронному образованию большое внимание. Вузы и вся система образования Китая перешли на единую мировую систему обучения (Болонскую систему), стремительно внедряются современные цифровые технологии, поэтому образование стало доступным всем слоям общества (включая инвалидов и людей с ОВЗ). Главная особенность образования в современном Китае: осуществляется через Сеть. Для этого старое и некачественное оборудование заменено на новое. Созданы: единый национальный центр ресурсов дистанционного обучения, единая всекитайская система контроля программы электронного обучения и освоения данной программы. Основной акцент на техническое оснащение образовательного процесса. Осуществлен перевод учебных пособий и литературы в электронный вариант, создание лекций в онлайн-фор-мате. Большинство корпоративных университетов обучают в электронном формате. Часто курсы дисциплин читают представителями американских или европейских университетов.
Сегодня в Китае сложилась цифровая структура общенациональной системы образования:
школы на всех уровнях создали цифровые пространства, обеспечен доступ к сети Интернет; в сельской местности повсеместно установлено оборудование (компьютеры, проекторы, аудиосистемы и проч.); постоянно актуализируются цифровые образовательные ресурсы, продолжается внедрение онлайн-обучения, осуществляется цифровизация управления образованием. Важное место в системе непрерывного образования занимают электронное образование и дистанционные образовательные технологии. Действует Китайская образовательная и исследовательская сеть (CERNET). Использование искусственного интеллекта. Повышение цифровой грамотности.
- Более 260 млн. студентов получают высшее образование и 1,4 млрд. потенциальных учеников учатся на протяжении всей жизни.
- Важно отметить, что в Китае преобладает традиционная система обучения, онлайн-обучение применяется как дополнение к основному.
Выводы. ЧПР и ее мегатренд цифровизация буквально онлайн перекраивает устои и уклад общества, формы жизни и ведения хозяйства. Циф-ровизация изменяет формы и методы передачи знаний, одним из таких методов стал метод персонализированного обучения. Собственно подход персонификации обучения возник на Западе, где эта концепция глубоко всесторонне исследована и широко используется, имеет ряд особенностей. Мощная советская школа выдающихся психологов и педагогов стала фундаментом для современного понимания персонифицированного обучения. В настоящее время в России происходит теоретическое осмысление «оцифровки» образования и педагогической деятельности, происходит разработка методологии, выработка новых технологий и их апробация в образовательных учреждениях всех уровней. Российскими учеными разработаны теоретические подходы к понятию «персонифицированное обучение», которое имеет ряд отличительных черт от западных теорий. В научном сообществе и российском обществе в целом внедрение новой концепции образования и применение новых технологий обучения вызвало широкую дискуссию. Китай, не имея фундаментального научного базиса, сумел очень быстро адаптировать и внедрить методики и технологии персонифицированного образования, о чем свидетельствуют впечатляющие результаты.
Библиографический список
1. UNESCO Incheon Declaration for Education 2030. URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/ RES/74/223.
2. Conceptual evolution and policy development in lifelong learning. Edited by Jin Yang and Raúl Valdés-Cotera. 2011. URL: https://unesdoc.unesco. org/ark:/4S223/pf00001920S1 ?posInSet=1 &queryId =9a45af5e-436c-4141 -877f-f3db1 S0e00a3.
3. Carretero, S. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use / S. Carretero, R. Vuorikari, Y. Punie. Luxembourg : Publications Office of the European Union, 2017. URL: https:// publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/ JRC1062S 1/web-digcomp2.1pdf_(online).pdf. EUR 2S55S EN, doi:10.2760/3SS42.
4. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К.А. Абульханова. М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 1 999. 224 с. (Серия «Психологи Отечества»)
5. Авадаева, И.В. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды : монография / [Авадаева И.В. и др.]. Н. Новгород. 201S. 174 с.
6. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии : в 2-х т. / Б.Г. Ананьев. CTO. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007.
7. Андреев, А.А. E-leaning: некоторые направления и особенности применения / [Андреев А.А. и др.] // Высшее образование в России. 2009. № 8. С.8S-91.
8. Асмолов, А.Г. Психология личности : учебник / А. г. Асмолов. М. : Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
9. Аствацуров, г. Технология конструирования мультимедийного урока / г. Аствацуров // Учитель. 2004. № 2.
10. Афанасьев, В.В. Отечественный и зарубежный опыт персонификации в системе дополнительного профессионального образования / [Афанасьев В.В. и др.] // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 9 (51). С. 47-52.
