РАЗДЕЛ 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕКЛАМЫ И PR
А. В. Ульяновский
Санкт-Петербургский государственный
университет
ПЕРСОНАЖИ КАК СОДЕРЖАНИЕ СОЗНАНИЯ СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
Материал посвящен итогам статистической обработки нескольких сотен наиболее актуальных персонажей, фокус-групп их аналитике. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить изменения или сдвиги в осмыслении мира молодежи и установить их связь с произошедшими за 6-12 лет изменениями в системе образов, наполняющих российское медиапространство. Зафиксирована почти полная «перезагрузка» образной системы молодежи, общую молодежную интернациональную ценностную повестку дня можно считать сформированной. Выводы множественны и конкретны, например, если для животных-персонажей мультфильмов 1990-2000х годов, как и для персонажей-животных из «советского» прошлого, характерна положительная коннотация, то для героев из Интернета, напротив, — отрицательная или нейтральная.
Материал исследования весьма актуален, так как послужит адекватным основанием для конкретных проектов в рамках социально-гуманитарных технологий, применяемых на территории современной России, позволяет поставить и уточнить новые задачи для будущих исследований, но и, более того, эскизно выявляет установки, ценности, мировоззрение самих будущих социально-гуманитарных технологов. Исследование показало: вымышленные персонажи соседствуют с реальными образами медийных личностей и объектами окружающей социально-культурной действительности.
Ключевые слова: персонаж, герой, визуальный образ, вымышленное существо, реальность и вымысел, социальные медиа,
медиа, сериал, кинофильм, анимация, интернет, исследование молодежи, молодежь, Россия, значимость, смысл, эстетическая оценка, зависимость, отклонения, одержимость, креолизованный текст, праксема, прецедентный феномен.
Постановка проблемы
Материал посвящен итогам статистической обработки нескольких сотен наиболее актуальных персонажей и их аналитике. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить изменения или сдвиги в осмыслении мира молодежи и установить их связь с произошедшими за 6-12 лет изменениями в системе образов, наполняющих российское медиапространство. Материал исследования весьма актуален, так как послужит адекватным основанием для конкретных проектов в рамках социально-гуманитарных технологий, применяемых на территории современной России, позволяет поставить и уточнить новые задачи для будущих исследований, но и, более того, эскизно выявляет установки, ценности, мировоззрение самих будущих социально-гуманитарных технологов.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить изменения или сдвиги в осмыслении мира молодежью на основе кросс-дисциплинарной платформы и установить их связь с произошедшими за 6-12 лет изменениями в системе образов, наполняющих российское медиапространство.
Дополнительная проблема, затрудняющая интерпретацию подобных данных в указанной социальной группе, вызвана избыточным стремлением исключительно к анализу содержанию лишь самого сетевого и медиаконтента (учебники, книги, продукция масс-медиа, мультимедиа, коммерческие коммуникации). Опора на опыт и гипотезы экспертов (педагоги, социологи, психологи) или на обобщенные данные по всем слоям населения не отражает реального изменения ценностной ориентации интересующей нас группы.
Данное исследование как раз сфокусировано на реально наблюдаемых данных — содержании поверхностных слоев сознания, на уровне представлений студентов гуманитарных направлений, обучающихся в университетах Санкт-Петербурга, но представляющих многие регионы России. Исследование посвящено спонтанному припоми-
нанию образов, сформированных под влиянием информационной среды («вымышленных образов»), то есть уровню «top of mind».
По роду своей будущей деятельности именно наши респонденты окажут наиболее сильное влияние на общество (журналистика, социальные и коммерческие коммуникации). Вместе с тем в связи с демократическим изменением системы поступления в российские университеты по региональным результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) университетская аудитория представляет собой широкую выборку молодежи всей России. Данное исследование носит характер качественного исследования и пилотного по отношению к расширенной генеральной совокупности всей молодежи России 18-23 лет.
