3. Методы расследования преступлений : монография / Лозовский Д.Н. — М.: Юрлитинформ, 2010.
4. ватинов, Л. Р. Советская судебная психология. — М.: Знание, 1967.
5. Фаткуллин, Ф. Н. Общие проблемы процессуального доказывания. — Казань, Изд-во Казан. ун-та, 1973.
6. Шляпников, Ю. В., Подолъныи, Н.Л. Метод в криминалистике // Гуманитарные науки: в поиске нового : межвузовский сборник научных трудов. — Вып. 4.— Саранск, Ковылкинская типография, 2005.
Literature
1. Belkin, R. S. Criminalistics course in 3 vol. — V1: General theory of criminalistics. — Moscow, 1997.
2. Medvedev, N. N. On soviet criminalistic methods // Issues of crime prevention under soviet legislation: Law series, issue 9, p. 4. Irkutsk university proceedings. — Irkutsk, 1969, V 57.
3. Crime investigation methods: Monograph / Lozovsky D.N. — Moscow, 2010.
4. Ratinov, A. R. Soviet forensic psychology. — Moscow, 1967.
5. Fatkullin, F. N. General problems of procedural probation. — Kazan, 1973.
6. Shlyapnikov, Y. V., Podolny, N. A. Method in criminalistics // Human sciences: pursuit of the new. Interuniversity collection of research papers. — Saransk, 2005, Issue 4.
1 См.: Белкин Р.С. Курс криминалистики в 3 т. Т.1: Общая теория криминалистики. М.: Юрист, 1997. С. 330.
2 См.: Шляпников Ю.В., Подольный Н.А. Метод в криминалистике / / Гуманитарные науки: в поиске нового: Межвузовский сборник научных трудов. Саранск, 2005, Вып. 4. С. 75.
3 См.: Ратинов А.Р. Советская судебная психология. М.: Знание, 1967. С. 14.
4 См.: Белкин Р.С. Указ соч. С. 368.
5 См.: Ратинов А.Р. Указ. соч. С. 14.
6 См.: Медведев Н.Н. К вопросу о методах советской криминалистики / / Вопросы борьбы с преступностью по советскому законодательству: Серия юрид., вып. 9, ч. 4. Труды Иркутского университета. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1969, Т. 57. С. 112.
7 См. там же.
8 См.: Белкин Р.С. Указ соч. С. 369.
9 См.: Фаткуллин Ф.Н. Общие проблемы процессуального доказывания. Казань, 1973. С. 42. Цит. по: Белкин Р.С. Указ. соч. С. 370.
10 См.: Белкин Р.С. Указ. соч. С. 370-371.
11 См. там же. С. 371.
УДК 343.575 А.В. Лялюк*
Периодизация в развитии стратегии и тактики антинаркотической профилактики в зарубежных странах
Международный опыт антинаркотической профилактики имеет длительную историю. В ней можно выделить определённые периоды. Они отличаются основными идеями, стратегиями, которые определяют специфику практических мероприятий. В статье выделены шесть таких периодов. Анализ результатов реализации каждой из стратегий позволит построить новую модель антинаркотической профилактики.
Ключевые слова: антинаркотическая профилактика, стратегия, периодизация, период, этап, наркомания, наркокультура, наркозависимость, наркотизм, метод, превентивные меры, наркотики.
A.V. Lyalyuk*. The division into periods in development of strategy and tactics of antidrug preventive measures in foreign countries. The international experience of antidrug preventive measures has a long history. It may be divided into certain periods. These are distinguished by the fundamental ideas, strategies, which determine the specific character of the practical arrangements. Such periods, differentiated in the article, number six. The analysis of results in realization of each of the strategies will permit to build a new model of antidrug preventive measures.
Keywords: antidrug prevention, strategy, division into periods, period, stage, abuse of narcotics, narcoculture, drug dependence, narcotism, method, prevention measures, drugs.
Незаконное потребление наркотиков давно превратилась в социальное бедствие. Как всякое глобальное явление, оно не может не стать содержанием современных образовательных программ. Перед опасностью вовлечения молодежи в употребление наркотиков другие педагогические проблемы отходят
*Лялюк, Александр Викторович, начальник отдела Оперативной службы Регионального управления ФСКН России по Краснодарскому краю, заслуженный юрист Кубани, полковник полиции, соискатель кафедры физики Кубанского государственного технологического университета. Адрес: г. Краснодар ул. Ленина, 88. Телефон: рабочий 8(861)2144080, мобильный 89184657299, e-mail: [email protected].
