УДК 34.01
Коновалова Е.А., Гибадулинова Л.Р.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОНДОВЫХ РЫНКОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ, СОЗДАНИЕ МЕГАРЕГУЛЯТОРА
Коновалова Елена Андреевна, к.ю.н., доцент, доцент кафедры криминалистики и уголовного права Гибадулинова Лилия Рафаэльевна, старший преподаватель кафедры гражданского, авторского и экологического права, e-mail: [email protected];
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9
Значительные изменения, произошедшие в регулировании фондового рынка в Российской Федерации связаны со становлением рынка ценных бумаг в нашей стране. Фондовый рынок в России воссоздан в период, когда данный финансовый механизм во многих странах мира переживает на новом уровне проблемы первых этапов его развития, что связано с большим риском кризисных явлений. Выявление этих рисков - задача сегодняшнего дня. В статье проводится анализ изменений банковского законодательства России, связанного с созданием «мегарегулятора» финансового рынка в лице Центрального банка Российской Федерации
Ключевые слова: Фондовый рынок, Банк России, регулирование и надзор, правовые основы, «мегарегулятор». развитие, период, этапы развития, национальные финансовые рынки, глобальные тенденции.
PERIODIZATION OF DEVELOPMENT OF REGULATION OF STOCK MARKETS IN RUSSIA AND AFTER BORDER, CREATION OF MEGA-REGULATOR
Konovalova E.A.*, Gibadulinova L.R.
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia
Considerable changes happening in adjusting of fund market in Russian Federation related to becoming of market of equities in our country. A fund market in Russia is recreated in a period, when this financial mechanism in many countries of the world experiences at new level ofproblem of the first stages of his development, that it is related to the large risk of the crisis phenomena. An exposure of these risks is a task of today. The article analyzes the changes in the banking legislation of Russia, associated with the creation of "mega-regulator" of the financial market represented by the Central Bank of the Russian Federation
Keywords: development, fund market, period, stages of development, national financial markets, global tendencies the Bank of Russia, regulation and supervision, the legal framework, «mega-regulator».
Исключительная значимость рынка ценных бумаг состоит в том, что он позволяет в кратчайшие сроки осуществлять перемещение капитала из отраслей, снижающих темпы развития, в новые, более привлекательные для инвесторов сферы экономической деятельности. Благодаря чему повышается эффективность экономики, происходит рациональное распределение ресурсов. В данном случае нет необходимости влиять на происходящие процессы, например, государству [1]. Очевидно, что в связи с данной особенностью, законодательства стран с развитой рыночной экономикой, с одной стороны, устанавливают жесткие требования в отношении эмитента ценных бумаг по раскрытию информации. Таким образом обеспечивается получение инвестором объективной информации о компании. С другой стороны, создается режим максимального комфорта для отчуждения и приобретения ценных бумаг их владельцами. Это позитивно влияет на увеличение оборота ценных бумаг, на интенсификацию перераспределения финансовых ресурсов.
Однако, следует сосредоточить внимание на негативной особенности рынка ценных бумаг. Так, верно отмечают многие исследователи фондового рынка [2], что ему присуща чувствительность к политическим, экономическим, правовым изменениям в не только в стране, но и за границей.
Сутью рынка ценных бумаг является то, что это рынок «ожиданий». Свое поведение участники строят, опираясь на субъективные представления о вероятных событиях в будущем. Так же на фондовом рынке присутствует в той или иной форме спекуляция, т.е. покупка и продажа одного и того же товара по разным ценам и получение прибыли на разнице цен покупки и продажи.
Анализируя становление регулирования фондового рынка в России, актуально провести сравнение отечественного опыта с зарубежным. Особое внимание привлекает цикличность процессов, которые происходят в
функционировании рынков ценных бумаг и в их регулировании.
Исследуя эти процессы И.С. Королева в монографии «Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет», отмечает, что в развитии функционирования фондовых рынков мира можно выделить несколько этапов. Опираясь на ее работу можно развить ее периодизацию.