Исторически исследование носит название «Вымышленные существа эпохи масс-медиа». Под «вымышленными существами» («образами» — здесь синонимично) понимаются спонтанно, без подсказки, припоминаемые эмоционально значимые (имеющие значение для респондента), одушевленные объекты разделенной реальности во всём спектре проявлений (убеждения, ценности, внешность, речевые паттерны, поведение, способности, образ жизни). Чаще всего вымышленные существа — это объекты, представленные в различных медиа и не являющиеся результатами личной фантазии или представлением внутренней, не разделенной окружающими реальности. Именно эмоциональная значимость, добровольный выбор образа из списка и формальные параметры результата описания делают такой формат их презентации чрезвычайно насыщенным для исследования. В этом формат их описания оказывается близок по смыслу формату представления медиа-контента. В последние годы сходные проблемы уже затрагивались как в отечественной, так и в зарубежной науке.
Обзор литературы по теме
Рассматриваемые цели статьи являются областями интереса нескольких научных дисциплин:
- прикладной культурологии и философской антропологии — в частности на основе метода мифодизайна [9]. Здесь мифодизайн строится на концепции «использование и удовлетворение» (uses and gratifications), то есть удовлетворение потребностей потребителя в процессе использования им средств массовой коммуникации. Ми-фодизайн работает с современными социальными мифами, которые
есть контекстуально условно-истинные и аксиологически (в плане ценностей и их норм) доверительные высказывания, и опирается на принципы социальной конвенции — утилитарно-эффективного взаимодействия, зафиксированного в культуре благодаря приемлемой социальной цене и последствиям. Практические выводы мифодизайна основываются на материалах трех волн стереотипного, качественного, многолетнего исследования (2006, 2012, 2017) содержания сознания молодой интеллигенции 17-23 лет. Содержание метода учитывает многолетнюю апробацию в процессе обучения студентов [11]. Многие положения носят характер социально-гуманитарной инновации. В эпоху цифровизации и повышения роли интеллектуальной собственности креативные индустрии становятся одной из важнейших сфер развития экономики и общества и представляют собой набор множественных, потенциально увеличивающихся, сегментов рынка, где реклама могла бы себя проявить для их развития [10].
Первичные данные по своей методологии является серией фокус-групп, многолетнего исследования (2006, 2012, 2017 гг.) содержания сознания молодой интеллигенции 17-23 лет, отвечающей на вопрос с подсказкой, результатом которого является выявление паттернов масс-медиа как суммы накопленного опыта аудитории [10];
- визуальной семиотике, где подобные образы изучаются с ракурса «Праксемы». В сферу интереса визуальной семиотики входят вопросы изучения визуальных аспектов организации и функционирования культуры как коммуникативной среды.
Визуальная семиотика понимается и как сравнительно новая, динамично развивающаяся гуманитарная наука, и как мультидисципли-нарное «поле», в котором встречаются и обмениваются методами и достижениями «традиционные», «классические» отрасли гуманитарного знания: философия, культурология, социология, политология, искусствознание, религиоведение, эстетика, этика, история, лингвистика, этнография и т.д.
Доминирующий ракурс исследования обозначенной тематики определяется предполагаемой акцентуацией коммуникативных аспектов визуальной семиотики, что позволит поставить в центр внимания связь визуальных феноменов и их систем с культурной и антропологической практикой. В таком (прагматическом) ракурсе всякая визуальная сема может и должна быть интерпретирована как праксема —
знак, репрезентирующий и продуцирующий определенные прагматические установки, нормы и эффекты. Предметом визуальной семиотики, таким образом, выступает понимание как сфера культурно-антропологического праксиса, как пространство взаимо-понимания и взаимо-действия посредством оптически выраженных экзистенциально значимых смыслов. Дискурс имеет свою платформу, русскоязычный журнал с одноименным названием, входящий в базу данных цитирований Scopus [2; 6]
- антропологии и культурологии, где эти образы изучаются в качестве «современного фольклора»;
- филологии, где образы с текстовым сопровождением имеют название «креолизованных текстов», под которыми принято понимать «сложное текстовое образование, в котором вербальные и невербальные элементы образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, нацеленное на комплексное воздействие на адресата» [3].