*Lyalyuk, Alexander Viktorovich, Head of Operational service department of Krasnodar Territory Regional Board of the Russian Federation Drugs Control Federal Service, colonel of police, competitor for the chair of physics of the Kuban State Technological University, 88, Lenin Street, Krasnodar, Phone: office 8(861)2144080, mobile 89184657299, e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 7 июня 2010 года
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
Криминалистика, криминология
на второй план. Если цель современного образования—создать среду, способствующую развитию человека, то наркотизация пространства его жизнедеятельности гарантированно разрушает все педагогические усилия.
Изложенную в статье периодизацию в развитии наркопрофилактики за рубежом мы формировали на основе изменения стратегии ее организации, вышвляя при этом доминирующие в ней идеи. Выполняя ретроспективный анализ проблемы, мы ставили цель обозначить в каждом из периодов те положительные стороны, которые следует использовать в процессе конструирования новой модели антинаркотической профилактики.
При ознакомлении с зарубежными методиками прежде всего обнаруживаются недостатки перевода и отсутствие их культурной адаптации к местным условиям (криминологическим, юридическим, этическим и психологическим особенностям), что сводит их эффективность к минимуму и их применение, без «наложения» на имеющийся опыт противодействия распространению наркомании является нецелесообразным. Среди положительных сторон необходимо отметить то, что эти разработки проверены временем и базируются на уже зарекомендовавших себя в мире методологических подходах.
Международная практика показала, что исторически сложилось пять методов борьбы с наркоманией:
1) криминально-политический метод, в соответствии с которым предупреждение наркомании рассматривается в тесной связи с мероприятиями по предупреждению общеуголовной преступности;
2) социально-психологический метод, который исходит из функциональности употребления наркотиков и строится на принципах «функциональных эквивалентов»;
3) метод, направленный на охрану здоровья человека и на «всестороннее развитие социальных качеств личности»;
4) метод, ориентированный на оказание помощи страдающим наркоманией, в котором объединены наркопревентивные мероприятия «по минимизации ущерба здоровью» и «снижению риска»;
5) образовательный метод, в котором вопросы наркокультуры общества рассматриваются в качестве важнейшей задачи образования и культивирования позитивного жизненного опыта.
Ниже приведены этапы организации антинаркотической профилактики в международном сообществе.
1. Исторический аспект анализа развития наркоситуации показал, что во второй половине 60-х гг. XX в. началась совершенно новая фаза незаконного потребления наркотиков (в терминологии иностранных авторов — незаконных наркотиков), она была отчасти связана с возникновением молодёжного движения, а также движения протеста. Это проявилось в критике общественных авторитетов, в появлении нового стиля одежды и внешнего облика («хиппи»). Сочетание этих событий, привлекающих общественное внимание, привело к тому, что в обществе сложилось новое представление об «опасности» наркотиков. Это способствовало распространению незаконных наркотиков (так называемая «нарковолна»), поэтому «борьба с наркотиками» была поставлена в один ряд с важнейшими задачами всего общества. Эта борьба характеризовалась ужесточением законов, например, в 1971 г. в ФРГ был принят Закон о наркотических веществах и криминализации употребления наркотиков. Параллельно с этим криминально-политическим методом в школах уже с 1971 г. началось проведение обязательных занятий о вреде наркотиков, которые проводились в первую очередь для подростков, которым рассказывали об опасности, которую представляют наркотические средства (НС), предпринимались попытки внушить школьникам страх перед наркотиками.
Первый этап борьбы с наркотиками можно обозначить как этап «криминализации и запугивания». Результаты борьбы носили противоречивый характер: запреты и уголовные преследования не смогли помешать наркоманам незаконно приобретать и употреблять наркотики. Стратегия предупреждения наркомании в школах, направленная на запугивание несовершеннолетних, только усилила уже сложившиеся настроения подростков, а для субкультурного меньшинства несовершеннолетних среднего класса употребление марихуаны стало атрибутом повседневности. Поскольку это карается законом, то под угрозой уголовного преследования оказались более 2 млн. наркоманов, что составляло 50% всего мира нарко преступности Германии. С распространением героина появилась новая среда наркоманов и торговцев наркотиками, сформированная из представителей различных маргинальных групп, которая под давлением полиции была вынуждена обособиться от общества. Преодоление трудностей приобретения наркотиков стали смыслом жизни многих наркоманов. В дальнейшем это привело к формированию закрытого наркорынка, росту преступности, связанной с приобретением наркотиков, ожесточению и социальному обнищанию наркоманов, употребляющих героин.