11. Баранов, Д.Н. Социально-экономические последствия распространения цифровых технологий на рынке труда / В.В. Афанасьев // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 201S. № 3 (26). С. 91-97.
12. Вульфсон, Б.Л. Западноевропейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели / Б.Л. Вульфсон // Педагогика. 1994. № 2. С. 17-20.
13. Вульфсон, Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века / Б.Л. Вуль-фсон. М. : Издательство УРАО, 1 999.
14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л.С. Выготский ; гл. ред. А.В. Запорожец. М. : Педагогика, 1983.
15. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности : учебное пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. Калининград, 2000. 572 с.
16. Джанелли, М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. № 4. С. 81-98.
17. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании : учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. М. : Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
18. Зеер, Э.Ф. Готовность преподавателей ВУЗА к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования / Э.Ф. Зеер, Н.В. Ло-мовцева, В.С. Третьякова // Педагогическое образование в России.2020.№ 3. С. 26-39.
19. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М. : Смысл ; Академия. 1997;2004.
20. Неклюдова, Д.В. Дополнительное профессиональное образование: персонификация и обучение компетенциям / Д.В. Неклюдова // Казанский педагогический журнал. 2012. № 5-6. С. 74-79.
21. Петровский, В.А. Наука личности: четыре проекта общей персонологии / В.А. Петровский, Е.Б. Старовойтенко // Психология. 2012. № 1. Т. 9. С. 21-39.
22. Полевая, М. В. Модель компетенций специалиста цифровой экономики / М.В. Полевая. URL: http://www.fa.ru/org/dpo/finprofessional/Documents/ news/2019/11/.pdf.
23. Роберт, И. Теория и методика информатизации образования. Психолого-педагогический и технологический аспекты / И. Роберт. М. : Бином. 2014. Серия: Информатизация образования.
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн ; сост. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб. : Издательство «Питер», 2000. 685 с.
25. Сиренко, С.Н. Образовательная парадигма цифровой эпохи / С.Н. Сиренко // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности. (8-9 февраля 2018 г., Москва). М. : ИПМ им. М.В. Келдыша, 2018. 174 с.
26. Стариченко, Б.Е. Персонализация виртуальной образовательной среды / Б.Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 24-29.
27. Стариченко, Б.Е. Цифровизация образования: реализии и проблемы / Б.Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. 2020. № 4. С. 1 6-26.
28. Сысоев, Е.А. Цифровые инновации в современном мире / Е.А. Сысоев. Проблемы современной экономики. 2018. № 3 (67). С. 39-43.
29. Четверикова, О.Н. Трансгуманизм в российском образовании. Наши дети как товар / О.Н. Четверикова. М. : Книжный мир, 2018. 384 с.
30. Шваб, К. Технологии четвертой промышленной революции / К. Шваб, Н. Дэвис ; предисл. С. Наделла ; пер. с англ. К. Ахметова и др. М. : Бомбора, 2018. 317 с.
Bibliographic list
1. UNESCO Incheon Declaration for Education 2030. URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/ RES/74/223.
2. Conceptual evolution and policy development in lifelong learning. Edited by Jin Yang and Raúl Val-dés-Cotera. 2011. URL: https://unesdoc.unesco.org/ ark:/48223/pf0000192081?posInSet=1&queryId=9a4 5af5e-436c-4141-877f-f3db180e00a3.
3. Carretero, S. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use / S. Carretero, R. Vuori-kari, Y. Punie. Luxembourg : Publications Office of the European Union, 2017. URL: https://publications. jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC106281/ web-digcomp2.1pdf_(online).pdf. EUR 28558 EN, doi:10.2760/38842.
4. Abulkhanova, K. A. Psychology and consciousness of personality (Problems of methodology, theory and research of real personality): Selected psychological works / K. A. Abulkhanova. M. : Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing house of NPO "MODEK", 1999. 224 p. (Series " Psychologists of the Fatherland»)
5 . Avadaeva, I. V. Methodological foundations of the formation of the modern digital educational environment: monograph / [Avadaeva, I. V. et al.]. N. Novgorod. 2018. 174 p.
6. Ananyev, B. G. Selected works on psychology : in 2 volumes / B. G. Ananyev. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg University, 2007.