- лингвистике, изучающей закономерности и процессы переработки информации молодежью, где феномен носит название прецедентного имени. Под прецедентным именем понимается индивидуальное имя, связанное с широко известным текстом или с прецедентной ситуацией, своего рода сложный знак, при употреблении которого в коммуникации осуществляется апелляция не к собственно денотату (референту), а к набору дифференциальных признаков данного имени. Актуальность данной проблематики связана с возрастающим интересом современной лингвистики к функционированию языкового сознания в тех или иных коммуникативных средах, а также возможностью применения его результатов для решения научно-практических задач в сфере лингводидактики [7].
Вообще ключевые аспекты традиционного функционирования электронных и печатных СМИ хорошо изучены классиками как социологии, так и политологии [18; 19] и др., которые подчеркивали роль формирования структуры медиа-фундамента в современном обществе. Это понимание углубляют современные социологи [5].Символические функции воображения, которые поддерживают не только массовые коммуникации [17], а также культурологические структуры и константы [13], но и масштабные континентальные платформы [12], были изучены. Реклама и PR-исследования, посвященные
современным социальным мифологическим аспектам функционирования медиа, надстраиваются на классическом фундаменте [23].
Эмпирически и концептуально обосновывается [20], что для того, чтобы добиться хороших результатов в области современных социальных коммуникаций и успешных телевизионных и веб-сериалов, проект должен быть в состоянии интегрировать современную мифологию с гуманитарными науками, медиаформатом, современным искусством и фольклором. По отношению к персонажам эта идея означает полную отмену смысловых границ между воображаемым и реальностью.
Современные медийные исследования посвящены границе «мы / они» и «концепт и ключевое слово» (например, «советский») в структуре медиатекста как механизма производства и создания достоверности медиатекста и изображения, доверие к социальным медиа — это способ обозначить социальную реальность в некоторых аспектах, например, самопредставления сообщества. Но, несмотря на понимание роли социальных медиа во встраивании молодежного мифа в реальность России [29] полномасштабные исследования по достижению понимания роли цифровых медиа-хостов в распространении социального мифа воображаемых персонажей в Евразии еще не предприняты, хотя шаги в этом направлении уже налицо. Уже апробирован американский социологический подход к анализу мифотворчества общества потребления [15] и использования результатов в качестве эмпирической базы по проблеме трансформации социального мифа общества потребления [22].
Получение содержания подсознания и вытесненных областей сознания россиян, то есть получение информации глубинными и системными методами уже получило достаточное освещение [4]. Ключевое по параметру подобия исследование проведено Каг1ап [16].
К 2014 году в России уже оформились подходы к качественной оценке как поверхностных вымыслов, так и самих базовых концепций у населения той или иной территории. Обстоятельно обосновываются оценки стоимости того, что фактически стоит за глубокими понятиями, преисполненных чуть не сакральных ценностей для старшего поколения СССР, объектов доверия и даже веры, таких как Россия (то есть Родина), стоимость территориальных образований. Подобная трансформация базовых смыслов, инвентаризация всех ценностей по
критериям капитализации оказывала и оказывает сильнейшее влияние на трансформацию ценностей молодежи с 2006 по 2017 годы.
Столь характерную (для всего развития «Техники» под эгидой капитализма) установку на «не-правду», установку на «праксему» в манипулятивном понимании и достоверной имитации даже внешнего вида интернет-аудиторий демонстрирует подход для конструирования ботов и мистификации интернет-коммуникации. Это подход доведен до программного продукта под названием «APG» уровня бета-версии, причем разработчики сворачивают свою научную коммуникационную активность — ссылки на их сайтах неактивны, и они не выходят на связь (напр., http://jisun.me/#about). Описания продукта [27] имеют довольно «зловещие» коннотации, будто отсылающие к идеям Дж. Оруэлла и воплощающие в своих визуализациях не менее зловещий футуристический британский сериал «Черное зеркало».