Однако метод криминализации и запугивания дал всё же и положительные результаты. Он иммунизировал большую часть населения против незаконного потребления наркотиков и снизил привлекательность употребления героина, а борьба с наркотиками была поставлена в один ряд с противодействием терроризму. Кроме того, было усилено уголовное преследование за незаконную торговлю и употребление наркотиков; ужесточены меры наказания, реализован принцип «лечения вместо наказания», в соответствии с которым наркоманов, заслуживающих наказания, лечили в принудительном порядке. Однако эти меры не привели к снижению уровня потребления наркотиков; превратились в социальных изгоев наркоманы, употребляющие героин, а принудительное лечение в большинстве случаев не имело успеха.
2. В 80-х гг. низкие результаты криминально-политического метода заставили профессионалов, занимающихся борьбой с наркоманией, радикально изменить подходы в профилактической работе. Во-первых, был углублен поиск новых превентивных возможностей, а во-вторых, особое внимание стали
уделять первопричинам наркомании. Поэтому этот период в развитии антинаркотической профилактической работе мы определили как аналитический. При этом в методике этой деятельности произошли кардинальные изменения, которые до сих пор определяют направление превентивной работы: стратегия борьбы с наркотиками как таковыми была заменена стратегией предупреждения наркомании. Главное внимание такой превентивной работе стали уделять последствиям употребления наркотиков, которые делали наркоманов их беспомощными жертвами, а само явление наркомании стало рассматриваться как комплексный процесс. Наркомания стала пониматься как многогранное явление, обусловленное не столько наркотиками, сколько индивидуальными качествами личности и различными социальными факторами. Было введено понятие так называемого «треугольника причин наркомании», состоящего из таких условных факторов, как «личность — окружающий мир — наркотики», с помощью которого предпринимались попытки установить первопричины наркомании. При этом были чётко разграничены такие понятия, как потребление наркотиков и наркомания, т.е. зависимость от наркотиков. До этого времени среди лиц, потребляющих наркотики, не делалось различий между теми, кто только пробует наркотики или потребляет их эпизодически, и собственно наркоманами.
3. Отправной точкой для дальнейшего развития наркопревентивной деятельности стали психологические исследования Silbereisen и Kastner по поводу функциональности употребления наркотиков в развитии подростков, поэтому этап нами назван психологическим. Исходным пунктом явилось осознание того, что первое знакомство с наркотиками и максимальные дозы их потребления характерны для определённых возрастных категорий. Согласно статистическим данным, первый опыт употребления наркотиков приобретают 14-18-летние подростки, в то время как 18-23-летняя наркозависимая молодёжь употребляет наркотики регулярно. Таким образом, употребление наркотиков представляет собой «феномен несовершеннолетних» и носит возрастной характер, поэтому некоторые авторы считают, что для молодежи употребление наркотиков является нормой. Со временем, когда молодые люди начинают задумываться о браке и детях, они практически без последствий отказываются от употребления наркотиков, и тот факт, что когда-то в молодости они периодически употребляли наркотики, теряет свою актуальность, становится одним из эпизодов их биографии. Психологи считают, что когда употребление наркотиков подростками находится в начальной фазе развития, ему присущи специфические функции: иллюзия возможности заглянуть в подсознание, выход за пределы материального мира, сознательное нарушение норм поведения, активное общение с ровесниками и др. Программы предупреждения наркомании, разработанные только с учётом функциональности фазы развития употребления наркотиков, по своей сути были противоречивы. Если употребление наркотиков в юношеском возрасте признается нормальным, то тогда излишней оказывается концентрация профилактического внимания на отдельных группах несовершеннолетних, которые находятся под угрозой наркомании, и на потенциальных наркоманах. Этим ставится под сомнение сама необходимость создания подобных программ, а следовательно, и вся система профилактики.