Первым этапом можно назвать период с 1860 по 1914 год. Это было время активного развития национальных рынков ценных бумаг, подъема международного перемещения капиталов и становления глобального рынка капиталов. Этим процессам способствовали и политические, и экономические условия. Страны переходили к
золотомонетному стандарту, что означало установление фиксированных золотых паритетов национальных валют. При этом отсутствии какие-либо ограничения в части движения капитала. Составляющими интеграционных процессов мировой экономики того времени выступали также свободное перемещение товаров и рабочей силы [3].
Второй этап проходит в 1920-1945 годах. Он характеризуется началом разложения мирового фондового рынка и исчезновением тех условий, которые обеспечивали развитие мирового рынка капиталов в довоенный период. После Первой мировой войны стала возрастать политическая нестабильность, которую вызвали революционные потрясения в целом ряде стран. Распространение социалистических идей, рост активности левого движения и нарастание социальной напряженности также влияли на рост политической нестабильности не только в Европе. Политика правительств в экономической сфере теряет предсказуемость и последовательность. В данный период растет и валютно-финансовая нестабильность. Первая мировая война послужила причиной прекращения обмена национальных валют на золото во внутреннем денежном обороте. Растущая милитаризация экономики государств
обеспечивалась за счет роста государственной задолженности. В ряде стран расстройство государственных финансов и обесценение национальных денежных знаков было настолько значительным, что потребовалось проведение денежных реформ [3].
Третий этап (1945-1972 гг.). В это время договоренности в виде Бреттон-Вудских соглашений в 1944 г. повлияли на генезис валютных и финансовых отношений в годы после Второй мировой войны. В этот период валютная система строилась на фиксированных паритетах национальных валют к доллару США, фиксированной цене золота в долларах, возможности размена долларов США на золото по фиксированной цене в 35 долл. за 1 тройскую унцию для зарубежных иностранных официальных органов (центральных банков), обеспечении
конвертируемости национальных валют по текущим операциям при сохранении валютных ограничений в области движения капиталов. Надзорные функции за соблюдением указанных принципов взял на себя Международный валютный фонд. Движение капиталов между странами в первые послевоенные годы осуществлялось преимущественно по государственным каналам (например, «план Маршалла», оказание финансовой помощи, межгосударственные кредиты). Движение частного капитала находилось под жестким государственным контролем. Международная деятельность национальных рынков капиталов фактически отсутствовала в связи с жесткими валютными ограничениями [3].
Отметим, что в России 90-х годов прошлого века сложилась социально-экономическая ситуация близкая к послевоенной. Однако вместо жесткого регулирования финансовой сферы реформаторы того времени втиснули эту сферу экономики России в последний четвертый этап (1973 г. - настоящее
время). Характеризуя его нужно отметить четыре момента, вызвавших радикальные преобразования на национальных фондовых рынках развитых стран, к которым в то время Россия не относилась.
Во-первых, переход к плавающим валютным курсам в 1973 г., прекращение выполнения золотом монетарных функций и окончательный отход от золотой основы денежного обращения.
Во-вторых, возрастание роли современных технологий, способствовавших установлению более тесных связей между национальными финансовыми рынками и усилению их взаимозависимости.
В-третьих, появление новых финансовых продуктов и совершенствование технологии торговли финансовыми инструментами.
В-четвертых, политика дерегулирования национальных финансовых рынков и либерализация в области движения капиталов [3].
Это время глобализации финансовой сферы.
Со всеми основаниями можно утверждать, что нужно продолжить периодизацию, предложенную И.С. Королевой, т.к. есть достаточные предпосылки к обозначению тенденций, указывающих на начало пятого этапа. Этот этап проявляется в характеристиках, присущих второму этапу, тогда, как нынешний, четвертый этап проявляет черты, которые были присущи первому. А обострение международной напряженности и балансирование на грани войны и мира в последнее время подтверждают эти тенденции. Создание мегарегуляторов финансовой сферы подтверждает это. Так, практически во всех странах, основной целью создания мегарегулятора, является противостояние циклическим кризисным явлениям.
Сегодня процессы глобализации, происходящие во всех сферах общества, затрагивают не только позитивными изменениями, но и кризисными явлениями финансовую систему России, в том числе ее финансовый рынок, и рынок ценных бумаг, в частности. Исследование функционирования рынка ценных бумаг за рубежом осмысление процессов, функционирования российского фондового рынка и тенденций развития законодательства, связанные с предупреждением кризисных явлений, может повлиять на минимизацию отрицательных факторов присущих данному периоду развития.