«Мы представляем Automatic Persona Generation (APG), методологию и систему для количественного формирования персон с использованием больших объемов данных в социальных сетях. Система работает, ее бета-версия развернута с несколькими клиентскими организациями в различных отраслевых вертикалях, начиная от малых и средних предприятий до крупных многонациональных корпораций. Используя надежную веб-инфраструктуру и стабильную внутреннюю базу данных, APG в настоящее время обрабатывает десятки миллионов взаимодействий пользователей с тысячами онлайн-цифровых продуктов на различных социальных платформах, таких как Facebook и YouTube. APG идентифицирует как отдельные, так и важные пользовательские сегменты, а затем создает описания персонажей, автоматически добавляя соответствующие функции, такие как имена, фотографии и личные атрибуты. Мы представляем общий методологический подход, развитие архитектуры, и основные функции системы. APG имеет потенциальную ценность для организаций, распространяющих контент через онлайн-платформы, и уникален в своем подходе к созданию персонажей. APG можно найти в Интернете по адресу https://persona.qcri.org.» [27]
Вышеописанный подход можно описать как прямо противоположный тому, что изложен в настоящей статье — у нас это демистификация внутреннего мира пользователя и демонстрация «кодов» его художественных образцов для идентификации — кодов, выраженных
в визуальности героев, их ценностей, их эстетики. А у авторов APG — это использование «больших данных», то есть массивов статистики огромных размеров для имитации подлинности коммуникаций и маскировки ее художественной природы, ее кибернетического, искусственного характера. То есть установки на «праксему» прямо противоположны. Это введение аудиторий в заблуждение путем имитации приятного и доверительного респондента, в случае AGM. Схожее программное обеспечение, очевидно, было использовано и при победе Д. Трампа. Нам было бы тревожно при использовании подобных подходов и в России.
Описание методики исследования
Методологии получения и фиксации эмпирических данных воплотилась в методику анализа брендов как сущностей, как бы обладающих индивидуальностью [1].
Сам вектор исследования беспредельного развития медиа и информационных систем, дополняющих недостающее человеку, предопределила философия жизни, тезис о человеке как самом совершенном в объективации воли и самом нуждающемся из всех существ, сплошной нужде, сплетении тысячи потребностей. Развитие этой идеи позднее приводит к пониманию человека как эксцентрически организованного существа, находящегося не в равновесии, вне места и времени, в ничто или как иррационального существа, плутающего в своих внутренних реальностях, стремящегося к собственной экспрессии и удовлетворению глубинных потребностей так, как его этому научили [9]. Это — мир современных вещей, сопутствующих им вожделений и аффектов Человека и, даже, самой Науки. Следует понимать, что современная философская антропология, и об этом настоятельно советуют помнить известные мыслители современности, — весьма обширное и нечетко структурирование исследовательское поле, куда включается гораздо большее количество направлений, проблематики и концептуальных конструкций.
Здесь стоит сравнить идеи американского брендинга 1980-х, где бренд понимается как сумма накопленного опыта или идеи, которые внедрены в сознание целевых аудиторий [1].
На завершающем этапе применена методология вторичного анализа исследовательских данных и аппроксимации трендов на референтной базе.
Данные материалы представляют третью волну стереотипного, пилотного, качественного на генеральной совокупности молодежи России, но количественного на выборке молодой социально-гуманитарной интеллигенции, обучающейся в университетах Санкт-Петербурга, многолетнего исследования (2006, 2012, 2017 гг.) содержания сознания молодой интеллигенции 17-23 лет. Исследование называется «Вымышленные существа эпохи масс-медиа. Россия, 21 век».
В проекте 2017 приняли участие 38 авторов текстов и 19 иллюстраторов, молодые люди от 19 до 22 лет. Наличие гуманитарно-социального высшего образования или учеба на соответствующих факультетах университетов были обязательным условием. Сама процедура выбора подразумевала объективный отбор творчески одаренных молодых людей по критериям данного проекта. Молодые люди сами, без подсказки, вспоминали вымышленных существ в течение нескольких сеансов работы в группах (не менее 4 часов) — на первом этапе. Далее был сформирован список из 271 существа как результат этапа припоминания. На следующем этапе авторы самостоятельно выбирали для себя конкретные образы для того, чтобы описать или нарисовать их, то есть отобранный образ должен был мотивировать автора на дополнительную работу и затраты личного времени. Последнее означает определенную степень симпатии либо интереса к данным образам. Именно эмоциональная значимость, добровольный выбор образа из списка и формальные параметры результата описания делают такой формат их презентации чрезвычайно насыщенным для исследования т близким по смыслу формату представления медиаконтента. Молодые люди описали наиболее популярные для них образы, которые они могли самостоятельно припомнить. Выбор производился из всего объема непосредственных знаний гуманитарно-ориентированных молодых людей.