4. В этот период, названный нами валеологическим, отправным пунктом для наркопревентивной работы стала программа охраны здоровья, принятая в 1986 г. в Оттаве Всемирной организацией здравоохранения. В соответствии с этой программой, в понятие «охраны здоровья» вошли не только предупреждение и лечение болезней. В программе указывалось, что для всего общества в целом и отдельной личности необходимо укреплять «защитные факторы», которые могут иммунизировать общество против потенциальной опасности болезненных пристрастий и благотворно влиять на здоровье каждого человека. Поддержка защитных факторов стала целью новой наркопревентивной программы. Развитие таких качеств как, самооценка, социальная компетентность, сопротивляемость давлению со стороны группы, стало основным содержанием этой превентивной программы, направленной на «всестороннее развитие социальных качеств личности». Эта программа разработана на основе «терапии отношения» по примеру американского «life skill-training» — «обучения жизненным навыкам», в котором метод «всестороннего развития социальных качеств личности» широко используется в школах, учебных заведениях школьного типа и в специальных «work camps» — так называемых «трудовых лагерях». На занятиях наряду с учебными программами были представлены также ролевые игры и упражнения, направленные на передачу знаний. Однако в США, несмотря на впечатляющие первоначальные успехи проводимых мероприятий, эффективность действия программы была незначительной, что подтвердили исследования в Лейпциге в течение двух лет. Оказалось, что для школьников, некурящих и не пьющих спиртного, характерно снижение вероятности того, что они начнут употреблять наркотики. Но на школьников, которые уже начали употреблять наркотики, программа «всестороннего развития социальных качеств личности» не оказала положительного влияния. В г. Билефельде (Bielefeld) после проведения аналогичного исследования было установлено, что для второй группы учащихся эта программа имеет нулевой эффект.
Дальнейшее развитие программы «всестороннего развития социальных качеств личности» происходило в двух направлениях. С одной стороны, проводились попытки согласования и объединения уже существующих превентивных мероприятий, проводимых различными организациями (еженедельные школьные проекты по предупреждению наркомании, создание мест работы для молодёжи, мероприятия, организуемые полицией, а также образовательные кампании с использованием средств массовой информации). С другой стороны, началось более активное привлечение самих подростков к провидению мероприятий, в качестве «мультипликаторов» в специальных «camps» — лагерях или «workshops» — рабочих группах. Затем в кругу своих друзей и ровесников они рассказывали о том, чему их учили, или самостоятельно проводили занятия, способствуя, таким образом, распространению наркопревентивной идеи.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
Криминалистика, криминология
Однако программа «всестороннего развития социальных качеств личности» не лишена противоречий. Первое противоречие заключается в ориентации программы на отдельную личность («терапию отношения») и игнорированию социальных и культурных причин наркомании. Второе противоречие относится к проблематике исследования причин болезненного пристрастия к наркотикам. В концепции программы указывается, что употребление наркотиков является следствием неудовлетворённых жизненных перспектив, или проблем, возникающих в ходе формирования личности. Это приводит к неверному выводу о том, что «всестороннее развитие социальных качеств личности» препятствует употреблению наркотиков. И, наконец, третье противоречие касается превентивных мер, направленных на воздержание от употребления наркотиков. Поскольку большинство подростков экспериментирует с самыми разными наркотиками, то они находятся вне сферы действия программы, направленной на воздержание от употребления наркотиков. Исследования, проведённые параллельно в Германии и Нидерландах, показали, что предложения оказания помощи не принимаются теми подростками, которые уже начали употреблять наркотики. Таким образом, программа «всестороннего развития социальных качеств личности», в отношении групп подростков, которые больше всего подвержены опасности наркомании, оказалась неэффективной.
5. Резкий рост ВИЧ-инфицированных среди внутривенных наркоманов детерминировал изменение стратегии оказания им помощи. В сложившейся ситуации возникла острая необходимость введения новых методов оказания помощи. Первым видом такой помощи стала выдача и обмен шприцев, многократное использование которых послужило главной причиной распространения ВИЧ среди наркоманов, употребляющих опий и героин. Получила развитие новая форма оказания помощи наркоманам — «приемлющая форма борьбы с наркоманией» (akzeptierende Drogenarbeit), в соответствии с которой больше не выдвигалось обязательное требование отказа от употребления наркотиков. Постепенно вводились такие методы профилактики наркомании, как работа с молодежью на улице, в доступных контактных кафе, комнатах для наркоманов. Кроме того, началось применение метода замещения: наркоманам взамен тех наркотиков, которые они привыкли употреблять, предлагали метадон. Для того чтобы уменьшить опасность, связанную с потреблением наркотиков, в некоторых странах Европы, например, Германии, государство стало более терпимо относиться к незаконному их потреблению. Поэтому данный этап мы называем толерантным.