Современная система регулирования и надзора рынка ценных бумаг создавалась одновременно с созданием рынка ценных бумаг. Ее особенностью можно считать то, что данные функции были «размыты» между несколькими органами государственной власти. В числе которых такие министерства как Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития, также Банк России, и несколько федеральных служб, к которым относились антимонопольная (ФАС), по финансовым рынкам (ФСФР) и некоторые иные. Раздробленность данной системы, наделение компетенцией в сфере регулирования и надзора многочисленных органов не обеспечивали гибкость при решении проблем рынка. «Для построения конкурентоспособного финансового рынка необходимо формирование унифицированной и прозрачной регулятивной системы, которая основана на единых принципах регулирования и
надзора для экономически идентичных отношений и функций, осуществляемых на различных секторах финансового рынка, и обеспечивает мониторинг всех сегментов финансового рынка, а также создание условий для эффективной работы регуляторов, саморегулируемых организаций и участников рынка, для реализации механизма коллегиального принятия решений» [4].
Развиваясь с начала 90-х годов ХХ века, механизм государственного регулирования и надзора в сфере фондового рынка прошел на наш взгляд три этапа. Первый начался с принятием 22 апреля 1996 г. Федерального закона № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», и в июле 1996 года была создана Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, в качестве специального регулятора данного рынка. Позже, в 2004 году, в ходе проведения административной реформы была создана Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации (ФСФР России), а в июне утверждается положение о ФСФР России [5]. Это было начало второго периода. Полномочия ФСФР России развивались. Так в 2011 г. под надзор ФСФР России были переданы компетенции страхового надзора в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах государственного
регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» от 29 августа 2011 г. № 717 [6].
Принятый федеральный закон от 23.07.2013 №251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» [7], ознаменовал начало третьего периода. Процесс создания «мегарегулятора» финансового рынка в России завершился законодательно. В сравнении с полномочиями ФСФР существенно изменены компетенции Банка России по регулированию рынка ценных бумаг. Многими указано на потенциальную эффективность модели интегрированного регулирования, но существуют и противоположные точки зрения [8].
У ученых-юристов нет единообразия во взглядах на сущность, на понятие мегарегулятора. Так, А.В. Ромашкин считает, что, Банк России стал единым органом по регулированию финансово-кредитных отношений на рынках ценных бумаг, банковских услуг и страхования [9]. Другие ученые считают мегарегулятор моделью объединенного или интегрированного надзора за финансовым сектором, главный тип институциональной структуры финансового регулирования, в компетенцию которого входят рынок ценных бумаг, банковский сектор и страхование. Отличается взгляд на понятие мегарегулятора, определенный Ж.Г. Голодовой, она считает, что категория мегарегулятора включает не только собственно мегарегулятор, но и иные органы, которые осуществляют регулирование и надзор более чем в одном сегменте финансового рынка [10].
Представляется, что все данные определения мегарегулятора, в основном смысле схожи между собой, представляя его как орган финансового
регулирования и надзора в полном объеме финансового рынка. Именно в настоящий момент в сфере регулирования, контроля и надзора Банка России вошли и находятся некредитные финансовые организации, осуществляющие разнообразную деятельность:
1) профессиональных участников рынка ценных бумаг;
2) управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
3) специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
4) акционерных инвестиционных фондов;
5) клиринговую деятельность;
6) деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;
7) деятельность организатора торговли;
8) деятельность центрального депозитария [11].
Банк России в настоящее время - орган,
осуществляющий регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Указанные регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями призваны обеспечить устойчивое развитие финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). Банк России не вмешивается в оперативную деятельность некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных
федеральными законами [11].
Следует отметить тот факт, что существенно увеличились не только количество, но и объем функций Банка России, за счет присоединения к сфере его ведения регулирование и надзор некредитных финансовых организаций.