В результате, как следует из сравнительного анализа трех волн исследований: совокупность программно-аппаратных факторов оказала свое влияние на объемы потребления информации, на способы ее селекции, в том числе — на традиционные, явные формы рекламы, которые, становясь слишком нарочитыми, снижают доверие и способность привлекать к себе внимание. Методом исследования являлся опрос и сфокусированное интервью при получении списка образов и
проективная методика получения содержания сознания, в форме текстовых, изобразительных описаний — в дальнейшем.
Анализ материалов и результаты исследования
Предыдущие исследования посвящены влиянию, которое оказывают на молодую социально-гуманитарную интеллигенцию образы окружающей цифровой реальности, причем предметом является популярность идей политики вообще и конкретное наполнение сознания в этой области. Данные 2006 и 2012 года опубликованы [29]: статья наполнена конкретными фактами динамики смены в сознании молодежи идеологем Советского Союза (исследовательская волна 2006 года). Выводы этих исследований были любопытны. Уже к 2012 году Интернет, мемы Интернета почти уничтожили такой канал горизонтальной коммуникации в России, как анекдоты. Можно констатировать снижение уровня образованности в исторических и литературоведческих дисциплинах, резкое сужение общего кругозора молодежи. Через Интернет молодежь получает доступ к англоязычным сериалам, для которых характерен образ антигероя. В описаниях политических существ 2006 года обнаруживаются остаточные конструкции фундаментальных базовых опор советской идеологии — «Родина Мать», «Советский герой», «Революция и героические аскеты-революционеры». Оказывается, что среди множества идеологем СССР — именно эти проявили наибольшую жизнеспособность.
В 2017 году проявилось безразличное отношение к политике и власти. Образы американской политики исчезли. Нет идеологии, нет политических мифов самоидентификации. Наблюдается повышенная толерантность к насилию ради логически обоснованных идей, к безобразному. Алкоголь ушел из мира политики, но пришли наркотические вещества.
Ситуация стала меняться к 2018 году: персонажи из Америки переполняют российское пространство. Персонажи комиксов (16%), хотя изначально были созданы на бумаге, стали известны благодаря экранизациям компании Marvel. Персонажи русской литературы менее популярны, чем персонажи зарубежной литературы. Если в классической литературе процентное соотношение достаточно равноценно (42/58), то в детской литературе явно превалируют зарубежные произведения (29/71).
Любопытные итоги получены и семантике в области политики, в качестве образов политики в 2017-2018 году упоминаются следующие: Капитан Америка, Майкрофт Холмс, Медный всадник, Путин, Трамп.
Выводы
Исследование, которое лежит в основе данной статьи, призвано описать набор образов, характеризующих визуальность осмысления в представлениях такой довольно благополучной части российской молодежи, как студенчество социально-гуманитарных направлений российских университетов в 2017-2018 гг. Зафиксирована почти полная «перезагрузка» образной системы молодежи, общую молодежную интернациональную ценностную повестку дня можно считать сформированной. Выводы множественны и конкретны, например, если для животных-персонажей мультфильмов 1990-2000-х годов, как и для персонажей-животных из «советского» прошлого, характерна положительная коннотация, то для героев из Интернета, напротив, — отрицательная или нейтральная. Преобладают герои из сети Интернет в категории неопределённый пол над образами, закрепившимися в массовом сознании посредством других каналов. Резко (по сравнению с 2012 годом) сокращается количество персонажей, страдающих алкоголизмом или наркоманией, отношение к алкоголю и наркотикам в обществе становится «более нейтральным». В волне 2017 года появляется большое количество персонажей с разнообразными одержимо-стями. Причем в основном одержимость связана с какой-то навязчивой идеей. Исследование показало: вымышленные персонажи соседствуют с реальными образами медийных личностей и объектами окружающей социально-культурной действительности. Совершенно неожиданной гранью и удивительной особенностью этой связи является размывание границы между объектами вымысла и реальности.