Поскольку многие немецкие проекты «приемлющей формы борьбы с наркоманией» находились на грани законности, то это поставило проблему декриминализации незаконной торговли и употребления наркотиков. «Приемлющая форма борьбы с наркоманией» стала составной частью политики федерального правительства в области профилактики и лечения наркомании. Такой подход потребовал изменения законов в отношении легализации новых методов борьбы с наркоманией. Специалисты по борьбе с наркоманией пришли к выводу, что подростки-наркоманы, среди которых проводится антинаркотическая работа, требуют особого подхода, с повышенным вниманием к их проблемам, вследствие того, что первые стадии потребления наркотических средств создают у них положительное отношение к наркотикам. Таким образом, возникла необходимость учитывать специфику восприятия наркотиков подростками, которые рассматривают негативные последствия их потребления не как закономерный результат, а как «несчастный случай».
Понимание сути экспериментов молодёжи с наркотиками привело в ряде стран к сближению мероприятий по оказанию помощи наркоманам и предупреждению наркомании. Это, в свою очередь, послужило основой создания новых методов вторичной превенции, таких как проекты по уменьшению опасности при употреблении наркотиков «Safer-use-Project», мероприятия по минимизации вреда для здоровья наркоманов (harm reduction), предотвращение несчастных случаев среди наркоманов. Подобные проекты наиболее распространены в среде «рэйверов» (молодёжная субкультура постоянных участников рейвов — вечеринок электронной танцевальной музыки, получивших массовую известность в 1988 г. в Великобритании), которые преимущественно потребляют синтетические наркотики. Мероприятия по оказанию помощи наркоманам включали в себя сбор информации о воздействии на организм различных наркотиков, создание информационных стендов в молодёжных клубах и на дискотеках, организацию консультационных пунктов. Для снижения рисков при употреблении наркотиков к превентивной работе привлекались те, у кого есть опыт их потребления, и бывшие наркоманы, которые могут передать начинающим наркоманам практические правила и опыт потребления наркотиков, сформировавшийся в наркосреде. Задачей подобного обмена информацией (peer education) является поддержка несовершеннолетних наркоманов (peer support), а не их обучение «наркопремудростям». Такая форма обращения к несовершеннолетним используется для того, чтобы установить хоть какой-нибудь контакт с теми, кто только начинает употреблять наркотики.
6. Многие зарубежные авторы, анализируя ход событий в жизни наркоманов, идентифицирует проблему наркомании с проблемой образования. Приобщение к наркотикам представляется ими как неудавшаяся образовательная карьера, для которой характерны моменты «блокирования» образовательных процессов. Положительный момент в наркомании они видит в расширении социального и жизненного опыта, а также в культивировании нового образа жизни. Такой позиции следует противопоставить идею о том, что употребление наркотиков должно стать предметом индивидуального образовательного процесса посредством осознания необходимости самоанализа, то есть анализа своего образа жизни и образа жизни своей субкультурной группы. Поэтому, важно заниматься самой наркокультурой общества, которая, с одной стороны, охватывает конкретные знания об имеющихся наркотиках, а с другой, побуждает к дискуссии о культурном и социальном статусе
наркотического опьянения и наркомании. В связи с этим констатируется отсутствие в программах наркопрофилактики результатов объективного исторического, культурного и научного анализа. Следует реально оценить всю опасность наркомании, восполнить дефицит знаний подростков о действии наркотиков, что требует доработки школьной программы, изучить также ритуалы и практику, которые возникли в данной субкультуре, для сведения к минимуму вреда наркотиков и социальной адаптации их потребления. На этой основе, например, наркологическим консультативным центром Ганновера была разработана для сферы внешкольной профилактической работы среди подростков концепция «нарковоспитания» предусматривающая распространение правил употребления наркотиков для развития у самих подростков ответственности при обращении с ними.