В структуре Банка России по решению Совета директоров Банка России от 8 августа 2013 г. создается специальный орган - Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР). Это происходило в связи с присоединением к структуре Центрального банка Российской Федерации ФСФР России. Банк России наделяется рядом полномочий, реализуя которые он сможет играть роль мегарегулятора российского финансового рынка и, в том числе, осуществлять регулятивные функции, принадлежащие до 1 сентября 2013 г. ФСФР России.
Широкие полномочия Совета директоров Банка России обусловили принятие решения от 29 ноября 2013 г. об упразднении с 3 марта 2014 г. Службы Банка России по финансовым рынкам (СБРФР), которая к тому моменту просуществовала около полугода[12].
Полномочия, которые ранее осуществлялись СБРФР в сфере финансовых рынков с 3 марта 2014 года были переданы девяти подразделениям, созданным в структуре Банка России. Это шесть департаментов: развития финансовых рынков, допуска на финансовые рынки, сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций, страхового рынка, коллективных инвестиций и доверительного управления, рынка ценных бумаг и товарного рынка; два главных управления: рынка микрофинансирования, противодействия
недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках; Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров [12].
Завершая, рассмотрение периодизации и перспектив развития регулирования фондового рынка в России, следует отметить, что финансовая система страны с трудом, но преодолевает трудности несвоевременного вхождения в четвертый этап развития. Создание и деятельность мегарегулятора должна облегчить этот процесс, особенно в периоды финансовых кризисов. Попутно в данной сфере решаются такие задачи как ликвидация конфликта интересов между различными регуляторами, улучшение
распределения регулятивных ресурсов, оптимизация регулирования и надзора в финансовых группах и конгломератах.
Можно констатировать, что создание единого регулятора финансовых рынков, в том числе фондового, опирается на единый предмет правового регулирования и контроля, обосновано тем, что в основе практически каждой финансовой услуги и деятельности по оказанию ее, лежат идентичные признаки, кем бы ни оказывалась такая услуга, будь то банки, инвестиционные фонды, брокеры, депозитарии и т.п., и в чем бы эта услуга ни заключалась.
Список литературы
1. См.: Лялин В.А., Воробьев П.В. Рынок ценных бумаг: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. М. 2011. -398с., с.12
2. Хоменко Е.Г. Правовое регулирование рынка ценных бумаг: учебно-практическое пособие. М. Юрист. 2008. - 174с., с.10
3. Королева И.С. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет ; под ред. И.С. Королева. — М. Юристъ. 2003. - 604с., с. 103, 104, 106, 111.
4. Бесхмельницын М.И.. Регулирование финансового рынка как основной элемент конкурентоспособности. URL: http://federalbook.ru/files/FS/Soderjanie/FS-26/II/Beshmelnicin.pdf. с.73 (дата обращения: 06.02.2015)
5. Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам : постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 317 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 27. -Ст. 2780. (утратил силу).
6. О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам») : постановление Правительства РФ от 29.08.2011 № 717 // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 36. - Ст. 5148.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков: федеральный закон от 23.07.2013 № 251 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 3. - Ст. 4084.
8. Ильина Т.Г. Теоретико-методологические основы создания мегарегулятора финансового рынка в России // Проблемы учета финансов. 2013. №2. С. 21 - 27. URL: Научная библиотека КиберЛенинка:
http://cyberleninka.ru/artide/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-sozdaniya-megaregulyatora-finansovogo-rynka-v-rossii#ixzz2zVZ0NKe0 ( дата обращения: 06.03.2015)
9. Ромашкин А.В. Государственное регулирование страховой деятельности: мировой опыт и его использование в России: дис. канд. экон. наук. М. 2008. С.146-157.
10. Голодова Ж.Г. Формирование и управление финансовым потенциалом региона в целях обеспечения его экономического роста : дис. док. экон. наук. М., 2010. С. 280-287.
11. Федеральнй закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», части 1, 2, 3 ст.76.1
12. Центральный банк Российской Федерации. Пресс-служба. Информация об упразднении Службы Банка России по финансовым рынкам. От 28 Февраля 2014 г. URL: http://cbr.ru/press/PR.aspx?file=28022014_212328c brfr.htm (дата обращения: 25.03.2014)