В 2017 году общую молодежную интернациональную ценностную повестку дня можно считать сформированной, её существенной чертой является дальнейшее снижение влияния рекламы и коммуникаций брендов политиков.
Образы, имеющие отношение к американской политике, замещены американскими героями сериалов. Нет идеологии, нет политических мифов самоидентификации.
Социально значимые образы респонденты воспринимают сквозь призму социальных сетей, но многие персонажи воспринимаются респондентами как образ, пришедший из разных источников, и молодым людям не чужды сложные и противоречивые герои из классических литературных произведений. К «шоу-персонам» относятся крайне разносторонние персонажи, которые встречаются в разных источниках. Молодые люди обратили внимание на влиятельнейших политических деятелей настоящего времени — Трампа и Путина. Образы Путина и Трампа переданы в нарочито классической, сдержанной манере. На плакате Трампа можно заметить ироническую приписку автора от руки: «Трамп Наш».
Литература
1. Аакер Д. Создание сильных брендов. М. : Издательский Дом Гребенникова, 2003. 440 с.
2. Аванесов С.С. Визуальные коннотации в семантике личности // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики (ПРАННМА. Journal of Visual Semiotics). 2015. Вып. 3 (5). С. 28-53.
3. Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. Вып. 20. Екатеринбург, 2006. URL: http://www.philology.ru/linguistics2/voroshilova-06.htm (дата обращения: 20.04.2020).
4. Синкевич З.В., Крокинская О.К., Поссель Ю.А. Социальное бессознательное. СПб.: Питер, 2005. 266 с.
5. Шелонаев С.И. Институционализация медиапространства. СПб. : Владос Северо-Запад, 2013. 177 с.
6. Праксема. Проблемы визуальной семиотики. URL: https://praxema.tspu.edu.ru/ (дата обращения: 20.04.2020).
7. Сергеева Г.Г. Прецедентные имена и понимание их в молодежной среде: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М. , 2005. URL: http://cheloveknauka.com/pretsedentnye-imena-i-ponimanie-ih-v-molodezhnoy-srede#ixzz5hsSTrzN6 (дата обращения: 20.04.2020).
8. Тихонова А. Герасим и Муму выжили // Деловой Петербург. 21 мая 2007 года. С.32.
9. Ульяновский А.В. Мифодизайн рекламы. СПб. : Изд-во Института личности, 1995. 300 с.
10.Ульяновский А.В. Креативные индустрии: смена поколений и актуальных героев [Электронный ресурс]: учебное пособие. Электрон. текстовые данные. Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. 350 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/86299.html (дата обращения: 20.04.2020).
11.Ульяновский А.В. Мифодизайн [Электронный ресурс]: учебное пособие. Электрон. текстовые данные. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. 460 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/80926.html (дата обращения: 20.04.2020).
12.Bottici C. "Myths of Europe: A theoretical approach", Journal of Educational Media, Memory, and Society, 2007,Vol. 1, 2, 9-33.
13.Cassirer E. "The Myth of the State", New Haven, Yale University Press, 1946, 303 p.
14.Filatova O., Golubev V., Ulianovskii A. "Young people's values: Identifying trends in Russian e-society", EGOSE '16 Proceedings of the International Conference on Electronic Governance and Open Society: Challenges in Eurasia ACM International Conference Proceeding Series. NY, USA, 2017, 143-148. DOI:10.1145/3014087.3014091
15.Fischer C. "Considering the "magical" world of consumption", Berkeley j. of sociology, 2005, 49, 137-157.
16.Karlan D., Lazar A., Salter J. "The 101 Most Influential People Who Never Lived: How Characters of Fiction, Myth, Legends, Television, and Movies Have Shaped Our Society, Changed Our Behavior, and Set the Course of History", New York, Harper Paperbacks, 2006, 336 p.
17.Katz E., Lazarsfeld, P. F. "Personal influence: The part played by people in the flow of mass communication", Glencoe, IL: Free Press, 1955.
18.Lasswell H. "The Structure and Function of Communication in Society", In: The Process and Effects of Mass Communication, Chicago, 1971.
19.Lippman W. "Public opinion". NY, Harcourt, Brace and Company, 1922.