7. Andreev, A. A. E-leaning: some directions and features of application / [Andreev, A. A. et al.] // Higher education in Russia. 2009. No. 8. pp. 88-91.
8. Asmolov, A. G. Personality psychology: textbook / A. G. Asmolov. M.: MSU Publishing House, 1990. 367 p.
9. Astvatsurov, G. Technology of constructing a multimedia lesson / G. Astvatsurov / / Teacher. 2004. № 2.
10. Afanasyev, V. V. Domestic and foreign experience of personification in the system of additional professional education / [Afanasyev, V. V. et
al.] / / International Research Journal. 2016. No. 9 (51). pp. 47-52.
11. Baranov, D. N. Socio-economic consequences of the spread of digital technologies in the labor market / V. V. Afanasyev / / Vestnik Moskovskogo uni-versiteta imeni S. Yu.Witte. Series 1: Economics and Management. 2018. No. 3 (26). pp. 91-97.
12. Wulfson, B. L. Western European educational space of the XXI century: prognostic models / B. L. Wulfson // Pedagogy. 1994. No. 2. pp. 17-20.
13. Wulfson, B. L. Strategy for the development of education in the West on the threshold of the XXI century / B. L. Wulfson. M.: Publishing House of URAO, 1999.
14. Vygotsky, L. S. Collected works : in 6 t. / L. S. Vygotsky; ch. ed. A.V. Zaporozhets. M.: Pedagogika, 1983.
15. Grebenyuk, O. S. Fundamentals of pedagogy of individuality: a textbook / O. S. Grebenyuk, T. B. Grebenyuk. Kaliningrad, 2000. 572 p.
1 6. Gianelli, M. E-learning in theory, practice and research // Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow. 2018. No. 4. pp. 81-98.
1 7. Zakharova, I. G. Information technologies in education: a textbook for students of pedagogical studies. institutions / I. G. Zakharova. M.: Publishing Center "Academy", 2003. 192 p.
18. Zeer, E. F. Readiness of university teachers for online education: digital competence, research experience / E. F. Zeer, N. V. Lomovtseva, V. S. Tretyakova // Pedagogical education in Russia. 2020. No. 3. pp. 26-39.
19. Leontiev, A. N. Activity. Conscience. Personality / A. N. Leontiev. M.: Smysl ; Akademiya. 1997; 2004.
20. Neklyudova, D. V. Additional professional education: personification and training of competen-
cies / D. V. Neklyudova / / Kazan Pedagogical Journal. 2012. No. 5-6. pp. 74-79.
21. Petrovsky, V. A. The science of personality: four projects of general personology / V. A. Petrovsky, E. B. Starovoitenko // Psychology. 2012. No. 1. Vol. 9. pp. 21-39.
22. Polevaya, M. V. Model of competencies of a digital economy specialist / M. V. Polevaya. URL: http://www.fa.ru/org/dpo/finprofessional/Documents/ news/2019/11/.pdf.
23. Robert, I. Theory and methodology of informatization of education. Psychological-pedagogical and technological aspects / I. Robert. M.: Binom. 2014. Series: Informatization of education.
24. Rubinshtein, S. L. Fundamentals of general psychology / S. L. Rubinshtein; comp. A.V. Brush-linsky, K. A. Abulkhanova-Slavskaya. St. Petersburg: Publishing house "Peter", 2000. 685 p.
25. Sirenko, S. N. Educational paradigm of the digital age / S. N. Sirenko // Designing the future. Problems of digital reality. (8-9 February 2018, Moscow). Moscow: IPM im. M. V. Keldysh, 2018. 174 p.
26. Starichenko, B. E. Personalization of the virtual educational environment / B. E. Starichenko // Pedagogical education in Russia. 2015. No. 7. pp. 24-29.
27. Starichenko, B. E. Digitalization of education: realizations and problems / B. E. Starichenko // Pedagogical education in Russia. 2020. No. 4. pp. 16-26.
28. Sysoev, E. A. Digital innovations in the modern world / E. A. Sysoev. Problems of the modern economy. 2018. No. 3 (67). pp. 39-43.
29. Chetverikova, O. N. Transhumanism in Russian education. Our children as a commodity / O. N. Chetverikova. M.: Knizhny mir, 2018. 384 p.
30. Shvab, K. Technologies of the fourth industrial Revolution / K. Shvab, N. Davis; preface by S. Nadella; translated from English by K. Akhmetov and others. M.: Bombora, 2018. 317 p.