Этот подход базируется на том, что потребление наркотических средств представляет собой неизбежную составную часть социального сосуществования, которое сопровождается многочисленными опасностями. Изучение особенностей наркокультуры позволит запустить в обществе механизмы индивидуальной социализации, которые не позволят индивиду нарушать социально обязывающие правила поведения в отношении наркотиков. Данный этап назван нами культурологическим.
Основные черты указанных выше периодов мы обобщили в форме таблицы.
Таким образом, при выборе стратегии государственного контроля за оборотом наркотиков и методик профилактики их незаконного потребления в нашей стране необходимо принимать во внимание особенности наркоситуации с учетом имеющегося зарубежного и национального опыта эффективного применения различных моделей социального контроля. От того, какова будет стратегия антинаркотической политики в ближайшем будущем, будет зависеть эффективность предпринимаемых мер по противодействию наркотизации общества.
Список литературы
1. Блюм, К. Объединённая сеть в профилактике наркотической зависимости на примере рабочих объединений по профилактике наркотической зависимости в городах Дрезден и Лейпциг / / Профилактика наркомании: организационные и методические аспекты : итоговые материалы международного проекта / Сост. И. П. Рущенко. — Харьков: Финарт, 2002. — С. 20-47.
2. Дмитриева, Т. Б., Клименко, Т. В., Козлов, Л. Л. Антинаркотическая политика: зарубежный и национальный опыт // Сборник ФСКН России — 2009. — № 6. — С. 103-119.
3. Сердюк, Л. Л. Обзор зарубежных антинаркотических программ [Электронный ресурс] // Новости украинской психиатрии. — Харьков, 2002. — Режим доступа: http://www.psychiatry.ua/articles/ paper057.htm.
4. Стинг, С. Политика борьбы с наркотиками в Саксонии // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. — Харьков: Торсинг, 2000. — С. 340-344.
5. Стинг, С., Вольфф, М., Циппе, К. Предупреждение наркомании в Германии и Саксонии // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. — Харьков: Торсинг, 2000. - С. 313-339.
6. Стинг, С., Вольфф, М., Циппе, К. Ситуация с наркотиками в Германии и Саксонии // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. — Харьков: Торсинг, 2000. - С. 295-312.
7. Ярмыш, Л. Н., Соболев, В. Л., Белоусов, Ю. Л. Анализ опыта организации центров первичной профилактики наркотизма // Профилактика наркомании: организационные и методические аспекты : итоговые материалы международного проекта / сост. И. П. Рущенко. — Харьков: Финарт, 2002. — С. 83-93.
Literature
1. Blum, K. The integrated network in prevention of drug dependence exemplified by the working associations for prevention of drug dependence in the cities of Dresden and Leipzig / / Narcomania prevention: the organizational and methodological aspects. The final materials of international project / Compiled by I. P. Rushchenko. — Kharkov: Finart, 2002. — P. 20—47.
2. Dmitriyeva, T. B., Klimenko, Т. V., Kozlov, A. A. Antidrug policy: foreign and national experience // Scientific and methodological journal Collected articles of the Russian Federation Drugs Control Federal Service —2009. — № 6 — P. 103-119.
3. Serdyuk, A. A. The review of the foreign antidrug programs [Electronic resource] // The news of Ukrainian psychiatry. — Kharkov, 2002. — Access mode: http://www.psychiatry.ua/articles/paper057.htm.
4. Sting, S. The policy of drugs control in Saxony // The youth and the drugs (sociology of narcotism) / Under the editorship of V A. Sobolev, I. P. Rushchenko. — Kharkov: Torsing, 2000. — P. 340-344.
5. Sting, S., Wolff, M., Zippe, K. The prevention of narcotics abuse in Germany and in Saxony // The youth and drugs (sociology of narcotism) / Under the editorship of V. A. Sobolev, I. P. Rushchenko. — Kharkov: Torsing, 2000. — P. 313-339.
6. Sting, S., Wolff, М., Zippe, K. The drugs situation in Germany and in Saxony // The youth and drugs (sociology of narcotism) / Under the editorship of B. A. Sobolev, I. P. Rushchenko. — Kharkov: Torsing, 2000. — P. 295-312.
7. Yarmysh, A. N., Sobolev. V. A, Belousov, Y. L. The analysis of experience in organization of centres for the primary prevention of narcotism // Narcomania prevention: the organizational and methodological aspects. The final materials of international project / Compiled by I. P. Rushchenko. — Kharkov: Finart, 2002. — P. 83-93.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010