20.McComhs М. and Shaw D. "The agenda-setting function of massmedia", Public opinion quarterly, 1972, 36, 3, 176-187.
21.Qualman E. "Socialnomics:How social media transforms the way we live and do business", Wiley, 2009.
22.Ritzer G. "The "magical" world of consumption: Transforming nothing into something", Berkeley j. of sociology, 2005, 49, 117-136.
23.Runduzzo S. "The Myth Makers. Probus publishing", Cambridge, England. 1995.
24.Scheler M. "Die Stellung des Menschen im Kosmos", Darmstadt, 1928.
25.Shelonaev S.I. "Integrated Model of Media Space", Journal of Si-berianPFederal University, Humanities & Sosial Sciences, 2012, 5, 7, 958969.
26.Shelonaev S.I. "Media space: reputation regulators", Journal of Siberian Federal University, Humanities & Social Sciences, 2013, 6, 1, 6268.
27.Soon-gyo J., Salminen J., Haewoon Kwak, Jisun An, Bernard J. "Jansen Automatic Persona Generation (APG): A Rationale and Demonstration", In: CHIIR '18 Conference on Human Information Interaction and Retrieval New Brunswick, NJ, USA, March 11-15, 2018, 321-324. DOI: 10.1145 / 3176349.3176893
28.Tikhonova A."The Gerasim and the Moo-Moo survived", Delovoi Peterburg, May 21, 2007, p. 32.
29.Ulianovskii A., Golubev V., Filatova O., Smirnov A. "Social media impact on the transformation of imaginary political characters in Russian youth culture", In: DTGS 2016: Digital Transformation and Global Society Communications: Part of the Communications in Computer and Information Science book series (CCIS, volume 674), 2016, p. 35-44.
A.V. Ulianovskii
St. Petersburg State University
CHARACTERS AS CONTENT OF CONSCIOUSNESS OF YOUTH
The study interprets zone continuum social data gap. It is designed to 1. Select the desired information from the "media noise" information society 2. Describe the set of images describing Visual representations and comprehension (in such submissions, quite prosperous part of Russian youth, how students socio-humanitarian areas of Russian universities in the year 2017). Recorded nearly complete "reboot" shaped youth system. Overall youth international moral agenda could be considered formed. The findings are multiple and specific. For example, if the animals-cartoon characters 1990-2000's (like animal characters from the Soviet past"), is characterized
by a positive connotation. For the heroes of the Internet, on the contrary, negative or neutral. The predominance of the heroes of the Internet in the category of "indefinite gender over images, entrenched in the popular consciousness through other channels. 2. to establish their relationship with for 6-12 years, changes in the system of images, filling Russian media. Material research is very relevant, as will serve as an adequate basis for specific projects within the framework of socio-humanitarian technology. Refers to the technologies used in modern Russia. The results of the research allow not only put and clarify new challenges for future research, but also, more importantly, they identify the installation, values, worldview themselves future socio-humanitarian technologists.
Dramatically (compared to 2012 year) reduces the number of characters suffering from alcoholism or drug addiction. Attitude to alcohol and drugs in society becomes more neutral. In the year 2017 wave appears a large number of characters with a variety of "oderzhimostjami" (neuroses). And, basically, «neuroses» are related to some kind of "obsession". The study showed that fictional character with real images of media personalities and the objects surrounding the socio-cultural reality. The amazing feature of this connection is the blurring of the lines between objects of the invention and reality. Most-totally unexpectedly for the authors. Research methodology has the pedigree of "included" observation ethnographic methods. As a result, the material devoted to the results of the aggregation of several hundred of the most relevant characters and their intelligence.
The study aims to: 1. identify changes or shifts in thinking about the world .2. to establish their relationship with for 6-12 years, changes in the system of images, filling Russian media. Material research is very relevant, as will serve as an adequate basis for specific projects within the framework of socio-humanitarian technology. Refers to the technologies used in modern Russia. The results of the research allow not only put and clarify new challenges for future research, but also, more importantly, they identify the installation, values, worldview themselves future socio-humanitarian technologists.
Key words: visual image, a fictional creature, social media, media, Internet-meme, social mythology, Internet, youth, Russia, significance, value, meaning, aesthetic evaluation.